Беседы с батюшкой. Колокольный звон. Радость благовествования

3 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии телеканала - диакон Григорий Борисов, студент 4-го курса бакалавриата СПбДА, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

– Тема нашего разговора сегодня – колокольный звон. Прежде чем начать общение, хотелось бы сказать, что отец Григорий – первый человек в истории Петербургской духовной академии, возведенный в чин звонаря. Поэтому сегодня у нас есть уникальная возможность поговорить о колокольном звоне с человеком, компетентным в этом деле.

Для начала расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте звонаря. Как Вы полюбили колокольный звон, каким образом решили встать на этот очень интересный путь?

– Знакомство с колокольным звоном началось в детстве. Где-то в десятилетнем возрасте мне удалось побывать в Оптиной пустыни. Это посещение оставило, наверное, одно из самых ярких воспоминаний детства. Дело в том, что звонница в Оптиной пустыни расположена не на колокольне, вверху, а на земле, в беседке. Конечно, близость инструмента оказывает существенное воздействие на человека. Обилие обертонов, все призвуки, звучание, гул колоколов оставили самые яркие впечатления. Ну а позже, уже в бытность мою алтарником, к послушанию псаломщика по мере сил прибавлялось и послушание звонаря. В течение нескольких лет колокольный звон являлся таким вялотекущим хобби, от года к году, время от времени.

Наиболее интенсивный период увлечения колокольным звоном начался с поступлением в духовную академию, где существует факультативный курс, который может пройти каждый учащийся. Почему-то он пользуется наибольшей популярностью у иконописного отделения. С первого курса обучения я пошел и в школу звонарей, потому что факультатив действует на основе школы звонарей Санкт-Петербургской митрополии. На данный момент я уже ее координатор, преподаватель. Вот такие, скажем так, успехи. Возможно, я останусь первым и единственным звонарем Санкт-Петербургской духовной академии, потому что есть разговоры, что чин поставления звонаря исторически неуместен. Его в свое время не было, это, скажем так, современная инновация.

– Да, я слышал об этом обсуждении и знаю, что отец Михаил (Желтов), очень известный литургист, как раз занимается этой темой и у него возникли вопросы к чину поставления в звонари. То есть получается, что у нас в Санкт-Петербурге действуют школы звонарей, куда могут пойти люди и начать обучение?

– Да, существует не только наша школа. В 2011 году Отдел религиозной катехизации и образования Санкт-Петербурга учредил некую корпорацию, в которую входят: наша школа; школа звонарей Владимирского собора (ее возглавляет замечательный звонарь Владимир Качук, она тоже ориентирована на практику); также на Гражданском проспекте есть храм Сретения, его звонарь Андрей Иванов – хороший специалист. Там все ориентировано на практику. К тому же проходят встречи со звонарями со всей России. Они приезжают в Петербург по приглашению Андрея, за что ему огромное спасибо. Посоветую звонарям как можно чаще посещать эти встречи, предварительно отследив информацию, потому что это и теория, и Устав, и история колоколов, конечно, практика, там прекрасные инструменты. Все это весьма занимательно и полезно с профессиональной точки зрения. Также стоит отметить Федоровский собор. Там проходят семинары, теоретические встречи, курсы повышения квалификации. Звонарь Владимир всегда нас приглашает, колокольные двери всегда открыты для всех желающих, особенно на Светлой седмице.

– Какими качествами должен обладать человек, может быть, музыкальными способностями, чтобы стать звонарем и поступить учиться в школу звонарей?

– На самом деле каких-то специфических качеств, думаю, не должно быть. Что касается возраста, в нашей школе звонарей в прошлом году занимался четырнадцатилетний мальчик; ныне занимается человек 1933 года рождения, такой вот ветеран, в том числе и колокольного искусства (занимается третий год). Так что все возрасты подходят. Слуховые данные? Не знаю. Один звонарь из академии рассказывал, что в Белоруссии школу звонарей закончил глухой человек. То есть в принципе все возможно. Даже при отсутствии слуха, что удивительно, ощущаются все эти вибрации.

– Ну и плюс отдача, тактильные ощущения от инструмента.

– Да, потому что инструмент в большинстве своем ударный. У каждого колокола есть своя нота, которую не всегда легко определить. Можно сказать, в каждом колоколе сокрыт целый аккорд. В принципе, если есть музыкальное образование, оно будет хорошим подспорьем. Допустим, наш руководитель отец Павел (Радин) окончил консерваторию. Конечно, это совершенно другой уровень, нежели, допустим, у меня, самоучки без музыкального образования, все-таки есть некий предел. А когда есть музыкальное образование – это хорошо, это большой плюс.

– Что касается школы звонарей, в которой Вы преподаете и учились, Вы сказали, что воспитанницы иконописного отделения делают там успехи. Есть какая-то особенность у девушек, что они проявляют больше усердия, или это не зависит от пола?

– Иконописное отделение ориентировано на практику. Люди работают руками. А руки находят применение и в колокольном звоне. По-моему, все довольно просто. Тем не менее есть и студенты бакалавриата, и регентского отделения. На самом деле последний год в связи с ремонтом помещения, где мы находимся, начался на два месяца позже, и пришлось пораньше закончить. Мы были очень ограничены по времени. Поэтому мы ищем помещение для школы звонарей. Если у кого-то есть возможность и желание приютить у себя школу, мы открыты для диалога. На нашем сайте можно найти информацию, мой телефон и выйти на связь.

– То есть можно в любом поисковике ввести: «школа звонарей»…

– Да, «школа звонарей Санкт-Петербургской митрополии»; или зайти на http://дин-дон.рф.

– Да, логично! А если нецерковный человек захочет заниматься колокольным звоном? Просто его привлекает это искусство, музыка. Ведь это именно музыка. Может ли он в должной степени понять, что такое колокольный звон, его смысл, стать хорошим звонарем?

– Скорее нет, чем да, хотя есть и исключения. Допустим, Андрей Федорычев, насколько я знаю, человек светский, тем не менее это специалист всероссийского масштаба. Интересно послушать его произведения. Но все-таки колокольный звон развивался в русле церковной традиции. Сложно сказать, что без церковной жизни возможно проникновение в колокольную традицию. Хотя, как я говорю, можно применять его чисто как музыкальный инструмент. Такие случаи были и в истории нашей страны. Например, был замечательный звонарь Константин Сараджев. Уникальный человек, и не стоит брать его биографию за правило. Насколько я знаю, он был сыном дирижера и обладал не просто абсолютным, а уникальным слухом. Это было нечто удивительное. В каждом звуке он слышал 1701 звук. Такие люди составляют скорее исключение, чем правило.

Что касается церковности – как минимум нужно знать Устав. Звон – это часть богослужения. Когда звонить, что звонить, желательно представлять себе, сколько будет длиться песнопение, в течение которого нужно звонить. Ну и все-таки колокольный звон осуществляется в церкви, в помещении храма, хоть и наверху, поэтому соприкосновение с Церковью неизбежно.

– Вопрос от телезрителя из Иркутска: «Просветите, пожалуйста, откуда вообще пошла история колокольного звона. Это детище Древней Руси или какого-то другого государства, как вообще колокольный звон вошел в жизнь и культуру Церкви? Было ли это как-то утверждено святыми отцами? Ведь действительно сейчас доказано, что от колокольного звона исходит некая благодать, бесы трепещут».

– Начнем с истории. Церковное Предание приписывает «изобретение», начало употребления колоколов святому Павлу Ноланскому (город Нола в Италии). Его еще называют Павлин Милостивый. Согласно Преданию, житию этого святого, он обходил свою епархию и встретил в ней много злобы, непонимания, отрицательных эмоций. Он просил Бога воззвать к этим людям, чтобы они как-то переменились в лучшую сторону. На обратном пути, притомившись, он лег отдохнуть, уснул, и ему приснился ангел, который сотрясал цветок колокольчика. Цветок издавал звук. Проснувшись, Павлин Ноланский взял эту форму за образец и изготовил инструмент такой формы. С тех пор колокол и начал употребляться. До этого, конечно, были различного рода так называемые била – деревянная или металлическая доска, в которую ударяли колотушкой, извлекая не совсем благозвучный звук. Тем не менее била исполняли свои сигнальные функции, ведь изначально била и колокола исполняли именно такую функцию, возвещали о начале того или иного богослужения.

Устав звона и система всех знаков были разработаны достаточно скрупулезно. Человек, услышав колокольный звон, мог понять, какая служба совершается или какая ее часть, оставить свои дела и поспешить в храм.

По поводу благодати вопрос неоднозначный. Колокольный звон со временем оброс рядом мифов. Не знаю, насколько это все выдумка о лечении колокольным звоном. Игорь Васильевич Коновалов утверждает в интервью, что с тех пор как начал звонить в колокола, он ни разу не болел. Я рад, что колокольный звон может оказывать такое воздействие, но я как-то успел даже полежать в больнице в бытность свою звонарем. Все-таки вопрос неоднозначный, и различного рода статьи об антибактериальных свойствах звона (дескать, при нем выделяются определенные микрочастиц ы) неоднозначны. Сложно отрицать, но и подтверждение этому сложно найти. Вопрос до сих пор открыт. Но все-таки я скажу, что вряд ли есть какие-то целебные свойства в колокольном звоне. Все-таки лечиться лучше ходить к докторам.

– Поскольку я тоже знаком с колокольным звоном (признаюсь нашим телезрителям, что я ученик отца Григория в школе звонарей), подчеркну важный момент: нужно использовать какие-то наушники для ушей, потому что громкий звон может повредить ухо. По крайней мере, так кажется. В ушах звенит, они могут болеть.

– Да, после продолжительного звона, особенно если это тяжеловесные колокола, конечно, ощущается звон, гул в ушах в течение получаса или часа. Все-таки слух надо беречь, безусловно, использовать либо беруши, либо строительные наушники. В принципе, я не вижу в этом какой-то помехи. Наоборот, это может послужить неким подспорьем в том смысле, что когда ты звонишь, находишься вблизи от инструмента, эти обертона и призвуки, гул звучат совершенно иначе, чем их воспринимает слушатель внизу. Туда это все не доходит. Используя беруши, мы как бы отсекаем эти обертона и приближаемся к тому, что слышит человек внизу. Иногда бывает, звонишь, думаешь: отлично сочинил произведение. Потом послушал запись снизу, и оказалось, что это какофония какая-то, никуда не годится. Поэтому, безусловно, все-таки стоит применять средства индивидуальной защиты.

– Вопрос от телезрителя: «Может ли обычный человек стать звонарем?»

– В каком смысле обычный? Опыт колокольных фестивалей и преподавательской деятельности в школе звонарей привел меня к мысли, что все-таки звонари в целом необычные люди, своеобразные. Может быть, это связано со спецификой инструмента, который вызывает чувство благодати. Кто-то плачет, когда слышит колокольный звон. Безусловно, есть влияние на психику. Влияние, повторюсь, неизученное. Насколько я знаю, сама технология изготовления колокола способствует этому воздействию. Когда отливают колокол, на внутренней стороне его образуются так называемые кластеры – маленькие выемки, которые влияют на физику звука, на обертоны, которые заключены или, наоборот, отсутствуют в ноте колокола. Мы воспринимаем звук (у нас ведь тоже есть врожденное чувство гармонии), и если в колоколе отсутствует одна нота, то звучание не совпадает с тем, что у нас внутри. Это несоответствие и вызывает, наверное, некие возвышенные чувства. Поэтому вполне закономерно, что колокольный звон привлекает людей несколько иррациональных, скажем так.

– Вопрос от наших телезрителей: «Существует ли какая-то специальная молитва звонаря?»

– Наш преподаватель на первом занятии (тогда я еще только пришел заниматься), на теоретической встрече, тоже задал такой вопрос аудитории. Все стали отвечать: молитва звонаря – это 50-й псалом, Символ веры… Он сказал: нет, молитва звонаря – «раз, два, три, четыре». Все. Колокольный звон – это прежде всего музыка, и логика построения этой музыки держится на так называемом квадрате. Четыре такта нужно отсчитывать, соблюдать, в соответствии с этой сеткой строить композицию. Молитва звонаря, в частности 50-й псалом, использовалась для продолжительности звона. Часов не было, но необходимо было как-то отслеживать, ведь колокольный звон предполагает, что, возможно, человек будет находиться в состоянии измененного сознания, потому время может замедлиться или ускориться, такое бывает.

Поделюсь личным опытом по поводу одного мифа, связанного с колокольным звоном. Когда уже необходимо звонить к службе, опаздывающий человек может попросить тебя не начинать звон. Как будто служба начнется позже, если начать звонить позже! Но все равно регулярно слышатся такие просьбы, так что такую связь со временем тоже можно причислить к ряду мифов.

– Вопрос от телезрителя: «Если человек слышит колокольный звон в храме или проходя по улице, нужно ли читать какую-то специальную молитву?»

– Я не думаю. Можно перекреститься, прочитать Иисусову молитву и ограничиться этим. Скорее, стоит в эти моменты внимать себе. Колокольный звон возвышает нас, зовет в горний Иерусалим, в Царствие Небесное. Это некий глас свыше, церковная традиция всегда расценивала это именно так. Стоит с чуткостью внимать себе и осмысливать, что пробуждает в нас этот колокольный звон.

– Хотелось бы побеседовать о фестивалях колокольного звона, которые проходят, в частности, у нас в Санкт-Петербурге. Куда люди могут прийти и послушать звон или попробовать себя в качестве звонарей?

– Послушать можно на Светлой седмице где угодно. Но специально фестиваль в Петербурге проводится на антипасху – в следующее воскресенье после Пасхи. Все начинается в Федоровском храме, потом продолжается на Гражданском проспекте в храме Сретения, а кульминация осуществляется в Петропавловской крепости на колокольне, где в течение часа можно слушать различные звоны. Там даже ставят скамейки, можно прийти и послушать. В Петропавловске уникальная колокольня. Это все довольно интересно, но туда, к сожалению, не пробраться, только по спискам, по разрешению, потому что это исторический памятник.

В дни Светлой седмицы колокольня любого храма открыта для всех, вне зависимости от конфессиональной принадлежности или хождения в церковь, светские люди могут прийти, попробовать позвонить сами. Может быть, это часть миссии Церкви – колокольный звон. Также посещение колокольни – это, во-первых, высота, панорама, в частности панорама Санкт-Петербурга. Не так много мест, откуда можно посмотреть на наш город с высоты птичьего полета. Человек, не ходящий в церковь, может поближе познакомиться с ее обитателями и понять, что не такое уж там мракобесие с бородатыми попами и мифическими злыми старушками, что, в принципе, все неплохо и достойно. Поэтому колокольня – это в том числе колоссальный миссионерский инструмент.

– Вспоминаю недавнюю нашу поездку на Валаам, когда нам удалось забраться на колокольню Воскресенского скита и позвонить. Это было очень здорово!

Вопрос от телезрительницы: «Можно ли в кратчайшие сроки научиться самому быть звонарем, выучить какую-нибудь простейшую партию?»

– В принципе, чтобы получить минимальные азы, достаточно одного занятия. Даже когда мы выезжаем с концертной звонницей на какое-то мероприятие – фестиваль, форум или праздник, все желающие могут попробовать себя в звонарском деле и получить необходимые навыки. Обычно это занимает максимум пять минут – скоординировать действия левой и правой рук и ноги, которая бьет бас; ничего сложного. Но чтобы достичь высочайшего уровня мастерства, мне кажется, может уйти вся жизнь. В этом смысле очень показателен пример Александра Васильевича Смагина. Это звонарь второй половины XIX века. Он собирал по России звоны в течение сорока лет. Также он сочинял свои. То есть он не только постиг традицию, но и приступил к собственному сочинительству. Поэтому будем работать.

– Колокольный звон – это больше канон, традиция, или в нем уместна импровизация?

– После советского времени мнения разделились. Одни специалисты утверждают, что колокольный звон только традиция и ничего больше. В частности, это ростовская традиция, звон Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. Иногда сюда добавляют псково-печерский звон, хотя на самом деле он является традиционным в собственном смысле слова, потому что Псково-Печерский монастырь – единственное место, где в советское время не прекращался колокольный звон, он звучал ежедневно и имеет непосредственную связь с дореволюционной Россией. Остальное же восстановлено по воспоминаниям людей, заставших звонарей старой России.

Противоположное мнение касается того, что импровизация всему голова и нужно заниматься сочинительством исходя из своего видения и инструмента.

Мне кажется, все-таки истина, как говорил Аристотель, где-то посередине. Золотая середина заключается в знании традиции и умении играть традиционные звоны, а также и в применении своих произведений, своего видения. Конечно, не должно быть подхода «я художник, я так вижу» – вышел на колокольню и сыграл что Господь положит (хорошо, если Господь), что-то сымпровизировал. Если брать аналогию с живописью, импрессионисты писали в таком стиле не потому, что не знали классический рисунок, классическую теорию. Нужно знать классику, традиции, основы, но нужно и расти, развиваться.

– Хотелось бы узнать Ваше мнение об использовании колокольного звона в современной академической музыке и в современной музыке вообще. Встречаются такие примеры. Люди их слышат и спрашивают тех, кто уже в Церкви, как это можно понять. Танцевальные ритмы, например.

– Последнее, наверное, совсем недопустимо. Существуют группы, не будем называть их, выступающие в стиле, кажется, драм-н-бейс (не разбираюсь в электронной музыке), и эта музыка соединена с колокольным звоном. Мне кажется, это своего рода кощунство. В академической музыке тоже нужно применять звон с осторожностью. Вполне удачный опыт, на мой взгляд, осуществился в этом году на Новой сцене Мариинского театра. Туда мы привозили нашу концертную звонницу, и наш руководитель непосредственно участвовал в представлении. Но это было церковное мероприятие: хор духовенства, епархиальные женский и мужской хоры, симфонический оркестр. Все это организовали церковные люди, в частности отец Илья (Макаров). Там это вполне уместно, как мне показалось, и явилось неким элементом миссии. То есть нужно звон применять с осторожностью. Повторюсь, что это инструмент церковный.

– Та музыка, которую Вы упомянули, то, что было в капелле (кантата «Князь Владимир»), я рекомендую нашим телезрителям. Запись есть в Интернете, вы можете ее послушать. Это потрясающей глубины и красоты музыкальное произведение, руководитель петербургской школы звонарей отец Павел (Радин) как раз играет на концертной звоннице. Можно послушать колокола в сочетании с симфоническим оркестром и красивыми хорами.

Вопрос от телезрителя: «Как Вы относитесь к электронно-механическому управлению колоколами? Ведь сейчас такое бывает во многих храмах».

– Снова двоякое отношение. Конечно, это вызывает некое недоумение и отторжение, все равно что вместо хора за богослужением поставить магнитофон. Это в принципе недопустимо. Но с другой стороны, в электронный звонарь можно внести программу, и будет изрядное количество самых разных звонов, вариаций на традиционные, можно добавить туда и собственные. Не каждый звонарь способен озвучить такой репертуар, так что в этом есть свои плюсы. К тому же послушание звонаря, особенно в Петербурге, – ездить на десять минут позвонить перед литургией и перед вечерней службой – никто, наверное, исполнять не будет. Если человек живет в непосредственной близости от храма, тогда еще можно говорить о регулярности звона. Иногда послушание звонаря возлагают на сторожа. Такое вот послушание по совместительству. Поэтому в этом смысле электронный звонарь имеет свои плюсы. Можно звонить регулярно, по Уставу. Но все-таки минусы, мне кажется, существеннее, появляется какой-то механический оттенок, нет души. Поэтому, безусловно, предпочтительнее живой звонарь.

Мне кажется, здесь вопрос даже более широкий, по поводу человечества и прогресса. Искусственный интеллект уже победил человека в шахматы, и последнее, что оставалось, – японская игра го, компьютер не мог просчитать массу ее вариантов. Японцы гордились тем, что победили машину. Но все-таки машины обучаются, и в итоге они одержали верх над японскими мастерами. Так что электронный звонарь – достойный конкурент звонарю штатному. Стоит развиваться, превосходить его, пополнять свой репертуар. Я заметил, что большинство звонарей, во-первых, звонят в одном темпе, во-вторых, очень редко работают с динамикой, в-третьих, все звоны у человека, в принципе, похожи друг на друга. У меня, наверное, так же, поэтому стоит как-то развиваться. Может быть, попробовать сыграть что-то в темпе вальса, на три доли. Конечно, есть стимул.

– Мне сейчас подумалось, что если есть такие мощные суперкомпьютеры, то в недалеком будущем можно будет, наверное, увидеть соревнования живого звонаря с электронным. Конечно, это на грани фантастики, но в связи с тем, о чем Вы упомянули, это вполне реальная перспектива.

– Это уже, наверное, не перспектива, а реальность. Потому что иногда люди, узнавая, что звонила машина, говорят: думали, это человек. Конечно, если слушатель никак не связан с колокольным звоном, сложно отличить. По крайней мере, пока электронный звонарь новый. Насколько я знаю, через несколько месяцев он периодически выходит из строя, сбивается или ломается вообще. Получаются не совсем благозвучные мелодии. Это тоже существенный момент: электронный звонарь нуждается в техническом обслуживании.

– Здесь еще важно: если он работает от сети, то любой скачок в сети может вызвать сбой... Какие основные виды колоколов можно встретить на звонницах?

– Вообще инструменты делятся на три партии – басовые колокола (самые большие), подзвонные, или альты (среднего веса), и зазвонные (держатся обычно в правой руке). В этой красоте и уникальности звона словно воплощение русской души.

– Каково наибольшее количество колоколов, с которыми может управиться один звонарь без помощи коллег или каких-то инструментов?

– Порядка пятнадцати или шестнадцати. Понятно, что невозможно звонить в пятнадцать колоколов сразу, но это довольно серьезное средство художественной выразительности, насколько я знаю. Хорошо, когда звонарей несколько. Это создает некую специфику. То, что не может осуществить один человек, может слаженная и отработанная команда, и это будет совершенно иное звучание, иное воздействие на слушателя. От пяти колоколов до полутора (может быть, двух) десятков. Но с ними тоже надо управляться в смысле звуковысотности, чтобы не превратить звучание в хаос. Когда слишком много колоколов, это скорее не подмога, а препятствие к осуществлению достойного колокольного звона.

– На большой звоннице может быть колокол и в два с половиной метра высотой и совсем маленькие колокольчики.

Вопрос от телезрителей: «Какой строй обычно может быть у колокола, у звонницы?»

– Настраивать колокола не было принято на Руси. Это скорее западная традиция – подтачивать их напильниками и получать необходимую гамму. Именно так родился карильон – в принципе это фортепиано, только иных масштабов. Там есть клавиатура для ног, две клавиатуры для рук. Звон осуществляется именно кулаками.

– Такой инструмент есть в Петропавловском соборе.

– Да, там мне тоже довелось позвонить. Довольно занимательный инструмент. Но я бы не стал им увлекаться, все-таки есть в нем что-то от шарманки, в то время как русская колокольня – это воплощение души нашего народа. Когда изготавливают колокол, выкапывают яму, отливают там колокол, он остывает, его достают и поднимают на колокольню. Уже в XIX веке мастерство достигло небывалых высот. Я имею удовольствие в Таллине звонить на инструменте 1898 года изготовления. Конечно, такие колокола существенно отличаются от нынешних, от новодела. Это удовольствие, большая честь – звонить в них; уникальный случай, когда сохранились именно те колокола, причем в полном наборе.

– Кстати, процесс отливания настоящего русского колокола можно увидеть в фильме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.

– Да, советую его к просмотру.

– С какого количества колоколов начинается обучение в Петербургской школе звонарей?

– Сначала мы берем минимум пять колоколов (один бас, два альта и два зазвонных). У нас своя методика. Мы идем не от традиции, а изначально ориентируемся на импровизацию, на собственное сочинительство. По-моему, в этом есть логика, потому что когда человек учится играть на любом музыкальном инструменте, все начинается, наверное, с основ, с пропедевтики. Не дают «Лунную сонату» или полонез Огинского, не говорят: играй – и научишься владеть инструментом. Все начинается с гаммы. Мы изучаем основные структурные элементы, из которых состоит любой звон. Собственно, применяем на практике, сочиняем свое. Есть сборник партитур, выпущенный, кстати, нашим руководителем Павлом Радиным, под названием «Со своей колокольни». Это уникальное явление в истории современной кампанологии постсоветского периода. Основные традиции русских регионов были собраны под одной обложкой и составили довольно внушительный сборник.

– Вопрос от телезрительницы: «У нас маленькая деревенька, но хорошая звонница. По благословению настоятеля я звоню на ней. Я самоучка, и каждый звон идет практически один и тот же – в праздники и воскресные дни. Правильно ли это? Или надо как-то меняться? Ехать учиться у меня нет возможности в силу возраста».

– Вопрос неоднозначный. Конечно, звон различается и по количеству колоколов, и по праздничности звучания. Одно дело двунадесятый праздник, другое – славословная служба. Конечно, звоны должны различаться. Чем меньше событие, тем меньше набор. В частности, благовестники. Самый тяжелый благовест осуществляется только на Пасху, Рождество, Крещение и в остальные двунадесятые праздники. Второй по величине колокол используется для денных праздников, и так далее по убывающей.

Что касается обучения… Я сейчас даже подумал, может быть, наша школа способна обучать на выезде. У нас даже появилось онлайн-отделение. Оно номинально существует с начала образования школы, но в этом году появился ученик из Иркутска – Ринат Исабаев. Он один из руководителей иркутской школы звонарей. Мы с ним взаимодействуем при помощи видео и моих комментариев, выходим на связь по скайпу. То есть обучаться можно и дистанционно.

Радостно, что человек самостоятельно обучается, ему это интересно, низкий поклон всем звонарям, которые в отрыве от традиций и знатоков колокольного звона своими силами пытаются возродить это непростое, на мой взгляд, искусство.

– Спасибо за интересную беседу. Наверное, Вам стоит задуматься, к примеру, о DVD -курсах, ведь не везде есть Интернет. Это было бы очень здорово.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать