Беседы с батюшкой. Церковь в годы Великой Отечественной войны

4 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы.

 

- Остается несколько дней до празднования Победы в Великой Отечественной войне. Как Церковь относится к этой дате?

- Молитвенное и организационное внимание Церкви к этому празднику, к памяти павших растет. Каждый нормальный человек такое приветствует, я вижу это по своим сослужителям и людям вокруг меня. У Константина Симонова есть строчки: «Словно смотришь в бинокль перевернутый - всё, что сзади осталось, уменьшено». Сейчас у нас «бинокль» настоящий, мы смотрим в прошлое, увеличиваем его и разглядываем с уважением и молитвенной памятью. 9 мая служится панихида об усопших, и во время Литургии добавляются особые прошения. Кто-то из священников пошутил: «Пройдет двадцать тысяч лет,и историки будут писать, что была какая-то война, точно о ней никто ничего не знает, но в церковной литургике мы находим поминовения убитых». Так Церковь хранит эту память, акцентирует сознание людей на чем-то важном, серьезном.

- В войне потеряно двадцать шесть миллионов жизней. Не все были крещены в Православии, эпоха была не та. Как Церковь их поминает?

- У нас есть каноническое правило о том, что поминовение на проскомидии совершается только о крещеных людях. Других запретов и требований о том, чтобы Церковь молилась только о христианах, нет и быть не может. Мы молимся о стране, властях, воинстве и ее народе. Не все прихожане знают эту молитву, потому что на службе она произносится тихо, заглушается голосом хора. На Литургии, после преложения Святых Даров, священник молится о Вселенной. В Священном Писании мы находим подтверждение требования такой молитвы. У нас не будет никаких запретов на молитву о людях, которые не принадлежат Церкви. Есть только разный чин у этих молитв. Мы возносим молитву о павших, о людях, которые отдали свою жизнь, пострадали. Эти особые прошения вносятся в панихидные ектении. Когда человек молится о своих родных и подает записку – это частная молитва, которая переносится на общецерковный уровень. Но молитва о народе, стране - другая. Нация составляет единое целое, в условиях войны эта целостность проявляется так, как не проявляется в других обстоятельствах.

- Есть выражение «на войне нет атеистов». Так ли это?

- Сложный тезис. Мы говорили о нации в целом, а теперь – о тех, кто в годы Отечественной войны находился в окопах, танках и самолетах. Это были молодые люди, только окончившие школу. А мы знаем картину религиозной жизни России в довоенные годы и отчасти послевоенные. Я помню моего отчима, ветерана войны, который окончил школу в 1941 году и был направлен в разведшколу, а через два года вышел офицером разведки. Такие люди были в большинстве своем далеки от Церкви. Но посмею допустить, что они не были далеки от Бога. В этом нет никакого противоречия. Нежелательно их сортировать по принципу религиозности. Церковь одна и Бог один, но людей в нашей стране, как и на этой планете много. Также люди совершают противоположную ошибку, приписывая нашей стране или военным какую-то религиозность, которой не было. Вплоть до выдумки уникальных чудес о товарище Сталине, который якобы днем всех проклинал, а ночью молился Пресвятой Богородице.

 В «Даниловском благовестнике» много раз издавалась хорошая книга «Чудеса истинные и ложные». В ней есть специальный раздел о ложных чудесах военного времени. Я всем советую прочитать, потому что ложное чудо – отрава. Человек начинает верить в этот обман; яд – вкусная вещь, но, попадая в живот, он «взрывается», и вы погибаете. Так же и ложное чудо «взрывается» у человека в сердце, и он может погибнуть и разувериться во всем.

- Несмотря на то что Церковь была практически разрушена в довоенный период, священноначалие выступило все же с поддержкой власти.

- Правильно. Это не политическая партия и не идеологическое движение, а Святая Христова Церковь. Она должна быть за правду.

- Какая правда, если богоборческий режим практически всех уничтожил?

- Уничтожены были не все, но большое число высшего духовенства. Кровь мучеников – это семя Церкви. В христианском православном сознании нет сомнений по этому поводу. Режим римских императоров был разве не богоборческий? Около 250 лет Римская империя была антихристианской - начиная от Нерона и кончая Диоклетианом
.
Диоклетиан в исторических анналах прославлен как один из лучших римских императоров, один из самых последовательных и жестоких гонителей христиан. Тем не менее оставалось требование, выраженное в Священном Писании апостолом Павлом, молиться о властях. Христиане воевали в армиях Римской империи. Были случаи, когда они отказывались сражаться, но в целом многие христианские мученики были солдатами, полководцами. Например, Феодор Стратилат – генералом. Люди тем самым доказывали свою верность делу, которое им поручено другими. В Римской империи не было нации, существовало сообщество людей, не основанное на национальном принципе.

Семьдесят лет назад каждый нормальный человек ощущал себя частью российской нации и, как его представитель и воин, поступал так, как требовало его национальное чувство.

- Хотя Зарубежная Церковь молилась за захватчиков.

- Нет, не молилась. Есть очень неприятный эпизод из жизни известного епископа Иоанна (Шаховского). На момент нападения Гитлера на Советский Союз он написал статью ужасного содержания, где были слова: «Наконец-то германский меч поразит проклятых большевиков». Шаховской не принадлежал Зарубежной Церкви. Православные за границей были сильно раздроблены, а Зарубежная Церковь, которая сегодня объединилась с Московской Патриархией, никогда не молилась за победу нацистов. Она могла молиться только об упокоении убитых. Были отдельные попытки Зарубежной Церкви окормлять русских, которые перешли на сторону нацистов, так называемая Власовская армия. Несколько священников участвовали в их жизни. Мы, безусловно, не разделяем этих идей, но видим оправдание в их поступке, потому что это были их братья, молодые люди, которые сочли возможным участвовать в войне на стороне фашистов, с тем чтобы содействовать освобождению России от большевизма. Конечно, это ошибка. Но священник не отдает приказов вести боевые действия, он молится. Я не знаю, молились ли священники об их победе, это было бы совсем печально. И не могу осудить тех из них, которые оказались связаны с этим движением, но сегодня никто в здравом уме не будет поддерживать их позицию
.
- Когда немцы приходили на русские территории, то первым делом открывали храмы, чтобы привлечь местных жителей на свою сторону…

- Православное духовенство на оккупированных территориях благодарило оккупационные власти и расширяло церковную жизнь. Существовала «Псковская миссия», когда на оккупированных территориях специальным образом подбирались кадры среди православного духовенства тех частей Западной Украины, Западной Белоруссии, Польши, которые не были под советской властью. Из числа этого духовенства направлялись миссионеры, священники на территорию Псковской области, где они пытались разворачивать христианскую миссию. Открывали храмы, возвращали христианскую веру тем людям, которые в ней нуждались.

 Есть неплохой фильм «Поп», раскрывающий тему отношений православного духовенства с оккупационными властями, партизанами, деятелями советской карательной машины, которые потом обвиняли духовенство в сотрудничестве с фашистами. Большая часть этих священников уничтожена или направлена в лагеря. Это был подвиг народа, священства, но этот подвиг в порядке вещей, потому что ничего другого от Церкви невозможно ожидать.

- Церковь проповедует в тех случаях, когда есть такая возможность?

- Церковь несет свой подвиг, задачу, Христа. Это удивительная связь между человеком и Богом. Слово «религия» в переводе с латинского означает «связь». Все подлинные религии связывают человека и человечество с единым истинным Богом. Но религии могут подвергаться деградации, искажению. Вместо связи с Богом они становятся связью с демоническими силами, происходит «магизация» вероисповедания. В ряду религий христианство стоит особняком. Можно провести аналогию: через телефон человек с кем-то разговаривает, что-то узнает; в христианской религии вы слышите не просто голос собеседника, он сам приходит к вам через «телефонный провод».

- Каким образом Русская Православная Церковь помогала фронту и тылу?

- Прежде всего, она помогала тем, что была. Церковь в лице митрополита Сергия, будущего Патриарха, в первые дни войны обратилась к населению Советского Союза с призывом оказать сопротивление врагу. В светских средствах массовой информации и учебниках подчеркивалась материальная помощь: сбор средств на оборону. Такое правильно и совершенно естественно для верующих людей, но нельзя делать на этом акцент. Упор должен быть сделан на существование Церкви, ее проповедь национального единства, на самопожертвование. Война и любовь – это самопожертвование. Удивительным образом в нем сходятся противоположные вещи: война, ненавидимая нами, и любовь, которая является основным проявлением нашей веры. Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».

- Во время войны возросла духовность в душах наших соотечественников. Давление на Церковь ослабло, храмы заполнились людьми. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

- Так оно и есть. Чтобы признать правильность этой поговорки, не обязательно ждать войны или вспоминать ее. Но человек, живущий в условиях «аквариума», «теплой ванны», с меньшей вероятностью приобретет духовную трезвость. Война – не норма, но испытания – норма. Убийство – не норма, но страдания в той или иной форме – норма. Когда юноша ухаживает за девушкой, а она выходит замуж за другого, он воспринимает это как тяжкое страдание. Оно может довести его до самоубийства, сумасшедшего дома, преступлений. Но нормальная реакция на страдания иная. Если человек имеет искорку Божию, он эти страдания превозмогает и становится лучше. Заглавие книги святителя Луки Войно-Ясенецкого «Я полюбил страдание» для постороннего человека звучит как пощечина. Любить страдания – для него сумасшествие.

С этой книгой у меня связана одна история. Мама моего друга в Москве была врачом, человеком, далеким от Церкви. Я подарил ей книгу, через некоторое время она спрашивает: «У тебя есть еще такая же?» Я принес, спустя время она опять спросила, нет ли у меня еще. Оказалось, что все эти книги она дарила. Будучи человеком не православным и не церковным, она оценила святителя Луку и этот тезис «я полюбил страдание» - отчасти потому, что была человеком добрым, любящим и причастным к человеческому страданию как врач.

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Война не может быть справедливой, потому что воевать справедливо нельзя, даже если воюешь за справедливость. Могут ли священнослужители принимать участие в боевых действиях или нужно сначала снять сан?»

- По церковным канонам, священнослужитель не участвует в боевых действиях. Мне говорили, что на основании этого канона священник не может даже охотиться. Но я еще ни разу не слышал, что священник не может ловить рыбу. В чем отличие рыбы от утки, я не знаю.

- В рыбе нет крови, а в утке есть.

- Ну и что? Он же их убивает. Каноны интерпретируют архиереи, им принадлежит это право. Известный православный авторитет митрополит Антоний (Храповицкий) в своем сочинении о революции 1905 года писал как о само собой разумеющемся, что наши священники без револьвера из дома не выходят. Речь шла о территории нынешней Украины. Обстоятельства могут быть сильнее, чем канонические требования, но опять-таки всё на усмотрение священноначалия. Я стрелял из пневматической винтовки, в Интернете даже есть фотография, где мы с одним священником стреляем в мишень.

- Война была попущена Богом, чтобы не увеличились беззакония, творившиеся в Советском Союзе?

- Такого рода вопросы часто возникают - начиная с глобальных событий и кончая мелочами. Вот ехал человек и проколол шину, опоздал на поезд и думает: «Почему такое было попущено?» Я это говорю не для того, чтобы умалить значение темы, а чтобы показать ее непроглядность. Мы можем сказать, с точки зрения богословия, что Божией воли на зло нет, а зла в мире очень много. Фразу «на все Божия воля» нужно воспринимать с разбором. Правильно сказать, что нет Божией воли на пресечение всякого зла. Тогда человек, который проколол шину, продолжал бы ехать, но этого не происходит. Хотя проколоть колесо – зло, особенно когда это сопряжено с ДТП. Вопрос «почему» на самом деле не к Богу, а ко мне, если это моя личная неприятность. Что мы из этого извлечем, что это нам даст, что изменится, чему послужит это зло, зависит от нашей свободной воли.

Как пишут историки, гонения на Церковь прекратились с началом Второй мировой войны в 1939 году. Сталин обнаружил, что Церковь может оказать помощь в его политических планах начиная с присоединения к Советскому Союзу западных территорий, советско-финской войны, в которой также целью было присоединение Финляндии. Судьба Церкви оказалась связана с войной в очень сложной и далеко не благонамеренной политической игре, которую вели власти. Но, так или иначе, изменения произошли. Церковь смотрит на эту войну так, как требует от нас Христос.

Священство сравнивают с медиками. Священник – человек, который оказывает помощь, но не телесную, а лечит душу человека и народа в целом. Но врачи бывают разные. Можно выделить специальности: врача-терапевта или хирурга, которые лечат болезни; врача-гигиениста, который не лечит, но учит здоровому образу жизни; врача-патологоанатома, который изучает мертвое тело для выяснения причин смерти. Всем специальностям есть место, и Церковь в лице своего духовенства может выполнять функцию этих врачей. Но указать людям пути здорового образа жизни, здорового мышления – самое главное сегодня. Сейчас начинают рассказывать всякие истории о том, что было на войне не так, о военных преступлениях, ошибках, какими были Сталин, Жуков. Патологоанатому есть чем заняться, но нужно ли, принесет ли это пользу?

- Вопрос телезрителя из Магнитогорска: «Будучи мальчишкой, я ехал на поезде в Магнитогорск, со мной заговорил пожилой ветеран войны из Башкирии. Он спросил, верю ли я в Бога. На мое замешательство он сказал, что нет людей, которые не верят в Бога, и атеисты тоже во что-то верят. И когда начинался обстрел, раненые бойцы клали на голову руку и говорили: «Господи, Боже мой, спаси меня!» А потом уже вспоминали маму: «Мама, молись за меня!» Абсолютно все вспоминали Бога, когда начинался сильный артобстрел. Я запомнил еще пацаном, что нет неверующих людей».

- Не все люди вокруг нас столь мудры, внимательны и серьезны. Увы, приходится встречаться с противоположными мнениями и действиями. Нам нужно пытаться уменьшить зло, влияние недобрых мыслей и чувств и дать нашим людям расправить плечи.

- Телезритель: «Конечно. Сейчас это люди стали понимать. Когда были гонения на Церковь, нельзя было об этом говорить, крестик прятали в кармане, чтобы никто не увидел. Люди верили, верят и будут верить в Бога!»

- Вашими устами только мед пить. Я призываю зрителей, чтобы они усвоили это и донесли до своих близких и знакомых. На этом пути нам предстоит сражаться и побеждать.

- Бывший семинарист Джугашвили осознал свое богоотступничество?

- В душу не заглянешь. Даже из воспоминаний о Сталине, которые сегодня существуют в больших количествах, картина складывается лишь только в отдельные осколочки. Мы не знаем, да и незачем. Человека уже нет, его дело сделано, как завершилась и та позитивная роль, которую он волей или неволей сыграл в судьбе нашей страны.

Люди действительно гибли за Родину и за Сталина, может быть, кому-то такой вывод и не нравится. Может быть, очень многим не понравилось то, что сказал телезритель из Магнитогорска, и они считают, что только - за Сталина, а Бога никакого не было, нет и не будет. А другие скажут, что никакого Сталина не было, все только молебны служили и молились Пресвятой Богородице. Ни те, ни другие не правы.

- Однако после того, как облетели границы фронта с иконой Божией Матери Казанской, случился переломный период в войне.

- У меня нет свидетельств, что это факт. Не могу опровергнуть, но и подтверждения не имею. Я призываю всех наших телезрителей выяснить: факт это или очередная фольклорная история.

- Вопрос телезрительницы из Тульской области: «В послевоенное время снято много фильмов о том, что происходило во время Отечественной войны. Эти фильмы находили отклик не только в сердцах и душах советских людей, но и у людей по всему миру. Что происходит с нами, если мы поддаемся на провокации и задаемся вопросами: «А прав ли был Жуков, а плох ли Сталин?»

- Мы не поддаемся. Есть специальность патологоанатома, но он сидит в своем отделении и делает свое дело, а гигиенист выступает по телевизору, радио и ориентирует население нашей страны на здоровый образ жизни. Мы не можем выслать патологоанатома в лагеря за то, что он выполняет свою задачу. Он делает ее очень хорошо, но нас не лечит.
Вы совершенно верно начали с темы отражения войны в культуре Cоветской России и мира. Мне приходилось общаться с известными кинематографистами, и я задал вопрос, почему кинематограф разных стран в 50 - 60-е годы был важным явлением мировой культуры, но не в наше время. Сегодня это кривлянье с компьютерными финтифлюшками. Мне ответили, что так и есть, увы, жизнь меняется. Рублев в XIV веке написал «Троицу», а в XVIII веке уже никто так писать не мог, но в XXI опять могут. Это какая-то удивительная закономерность человеческой культуры, ход нашего духовного бытия. Важна память о войне, потому что не только личный подвиг какого-то солдата, но и наша общая национальная память, которая выражается в произведениях культуры, базируется именно на этом опыте.

- В день памяти Георгия Победоносца и Святой Пасхи 1945 года было понятно, что война выиграна. Совпадение этих дат случайность или нет?

- Мы знаем, что Господь обладает всеведением и предвидением, для Него нет времени и нет ничего скрытого. Это соединение периода пасхальной поры и памяти мученика Георгия с победой в Отечественной войне – факт жизни. Сейчас продолжается празднование Пасхи, и в эти же дни мы празднуем Победу. Никто не подстраивал подобное, но это стало фактом нашего национального бытия. 9 мая, например, я был рукоположен в дьяконы, для меня это маленький праздник. Ничтожно маленький по сравнению с Победой, но я помню тот день, это также была пасхальная пора.

- Пасха для нас – торжество, победа жизни над смертью.

- Победа над смертью, как и победа в войне, тоже становится фактом национального бытия. В христианском миропонимании мы не отделяем бытие от национального сознания, потому что в сознании есть место объективности. Когда мы говорим о каких-то выдумках, байках, обмане, о личностях – это прелесть, духовный самообман, это то, что в сознание вносится в виде лжи и ошибок. А есть такие понятия в сознании, которые объективно существуют и которые там должны оставаться и закрепляться.

- Через два дня в Москву на празднование в честь Георгия Победоносца и Великой Победы с Афона будут привезены мощи святого, десница. Святейший Патриарх 6 мая на Поклонной горе встретит эту святыню. С какими чувствами православным христианам принимать ее и что просить?

- Мы не управляем чувствами. В нашей душе есть три силы: эмоциональная, рациональная и волевая. Для большинства из нас самой главной бывает именно эмоциональная. В рациональной составляющей все понятно, можно разложить на дважды два, убедить кого-то в том, что полезно, а что вредно. Волевая сторона часто скрыта от нас, но мы должны ее видеть, отдавать себе отчет в этом. А эмоции всегда на поверхности, и приходится сплошь и рядом слышать жалобы: «Батюшка, я пришел в Церковь и ничего не почувствовал, ощутил не то, что надо». Нужно привыкнуть к тому, что чувства есть, никто их не отрицает, не умаляет, но мы не должны им подчиняться, быть в их власти.

Мы придем отдать почтение великой христианской святыне, и вдруг у нас будет чувство, что ничего она не значит, а просто кусок человеческого нетленного тела. Я движим не чувством, а волей. Воля – это любовь. Я движим любовью к Церкви. Останки святых требуют от нас почитания, это элемент нашей христианской жизни. Встраиваясь в эту жизнь, будучи христианами не по чувству, а по направлению воли, мы идем и поклоняемся святыне, участвуем в богослужениях. Человеку, может, не хочется идти на службу, но он идет, потому что движим волей, он свою волю соединяет с волей Христа, Который зовет человека. Мученик Георгий Победоносец – один из тех, на чьих плечах стояла древняя Церковь, и не только наша русская, но и большинство зарубежных Церквей до отпадения их от Православия. Греция, Британия в своей истории до нормандского нашествия в XI веке тоже почитали Георгия Победоносца. Эти святыни соединяют людей с Христом, друг с другом, связывают Церкви. Помня об этом, мы должны смотреть трезво на свои чувства. Если у меня какое-то «не такое» чувство, то кого это волнует? И меня, прежде всего, не должно волновать. Примерно так и нужно смотреть, потому что иначе мы теряем ориентацию.

- Принято что-то просить.

- «Просите, и дано будет вам», - говорит нам Спаситель. Это уже индивидуальный вопрос. Наша вера не сводится к прошению. Прошение – это составная часть, приводной ремешок, который лучше соединяет нас с Господом. Мы просим и получаем ответ, слышим и видим результат нашей молитвы, что очень сильно мобилизует нашу волю. Совершенно ясно, что последние несколько лет, в связи с событиями международной и национальной жизни, объединили российский народ в общем желании, единстве национального духа, сознания. Это национальное сознание реализуется в нашей молитвенной жизни.

Я желаю, чтобы не было войны. Мое детство прошло под этим знаком. Есть замечательная латинская пословица: «Хочешь мира, готовься к тому, чтобы этот мир защитить». Будем благодарны нашим воинам, тем, кто погиб, молодым защитникам, которые служат. Давайте будем их любить, уважать и ценить их подвиг.

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать