Беседы с батюшкой. Книга Исход. Что она для нас значит?

29 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала - студент I курса магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии, секретарь редакции научного журнала Санкт-Петербургской православной духовной академии «Христианское чтение» иеромонах Кирилл (Порубаев).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Кирилл, здравствуйте! Очень приятно Вас сегодня вновь приветствовать в нашей студии. Пожалуйста, по традиции благословите наших телезрителей.

– Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

– Дорогие друзья, сегодня мы с отцом Кириллом поговорим о Книге Исход и о том, что она для нас значит, какой посыл  несет.

Отец Кирилл, мы знаем, что очень важно читать Священное Писание, открывать для себя его богатство, постигать для себя то, что в нем сказано, его смыслы. И вот Книга Исход – вторая книга Ветхого Завета: что это за книга и о чем она? Расскажите, пожалуйста.

– Вы совершенно верно сказали, что чтение Священного Писания очень важно для верующего человека, и не только чтение Нового Завета, как некоторые думают, но также и чтение Ветхого Завета. И Книга Исход – действительно это вторая книга так называемого Пятикнижия Моисеева. Это вторая книга, которая содержит в себе описания очень-очень важных событий библейской истории; не просто библейской истории, а Священной истории, в которой описывается рождение израильского народа. Рождение народа, в котором через несколько столетий родится наш Спаситель, Господь Иисус Христос.

Что это за книга, и что в ней описывается? Пожалуй, название говорит само за себя – Исход. Если мы продолжим это название, то мы можем сказать: исход еврейского народа из Египта – это самое главное, основное событие, которое описывается в этой книге. В этой книге описываются приготовления к исходу из Египта; описываются события, которые предшествовали исходу; события, которые привели к исходу израильского народа из Египта. А также описываются последствия (позволю себе так сказать) – то, что произошло после исхода.

Все мы знаем, например, что такое десять заповедей Моисея. Так вот, оказывается, что эти десять заповедей впервые в Священном Писании приводятся именно в Книге Исход, вскоре после того, как еврейский народ покинул пределы Египта. Вскоре после этого на горе Синай Моисею Господь в откровении дал эти самые десять заповедей. Таким образом, мы видим, что Книга Исход содержит в себе очень и очень важные события.

Не только десять заповедей были даны Моисею на этой горе. Также были даны указания относительно того, как именно еврейский народ должен был совершать жертвоприношения Господу, каким именно образом еврейский народ должен был приготавливать себя к тому, чтобы молиться, к тому, чтобы приносить жертвы. И это вторая составляющая закона. Закон – это именно то, что было дано еврейскому народу на горе Синай. Первая составляющая – это десять заповедей и также другие, так скажем, этические заповеди. Вторая составляющая, которую Господь дал Моисею на горе Синай, – это заповеди богослужения. И третья составляющая, также очень важная для еврейского народа, в Ветхом Завете, – это заповеди устройства общества, заповеди закона социального, если можно так сказать. Вот эти три составляющие можно назвать одним словом – закон. И этот закон определял жизнь еврейского народа вплоть до пришествия Господа Иисуса Христа. Поэтому значение Книги Исход для всего Ветхого Завета, а на самом деле не только для Ветхого, а также и для Нового Завета (мы, наверное, об этом сегодня еще поговорим) очень и очень велико.

Книга Исход, наряду с Книгой Бытие (Бытие – это первая книга Ветхого Завета), очень важна. Эту группу книг: Исход, Бытие и другие – называют еще книги законоположительные, что означает, что в этих книгах дается закон, даются заповеди о том, как именно еврейский народ (а многие из этих заповедей унаследовали и мы, христиане) должен был жить. Книга Исход имеет очень большое значение.

– Теперь хотелось бы поговорить об авторстве. Кому приписывается Книга Исход, кто считается ее автором?

– Книга Исход была написана пророком Моисеем. Я уже упомянул, что эта группа книг – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (первые пять книг Ветхого Завета, вы можете прочитать их названия, если откроете оглавление Библии) – называется Пятикнижие. Или еще добавляется слово – Пятикнижие Моисеево, что означает, что Моисей их и написал. Впрочем, в современной науке, преимущественно на Западе, существует множество мнений относительно того, кто именно написал эти книги. И конечно, возникает вопрос: а почему вообще люди сомневаются в традиционной точке зрения, что Моисей является автором Пятикнижия?

Оказывается, что в этих книгах фигурируют названия каких-либо городов, быть может, имена и, быть может, описания событий, о которых Моисей знать не мог, – так называемые анахронизмы. Приводится название города, которое совершенно точно появилось после того, как Моисей жил. И люди, особенно на Западе, исходя из этого факта, говорят, что, значит, не Моисей написал эту книгу; и, значит, Церковь нас обманывает, Церковь не хочет верить науке, якобы Церковь не хочет прислушиваться к объективным данным.

Но конечно, это неправда, и конечно, неправильно так мыслить. Потому что Ветхий Завет (так же, как и Новый Завет) возник не сразу: он формировался на протяжении многих столетий, и он редактировался. И когда переписчик переписывал книгу, в частности Книгу Исход, он мог заменить старое название, которое было непонятно его современникам, на новое название. И потом это новое название дошло до нас, а старое название было, например, утеряно или оно использовалось в другом месте, в котором переписчик по какой-либо причине не заменил название. Или, быть может, переписчик, переписывая книгу, заметил, что в Книге Исход или в какой-то другой книге не указана какая-то деталь, о которой знали все: все его близкие, все представители иудейской общины того времени. Все о ней говорили, и он решил ее зафиксировать, поскольку был твердо уверен, что это событие истинно.

Самим ярким примером, например, является описание смерти Моисея. Конечно же, Моисей не мог сам описать свою смерть, а именно в Пятикнижии описывается смерть Моисея. Но вполне логичным было дополнить Пятикнижие Моисея описанием смерти, кончины этого пророка. Конечно, этот фрагмент был написан не Моисеем, но безусловно, ядро, основная часть, практически вся Книга Исход, а также и другие книги Пятикнижия были написаны пророком Моисеем. У нас нет никаких веских оснований для того, чтобы отвергать эту точку зрения.

Мы можем несколько корректировать эту точку зрения, несколько ее изменять, но говорить, что не Моисей написал Исход, у нас нет оснований. Это если только человек осознанно хочет опровергнуть традиционную точку зрения Церкви, то, конечно, он будет говорить: «Вот, посмотрите, я нашел зацепку и теперь говорю, что из-за этой зацепки, из-за этого маленького несоответствия утверждение, что Моисей написал Книгу Исход, является неверным». Но для этого нет никаких оснований. Таким образом, традиционно считается, и мы должны так считать, что Книгу Исход, как и прочие книги Пятикнижия, написал пророк Моисей.

– Очень интересно, спасибо, отец Кирилл.

По поводу датировки еще хотелось бы спросить. Я знаю, что Вы этим вопросом тоже интересуетесь. Какие есть мнения?

– Датировки исхода? Потому что есть еще другой вопрос, но мы не будем его касаться: когда именно была написана Книга Исход, когда именно она редактировалась. Но мы говорим именно о событии.

– Да, именно о самом событии.

– Это очень интересный вопрос, поскольку мы верим, что в Священном Писании Нового Завета, а также и Ветхого Завета описываются вполне реальные события. Это не мифы, это не сказки, это реальные события, в которых, впрочем, иногда акцент делается на том или ином моменте, который кажется наиболее важным автору. И быть может, некоторые моменты, которые показались бы историку более важными, по той или иной причине нивелируются, быть может, описываются очень кратко. Но тем не менее мы верим, что в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов описываются реальные события, не образы. Мы можем, конечно, использовать и образы, но за этими образами стоят реальные события, которые описываются в Священном Писании.

И если мы в это верим, если мы в этом уверены, значит, мы должны говорить, что и исход израильского народа из Египта имел место, это не сказка и это на самом деле произошло. И если мы говорим, что это произошло, тогда мы должны спросить себя: а когда это произошло?

Я немножко оговорюсь: если мы с вами будем говорить о сотворении мира, о первых главах Книги Бытие, то в православной богословской науке говорится, что эти первые главы Книги Бытия мы не должны трактовать только как историю в нашем понимании смысла этого слова. Это события надысторические: мы понимаем и верим в то, что они имели место, что сотворение мира действительно произошло, что Господь сказал: «Да будет свет», – и стал свет. Но Книга Бытия нам не дает точного описания – когда, и поэтому мы не задаемся этим вопросом. Здесь большое значение имеет образность описания. Но тем не менее даже и здесь мы говорим, что события, которые описываются в Книге Бытия: сотворение мира, всемирный потоп, вавилонское столпотворение, – все эти события имели место.

Но если мы попытаемся их трактовать как история в привычном смысле этого слова, попытаемся приписать им конкретные даты, пожалуй, мы потерпим неудачу. Но это не означает, что мы ошиблись, говоря, что эти события были реальными, – это означает, что мы, быть может, не знаем всё, и это означает, что автор не стремился нам дать историческое описание сотворения мира; он стремился нам передать что-то другое. Например, показать, что именно Господь сотворил мир, что до того, как Господь захотел сотворить мир, мира не было – это была задача автора.

А теперь возвращаемся к событиям исхода. В Книге Исход мы уже вполне можем говорить об историчности событий. Значит, возникает вопрос: когда произошел исход еврейского народа из Египта? Наверно, следует дать небольшое описание того, что происходило, чтобы было понятно, о чем мы говорим.

– Да, конечно.

– Если мы начнем читать Священное Писание, Бытие, мы обнаружим, что в какой-то момент Книга Бытия начинает описывать жизнь праотца Авраама, потом его сына Исаака, потом его сына Иакова; таким образом, мы видим описание семьи. Иаков, как мы знаем, имел двенадцать сыновей, от которых произошли двенадцать колен Израилевых. В какой-то момент Иаков вместе со своими сыновьями переселился в Египет. Я не буду более подробно описывать, но важно, что здесь происходит описание жизни лишь одной семьи. И вот эта семья, переселившись в Египет, в Египте превращается в народ, в Египте происходит рождение еврейского народа.

Когда Иаков, его сын Иосиф и другие братья переселяются в Египет, они там не сразу, но встречают почет, живут достаточно благополучно. Но, как описывает Книга Исход, в Египте сменился фараон, пришел новый фараон, который не знал Иосифа, и еврейский народ египтяне стали притеснять. И Господь решил вывести еврейский народ из Египта и направил для этого своего пророка Моисея. Но фараон не хотел отпускать еврейский народ. И Моисей с помощью Божией извел (используется и такое слово) на Египет так называемые десять казней, десять наказаний. Я не буду все их приводить, но, например, одно из этих наказаний состояло в том, что весь Египет был наполнен саранчой, которая съела все посевы, всю листву деревьев так, что египетскому народу нечего было есть. Или другое наказание: весь Египет был наполнен жабами (это можно прочитать в Книге Исход), даже в домах,  даже в постелях были эти жабы.

И происходило следующим образом: Моисей пришел к фараону, попросил отпустить еврейский народ в пустыню помолиться. Фараон, понимая, что на самом деле Моисей хочет уйти с народом (или опасаясь этого; он не знал этого), отказался. Тогда Моисей сказал: «если ты откажешься, то Господь накажет тебя». Фараон его не послушал. Господь действительно наказывал, низводил казнь. Фараон звал Моисея, говорил: «Да, ты был прав. Избавь меня от этой казни, и я вас отпущу». Моисей молился, Господь избавлял египетский народ от этой казни, однако фараон отказывался отпустить. И так происходило девять раз. Наконец на десятый раз пришла самая тяжелая казнь для египетского народа: в одну ночь (потом эта ночь будет праздноваться еврейским народом каждый год как ветхозаветная пасха) умер каждый перворожденный младенец, то есть наследник – каждый первый младенец мужского пола в доме начиная от дома фараона (и кончая даже животными). И в эту ночь, как говорит Священное Писание, весь египетский народ возопил, потому что потерял своих сыновей. И уже после этого фараон отпустил еврейский народ.

Они прошли через пустыню. В пустыне на горе Синай Господь дал десять заповедей. Они прошли через Чермное море – это известный библейский сюжет, сюжет Священной истории; и спустя сорок лет они вошли в Ханаан – то, что мы сейчас называем Святой Землей, это та территория, на которой сейчас находится Палестина и государство Израиль.

И как описывает Священное Писание, в Ханаане еврейский народ завоевывал города. Некоторые города, как описывает Священное Писание, были очень греховными. И действительно (это мы знаем не только из библейского текста), жертвоприношения в Ханаане были самыми жестокими вообще во всем мире. В Ханаане практиковались человеческие жертвоприношения, даже детские жертвоприношения; это подтверждается археологическими данными. Поэтому мы видим здесь подтверждение тому, что не зря Господь решил вот таким образом, посредством еврейского народа, наказать ханаанские города. И поскольку эти города были очень греховными, не все, но некоторые Господь велел разрушать. Евреям было запрещено пользоваться чем-либо из этих городов, они должны были полностью разрушить город и сжечь его.

Если это действительно так, если мы верим, что эти события происходили таким образом, то, очевидно, должны быть археологические следы. Вы знаете, что если на каком-нибудь историческом месте начать копать в глубь земли метр, два, три, мы начнем обнаруживать какие-либо предметы; чем глубже – тем более древние  так называемые слои. И эти слои позволяют даже определить датировку: какой именно слой соответствует какому веку – до Рождества Христова, иногда после Рождества Христова. Но важно, что чем глубже копаем, тем более ранние периоды мы открываем.

Мы верим, что некоторые города были сожжены, а Библия приводит нам конкретные названия этих городов, и можно установить, где эти города находились даже из внебиблейских источников. Поскольку, например, египетские, ассирийские хроники приводят описания сражений между племенами, которые жили на территории Ханаана, и между египетскими или ассирийскими войсками, и можно установить, где эти города находились и находились ли они там вообще. Оказывается,  действительно находились. И тогда, если мы начнем производить раскопки на территории этого города, мы должны обнаружить слой, соответствующий крупному пожару; это невозможно скрыть. Таким образом, мы можем попытаться найти этот слой и, найдя его, попытаться установить, когда произошел исход.

Таким образом, какие данные позволяют нам определить, когда был исход? Если еврейский народ жил в Египте, значит, мы должны видеть там следы пребывания семитского народа, а культура семитская явно отличается от культуры египетской. Самые яркие примеры – это керамика, которая хорошо сохраняется. Керамика – всегда радостная  находка для археолога; он ее находит и может сразу достаточно точно датировать, поскольку в разные периоды истории производилась керамика разного типа. Значит, это первая для нас возможность.

Если вдруг окажется, что в Египте нет ни единственного следа пребывания израильского народа (или не будем говорить израильского – просто народа семитского происхождения, который происходит с территории современной Палестины), то мы можем задать себе вопрос: мы, наверное, плохо искали либо, быть может, в чем-то ошибаемся? Но оказывается, нет: действительно есть следы такого пребывания семитского народа в Египте, в дельте Нила.

Также следующий очень важный момент – это завоевание земли обетованной, завоевание Палестины. И также там должны быть следы разрушения городов, следы, свидетельствующие о наличии каких-либо сражений. Дальше археология позволяет нам определить, когда были эти сражения; археология позволяет нам определить, когда тот или иной народ жил в дельте Нила. И дальше мы можем попытаться согласовать эти события. Вот эти моменты позволяют нам дать датировку исхода.

Это было некое вступление, как бы подготовка, описание того, как это производится, а теперь надо описать, что на самом деле ученые обнаружили. Да, еще я забыл сказать о важном моменте: конечно, не только археология позволяет нам дать датировку события исхода, а также и само Священное Писание. И вот оказывается, что в Священном Писании мы можем найти два момента, которые приводят нас к двум разным датировкам событий исхода.

Один момент – это сама Книга Исход, где говорится, что еврейский народ, когда уже он был притесняем египтянами, построил для Египта два города: Пифом и Раамсес; в тексте Священного Писания они называются «города запасов». Город Раамсес, известный из внебиблейских источников, был построен в XIII веке до Рождества Христова. Ученые находят предполагаемое место, где этот город Раамсес мог находиться; считается, что это был некий город под названием Пи-Рамсес (одна группа ученых так считает). И поскольку известно, что город был построен в XIII веке до Рождества Христова, отсюда делается вывод, что значит и исход произошел в XIII веке до Рождества Христова, при фараоне Рамсесе II.

Однако в тексте Священного Писания, в одной из Книг Царств приводится точная дата, когда Соломон (это царь, который жил много лет спустя после событий исхода) начал строить ветхозаветный храм в Иерусалиме; сейчас он разрушен, мы можем приехать и посмотреть лишь на то место, где он находился. Однако приводится вполне конкретная дата (я ее сейчас точно не помню, известно, что спустя пятьсот лет после исхода, могу ошибиться), когда Соломон построил этот храм.

Когда Соломон построил храм, нам известно достаточно точно, в этом уже нет никаких сомнений, все ученые здесь сходятся в одном и том же мнении. И отталкиваясь от этой даты, когда Соломон построил храм, мы можем определить, когда был исход. Мы просто отсчитываем назад примерно пятьсот лет, и оказывается, исход произошел в XV веке до Рождества Христова, даже указывается более или менее точный год – 1443 год до Рождества Христова, поскольку Соломон построил свой храм в IX веке до Рождества Христова, это известно достаточно точно.

Но мы видим здесь расхождения: оказывается, один текст Священного Писания указывает нам на то, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова, а другой текст говорит, что в XIII веке до Рождества Христова. Как мы можем согласовать эти два момента? И дальше возникают две группы ученых – археологов, которые находят археологические данные в подтверждение того, что исход произошел в XIII веке до Рождества Христова. А другие ученые говорят, и находят данные в подтверждение этого, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова.

Наиболее подтвержденной считается все же точка зрения, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова. Я упоминал города запасов Пи-Рамсес и Пифом, говорил, что есть предполагаемое местонахождение этих городов, дальше производится датировка; и те ученые, которые говорят, что исход произошел в XIII веке до Рождества Христова, нашли такие города, которые действительно возникли и жизнь в которых существовала в XIII веке до Рождества Христова. Но другие ученые говорят (и они обосновывают свою точку зрения, это не голословные утверждения): «нет, вы неправильно определили местоположение вот этих двух городов запасов, которые построили евреи». И указывают на другие города, которые были построены значительно ранее, в XV веке до Рождества Христова.

Но нужно сказать (и это очень важно для нас, и, возможно, поэтому эта тема интересна для меня лично), что существуют ученые, преимущественно на Западе, которые говорят, что исхода не было вовсе, поскольку археологические данные этого не подтверждают. Видите, мы с вами сейчас увидели уже целых три точки зрения: первая – что исход произошел в XIII веке до Рождества Христова, вторая – в XV веке, третья – что вообще не было исхода. И тогда возникает вопрос: а как же тогда сформировался еврейский народ? Я сейчас рассказал, что еврейский народ сформировался в Египте. В Египет вошла семья, из Египта вышел народ, и этому народу был дан закон на горе Синай. Если же это произошло не так, то где же он сформировался?

Эти западные ученые говорят, что, вероятно, еврейский народ сформировался на территории современного Израиля, на территории Ханаана таким или иным образом. Мы сейчас не будем об этом говорить. Но для нас важно, насколько обоснована такая точка зрения, что исхода не было вовсе. Я интересовался этим вопросом и могу твердо сказать, что эта точка зрения не имеет под собой твердых оснований. Мы действительно затрудняемся сказать, когда именно был исход. Однако действительно есть свидетельство пребывания народа семитского происхождения в дельте Нила в соответствующие века, и существует множество свидетельств того, что города в Ханаане действительно были сожжены, были разрушены. Например, ярким примером является город Иерихон, который согласно Священному Писанию был захвачен и разрушен первым во время завоевания земли обетованной. Раскопки этого города показывают, что действительно он был сожжен и что внутри его, когда он сгорел, оставались запасы зерна. То есть он был захвачен не в результате долгой осады, а в результате какого-то внезапного события, и город не смог себя защитить. И действительно Священное Писание именно так и описывает захват этого города.

Я уже сказал, нам сложно точно утверждать, хотя наиболее обоснованной является точка зрения, что исход произошел в XV веке до Рождества Христова. Почему сложно утверждать? Потому что нам сложно согласовать археологические данные. Быть может, завоевание земли обетованной не произошло так быстро, в один момент, как мы предполагаем, а произошло, быть может, в течение нескольких десятилетий, и поэтому нам сложно согласовать хронологию. Однако говорить о том, что события исхода не было, что Библия не описывает реальные события (а ведь речь идет именно об этом, и это очень важно), у нас нет никаких оснований. И если те или иные ученые говорят, что исхода не было, они, вероятнее всего, имеют предвзятую точку зрения о том, что события исхода не было.

Обычно зачастую люди нецерковные полагают, что члены Церкви лишь только верят, но не хотят обращаться к фактам. Так вот, конкретно в этом случае я могу твердо сказать: это не так.

– Спасибо, отец Кирилл! У нас есть звонок, давайте ответим.

Вопрос телезрительницы: «Мой вопрос, может быть, покажется вам немножко наивным, но все-таки... Мне не совсем понятна история со скрижалями. Скажите, пожалуйста, почему они в первый раз куда-то исчезли? И вообще что-то сохранилось? И где это потом обнаружилось,  каким образом? Эта история со скрижалями мне не очень понятна. Спасибо большое».

– Спасибо большое за вопрос, он имеет самое прямое отношение к нашей теме. Скрижали были даны Самим Господом Моисею на горе Синай вскоре после исхода еврейского народа из Египта. Моисей находился на горе Синай достаточно долгое время, и еврейский народ, который находился внизу горы и который, как вы понимаете, буквально несколько дней назад вышел из Египта, где он жил среди язычников, решил сделать себе золотого тельца и ему поклоняться. Поскольку они полагали, что Моисей уже никогда к ним не вернется, а им нужно иметь Бога, они сделали себе идола и стали поклоняться этому идолу. А Моисей в это время находился на горе, и Господь ему давал заповеди, давал другие законы, скажу так. И когда Моисей спустился с горы, держа эти скрижали, он увидел, что народ совершает праздник; не богослужение, но радуется перед лицом этого идола, фактически молится идолу. И Моисей в гневе, в расстройстве бросил скрижали на землю, и они разбились. Вот именно это произошло со скрижалями, и поэтому их нет.

Далее Моисей вернулся снова на гору уже сам, держа новые скрижали. Я опускаю описание, как Господь через Моисея наказал еврейский народ за это. Однако Господь дал Моисею снова скрижали, но теперь уже Моисей сам их написал – как в наказание за такое отступление народа, который сделал себе идола, хотя не должен был этого делать.

Эти скрижали вначале долгое время хранились в так называемом Ковчеге Завета. Ковчег Завета (я позволю себе использовать такое простое слово, но оно достаточно точно опишет) – это был сундук, но используется слово специальное – ковчег, в котором хранились самые священные предметы еврейского народа и который всегда носили вместе с еврейским народом, пока тот странствовал по пустыне в течение сорока лет. Когда устраивали переносной храм, так называемую скинию («скиния» буквально переводится как палатка, и действительно это было что-то вроде палатки, переносного храма, стенами которому служила ткань), внутри этого храма ставили этот самый Ковчег Завета со скрижалями. Однако что с ними произошло, когда они были утеряны?

Потом Соломоном был построен храм. То есть если до этого храм был переносной, его могли перенести в другое место, сложить, потому что стены были сделаны из тканевого материала, то Соломон построил храм уже каменный. Это было единственное место, где можно было приносить жертвоприношения. И в самом сердце этого храма, в святая святых был поставлен Ковчег Завета. Однако в V веке до Рождества Христова Иерусалим пал под натиском войск Вавилона, и храм был разрушен. И вместе с ним тогда и были утеряны скрижали Завета. Вот это и есть ответ на Ваш вопрос: в V веке до Рождества Христова, когда иерусалимский храм был разрушен, были утеряны скрижали Завета. Потом, спустя чуть меньше чем сто лет, храм будет восстановлен, однако скрижалей Завета в сердце этого храма, в святая святых, уже не будет, потому что они были утеряны в результате разрушения храма.

– Спасибо за Ваш ответ. У нас остается немного времени, и хотелось бы это время посвятить разговору об актуальности Книги Исход для нас, сегодняшних христиан. Что мы можем открыть для себя, какое послание эта книга несет нам именно в сегодняшний день?

– Я слышал такое недоумение людей нецерковных, которые спрашивали меня: «А зачем вам нужен Ветхий Завет, если сейчас вы, христиане, не исполняете многие заповеди, которые были даны Моисею на горе Синай? Например, вы не приносите жертвы, как это было описано Моисею. Почему вы не удалите, не исключите эти моменты из текста Ветхого Завета?» И тогда возникает вопрос: действительно, почему?

Ответ очень прост. Есть фраза, которая, пожалуй, характеризует важность для нас Ветхого Завета. Вслушайтесь в эту фразу, быть может, ее не очень просто сразу понять. Фраза следующая: «Новый Завет в Ветхом Завете сокрыт, а Ветхий Завет в Новом раскрывается». Эта фраза говорит о том, что есть очень тесная связь между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Весь Ветхий Завет, в том числе события, описанные в Книге Исход, был приготовлением к пришествию Господа Иисуса Христа. Я уже упоминал сегодня, например, этот праздник ветхозаветной пасхи, когда каждый первенец в Египте умер; но праздновалось не это событие, а то, что еврейский народ освобождается. Этот праздник является прообразом Пасхи новозаветной. Посмотрите, в этой ветхозаветной пасхе происходит рождение народа: они жили в Египте как рабы, до этого вообще не было народа, была лишь одна семья, но этот народ исходит из Египта, ему дается закон – и рождается народ. Так же и новозаветная Пасха: после воскресения Христова, после праздника Пятидесятницы рождается новый народ, новый Израиль. В Ветхом Завете рождается ветхий Израиль, а после праздника Пятидесятницы, после воскресения Христова рождается новый Израиль, новый народ Христов. И ему также дается закон – уже новый закон, закон любви.

Праздник пасхи в Ветхом Завете состоял в том, что еврейский народ, еврейские люди закалали агнца, готовили этого агнца, съедали этого агнца, и это было как бы сердцем праздника: праздник представлял собой трапезу, которую совершала вся семья, праздничный ужин, если можно так сказать. И этот агнец был жертвой. Так вот, Господь Иисус Христос также является Жертвой, поэтому Господа Иисуса Христа мы называем Агнцем, поскольку Он принес Себя в Жертву за наши грехи. И если мы не будем знать событий Ветхого Завета, то у нас не будет ни малейшей возможности понять символики Нового Завета. Зная Ветхий Завет, мы понимаем, почему событие произошло именно так, а не иначе в Новом Завете. А с другой стороны, когда мы знаем Новый Завет, мы понимаем, почему какие-то события, немножко странные для нас, произошли именно так, а не иначе в Ветхом Завете.

Например, есть очень интересная и важная деталь: в этом празднике пасхи, который предшествовал исходу из Египта израильского народа, а потом праздновался ежегодно (Господь дал такую заповедь – праздновать ежегодно), евреям было заповедано: «когда вы будете кушать этого агнца, вы не должны ломать кости этого агнца, преломлять его костей». Почему? Непонятная деталь. Но евреи, конечно же, соблюдали это правило.

Однако в Новом Завете мы видим, что когда воины, посланные Пилатом, пришли перебить голени двум разбойникам и Господу Иисусу Христу, которые находились на крестах, чтобы ускорить их кончину, они увидели, что Господь Иисус Христос уже умер и не перебили Ему голени. И мы понимаем, что вот она эта связь: уже тогда Господь знал, что произойдет в Новом Завете, как именно пострадает Господь Иисус Христос, и дал нам для уверения, что Ветхий Завет это не просто, как некоторые нецерковные люди думают, описание каких-то образов, не просто миф, это реальность. Уже тогда было известно Господу.

Вот поэтому очень важно для нас именно событие исхода, поскольку исход – это рождение ветхого Израиля, а для нас – нового Израиля; исход – это праздник Пасхи ветхозаветной и новозаветной, а Пасха для нас – это самый главный праздник.

– То есть получается, что тогда – выход из рабства, и Господь тоже нас освобождает от этого рабства, от греха.

– Да. Тогда было рабство египетское, а теперь Господь освобождает нас от рабства греховного за счет того, что Сам принес Себя в Жертву. И конечно же, когда люди недоумевают, это происходит просто потому, что они не знают. Христианство – это то, что можно и нужно изучать всю жизнь, это удивительная глубина.

– Стоит, наверное, вспомнить произведение святого Мелитона Сардийского «О Пасхе». Вы наверняка знакомы с ним…

– Да, конечно. Не только это произведение, множество святых отцов осмысляли события исхода. Вот Вы упомянули Мелитона Сардийского, который в стихах описывает события исхода и как раз на протяжении всего произведения приводит сравнения о том, что «вот, была ветхая пасха, посмотрите, как было тогда, а посмотрите, как Господь устроил в Новом Завете, и посмотрите, как это связано». Это удивительно красивое произведение, которое построено вот на таких сравнениях. Вы можете его легко найти, например, в Интернете. Автор Мелитон Сардийский, произведение называется  «О Пасхе».

Но не только это произведение. Например, известный святой отец Григорий Нисский написал произведение «О жизни Моисея-законодателя». Понятно, почему законодателя, поскольку именно через Моисея Господь дал закон еврейскому народу, который отчасти (не полностью) унаследовали и мы, христиане. Также и он осмысляет и дает нам трактовку, понимание того, что именно означало то или иное событие в Ветхом Завете. Поэтому, конечно, нам следует изучать и изучать Книгу Исход.

Но для меня был еще особо интересен вопрос именно датировки. Если кто-то вам скажет, что все это сказки и исхода не было, вы можете вполне твердо сказать: конечно, быть может, не так просто согласовать археологические данные с данными библейского текста, но это сделать гораздо проще, чем подтвердить утверждение о том, что исхода не было.

– Спасибо, отец Кирилл! Действительно очень ценно узнать об этих мнениях, понять, что это такое. У нас остается совсем немного времени, Вы можете пожелать что-то от себя нашим телезрителям в рамках сегодняшней темы.

– Мы сегодня много говорили об археологии, упоминали также и святых отцов, их писания, христианских авторов. И быть может, я как студент первого курса магистратуры нашей академии, а ведь совсем недавно начался учебный год, пожелаю вам образовывать себя, знакомиться с удивительными сокровищами христианства. Но только, конечно, следует это делать под руководством человека опытного. Пожалуй, мы можем всегда прийти в храм, спросить священника. А священники, которые в большинстве своем учились в семинарии, в академии, помогут вам,  посоветуют вам книги.

Сейчас начался учебный год. Быть может, студенты слышат нас сейчас, а если не студенты, то я вам желаю начать ваш собственный учебный год, так скажем, чтобы открыть для себя новые и новые сокровища. Поверьте, вы откроете для себя много удивительного, не только в Священном Писании, но также и в церковной истории, и в устройстве богослужения и в других церковных дисциплинах.

– Благодарю Вас, отец Кирилл, за сегодняшнюю очень ценную беседу. Конечно, за то время, которое уделяется на эфир, всего не охватишь, не упомянешь. Но за те моменты, о которых мы сегодня поговорили, – от меня Вам большая благодарность, вновь и вновь после таких разговоров хочется обращаться к библейскому тексту, к Книге Исход, прочитывать, открывать ее для себя заново, обращаться к святоотеческим толкованиям и таким вдохновенным произведениям, как, например, святого Мелитона Сардийского «О Пасхе»,  открывать для себя этот удивительный мир. Спасибо, отец Кирилл, что нашли возможность прийти.

– Спасибо вам!

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать