Беседы с батюшкой. Светлая седмица

4 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга.

– Христос воскресе! Сегодня даже не нужно придумывать тему, ведь настала Пасха – ликование, радость, праздников праздник, торжество из торжеств. О нем сегодня и поговорим.

– Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с главным событием Нового Завета и, собственно, нашей жизни – Воскресением Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Пусть вся наша жизнь будет светлым свидетельством о том, что Христос воскрес и не тщетна вера наша.

– Спасибо Вам за это поздравление.

В каждом храме, монастыре есть свои традиции празднования Пасхи. Расскажите, как этот праздник встречали у вас.

– Каких-то особенных традиций у нас нет. Перед совершением крестного хода предупреждаем всех, чтобы не теснились: все успеют выйти из храма. Храм у нас небольшой, территория совсем маленькая, так что мы обходим вокруг храма очень быстро, но всегда ждем наших прихожан, чтобы они успели собраться на площади, только потом идем крестным ходом. Служба затем проходит своим чередом. Обычно к окончанию пасхальной заутрени успевают принести из Троицкого собора Благодатный огонь. Мы объявляем, что сейчас послушник, принесший Благодатный огонь, обойдет все подсвечники, потушит свечи и зажжет их от нового Благодатного огня.

Благодатный огонь у нас сохраняется с предыдущего года. Неугасимые лампадки горят у распятия и в верхней лампаде на семисвечнике в алтаре. Благодатный огонь прошлого года заменяется новым. Обычно это происходит, когда утреня уже закончена и читается патриаршее послание. А в этом году было еще одно радостное событие. Один из наших алтарников Иван получил благословение от правящего архиерея нашей епархии митрополита Кирилла на ношение стихаря. Об этом мы торжественно объявили перед прихожанами, благословили ему ношение этой совершенно особой для мирянина, торжественной, нарядной церковной одежды, в которой обычно пономари участвуют в определенных богослужебных действиях.

– Долгие годы на телеканале «Союз» наши зрители молятся с вами утром и вечером. В связи с этим хочу Вас спросить: какие изменения в пасхальное время бывают в утреннем и вечернем молитвенных правилах, в молитвах ко Святому Причастию?

– Если говорить об общей традиции на весь пасхальный период – от Пасхи до Вознесения Господня (перед Вознесением мы «провожаем» Пасху, это отдание Пасхи), мы вместо «Царю Небесный» читаем трижды: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»; а вместо «Достойно есть» читаем: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия…» Эти правила обычно написаны в молитвословах. На Пасхальной неделе еще есть традиция вместо утренних и вечерних молитв совершать более короткое чинопоследование – часы Пасхи. Все это чинопоследование поется, поэтому многие христиане, чтобы устроить себе некое разнообразие, порадоваться Пасхе и в домашних условиях, слушают, как они поются в храме, или находят в Интернете и исполняют это чинопоследование утром и вечером. Таким образом, утреннее и вечернее моление превращается в пение. В нашем монастыре такая традиция тоже есть. На Пасхальной седмице мы заменяем утренние и вечерние молитвы пасхальными часами.

– И таким образом подкрепляем пасхальную радость.

– Конечно.

– Вопрос телезрителя: «Мы празднуем Воскресение Христово, которое произошло около двух тысяч лет назад. Христос взял на Себя грехи того человечества или и нашего, сегодняшнего? Если да, то нам уже не о чем беспокоиться? Если нет, то получается, что каждый год Он заново распинается за наши грехи и воскресает?»

– Очень хороший вопрос. Действительно, он возникает перед нами, когда мы думаем о времени. Ведь мы можем существовать только во времени и рассуждать, учитывая только, что время существует. Мы определяем: вот это я, это время до меня, это будет после; даже если жизнь моя прервется в сей же момент, после меня человечество еще будет жить. Но Бог не живет во времени. Для Христа Спасителя, живущего не во времени, нет разницы между людьми, которые жили до нас, живут в наше время и будут жить после нас. Для Него все это одно время...

Мне нравится вот такой пример. Мы можем нарисовать временную прямую: здесь было сотворение мира, от него пошел отсчет временного луча; здесь грехопадение; здесь рождество Христово, воскресение Его из мертвых; здесь Он вознесся на небо; затем пошло первое тысячелетие; где-то здесь мы, а после нас пока еще ничего нет, но будет…Человек может существовать только в конкретной точке временного луча. А Бог представляет Собой как бы плоскость, лист, на котором изображен этот луч. Человек может быть где-то в одном месте, а Бог – везде. Если мы это представим, нам будет более понятно, как так может быть, что Христос распялся за грехи всего мира. Действительно, Он распялся за грехи всех людей, но для каждого из нас важно, что Он распялся именно за наши личные грехи. Важно это осознавать.

– Чуть ранее мы говорили о традиции чтения пасхальных часов вместо утреннего и вечернего правила, тем самым дается радостный настрой. Как можно сохранить это торжественное состояние?

– Надо, во-первых, себя подготовить. Недаром у нас есть подготовительные недели к Великому посту, и вся Страстная седмица погружает человека в особое созерцательное состояние сопричастности страданиям Христовым. Но вот уже вынесли и погребли плащаницу, обнеся ее вокруг храма, и Христос Спаситель лежит во гробе; наступает Великая Суббота. Конечно, в этот день многие готовятся к пасхальному Причастию, приступают к таинству Исповеди, но все-таки Великая Суббота – особенный день. Даже во время Херувимской песни вместо обычного песнопения «Иже херувимы» звучит: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися (то есть отдать Себя) в снедь верным». Это песнопение, так сказать, делает реальным для нас сам факт Жертвы Христовой. Перед таинством страданий Христовых мы просто замолкаем, внимаем им и трепещем. И именно в этом благоговейном трепете заключается наша молитвенная сосредоточенность и подготовка к празднику, к радости.

Перед тем как торжествовать, полезно помолчать, побыть в уединении, задать себе вопросы… Вот наступит Пасха. Если мы удостоимся войти в эту радость, как мы будем ее совершать? Какое будет наше общение, какие мы запланировали события на Пасхальную неделю, как часто мы за эту седмицу будем ходить в храм Божий? Эти вопросы нужно задать себе. Ведь основное торжество совершается не дома, не за праздничным столом, а в храме. Поэтому если мы запланируем посещение храма Божиего, особенно литургии, после которой каждый день на Светлой седмице совершается крестный ход, если именно из храма принесем эту радость, тогда это будет именно та радость, которая достойна Светлой седмицы. Другое дело, когда человек говорит: всю неделю будет только общение, стол, разгуляй, будем радоваться, потому что не могли радоваться весь Великий пост… Радость в первую очередь должна быть духовной. Об этом нам все время говорит наша Мать-Церковь устами святых отцов и современных проповедников, об этом же говорит само православное пасхальное богослужение.

– Действительно, на Светлой седмице важно посещение богослужений, храмов. К сожалению, не всегда получается, поскольку Светлая седмица не является у нас выходной. Хотя в этом году для многих наших верующих соотечественников первые два дня ее были нерабочими.

– Слава Богу, эта неделя в этом смысле особенная.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Для чего Творец создал ангелов? Ведь Он знал, что часть из них от Него отвернется, для чего Ему нужно было столько сил тратить на них? Очень интересно».

– Спасибо за действительно очень интересный вопрос. Существование ангелов для нас, с одной стороны, факт. Этот факт запечатлен и в Священном Писании, и в Священном Предании. Но с другой стороны, поскольку большинство людей ангелов не видят никогда, для нас это в определенном смысле тайна. Это одна из тайн Божиих. С одной стороны, ангелы – вестники, посланники и служители. С другой стороны, они для большинства людей пребывают втайне. Но мы знаем, что ангелы, устоявшие в правде Божией, составляют иерархию и нас вдохновляют на то, чтобы мы трезво, здраво и разумно относились к этому проявлению Божией воли.

Если в ангельском мире существует иерархия, значит, она должна быть и в нашем человеческом мире. В этом смысле ангелы Божии своим ревностным служением, своей огненностью, пламенением в молитве и службе Богу являются для нас примером; вдохновляют нас на такое же пламенное горение, служение Богу. Недаром, например, особым именем является имя Серафим. За последние пару веков у нас появилось два преподобных Серафима: Серафим Саровский и Серафим Вырицкий, и ведь какие это люди! Буквально не люди, а ангелы. Поэтому ангелы Божии действительно вдохновляют нас на служение Богу.

– Вопрос из социальной сети «ВКонтакте»: «Знаю, что если постился Великим постом, то, чтобы причаститься на Светлой седмице, не нужен трехдневный пост перед Причастием. А если не постился, как тогда готовиться к Причастию на Светлой седмице?»

– Здесь можно рассуждать так. С одной стороны, на Светлой седмице пост неуместен. Поэтому если человека это смущает, лучше всего свое Причастие, может быть, отчасти ради смирения, перенести на следующую неделю. С другой стороны, если человек не мог соблюдать Великий пост и ему хочется причаститься именно на Светлой седмице, то нужно по благословению священника все-таки какой-то пост соблюсти. Конечно, если человек не по лености не соблюдал Великий пост, а по состоянию здоровья, то это может быть и один день поста, и даже просто постный ужин в день исповеди. Эти вопросы нужно обговаривать с приходским священником. Но если человек не соблюдал Великий пост по лени или по каким-то обстоятельствам, связанным с чрезвычайной занятостью или неразумным использованием времени, тогда необходимо более покаянное отношение. Причастие возможно и на Светлой седмице, а можно перенести пост и говение, подготовку к Причастию на более позднее время. В этом случае нужно себя потомить и попоститься.

– Правильно ли я понимаю, что причащаться на Светлой седмице можно каждый день? Но как понять ту грань, когда для христианина это возможно, а когда будет не полезно?

– В общем и целом сложно сказать. Здесь благую роль может сыграть совет приходского священника. Но если человек причащался Великим постом, если причастился, например, в Великий Четверг, если есть какой-то опыт церковной жизни, наверняка ему захочется причаститься и в Светлую седмицу. Такой человек лишний раз задаст себе вопрос: может быть, Причастие на Светлой седмице сделает жизнь более молитвенной, сосредоточенной, сделает излияние радости более правильным? Такие вопросы точно не будут лишними.

– Вопрос из социальной сети «ВКонтакте»: «Как молиться об умершем человеке на Светлой седмице?»

Понятно, что Светлая седмица – время радости, но люди уходят и в это время, и, насколько я знаю, отпевания на Светлой седмице тоже совершаются.

– Если говорить в общем, Церковь недаром отлагает все заупокойные молитвословия на время вторника второй седмицы после Пасхи, когда мы совершаем Радоницу – поминовение усопших. Это сделано для того, чтобы мы могли совершить созерцание событий Страстной седмицы в полном сосредоточении и на Пасхальной седмице возрадоваться и не думать об усопших. Все это исполнено глубокого смысла, чтобы мы сосредоточились на теме бессмертия, погрузились в нее на протяжении и Страстной, и Светлой седмиц.

С другой стороны, как быть человеку, у которого ушел из этой жизни близкий, и случилось это совсем недавно? Конечно, нельзя не молиться о своем умершем родственнике или друге. В этом случае уместно вспомнить добрую христианскую поговорку: «Келья устава не знает». В домашних условиях мы, конечно, можем совершать заупокойные молитвословия, тем более если рана еще свежа. Но жизнь есть жизнь, усопшие уходят и перед Пасхой, похороны и отпевание их приходятся и на Светлую седмицу. В этом случае совершается особое молитвословие. Оно, так же как и пасхальное богослужение, почти полностью поется. Даже Апостол и Евангелие на Светлой седмице читаются не в конце отпевания, а после шестой песни канона. Читается Апостол дня, первое воскресное Евангелие (окончание Евангелия от Матфея).

Все отпевание, собственно говоря, – это Пасха, и только когда священник говорит проповедь, есть возможность от Пасхи отойти к размышлениям о жизни, смерти, о загробной участи того, кого мы провожаем. Так что в этом смысле отпевание на Светлой седмице представляет собой удивительный контраст. Но и в этот контраст нужно погрузиться, чтобы отчетливо расслышать утверждение Церкви о бессмертии, о том, что как Христос воскрес из мертвых, так и каждому из нас надлежит воскреснуть из мертвых, если только мы не застанем день Страшного суда еще живыми. Именно в эти темы воскресения и бессмертия человек даже в минуты утраты близкого должен погрузиться на Светлой седмице.

– Светлое Христово Воскресение мы еще называем праздником Пасхи. За неделю до христианской Пасхи отмечается еврейская Песах, которая установлена в воспоминание исхода евреев из Египта. Почему так получилось?

– Воскресение Христово – существенное событие, к которому человечество готовил весь Ветхий Завет. Господь так премудро установил, что Воскресение Христово – это образ, у которого есть некие первообразы. Пророчества Ветхого Завета и исход ветхозаветного народа из Египта были прообразами воскресения Христова. Собственно говоря, слово «Пасха» означает «переход».

Когда ветхозаветный народ получил благословение от Бога покинуть Египет и направиться в землю обетованную, ему пришлось преодолевать сопротивление египетского фараона, который не хотел отпускать евреев, потому что в этом случае (если страну покинет целый народ, бывший в рабстве) будут большие экономические потери. Фараон упрямствовал, а Бог смирял его упрямство, посылая так называемые казни египетские.

Это были чрезвычайные проявления силы и могущества Божия. В частности, еврейскому народу было заповедано совершить особую трапезу: каждая семья должна была заколоть непорочного ягненка и испечь его полностью, не сокрушая костей, а кровь собрать и помазать ею притолоки дверей и ворот. Этого агнца нужно было съесть с пресным хлебом и горькими травами. Прямое повеление Божие так поступить имело совершенно конкретное значение – чтобы ангел-губитель, посланный истребить всех первенцев в народе египетском, увидев эту кровь на дверях еврейских семей, миновал эти семьи и переходил дальше. Это первое значение слова «переход» – ангел минует двери, помеченные кровью животного, принесенного в жертву Истинному Богу.

Второе, более общее значение – само событие исхода еврейского ветхозаветного народа из египетского рабства в землю обетованную, которая была дарована Богом по прямому Его обещанию. Получается, это перехождение от рабства к свободе явилось прообразом перехождения всех нас в силу воскресения Христова от смерти к жизни. «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия». Эта цитата из Пасхального канона очень вдохновляет нас на то, чтобы особым образом переживать Воскресение Христово. Христос нас буквально ведет, переводит от смерти к жизни и от земли к небу. На экране в студии прекрасная икона – «Сошествие во ад»; Христос буквально ухватывает Адама и Еву, а за спиной Его развевается плащ. Этой деталью передана стремительность действия – Христос буквально ворвался в ад и перевел Адама и Еву из прозябания в аду в Свое вечное Царство. Это тоже очень вдохновляющий образ.

– Вопрос телезрительницы из Марий-Эл: «В 145-м псалме, четвертом стихе, сказано: «Изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его». Свойство души думать, размышлять ведь остается после смерти, как же понять «погибнут вся помышления его?»

– Речь здесь, если говорить о прямом понимании этого стиха, идет о том, что когда человек покидает земную жизнь, он для земной жизни перестает существовать, и в этом смысле это некое упрощенное переживание человеческой жизни. Человек уходит из этой жизни и словно стирается с лица земли, если о нем забывают. Конечно, это не отменяет понимания, что душа как хранительница нашей личности продолжает хранить все наши помышления и по исшествии души от тела после смерти. Но в данном случае мы имеем дело с намеренным упрощением псалмопевца, намеренно простым описанием события человеческой смерти.

– В ближайшее воскресенье Православная Церковь отметит антипасху. Наверное, стоит рассказать об этом торжестве в оставшееся время нашей программы.

– Антипасха – это повторение Пасхи. «Анти» означает в переводе с греческого «против» или «вместо». Получается, следующее воскресенье после Пасхи – это тоже Пасха, но «маленькая», праздник, который мы совершаем вместо Пасхи. В этом смысле каждое последующее воскресенье – это тоже маленькая антипасха. Богослужение антипасхи менее торжественно, чем в основной праздник Пасхи, и в церковной традиции именно в этот день празднуют престольный праздник приходы, посвященные Воскресению Христову – воскресенские приходы. Таким образом, воскресенские приходы очень счастливые. У них много праздников, так или иначе связанных с их наименованием.

– По сути, у них каждое воскресенье престольный праздник.

– Да… Но вот какая деталь: престольный праздник у них не в день Пасхи, а через неделю. Конечно, в этот день можно больше времени уделить каким-то местным приходским особенностям празднования, потому что в первый день Пасхи все посвящено внезапно изменившемуся, сложному пасхальному богослужению, во время которого особенно трудно бывает хору, ведь вся нагрузка лежит на певчих, а чтец читает только Апостол на Божественной литургии, молитвы перед Святым Причащением. Воскресенский приход, совершив Пасху, сосредоточивается уже на торжествах, обычно подразумевающих приходской праздник: надо кого-то почтить, отметить, особо собраться, поблагодарить и так далее.

Кроме того, антипасха в церковном календаре называется Фоминой неделей, потому что читается Евангелие об уверении Фомы. Святой апостол Фома удостоверяется в том, что Христос воскрес, видя Его собственными глазами. Он удостоверяется, что это именно Христос Спаситель, и свидетельствует об этом словами: «Господь мой и Бог мой!» Это очень трогательное евангельское повествование вдохновляет нас на то, чтобы иметь твердость в нашей вере; чтобы она опиралась не на какие-то предположения, не на что-то эфемерное, не на сказки, вымыслы, сны и так далее – чтобы она имела твердую опору. Именно таков был святой апостол Фома. С одной стороны, он горяч сердцем своим. Когда апостолы отговаривали Иисуса идти в Иерусалим: «Вот, Ты хочешь идти туда, а ведь Тебя недавно хотели убить», Фома отвечал: «Идем, и мы умрем вместе с Ним!» Настолько была горяча его вера и привязанность, трепетное служение Христу Спасителю.

С другой стороны, после воскресения Христова он являет осторожность, благоразумие: «Пока я не увижу Его раны на руках и ногах и не вложу в них своего перста… не поверю». Это очень важный момент. Фома в этом смысле не был неверующим человеком. Он был верующим, но для его веры нужно было гораздо более серьезное удостоверение, чем остальным апостолам. Им Фома не доверял, но был вместе с ними, не отделял себя от апостольской общины своим отношением к воскресению Христову. Пребывая с апостолами, он говорил: «Если я вместе с вами увижу Христа Спасителя, то удостоверюсь таким образом, который сделает меня действительно истинно верующим». То есть его недоверие нужно было для того, чтобы веру сделать более крепкой и основательной. В этом стоит подражать апостолу Фоме.

– Это чудо, которое, наверное, каждый христианин ждет в своей жизни, – пусть не такого свойства и качества, но такое чудо иногда людей приводит к Богу.

– Да, и Господь может человеку, который в этом нуждается, послать какое-то событие, которое будет для него истинным удостоверением. С другой стороны, мы можем этого удостоверения не заметить, если мы легкомысленны и поверхностны; если думаем, что оно само нас найдет. Нужно искать его и в чтении Евангелия, духовных книг, и в собеседованиях с богомудрыми проповедниками, если такая возможность есть, и в церковном богослужении, и в благодатных моментах, сопровождающих нашу жизнь, – в первую очередь в святых таинствах. Каждого человека на пути христианской жизни ждут озарения, которых он не знает. Кода же эти озарения его посетят, он может сказать: я их специально не искал, но Господь до меня достучался.

– Вопрос телезрительницы из Кисловодска: «Хотела бы поздравить всех сотрудников телеканала «Союз» с Воскресением Христовым и сказать огромное спасибо за труд. Благодаря вашим советам Бог сподобил трижды быть на Светлой седмице в храме и причаститься Христовых Таин. Низкий вам поклон, всех вас люблю, спасибо!»

Слава Богу! И Вас также с праздником Светлого Христова Воскресения, благодарим Вас за эти добрые слова. Советы, конечно, не только наши, но и всех, кто здесь трудится, и наших гостей…

– От всей души присоединяюсь к этому радостному и взволнованному поздравлению. Дай Бог, чтобы всегда были силы от Господа совершать ваше проповедническое служение, чтобы всегда были силы передавать истины веры тем, кто желает их принять. Дай Бог, чтобы все мы в эти дни Светлой седмицы вслушивались в Пасхальный канон и откликались. Потому что именно в нем содержится призыв не только войти в радость о Воскресении Христовом, не только торжествовать и ликовать, но даже «веселыми ногами Пасху праздновать» – чтобы радость включала не только тело, но и душу, и дух, чтобы все наше существо трепетало и радовалось Воскресению Христову, чтобы мы откликались на призыв быть причастными Божию Царству.

Именно в Пасхальном каноне есть такой призыв – чтобы нам стремиться войти в Царство Христово. Дивные слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего»! Из этих слов можно сделать очень вдохновляющий вывод: мы здесь, на земле, можем общаться с Богом в таинстве Святого Причащения, соединяться со Христом. Мы молим Христа Спасителя подать нам «истее», то есть еще более истинно, быть причастными Его жизни «в невечернем дни Царствия» Его. Речь идет о далеком будущем, которое откроется нам только после воскресения мертвых и великого и Страшного суда Божия. Находясь еще здесь, на земле, мы молимся о том, чтобы нам быть еще более истинными причастниками, чтобы наше Причастие Христу Спасителю продолжалось и в этой блаженной вечности, только в гораздо большей полноте и истинности. Пусть эти слова Пасхального канона вдохновляют нас особенным образом.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать