Беседы с батюшкой. Не всякому духу верьте. Часть 1

29 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

–  Здравствуйте, отец Димитрий. Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит всех вас, дорогие друзья, на все доброе. Всех вас поздравляем с праздником преподобного Антония Великого, которого Святая Церковь чтит завтра. А в среду память преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей великого аввы Сергия, основателя Троице-Сергиевой лавры.

Поздравляем всех вас, дорогие друзья, с наступившей, предуготовительной неделей к Великому посту – Неделей мытаря и фарисея. Это сплошная седмица, как знают все верные чада Святой Церкви. Вчера на воскресном богослужении читалась эта знакомая до слез притча Христа Спасителя о мытаре и фарисее, двух людях, которые пришли в храм помолиться. Много людей стояло на молитве, но всевидящее око Божие видит как бы только этих двух, противоположных друг другу. Один из них фарисей, другой – мытарь.

Почему в этой притче показаны две противоположные личности? Фарисей – это человек, который молится, но он видит грехи и недостатки ближних, и эта стена отделяет его душу от Бога. Вот почему фарисей, хотя и принадлежал, как говорит апостол Павел, к строжайшему в ветхозаветном учении закону, вышел из храма менее оправданным, нежели мытарь. Кто такие мытари? Это безжалостные сборщики налогов, которые и сами обогащались на страдании  народа.

Почему же мытарь вышел более оправданным из храма? Мытарь тоже видит стену грехов, которые отделяют его от Бога. Но это стена его собственных грехов. Вот почему, стоя перед стеной своих грехов, отделяющих его от Бога, мытарь не смотрит по сторонам: хорошие ли вокруг него люди? Но смотрит телесными очами в землю, а очами души смотрит в свое сердце и молится: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Не случайно именно этой евангельской притчей Святая Церковь  готовит нас, ее верных чад, к наступающему Великому посту. Чтобы мы обратили внимание на самое главное – на смирение. Потому что смирение приближает к Богу, дает подлинное видение самого себя.

– Сегодня мы продолжим тему благоразумного отношения к информации, и название сегодняшней встречи – «Не всякому духу верьте». Тема эта актуальна, потому что в последнее время очень распространилось такое явление, как ретрит. Может быть, не все знают, что это такое, поэтому поясню. Это поездки на лоно природы, где люди в отрыве от социума, социальных связей занимаются духовными упражнениями, или, точнее, психофизическими упражнениями. Безопасны ли эти поездки, ретриты, эти упражнения?

– Тема очень актуальная. В первую очередь ретритами интересуются люди светские. В переводе с английского слово «ретрит» означает уединение, удаление от общества людей. Под руководством инструктора люди, обремененные современным ритмом жизни, хотят на семь-двадцать дней или на более продолжительный срок отлучиться из социума, отключить телефон, Интернет и поехать, как правило, в Юго-Восточную Азию (хотя бывают и другие живописные, экзотические места), для того чтобы предаваться там якобы духовным упражнениям. Как говорят пропагандисты-ретристы, эти упражнения как бы не имеют связи с какой-то конкретной духовностью.

Сколько можно увидеть рекламных роликов, где инструкторы – улыбающиеся милые барышни – рассказывают, что такое ретрит, зачем на него приезжать. Они всегда говорят примерно следующее: вы удаляетесь от общения с людьми и попадаете в поле высоких духовных вибраций. Все проходит под руководством инструкторов, которые, как говорят сами пропагандисты ретрита, свою личность убирают в ноль, для того чтобы их сознание никак не мешало пропускать какие-то высокие вибрации из высших духовных планов. Говорят, что это якобы не имеет никакого отношения к вашей религиозной принадлежности, ваша вера и убеждения не имеют никакого значения. Главное – это почувствовать гармонию, спокойствие, разобраться с собой, научиться якобы владеть своими эмоциями. Свои негативные эмоции трансформировать в эмоции положительные. Естественно, человек, оторванный от религиозной традиции, православия (даже если по факту крещения он православный, но оторван от веры – не живет христианской жизнью), легко соглашается на такие приглашения.

Очень важно по порядку рассмотреть, на что стоит обратить внимание светскому человеку и на что обращать внимание человеку более или менее верующему (по крайней мере, считающему себя таковым). Потому что у светского человека один взгляд на жизнь, и даже у того, кто говорит: я верующий, христианин, но без фанатизма. Им надо посмотреть на эти психофизические практики немного в ином ключе.

Простой пример, который понятен каждому человеку, даже далекому от всякой религии. Что надо сделать в первую очередь, когда мы покупаем в аптеке разные лекарственные средства? В первую очередь надо познакомиться с инструкцией. Даже на коробочке с лекарством написано: «Ознакомьтесь с инструкцией». Надо узнать, каковы показания к применению, какие могут быть побочные действия, последствия передозировки, какое взаимодействие с другими лекарственными средствами.

А здесь вам предлагается, что вы якобы достигнете гармонии, научитесь владеть своими чувствами, раскроете свой внутренний духовный потенциал под руководством какой-то симпатичной инструкторши, которая будет ретранслятором неких высших духовных энергий из высших духовных планов. Почему современному человеку, человеку прагматичного ума, не задаться вопросом: а что это за планы? Эти высшие духовные планы – это что или кто? Эти планы личностны? Они духовны или материальны? Если они духовны, если они личностны, очень важный вопрос – эти духовные планы нравственно нейтральны? Или они добрые? Или злые? Они правдивы или лживы? Вопросы очень немаловажные, потому что с открытой душой и распростертыми объятиями соглашаться, может быть, на сомнительный по своим последствиям для вашей души тренинг – очень и очень небезопасно. Ведь прежде чем принимать лекарство, мы обязательно смотрим на передозировки. А не будет ли передозировки, когда с этих высших планов в вашу душу будет проникать непонятно какая энергия и вибрация?

– Светский человек, наверное, меньше задумывается об этом, чем человек церковный…

– В чем успех ретритов, которые являются частью общего наступления восточного мистицизма на сознание европейцев, американцев, граждан России и стран СНГ – вообще современных людей? Широкой поступью двигается восточный мистицизм. А особенность его такова, что он опирается на опыт и как бы говорит, что вера, доктрины отходят на второй план. То есть не важно, как вы веруете, самое главное – опыт. Попробуйте – и увидите, что это действует.

Знаете, как это импонирует современным людям: «Ведь я же могу попробовать! И я действительно чувствую, что появляется какая-то внутренняя гармония». Человек десять-пятнадцать дней без Интернета, телефона, ни с кем не общается, море, солнце, тропические фрукты – и ему стало как будто легче.

– Он просто отдохнул.

– Видите ли, инструкторы-ретритеры говорят, что это не отдых, а работа. Очень напряженная работа под руководством опытных специалистов. В том-то и дело, что это не отдых, не каникулы, а работа над собой с некими духовными реальностями. И акцент делается на то, чтобы вы попробовали и увидели, что вам это помогает. Опыт ставится во главу угла.

– Вопрос телезрителя из города Харькова: «Как отвечать людям, которые спрашивают, почему православие резко отрицательно относится к такому явлению, как перевоплощение, которое очень распространено в восточных религиях, в частности в буддизме? И второй вопрос: существует традиция купаться в праздник Крещения в проруби. Она очень популярна, и у нас на Украине тоже. Но почему-то некоторые православные священники высказываются об этой традиции резко отрицательно, а другие, наоборот, одобрительно. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этом».

– Учение о перевоплощении – это важнейшая составляющая индуистской религии, равно как это представление есть и в буддизме. То есть это составляющая восточного мистицизма. Как мудро говорил один из святых нашего времени Паисий Святогорец, это одна из самых опасных и ложных уловок дьявола. В третьем томе своих сочинений «Духовная борьба» Паисий приводит очень интересный пример: он сталкивался с людьми, которые, несмотря на то, что были образованны, верили в перевоплощение. Вот как пишет преподобный:

Перевоплощение устраивает людей, и особенно людей безбожных, неверующих. Это лжеучение – величайшее лукавство дьявола. Диавол удерживает таких людей в греховной жизни помыслом о том, что их души якобы уходят из этого мира и вновь возвращаются в него [...]

К сожалению, есть и образованные люди, которые верят подобным глупостям. У меня возле каливы пасся один ослик. Он был очень резвым, и поэтому я назвал его Насером (то есть дал ему название, очень похожее на имя одного из президентов Египта. – Примеч. прот. Д.Б.). Однажды ко мне пришел паломник – грек, живший в Швейцарии. Он услышал, как я звал ослика Насером, и, приехав в следующий раз, привез с собой две коробки со сладостями – одну простую, другую подарочную. «Эти сладости тебе», – сказал он мне и вручил коробку с простыми сладостями. «А вот эти изысканные пирожные – для Насера. Я еще в тот раз понял, что он настоящий Насер. Когда я с ним повстречался, он посмотрел на меня столь скорбным взглядом, что пронзил мое сердце!» То есть он думал, что Насер перевоплотился и стал ослом! И верил в это! «Брат ты мой, – сказал я ему, – да ты в своем уме? Я зову осла Насером, потому что он резвый!» Но, несмотря на все мои старания, он мне не верил.

Но это еще что! Расскажу вам еще об одном случае. Несколько лет назад на Крит приехала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации гитлеровцами Греции. Когда немцы проводили свое мероприятие, мимо них проходил один крестьянин с ослом, нагруженным покупками. Увидев толпу людей, осел начал реветь. Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла! Поняв, что «брат» узнал его и поприветствовал своим ревом, немец вытянулся по стойке смирно и выбросил вперед руку в военном приветствии... И смех и грех!.. Недолго думая, немец подбежал к крестьянину и спросил его: «Сколько ты хочешь за осла? Я его покупаю». – «Да пошел ты знаешь куда», – ответил ему крестьянин. Однако немец, не слушая его, уже отсчитывал марки: больше, еще больше... «Да уходи ты, – уговаривал его крестьянин, – дай мне пройти». Еще больше, еще больше отсчитывал... В конце концов один из наблюдавших эту сцену сказал крестьянину: «Дурень ты, дурень. Ведь он платит тебе за осла все равно что за «Мерседес». Ну и отдай ему». Крестьянин постоял, подумал, потом развьючил осла, снял с него седло и передал животное немцу. Немец со слезами на глазах забрал осла и повез его в Германию!

Эти примеры преподобный Паисий привел для того, чтобы показать, что даже образованные люди верят в подобную глупость, в то, что мы живем здесь не один раз, а без конца перевоплощаемся. Поэтому верующему человеку надо однозначно знать, что это ложное представление, которое укоренилось в восточном мистицизме, чтобы лишить человека всякой надежды на подлинную вечную жизнь, на встречу с Богом. Тогда временная жизнь становится бесценной: можно грешить, потому что в следующей жизни якобы исправишься.

Второй вопрос уважаемый собеседник задал об отношении к крещенскому купанию. Есть хорошая, благочестивая, достаточно древняя традиция, когда при посещении святых мест православные верующие люди погружаются в источники. Недаром возле многих монастырей существуют источники, трехкратное погружение в которые с осенением себя крестным знамением – давняя и хорошая традиция. Она есть не только в Русской Церкви, но и в других Поместных Церквах.

Если православный человек в праздник Богоявления (Крещения Господня) помолится на Божественной литургии, поприсутствует во время великого освящения воды, которое совершается в Крещенский сочельник, попостится в этот день и после двенадцати часов ночи, осенив себя крестным знамением, окунется в проруби, что здесь такого, если он хочет таким образом еще более тесно и телесно, и духовно поучаствовать в этом празднике? Безусловно, в святых канонах Церкви это не прописывается. То есть нигде не написано, что надо это строго исполнять, но и нигде не запрещается, потому что это благочестивая народная традиция, такое проявление народного аскетизма, в котором нет ничего предосудительного. Это то, что касается верующих людей.

Если люди нецерковные, еще не пришедшие к вере, пытаются пока хотя бы таким образом отметить праздник Крещения Господня, хотя бы раз в год трижды осенить себя крестным знамением и сделать все-таки усилие над собой, то надо объективно признать, что это хоть малая, но победа духа над плотью – подойти к проруби.

Вы когда-нибудь окунались в проруби?

– Окунался, но не на это Крещение.

– Значит, представляете, что такое – подойти к проруби. Все-таки надо сделать над собой некое усилие, особенно когда мороз минус 20–30 и больше.

Если люди нецерковные отмечают этот праздник хотя бы так, я лично ничего предосудительного в этом не вижу. Может быть, для кого-то из нецерковных людей это будет некоей ступенькой к более осознанному впоследствии восприятию праздника.

Поэтому если позволяет здоровье и силы и есть желание, то, конечно, окунайтесь.

– Вы сказали, что светские люди, как правило, идут на ретриты в поисках покоя, гармонии. А если они все-таки находят там и покой, и гармонию, может быть, ничего предосудительного в этом нет?

– Чем восточный мистицизм импонирует человеку? Как я уже говорил ранее, тем, когда говорят: попробуйте – и вы увидите, что это действует. Человек пробует. В первый раз едет на ретрит, попадает в какую-то экзотическую обстановку в окружении единомышленников, начинает что-то выполнять, медитировать. Там есть жесткие правила, диета. И он начинает чувствовать в себе какие-то изменения.

Но у светского человека, который не ведет духовной жизни, нет критериев для сравнения. С чем сравнить то духовное состояние, которое у тебя сейчас? Подлинного смирения у человека, может быть, нет; что такое покаяние, он не знает, опыта молитвы не имеет. С чем ему сравнить то, что с ним сейчас произошло? Конечно, он чувствует, что ему немножко лучше, чем когда он в суете в офисе, на работе, его постоянно давят заботы: надо позвонить, надо договориться. Естественно, не имея критерия сравнения с духовным состоянием, он действительно может почувствовать, что ему лучше, но это состояние душевное, а не духовное.

И самое главное, на что надо обратить внимание, дорогие друзья. Чем еще завоевывает позиции восточный мистицизм? Поначалу у тебя нейтральные ощущения, которые как бы не касаются твоего мировоззрения. Но посмотрите в Интернете ролики с людьми, которые уже регулярно ездят на ретрит, они говорят: «Наконец-то с тобой произойдет пробуждение, после которого ты начнешь по-другому смотреть на жизнь. Ты начнешь радоваться жизни, и все то, во что ты когда-то верил, чего боялся, к чему стремился, отойдет на задний план».

– Это как раз касается мировоззрения.

– В том-то и дело. Видите, поначалу, когда человека только приглашают, он не задумывается над тем, что на него снизойдет какая-то высшая вибрация с высших анонимных планов и окажется, что то, во что он верил раньше, что любил, к чему стремился, чего боялся, – все отойдет на задний план. Он станет иным. Но каким иным? Станет ли он духовным? Станет ли более нравственным? Станет ли более ответственным, будет ли по-настоящему любить ближних?

И тут есть еще один важный нюанс, дорогие друзья. Если кто-то из ваших знакомых, друзей, (хуже всего – родственников) попал под влияние ретритов, обратите внимание на следующее. Восточный мистицизм ориентирован на то, чтобы ты свою внутреннюю гармонию, якобы душевную, достигал за счет отрешения от окружающих людей. Ближний воспринимается как источник внешнего раздражения. Некоторые рекламные ролики о ретритах так и говорят, что молодые мамы могут оставить свое чадо на десять-двадцать дней с кем-то другим. Отказаться от своего ребенка. Временно, конечно, но ты отрешаешься от самых близких тебе (мужа, жены, детей), для того чтобы достичь внутренней гармонии. Гармония за счет чего? За счет того, что ты отрешаешься от ближних.

Если христианство учит, что самая главная заповедь – это любовь к Богу и ближнему как к самому себе, то здесь  ты разрубаешь все связи с окружающими и как бы самоустраняешься. Это очень опасно, это все более и более ведет к возрастанию эгоизма.

– Вопрос телезрительницы: «Я бы хотела задать вопрос, который, думаю, волнует не только меня, но и многих. Есть очень много несчастных семей,  и родители без конца жалуются на своих детей, что они неуправляемые, дерзкие, грубые. Родители часто не справляются с ними. Но, наверное, есть счастливые семьи. Очень бы хотелось, чтобы родители из таких семей поделились своим опытом. Как им удается в наше время воспитывать добропорядочных детей? И как удается сохранить мир в семье? Почему же счастливые семьи не делятся своим опытом, или я просто не встречала подобного примера? Отец Димитрий, если у Вас есть такие примеры, поделитесь, пожалуйста».

– Благодарю Вас за очень мудрый и актуальный вопрос. Слышно, что Вы задали его с сердечной болью. Могу поделиться, что во время моей безвозвратно ушедшей молодости, когда я только начинал супружескую жизнь, я тоже задавался вопросом, почему чаще всего мы слышим о семьях несчастных. Чаще всего слышим, как муж жалуется приятелям на жену. Жена, как правило, жалуется на мужа. И оба (и муж, и жена) жалуются на детей. Такой информации очень много. Но почему люди, у которых слаженная семья, мир, взаимопонимание, единомыслие, не делятся этим ни в Интернете, ни в газетах, ни в журналах? Наверное, где-то есть какие-то рекомендации, но чтобы делились этим часто, такого не встречается.

Со временем я понял, как мне показалось, в чем причина. Первая причина лежит на поверхности, но она на самом деле не главная. Люди, у которых слаженная семья,  мир, взаимопонимание и растут достойные дети, берегут это, как мы бережем огонек лампадки от ветра. Берегут от зависти, дурной ревности,  сплетен, от каких-то негативных проявлений других людей, поэтому стараются ничего не разглашать. Это одна из причин, но она не главная.

Самая главная причина, по которой счастливые, добропорядочные семьи не могут этим поделиться, такая: если в наше время есть счастливые семьи, то это, убежден на сто процентов, милость Божья. То есть это действие благодати Божией, а не человеческих усилий, не человеческого ума, таланта. Собственные усилия есть, безусловно, но это дар благодати Божьей. А как можно дар благодати Божьей облечь в форму какой-то инструкции? Поступайте так, так и так – и у вас будут счастливые дети, порядочный сын, порядочная дочь. А вот так и так не поступайте – и тогда у вас не будет ошибок. Как можно действие благодати облечь в форму какого-то инструктажа?

Безусловно, есть люди, у которых счастливая семья, благочестивые дети, растущие на радость родителям; все друг друга любят, благодарят Бога. Такие семьи есть, но поделиться этим, даже при всем желании, они не смогут, потому что это действие благодати Божьей.

И третий нюанс. Для того чтобы чем-то поделиться, надо иметь доверие к человеку. Когда мы имеем доверие к человеку, мы спрашиваем его совета. Например, когда вы обращаетесь к духовнику, к которому имеете доверие, то воспринимаете его слова как руководство к действию. А если подойдет другой человек? Представьте, что мы подходим к духовнику, старцу и спрашиваем его совета, но подходит другой человек и говорит: у меня семья счастливая, я лучше знаю, вот поступай так и так. Может быть, у него действительно счастливая семья, но если вы этого человека не знаете, если у вас к нему доверия нет (и, самое главное, вы его совета не спрашиваете), примете ли вы его советы?

Итак, есть три причины. Счастливая и слаженная семья – это действие благодати Божьей, которую невозможно облечь в форму инструкции. Люди, которые счастливы в семье и браке, стараются сохранить это от клеветы, зависти и других  негативных проявлений. И третье – они могут этим немножко поделиться, но только с тем, кто имеет к ним доверие и сам спрашивает. Сложно подойти и спросить: «У вас счастливая семья? Не могли бы вы лекцию провести, дать какой-то инструктаж? Мы соберем людей». Но как, если эти люди тебе не доверяют? Они тебя не спрашивали, поэтому какими бы красивыми ни были твои слова, они их не примут.

Поэтому для того, чтобы была счастливая семья, надо прежде всего обращаться к Богу, Пресвятой Богородице и тем святым, которые воспитали достойных детей. Например, родители преподобного Сергия – преподобные Кирилл и Мария. Посмотрите на их жизнь, почитайте о них и молитесь им, чтобы по их молитвам Господь помог вам воспитать детей и внуков достойными людьми. Святой царь-мученик Николай и святая царица Александра смогли так воспитать своих четырех дочерей и сына, что это была одна из самых святых и счастливых семей, так что даже смерть не могла их разлучить. Молитесь им. Господь по их молитвам поможет вам.

– Чем отличается дух мирный, который должен стяжать христианин, от покоя и гармонии, которые обещают на тех самых ретритах?

– И не только на ретритах, но и во множестве других психофизических практик индуизма и буддизма. Нюанс в том, что христианская аскетика опирается на заповедь о любви к Богу и любви к ближнему как к самому себе. Из Евангелия мы знаем: когда Господь отвечал на вопрос законника о том, какая заповедь большая в законе, то это не обрезание, не почитание субботы, не что-то другое, а «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой и всем помышлением и ближнего – как самого себя». Законник спросил, кто его ближний, подразумевая, что есть некие ближние, которым он обязан что-то сделать, потому что они члены его семьи или сотрудники, а есть люди, которыми он может пренебречь. И Господь ответил ему, что ближний – это, оказывается, тот, кто оказался рядом с тобой и которому ты можешь помочь. Кто в твоей помощи нуждается, тот и есть твой ближний. Вот основа христианской аскетики, и она приносит мирный дух.

Мирный дух – это действие благодати Божьей. А восточный мистицизм, как я раньше сказал, построен на эгоизме, на том, чтобы постепенно отсекать все связи с другими людьми как с внешними раздражителями. В  книге йога Шивананды о самадхи-йоге, своего рода учебном пособии для людей, которые хотят в эту мистику углубиться, сказано, что успех йога достигается за счет полного отрешения от всего окружающего мира. Ты никого не замечаешь, никого не видишь, никого не слышишь. Даже если рядом человек, который нуждается в помощи, ты должен своими упражнениями, медитацией заставить себя не видеть, не слышать, не откликаться, не волноваться по поводу всего этого. Вот в чем суть этого восточного мистицизма – формируется эгоизм за счет полного отрешения от всех окружающих.

– В чем духовная опасность таких психофизических практик для православного христианина?

– Не только для православного христианина, а вообще для любого человека. Но для христианина, конечно, в первую очередь, потому что ему больше дано и с него будет больше спрошено. Потому что таким образом мы нарушаем установленный Богом запрет на контакт с миром падших духов. Чтобы это понять, надо вспомнить в общих чертах, что после грехопадения наших праотцев Адама и Евы человечество оказалось вне райских врат, как пишет  преподобный Макарий Великий в своих «Беседах», а также преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры». Святитель Игнатий (Брянчанинов) в четвертом томе «Слово о смерти», как бы суммируя предыдущий опыт святых отцов, формулирует: великой милостью Божьей к человечеству было то, что Бог облек наших праотцев в кожаные ризы. Под «кожаными ризами» подразумевается эта дебелая плоть, которую мы носим сейчас. Плоть, подобная пеленам, которыми пеленают ребенка, чтобы он рос более здоровым, чтобы члены его тела правильно развивались. Так и дебелость плоти необходима для правильного возрастания нашей души, потому что мы находимся в окружении падших духов злобы, подпав под их влияние и дав им права над собой в результате грехопадения праотцев. То есть человечество живет вне райских врат, в окружении падших духов.

Господь защитил нас этой дебелой плотью от их воздействия. Мы их визуально не видим, мы их не слышим, не соприкасаемся с ними. Они воздействуют на нас только через помыслы, и за счет этого человек удобопреклонен и к добру, и ко злу. Падшие духи удобопреклонны только ко злу, а воля человека колеблется. И самовольное снятие кожаных риз, самовольное проникновение в мир духов, без воли Божьей, – вот в чем опасность всех этих психофизических восточных опытов.

Ретриты говорят: «С высших духовных планов мы черпаем энергию и ретранслируем ее через себя». А что это за энергия? Почему этот уважаемый инструктор не сказал нам, что это за энергия? Точно ли он отвечает за то, из каких энергий хватает эту вибрацию? А может быть, эта вибрация потом замучает его самого? Как потом с этой вибрацией быть? Поэтому такое самовольное проникновение в духовный мир чревато катастрофическими последствиями для нашей бессмертной души.

– Почему же эти практики так популярны, причем среди людей, которые были крещены в детстве и сами относят себя к православию?

– Как неоднократно говорят такие люди, они считают себя «верующими, но без фанатизма». А что это значит? Это значит – практически неверующий. Если он крестик носит, то ради красоты, в храм не ходит практически никогда, а если зайдет, то за святой водой, яблоки освятить, в Пасху на крестный ход – и все. Таким поверхностно верующим людям как раз и импонирует то, что восточный мистицизм ориентируется на опыт: попробуй – и увидишь, что это действует. И когда человек видит, что в нем начинает что-то меняться, появляется якобы некая гармония, он этот опыт, не имея духовного критерия, не зная, с чем его сравнить, воспринимает как нечто полезное.

– Вопрос телезрителя из Курской области: «В последнее время, особенно в сети Интернет, участились призывы ко всем, а в особенности к православным христианам: оставьте Церковь, она неблагодатная. Опираясь на некие нестроения, которые, возможно, в Церкви присутствуют, призывают уйти из Церкви. Но, по слову святителя Киприана Карфагенского, написавшего “Книгу о единстве Церкви” (“кому Церковь не мать, тому Бог не Отец”), этот призыв никак оправдать нельзя. Я думаю, это может оказаться большим соблазном, в особенности для людей новоначальных, которые еще достаточно далеки от Церкви и, возможно, делают только первые шаги к Богу, а их таким образом пытаются ловить в эти сети. Возможно, они не имеют опытного духовного наставника, да и посоветоваться им, может быть, не с кем. Как поступать в таких случаях? Ведь соблазн велик: что вы тут ищете? Ответьте, пожалуйста, на эти недоуменные вопросы, которые я уже слышал среди людей».

– Очень актуальная тема, которой можно было бы посвятить целую передачу, потому что она очень злободневна. Я бы сказал так. Сам Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: «Создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». Поэтому никто из подлинно святых людей – мы говорим о настоящих святых, а не о мнимых и не о тех, кто сам себя так называет – никогда не будет говорить какие-то слова и утверждения, противоположные словам Господа.

Есть люди, которые утверждают, что Церковь якобы безблагодатна. Из тех роликов, которые я в миссионерских целях посмотрел в Интернете, носят такие громкие названия, как: «Уходи из РПЦ», «Уходи из Церкви», «Церковь перестала быть благодатной». Там даже даны ссылки на подвижников благочестия XX века и даже на святых отцов, чьи-то фотографии. Под такими роликами десятки тысяч просмотров, что говорит о том, что много людей подпадает под влияние такого рода продукции.

Но раз Господь наш Иисус Христос говорит, что врата адовы не одолеют Церковь, которую Он создал, утверждать, что Церковь вдруг стала безблагодатной по причине каких-то нестроений, немощей или даже грехов или недостатков отдельных людей в Церкви, – это большое заблуждение. Я бы очень рекомендовал тем, кто этим интересуется, почитать преподобного Паисия Святогорца, его замечательное письмо к игумену Кутлумушского монастыря Христодулу, которое называется «Богоугодный ответ на соблазны экуменизма». В одной из передач мы уже цитировали его. В частности, преподобный Паисий говорит о том, что если мы из-за каких-то ошибок патриархов или епископов будем уходить из Церкви, то превзойдем протестантов. Очень рекомендую найти эту статью (она есть и в Интернете) и почитать.

Вы задали вопрос, как быть человеку, у которого нет духовного отца и не с кем посоветоваться. Дерзну дать такой совет: встаньте рано утром, почитайте главу Евангелия, потом две главы из апостольских посланий, затем Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу, Канон Пресвятой Богородице и Канон ангелу-хранителю. Помолитесь  с сокрушением сердца, а потом, стоя перед иконами, сами себе задайте вопрос: кто хочет, чтобы Церковь была безблагодатной? Кто так страстно хочет, чтобы Церковь была безблагодатной, что порой желаемое выдает за действительное? Кто во всем мироздании, во всей вселенной хочет, чтобы Церковь была безблагодатной? Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться – кто.

И следующий вопрос – кто хочет, чтобы я (я или вы) ушел из Церкви? Кто этого хочет? Господь создал Церковь для спасения людей, и врата адовы ее не одолеют, благодать Духа Святого в ней пребывает. Но кто хочет, чтобы кто-то из нас из этой Церкви ушел? Кто хочет?

И третий вопрос задайте – тогда почему же я буду слушать его? Несложно догадаться, кто этого хочет. Только диавол.

И еще очень важный нюанс. Если кому-нибудь из вас, дорогие друзья, приходилось смотреть подобные видеоролики, там есть цитаты из святых отцов, подвижников благочестия, есть их фотографии, но там обязательно, буквально со второй-третьей минуты, присутствует ссылка на какое-нибудь видение. Если вы мне не верите, посмотрите, увидите сами. Перед вами появится возбужденный человек, который скажет, что ему было видение: «Уходи из РПЦ (или Церкви), потому что...» – и далее список грехов или недостатков других людей.

Было ли подобное явление от Бога? Хороший ответ на такой вопрос дал однажды преподобный Паисий Святогорец, когда к нему в келью Панагуда пришел встревоженный тяжело больной человек, который шел пообщаться со старцем. Преподобный Паисий увидел, что он очень встревожен, и спросил, что с ним случилось. Тот сказал, что ему явился преподобный Арсений Каппадокийский. А это великий святой, который  когда-то крестил будущего старца Паисия, тогда младенца Арсения, святой, которого преподобный Паисий очень почитал, обрел его мощи. И вот паломник говорит: «Я шел в твою каливу, геронда, и мне явился Арсений Каппадокийский и сказал, что я умру». Преподобный Паисий улыбнулся и говорит ему: «Святые так не являются. Когда является святой, он приносит умиротворение в душу. Святые никогда не говорят так категорично». То есть святой может явиться, если это угодно Богу, и мягко сказать: «Обрати внимание на свою жизнь». Или: «Если ты не исправишь свою жизнь, твоя душа в опасности». Или: «Обрати внимание на такие пороки и грехи. Тебе с этими грехами надо бороться. Молись, исправляйся». Святые говорят мягко, с любовью, потому что они имеют дух Христов. Апостол Павел отмечал: «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его».

Поэтому Паисий и показывает этому встревоженному паломнику: «Святые никогда не говорят так категорично. Святой не может к вам явиться и сказать: ты умрешь! паспорт взял – в ад пойдешь! СНИЛС взял, новое какое-то удостоверение – в ад пойдешь!» Святые так не являются. Сама манера обращения свидетельствует, что это не святые, а совершенно противоположные силы. Мы сегодня о них уже говорили, но на ретритах они представляют себя как некие «высшие планы», ретрансляторы энергии, а людям христианской традиции они являются в каком-то человеческом образе, с какой-то подсветкой и при статье – такой-то святой. Но ведь надо иметь хоть немного духовной чуткости. Кто бы вам ни явился, во сне или наяву, если этот явившийся велит уходить из Церкви, поверьте мне, это не святой. Потому что святой не будет призывать вас уходить из Церкви, которую основал Господь Иисус Христос.

В заключение прочитаю вам слова преподобного Паисия Святогорца, какой вывод он сделал, отвечая на примерно такой же вопрос: «Я обратил внимание вот на что: из православия уходят только эгоисты. Человек смиренный из православия никогда не уходит» (Прп. Паисий Святогорец, «Духовная борьба»).

Смиренный человек никогда не уйдет из Церкви, а все святые угодники – это те люди, которые как раз имеют важнейшую, основополагающую добродетель – смирение. Вот почему преподобный Силуан Афонский, великий святой, наш соотечественник, говорит, что в Царстве Божием все находящиеся там святые, праведники по смирению желают ближнему большей благодати, чем себе. Поэтому святой, дорогие мои друзья, не может явиться и сказать вам: «Уходи из Церкви».

– Отец Дмитрий, какую полезную литературу Вы могли бы посоветовать почитать нашим телезрителям о восточном мистицизме, чтобы прояснить картину?

– Дорогие друзья, если кто-то из вас действительно хочет разобраться в этом вопросе, очень рекомендую замечательную работу одного из выдающихся богословов и миссионеров XX века – святителя Николая Сербского (Велимировича), которая называется «Стеклянные глаза Индии». Эта работа издавалась в сборнике его трудов. И другую его работу, которая называется «Теодум», состоящую из отдельных законченных статей о восточном мистицизме, где дается оценка йоги, буддизма, индуизма. Это очень глубокая, основательная богословская работа.

Также могу порекомендовать замечательную книгу отца Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». В третьем томе сочинений Паисий Святогорец  тоже говорит об индуизме и восточном мистицизме. Есть целая глава, посвященная прелести, беснованию, потому что увлечение этим восточным мистицизмом приводит к прелести и беснованию, когда человек подпадает под власть злых духов. Очень хорошая книга священника Владимира Елисеева «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения».

Я бы хотел закончить нашу передачу, зачитав из «Отечника» святителя Игнатия (Брянчанинова) некоторые очень важные мысли, актуальные для нашего времени и нашей сегодняшней темы, которые помогут укрепить нашу веру и будут согревать нашу душу:

«В последнее время, – сказал один из духоносных отцов, – те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди них знамений и чудес, как в настоящее время (это говорил один из древних отцов Церкви. – Примеч. прот. Д.Б.). Они (т.е. подвижники последних времен. – Примеч. прот. Д.Б.) пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Божием окажутся бо́льшими отцов, прославившихся знамениями». Какое основательнейшее наставление и какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменосного и духоносного отца. По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности господства их (соблазнов, и мы сегодня об этом как раз говорили. – Примеч. прот. Д.Б.), по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и уединение внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело Бога. «Спасаяй да спасет свою душу» (Быт. 19,17), сказано остатку христиан Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения, и это великий и редкий дар в наше время.

Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть (здесь подразумеваются те, которые, еще не упорядочив самих себя, уже стараются спасать весь мир). Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть и влияния его.

Как раз о «духе времени» мы сегодня и говорили – это попытка всевозможными оккультными учениями достигать мнимых спокойствия и гармонии за счет отчуждения от окружающих людей.

Господь да благословит вас, дорогие братья и сестры, и будьте осторожны с информацией, особенно с информацией на духовную, а точнее – псевдодуховную тему.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы