Беседы с батюшкой. Десятилетие со дня кончины отца Иоанна Крестьянкина

29 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев).

– Наша передача посвящена памятной дате – десятилетию со дня преставления нашего дорогого и любимого отца Иоанна Крестьянкина, архимандрита Псково-Печерской обители. Близится памятная дата, как монастырь готовится отметить ее?

– По завещанию самого старца в монастыре отмечаются три даты: день его рождения – 11 апреля, день ангела – 13 июля, Собор двенадцати апостолов и, конечно, день кончины, день рождения для вечности,– 5 февраля. Это произошло в 2006 году. Батюшка всегда советовал вспоминать усопших, отошедших в вечность, в эти три даты: день рождения, день ангела и день кончины. И мы стараемся соблюдать это наставление.

Приблизилось 10 лет со дня кончины отца Иоанна. Казалось бы, дата по сроку и небольшая, но очень наполненная. За эти десять лет осмысливается служение отца Иоанна, оставшееся в памяти и является духовным ориентиром в жизни многих сотен и тысяч паломников, духовных чад отца Иоанна.Казалось бы, все уже сказано и в проповедях, и в различных интервью, фильмах о батюшке, но все время открывается что-то новое. Например, мне в память врезалось такое наставление, успокоившее мою душу. Мы с ним сидели на диванчике, и я задал вопрос, с которым обращался ко многим: «Что же главное в духовной жизни?» Он как обычно вначале посмотрел на икону – это явно молитвенный момент обращения к Богу, чтобы Он открыл истину, – а затем через 2-3 секунды четко и ясно, как батюшка всегда говорил, ответил: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». И в течение десяти лет по кончине батюшки начинаешь понимать, что это продолжение слов преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Помните знаменитую «Беседу с Мотовилом», когда преподобный Серафим, тоже уже на склоне лет, говорит о том, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святого. И затем он поясняет, что добро, делаемое ради Христа, приносит Духа Святого. А добро в нашей жизни – это все, что мы делаем не противоречащего совести и закону Божиему: и специальность, выбранная человеком, и образ жизни, семейной или монашеской, и добрые дела, и необходимые людям, живущим в миру, усилия по воспитанию детей, а потом внуков, правнуков. И если все это делается ради Христа, то приносит Духа Святого.

Помню, как в одной из наших бесед отец Иоанн сказал о нашем времени: «Ныне нельзя жить безрассудно». Мы должны учитывать те условия, в которых живем, а это и тот огромный поток информации, который обрушивается на современного человека. Как советовал еще отец Иоанн Кронштадтский: «Береги ум», то есть должна быть какая-то сортировка этой информации. Отец Иоанн любил повторять слова святителя Василия Великого: «Все с пользой». Второй момент нашего времени – это слабое здоровье. Даже если в нашем монастыре сравнивать нынешних послушников с теми, кто приходил в 70-е годы, здоровье теперь слабое. Думаешь, может быть, человек изнеженный, потакает себе, а потом понимаешь, что не в этом дело. И это тоже надо учитывать. В-третьих, если поколение отца Иоанна с детства воспитывалось в православии, и он помнил своего священника и церковного старосту дворянского происхождения, который заботился о храме, то современный человек лишен всего этого. Где-то он услышал о Боге, может быть, даже при каких-то трудных жизненных обстоятельствах, обратился к Нему. Если этого не учитывать, то как можно не просто жить в современном мире, а жить спасительно. Мне запомнились слова батюшки о том, что если мы не будем все это учитывать, то сделаем большую ошибку. Как точно определено!

Батюшка так пояснил своей ответ «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Бог управляет миром, по катехизису мы знаем, что Бог добру помогает, а зло пресекает или обращает к добрым последствиям для души. То есть, как говорил отец Иоанн: «Все от Него, к Нему и все Им – Богом». Второе – это рассуждение. Действительно, это главная добродетель старчества, чтобы открыть волю Божию. Все, кто беседовали с батюшкой, отмечают, что они чувствовали его молитвенное предстояние перед Богом, чтобы узнать волю Божию. И он рассуждал на примере святых отцов. Бытовые вещи рассуждал на своем жизненном опыте: как поступить, куда идти учится, где работать? Например, одному врачу предлагали работать в Кремлевской больнице, а мама у нее была гомеопат (она лишь недавно скончалась – знаменитая московская подвижница монахиня Мария). А батюшка рассуждает и говорит: «Давай иди по стопам мамы, гомеопатом будешь. И мамочка рядом, и ты сможешь творчески развиваться». Разве это не рассуждение на примере человеческого опыта и мудрости.

И следующий, не менее важный момент. Рассудить-то мы рассудили, но, как сказал батюшка: «Свою совесть, свое рассуждение надо проверить совестью другого человека, близкого нам: будь то духовник, в семье муж, жена или благочестивые друзья. Как пишет и Феофан Затворник: «Имей советника духовного, близкого тебе по духу». И три этих условия должны быть соблюдены с верой в Промысл Божий, которая прежде всего предполагает, конечно, молитву: «Господи, открой через духовника Свою волю Божию». Ведь воля Божия – всесовершенная. Мы не компьютер, не можем порой просчитать самые простые вещи, бытовые или связанные с нашей служебной деятельностью, а у Бога все это просчитано. Его ум настолько восхищает, что, даже просто глядя на окружающий нас мир, думаешь: Боже мой, сколько движения в этом мире, Земля вращается вокруг своей оси и идет по своей орбите вокруг Солнца – и это лишь часть мироздания, а сколько еще разных галактик... И все это сотворил Господь, просчитав (говоря по-человечески) Своим разумом... И потому Промысл Божий отстоит от нас как небо от земли, и увидеть, почувствовать и рассудить его – очень важно.Рассудили – а теперь проверим свое рассуждение совестью близкого человека. Бывает, начинаешь говорить с батюшкой о том, что тебя волнует, какое думаешь принять решение, и уже произнося эти слова, начинаешь понимать, прав ты или не прав.

Вот эти три краеугольных камня – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом – очень для нас важны. Это путь стяжания Духа Святого, путь в Царство Небесное, к радости в Духе Святом.

– Наверное, в эти дни будет много паломников, которые хотят помолиться, вспомнить батюшку. Как монастырь будет принимать приезжающих?

– У нас уже сложилась традиция отмечать день отца Иоанна (будь то день рождения, обычно, связанный с Великим постом, день ангела и день кончины) в таком богослужебном порядке. Как всегда две Божественных литургии – ранняя и поздняя, после каждой из них – панихида в храме. После панихиды мы идем в Богомзданные пещеры к месту упокоения батюшки и служим литию. Почему мы воздерживаемся там от панихиды? Потому что много людей, свечи гаснут, поэтому мы практикуем таким образом. Но все довольны: мы помянули батюшку и на Божественной литургии, и на панихиде, и у его могилки. Тут же вспоминаются слова прп. Серафима Саровского, который завещал своим духовным чадам: «Приходите ко мне на могилку и как живому скажите, а я вам отвечу, помогу». Что удивительно – множество чудес свершилось за эти десять лет по вере в молитвы отца Иоанна. И мы сами это ощущаем, и наши паломники. В часовом фильме, который мы готовили, ключевыми были слова «Чудеса по молитвам старца отца Иоанна».

После того как помолились, в 13 часов братская трапеза. На Успенской площади чай (что особенно востребовано зимой), пирожки, мандаринчики. Батюшка всегда любил угощать приходящих к нему, у него под коечкой даже был «сосуд» с мандаринчиками (келья была тесненькая), вручал и какие-то конфеточки. Через это проявлялась батюшкина любовь, и мы это стараемся делать.

После трапезы обычно проходим в батюшкину келью и служим там заупокойную литию. В послеобеденное время на месте погребения бывает еще одна лития или даже панихида(это зависит от числа паломников). Обычно мы успеваем дать возможность паломникам помолиться об упокоении старца.Возможно, что мы будем показывать фильм в паломническом центре (это тоже зависит от числа паломников), где есть замечательный зал. Потом сделаем еще одну трапезу.Такой порядок у нас уже был на столетие отца Алипия. Это традиционно, и в то же время душевно и духовно: есть и молитва, и общение, и воспоминания о батюшке.

– Какие гостей вы ожидаете на торжество?

– Отец Нафаил, сподвижник батюшки отца Иоанна, говорил: «Монастырь не приглашает – кто приедет, тот и приедет». Мы готовы всех принять, у нас, слава Богу, есть замечательный паломнический центр, который вмещает более пятисот человек, так что разместим всех, кто пожелает приехать.

– Хотелось бы поговорить о современной жизни монастыря.

– Слава Богу, Псково-Печерский Успенский монастырь за свою более чем пятисотлетнюю историю никогда не закрывался. Очень важно, что основателем монастыря является преподобномученик – Корнилий, игумен Псково-Печерский. А мученики, судя по житиям святых, имеют особое дерзновение перед Богом. Например, мученик Трифон молился перед кончиной: «Господи, всякому человеку, кто меня помянет, обратится ко мне, помоги ему». Из житий мы знаем, что мученики таинственным образом обходят места своих подвигов и помогают. И такое духовное действие преподобномученика Корнилия чувствуется в истории обители. 1920-1940 годы – везде в России рушатся и закрываются храмы, а здесь передвигается граница, для того чтобы сохранился монастырь. Я занимаюсь историей обители, и это меня восхищает: мы видим действие, труды и молитвы преподобного Корнилия.

Еще такой факт. Сету – местная народность, для которой преподобный Корнилий строил храмы, помогал материально, когда бывали эпидемии, ходил и поддерживал людей, участвовал в таинстве Елеосвящения и т.д. – до сегодняшнего дня помнят, что они православные. У них сохранилось предание, которое они передают друг другу: «Будут проблемы – приходите к Корнилию, он помощник и заступник сирот и всех, кто находится в трудных жизненных обстоятельствах». Меня это тоже радует, и мы стараемся это правило выполнять, стараемся воспринять и сохранять традиции.

В частности преподобномученик Корнилий построил храмы от Печор до Балтийского моря, по берегу Чудского озера. В прошлом году мы по благословению нашего владыки высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Порховского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители священноархимандрита, подготовили сруб деревянного храма на берегу Чудского озера, в местечке Варания. Помогли этому приходу с утварью. Сделали это в продолжение традиции преподобномученика Корнилия.

Конечно, очень важная традиция монастыря – это богослужение. Оно впитало в себя уставы и особенности в первую очередь богослужения Киево-Печерской лавры, потому что первые монахи, по преданию, пришли именно оттуда. В XX веке были наместники из Троице-Сергиевой лавры, из нее тоже приходили традиции, например братский молебен начал служить архимандрит Алипий (Воронов).С 1920 по 1932 год настоятелем был епископ Иоанн (Булин), у него были традиции Александро-Невской лавры, в которой он подвизался. Пришли валаамские старцы и внесли в расписание богослужений полиелей преподобным Сергию и Герману Валаамским.

Батюшка отец Иоанн привнес в богослужебную практику лучшие образцы московской школы. Это связано и с Божественной литургией, и с всенощным бдением, и совершением таинств Исповеди и Елеосвящения. Сейчас наша задача – сохранить это богатство и красоту богослужения. В глубокой древности, когда кто-то интересовался православием, его приводили на богослужение: здесь на сердце приходящего действовала благодать Духа Святого и красота богослужения – и у человека появлялось желание принять святое крещение и войти в литургическую жизнь Церкви. Поэтому мы стараемся все это сохранять.

Другое направление – это душепопечение. За двадцать лет, которые Господь сподобил меня потрудиться на послушании наместника, произошла полная смена поколений. Знаете, как это болезненно и трудно. Главная задача, которую я определил для себя, – сохранить это преемство, в первую очередь душепопечение. На сегодняшний день у нас старец архимандрит Андриан (Кирсанов), батюшке уже 93 года, и он продолжает эту традицию. Много лет я старался пригласить схиархимандрита Никона (Антонова), которого знаю с детства, когда мы приезжали еще школьниками в 70-е годы. С детства его мама и он сам находились под руководством отца Иоанна. И он подготовил себе замену, принял у нас схиму и сейчас продолжает служение отца Иоанна, принимает народ, люди приезжают даже с Дальнего Востока, чтобы услышать слово назидания, получить благословение и узнать волю Божию.

Конечно, есть и социальное служение: каждый день выдается 70 благотворительных обедов, 12 человек проживает в Доме милосердия, 8 человек мы обслуживаем по месту жительства. С прошлого года у нас строится здание расширенной социальной службы имени праведного Иоанна Кронштадтского, где будет развиваться консультативно-обучающее направление. Общаясь с людьми в трудных жизненных обстоятельствах, узнаешь, что они и готовы бы работать, но у них, например, не в порядке документы. Значит, необходим юридический консультант, который и будет в этой службе. Женщина говорит, что могла бы выполнять работу портного, но у нее нет швейной машинки. Значит, будет помещение, где она сможет поработать. Кто-то хотел бы получить специальность электрика или водителя – мы оплачиваем их обучение в Пскове, и они получают специальность. Все это востребовано и будет в консультативно-обучающем центре.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла важным направлением является развитие паломничества. Раньше как было? В первый раз я приехал в Псково-Печерскую лавру в 1968 году на весенних каникулах, нас с мамой было пять человек. Мы ходили в один дом, другой, но нас нигде не принимали, и только где-то на самой окраине нас устроили, две ночи мы ночевали на полу, сходили в храм, получили благословение лично отца Алипия.

Вначале нам показалось, что если восстановить монастырскую гостиницу (она называлась Странноприимный дом), проблема будет решена, в том числе за счет благочестивых бабушек, живущих рядом в частном секторе. А потом оказалось, что бабушек таких уже нет, да и современный человек требует определенного уровня цивилизации, частный сектор всего этого не охватывает.

С Божией помощью, при активном участии нашего владыки митрополита Евсевия и губернатора Псковской области мы получили помещения воинского городка. Часть была расформирована, у зданий было уже 80% износа, положение было таково, что они вот-вот разрушатся. По благословению владыки мы обращались и к президенту, и к премьер-министру Российской Федерации, и 23 февраля 2012 года нам этот городок передали. На сегодня у нас восстановлены: здание штаба – на 115 мест, бывшая казарма – на 350 мест. Мы сохранили музей воинской части, привели в порядок конференц-зал бывшего клуба, где теперь оборудован класс и занимаются два военно-патриотических клуба– «Патриот» и «Рубеж». Оборудовали для них спортзал, сохранили стадион. Сейчас работаем над летним корпусом на 250 человек. В стадии завершения ремонта находится корпус для семейного паломничества.

По правилу Василия Великого паломнику предоставляется три дня, чтобы исповедоваться, причаститься – приступить к таинствам обновления души. За это время человек может побеседовать с духовником. У нас нет никакой определенной таксы, все на пожертвование, как это традиционно и было. Когда человек, испытывающий внутренний дискомфорт, поисповедается, причастится, он чувствует легкость, чувствует, как вера укрепляется, проблемы решаются. Нас радует, что многие и многие приезжают вновь. Например, две бабулечки с Дальнего Востока; я думал, что они у нас в первый раз, а одна говорит: «Нет, батюшка, мы уже в четвертый раз, но, наверное, в последний: мне уже за восемьдесят». «Не зарекайтесь, – говорю, – как Бог даст, так и приезжайте». Очень активно приезжают из Белоруссии, Волжского региона, но в основном летом. Санкт-Петербург нас поддерживает, потому что старец Симеон после Великой Отечественной войны имел очень много духовных чад в Санкт-Петербурге.

Так что этим и живем – сохранять традиции, уставное богослужение, душепопечение, и самое главное – это работа над собой. Интерес монашеской жизни состоит в том, чтобы видеть, как в душе начинает проявляться Царство Божие. А что ему мешает? Мешают страсти, чувственность, которая борет человека, какие-то временные перспективы, заслоняющие вечное. А вечное – это слова Христовы «Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное вам приложится». И до тех пор, пока есть это искание как мотивация жизни в монастыре, человек чувствует себя на правильном пути. Если он теряет это, то теряет Самого Христа, Который говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные». Обремененные грехом, проблемами. И это искание Царствия Божия внутри нас является главной мотивацией монашеской жизни. Хотя преподобный Серафим Саровский обозначил три причины прихода в монастырь: первая –покаяние, вторая – по обету и третья – для духовного совершенства, он же пишет, что искание духовного совершенства –главная цель прихода в монастырскую жизнь.

Наш батюшка отец Иоанн Крестьянкин – ярчайший образец уже обретенного Царства Божия в сердце человеческом. Например, у него прозвучала такая фраза: «Почему я так летаю? Потому что совесть спокойна». Это искание Царства Божия было присуще ему с детства. Называют разные даты, а я как-то слышал, что батюшка чуть ли не в 6 лет определился, что будет монахом. И действительно он стремился к этому. Был в его жизни такой момент. Его старший брат, который занимался в Орловском театре париками и очень помогал батюшке окончить техникум, предлагал ему пойти работать в театр: «Смотри, Ваня, как будет здорово: «Парики – Крестьянкин К. (Константин), а например, костюмы – Крестьянкин И. (Иван)». Батюшка твердо ответил ему: «Нет. Спасибо, что ты мне помог, братец, но у меня своя цель и свой путь – я хочу быть священнослужителем и монахом». И только в 1945 году смог он достичь этой цели.

Батюшка был, как Иоанн Кроншатадтский,горячий, пламенный в своем служении, крестил, венчал. Однажды он рассказывал, как совершил отпевание. Один из министров скончался и написал завещание: «Товарищи, прошу меня отпеть в храме и не в красном гробу, а в некрашенном». И получилось, что его принесли в батюшкин Измайловский (если не ошибаюсь) храм. Там были голосистые певчие, батюшка от души совершил этот чин, и потом, как он рассказывал, к нему стали подходить эти люди и каяться – так их тронула эта благодать. Один говорит: «Батюшка, помолитесь, я ведь колокола сбрасывал с храма»,другой: «Я закрывал храм». Вот как действовала благодать.

Или в 90-е годы, когда я уже ходил в нашу воинскую часть, ко мне как-то подошел подполковник из спецназа ГРУ, серьезного подразделения, и говорит: «Вот я слышал, что у вас в монастыре проживает такой отец Иоанн. Как бы я хотел его увидеть, получить благословение». Он окончил Рязанское училище ВДВ и решил повенчаться со своей супругой. А батюшка, оказывается, тогда служил в деревенском храме в какой-то глухомани, и вот прошло столько лет, а он помнит, как батюшка его повенчал. И действительно, батюшка подписал ему книгу своих проповедей, и ему передали ее подполковнику.

Был еще случай, о котором рассказал сам батюшка. Совершал он венчание молодой пары, а в конце есть слова «А теперь дайте святое целование». И невеста батюшку обняла и целует, а жених недоуменно смотрит! Это она в порыве той радости, которую она пережила, с благодарностью к нему.Все это говорит о том духовном подъеме, с которым служил и совершал таинства отец Иоанн. Например, Божественную литургию он всегда совершал очень собранно, говорил, что нет ни одной похожей Божественной литургии, она всегда разная. Помню, что когда отец Иоанн Кронштадтский не был еще прославлен, у батюшки на столе была его фотография в рамочке. Или когда мы говорили «Христос посреди нас», он произносил слова «живый и действуяй» из дневника «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского, который был для него образцом.

Когда батюшку арестовали, у него был такой диалог со следователем.

– За что Вы меня арестовали, – спрашивает батюшка.

– На Руси всегда было так, – говорит следователь, – вначале идет стадо, потом пастух, а не наоборот, как у вас.

Это была и шутка, и в то же время была здесь и определенная доля истины, потому что батюшка был духовным лидером – служил с таким восторгом, готовился к таинствам.

Помню, как меня отправили в командировку в город Тарту с полным требоисполнением. В монастыре мы не совершаем венчание и крещение, поэтому мы с батюшкой составили памятку по требоисполнению(потом владыка Гавриил попросил ее отпечатать и забрал на Дальний Восток). Повенчал я только одну пару и покрестил пять человек в Тартусском храме. У батюшки была расписана каждая строка: как это делается, какая практика. Могло быть написано одним образом, а батюшка пояснял, какова общепринятая практика.

На мой взгляд, служение батюшки как пастыря является примером для всего XXI века, подобно тому, как для XX века примером был преподобный Иоанн Кронштадтский. Как и его монашеские подвиги, его работа над собой – тоже пример для всех нас. И, конечно, дает нам ориентиры его старческое служение, о котором мы можем узнать из его книг «Письма», «Настольная книга для монашествующих и мирян». Когда батюшка приходил на исповедь, у него была специальная сумочка, из которой,приняв исповедь, доставал он какую-нибудь памятку, например, Покаянный канон или молитву за родных и близких. Батюшка любил краткую молитву митрополита Антония (Блума): «Боже, Ты знаешь все и любовь Твоя совершенна, возьми же эту жизнь в Твои руки и сделай то, что я жажду сделать, но не могу». В свое время я попросил его собрать эти памятки, а когда появилась возможность их издать, они вошли в книгу. И для нас очень и очень важно продолжение старческого служения отца Иоанна.

– А как батюшка относился к своему старчеству?

– Конечно, относился он к нему очень скромно, говорил: «Я не старец, я старичок, а вот старцев я видел: этот человек входит в комнату, и ощущение, что он несет полный сосуд чистой родниковой воды и боится ее расплескать». Такое у него было сравнение. Но, конечно, батюшка был старцем. И это продолжение традиции преподобного Амвросия Оптинского, Оптинских старцев. Мы знаем, что у батюшки были явные знамения этого: ему была передана мантия Амвросия Оптинского и т.д. То есть это был настоящий старец, который имел и рассудительность, и опыт, и практически сорок лет подвизался в обители, продолжив старчество преподобного Симеона, который в свое время сказал об отце Иоанне так: «Это земной ангел и небесный человек». Такая оценка преподобного, конечно, очень значима.

– С кем из отцов любил общаться батюшка? К кому ездил в гости, кто приезжал к нему?

– Каждый год батюшка ездил в отпуск, для того чтобы собраться с мыслями, «лечебный отпуск» – так он его сам называл и приводил слова Священного Писания, когда Иисус Христос, перефразируя своими словами,говорит ученикам: «Отойдите в пустынное место, отдохните немного, потому что из-за приходящих вам некогда покушать».

Последние двадцать лет батюшка проводил этот отпуск в Вярске. У него был свой распорядок дня, в который включалась молитва, прогулки в лес, чтение святых отцов. И когда мы приезжали поздравить батюшку с днем ангела 13 июля на Собор святых апостолов, он всегда вручал нам выписанную своей рукой фразу, наставление, над которым сам много размышлял.

Конечно, к батюшке приезжало много священников, которых он очень поддерживал, особенно в то время, когда не было церковной утвари. Кому-то подарит облачение, кому-то копие, кому-то сосуды. Это делалось с риском для его служения, особенно во времена Хрущева. И самое главное – он отвечал на недоуменные вопросы священнослужителей, особенно молодых. Как пример – отец Дамиан Круглик, вся жизнь которого прошла под руководством отца Иоанна, и многие другие. Иногда это была одна-единственная встреча, но человек получал ориентиры на всю жизнь.

Любил батюшка съездить и в местный приход пророка Илии в Юшково, рядом находилась церковь Серафима Саровского. Там были два подвижника – архимандрит Паисий (Семенов) и архимандрит Кенсорин. И более выездов не было. В свое время батюшка ездил за святым миром для епархии, и когда встретился с патриархом Пименом, тот попросил: «Отец Иаонн, всегда, когда бываете у нас в Москве, заходите ко мне». Они беседовали на духовные темы. Но выезжал батюшка очень редко, в основном это был период, когда он отправлялся в отпуск. Он готовился к этому времени, которое было для него как удаление в пустынку у Серафима Саровского: собраться с мыслями, помолиться, поразмыслить о жизни, и в первую очередь о духовной жизни своих духовных чад.

– Расскажите о последних годах жизни батюшки. Как он готовился к переходу в другую жизнь?

– 2000 год от Рождества Христова был, на мой взгляд, годом необыкновенного подъема. Реставрировались храмы, и митрополит Евсевий призывал, чтобы все было на должном уровне. Мы закрыли многие хозяйственные проекты, чтобы помочь восстанавливающимся монастырям. Батюшка тоже готовился с большим подъемом. Праздничный молебен: Москва торжествовала, и мы тоже совершали богослужение. Было и 90-летие батюшки, возраст отца Иоанна не чувствовался, а года через два он стал сдавать.

Только один раз мы беседовали с ним о его погребении. Сели на диванчик, и батюшка говорит: «Я бы хотел быть погребенным рядом с епископом Феодором (Текучёвым)», это в храме Воскресения Словущего в Богомзданных пещерах. Был 2002 год, и я сказал: «Батюшка, мы передали документы на канонизацию старца Симеона, надеемся, что она состоится, и тогда местом Вашего погребения будет могилка батюшки Симеона». Отец Иоанн деликатно промолчал, но не был против. Также он попросил, чтобы в течение сорока дней не занимали его келью, за это время Татьяна Сергеевна должна будет все привести в порядок: его проповеди, книги. Поговорили об отпевании по монашескому чину, можно было бы по священническому, но обычно даже архиереи, находившиеся на покое, завещали совершать свое отпевание монашеским чином. Батюшка показал, что где у него приготовлено. И больше мы к этой теме не возвращались.

Такая подготовка к переходу в вечность была у старцев как отъезд в какую-то далекую страну, может быть, пока незнакомую... И батюшка говорил хорошие слова, которые он и выполнил: «Нужно все своими ручками передать». У него было много наградных крестов. На мне тоже крест отца Иоанна, с которым он, сколько я его помню, ходил в будни. Всем нам он подарил крестики, распределил иконки. Например, я сказал, что нужны иконы, в храм, посвященный 2000-летию Рождества Христова, мы зашли в келью, и он сказал: «Выбирай». Он сам определил иконы в Корниелиевский храм, то есть все аккуратно распределил, как и любил. Также уходил и отец Александр. Было трудно понять, что это человек умирающий: такой же живой, общительный. Но они все сами распределяли: что куда передать, что сделать.

Последние годы были уже годам созерцательной молитвы. Батюшка редко кого принимал, однако на письма старался отвечать через помощников. Но в основном был в созерцательном, молитвенном состоянии. Удивительно, что кончина его была на день новомучеников и исповедников Российских. Это был воскресный день, и на ранней литургии мы молились о здравии батюшки, а на поздней нам уже сообщили о его переходе в вечность и мы совершили первое поминовение об его упокоении.

Батюшка еще просил, чтобы отпевание его было в Сретенском храме, потому что это действительно встреча с Господом, и из мест заключения он был освобожден в праздник Сретения Господня. Батюшка благоговел перед этим храмом, по его заказу были написаны иконы: Рождество Христово и Сретение Господне, он любил, чтобы было парно. Образы написал хороший иконописец. То есть батюшка подготовился и ждал момента, когда же Господь примет его душу в селения праведных. Делал он все спокойно, до девяноста лет был очень активным, а в конце наступил созерцательный период.

– Батюшка давал какие-то наставления в этом период, как его вспоминать и как обращаться к нему?

– Нет, он отвечал на вопросы, которые ему задавали (они есть в книгах), но ничего особенного не говорил, просто готовился к переходу в вечность, и это было главным предметом его размышлений. Конечно, силы его слабели.

Для меня очень важны его слова, о которых мы уже говорили: «Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом – главное в духовной жизни». Можно дополнить их рассуждениями других наших старцев. Например, старец Досифей, который более десяти лет провел на Афоне, уставщик с феноменальной памятью, простец. Я его тоже спросил, что главное в духовной жизни. Он посмотрел и говорит: «В храм ходить». Понятно, ведь он уставщик. Спрашивал отца Феофана,который был репрессирован за веру, был в лагерях, участник войны, регент: «Отец Феофан, что главное в духовной жизни?» Он отвечает народным присловьем: «Сделай дело – гуляй смело». То есть онотрегентует на утренней, вечерней службе, а днем на горку поднимется, синичек покормит с руки, в отпуске он посещал Тверскую епархию, где прошла его юность, ездил в Белоруссию к родственникам. А отец Серафим (Розенберг) на вопрос, что главное в духовной жизни, посмотрел на меня и говорит: «Слушаться начальство».

В связи с этим еще один интересный момент. Я обратился к отцу Николаю на острове Залит: «А что главное в священническом служении?» Он дал такой ответ: «Чистота жизни». С этим вопросом я через посредника обратился к митрополиту Антонию (Блуму), тот ответил так: «Священник когда говорит наставление или что-то произносит в духовной беседе, всегда должен сказать: это мысли такого-то святого отца, это правило Церкви или это его личное мнение». То есть должно быть такое обозначение того, что священник говорит своим духовным чадам. А отец Иоанн сказал так: «Главное в священстве – это Дух Святой. Неизвестно откуда приходит, куда уходит (это слова апостола – архим. Тихон). Он приходит – ты паришь, скрывается – ты идешь по земле».

Дух Святой посещает нашу душу в первую очередь через таинства Церкви: исповедь, причащение Святых Христовых Таин. И эта одухотворенность была присуща отцу Иоанну, он пронес ее через всю жизнь. Конечно, в первую очередь он пример пастырства для наших пастырей, которые знали батюшку и которые сейчас пытаются найти ответы на свои вопросы в его наставлениях.

– Отец Тихон, скажите, пожалуйста, на прощание небольшое наставление нашим телезрителям.

– Когда батюшка заканчивал беседу, всегда говорил такие слова: «Будьте здоровы и Богом хранимы».

 

Ведущая: Валентина Пасс
Расшифровка: Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать