Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

4 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы.

– Сегодня мы отвечаем на вопросы телезрителей с форума.

«Я работаю в коллективе неверующих людей. Не знаю, как правильно себя вести, когда начинаются заочные обсуждения других людей – грубо говоря, сплетни. Промолчать – не будет ли это потворством? Заявить о своей позиции – не будет ли это превозношением над другими?»

– Очень хороший и распространенный вопрос. Первое, что цепляет и, может быть, будет служить ключиком к ответу: «Я работаю в коллективе неверующих людей», значит я – ого-го, а они – «отбросы эволюции». Не надо так думать, надо себя поправлять, корректировать… Человек говорит о тех нарушениях, что люди слишком распускают язык, они не пьют, не воруют, развратом не занимаются, они распускают язык. А разве в коллективе верующих этого не бывает?

Я расскажу кратко историю, которая мне врезалась в память. Много лет назад верующие люди из нашего прихода (я был в их числе) пришли в гости к одной женщине, которая не принадлежала Православной Церкви. За столом пошли разговоры о том, о другом. Хозяйка чувствовала себя «не в своей тарелке», потому что ее окружали люди другого мировоззрения. Разговор шел самый общий: о разных людях, знакомых. И вдруг она вставляет реплику: «Интересно: как соберутся православные, обязательно начинают кому-то перемывать косточки»». Я в тот момент губу прикусил и с тех пор держу ее прикушенной.

Поэтому не надо делать разделение. Если мы себя не будем позиционировать отдельно от других или выше других, то мы поймем, как себя вести. Человек необязательно должен включаться в разговор, если его не трогают. Если люди говорят явную ахинею, тогда можно что-то сказать, заметить. Если о ком-то говорят, почему я должен в этом участвовать? Но где-то можно и поучаствовать. Общее правило в том случае, когда раскручивается маховик злословия, – пытаться его направить в другое русло, сказать что-то хорошее или нейтральное в отношении того предмета, о чем идет речь. Например, если идет разговор о ЖКХ, которое плохо что-то делает, например воду горячую не дает, можно сказать: «Благодарим за то, что есть. В других местах и этого нет, в сопредельных государствах дела обстоят хуже. А нам нужно Бога благодарить за то, что у нас обстановка лучше». Примерно так.

– Может ли в этом случае помочь молитва?

– Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Когда идет общий разговор между людьми, соответственно молитва может быть только внутренней. Молитва всегда необходима, особенно когда что-то нагнетается, когда возникает позыв кого-то обругать или учинить скандал. Если я в этот момент зажму зубы и запущу в сердце молитву, – это верный путь к победе. Тогда вместо гадостей или непродуманных слов и действий Господь подскажет, что нужно сделать.

– Может ли внутренняя молитва повлиять на ситуацию?

– Внутренняя молитва – это фон, это норма для православного верующего. Внутренняя молитва – это память о Господе, Его существовании, Его любви к нам, о нашей любви к Нему, нашей ответственности перед Ним и ближними. Если я не упускаю внутреннюю молитву, следовательно, я достигаю успеха в моих отношениях с окружающими и вместо негативных явлений служу началом чему-то хорошему.

 

– «Почему человек должен каяться перед священником? Не достаточно ли просто, никому ничего не объясняя, исправлять свое поведение?»

– Потому что в Церкви существует таинство Покаяния (Исповеди). Это элемент церковной жизни. Церковь – это единство людей и Бога, ангелов, бестелесных существ, соединенных верой, любовью друг к другу и Господу. В Церкви существуют определенные ключевые моменты, которые не зависят от каждого из нас, но к которым мы приобщаемся в своей церковной жизни. Таинство Покаяния (Исповеди, а более точное название – таинство примирения с Церковью) – это объективный факт, который мы принимаем. «Святая святым», – говорю я как священник перед Святым Причастием, когда готовлюсь причаститься, когда завершается литургия. Этот возглас означает, что Святые Дары даются святым. «Святые ли мы?» – надо подумать в эту минуту и с огорчением признать, что не святые, но, по крайней мере, мы сделали все, что в наших силах. А что в наших силах? – принести друг другу покаяние. Люди этого не видят, потому что завеса (катапетасма) в этот момент закрывается, но если службу служат несколько священников (или священник и диакон), то в эту минуту диакон может подойти к священнику и попросить выслушать его исповедь и прочитать разрешительную молитву. Если есть несколько священников (что бывает очень часто), то они друг другу в этот момент исповедуются – тайно, чтобы никто не слышал, и кратко. В эту секунду есть возможность подумать и оценить, что же мне мешает быть святым, что мне мешает приобщиться Святых Таин. Вот что такое исповедь перед священником – это не просто что-то проговорить в присутствии священника, а это таинство приобщения, воссоединения с Церковью, примирения, что совершенно необходимо для каждого из нас.

Это не устраняет возможности и необходимости оценивать свои поступки самому, молиться о прощении грехов. Если грех привел к ошибке и неприятному событию, когда, например, поссорился с кем-то, то начать надо с того, что с этим человеком помириться, попросить прощения, если в чем-то виноват.

– Почему исповедь происходит перед священником? Почему человек не может без посредников, напрямую обратиться к Богу?

– Потому что таинство Исповеди составляет не столько обращение человека к Богу, сколько обращение Бога к человеку: это Бог Отец обращается к нам и воссоединяет нас со Своей Церковью. Это церковный акт, и священник в нем не посредник, как Вы выражаетесь, а участник этого таинства воссоединения верующих с Церковью. Священнослужители – это те, кто служит людям. То, что священники служат Богу – это абстракция, а людям они служат вполне конкретно. Священник предоставляет людям возможность в таинстве Покаяния воссоединиться с Церковью. Если говорить о таинстве Евхаристии, то в нем священник – инструмент, которым Господь Сам совершает это таинство и передает его людям. В таинстве Покаяния священнослужитель – инструмент, которым верующие миряне получают воссоединение с Церковью.

– Как зарождалось таинство Исповеди? Было ли оно у первых христиан? И в каком виде?

– Безусловно, было, но как любое таинство, как любой богослужебный литургический чин, оно развивалось. В одном из древнейших церковных документов конца I века (это Дидахе, учение 12 апостолов) мы находим краткое описание Евхаристии: перед тем как причащаться Святых Христовых Таин, сказано: исповедуйте друг другу свои грехи. В те годы церковная иерархия – епископ, иерей, диакон – еще только складывалась. Диакон в переводе с греческого означает «служитель». В Книге Деяния апостолов мы читаем, как были избраны диаконы – как некоторое дополнение к апостольской общине. Пресвитеры (старейшины, старшие) были помощниками архиерея (епископа). Пресвитеры стали священниками, то есть стали совершать таинства – по мере необходимости. В Древней Церкви таинства совершали главным образом епископы. Апостольское правило гласит: Евхаристию совершает епископ или тот, кому он поручит. На сегодняшний день это так и продолжается, и верующие должны бы знать, что таинство Евхаристии совершается либо самим епископом (Патриарх или правящий архиерей), либо от имени архиерея. Прислушайтесь к возгласу диакона: «Благослови, владыко», хотя никакого владыки рядом нет, но в каждой православной церкви при начале литургии диакон возглашает: «Благослови, владыко»; священник в ответ на это возглашение отвечает: «Благословенно Царство». Можно много рассказывать об истории развития литургии, о ее необходимых модификациях применительно к новой церковной обстановке и ее неизменном содержании. Неизменное содержание состоит в том, что где епископ, там и Церковь: епископ возглавляет, дает начало совершению всех церковных таинств в своей епархии.

– «Можно ли молитвенное правило читать не целиком, а только те молитвы, которые больше по душе? Можно ли правило заменять Иисусовой молитвой?»

– Если я, священник, приду в храм совершать службу и подумаю: «А может, я вместо этого сыграю что-то на гитаре?» (или просто вместо утрени совершу вечерню, а вместо вечерни прочту акафист), мне скажут: «Нельзя, батюшка». Нельзя, потому что в храмах совершаются службы согласно Уставу, согласно обычаю, установленному архиереем, или настоятелем храма, или игуменом монастыря и так далее. Священник совершает общественную молитву, общее богослужение, и здесь такие слова, как «можно» или «нельзя», очень уместны.

Когда речь идет о личной молитве, то кто дает вам разрешение? Господь Бог дает разрешение на любое доброе дело и не дает разрешения на какой бы то ни было грех. И когда мы говорим о личных молитвах, какое тут может быть «можно» или «нельзя»? Надо спрашивать: хорошо ли, уместно ли, приносит пользу или вред? С этим вопросом можно обратиться к вашему приходскому священнику, посоветоваться с ним. Святитель Феофан Затворник в одном из писем, хотя это не канон и не догмат, а пастырский совет, советует одной из своих корреспонденток: «Не будьте рабом правила, пусть правило будет вашим рабом, пусть правило служит вам». Совершенно верно. Если священник (или псаломщик, или диакон) совершает молитву для людей, читает тексты, возносит молитвы для пользы окружающих, то когда я молюсь для себя, я делаю это только для своей пользы. Значит выбор молитв, порядок их следования или время их чтения и так далее – все должно служить моей пользе. Если будет наоборот, то человек впадает в формализм, в типичное фарисейство или сектантство, то есть в разного рода уклонения от православного образа жизни и мысли. Вспомним слова Спасителя: «Очистите прежде внутренность чаши, тогда и внешность будет чиста». Прежде всего такие соображения относятся к вашей собственной молитве.

В молитвослове очень много разных молитв, и молитвословов много. Если Служебник, Триодь или Октоих – богослужебные тексты, которые Церковью приняты, утверждены и без серьезных причин меняться не будут, то молитвословов очень много, каждое издательство выпускает свои молитвословы и добавляет в них все что угодно. Зарубежной Церковью был издан молитвослов известного епископа, в котором он самостоятельно сделал подборку молитв, кое-что исправил, добавил примечания, в результате получилось совершенно новое издание.

Подбирайте молитвы по своему нраву, по своему духу, и хорошо будет посоветоваться с приходским священником. Есть молитвы, которые могут не входить в душевный состав того или иного человека, их можно опускать. То же самое относится и к Псалтири, в которой 150 псалмов. Хорошо Псалтирь читать и даже учить наизусть, что сейчас мало принято. Крайне полезное и важное качество христианина (зависит от индивидуальной памяти) – учить наизусть молитвы, псалмы, которые вам нужны, в которых вы чувствуете, что это ваш голос, что это сказано ради вас и для вас.

– Как уловить грань, чтобы не ослабить молитву? Человек может сказать себе: «Мне подходят вот эти две молитвы», будет их коротко читать и не будет развиваться, ссылаясь на то, что это его личное душевное рвение.

– Такая ситуация возможна. Для этого нужно советоваться с приходским священником и со своей совестью. Но совесть может отступить на задний план. Советуйтесь со священником, контролируйте ситуацию. Простое и часто применяемое правило – молитвы по времени. Например, человек просыпается утром и может 10 минут времени (так он считает) уделить молитве. Он ставит перед собой часы и в течение 10 минут читает те молитвы, в таком темпе и таком составе, как ему на сегодняшний день удобно. Либо он подряд частично читает утреннее правило (часть сегодня, часть завтра, часть послезавтра), либо выбирает особенные молитвы на каждый день и так далее. Главное, 10 минут времени он посвящает молитве. Вечером можно выделить 15 – 20 минут, как кому возможно. Таким образом, человек, с одной стороны, предотвращает ненужную спешку или попытки сократить, уклониться от разговора с Господом, с другой стороны, устраняется поспешность в самом чтении. Очень плохо, когда люди просто тараторят молитвы. А когда вы знаете, что время так или иначе отведено, вы не будете быстро читать.

– Но ведь правило составлялось с предположением, что его будут читать целиком?

– Утренние и вечерние молитвы молитвослова – это монашеские правила. Эти молитвы пришли из монашеского быта, монашеских, монастырских уставов, достаточно древних, в большом числе в переводе с греческого языка. Жизнь гражданская, мирская не равна жизни монашеской, и не нужно пытаться уподобить свою жизнь жизни монашеской – это неправильно. Хотя Христос один, Церковь одна, но образ жизни разный, соответственно и молитвы могут быть разные. В качестве образца, источника их можно использовать, но в качестве буквального примера для подражания не всегда пригодно. То же самое относится и к посту, еде, но это отдельная тема.

– «Недавно из одного документального фильма National Geographic я узнал, что в Древнем Риме существовал культ бога Митры, который родился 25 декабря, устроил прощальную трапезу перед тем, как уйти на небеса, воскрес и вернулся как сын Божий. Как Церковь объясняет такие совпадения с историей Христа?»

– Это не столько совпадения, сколько логика развития человеческой цивилизации и религии. В этой логике есть два параллельных пути: один таинственный, сверхъестественный, другой – вполне практический и естественный.

Культ бога Митры возник и стал развиваться в Римской империи уже после Рождества Христова, примерно во II веке. Почему он стал развиваться? Римская империя – первоначально патриотическое, национально объединенное сообщество вокруг Рима, Италии – в имперскую эпоху стало активно принимать в себя варваров, то есть культуры окружающих народов стали сливаться, объединяться с культурой Рима. Римляне гордились тем фактом, что в Римский пантеон (храм всех богов) они ставили скульптуры, статуи всех богов завоеванных стран. Это был важный фактор: когда Римская империя покоряла какой-то народ, божества этого народа не подвергались осмеянию и унижению, а, наоборот, принимались в имперский пантеон. Это служило фактором объединения, примирения с этим покоренным народом. То же самое было и с Митрой (восточное божество).

Весьма трудно в данный момент выяснить те совпадения, о которых сказано: откуда и от кого что позаимствовано. Датировка 21 – 22 декабря – это день зимнего солнцестояния, 25 декабря – это момент, когда солнце начинает расти, продолжительность дня увеличивается. Примитивно мыслящим людям казалось, что солнце умерло, а теперь оно воскресло. Символизм солнечного цикла добавляет какие-то черты в религиозную практику. Церковь во все века, включая даже наше время, те верования или обычаи, которые существовали в народе, законным образом преобразовывала и подчиняла своему церковному строю. Рождество Христово празднуется 25 декабря, но ведь никто не знает, в какой день родился Христос. Я слышал, к сожалению, как многие священники говорят, что церковное Предание сохранило, что Христос родился 25 декабря. Это ложь, церковное Предание ничего такого не сохранило. В разных Церквах Рождество праздновалось в разные времена, и в итоге установился обычай праздновать Рождество именно на период зимнего солнцестояния. Почитайте историю церковных христианских праздников, это очень поучительно и очень отрезвляет, потому что развеивает разного рода мифы о церковной жизни.

К примеру, в какой день назначить праздник святых Иваново-Вознесенской епархии Ивановской митрополии? Этот день был назначен определением Священного Синода на день образования Ивановской области – 20 июня (7 июня по старому стилю). Так Церковь определила память святых своей волей, своим решением. Это очень разумно и правильно, чтобы это был праздник для всех. Так на сегодняшний день и происходит. В 2015 году был очень торжественный праздник в честь этих святых, в котором участвовало и руководство области, все участвовали в крестном ходе. Выполняется та самая задача, которую Церковь ставит перед собой, – объединение народа в каком-то добром начинании.

– То есть можно сказать, что и церковный календарь связан с солнечным циклом? Все церковные праздники не случайны, а привязаны к чему-то…

– Так или иначе привязаны: некоторые привязываются к солнечному циклу, некоторые – к солнечно-лунному (Пасха и другие праздники, дата которых подвижна). Дело это довольно хитрое и на протяжении истории так или иначе менявшееся, но в этом нет ничего удивительного, ничего зловредного. Можно услышать: «Что же это такое? Оказывается, и язычники в этот день праздновали». Так потому Церковь и назначает праздник на этот день, чтобы вытеснить языческие верования.

Есть еще и другое соображение – строго религиозное. Дело в том, что христианство – религия Бога, Который стал Человеком, Иисуса Христа, Сына Божиего Воплощенного – существует 2000 лет. Две тысячи лет назад Иисус из Назарета не был известен. Господь воплотился, Бог стал Человеком две тысячи лет назад. А до этого? Есть две конкурирующие линии, и одна из них ошибочна. Ошибочная линия состоит в том, что до Христа люди жили полностью в глупости и все верования, которые у них были, были верованиями бесопочитания, почитания демонов (действительно, в Псалтири мы находим такую фразу, что «боги языков суть бесы»), что никакой истинной веры не было, кроме веры древнееврейского сообщества народа Израиля – веры Авраама, Исаака, Иакова. Только они веру имели, а все остальные народы планеты Земля были бесопоклонниками и продолжают таковыми быть, коль скоро они христианства не приняли. Эта религиоведческая позиция ошибочна.

Правильная позиция такова: истинное богопочитание в той или иной форме существовало во всех народах. Мы видим это из Священного Писания, из истории Адама и Ноя, которые суть предки всех народов. Многобожие, идолопоклонство, всякого рода безобразия, которые присущи идолопоклонническим верованиям, не что иное, как искажение истинного богопочитания. Полностью знать истинного Бога они не могли, в силу того что Бог не был воплощен еще в то время. Но какого-то рода познание истинного Бога существовало и существует во всех народах, особенно в традиционных религиях. Доказывается это самыми разными способами: изучением их богословия, изучением этнографии – жизни народов, религиозных практик нехристианских народов: как развитых – таких как китайская, индийская цивилизации, так и малоразвитых – народов, оставшихся на примитивной стадии развития. У всех этих народах, во всех религиозных практиках мы находим либо следы, либо ясный отпечаток почитания одного истинного Бога Творца. Это очень широкая тема, о которой можно много говорить, читать, интересоваться. Рекомендую всем прослушать лекции профессора Зубова Андрея Борисовича по истории религиозных идей, которые можно найти в Интернете. Это крайне важная область знаний.

– Где можно почитать об истории церковных праздников?

– Эта область называется в церковной учебной традиции эортология – история христианских праздников. В учебниках по литургике или отдельных книгах по эортологии можно найти много полезного и интересного.

– «Мне 22 года, но, несмотря на столь юный возраст, я потеряла вкус к жизни. Меня ничто не радует, каждый день проживаю бессмысленно. Если раньше я «горела», старалась постигать новые горизонты, засиживалась за учебниками, книгами, с увлечением училась, занималась в спортивной секции и так далее, то теперь все это мне безразлично. Ощущаю отрешенность, апатию ко всему, как будто все происходит не со мной и меня не касается. Работаю над чем-то по учебе, но проходит день, а дело не закончено, будто бездельничала все время. Постоянно чувствую усталость, даже с самого утра. Стараюсь совершать утреннее и вечернее правило, но состояние апатии и отрешенности не проходит. Подскажите, где искать корень этой проблемы? Как ее решить?»

– Вопрос острый, достаточно распространенный, вероятно, он всегда был распространен, но в наше время из-за разных трудностей эпохи стал более обычным. Разочаровать человека придется тем, что вопрос плохо подходит для обсуждения на публике. Понятно, что девушка написала это письмо в попытке найти выход своим скорбям, но это не для массового обсуждения. Такая тема требует разговора со священнослужителем, обычно это происходит на исповеди, причем регулярной. Человеку в таком состоянии нужен духовник. Кто такой духовник? Это не какой-то ангел с неба, а приходской священник, который регулярно принимает вашу исповедь, – это и есть ваш духовник. Он выслушает исповедь, познакомится с Вашим состоянием, даст Вам советы, узнает что-то о Вас, потом может дать Вам какую-то реальную практическую помощь, тогда процесс пойдет в нужном направлении.

И нужно также побеседовать с врачом-невропатологом, потому что видны кое-какие симптомы физического недуга, недомогание. Если человек с утра чувствует усталость, значит с этим симптомом обязательно нужно обратиться к неврологу, чтобы получить и другую помощь. Здесь хороший пример прямого и плодотворного взаимодействия медицины и Церкви. Медицина воздействует на материальное – на телесный состав человека, а Церковь – на духовный.

По своему опыту скажу, что нередко людям в таком состоянии или похожем состоянии помогает переписка со священником. Сейчас я немного отвлекусь. В каком месте Российской Федерации меньше всего духовенства? Кажется, что где-нибудь в Якутии или Сибири. Ничего подобного. Меньше всего духовенства в Москве – в расчете на количество населения. Москва – самое бедное место в Российской Федерации по обеспечению духовенством населения. В Москве много храмов, много духовенства, но население Москвы столь велико, что духовенства не хватает. По Ивановской области могу сказать то же самое, хуже всего духовенством обеспечен областной центр. В деревнях, селах духовенства мало, но и населения мало. Мое замечание к тому, что далеко не всегда есть возможность размеренной, спокойной, регулярной исповеди. Поэтому в таких случаях хорошо помогает переписка со священнослужителем, сейчас Интернет этому очень способствует. Очень многие священники такую переписку ведут. Мне приходится не только отвечать на вопросы, но кое с кем из корреспондентов я веду переписку буквально год за годом. Иногда вижу больше пользы, иногда – меньше, но какую-то помощь человеку удается оказать.

Повторюсь, не забывайте о медицинской стороне. Вполне вероятно, есть нервное истощение или физический дисбаланс взросления. Часто в таком возрасте молодой организм испытывает трудности роста, особенно в нервной системе.

– «Можно ли выстроить семью как малую Церковь с порядочным, но не воцерковленным мужчиной? Говорят, что взрослого человека не перевоспитать. Могут ли люди с разными взглядами на жизнь найти согласие в браке?»

– Этот вопрос, как и предыдущий, плохо подходит для массового обсуждения. Опасайтесь обобщений. Такие слова, как «порядочный», «невоцерковленный», ничего не говорят о личностях людей, как мужа, так и жены. Все упирается в их индивидуальность, в неповторимость уникальной личности каждого человека. Бывают похожие вопросы: «Можно ли, чтобы жена возглавляла семейную жизнь? Или это не годится?» С одной стороны, мужчине более присуще качество лидера и в нормальных, стандартных условиях муж должен быть главою семьи. Но есть много семей, где в силу личных особенностей жена занимает главенствующее положение, и эта семья живет счастливо, плодотворно, продуктивно, имеет и воспитывает детей и все у них прекрасно. И если такой семье сказать, что они живут неправильно, а в силу их личных особенностей муж более способен быть ведомым, а жена – ведущей, если их в этот момент рассорить, заставить что-то менять, эта семья может просто развалиться. И такое бывает от очень неразумных, самоуверенных, самонадеянных «консультантов».

Примерно то же самое надо ответить и на этот вопрос, но со своими особенностями. Не очень понятно, что значит «невоцерковленный». Предположим, муж мусульманин, а жена православная, они полюбили друг друга, все у них идет хорошо, но они на разных платформах. Пока у них все хорошо – хорошо, а когда начинаются трудности, разность этих платформ приводит к тому, что помириться им очень трудно. Приведу простую аналогию. Когда строится дом, заливают фундамент: аккуратнейшим образом все нивелиром вымеривают, для большого здания берут пробы грунта, чтобы фундамент был ровным, чтобы осадок грунта был одинаковым, чтобы фундамент стоял и был надежным основанием для здания. Представьте, если сделали такой фундамент: в одной половине песок, в другой – глина (или здесь камень, а там – пустоты) – и построили дом. Вроде красиво и хорошо стоит. Начинается осадка грунта или землетрясение, размыв почвенных вод – одна сторона фундамента ведет себя одним образом, другая – другим. Что будет с домом, объяснять не надо. Я никого не пугаю, но это факты жизни. Любой священник из своего священнического опыта, из переписки с людьми вам такие примеры приведет. Если два человека имеют разные жизненные установки и на них остаются, то дело это непростое, тревожное.

Чтобы не быть пессимистом, из зарубежного опыта приведу противоположный пример: русские девушки (дочери русских родителей) выходят замуж за местных мужчин, для которых русское православие чуждо. Например, он католик или протестант. В силу того что своя традиция для этих женихов не столь уж существенна, не столь сильно они укоренены в католицизме или протестантстве, не столь много оно для них значит в современном мире и их исходная религиозная установка не слишком глубокая (есть такая поговорка: в США христианство 2,5 тысячи миль в ширину и 2,5 дюйма в глубину), то в условиях нормальной семьи они сравнительно быстро принимают православие и становятся православными верующими. Если брать аналогию с фундаментом, то здесь новый фундамент удается подвести под тот фундамент, где его практически не было. Рассуждайте, разбирайтесь, какая ситуация для Вас больше подходит.

– «Чувствую, что хочу быть священником, и чувствую, что смогу. Но как узнать, достоин ли я: грехов в жизни было много. Женат, имею четверых детей. Благодаря детям пришел к Богу, стараюсь жить по-христиански. Получается не очень, но твердо намерен держаться этого пути. Хочу понять, смогу ли стать священником? Хочу помогать людям».

– Очень хорошее, воодушевленное письмо. Надо только рассеять сомнения о достоинстве. Никто из нас не достоин не только быть священником, но и приобщаться Святых Таин. Мы не по достоинству совершаем христианскую жизнь, а по любви Бога к нам и по нашей ответной любви к Богу. Тем не менее достоинство человека остается важным фактором христианской жизни, но достоинство природы человека. А личное достоинство восстанавливается или укрепляется именно исходя из осознания своего недостоинства. Я цитирую важный церковный документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», который был принят Архиерейским Собором в 2008 году. Когда Вы с ним познакомитесь, Ваши сомнения о достоинстве будут рассеяны.

Ваш практический шаг – обратиться в местную епархию, где Вы живете, или к приходскому священнику с просьбой, что Вы хотели бы двигаться в сторону священнического сана. Скорее всего, Вам порекомендуют поступить учиться, если Вы еще не имеете духовного образования. Большинство духовных семинарий и богословских институтов имеют заочное и вечернее отделения. Человеку женатому, имеющему детей, невозможно учиться очно. Иваново-Вознесенская духовная семинария имеет огромный заочный сектор, где учится множество мирян уже не юношеского возраста, состоящих в браке, имеющих детей. Они учатся, получают духовное образование и в свое время получают рукоположение в диаконский или священнический сан. Дорога перед Вами открыта.

– «В чем критерий духовного роста – в степени вовлеченности в жизнь Церкви? Иногда мне кажется, что за годы духовной жизни я не стал лучше, не стал чище».

– Духовный рост – это нужно, необходимо. Но когда человек начинает думать о критериях, примерять их к себе, тут начинаются неприятности. Это следует из массового всеобщего опыта. Если взять хорошие аскетические монашеские сочинения, трактаты аскетического духовного опыта, то вы обнаружите, что человек с возрастом и совершенствованием начинает себя ощущать хуже, чем он был. И в этом нет ничего странного и плохого, это норма. Приведем аналогию, всегда хорошо рассуждать по аналогии. Хозяйка поселилась в каком-то доме: там грязь, беспорядок, но она радуется, что у нее есть новый дом. Постепенно она начинает его убирать, чистить, наводить порядок, и чем больше она наводит порядок и чем чище в нем становится, тем более внимательна она становится к каким-то трещинам на стенах, паутине в углу, соринке на полу. Она становится внимательнее, начинает беспокоиться об этом, огорчаться тем, на что раньше не обращала внимания. Примерно то же самое происходит и с духовным строем человека. Духовно расти и совершенствоваться необходимо каждому из нас. Но если представить, что духовный рост, прогресс человека все время происходит по возрастающей кривой и мы день ото дня становимся все лучше и лучше и отдаем себе в этом отчет, – это катастрофа, смертный приговор. Это значит, что человек через некоторое время впадет в такую гордыню, которую из него никакими палками не выбить. К сожалению, таких людей приходилось встречать. Меня одна очень разумная женщина спрашивала: «Почему священнослужители, которые начинали свой путь очень хорошо (у них было много последователей, учеников, они делали множество добрых, полезных дел), под конец жизни превращаются в совершенно непроходимых… просто на грани раскола, а иногда и уходят в раскол?» Это происходит потому, что они не ставили заслон гордости. Если я 20 – 30 лет прожил в осознании того, что я становлюсь лучше и лучше, значит я святой, а все вокруг, включая Русскую Православную Церковь, ее Синод, Собор и Патриарха, это уже люди второго сорта.

Могу закончить замечательным анекдотом про евреев, но это неважно, в православии он абсолютно так же бы звучал:

Два еврейских мальчика хвастаются: один рассказывает, какой у него ребе (наставник и учитель), какой он святой, ведь он каждый день разговаривает с Самим Господом Богом. Второй говорит:

– Вряд ли, не может такого быть.

– Как не может быть, если мне сам ребе сказал, что он разговаривает с Самим Господом Богом!

– Может, он немного преувеличил или наврал?

– Подумай, может ли быть такое, чтобы человек, который каждый день разговаривает с Господом Богом, еще бы стал врать?

Абсолютно то же самое мы видим в некоторых наших собратьях, их становится жалко, но это именно те люди, которые не видят своих грехов, своих ошибок, своих уклонений. Ощущать свое несовершенство – это нормально.

– Все-таки критерии существуют?

– Я бы не стал их применять. Критерии: образование, учеба, знание, христианский образ жизни. Если это женатый человек, значит он служит своей малой Церкви, своей жене, своим детям.

Похожий вопрос иногда задают люди старшего возраста, у которых уже взрослые дети: «Чем мы можем помочь нашим взрослым детям? Деньги давать не очень хорошо, иногда их нет, иногда не надо, а больше мы не видим, чем можем помочь». На самом деле старшее поколение очень сильно может помочь детям одной интересной вещью – они должны любить друг друга, быть для своих взрослеющих детей образцом взаимной супружеской любви. Тогда дети будут видеть в родительском доме, в том источнике, из которого они вышли, некий важный для себя идеал. И когда они будут видеть, что окружающий мир живет совсем не такими законами, как требуется, – далекими от Христа, далекими даже от того, что мы называем общечеловеческой нравственностью, то когда им кто-то скажет: «Сейчас все так живут», они подумают и вспомнят, что папа и мама живут по-другому. И это будет для них такой важности якорь и драгоценность, которую мало с чем можно сравнить.

Вот вам критерий: можете ли вы быть примером для своих детей, причем настоящим духовным примером.

– «Стоит ли добиваться высокого социального статуса? С одной стороны, человек, обладающий большими полномочиями, имеет большую силу и может направить ее в благое русло. С другой стороны, увлекаясь внешними достижениями, можно запустить внутреннюю жизнь. Святые (как наивысший пример) отказывались от почетных должностей».

– Кто отказывался, а кто и не отказывался. Среди святых мы видим людей совершенно нищих, социально неприкаянных – это прежде всего юродивые. Но среди святых мы видим и императоров, и епископов, и митрополитов, и патриархов, и военачальников.

Вопрос этот очень широкий, но и достаточно индивидуальный. В таком деле правильный критерий – это здравая мера. Если я для каких-то земных целей, для своего прогресса и возрастания применяю средства нечестные, греховные или пренебрегаю семьей, своим здоровьем (чаще это относится к спортсменам, когда профессиональный спортсмен губит свое здоровье, иногда психическое, иногда физическое), уже не надо бы стремиться так высоко, если это идет в ущерб. Так же во всем остальном.

Церковь, безусловно, не осуждает ни богатство, ни власть, ни славу гражданскую, но требует внимательно приглядываться к ним: не служат ли эти особенности чему-то плохому, не приносят ли нам вред, не служат ли они греху. Нужно контролировать этот процесс. Каждый человек может двигаться по тому пути, который он выбрал, – ничего плохого в этом нет. Если крестьянин хочет вырастить наибольший урожай на своем поле, это очень даже хорошо. Если человек служит государству в должности чиновника, то на своем поле он тоже хочет вырастить наилучший урожай, и пусть будет хоть президентом.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать