Беседы с батюшкой. Региональный этап ХХIV Международных Рождественских образовательных чтений

4 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Щукин, помощник руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии. Передача из Екатеринбурга.

– Хотелось бы обсудить с Вами сразу две темы: во-первых, сегодня отмечается День народного единства, для многих наших сограждан это выходной день, кроме того, это день памяти Казанской иконы Божией Матери, и многие православные жители нашей страны молились сегодня на богослужениях в храмах; а еще с 1 по 8 ноября в Екатеринбургской епархии проходит региональный этап XXIV Международных образовательных чтений, хотелось бы поговорить об этом форуме: какое значение он имеет, какова его практическая сторона, насколько он является актуальным и необходимым на сегодняшний день.

Вначале поговорим о сегодняшнем празднике: скажите, светский и церковный праздники между собой взаимосвязаны?

– Вне всякого сомнения. Конечно, этот день имеет очень много смыслов и тем: сегодня мы вспоминаем определенные исторические события, думаем о своем будущем в рамках празднования Дня народного единства, переживаем за ту ситуацию, которая сложилась сейчас у нас в стране, – все имеет значение и взаимосвязано потому, что объединено темой России, в эту тему включаются поколения людей, которые жили, живут и будут жить. Мы говорим не о государстве как о какой-то единице международных отношений, которая выживает за счет консолидации своего сообщества, но прежде всего говорим о смыслах: чем наполнена жизнь народа, составляющего это государство.

Исторические события всем известны и связаны с 1612 годом, с ополчением Минина и Пожарского. Здесь необходимо обратить внимание на один очень важный момент, имеющий отношение к Казанской иконе Божией Матери. Это был конец Смутного времени, Москва находилась в оккупации поляками, ополчение собирается для того, чтобы освободить столицу государства, но властных, военных усилий не хватает, чтобы исправить ситуацию, которая сложилась на тот момент, когда люди перестали верить в справедливость, потому что творились различные беззакония, убийства, произвол, бесчинства и никто не мог это остановить: ни государственная власть, ни народная консолидация.

Людям, составляющим ополчение, становится понятно, что вся эта ситуация, которая продолжается с конца XVI века до начала XVII века, попущена Богом за грехи власти и народа, что ее не исправить без помощи Божией, без заступничества Божией Матери. В ополчение привозится Казанская икона Божией Матери, люди налагают на себя строгий пост и просят Бога исправить положение, которое сложилось в стране, охваченной на тот момент и внешней угрозой, и внутренними раздорами, когда нет единства, нет той темы, на которой сфокусировалось бы внимание всего общества.

Обращенность людей к Богу разрешает эту ситуацию со Смутным временем, потому что через несколько дней Господь открывает одному из людей, впоследствии святителю, то, что милость и заступничество Божией Матери вновь даются русскому народу, чтобы возобновилась государственная жизнь. День, который мы празднуем, – это день освобождения Москвы от польской интервенции. В 1649 году празднование Казанской иконы Божией Матери становится общегосударственным важным событием, которое разделило историю государства на до и после Смутного времени.

Далее происходит избрание нового царя, и мы знаем из истории, что Россия в правление Михаила Романова становится большим государством, начинает очень быстро развиваться. Люди понимали, что это стало возможным только благодаря осознанию своих ошибок: внешняя угроза обнажила внутренние проблемы, которые существовали на тот момент в обществе, и когда люди осознали, что единственное решение этих проблем – признание и исправление своих ошибок и обращенность к Богу, то помощь и заступничество Божией Матери очень быстро были явлены русскому народу – для всех это было очевидно. Правление династии Романовых, особенно в XVII веке, свидетельствовало о правильности выбранного пути.

Мне кажется очень важным вспомнить в этот день о способности народа признавать свои ошибки, потому что есть понятие личного покаяния, но есть ошибки, которые совершаются властью. Тогда сложилась ситуация, когда власть выпадала из рук правителей, никто не мог понести этого креста, пока Господь не указал того человека, который смог взять власть и собрать вокруг себя сподвижников, способствующих развитию государства, его укреплению и благосостоянию.

Сейчас, вспоминая эти исторические события, мы понимаем, что тогда объединению способствовало ратование людей о спасении Родины, и происходило оно из глубины осознания своих ошибок. В наше время у нас тоже достаточно угроз, и не столько внешних, сколько внутренних. Насколько мы уподобляемся своим предкам? Действительно ли мы понимаем и осознаем, что если мы что-то не исправим в своей повседневной жизни, мы можем так же потерять свое Отечество, можем точно так же быть порабощены? Сохраняем ли мы то, что передано нам предыдущими поколениями? Насколько сохраняем? Ценим ли это? Понимаем ли важность того, что передается нам из поколения в поколение? Или мы относимся к этому очень невежественно? Потому что как у человека, так и у государства есть определенные этапы развития, и если что-то из этих этапов бездумно выпускать, пренебрегая теми трудами, которые были положены в основание нашего общества, не придем ли мы к саморазрушению?

– Мы отмечаем сегодня День народного единства, когда русский народ все-таки смог объединиться не только в борьбе против внешнего врага, но и против разрозненности общества. На сегодняшний день общество тоже разрозненное. Какие меры можно предпринять, чтобы единение вновь появилось?

– В то Смутное время происходило уничтожение святынь народа. Иностранная интервенция привнесла в русское общество не просто людей, которые хотели власти, но началось уничтожение народных святынь. И именно это люди осознали и поняли, потому что жаждущие власти внешние люди приходили не для того, чтобы возглавить страну и способствовать ее развитию, они пришли ее разделить и уничтожить. Народ это почувствовал и понял, что потом никакого единства и сильной страны не будет, так как интервентами уничтожались святыни.

В наше время мы восстанавливаем святыни, но как мы к ним относимся? Мы относимся к ним абсолютно пренебрежительно. Искушение нашего времени – непонимание того, что есть вокруг тебя: что является святыней, какое значение она имеет не только в личной жизни человека, но и в жизни народа, чему она способствует. В этом контексте, когда в 90-х годах было очень сильное возрождение церковной жизни, внимание людей к христианским святыням было большим, чем сейчас. Очень многие тогда искренне хотели узнать, что это такое.

Сейчас в нашем обществе огромное значение имеют материальные ценности, на первое место ставится жизненный комфорт, а духовно-нравственные ценности уходят на второй, третий и т.д. план, мы перестаем понимать, чем человек живет на самом деле, как появляются и развиваются духовные ценности, какой цели достигают. Для нас это не проработанный до конца вопрос, мы постоянно оставляем его на потом. И мы можем оказаться в такой ситуации, когда ценности нашего народа, нашей истории, наши традиции и обычаи станут для нас абсолютно чуждыми. Мы не будем понимать, что такое молитва, крестный ход. Наши предки в этот день совершали шествие со святынями – крестный ход, проходили через известные храмы, которые были в городах, совершали сугубые молебны о благополучии Отчизны. Сегодня в Екатеринбурге был большой крестный ход.

– Во многих городах сейчас возрождается эта традиция.

– Да, но для некоторых людей это празднование остается вне их личной жизни, никак с ними не связано, хотя это не совсем верно: человек живет в этой стране, пользуется ее достижениями, ценностями, о которые иногда даже спотыкается, но их не понимает. Это знак нашего времени, когда мы спорим с теми духовными ценностями нашего народа, которые даже не понимаем.

Очень хорошо, что появилось такое пристальное внимание государства к этому историческому событию в виде Дня народного единства. Нам очень важно понимать те исторические события, которые сформировали наше Отечество, нам надо хорошо понимать те духовные ценности, которые лежали в основании нашего государства, и мы должны понимать, какое значение они имеют для будущих поколений. Это ценности, которые определяют лицо нации, потому что наша страна умеет объединяться, и не только для того, чтобы защититься от внешних врагов или бороться с внутренними врагами, но в том числе наша страна объединяется для того, чтобы помочь другим государствам. И это очень хороший христианский посыл, потому что мы осознаем великое промышление Божие в отношении нашего Отечества. Оно связано именно с тем временем XVII века, когда мы уже становились большим государством: при Михаиле Романове мы вышли к Тихому океану. До него государство было маленькое, и очень быстро оно вырастает, как будто бы Господь дает нашему народу какую-то миссию, очень важное дело, которое мы выпросили своим покаянием, своей любовью к Отечеству, к святыням нашего народа.

Нельзя сказать, что в истории государства Российского всегда все было гладко, но способность народа перед лицом Божественной правды осознавать свои ошибки – это тоже черта, которая положена в основание нашего государства. Мы можем осознавать свои ошибки и исправлять их, и доказательством этому является наше время, когда мы возрождаем не только святыни нашего народа, но и духовно-нравственное воспитание, задумываемся о значении семьи в нашем обществе, о том, какой должна быть семья, и вспоминаем тех людей, которые становятся символом настоящей семьи (Петр и Феврония). А также видим, что государственная власть относится к этому с огромным уважением: в году появляется еще один государственный праздник – День семьи, любви и верности. Некое движение идет, но нельзя останавливаться в развитии. Надо закреплять то, что было и есть, и усиленно двигаться вперед.

– Расскажите о Международных Рождественских образовательных чтениях: что это за форум и почему существуют его региональные этапы?

– Международные Рождественские образовательные чтения проходят уже 24-й раз. Это действительно форум-площадка, где обсуждаются различные вопросы взаимодействия Церкви и государства, образования и воспитания, социального служения и семьи, миссионерские вопросы. Это такая площадка, где возможен диалог на различные темы. Финальный этап Международных Рождественских чтений проходит раз в год в январе, соответственно XXIV Рождественские чтения пройдут в январе 2016 года, их возглавляет Святейший Патриарх Кирилл. Это форум, где идет очень живое и активное обсуждение насущных вопросов, связанных прежде всего с образованием и воспитанием, от которых зависит будущее не только нашего общества, но и государства в целом. Люди, которые работают в одной сфере (например, образования), общаются друг с другом, чтобы осознать, понимают ли они друг друга или есть какие-то расхождения, есть ли вопросы, которые необходимо обсудить, или такие задачи, которые не могут быть выполнены без консолидации каких-то усилий, есть ли какие-то цели, которые поставили, а они не достигаются. Это рабочий форум. Мы обращаем внимание и на какие-то успехи, но по большей части образовательные чтения на региональном уровне связаны с теми вопросами, которые волнуют людей, занимающихся в этом регионе каким-то определенным служением.

– То есть получается, что это форум специалистов?

– Специалистов и профессионалов, которые так или иначе занимаются общим делом. В регионе есть своя работа, которая постоянно ведется в определенное время, а на региональном уровне этих чтений проходит подведение итогов: мы подсчитываем, что нам удалось, что не удалось, и, сделав какие-то выводы, можем двигаться дальше. На финальном, московском этапе обсуждаются вопросы, касающиеся всех регионов и русских людей, которые живут за пределами нашего государства. Это прекрасная площадка, которая работает уже довольно долго и приносит определенные плоды. Каждый раз, когда заканчиваются очередные Рождественские чтения, их итоги распространяются на целый год: темами, которые обсуждались, «питаются» в течение года. Это форум, который имеет свой определенный центр, определенную планку, высоту, и плоды этой работы можно видеть в регионах, на местах, а оттуда уже начинается движение к центру этого образовательного форума, когда все собираются в столице.

– У нас на столе лежит документ – план Международных Рождественских образовательных чтений, которые проходят в Екатеринбурге. Список мероприятий, которые пройдут в рамках регионального этапа, занимает порядка шести страниц формата А4.

– Действительно, это мероприятия не одного дня. Есть мероприятия-открытия, а далее идут всевозможные совещания, секции, конференции, какие-то рабочие встречи.

– В чем отличие регионального этапа этих чтений от проведения просто какой-либо конференции, съезда, круглого стола?

– Здесь есть очень важное отличие. Дело в том, что Рождественские образовательные чтения – это форум, который создается не просто какими-то специальными отделами Русской Православной Церкви, а создается совместно с государственной властью, с теми людьми, которые занимаются и образованием, и воспитанием, и социальной работой в государственных структурах. Это совместное дело.

– Церковно-светский форум?

– Да, и в нем принимают участие люди, наделенные определенной общественной, государственной властью, поэтому этот форум достаточно представительный. Важно увидеть, как развивается диалог между Церковью и обществом, Церковью и властью: действительно ли мы слышим друг друга или где-то упускаем возможность к созидательному диалогу.

Для нынешних региональных чтений очень важной является тема сохранения нашего культурного, религиозного, духовно-нравственного наследия. Нашему обществу сейчас необходимо понимать те традиции и обычаи, которые сохранились доныне и были основанием для жизни наших благочестивых предков. Очень важно понимание того, что происходило раньше и происходит сейчас. В настоящее время меняется отношение к жизни, на первый план выходят какие-то другие ценности. Сейчас в нашем обществе достаточно велико искушение материальными ценностями, мы задвигаем духовные святыни туда, где мы их даже не можем достать, не можем ими воспользоваться, мы живем какой-то материальной зависимостью: и информационной, и от каких-то определенных вещей, и даже от какого-то образа жизни, от определенного отдыха. А вопросы милосердия, покаяния, жертвенности остаются за пределами понимания не только взрослых людей, но и детей.

В школах сейчас развивается духовно-нравственное направление в работе благодаря усилиям государственным, общественным и в том числе церковным. Так, например, в школах есть предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Даже в этом конкретном образовательном проекте есть много того, что до конца не понимается образовательным сообществом, родителями. Мы видим, что он до конца не работает: есть препятствия, которые не дают возможность этому проекту развиваться в школе, в образовательном сообществе, и об этом надо говорить, это надо каким-то образом решать.

Для наших региональных образовательных чтений эта тема была главной, но это не означает, что там занимаются только какой-то одной конкретной тематикой, обсуждается много тем. Сейчас необходимо сформировать нормальное, трезвое, спокойное отношение к «Основам православной культуры» в школе, к тому, чтобы понимать ценности своего народа, относиться к ним не равнодушно и не пренебрежительно, а так, как нужно, чтобы мы не стали «Иванами, не помнящими своего родства», а для этого нам надо пройти какие-то маленькие этапы.

Для образовательного сообщества, для российского многонационального общества очень важно выработать какой -то определенный минимум, которого обязательно надо достигнуть. Нельзя пугаться религиозной культуры, надо спокойно ее изучать, потому что это не только полезно, но и очень важно знать, так как от определенных религиозных ценностей начинается и светская культура, и общественная, и государственная. Есть вещи, которые взаимосвязаны, их нельзя исключать, игнорировать. Поэтому образовательные чтения являются такой площадкой, где мы можем сказать, что здесь что-то не получается, потому что у нас нет воли, решимости довести дело до конца. Мы начали это хорошее дело, но остановились на полдороге, мы забыли о том, чтобы предоставить возможность учителям развиваться в этом направлении, что необходимо предоставить время для того, чтобы этот предмет нашел место в общеобразовательной сетке часов. Много есть вопросов, которые надо обязательно обсуждать, говорить о них, даже если они неприятные, потому что от этого зависит не только нынешнее положение, но и будущее.

Если мы не осознаем какие-то простые истины, связанные с нашей духовно-нравственной жизнью, не отразим их для наших детей в самом простом и понятном для них варианте, в итоге они воспримут ценности, которые будут привиты извне, и тогда повторится то, что было в Смутное время: произойдет такое воздействие на нашу культуру, государство, на наш многонациональный народ, что мы потеряем свое лицо, оденем личину культуры в том виде, в котором она придет в нашу жизнь.

Мы и так имеем слишком много проблем с влиянием информационных технологий, материальными зависимостями и зависимостями от дурных привычек. Например, такая проблема: мы перестаем понимать важность и значение труда в своей жизни – и мы перестаем по-настоящему трудиться, мы не знаем, каким образом можно трудиться так, чтобы действительно быть довольными жизнью. Мы трудимся, получаем какие-то деньги за труд, и мы недовольны своим трудом, недовольны жалованьем, а дальше идет недовольство жизнью. В нашей жизни потерялись ориентиры, связанные с тем, что для нас главное, что второстепенное, а без чего мы жить не можем. Потому что и труд, и какое-то служение всегда связаны с духовно-нравственными ценностями, без них невозможно. Как можно делать какое-то дело? Его можно делать тщательным образом, а можно лениться и делать его равнодушно – получится разный продукт труда.

Эти проблемные темы во время образовательных форумов (впереди еще Русский народный собор, который будет проходить в Москве) становятся достоянием общественности. Благодаря тому что специалисты, профессионалы собираются вместе, обсуждают что-то, есть возможность обозреть те задачи, которые сейчас стоят перед обществом, перед Церковью, и посмотреть на те цели, которые были поставлены: действительно ли мы их достигаем или нам необходимо еще приложить усилия, чтобы их достигнуть.

– Правильно ли я понимаю, что после региональных этапов Международных Рождественских образовательных чтений принимаются какие-то итоговые документы, которые в дальнейшем передаются для московских образовательных чтений?

– Абсолютно верно. Материалы региональных этапов печатаются и используются образовательным сообществом. Сейчас подобная информация легко распространяется через электронные СМИ, и мы можем ознакомиться с итоговыми документами и региональных, и финальных этапов Рождественских чтений. Очень важно читать такие документы, особенно послания Святейшего Патриарха.

– Вы рекомендуете их читать специалистам в этой области или вообще всем людям для общего развития?

– Эти темы понятны для всех людей. Сейчас есть форум в рамках этих чтений, где законодательная власть обсуждает какие-то вопросы вместе с Церковью. На прошлых Рождественских чтениях Святейший Патриарх делал доклад в Государственной думе, сейчас будет встреча в Совете Федерации. Темы, которые там обсуждаются, абсолютно понятны для всех людей, потому что то, о чем мы говорим, – это существенные вопросы нашей повседневной жизни, связанные с выживаемостью нашего Отечества, поэтому этот образовательный форум так востребован.

Есть разные образовательные форумы, разные площадки, где встречаются люди одних и тех же профессий, но такие чтения – это форум, который дает возможность посмотреть на какие-то проблемы с точки зрения веры, религиозного миропонимания. Это очень важно. Общество состоит из разных людей, но для любого государства религиозный импульс является первоначальным.

– Напоследок хотелось бы услышать от Вас слова духовного напутствия в этот праздничный день.

– Мы живем в то время, когда Господь открыл для нас много возможностей, мы можем многое сделать, создать, у нас мало препятствий, которые могли бы нам помешать жить праведно, честно, стремиться не только к осуществлению правды человеческой, но и правды Божией. Надо использовать это время, потому что в жизни общества бывают такие моменты, минуты, когда, что бы ты ни делал, невозможно достичь какой-то определенной цели.

Мы должны помнить не только о событиях, которые были четыре века назад, но и очень многие моменты истории нашего Отечества. Разве в начале XX века, после страшной революции в нашем обществе было мало умных и серьезных людей? Нет, их было очень много. Но, несмотря на то что они обладали какими-то знаниями, возможностями, они не смогли их реализовать, потому что в этот момент люди отказались и от духовности, и от нравственности и выбрали совсем другое. В итоге мы чуть не потеряли страну. Хорошо, что мы в какой-то момент спохватились и перестали осуществлять тотальное разрушение основ нашего общества.

Сейчас много возможностей. Неизвестно, как долго продлится это время, но каждый человек, который делает какое-то очень важное общественное дело в нашей жизни, должен понимать и осознавать, что именно сейчас благоприятное время для этого, должен отдавать все свои силы, чтобы спасти ближнего, иметь возможность что-то сделать ради него. Это очень важный момент: мы благополучны тогда, когда мы объединяемся ради любви, ради спасения наших ближних, ради правды и истины, тогда Господь благословит нас еще большим.

А если в нас нет этого внутреннего стремления к правде и мы заменяем ее полуправдой, подобием правды (здесь мы сделаем по заповедям Божиим, а здесь немного по-своему, мы же немощны) да еще оправдываем себя, то следует перестать оправдываться и делать дело правильно, тщательно – и обязательно для блага ближнего (не только для сиюминутного блага, но и для того, чтобы он и его потомки жили долго и счастливо), с молитвой к Божией Матери о спасении нашего Отечества, о том, чтобы Господь дал нам силы правильно совершать свое служение, доводить дела до конца.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать