Беседы с батюшкой. Новый учебный год

31 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Евгений, прежде всего хочу поздравить Вас с престольным торжеством в вашем храме. Сейчас идет время попразднства Успения Пресвятой Богородицы, и отдание этого торжества будет только в следующий понедельник.

Как прошло это долгожданное событие? Насколько я знаю, в вашем храме служил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл?

– Спасибо за поздравления! Я, в свою очередь, хочу поздравить всех жителей нашего Отечества, потому что празднование Успения – это престольный праздник Русской Православной Церкви, поскольку все значимые соборы, храмы, монастыри посвящались именно Успению Божией Матери. Потому что особая любовь к Пресвятой Богородице всегда на сердце у русского человека, а Успение – это самый главный день в жизни Самой Пресвятой Богородицы. Как, наверное, в жизни каждого из нас, самый главный день после дня нашего рождения должен быть день нашего успения, когда человек рождается в вечность, встречается лицом к лицу с Богом.

Пресвятая Богородица долго ждала этот день, Она к нему стремилась, хотела как можно скорее, как бы сказал апостол Павел, разрешиться от уз этого тела и быть со Христом, но оставаться в теле считала полезным для учеников Спасителя, для апостолов, поддерживая и сохраняя их.

Удивительно пишет Дионисий Ареопагит: «Если бы мы не знали Личности Иисуса Христа, то, глядя на Божию Матерь, можно было понять, что Бог воплотился в Ее образе». Она долго терпела разлуку со Своим Божественным Сыном, и конечно, Успение – величайший праздник радости в Ее жизни. Мы учимся сорадоваться Божией Матери. Есть такая мудрость: «Друг познается в беде». Но мне кажется, настоящий друг познается в радости. Сострадать нам по природе всегда легче, даже если у неприятеля какая-то трагедия, то мы все равно как-то теплеем сердцем, сочувствуем, переживаем. Но научиться сорадоваться чужой радости, даже радости неприятеля – для этого требуется великая любовь. Если человек любит, он умеет сорадоваться. В этой радости Пресвятой Богородицы очень важно и нам быть вместе, важно не осуетиться.

Хочу поделиться своими небольшими наблюдениями. Проснулся 28 августа с утра, готовясь к литургии, с «большой» головой от многих, многих мыслей. Приезд владыки – это экзамен, проверка для прихода, сотрудников, прихожан. У настоятеля в голове много разных затей, всяких переживаний, и я понимаю, что постепенно эта суета начинает нагнетать внутреннее состояние и потихонечку отодвигать радость праздника. И тут пришлось делать усилие воли, очень важное на самом деле, потому что очень часто бывает как в Евангелии: «Марфа, Марфа, суетишься и заботишься о многом, а единое есть на потребу: сесть и слушать, что говорит Спаситель».

Очень часто какая-то наша суета лишает нас устойчивости, опоры. Как это было, когда Господь шел в бурю по воде. Ученики увидели, вскричали, думали, что это призрак. Господь им говорит: «Это Я, не бойтесь». Петр сказал: «Если Ты, позволь мне к Тебе прийти по водам». – «Иди». И он встает и идет по водам. И до тех пор, пока он видит Христа, пока его ум, сердце сосредоточены на Спасителе, он идет как по суху. Но тут начинает смотреть: волны захлестывают, ветер шумит – эта суета вошла внутрь его и лишила его опоры на Бога. И он стал тонуть. Но вовремя вспомнил: «Господи, спаси меня, погибаю!»

Очень часто бывает, что есть важное со-бытие, нужно побыть в этом празднике, именно там, внутри, но всякая суета начинает окрадывать нашу радость, наше внутреннее состояние. Так важно «всякое ныне житейское отложить попечение», волевым усилием сделать это: «Не испортят нам обедни злые происки врагов». Как бы чего ни было, подготовились как смогли, будем стараться быть с Божией Матерью.

Трудно представить: вот одр Пресвятой Богородицы, плащаница, собрались апостолы (Петр, Иаков, Иоанн…) – событие, а каждый о чем-то своем житейском суетится. Некрасиво, нелепо.

Слава Богу, как-то удалось собраться, и радость праздника, переживание этого события случились. Конечно, визит владыки – это всегда проверка, потому что епископ – фигура трансцендентная, говорил один умный человек, то есть запредельная. Очень сложно вместить то, как живет епископ, как он мыслит, чувствует, действует.

Недавно беседовали с владыкой Кириллом. Я спросил о том, как чувствует себя но ворукоположенный владыка Евгений (Кульберг). И владыка говорит: «Ты не поймешь того, как чувствует, мне сложно объяснить, потому что есть вещи, которые не выразить словами. То, как живет человек, эту архиерейскую благодать не выразить словами». Епископ – это носитель полноты церковной благодати, и когда он где-либо присутствует, он как рентген. То есть Господь через него высвечивает благодатью и все хорошее, и какие-то недочеты. Нам очень важно это понять, принять, выправить, потому что епископ смотрит за порядком в Церкви, он сохраняет этот порядок. И конечно, всегда и прихожан настраиваем, и сотрудников.

Некоторые прихожане так говорят: «Ну когда же владыка приедет к нам в гости?» Я говорю: «Стоп, братья и сестры, какие гости? Владыка – господин, мы его домоправители (верные или неверные – другой вопрос), но он приезжает к себе домой, он здесь хозяин, а мы должны постараться сделать так, чтобы ему было хорошо на службе, вообще в приходе». Мне кажется, у нас немного это получилось, потому что владыка и помолился, и поблагодарил некоторых сотрудников своими архиерейскими грамотами, посмотрел, что изменилось за год в приходе, преподал свое благословение и наставление и, конечно, очень утешил всех прихожан своей молитвой, потому что это всегда очень важное со-бытие.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Кажется, в 20-й главе Евангелия от Матфея, когда ученики спросили Христа: "Когда это будет?", Он им ответил, что о дне и часе том не знает никто: ни ангелы небесные, ни Сын, а только один Отец. И там еще есть пример, когда Он сравнивает Отца с виноградарем, Себя с лозой, а учеников с ветвями. В этих ответах получается, что статус Бога Отца выше по положению, чем остальные, потому что природа одна, но статус выше. Как Вы считаете?»

– «Верую в Бога Отца и Сына, Единосущного Богу Отцу…» Сложно рассуждать о Святой Троице. Наверное, это сложно понять, точно так же, как понять епископское состояние в благодати. Я просто вспомню, к слову, историю с блаженным Августином. Он как-то шибко сосредоточился, чтобы вникнуть во взаимоотношения между Лицами Святой Троицы, Кто из Них выше, хотел понять эту тайну. И как-то, прогуливаясь по берегу моря, увидел, что на берегу сидит ребенок и пытается черпаком море в ямку вычерпать. Августин спрашивает: «Чем ты занимаешься?»

– Хочу море сюда, в ямку, вместить.

– Так это же невозможно.

– Это более возможно, чем понять тайну Пресвятой Троицы.

Поэтому где-то и неполезно заниматься такими вещами, размышлять, какие там взаимоотношения между Лицами Святой Троицы. Есть Символ веры, в котором это очень ясно и четко определено, и надо это как-то принять на веру, а своим человеческим умом постигнуть тайну Святой Троицы, мне кажется, не по силам, можем запутаться и прийти к какому-то нехорошему внутреннему состоянию.

– Чуть ранее Вы говорили о подготовке к престольному празднику и о некой суетливости, которая присутствовала в подготовке. Думаю, что многим нашим зрителям, может быть даже и почти всем, известна подготовка к какому-либо своему личному торжеству, например ко дню рождения: накрыть стол (что приготовить, кого пригласить?), отправлять или не отправлять приглашения, позвонить или нет – это действительно такая суета. И у многих наших зрителей сейчас такая суета может возникнуть в связи с подготовкой детей к школе, все-таки у нас уже 31 августа, завтра первый учебный день.

В связи с этим предлагаю оставшуюся часть времени поговорить о новом учебном годе, о том, как вообще подготовиться к этому обучению, как настроиться на то, чтобы это была не суета подготовки, а встретить 1 сентября как первый учебный день, как некий праздник и некую отправную точку.

– Можно даже песню спеть: «Вот и лето прошло, словно и не бывало….» Вот и прошло прекрасное уральское лето, удивительное, теплое, солнечное, утешение для наших земляков, но всякий отдых должен быть в меру, для восстановления сил, а то от излишнего отдыха и кожа на лице может треснуть. Поэтому всегда, отдохнув, нужно настраиваться на труд, потому что Бог благословил человека на труды. И для многих школьников, студентов, преподавателей, а также их родителей 1 сентября – это всегда такой сигнал к подъему: «Вставай, вставай, зарядку начинай». Пришло время нового учебного года, нового трудового года. Мы должны любить трудиться, потому что любой труд прекрасен. И человек на самом деле может полюбить любую деятельность и все может делать во славу Божию. «Едите, пьете, иное что делаете, все делайте во славу Божию», – говорил апостол. Все можно делать с радостью, от всего можно радость получать.

Наверное, накануне начала учебного года, накануне начала осени – времени, когда мы пожинаем какие-то плоды в нашем сельскохозяйственном году, – хочется пожелать трудолюбия, чтобы мы научились любить трудиться. Собственно говоря, школа для этого и сформирована, потому что для многих учеба на сегодняшний момент есть самый значимый процесс научения трудолюбию. Мы учимся трудиться, учась в школе. Если человек полюбит труд, то жизнь для него будет легкой и радостной, даже если и трудной.

– Вообще во многих храмах накануне первого учебного дня совершается молебен на начало учебного года. Насколько мне известно, сегодня вечером в вашем храме был совершен такой молебен. Насколько он настраивает детей, студентов и тех людей, которые стремятся к обучению, на учебную волну?

– Мне кажется, это вообще основное дело в настраивании на учебную волну, потому что мы должны поймать ветер воли Божией, должны почувствовать, куда Господь направляет наш корабль. И без молитвы вообще невозможно постижение учебного процесса.

Вспомним такого замечательного человека, который в своей юности имел серьезные проблемы с обучением, в детстве его звали Варфоломей. Он очень много от этого страдал, хотел читать, но не получалось. И он просил Бога, чтобы Господь ему помог, и однажды встретил ангела в виде схимника, который дал ему просфору и попросил привести в дом покормить его. Родители с удовольствием приняли его.

И когда сели за стол, схимник говорит: «Ну-ка, отрок, иди к аналою, почитай». У Варфоломея как земля из-под ног ушла, потому что он понимает, что это позор, что он не умеет читать, начнет сейчас спотыкаться… Но за послушание встал, открыл дрожащими руками Псалтирь, и эта славянская вязь, которая до этого у него в голове была вся перемешана, вдруг сошла как пелена, он увидел ясно слово, фразу, смысл. Открыв уста, он начал читать, и так гладко полились слова… Мы ведь знаем этого отрока Варфоломея сейчас как игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Поэтому молитва – это самый основной ресурс в любом деле и тем более в учебе.

Конечно, такое дело, как начало учебного года, всегда нужно начинать с молитвы. Хочется порадоваться, что в храме было много родителей, детей, студентов, которые собрались, помолились, попросили у Бога помощи. Надо ведь все по-серьезному: Бог хочет нам помочь, но мы должны Ему засвидетельствовать, что нам это нужно, Бог не навязывается. Очень важно просить, не только у Бога, а вообще научиться просить помощи друг у друга, потому что это полезно для нашего смирения, мы по гордости как-то все пытаемся сами, своим умом решить. Спроси, попроси, не можешь – попроси у Бога. Тяжело стало, где-то запутались, не идет процесс – встань, возьми молитву преподобному Сергию Радонежскому, прочитай несколько икосов акафиста… Ум прояснится, и дальше дело пойдет легче.

– Вы сравнили время подготовки к первым учебным дням и вообще к новому учебному году с мобилизацией. Как сделать так, чтобы эта мобилизация все-таки произошла? Потому что так или иначе два или три месяца отдыха дают немного другой настрой человеку, а потом надо враз переключиться и начать учиться.

– Александр Васильевич Суворов говорил: «Тяжело в учении, легко в бою». Школа – это такая «предвоенная» подготовка, потому что когда начинается серьезная сознательная жизнь, у человека совершенно другие темпы, другие скорости в принятии решения, в ответственности. Конечно, я всегда свою учебу по прошествии многих и многих лет воспринимаю с благодарностью. Воспринимаю и с сожалением: я сейчас переживаю, что во многое из того, что в школе давали, просто как-то не вникал, делал это просто для того, чтобы отстали.

Очень важно знать и учить историю, литературу, русский язык. «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит». У нас очень много людей сейчас, к сожалению, с беспорядком в уме, то есть они совершенно не умеют управлять, это называется: «люди, сошедшие с ума». Потому что когда дело касается каких-то решений, смотришь, что человек делает, и понимаешь, что явно не в своем уме человек совершает такие поступки и принимает такие решения. Поэтому очень важно к учебе относиться серьезно, с ответственностью.

Все равно в школе дается разгон, это для нас, уже взрослых, все иначе. Когда Вы задавали этот вопрос, я сразу на себя примерил: вот я какое-то время в отпуске провел; и как я там мобилизовывался? Да никак. Просто пришел на следующий день на службу, на работу, и там сразу полная мобилизация: и люди, и решения, и проблемы, и так далее. У детей все-таки пока попроще, у них два месяца дается на такое повторение, воспоминание материала. И как-то более-менее мягко это все происходит, но настраиваться в любом случае нужно. И помоги Господи всем нашим ученикам, учителям, а также их родителям.

– Наша зрительница в социальной сети «ВКонтакте» спрашивает: «Батюшка, как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы? Имеет ли место физическое воспитание? Много советчиков по этому поводу».

– Невольник не богомольник. Это величайшее искусство балансирования между кнутом и пряником, между наказанием и поощрением. Когда-то, в свое время, я читал умного психолога, и он спросил у родителей, как часто они ругают и как часто хвалят ребенка. И он говорит, что на одно «нет», на один запрет или одно взыскание должно быть пять «да», то есть пять поощрений. Наша основная проблема, что мы не умеем поощрять, мы замечаем много отрицательного. Приходит человек домой и сразу начинает замечать, что не так: и на кухне не так, и вещи не так (про себя говорю)… И начинает сразу делать замечания, а дочка говорит: пап, ты посмотри, я ведь все-таки сделала то-то и то-то. Но у нас это как бы само собой разумеющееся, то есть это должно быть так, а вот что плохо – сразу бросается в глаза.

Но ведь очень важно человека поощрять. И когда человека благодаришь или делаешь ему какое-то поощрение, у него реально прибавляется сил. Это высочайшее искусство. Потому что насилием можно воспитать только ненависть к какому-нибудь процессу, а вот найти мудрость и как-то побудить человека к сознательному и добровольному труду – это искусство. Дай Бог нашим дорогим родителям, чтобы это все получалось, но где-то должна быть и строгость, и принципиальность: будет так, потому что так должно быть.

– Если говорить об этом искусстве мотивации, выражаясь современным языком, как привить эту тягу к знаниям? Как помочь ребенку, чтобы образование и обучение были в интерес, а не в тягость? Потому что разные есть дети, и взрослые дети тоже разные: для некоторых из них обучение – это интересный процесс, игра, ребус, который они разгадывают и получают какое-то самоудовлетворение, а для кого-то это нежеланная пора, когда действительно приходится очень сильно трудиться над собой.

– Сложно об этом говорить, потому что мы сейчас зайдем на территорию современной системы образования, в которой личность ребенка, как мне кажется, на втором плане, важно выполнить программу. Учитель выполняет программу, дает задания, спрашивает их, фиксирует это все в журнале, потом приезжает проверка из районо, смотрит на журнал, и зарплату учитель получает за выполненную программу. А что там реально ребенок понял или не понял, усвоил или не усвоил – это уже на каком-то дальнем плане.

Вообще система образования достаточно формальная. Поэтому, конечно, здесь сложно говорить о том, как заинтересовать. Заинтересовывает всегда личность. Если вспомнить свою школьную программу, то были любимые предметы исключительно потому, что личность преподавателя, его любовь к предмету, его неформальное отношение и неформальный подход пробуждали живой интерес к литературе, биологии, физике. Если нет личности, а есть просто ученики, учитель и предмет, нет живых отношений, сложно все это сделать. Дай Бог, чтобы этих делателей на ниве преподавания, любящих свой предмет, учеников и понимающих цель педагогики (не просто формально передать какие-то знания, а помочь научить ребенка думать, научить искать, читать литературу, задавать вопросы, научить учиться), было больше.

– Наверное, отдельная тема, такой бич современности – увлеченность техникой, которую иногда называют техноманией. С одной стороны, возможность использовать Интернет, смартфоны дает некую пользу в виде возможности получать сведения, грубо говоря, из карманного устройства, иметь при себе целую энциклопедию, какие-то книги и смотреть полезные фильмы. Но это же может использоваться в негативном ключе, когда вместо пользы появляются лишь фотографии в соцсетях, собираются лайки, ловятся покемоны. Или если говорить о компьютерных играх, то это всегда превращается в какие-то страшные детские зависимости от компьютерных игр, перерастающие потом во взрослые зависимости. (29.15) Как с этим быть? Где найти грань между полезно неполезно, дозволено не дозволено? Как Вы считаете?

– Одна знакомая руководительница образовательного учреждения как-то поехала поправить здоровье в санаторий и, поселившись там, настроившись на какой-то отдых и восстановление сил, вдруг узнает, что на следующий день или через день на эту санаторную базу должны приехать несколько отрядов детей. Для нее, конечно, это был серьезный шок, потому что никак не планировался и не ожидался отдых с такой компанией. По сути, она решила уехать, но подумала: «Подожду, потерплю немножко». Когда дети приехали, прошел день, второй – тишина, не видно, не слышно… А сто пятьдесят детей ожидалось, это такая веселая компания. Ее это настолько поразило, что решила пойти разобраться. Заходит, смотрит: в корпусах дети сидят и каждый в своем гаджете, то есть дети абсолютно изолированы от живого, естественного, реального мира.

Я не знаю, как эту проблему решить, у меня нет никаких добрых советов, кроме того что телефон должен быть телефоном, обычным, простым, кнопочным телефоном для связи. Для детей он не должен быть фотоаппаратом, компьютером, потому что есть такое понятие в духовной жизни, как соблазн. Взрослый человек не может удержать себя от соблазна, чтобы не «залипнуть» в сетях (вроде начинает смотреть переписку, потом раз… кустик на кустик, деревце за деревце, так и ушел далеко в лес). Он не может управлять собой, он попадает во власть этих программ, картинок, которые, кстати, делают очень умные дяди и тети и получают за это огромные деньги с единственной целью, чтобы заинтересовать, зацепить наше внимание, лишить нас свободы и увлечь в этот мир витруальной реальности, в мир грез. Взрослые не могут с этим справиться, хотя обладают системой ценностей, понимают, что хорошо, что плохо, у них есть понимание времени, что время – деньги, время – это жизнь, у них есть какое-то понятие об аскетике, что нужно управлять своей волей.

А что мы требуем от детей? Дети незрелые, они не умеют собой управлять, они не понимают, зачем нужно от этого отказываться, когда это здорово, «прикольно», будоражит какие-то эмоции, доставляет удовольствие. Как от этого защитить детей? Проблема еще и в том, что у нас нарушено общение, мы разучились и не умеем общаться. Даже встречаясь с друзьями, сидя за столом в кафе, каждый из четырех участников встречи «сидит» в своем телефоне. Нам трудно общаться.

Та же руководительница рассказывала, что когда студенты выходят на практику в медицинские учреждения, они боятся вступить в контакт с пациентом, им легче сидеть и заполнять какие-то бумаги во время практики, чем идти и разговаривать. Это просто жуткая катастрофа, что мы ушли в этот неживой мир, в мир подмен, фальшивый мир и всячески поощряем детей, давая им соблазн в виде этой разной техники. А дети, даже при всем нашем желании, чтобы они смотрели доброе, обычно находят гадости, смотрят эти гадости и питаются ими. Поэтому по мне – лучше, чтобы были простые телефоны за тысячу рублей, чтобы можно было созвониться, а когда воля окрепнет годам к пятнадцати–шестнадцати, уже можно позволить более дорогой, но и то смотреть, насколько человек стал более-менее сознательный.

– Может другая проблема появиться из-за кнопочного телефона за тысячу рублей, когда у остальных одноклассников телефон, скажем, за десять тысяч рублей или за пятьдесят. Начинается зависть и даже высмеивание в зависимости от того, кто учится в классе и как воспитали детей.

– Да, эта проблема тоже есть. Но это задача родителей научить ребенка «не прогибаться под изменчивый мир». Должен быть контакт между родителями и детьми, чтобы они могли, здраво поговорив, понять, что зависть никуда не денется, но с этим надо бороться, в этом и есть задача детско-родительских отношений: не потакать греху, а преодолевать его.

Хотя, конечно, наверное, есть альтернатива, и к этому нужно приходить. Я надеюсь, что мы когда-то к этому придем, но в свое время; должны быть небольшие учебные заведения общего образования в рамках хорошо сформированной общины, то есть должны быть школы внутри приходов, где прихожане-учителя, прихожане-ученики. И все это в рамках здоровой атмосферы может быть выстраиваемо по определенным правилам, законам. Это у меня как у настоятеля стоит такая задача. Может быть, когда-то мы к ней придем. Я думаю, что если мы уйдем от этих школ, где несколько сот или тысяч учеников и люди совершенно разных ценностей, если будут школы попроще, но покрепче, тогда вопрос может быть решен. Нужно защищаться от инфекции.

– Если говорить о православных школах, их не так много, но они, к счастью, появляются, где занимаются не только образованием, предоставлением образовательного стандарта, но и пытаются рассказать о Боге. Каково Ваше отношение к этим учебным заведениям? Не будет ли ребенку, который учился в православной школе, затем трудно учиться в вузе, или ином образовательном учреждении, или в обычной школе, ведь это немного тепличные условия? В идеале там должны быть и люди подобрее и должны заниматься духовным воспитанием детей.

– Мне кажется, любой разумный родитель будет искать для своего ребенка подобную школу, потому что эти школы должны быть элитарными и по качеству образования, и по педагогическому коллективу, и по формированию детей. Я знаю несколько приходов, где такие школы начинают свое хорошее развитие. Качество образования там ничуть не уступает обычным школам, кроме того что дети не под общую гребенку подогнаны. Там более индивидуальный подход, потому что когда в классе десять–пятнадцать человек вместо тридцати, то это совершенно другие условия работы.

Также преподавание о Боге может быть без прямого упоминания о Боге, необязательно это должен быть Закон Божий, хотя это один из прекраснейших предметов. Можно и в математике, и в биологии говорить о Боге; в литературе, особенно в русской, все зависит от того, как расставить акценты. Изучая «Преступление и наказание», можно по-разному проговорить все эти вещи: можно говорить о покаянии, а можно говорить о преступнике. Поэтому важно, чтобы серьезные, верующие зрелые люди преподавали предметы любой направленности, и человек, любящий Бога и свой предмет, всегда найдет, как показать ребенку присутствие Бога в этом мире. Через изучение видимых вещей человек приходит к познанию невидимого мира, потому что реально мир Божий – это книга, небо и земля – это книга, по которой можно изучать богословие.

– Поскольку православных школ, гимназий у нас в России не так уж и много, так или иначе многим православным детям приходится учиться и в обычной светской школе, где они могут столкнуться с серьезными вызовами, связанными с их верой.

Понятно, что ребенку нужно помнить, что он христианин, исповедовать свою веру. Как вы считаете, нужно ли ему в школе проповедовать, рассказывать о Боге, может быть, кого-то приглашать в храм? Как быть с постом? Очень часто начинаются такие вопросы, когда приходит постное время. Как поститься ребенку в школе, когда на обед дают мясное?

– Проповедовать, конечно, не надо, надо стараться быть хорошим, добрым человеком, надежным, добрым товарищем. «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе». Наша небесная родина тоже с этого начинается. Нужно стараться избегать подлости, предательства, стараться жить своим умом и не прогибаться под общественно-массовое сознание. Если все матерятся, совсем необязательно материться, если все бегут на перемене курить, совсем необязательно тоже прогибаться. Вот этому важно научить ребенка: что быть как все – это не главное, лучше быть в своей совести с Богом.

Насчет поста: в школе тоже не надо это выпячивать. Пост пусть будет дома, где родители обеспечивают определенный режим, а то, что дают в школе, ешь без сомнений. «Господня земля и все, что ее наполняет», – говорит апостол Павел. Это не надо обострять, но если дело доходит до того, что нужно защитить Бога, то нужно Бога защищать, сказать, что нельзя так говорить, не смейте так говорить, это ложь и неправда, и где-то потерпеть. Все хорошие, добрые люди, все подвижники так или иначе через это проходили, через противостояние толпе. В этом только закаляется душа.

Родители, конечно, должны быть чуткими к детям, они должны их чувствовать и защищать. То есть если возникают какие-то обстоятельства, в которых ребенок терпит ущерб, нужно прийти поговорить сначала с классным руководителем. Если классный руководитель это игнорирует, поговорить с тем учеником или группой учеников, но ребенка нужно защищать.

– Чуть ранее Вы говорили о том, что каждый предмет можно преподавать по-разному и рассказывать о Боге не только по предмету «Закон Божий», но и на математике, биологии, химии и других уроках.

Как ребенку быть, если сведения, которые учитель доносит до учеников, расходятся с его вероучением и вызывают в душе какой-то конфликт и недопонимание? Может быть, это касается биологии, происхождения человека, когда говорится только о теории эволюции, но не упоминается о Боге вообще никак, или, может быть, касается каких-то исторических фигур...

– Нормально. Надо обладать пытливым умом, нужно искать истину. Человек, который ищет истину, всегда неизбежно придет в одну точку, к Господу нашему Иисусу Христу. Всевозможные теории – это теории, и к ним нужно именно как к теориям относиться, это предположения, это не аксиома, не закон, а просто один из взглядов. Теория происхождения видов очень сомнительна, натянута, потому что современная наука генетика абсолютно разбивает эту теорию. Какое может быть происхождение человека от обезьяны, когда генетически это несовместимые виды? Такого не может быть просто потому, что не может быть по науке. Просто это теория, каким-то образом вошедшая в систему образования в безбожное время.

Есть более убедительные теории креативного происхождения мира, то есть сотворения мира Богом. Просто родителям нужно держать руку на пульсе, быть в контакте со своими детьми, не сидеть в гаджетах и в гадостях, а живо интересоваться, как и что. И чувствуя, что где-то ребенок забеспокоился, поговорить спокойно, не боясь каких-то острых тем. Сейчас предостаточно христианской литературы на эту тему, много замечательных священников, которые могут эти вещи более ясно проговорить. Преподавателям воскресных школ не надо бояться вопросов, даже сомнений, потому что сомнения, если их искать, разрешать, все равно приведут человека к истине, потому что истина одна – путь и жизнь.

– В образовательных учреждениях учатся разные люди, и ни для кого не секрет, что это вызывает постоянные конфликты, недопонимание, которые могут появиться в коллективе: в классах, в параллелях. Доводилось ли Вам как священнику когда-нибудь быть примирителем сторон или человеком, который как-то пытается донести: «ребята, нужно жить дружно»?

– Я постоянно занимаюсь примирением сторон, в первую очередь в своей семье, потому что где много детей, там все время приходится между ними лавировать и выяснять, кто, что, как, чтобы детки учились и сами разбираться. Часто приходится быть примирителем и среди сотрудников, среди прихожан. В школьную сферу, к великому сожалению, Церковь до сих пор не пускают, все время пытаясь как-то подменить чистый источник воды «Основы православной культуры» какими-то сомнительными суррогатами типа «Светская этика».

– «Основы религиозных культур и светской этики».

– Да, но у человека есть шестое чувство. Есть пять более-менее опробованных нами чувств, и есть шестое чувство, вложенное в нашу природу, – это чувство Бога, религиозное чувство, которое требует себе удовлетворения. Если у человека есть чувство жажды, если он хочет пить, он будет искать возможность это чувство удовлетворить, и если у него не будет чистого источника или колодца, он пойдет пить из лужи, из следа от козлиного копытца, из болота, потому что он не может жить, не удовлетворив эту жажду. То же самое с чувством Бога. Если детям (и не только детям, но и взрослым) не давать чистого хлеба, чистой воды православия, основ православной культуры, они пойдут «пить» из всяких сточных канав. Поэтому, конечно, очень важно давать детям основы православной культуры, давать ясно, четко, понятно, чтобы уберечь их от отравления из разных других источников.

Вопрос примирения потрясающе решается в Евангелии: «Молитесь за врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и добро творите творящим вам напасть». Это абсолютно истинная формула, как нужно преодолевать всевозможные конфликты: если согрешил против тебя брат твой, иди и поговори с ним один на один, помиритесь – хорошо, нет – возьми двух-трех товарищей и попытайтесь вместе решить. Если нет, то, как говорится в Евангелии, скажи Церкви, если это церковный вопрос, а в нашем случае скажи классному руководителю. Если и его не послушает, тогда нужно общение прекращать, садиться в разные углы класса. Совершенно потрясающая конфликтология в Евангелии, просто надо этим пользоваться.

– Я надеюсь, что то, о чем мы поговорили, будет полезно не только ученикам и учителям, но вообще всем нашим зрителям, потому что, развивая тему конфликтов, мы выходим на конфликты не только школьников, но и взрослых. Говоря о стремлении к обучению, знаниям, к мотивации, мы говорим о том, что и в дальнейшем это требуется каждому человеку. В конце программы хотелось бы попросить у Вас какое-то духовное наставление на новый учебный год для нас всех.

– Дорогие мои братья и сестры, очень радостно снова с вами быть на этой встрече. Хочется пожелать всем любви к учению, христианин учится всю жизнь. И тот вектор, который мы получаем в школе, те навыки и умения (умение читать книги, быть внимательными к жизни, думать, анализировать) важны, человек должен научиться думать. Я помню учителя теории механизмов в институте, и она каждую пару начинала со слов: «Уважаемые студенты, учитесь думать». Если человек научится шевелить мозгами, натренирует эту важную мышцу в нашем организме, он по жизни очень хорошо пройдет.

Все самые высокооплачиваемые работы – это работа головой, потому что «подай-принеси» – это всегда дешево и сердито. И школа учит думать. Мы должны научиться думать: сначала просто думать на какую-то тему, а затем постепенно упражнение ума должно нас привести к умному деланию. Мы должны свой ум покорить уму Божьему, свою волю – воле Божией. Мы должны постигнуть высочайшее искусство из искусств и науку из наук – науку богообщения, молитвенный труд. И для христианина вся жизнь – это жизнь с книгой, жизнь в учебе. Надо любить учиться, чего искренне, с Божьим благословением желаю всем нашим дорогим телезрителям. Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать