Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

3 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов).

– Сегодня у нас общая тема, мы будем говорить о разных проявлениях нашей духовной жизни, но первый блок передачи я хотел бы посвятить именно отношению к окружающим, отношению близких к нам и нашему отношению к ним. Первый вопрос от нашего телезрителя: «С недавних пор меня захлестывает злоба и раздражение на людей, везде вижу негатив. Как избавиться от такого состояния?»

– Легко видеть плохое, причем в ком-то, а вот увидеть в себе – это очень важно и, наверное, самое необходимое. Святитель Серафим, который был недавно прославлен в Болгарии, говорил часто такую пословицу: «Ищи не в селе, а ищи в себе». И вот когда мы найдем в себе наши недостатки, наши немощи, увидим, что мы далеко не совершенные люди (а сравнивать прежде всего надо с Евангелием, оно нам говорит, как мы должны относиться к Богу, людям, своей жизни и своим обязанностям и правам). Но часто мы думаем: может быть, кто-то и несовершенный человек, кто-то и неправильно поступает, но я этого не допущу, у меня этого не будет; или если я что-то сделал, то это всего лишь моя оплошность, я все-таки не так плох, как другие. И, сравнивая себя с кем-то, здесь мы пытаемся выглядеть красиво, стараемся общаться с нашими ближними, показывая какую-то свою лучшую сторону.

Это естественно для человека, но надо помнить, что мы люди несовершенные, грешные. «Господи, дай мне видеть мои согрешения…» Замечательная молитва, которую мы читаем постом: «Господи и Владыко живота моего...» Это очень важно. И когда каждый из нас будет помнить свои немощи, свои недостатки, будет укорять себя, как святые отцы нам постоянно советуют, тогда может быть мир в душе, тогда может быть доброе отношение, прежде всего к ближним своим. Ближние – это и наши семейные, которые окружают нас, это сотрудники, это люди из общества, с которыми мы общаемся. И все эти люди прежде всего указывают нам на наши недостатки. Говорить, порицать – это легко, и в Священном Писании есть такое выражение: обличай премудрого – и возлюбит тебя; и не обличай безумного, ибо возненавидит тебя. Потому что у нас часто такой появляется пример. Нужно сказать человеку, думаем. А может быть, лучше промолчать, а как он отнесется к этому, а как он это примет, услышит ли он меня? И все-таки действительно нужно говорить не спеша, не сгоряча, особенно если в сердце, в душе есть раздражение. Если есть желание обличить, а не просто помочь человеку, тогда, конечно, это будет неправильно. Прежде всего нужно заняться самим собой, обличая, укоряя самого себя.

– Что делать в ситуации, когда очень хочется нагрубить человеку? Хочется просто высказать все, что думаешь, и даже тот, кому хочешь это сказать, действительно не прав, действительно сделал что-то не то. Такая злоба внутри копится, что вот-вот – и через край захлестнет. Что нужно делать?

– У святых отцов (у Иоанна Кассиана) есть такое выражение: «Смятохся и не глаголах». То есть, может быть, человек смутился. Действительно, это не просто, являются разные мысли, тем не менее промолчать очень важно.

– Уйти просто в другую комнату, собраться с мыслями?

– Может быть, так. Но если необходимо сказать, может, и нужно когда-то замечание сделать, но только тогда, когда ты сам мирен. Если это будет возбуждение, если в сердце будет кипеть неприязнь, тогда такое слово не будет услышано, оно не принесет пользы. Прежде всего нам и тому, кому оно предназначено. Тот же святой преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Многих видел спасающихся молчанием, многоглаголанием же – ни одного». Так что, Господи, помоги нам иметь мудрость, разумение, рассуждение.

– Правильно ли я понял, что даже если ты хочешь обличить человека, хочешь ему что-то высказать грубо, в какой-то степени нужно говорить это с любовью?

– Никак не грубо. Можешь сказать, если ты сам мирен. Тогда можешь рассчитывать на то, что тебя услышат. А иначе будет только ссора. А когда ты в мирном состоянии, тогда будет другое отношение.

– Второй вопрос тоже от наших телезрителей: «Возможна ли дружба на расстоянии?» Можно задать этот вопрос в контексте того, что сейчас очень популярно общение в социальных сетях, когда люди общаются между собой текстовыми сообщениями, даже порой не имея никакого видеоконтакта, как это позволяют некоторые программы («Скайп», например), и порой люди дружат именно в электронном, компьютерном мире. Это некая беда, и много раз это уже обсуждалось. И все же как Вы считаете, такое проявление современной дружбы, порой даже каких-то отношений (может, даже любовных) уместно ли в современном мире? И вообще, как это сказывается на жизни православного человека?

– Вы говорите «любовных отношений»...

– В Интернете сейчас знакомятся между собой. Уже мужчина стесняется подойти к девушке на улице познакомиться, как это было...

– Есть такие примеры, конечно, общаются в Интернете, и не всегда бывает неудачно. Бывает, подчас заключаются браки, причем христианские. Люди знакомятся между собой, оказывается, у них есть общее: например, у них может быть общий духовник, как они выясняют. Создается неплохая христианская семья. Так что говорить, что это плохо и  совсем невозможно, нельзя. Есть такие случаи. То, что люди не видят друг друга, это вопрос. Как они потом узнают, насколько себя раскроют? По-разному можно к этому относиться. Я думаю, все, что позволено, все, что идет на пользу для души, для спасения, – наверное, это все возможно. И это такие современные средства – мы же теперь многим пользуемся, чего наши предки не знали, не слышали.

– Можно многие гаджеты, как сейчас их принято называть, использовать и на пользу. Как поступать, если ты видишь, что тебя сейчас обманывают? Или тебя уже обманули, несправедливо к тебе отнеслись – что нужно делать в этой ситуации?

– Прежде всего, если мы говорим об отношении верующего человека к кому-то или верующих людей между собой, нужно помолиться. Я, может, и не прав, когда считаю, что меня обманывают. Может быть, действительно так случилось, но тогда мне нужно все равно смириться, все равно мне нужно потерпеть, наверное. А если я хочу выяснить эти отношения, насколько это так, то делать это тогда, когда я сам уже не смущаюсь. Когда я сам мирен, только тогда я могу говорить с этим человеком. И причем не просто требую правды, а сам являю собой доброе отношение. Вот тогда можно надеяться, что буду услышан.

– А есть ли какие-то способы обуздать свой характер? Не так легко бывает в момент какого-то гнева, вспышек какой-то ненависти встать на молитву и помолиться. Есть ли какие-то способы, которые святые отцы могут рекомендовать в этой ситуации?

– Конечно, Вы правильно говорите, что прежде всего молитва. Нужно вспомнить свои немощи, свои недостатки... 

– В такие минуты обычно ничего не вспоминается...

– А всегда ли я прав, всегда ли я так поступаю? Может, не в ту же минуту, тем не менее – это самый верный способ: вспомнить, кто же я, как я отношусь к другим людям. Может быть, даже в данной ситуации я получаю законное, то, что где-то когда-то посеял. Как говорит преподобный Амвросий: никого не осуждай, никого не раздражай, тише воды, ниже травы, и всем мое почтение. Вот тогда будет по-другому, но это тоже нелегко, конечно, потому что хочется, чтобы последнее слово осталось за тобой. Это наша беда, когда каждый из нас не хочет, не может или не умеет смиряться.

Преподобный Макарий Оптинский в своих письмах пишет, что у нас смирение волчье, а терпение гнилое. Вот так святые люди характеризовали наши качества. Так что когда мы будем помнить об этом, будем стараться их искоренить в себе (не в ком-то, а прежде всего в себе); тогда будут и отношения другими.

– А если ты начальник, если у тебя есть подчиненные, как использовать такую добродетель, как смирение, как действительно правильно общаться с подчиненными, чтобы их не распустить, чтобы была производительность, чтобы они работали, и при этом поступать по-христиански?

– Мы уже говорили, что прежде всего доброе отношение.

– Бывает, люди наглеют...

– Отношение может быть строгим; может быть, нужно сделать замечание, может быть, нужно поправить человека; может быть, выговор какой-то… Но это не значит, что я из себя должен извергать потоки злобы. Я могу призвать человека к порядку тем или иным способом. Может быть, уместно какое-то наказание, если оно послужит для исправления человека. Тем не менее сам я должен быть мирным. Вот этот мой мир (а мы надеемся, что это мир Христов, мы же верующие люди) может человека исправить, помочь ему.

– Вопрос: «Недавно узнала, что моя подруга приняла ислам. Могу ли я молиться теперь о ее здравии?»

 Вероятнее всего подруга была христианкой и изменила свое вероисповедание. Как теперь к ней относиться?

– Относиться к ней надо с любовью (наверное, были хорошие чувства между ними), но молиться о том, чтобы Господь вернул ей веру во Христа. Просто чисто человеческие отношения могут оставаться теми же, если от этого есть польза, а в молитве прежде всего просить об этом.

– Мы всегда очень спокойно относимся к вероисповеданию других народов, других конфессий. Наша страна многонациональная, многоконфессиональная, и зачастую случаются браки с иноверцами, последнее время часто с мусульманами. Многие даже аргументируют это тем, что очень мало молодых парней ходят в церковь, исповедуют православие, ведут какой-то здоровый образ жизни, потому часто наши девушки заглядываются на ребят мусульман и уезжают в их страны. Как им быть в этой ситуации? Необходимо ли принимать ислам? Или нужно сохранять свою веру? Какие условия в этом случае?

– Мне трудно дать какие-то конкретные советы, но мы знаем много примеров, когда люди (особенно девушки) действительно уезжали в другие страны, создавали семьи, но насколько были прочны эти семьи? Часто семьи разрушались, девушки возвращались на Родину уже с детьми, у которых отцы – мусульмане. И как складывается их дальнейшая жизнь? По-разному. Бывает, что мама воспитывает в христианстве своего ребенка, а бывает так сложно, что трудно и разобрать. Мы вот встречаем в Москве  русских негритят. Это плоды когда-то минувших праздничных дней в Советском Союзе.

– Дети Олимпиады в Советском Союзе.

– Ну что теперь сделаешь? Но прежде всего, я думаю, человек должен принять то, что с ним случилось; может быть, это его ошибка, но если мы говорим как люди верующие о верующих людях, мы молимся, мы пытаемся исправить свои ошибки, сокрушаемся, но настолько, насколько возможно. Мы идем в церковь, идем ко Христу, это будет самое главное. Тогда независимо от расы, кожи, языка – все может быть во Христе и со Христом.

– Вопрос телезрителя: «Мне непонятно: в Библии, в Ветхом Завете, написано не делать себе никакого изображения, представляющего мужчину или женщину... А почему в храмах эти изображения? Может, я чего-то недопонимаю? Объясните, пожалуйста».

– В храмах мы имеем изображения святых людей. Во-первых, Всемогущего Бога, насколько это возможно и допускает канон, Христа, Богородицу, апостолов, святых, которые освящены Духом Святым, имеют в себе Христа. А если просто изображения взять, есть разные скульптуры: мы знаем, насколько языческий мир разнообразен и насколько он в этом отношении являет себя. Это уже будет другое, здесь уже не поклоняемся, не обожествляем это и не придаем этому сакраментального значения.

– Обычно как говорится? Смотря на образ, восходим к первообразу. Разные традиции бывали на протяжении истории христианства. Например, в некоторых древних храмах, даже средневековых, можно увидеть изображения князей, которые построили этот храм. Бывает, их изображают тоже в нимбах, но квадратных. Разные традиции, разные истории.

– Это уже просто форма уважения.

– Да, к тому, кто построил. Я недавно был на Кипре, где освящался русский храм, и видел, что на западной стороне стены изображен как раз тот человек, который построил этот храм, вместе со своей семьей.  Это некая дань древней традиции.

– Дань уважения, но не почитания.

– Продолжим наш разговор. Недоверие к людям – это вообще грех? Как это явление можно назвать в жизни православного христианина?

– Вообще, если говорить о недоверии, то, думаю, можно говорить о недостатке любви. Не доверяем кому? Прежде всего мы не доверяем Богу. Если мы верующие люди, мы знаем, что Бог сотворил каждого из нас и все, что нас окружает, находится в поле зрения Господа, Он всем управляет и все видит. Если мы не доверяем этому, значит, считаем, что Бог о нас не беспокоится, не думает, мы сами больше видим...

– Это гордыня такая?

– Да. А если говорить о вере в Бога, о том, что Бог печется о нас, то вот евангельские примеры: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Верую и в то же время я недостаточен, поэтому прошу: укрепи во мне веру. Приходил ко Христу сотник, у которого слуга был нездоров, и отец, который имел больную дочь, и даже они говорили: «Господи, Тебе не нужно идти, а пошли слугу либо скажи слово – и исцелеет». Так и было. А когда мы не доверяем другому человеку, мы думаем, что он недостаточно хорош, что в нем нет Христа, нет Бога, что Бог о нем не печется. Значит, мы о себе печемся больше и считаем, что можем исправить недостатки этого человека. Но разве это так, если рассуждать? Не доверяем, значит – на себя уповаем. А верующий обращается к Богу: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». То есть Бог везде, Бог с нами и Бог во всем.

– Как относиться к человеку, который тебя не уважает?

– С почтением и уважением. Он не любит меня, но я люблю его.

– Клин клином, так сказать.

– Да. И моя любовь, если я буду искренен в своих проявлениях, победит прежде всего, как мы уже говорили, мое недоверие к нему. А если это будет побеждено, то отношения будут другими, по крайней мере мои к нему. И тогда уже будет по-другому складываться все.

– Следующий вопрос от телезрителя: «Подскажите, пожалуйста, как научиться чувству такта и дипломатии в общении с людьми?»

– Тема, которую мы постоянно сейчас поднимаем, – тема любви. Я люблю человека – я не буду его оскорблять ни словом, ни делом, ни мыслью, ведь можно даже просто взглядом человека оскорбить, осудить, нанести такую рану. А когда я вижу образ Божий в человеке, то, конечно,  отношусь к нему бережно, с кротостью, пониманием. И рассуждаю, что, может быть, лучше мне как-то уступить ему, нежели ранить его душевно, духовно. Это очень важно. Только тогда наше общество может быть единым, дружным, любвеобильным. Апостол Павел говорил в своем послании: любовь не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, всему доверяет. Так что слова Священного Писания в нашей жизни, в нашем сердце, в нашей душе.

– Надеюсь, человек, который прислал нам эти вопросы, слышит нас сейчас и получает ответы. Вопрос о покаянии: «Как я могу обращаться к Господу с просьбой простить меня, простить грехи, которые не помню?»

– Можно так и молиться. Если я не помню что-то конкретно, но знаю, что грешен, я так и говорю: «Господи, прости меня за те грехи, которые я конкретно не помню, но я знаю, что я грешный человек, поэтому испрашиваю у Тебя силы, время, место для покаяния». Вот таинство Елеосвящения совершается, в нем прощаются грехи: те, которые мы помним, которые исповедовали; те, о которых, может быть, мы забыли, которые у нас в памяти стерлись, а Милосердный Бог благодатью Своей в таинстве Своем прощает нам.  Это тоже очень важно.

– Еще один вопрос: «Прощаются ли мне грехи, если я каюсь дома, а не в церкви?»

– Прежде всего должно быть покаяние, должно быть сокрушение сердца. В 50-м псалме говорится: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Я каюсь дома, а потом  прихожу в церковь, подхожу к священнику, чтобы он совершил надо мной таинство Покаяния, батюшка читает разрешительную молитву. И вот это уже важно, это такой акт, который совершается благодатью Божией, но прежде всего – покаяние в сердце. Если иду с холодным сердцем, то священник, может быть, говорит: «Я прощаю». А если я не раскаиваюсь, то Бог может сказать: «А Я не прощаю». И вот это важно, важно отношение человека, когда человеческое сердце раскрыто пред Богом.

– Вопрос телезрительницы: «Моя знакомая, с которой я была в дружеских отношениях, в последнее время стала увлекаться белой магией. Я ее предупреждала, что не нужно туда лезть; она меня не слушала, и мы с ней перестали общаться. Года два не общались. Год назад она умерла. Можно ли мне ее поминать? В домашних молитвах я ее поминаю. Нужно ли мне это делать?»

– Жаль, конечно, что человек умер... Мы не знаем, может, она и раскаялась, осознала это, но с Ваших слов, конечно, это сложно понять... Поминать можно в своих молитвах. И, может быть, узнать у родственников, если это возможно, отпета ли она. Отпеть ее в церкви и поминать ее в церковных молитвах можно, потому что если человек имел такие грехи по неведению, то Бог милостив, Он может эти недостатки простить. А мы должны обращаться ко Господу с просьбой о милосердии к этой ушедшей от нас душе.

– Вернемся к той теме, которую мы обсуждали до звонка. Вы сказали, что если прийти с холодным сердцем и не полностью раскаяться, Господь может не принять это покаяние, хотя и священник может разрешить. Правильно ли я Вас понял?

– Да, если оно будет формальным.

– А если не хочется идти в храм, не хочется участвовать в таинствах, но где-то подсознательно сидит (может быть, это как-то воспитано с детства или еще как-то), что нужно прийти исповедоваться. И просто машинально человек говорит грехи, которые порой, как шаблон, постоянно повторяются; он переписывает бумажку и снова и снова идет к священнику, повторяет их. Такое покаяние тоже  не примется или зачтется как какой-то позыв, труд, намерение? Как это растолковать?

– Мне трудно говорить об этом, но, наверное, по вере вашей и будет вам. Насколько человек потрудился, насколько открыл себя... «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Насколько сердце будет перед Богом открыто для покаяния, настолько и получим благодати и сил духовных.

– Никогда не нужно унывать.

– Унывать не нужно, Бог милостив, надеемся на Его милосердие.

– А если через силу в церковь приходишь?

– Ну и что? Все равно  нудится Царствие Божие; может быть, через такое понуждение человек и получит благодать.

– Есть какие-то способы умножить веру? Как об этом пишут святые отцы? Какие-то практические моменты, когда ты понимаешь, что здесь истина, и сомневаешься, и тебе нужно как-то выйти на некий уровень веры, чтобы быть истинным христианином, полноправным членом Церкви… Как умножить веру во Христа?

– Прежде всего можно обращаться и ко Господу. Если для меня этот вопрос искренне стоит, я обращаюсь: «Господи, укрепи меня в вере». Жизнь человека слагается по вере, и вера укрепляется от жизни, от того, насколько он исполняет заповеди. Господь говорит: кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет. Если, положим, я намеренно не иду в церковь, считаю, что мне это не нужно, что я выше всего этого, какая тогда моя вера? По милосердию Божию, если Господь обо мне будет помнить и жалеть меня, тогда так. Но если читаем Священное Писание, если обращаемся ко Господу, то Господь нас слышит. Однажды к преподобному Макарию Оптинскому пришел человек и говорит, что душа его смятенна. Он ему посоветовал читать Псалтирь, тот читает и пишет ему потом: «Читаю и ничего не понимаю». А преподобный ему говорит: Вы не понимаете, зато бесы понимают и трепещут. Так что несомненная польза есть. И на все наши поступки мы должны смотреть так, насколько они ради Бога, насколько они во Христе, насколько они таковы, как учит нас Святая Церковь.

– Вопрос от телезрительницы: «Мы жили вдвоем с сестрой, она умерла четыре месяца назад; была очень верующий человек, очень любила Бога. Я за нее подаю сорокоусты, на каждый день у меня заказная литургия, в монастыри подала на «Неусыпаемую Псалтирь», дома я молюсь, всегда поминаю, в храм хожу почти каждый день. Я хотела бы узнать: мне сон сегодня приснился интересный, я как бы за нее заступилась. А другой раз лежу, еще не сплю, и мне слышится ее голос, как она меня раньше звала все время на помощь: “Галина, Галина...” Может, какую-то усиленную молитву надо читать? Что Вы мне посоветуете? Что я должна еще делать? Я и на канун всегда продукты приношу, всегда все литургии заказываю».

– То, что Вы перечислили, – очень хорошо, Вы делаете очень много, потому что доверяете Церкви, приходите, просите Церковь, чтобы она молилась. Можно милостыню еще давать, насколько это возможно. И вот такая молитва, мы надеемся, не останется втуне, такая душа будет помилована, потому что Церковь молится, в разнообразных местах разные люди, таинства совершаются, так что будем надеяться на Божие милосердие.

– А вот когда сны снятся человеку... Сейчас привели пример, как во сне обращалась за помощью уже умершая сестра. Часто бывают такие случаи, когда после смерти приходят во сне родственники, что-то просят, о чем-то говорят. Как к этому относиться? Это какой-то призыв о помощи, помолиться или бесовское наваждение?

– Мы знаем, как святые отцы говорят: сны есть от Бога, есть от дьявола и от плоти. Просто человек поел лишнего или что-то не то съел, вот ему и снится невесть что.

– Посмотрел фильм не тот...

– Да. А здесь мы понимаем, что она искренне сочувствует душе своей умершей сестры и готова помочь всем-всем. Конечно, она тоже как бы ждет утешения, как бы весточки. Иногда люди спрашивают друг друга: «Ну что? Не снится, не говорит ничего?» А хочется какое-то уверение получить. В данном случае, думаю, такая душа, которая сама устремляется к Богу и молится за другого, может быть и как-то утешена какой-то  весточкой. Потому что бывают разные сны, бывают разные уверения.

Вот есть такой интересный пример, я его прочел у Крупина, как раз тема о живых и умерших, про отношения матери и сына. Рассказывал Крупину об этом священник. Однажды батюшка шел по городу и встретил женщину в темном платочке, скромно одетую. Она ему говорит: «Батюшка, прошу Вас исповедовать и причастить моего сына». И называет адрес. У отца Василия не было возможности пойти в этот день, он запомнил адрес, пошел на следующий день. Стучит, и ему открывает человек, как говорят, поддатый, обрюзгший, еще не старый. Священник говорит: «Ваша мать прислала меня, чтобы я помог Вам исповедоваться и причаститься». А он говорит: «Что, с того света, что ли?» – «Нет, с этого». А сам смотрит – на стене ее фотография. И оказалось, что его мать уже умерла, причем они перед смертью не простились, сын вел такой образ жизни, что просто выгнал мать из дома. Священник все-таки уговорил этого сына, он пришел в церковь, исповедовался, причастился. И потом опять же в городе отец Василий встречает эту женщину, светлый платочек на ней, лицо радостное, она благодарит батюшку, что он исполнил ее просьбу. Его это заинтересовало, и он пошел по этому адресу. Стучит – никто не открывает, а соседи ему объяснили, что этот сын недавно скончался. И получается, что как при жизни она за него молилась, так и после смерти продолжала за него молиться, ее сердце пред Богом трепетало. Она своего сына, будем надеяться, вытащила из такого страшного состояния и он был помилован.

– Вот как интересно, надо читать...

– Ну, может быть, и так, очень полезно, добрые примеры.

– Это очень важно, сейчас мы очень мало стали читать, мало интересоваться, очень много информации, а полезного ничего не остается. Я каждый день прочитываю целый пласт новостей и все тут же забываю. А зачем я читал, куда я потратил столько времени?

Вопрос несколько практический, тоже от телезрителя: «Как готовиться к причастию семилетнему ребенку?» У нас по традиции до семи лет без исповеди допускают к причастию... Как готовиться к исповеди и какое молитвенное правило нужно давать ребенку в таком возрасте?»

– Наверное, этот вопрос от родителей из верующей семьи. Я думаю, что про исповедь они сами объяснят. Возможно, у них есть какие-то пособия, чтобы объяснить ребенку, что является грехом. Они видят своего дитя и поэтому могут подсказать ему какую-то конкретику. Иногда дети приходят и уже конкретно говорят о том, что они слушают или не слушают родителей, об учебе и прочее. Я думаю, грехи можно найти у каждого человека, и родители у ребенка это видят.

А насчет правила… Наверное, это зависит от того, какой в семье уклад. Если в семье молятся не все, либо немного (как-то не позволяют условия), либо такое настроение, то тогда и у ребенка это правильце перед причащением не должно быть большим. Когда у него уже будет какая-то практика, такой обычный порядок, тогда можно будет что-то прибавить. Важно, чтобы он почувствовал, что это большое таинство, это соединение со Христом, что он, покаявшись, отказавшись от каких-то своих недостатков, должен принять вот это чистое, большое и начать новую жизнь. Вот это, наверное, важно прежде всего.

– Я помню из своего детства, что самое простое мне давалось правило: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Достойно есть»; и каждый раз все больше и больше. Я из семьи священнослужителя, но проблем вроде никаких не было, начинали с малого, никто не нагружал целым пластом огромных молитв.

– Конечно, иначе будет трудно, неприятно.

– И я до какого-то возраста очень много читал с ошибками, только лет в двенадцать-тринадцать мне папа уже делал замечания. Я даже немного обиделся, потому что я столько лет читал с ошибками – почему мне раньше не сказали? А я даже не задумывался, о чем читаю. Действительно, так и есть.

Телезритель спрашивает: «Как объяснить человеку, что на территорию монастыря, храма нужно приходить в подобающей одежде? Человек аргументирует это тем, что он может приходить к Богу в любом виде, что Господь его должен принять таким, какой он есть».

Вот он считает, что он стильно одет и так ходит в повседневной жизни, так его и в храме должны принять. Как правильно человеку объяснить, что нужно быть в надлежащем виде в храме Божием, в частности в Вашем монастыре? Ведь туда приезжает много паломников, туристов. Как вы к этому относитесь, как вообще боретесь с таким неподобающим видом?

– У нас есть объявления, есть соответствующая одежда, как во многих храмах и монастырях. Для женщин есть платки, что-то такое, что отчасти заменит шорты или еще что-то. А самое главное, если человек приходит, чтобы его встретили с любовью. Сейчас об этом много говорят, и много, к сожалению, таких инцидентов, когда церковные люди начинают учить. Иногда это грубо звучит, иногда это ссоры вызывает с обеих сторон, и тогда один должен со смирением принять это, потому что есть даже пословица, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Мы приходим к Богу, приходим в церковь, и наша одежда должна быть подобающей. У каждого есть свое понятие, чувство такта, понятие красоты, но вот именно здесь мы должны иметь то, что мы знаем, и помним, и любим. А если любим, значит – смиряемся; если смиряемся, значит – выбираем род одежды тот, который должен быть. Это важно, внешнее говорит о внутреннем. Не всегда, конечно, они связаны между собой, но одно дополняет другое.

Поговорим о нашем празднике князя Даниила, который будет 12 сентября. Это память Александра Невского, отца князя Даниила, и самого князя Даниила, обретение его мощей. Мощи князя Даниила были обретены при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче и были перенесены в храм Святых отцов. Есть еще память весной, в марте, когда отмечается день смерти князя Даниила, и в сентябре есть прославление святого. Накануне, 11 сентября, будет совершаться богослужение, всенощное бдение в Троицком храме и храме Святых отцов. И в сам день праздника совершаются две литургии: в храме Святых отцов и в Троицком соборе; тоже торжественное богослужение.

Князь Даниил прославляется как покровитель града Москвы, как святой, который основал Данилов монастырь и много содействовал укреплению Москвы. Потому что Москва в свое время досталась ему как самый малый удел из уделов сыновей Александра Невского. Он укрепил этот град, присоединил его любовью. Это было время междоусобиц, время битв между братьями. Но князь, имея в руках меч и имея к тому же не просто призвание, а обязанность защищать государство, тем не менее старался действовать прежде всего мудростью и миролюбием и в этом много преуспел.

Данилов монастырь много пережил за свою историю. Приходили монголо-татары, сжигали, грабили, уходили; приходили поляки… В летописи говорится, что битвы под Даниловом были каждый день. Пришли французы, которые, как написано, много вреда не причинили, но ободрали раку, сняли серебряные листы. И вот уже большевики в 1930 году последним закрыли Данилов монастырь. И первым, в 1983 году, он был открыт, восстановлен и теперь во всей красе и славе.

Это резиденция Святейшего Патриарха Кирилла, это Отдел внешних церковных связей. Это обитель, монастырь, где находятся мощи князя Даниила, мощи святого преподобного исповедника Георгия Даниловского, чудотворные иконы «Троеручица», «Троица», иконы, которые являют собой милость Божию. Святые обращаются к нам с этих образов, а мы обращаемся к ним. Святитель Спиридон весьма почитается в монастыре, потому что дважды приносили сюда с острова Керкиры (с Корфу) его правую руку, есть тапочек святителя Спиридона. Под Троицким собором образ преподобного Герасима Кефалонийского, тоже  из Греции, и тоже есть ветвинки тапочек... То есть святые, по преданию, ходят по земле и помогают нам. И всякая молитва бывает услышана, творит чудо.

У нас есть постоянные мощевики святителя Николая и святителя Спиридона. О святителе Спиридоне мы знаем уже теперь много, что он помогает во всем, к нему постоянно обращаются. А святитель Николай – извечный наш помощник. Одна раба Божия молилась Иоанну Предтече, он явился ей и говорит: «Что ты меня беспокоишь? Молись святителю Николаю, он ваш потаковщик». То есть потакает как бы, слышит и всегда помогает. Так что святые нас утешают, ободряют, молятся за нас, грешных.

– Конечно же, всех приглашаем...

– Да, на праздник, милости просим. Я думаю, наши молитвы не будут тщетны, они будут услышаны – и святые нам помогут.

– Благодарим Вас за прекрасную беседу. Напоследок благословите наших телезрителей.

– Господи, всех нас благослови, всем нам помоги! Все мы будем молиться и жизнью своей свидетельствовать, что мы православные христиане. Аминь.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы