Беседы с батюшкой. Церковная десятина

4 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове священник Андрей Алексеев.

– Сегодня мы поговорим о церковной десятине. Этот вопрос волнует не только церковных людей, но и тех, кто пока только собирается попасть на корабль Святой Церкви. Из Священного Писания мы знаем, что самая главная жертва Богу – «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Ср.: Пс. 50). Но известно, что в ветхозаветные времена было особое сословие левитов, совершавших жертвоприношения. А какое отношение было изначально к этому вопросу? Откуда взялось это понятие?

– Разговор о десятине вызывает немало споров в современном мире. Более того, у людей, которые не очень знакомы с этим понятием, возникает порой недоумение (я с этим не раз сталкивался): «А зачем вообще это нужно и кто придумал? С какой стати?» Знаете, Господь очень милостив и по доброте Своей терпит людей, которые по своему незнанию задают вопросы, относящиеся к Нему лично, потому что само введение понятия десятины связано именно с Ним. Первое упоминание о церковной десятине мы находим еще в Книге Бытия, когда удивительному царю Салима Мелхиседеку праотец Авраам жертвует десятую часть того, что у него было. Причем важно отметить, что он приносит в жертву самую лучшую часть. Можно вспомнить, к примеру, что правитель Содома не жертвует ничего.

Сам вопрос об установлении жертвоприношения имеет отношение к Богу. Зная человека, Небесный Отец дает тем самым назидание каждому из нас, а именно: мы с вами должны свершать это для того, чтобы извлечь из этого пользу. Может возникнуть вопрос: как же так – я отдаю и вместе с тем получаю? Да, это действительно так и есть. И те установления, которые мы находим в книгах Ветхого Завета (Левит, Числа, Второзаконие), говорят о важности приношения жертвы для тех, кто находится в храме. Да и не только для них, ведь, по сути, это та жертва, которая тратится и на содержание вдов и сирот, а если это понятие мы переведем в современную плоскость (мы же не можем отрываться от реалий нашей жизни), то и на благоукрашение храма.

– Вы не случайно же сказали о современных реалиях: ежедневно, когда совершается Божественная литургия, священник и в мирной ектении, и на великом входе поминает благоукрасителей и жертвователей храма сего.

Есть ли свидетельства о десятине в Новом Завете? Хотелось бы с Вами рассмотреть евангельские сюжеты: первый – когда Господь Иисус Христос изгоняет из храма торговцев; и второй – когда бедная вдовица вносит две лепты как жертву Богу. Как бы Вы нам растолковали эти истории из Евангелия?

– Учитывая то, что мы поднимаем очень важную тему, давайте обозначим с вами небольшую прелюдию к тому, что будет сказано позднее. Прежде всего нужно осознать, что наш Небесный Отец никогда не рекомендует и не благословляет того, что было бы неполезно Его чадам, и если Господь устанавливает для человека определенную жертву, то нужно понять, для чего Он это делает. И тогда возникает вопрос: кто дал человеку все, что он имеет? Бог. И Бог, обращаясь к человеку, предлагает ему начать делать некоторые движения к Нему. Поймите, мы коснулись сейчас очень важной темы, как это было раньше исторически установлено в Ветхом Завете, и если сейчас не разберемся в этом, то не подойдем и к сути того, что такое десятина. Разве это только десятая часть, которая должна быть принесена от начатков, от того, что мне принадлежит? Нет! Это некий первоначальный этап постепенного, поступательного развития в человеке готовности жертвовать, добровольно отдавать то, что, по большому счету, если быть честным, ему и не принадлежит. Когда человек умирает, он с собой ничего не может взять. Хотя я как священник могу сказать, что часто родственники пытаются положить в гроб разные вещи. Увы, мне приходилось быть свидетелем того, как близкий человек, движимый чувством, пытается положить в гроб некие предметы. Почему я завел об этом разговор? Да потому, что, рассуждая о десятине, мы должны понять: это некий инструмент для того, чтобы человек, отдавая малое, пришел к большему.

Обратимся к новозаветному периоду и прочитаем в Священном Писании об изгнании торговцев из храма. Речь идет о нарушении нормы церковной жизни, о преступлении Божиего закона. Что имеется в виду? Скажу так: мне приходилось как священнику, входящему в Совет викариатства, разбирать очень деликатные вопросы, связанные с внутренней жизнью Церкви. Когда кто-то из священнослужителей нарушает определенные уставные правила, то необходимо участие Совета священников округа для того, чтобы с братской любовью, епископским участием подсказать собрату, что он где-то ошибся. Именно архиерей, который является легатом Святейшего Патриарха (я говорю сейчас о Москве), должен найти доброе отеческое слово, способное кого-то увещевать в отношении каких-то вопросов. Так и здесь: когда речь заходит о необходимости устранить то, что нарушает закон, то проявляется такая форма несогласия с этим. В Евангелии ведь очень откровенно сказано о том, что вызвало праведный гнев у Господа.

А с другой стороны, вот лепта бедной вдовицы... Мы должны понять, что речь идет о некотором внешнем действии, сопряженном в первую очередь с необходимостью человека войти в некое особое состояние. Все мы с вами, родившись на свет, должны прийти добровольно к пониманию значения работы над собой, осознанию той важной цели, к которой мы призваны, – к достижению Царствия Небесного. Мы должны обожиться, начать меняться и уже в земной жизни вступить в реальное, живое общение с Богом.

Есть инструменты, средства, с помощью которых человек может начать это поступательное изменение, развитие самого себя. Подобно тому как человек, который в первый раз пришел в школу, не приступает сразу же к изучению интегралов, сложных схем и теорем, а с прописи крючков и палочек, с простых примеров, точно так же и человек, решивший начать духовную жизнь, начинает с малого. Затронув сегодня такую важную тему, мы говорим о том, что Господь призывает человека учиться быть жертвенным, способным отдавать то, что вернется ему в большей степени. И это правда!

В течение церковного года неоднократно за Божественной литургией мы читаем рассказ об одном юноше, пришедшем к Спасителю и спросившем у Него: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» А когда Господь сказал ему: «Соблюди заповеди», то он ответил, что все заповеди соблюдал от юности. Спаситель порадовался ответу юноши (мы читаем об этом у двух евангелистов – Матфея и Луки) и продолжил: «Одного недостает тебе: иди тогда раздай имение свое нищим, следуй за Мною и будешь иметь сокровище вечное». Юноша отошел от Христа, опечалившись, потому что имел большое имение. О чем же здесь говорится? О том, насколько важно человеку осознать, что он ничего в этой жизни не имеет. Все его имение дано ему Богом на время, и человек должен научиться отдавать. Поймите, мы не говорим, что он пришел и все сразу отдал; необходимо, чтобы человек постепенно научился осознавать, что у него ничего нет, чтобы он сделал для себя вывод: «Я не являюсь хозяином того, что есть у меня». И вот для того, чтобы войти в Царствие Небесное, Господь учит нас делиться тем, что нам принадлежит. Хотя тут же возникает вопрос: а принадлежит ли? Нам дано это только на время! И когда мы начинаем постепенно овладевать очень непростым искусством жертвенности, то уподобляемся в этом Богу, становимся похожими на Него: как Он жертвует Собой, так и мы, начав отдавать малое, потихоньку приходим к большему – к готовности стать похожими на Христа.

– Изначально в Ветхом Завете жертва была обязательной, правильно? Это уже потом она переходит в такое добровольное делание?

– Да, это очень важный момент. Мы с вами должны понимать, что Господь поступательно воспитывает Своих детей. Мы начинаем воспитывать своих детей с раннего возраста, и когда они чего-то не понимают, то порой мы с них достаточно строго взыскиваем, но, несмотря на это, их любим. На первоначальном этапе мы понуждаем своих детей что-то делать, но потом к ним уже приходит осознание. Хочу у Вас спросить: а Вам часто приходилось в детстве слышать: «Сережа, имей же совесть!»

– Много раз.

– И мне тоже, как ни странно! Меня призывали вспомнить, что у меня есть совесть. Или спрашивали так: «Ты что, совсем бессовестный?» Вспоминаю, что когда бабушка мне это говорила, становилось нехорошо от того, что я нашалил или совершил такой поступок, за который мне теперь стало стыдно. Я шел и извинялся. Так взрослый человек заставлял юного человека начинать думать, мыслить, делая все для того, чтобы у него заработало сердце. Это очень важно!

Вспоминаю об одном эпизоде. Я ведь вышел из советской эпохи, и в детстве на нас большое влияние оказывало творчество замечательного режиссера Александра Роу. Одна из его сказок – потрясающая, удивительная, проникновенная сказка «Морозко», в которой давались в духе христианской культуры очень глубокие нравственные понятия. Помните эпизод, когда по лесу бегало чудище с медвежьей мордой? Человек продолжал оставаться зверем до тех пор, пока у него не заработало сердце, не проснулась совесть. Когда мы отпали от Бога, то утратили рай, потеряли живое, постоянное общение с Богом. Господь же нам дал средства к спасению.

Мы сегодня коснулись только одного из них, но если вспомнить преподобного Серафима Саровского, то он пишет, что пост, молитва, покаяние, милостыня являются средствами для того, чтобы достичь Небесного Царствия.

– А является ли милостыней Богу то, когда мы, допустим, занимаемся благотворительностью?

– Безусловно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прекрасно сказал, что ты можешь жертвовать Богу не только от материальных благ, но и своим добрым словом, действием, участием в жизни другого человека, готовностью посодействовать, помочь ему. Это тоже милостыня, тоже часть десятины, приносимая в жертву Богу. Но очень важно иметь в виду, что мы живем в современном мире, где большое значение имеет материальная составляющая, и потому необходимо помогать тем людям, которые обеспечивают работу института Церкви. Мне хочется, чтобы люди, приходящие в Церковь, понимали, что они ее часть.

Я скажу как настоятель, что люди, только-только пришедшие в храм, сразу чувствуют заботу о себе. Они видят тех, кто близок к священнослужителю, кто старается ему помочь в развитии христианской общины. Когда новоначальные понимают, что ради них идут на материальные и нематериальные траты, участвуют в их жизни, они стараются быть полезными, проникаются пониманием значимости своего участия в общем деле. Хотя порой некоторым из новоначальных и приходится об этом напоминать, потому что, увы, дух потребительства бывает очень силен. Конечно, это не означает, что он непобедим, просто многие люди не борются с ним. Вот почему важно жить христианской общиной, так совершается постепенно духовная терапия, и то, что связано с десятиной, является составляющей частью этого процесса.

– Часто люди говорят, что достаточно иметь Бога в душе и в Церковь ходить необязательно. Многие считают, что здесь только то и делают, что собирают с верующих людей деньги. Они не понимают, наверное, что храм не может просто так существовать, что нужно платить за свет, отопление, убираться, поддерживать порядок. К сожалению, мы привязаны к материальному миру, несмотря на то что наша Церковь на небесах. Мы знаем, что Господь заповедовал питаться от дел рук своих, а люди, возможно, просто не понимают тех процессов, которые происходят в Церкви. А иначе почему такое отношение возникает в обществе? С чем оно связано, или это просто наследие советского прошлого?

– Знаете, я Вас видел на сцене нашего театрального зала, где Вы в составе хора Сретенской духовной семинарии очень красиво пели, и я понимаю, что для этого нужно учиться. Да, есть природные таланты, но нужно приложить определенный труд, чтобы пение было хорошим.

Я начал издалека, но дело в том, что всякое нарушение гармонии сопряжено с нарушенной природой человека. Когда он был в раю, у него было постоянное общение с Богом. Человек не имел тех проблем, которые есть у него сегодня. Если мы с вами пойдем по этой цепочке несовершенства, то придем к следующему выводу: есть та сила, которая противостоит Богу, есть дьявол, не равный Ему – хочу подчеркнуть это особо. Встречаясь с людьми, во время бесед с ними я нередко сталкиваюсь с тем, что у многих сложилось неправильное представление о добре и зле. Часто люди считают, что это две равнозначные силы, а это неверно. Дьявол – дух, ангел, отпавший от Бога. Это творение Божие, которое решило однажды восстать против своего Создателя. Обманув человека, он наблюдал за его падением, видел, как он изменился, когда ушел от Бога. Сам человек не мог вернуться к Богу, и потому нужно было, чтобы пришел Христос и поднял человека от земли к небу, освободив его от греха, смерти, власти дьявола.

Здесь очень важно знать, что в каждом из нас есть несовершенство, и когда оно проявляется в разных ситуациях, то это связано прежде всего с нашим внутренним состоянием, нуждающимся в обновлении. Так мы опять возвращаемся к тем инструментам, с помощью которых можно удалить последствия грехопадения.

– Порой люди, приходящие в Церковь, не верят в искренность священнослужителей, людей, которые находятся за ящиком, старост, тех, кто приближен к священникам.

– Давайте объясним, что значит – за ящиком.

– То есть там, где продают свечи и принимают записки.

– Церковная лавка часто в обиходной речи называется церковным ящиком. Я понимаю, о чем Вы хотите сказать. Знаете, нужно, во-первых, признать, что для этого часто сами люди дают повод. И дело тут не в том, что свечница является какой-то одиозной фигурой, вовсе нет. Просто мы все несовершенны, у каждого из нас есть недостатки. Однажды много лет назад я стал свидетелем такого случая, когда одна женщина достаточно резко ответила человеку в день Святого Крещения. Эта ситуация была сопряжена с личным душевным горем сотрудницы: ее сына в лифте ударили ножом. И несмотря на трагедию в семье, она пришла раздавать воду людям. А когда ее спросили, почему она не улыбается, женщина даже не грубо, а просто резковато ответила прихожанке, которая подошла ко мне и попросила объяснить, что у нас происходит. Когда я рассказал о том, что случилось у нашей сотрудницы, женщина перестала гневаться и оттаяла.

Во-вторых, не будем с вами забывать: хотя любой из нас не является совершенным человеком, мы должны учиться доброте, открывать для себя, как писал святитель Феофан Затворник, возможность улыбаться тем, кто нас окружает, стараясь делать всем добро, начиная с малого, принуждая себя к этому, чтобы это затем стало частью нашей жизни. Святейший Патриарх постоянно подчеркивает о значимости и важности роли тех людей, которые первыми встречают приходящего в храм человека, тех, кто как раз и находится за ящиком церковной лавки. От их доброжелательности, терпения, готовности понести немощи другого человека зависит очень многое. Они представляют собой передовой фронт. Я уж молчу о священниках – это само собой разумеется.

Общаясь со студентами духовной семинарии, где я являюсь преподавателем, я всегда обращаю внимание братьев на то, что мы должны учиться культуре общения с людьми, должны понимать и быть готовыми к тому, что дьявол через приходящих людей будет нас провоцировать, смотреть на то, как ты реагируешь на происходящие события. И хотя, увы, случаи бывают разные, но все-таки я скажу честно, что я встречал и встречаю в своей жизни достойные примеры пастырского служения, готовности служить людям. Я знаю среди мирян тех, кто, войдя в церковную жизнь, готов отдавать себя, свои силы и средства для того, чтобы поднимать, развивать то, что может служить другим.

Вы пели на сцене театрально-концертного зала в нашей воскресной школе. Обратите внимание: на сцене не актового, а именно театрально-концертного зала! А ведь его кто-то сделал, построил для нас. Вот эти самые люди на пожертвования построили зал, оснащенный современной техникой, оборудовали студию звукозаписи, установили освящение на сцене. Эти же самые люди построили и воскресную школу, на их пожертвования появился у нас и спорткомплекс, открыта спортивная школа, в которой работает девятнадцать секций. И все это функционирует и содержится на пожертвования людей, которые сознательно и добровольно хотят участвовать в общем деле.

Знаете, с точки зрения формальной логики может ли быть такое: человек, который долго не получал премию, получив ее, отдал в Церковь? А ко мне недавно пришла женщина и говорит: «Батюшка, мой муж получил премию и сказал, чтобы я отнесла деньги в храм, что они там нужнее». Я отдал их на школу искусств, которая действует при нашей воскресной школе, для того чтобы можно было содержать профессиональный оркестр, чтобы дарить кому-то праздник.

А потом приходили другие люди, для того чтобы оказать помощь ребятишкам из дома-интерната. Мы ездили к этим несчастным детям, которые нуждаются в нашем внимании, заботе. Откуда взять подарки этим детям? Или, к примеру, как помочь многодетным семьям, которые приходят на наше подворье? Все это совершается за счет кого-то. Так что получается, что правило десятины действовало не только когда-то давно, но действует и сейчас.

Сегодня мы с вами коснулись темы, имеющей отношение к истории Церкви. Давайте посмотрим на первую новозаветную христианскую общину. Мы можем прочитать об этом в книге Деяний святых апостолов, когда люди, осознав себя одной семьей, имели все общее. Мы, конечно, не соответствуем этому, но хотя бы в малой степени должны учиться тому, что было у первых христиан, а иначе никогда не сможем прийти к большему.

– Мне бы хотелось отметить: то, что сделано усилиями вашего прихода, Вашими трудами, не может не вызывать удивления. Я редко вижу, чтобы настолько активно велась работа, и я благодарен за возможность выступить у вас: в зале ведь сидели не только прихожане, батюшки и семинаристы, но и светские люди. Вы делаете очень большое дело, и дай вам Бог сил осуществить задуманное!

– Я радуюсь такой возможности, потому что, признаюсь честно, я всего лишь маленький инструмент. Мне радостно осознавать себя им! Это Господь творит в сердцах неравнодушных людей. Посмотрите, сколько прошло времени? Почти три с половиной года назад мы пришли в поле, в котором ничего не было, и трудами этих неравнодушных людей мы смогли достичь того, что есть у нас сейчас. Они несут в жертву Богу свои силы, время, средства, а самое главное – свое сердце, которое Ему нужно прежде всего.

– Богу ведь не важно, сколько Ему принесут денег, правильно? Важно то, как мы будем распределять эти средства среди прихожан. Когда люди приходят в церковь, они должны быть в тепле и чистоте.

– Здесь необходимо уточнить такой момент: люди всегда чувствуют отношение к себе. Как-то мой духовник сказал: «Знаешь, мы все в жизни оступаемся, совершаем ошибки. Люди видят это, потому что ты живешь среди них, но они готовы простить тебе твои недостатки, если знают, что ты неравнодушен, готов послужить им и потрудиться ради Христа». Это работает потрясающе, потому что люди ощущают потребность в том, чтобы найти место, куда можно вкладывать усилия и видеть результат.

У премудрого Соломона есть прекрасные слова, которые меня потрясли. Я был тогда еще студентом университета, когда впервые прочитал их. Царь Соломон пишет: «Не всякому человеку дано наслаждаться делом рук своих», то есть это счастье, когда ты можешь наблюдать за тем, как все происходит. Я уже не раз говорил об этом, повторю еще: мы живем в уникальное время, в стране, где Господь дал возможность Церкви столько всего совершать! И я признаюсь честно, мне очень радостно за этих людей. Я наблюдаю за их готовностью служить тем людям, которые еще не вкусили понимания значимости отдавать. Это ведь заразительно! Я наблюдаю за недавно пришедшими в храм людьми и вижу, как мирское, обыденное восприятие жизни они меняют на другое, когда подходят ко мне и говорят: «Слушайте, я хочу еще помочь!.. Могу ли я съездить и купить продукты?..»; «А можно я починю этот фонтанчик для детей?»; «А могу ли я вот тут подкрутить шурупы? Здесь лесенка разболталась. Или, может, новую купить?»

Когда сталкиваешься с таким отношением, то понимаешь, какая огромная ответственность лежит на священнике, который находится рядом с этими людьми. Это, с одной стороны, очень вдохновляет, а с другой – призывает трезвиться: перед тобой открывается лучшая сторона в душе человека, та, в которой он становится похож на Христа. В нем пробуждается тот лучший, новый человек, желающий потрудиться, и здесь уже нет необходимости говорить ему: «Где твоя десятина?» Человек идет, чтобы отдать больше. Почему так? Мы читаем у многих святых отцов, в частности у преподобного Амвросия Оптинского, что твое только то, что ты отдал, и если отдаешь больше, то больше получишь. И воистину это так работает.

– Важно, что оставишь после себя. Господь дает людям только то, что им действительно послужит на пользу. Давайте вернемся к теме нашей передачи и вспомним, что первый храм, поставленный на Руси князем Владимиром, – это Десятинная церковь, которая была построена на месте подвига наших первых мучеников: боярина Феодора и его сына Иоанна. Мы знаем, что впоследствии десятую часть своих доходов князь жертвовал на содержание церкви и клира. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом историческом событии и о том, как все происходило в истории нашей Церкви.

– Если мы сейчас окинем взором нашу страну, увидим огромное количество храмов, построенных на средства людей, которые сделали это добровольно, движимые желанием отдать. И строительство князем первого храма, и его участие в жизнедеятельности храма – все это говорит о внутреннем желании и душевной потребности построить дом Божий. Хорошо, что ты построил дом, но ведь его же еще нужно содержать. Бывает, что и полы прохудились, и с крыши капает, еще что-то надо сделать, а на все нужны средства. Да и опять же в Божием доме кто-то служит, и этот кто-то должен есть, семью содержать. Я хочу сказать, что это целый процесс, за который кто-то должен отвечать.

Не так давно я был в паломнической поездке в Суздале и обратил внимание, сколько храмов там построено, хотя город сейчас переживает нелегкие времена и многие храмы нуждаются в больших финансовых вливаниях. Но кем они были построены? Купцами. Каждый, даже немного поднявшийся купец, считал своим долгом, делом чести построить храм. Более того, некоторые купцы строили по два храма – один летний, а другой зимний. Зимний храм был ниже, низкие потолки позволяли удерживать лучше тепло. Он требовал больше затрат на содержание, потому что нужны были дрова, чтобы зимой его отапливать. Летний храм был просторным, открытым, вмещающим много людей. К чему я об этом говорю? К тому, что можно проследить, как постепенно передается из поколения в поколение эта традиция: как когда-то была построена князем первая церковь, так и потом мы видим, сколько людей приходили и приносили свои сердца, да и сейчас приносят. Ведь для того, чтобы принести свою копеечку, нужно, чтобы сердце всколыхнулось в человеке – это же мое участие, желание, моя готовность пожертвовать.

Кстати, мне известна одна история. Я не стану называть храм, тот, кто знает об этом случае, тому известен и храм. Один молодой богатый человек, захотев испытать чувство полета, решил прыгнуть с парашютом. Он хотел пережить то же ощущение выброса адреналина, какое обычно испытывают те, кто занимается экстремальными видами спорта. А дальше я буду уже рассказывать со слов настоятеля этого храма. Молодой человек выпрыгнул из самолета, а парашют все никак не раскрывался.

– А запасной?

– И запасной тоже. Представьте себе: дергает за кольцо, а ничего не раскрывается. Вся жизнь прошла у молодого человека перед глазами. «Все, что у меня есть, – думал он тогда, – не влезет в ту могилу, в которую меня положат. Господи, не хочу больше так жить!» Он падает на землю – без парашюта! – и поднимается... У него не было ни одного перелома, лишь большой синяк на все тело. Мужчина после этого пришел в церковь и говорит:

– Я хочу поблагодарить Бога.

А ему за свечным ящиком отвечают:

– Платите тридцать рублей.

– Вы не поняли меня, я хочу особо поблагодарить Бога!

– Тогда пятьдесят.

– Вы не поняли меня, – сказал молодой человек, развернулся и ушел.

Он пришел потом к мудрому священнику, который помог ему отблагодарить Бога: молодой человек построил вначале храм, потом помог восстановить монастырь. Он трудится до сих пор, помогает людям. А Господь приумножает его богатство. В первую очередь, конечно, духовное, но вместе с тем и внешнее, не лишая его возможности заниматься благотворительностью.

Так всегда было: и с князем, и с купцом, и с каждым, кто вкусил это состояние, которое святые называют священным «безумием». Я читал об этом у Паисия Святогорца. Понимаете, что такое священное «безумие»? Ты становишься готовым отдавать силы, деньги, средства, ощущая от этого огромную радость. Ты заражаешься сам и заражаешь этим других: они готовы идти трудиться и испытывать радость от того, что они отдают. Я радуюсь, когда вижу, что в нашу воскресную школу приезжают люди, чтобы сделать там генеральную уборку. Представьте себе, в понедельник утром на дорогих машинах к нам приезжают женщины и начинают здесь убираться. Скажу честно, я видел результат труда многих уборщиц, но то, как убирают они, такого я больше нигде не встречал. Эти женщины в свой труд вкладывают душу.

– Они как для себя это делают...

– Они чувствуют, что это их малая лепта. Эти женщины приезжают сюда и убираются настолько чисто, что можно увидеть, сколько сердца вложено в этот труд. Это удивительно! И, наблюдая за этим «безумием», за тем, как оно заражает других людей, могу сказать, что я счастливый человек.

– Удивительное «безумие»! Спасибо Вам за такой интересный пример. Вы рассказали о таком чудесном случае, о котором не каждый день услышишь. Но все-таки мы с Вами говорили сейчас о позитивных моментах, связанных с десятиной, а ведь встречается и негатив. Сейчас и в средствах массовой информации, и в блогах, и в тех же комментариях под каким-нибудь видео достаточно часто можно увидеть только отрицательные отзывы. Многие люди негативно относятся к тому, что касается вопроса пожертвования и десятины, высказывают замечания, что требы очень дорогие. Как к такому вопросу нужно подходить?

– Конечно, если по -хорошему подходить к этому вопросу, то это должно быть так: человек пришел в храм – и пожалуйста всё для него. Но почему сейчас не совсем так? Смотрите (я подчеркиваю это!), что указано в прейскуранте, это условно, и если человек не имеет возможности заплатить, он все может сделать бесплатно – у нас, по крайней мере, так. Ты хочешь покреститься, но у тебя нет возможности внести лепту – мы тебя покрестим; не можешь заплатить за венчание – пожалуйста, мы обвенчаем тебя без какой-либо платы; хочешь заниматься в какой-нибудь секции, но нет денег платить – приходи и занимайся бесплатно...

Вопрос в другом. Когда мы рассуждаем о наших детях, видя, что они чего-то не знают, то разве мы не призываем их поучаствовать в этом для того, чтобы они разобрались? Будучи взрослыми, опекающими своих неразумных чад, мы привлекаем их к участию в наших делах. Мне понравилось высказывание одного маститого московского протоиерея, находящегося в глубоких летах: «Возможно, хотя бы таким образом этот человек поучаствовал в жизни Церкви. Внес хоть какую-то лепту, хотя бы часть десятины». Ведь когда этот человек умрет, то ему предстоит ответить Господу на вопрос: «Ты хоть что-то принес для других людей, чтобы можно было их накормить, напоить, одеть кого-то? Или ты этого не сделал?» Понимаете? Здесь нужно мыслить не только внешними категориями, но и внутренними. Мы подвигаем людей, чтобы они хотя бы что-то положили от себя. Если у них это не срабатывает, если их не воспитали в этом отношении, то мы предлагаем им возможность как-то поучаствовать в благотворительности. Тот, кто пришел и начинает вести серьезную церковную жизнь, понимает, что все эти рекомендуемые числа в прейскуранте очень условны, по сути, их нет, это лишь некий призыв войти в большее. Это вот то самое, что было предложено вначале ветхому человеку: внеси десятину, чтобы потом заработало твое сердце, а после уже и не смотри туда.

Есть одна очень интересная вещь: когда я только был назначен настоятелем строящегося храма, мне хотелось, чтобы здесь были очень вкусные просфорки. Я вспоминал свою юность, когда знал, в каком храме они самые вкусные. Мы искали по всей Москве тех, кто делает очень вкусные просфоры, нашли. И хотя просфоры стоят в два раза дороже, чем обычные, но люди видят это и ценят.

Когда мы открывали наш храм, я хотел, чтобы в нем пел мужской хор. Хочу Вас спросить: Вы поете в известном мужском хоре, так если разобраться с точки зрения церковной жизни, то дорогое ли это удовольствие – мужской хор?

– Да.

– Это слишком дорогое удовольствие?

– Это не очень дорогое удовольствие, но все мы знаем, что труд человека должен оплачиваться, и если сравнивать с оплатой девушкам, то им платят немного меньше, чем молодым людям.

– Вот видите! Не умаляя ничьих достоинств, скажу: просто хороший мужской хор хорошо и стоит.

– Люди учатся этому, и их труд оплачивается по достоинству.

– Когда мы с вами отдаем своего ребенка учиться, то нам крайне важно знать, какой у специалиста диплом, какое учебное заведение он окончил, какой у него есть опыт работы. Мы согласны платить дороже. Но если качество будет лучше, то это стоит того.

– Людям это нравится, и они это ценят.

– Еще бы! Я скажу, что в нашем храме есть люди, которые специально жертвуют для того, чтобы помогать оплачивать мужской хор. Это невозможно просто так вот взять и достать откуда-то средства. Это очень приличные деньги!

Всякая красота требует определенного вложения: и иконостас, и писаные иконы, и утварь. Я частенько рассказываю историю, которая связана с митрополитом Вениамином (Федченковым). Когда он был еще иеромонахом, во время одной его поездки матрос задал ему вопрос: «Зачем в вашем храме нужно золото, украшения и прочее? Не лучше бы все это продать, а на эти деньги накормить много нищих?» Отец Вениамин долго молился, чтобы Господь помог ему объяснить это матросу и пробудить совесть в этом человеке. С матросом ехала девушка, у которой на руке было золотое кольцо. Конечно, оно было не фирмы Фаберже, но очень красивой работы. Заметив его, отец Вениамин обратился к девушке:

– Колечко какое у Вас красивое на пальце!

– Это я подарил! – ответил матрос вместо девушки.

– А зачем подарили? – спросил отец Вениамин.

– О, это дорогое кольцо для меня! Я долго копил для того, чтобы подарить его своей любимой.

– Вот и мы любим Бога, и для того, чтобы подчеркнуть хоть каким-то образом красоту нашего чувства, несем самое лучшее Ему.

Каин собрал и принес абы что, а Авель пожертвовал Богу то лучшее, что было у него. И вот это лучшее и было угодно Ему. Если взять, к примеру, какую-нибудь нашу работу – полы помыть, суп приготовить, сочинение написать, то можно сделать ее кое-как, а можно приложить максимум усилий для того, чтобы выполнить хорошо. Я знаю много таких сумасшедших людей, которые еще и переделывают что-то по нескольку раз. Представляете, написал сочинение и сидит его переписывает только потому, что хочет, чтобы красивее было, да еще испытывает от этого состояние вдохновенной радости? С точки зрения светского восприятия это больной человек. А с точки зрения духовной это нормально – он желает сделать как можно лучше. Такой человек испытывает потом состояние радости от того, что он, участвуя в этом, соединился с Богом, Который помог ему в этом ощущении. Чем лучше ты что-то делаешь, тем больше радости доставляешь и себе, и тому, кто наблюдает за твоей работой. Это очень сильное свойство.

– А не возгордится ли от этого человек?

– С гордыней, которая есть в каждом человеке, нужно вести борьбу, но если мы с вами не будем заниматься той работой, которую обязаны делать, то не сможем достичь каких-либо результатов. Каждый христианин должен не избегать сложностей, а учиться преодолевать их. Когда мы начинаем свой путь, то не можем в одночасье стать хорошими. Есть во мне те качества, которые мне самому не нравятся, но я понимаю, что без Церкви, без Христа я с ними не смогу справиться. Приходя сюда, я имею возможность получить у Бога помощь, чтобы вести борьбу со своим тщеславием, гордыней, самолюбием.

Вера в Бога предполагает, что человек полностью доверяет Ему и хочет, чтобы Бог был у него в душе, а для этого нужно соблюсти Божии заповеди, в противном случае все превратится в иллюзию. Мы должны учиться соблюдать инструментарий, предложенный нам Богом, добровольно и свободно принимая его. «Сынок, приди принеси! Дочка, пойди поучаствуй! Иди и приложи к этому усилие, и тогда ты вкусишь от радости общения со Мною, потому что Я всего Себя отдавал ради тебя, и ты, внося свою малую лепту, сможешь уподобиться Мне». Это настоящая радость соединиться с Богом, обожиться, войти в это новое состояние здесь, чтобы потом войти в него там, уже будучи в Небесном Царствии.

– Рассуждая о пожертвованиях, Вы привели очень удачный пример с Каином и Авелем. Они ведь оба приносили жертвы Богу, а принята была только одна из них. О чем это нам говорит? Да, можно принести жертву (одно время это было даже модно), но прежде всего важна искренность в этом вопросе.

Конечно, есть и хорошие примеры: мы восстанавливаем храмы, ведем катехизаторскую, миссионерскую работу, учим детей, но ведь есть и отрицательные вещи, с которыми мы порой сталкиваемся. Мы все люди грешные, и батюшки есть разные: кто-то талантлив, кто-то умеет разговаривать, а кто-то нет. Многие часто отождествляют какого-то человека с целой Церковью. Как таким людям помочь разобраться? Все мы грешим, кто-то больше, кто-то меньше.

– Нужно хотеть подсказать, потому что если ты хочешь это сделать, то Господь пошлет того человека, которому это нужно. И наоборот: если кто-то нуждается в том, чтобы ему подсказали, то Бог направит к нему человека, кто ему об этом скажет. Нужен процесс, необходимо двигаться, надо искать Бога и иметь желание измениться. Без движения ничего невозможно сделать. Вот представьте себе: течет быстрый ручей, а нам нужно перебраться на другую сторону. Мы же не будем стоять. Мы будем искать способ, как преодолеть ручей. Может, стоит пойти поискать мост? А может, попробовать найти провожатых и перейти там, где мелко?.. В общем, начинаешь искать возможности. Так и здесь: для того чтобы чего-то достичь, нужно двигаться.

Есть еще один очень важный момент, о котором мне бы хотелось рассказать. Я вспоминаю, что с братьями из той духовной школы, где Вы учились, я встречался в том числе и на футбольном поле. Да, это часть миссионерской работы Церкви. Мы проводим ряд таких спортивных мероприятий, одно из которых Международный футбольный турнир на Кубок святого князя Димитрия Донского. Ближайшее соревнование пройдет 6 марта на стадионе «Локомотив».

Но одно дело семинаристы, составляющие «закваску» этого турнира, а есть молодые люди, которые просто приходят поиграть. Вот пришел в команду юноша, в которой люди уже не один год занимаются футболом, ему дают футболку, а на ней кресты. Он только что пришел со двора, хорошо играет в футбол, но привычки у него все рядышком. Парень вышел на улицу в этой футболке, взял сигарету, стоит и курит, а люди, проходящие мимо, идут и говорят: «Вот это да! Если этот курит, что уж тут о другом говорить!» Вы знаете, как ловко порой лукавый подлавливает человека: «А вы посмотрите, что у вас там творится!» Друзья мои, давайте на себя смотреть! У нас-то что в сердце происходит?! Каковы мы с вами?! Мы всегда в ком-то находим какое-нибудь несовершенство, несоответствие Божиему закону, а священник – это особая фигура. Любое его действие всегда оценивается окружающими людьми.

Да, я скажу, что у Святейшего Патриарха очень большая забота о духовенстве: и слова обращения, и сердечное участие, и различные воззвания к сердцу об ответственности священнослужителей. В жизни все происходит порой, мы все оступаемся, так давайте будем иметь снисхождение друг к другу. Мне очень понравился один случай из жизни известного адвоката Ф. Н. Плевако. Это было еще до революции. Провинился один священник и попал под суд. К сожалению, он был действительно виноват. Что же сказал в своей речи известный адвокат, обратившись к суду присяжных? «Да, батюшка не прав. Он совершил ошибку и раскаивается в содеянном – и вы это видите. Он столько раз прощал вам грехи, давайте простим ему этот грех!» – сказал Плевако. И священник был оправдан.

– Удивительный случай! Мне бы хотелось подвести итог нашей программы и добавить что-то от себя. Начиная со времен князя Владимира, показавшего пример, мы видим, как меценаты, купцы, деятели возводили церкви, храмы, монастыри. Любое значимое событие в нашей стране, знаковая победа или даже просто какое-нибудь благодеяние Господа к частным людям приводило к постройке храма. Конечно, в советское время Церковь была, к сожалению, лишена всего, у нее отобрали абсолютно все, но в 1943 году к советским людям обратился митрополит Сергий Старогородский, будущий патриарх. Что сделала Церковь? Она собрала с людей пожертвования и организовала колонну святого Димитрия Донского. И сколько таких примеров есть в нашей истории, когда Церковь приходила на помощь людям! Это касается всех уровней: и государственного, и частного; того, что мы делаем каждый день.

– Очень важно ответить на вопрос: Кто обращается к человеку с призывом о жертве? Сам Бог! Он обращается к нам со словами: «Имей готовность, имей желание потрудиться! Будь похожим на Меня!» И если мы не слышим этого, то значит не слышим Бога. Это Небесный Отец, Который никогда не ошибается, взывает к нам. Давайте будем с вами помнить об этом призыве, обращенном к каждому из нас. Когда мы уйдем отсюда, там у нас может быть очень много всего, потому что как сказал святой Паисий Святогорец: «В том банке вклады не сгорают».

 

Ведущий Сергей Платонов
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать