Беседы с батюшкой. Современные приходы, чего им сегодня не хватает

28 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Иоанн Парамонов, кандидат педагогических наук; доцент кафедры профессионально-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета; доцент кафедры теологии Миссионерского института. Передача из Екатеринбурга.

– Сегодня мы с отцом Иоанном порассуждаем о том, какими должны быть современные приходы, чего им сегодня не хватает. Это сложная тема, неоднозначная. Развивать ли в приходах какие-то другие направления, помимо богослужебной жизни? Какие аспекты жизни могут еще присутствовать в приходской жизни, которые были бы полезны людям? Прежде чем говорить о современных приходах, понять, что это такое, необходимо небольшое предисловие. В прошлой нашей беседе Вы рассказали о том, что преподаете такую интересную дисциплину, как «Современная жизнь конфессий». Было бы интересно узнать, современная жизнь прихода и вообще современные приходы являются ли темой дисциплины, которую Вы преподаете в вузах – и в светском, и в церковном?

– Спасибо за вопрос. Современные приходы, конечно, отражают сегодняшний день и современную жизнь конфессий. На сегодняшний день приходская жизнь переживает наверное, то, что она никогда не переживала на протяжении всего времени существования приходов в нашем Отечестве. Начинается новое время: время диалога, когда приход отчасти задает даже некий культурно-просветительский вектор развития жизни, например, в малых городах. На сегодняшний день приходы как никогда должны быть социально активны, но при этом надо понимать, что основа жизни прихода – это прежде всего литургическая, богослужебная жизнь, и все члены прихода должны быть объединены вокруг Чаши Христовой. Именно богослужебная жизнь будет задавать соответствующий вектор развития и для иных моментов деятельности прихода: это и социальная работа, и образовательно-катехизаторская деятельность; деятельность, связанная с общением со средствами массовой коммуникации (что очень актуально сегодня); это в целом и просветительская деятельность на селе, в городе или мегаполисе. Достаточно большая сфера деятельности. Заметим, что каждый приход уникален, каждый акцентирует внимание на каком-то особом социальном делании. Например, мы знаем приходы, в которых существует сестричество – сестры милосердия, которые помогают в госпиталях, престарелым людям, и таким особым образом приход несет свое социально-церковное послушание. Это очень важно. Есть приходы, которые акцентируют внимание на просветительской деятельности, миссионерской работе и так далее. Каждый приход уникален, но в любом случае приходская жизнь на сегодняшний день невозможна без активной социальной позиции самих прихожан.

– Наша телезрительница пишет: «Хотелось бы уточнить, а что понимать под определением «современные приходы»? Разве сегодняшний приход в широком смысле отличается от приходов, например, двадцати– или тридцатилетней давности? Разве отличается их смысл и предназначение? Не может ли произойти того, что за всеми современными трансформациями и новшествами утеряется истинный их смысл – путь к Богу и общению с Ним?» Отвечая на вопрос телезрительницы, прежде всего объясните, что понимать под определением «современный приход»? Может быть, отчасти этот вопрос и ко мне, потому что тему-то формировал и закидывал в социальные сети я? Что я имел в виду? Речь идет о том, что мы живем в эпоху определенных новшеств – новых технических средств, которые начинают присутствовать и в современной жизни прихода. Конечно, в жизни любого прихода, без разницы, современный он или нет, очень важна в первую очередь богослужебная жизнь, участие в церковных таинствах и в главном христианском таинстве – Евхаристии. Всё это так: приход является центром духовной жизни, но иногда и местом социального служения. И вот это «тянет» за собой те обновления, которые необходимы. Возьмем любую техническую составляющую: необходима ли сегодня фото-, видеосъемка в храмах (не любительская, когда все прихожане фотографируют друг друга, как на мероприятии), когда присутствует профессиональный фотограф или видеооператор, который снимает праздничные богослужения, фотографирует венчание прихожан не каким-то кустарным способом, а профессионально? Возможно ли использование таких средств, которые ранее казались немыслимыми? Могли ли прихожане двадцать, тридцать лет назад позвонить в эфир какого-либо телеканала и задать батюшке вопрос? А ведь все это современные технологии, присутствующие в жизни сегодняшних приходов. Сейчас во многих приходах создаются такие площадки, где люди через Интернет, свою страничку в социальных сетях могут задать вопрос, прочитать любую историю и так далее. Весь этот комплекс вопросов я и имел в виду. Прошу прощения за мой монолог.

– Я Вас просто продолжу. Действительно, отличается ли приход, который был двадцать-тридцать лет назад, от современного прихода? Безусловно, отличается! Время задает совершенно иной вектор развития, и в приходской жизни в том числе. Основой жизни прихода, как мы уже с Вами сказали, должна оставаться прежде всего богослужебная жизнь, но необходимо сказать и следующее: деятельность прихода ныне не вмещается лишь в церковную ограду; она выходит за нее в современный мир, который показывает нам свою многогранность. Здесь-то как раз и должна осуществляться миссия православного человека, в том числе, как Вы правильно обозначили, через интернет-пространство. Многие современные приходы имеют интернет-сайты: это требование сегодняшнего дня, от этого мы никуда не уйдем. Вектор развития приходской жизни задает нам и сама жизнь, и священноначалие. Мы живем в уникальное время, когда нам приходится постоянно сталкиваться с некими новыми тенденциями, которые не имеют аналогов в организации приходской жизни. Что я имею в виду? Например, некогда решением Священного Синода была введена должность помощника благочинного по ряду вопросов: образования, катехизации, социальной работе, работе с молодежью и так далее. Был обозначен функционал деятельности данного человека. Наличие такой должности должно обеспечить повышение активности во всем благочинии, повышение активности прихожан в самих приходах. Такая социальная работа, социальная нагрузка сегодня необходима, без нее мы просто никак не справимся. Взять, например, Первоуральское благочиние Екатеринбургской епархии, которое я имею честь представлять: на сегодняшний день у нас создан и достаточно активно функционирует институт помощников благочинного по тем или иным направлениям. Помощники, в зависимости от своего функционала, дальше работают либо с приходскими катехизаторами, либо с социальными работниками на приходе, а те в свою очередь уже организуют данную деятельность на самом приходе. Введение данных должностей в благочинии и в приходах показало хорошую эффективность работы. Повышается некий градус социальной активности; к очень важным социальным мероприятиям привлекается молодежь, так что решение священноначалия, которое было принято, что называется, на злобу дня и решает многие проблемы в жизни Церкви. Будем надеяться, что данный инструмент явится важной составляющей в организации управленческой деятельности на местах в благочинии – непосредственно в приходах.

– Вот оно – современное новшество, да?

– Да, и мы можем говорить о том, что это новшество, как я уже сказал, является эффективным. Введение института помощников благочинных, который не один год успешно функционирует в Екатеринбургской епархии, осуществляется и в ряде других епархий. Но, конечно, не во всех, так как некоторые епархии только-только образовались. Все дело за будущим. Но то, что было принято тогда, очень эффективно и, безусловно, приносит свои плоды. На сегодняшний день у нас активизировалось взаимодействие с Управлением образования; мы активно работаем с социальными структурами, взаимодействуем с Библиотечной системой. Одному благочинному было бы не по силам решать все эти вопросы, а когда есть группа единомышленников, людей, наделенных определенным функционалом, заинтересованных в решении тех или иных вопросов, дело, конечно же, сдвигается в лучшую сторону. Поэтому приход на сегодняшний день, возвращаясь к нашему вопросу, должен показать себя весьма эффективным.

– К нам поступил следующий вопрос: «Скажите, на Ваш взгляд, насколько приход в маленьком городе, где все проще и кулуарнее, по своему духу отличается от прихода в большом городе, где скорость жизни выше, как, к примеру, и уровень образования?»

– Конечно, существуют разные приходы, и они действительно отличаются друг от друга: одно дело – приход в мегаполисе (Екатеринбурге, Москве, Питере), и совсем другое – где-то на периферии, в малом городе. Но я бы не согласился, что в малых городах в приходах так все просто. Каждый приход в силу своего геокультурного пространства имеет и свою специфику. Особенность прихода, находящегося в малом городе, заключается в том, что он может стать неким интегрирующим началом во взаимодействии друг с другом многих административных ресурсов. Что я имею в виду? Если мы возьмем управленческий аппарат того или иного городского округа или малого города, то увидим, что, например, Управление образования осуществляет свою деятельность в рамках своей компетенции, Управление социальной защиты – своей, компетенция иных силовых структур также ограничена. А вот приход в малом городе как раз может для решения важных социокультурных задач объединить все эти административные ресурсы воедино, в рамках проведения тех или иных социальных акций. Что это может быть? Например, духовно-просветительские мероприятия, посвященные той или иной важной дате в жизни нашего Отечества или жизни Церкви, ведь Церковь вписана в историю и культуру нашего Отечества. Поэтому данные мероприятия могут быть активно проведены совместно с Управлением образования и Библиотечной системой. Здесь мы можем привлекать и ресурс дополнительного образования, в частности школу искусств, музыкальную, художественную школы, которые поддержат данное мероприятие. Можем привлечь и Управление по социальной защите, которое позволит пригласить на мероприятие людей нуждающихся, вручить им подарки, как-то помочь. То есть приход может все это объединить. Этот опыт объединения административных ресурсов вполне реальный и на сегодняшний день, как я уже сказал, воплощен в рамках Первоуральского благочиния. Поэтому очень хорошо, что Вы являетесь прихожанином прихода, находящегося в малом городе: у Вас достаточно большие возможности, которых порой в силу разных причин бывают лишены приходы в мегаполисе, поскольку здесь очень сложно объединить все возможные ресурсы. Везде свои сложности и преимущества.

– Мы говорили о введении института помощников благочинных: понятно, что это конкретные люди, которые занимаются теми вопросами, в которых они более компетентны. Это действительно эффективная мера, потому что настоятелю храма или священнику нужно уметь разбираться во множестве различных вопросов: и как правильно строить, и как получить разрешительную документацию на земельный участок или храм, и как все это правильно оформить с юридической точки зрения, и как работать со службой социальной защиты, и так далее, и так далее. Всем этим занимаются люди, ежедневная (или несколько раз в неделю) работа которых требует огромного количества времени. Эта работа уже не может быть в рамках какой-то небольшой помощи. На мой взгляд, здесь может возникнуть проблема с наличием таких людей, их готовностью работать в Церкви, потому что зарплаты здесь не те, которые они могли бы заработать в каком-нибудь другом месте. Но, как бы там ни было, все равно это уже какая-то оплачиваемая должность, а не полностью благотворительное начало.

– Конечно, эти должности являются штатными. Работа человека будет эффективна тогда, когда он освобожден от каких-то других видов деятельности, занимается только одним направлением: либо образованием, либо социальной работой, либо работой по связям с общественностью и так далее. При этом финансово данный вопрос решается на уровне благочиния, и достаточно эффективно: все приходы благочиния подключаются, в том числе и финансово, чтобы поддержать данных помощников, поскольку они в свою очередь решают многие проблемы взаимодействия с теми или иными социальными структурами. Другой аспект данной проблемы – это подготовка уже самих помощников настоятеля и благочинного. Вот здесь мы и говорим о возможности служения мирянина в Церкви, о его полноправном служении уже не только в рамках литургической жизни, но и социальной работы.

– То есть можно сказать: не священнослужитель, но церковнослужитель?

– Безусловно, да. Это может быть как женщина, так и мужчина, но они обязательно должны быть компетентными не только в своей области, но и в вопросах вероучительного плана. То есть это люди, получившие не только должное светское образование, но и духовное. Такой синтез знаний позволит быть весьма мобильным во взаимоотношениях с различными социальными структурами административного ресурса. Данную проблему на сегодняшний день решает Свято-Тихоновский университет. В рамках Екатеринбургской епархии это Миссионерский институт, куда люди приходят достаточно осознанно и целенаправленно, имея за плечами и жизненный опыт, и неплохое светское образование. Обучаясь, они укрепляются в вере, осваивают тот вероучительный минимум, который будет необходим им в дальнейшем, в том числе и для такой вот социальной активности. Повторюсь: новое время рождает новые идеи и новые проблемы, с которыми мы сталкиваемся: постепенно они все-таки решаются, поэтому очень хотелось бы, чтобы на приходах находились те люди, которые были бы готовы (может, поначалу и во славу Божью) потрудиться в рамках той или иной социальной деятельности. Это может быть и работа с молодежью, и катехизаторские беседы, и воскресная школа для детей и взрослых, и взаимодействие с Управлением образования, различными социальными службами и так далее. Люди сами должны проявить свою активность, это очень важно. Когда человек чувствует в себе некий потенциал (да, я могу; да, у меня получится!), я думаю, необходимо подойти к настоятелю храма, благочинному, сказать о себе, и, скорее всего, этот вопрос будет решен весьма быстро и конструктивно. Проблема в кадрах существует, наверное, везде, в любой социальной системе, в любом социальном институте, будь то образование, армия и так далее. Везде есть кадровая проблема, поскольку всегда ценятся, как мы говорим, люди адекватные, то есть люди, которые знают, что делать, как делать, для чего делать. В таких людях на сегодняшний день Церковь нуждается как никогда, очень и очень сильно! Если они находятся, то многое и делается, слава Богу!

– А чем еще может заниматься приход? Ведь на сегодняшний день приход – это не только место, куда люди приходят на богослужение для участия в таинствах, а это действительно некий комплекс, подобный монастырскому, где существуют послушания по разным направлениям деятельности, различные мастерские. Наши зрители знают о существовании таких мастерских, как, например, в Свято-Елисаветинском монастыре города Минска. У них даже есть свой сайт: obitel-minsk.ru, где можно увидеть видеослужбы монастыря, а также различные видеоматериалы о тех или иных мастерских. Это очень увлекательно и интересно. Мы видим, что есть и монашествующие, которые владеют всей этой техникой. Это один из примеров современной организации использования новых технических средств. В моем представлении современный приход – это тоже некий комплекс, где существуют, может быть, и школы, и детские сады, и какие-то отделы, хотя бы по поддержанию прилегающей территории прихода, развитию парковых зон и так далее. Люди могут приходить не только в воскресенье утром или в субботу вечером на богослужения, но и после службы оставаться на чаепитие для беседы, посещать библиотеку и так далее. Сейчас такие храмы, как комплексы, уже существуют. Но многие, конечно, возразят, что необходимы только богослужения, только церковные таинства, а всем остальным, чем сегодня занимаются приходы, Церковь заниматься не должна в принципе. Это не мое возражение, это возражение, которое может возникнуть у людей.

– Мне кажется, что такая позиция приводит человека к принципу: «Живу – моя хата с краю. Я хожу в церковь, спасаюсь, молюсь, причащаюсь, чего еще надо? Так и буду дальше жить». Но мы должны помнить о том, что вокруг нас люди, которые в силу различных причин еще не сделали свой первый шаг к храму. Они живут в пространстве массовой культуры и поглощаются культом наживы и потребительства, доминированием кошелька и желудка в их жизни. Таким людям необходимо рассказать о ценностях нашей культуры, об истории нашего Отечества, о вечных евангельских истинах, ведь именно в делах милосердия, сострадания, помощи друг другу и проявляется наша вера. Социальная активность как раз и говорит о том, что наша вера не знает никаких границ, не может укладываться лишь в рамки храма. Она – вся наша жизнь! Поэтому приходы на сегодняшний день должны быть, если можно так сказать, некой основой конструирования нашей жизни. Там должно быть всё: и молодежные объединения, и служба помощи тем, кто в ней нуждается, и воскресные школы. С приходом должны быть связаны всевозможные грани нашей жизни, ведь приход – это моя вторая семья (а для некоторых, возможно, и первая, бывает и так). Храм – это мой дом, то место, где меня поймут и выслушают, где я могу принести пользу, где мое участие необходимо и может принести людям некое благо. При таком грамотном, размеренном конструировании социальной активности прихода, я думаю, мы вряд ли можем отдалиться от веры. Наоборот, мы ее приумножим и в нашем сердце, и в сердцах многих людей. История показывает нам множество примеров: праведный Иоанн Кронштадтский умел сочетать богослужебную жизнь и социальное служение. Вот кто должен быть нам примером!

– Спасибо за ответ. У нас есть первый звонок от нашего телезрителя из Белгородской области. Телезритель: «Я послушал разговор: речь идет о хозяйственной деятельности какой-то и социальной работе, но, насколько я помню, Христос говорил, что надо искать прежде Царство Небесное и правду его, а все остальное приложится. А у нас получается так, что «все остальное» – на первом плане, а главное – на втором. У нас что, все вопросы с Царством Небесным уже решены? Осталось только социальную работу и хозяйственную деятельность наладить, и все будет решено! Так, что ли?»

– Спасибо Вам за вопрос. Да, мы об этом уже говорили. Но ведь согласитесь, просветительская деятельность, вопрос изучения Священного Писания, святоотеческого наследия – это актуальные вопросы во все времена. Приход должен организовать данную работу; без этого невозможна духовная жизнь, наша закалка в вере. Ведь Христос, да и сами апостолы не замыкались в рамках своей общины. Они шли и проповедовали (всем проповедовали!) о Христе: и тем, кто хотел слышать, и тем, кто не хотел. Они несли свет Христовой веры в тех социокультурных, исторических реалиях, которые сложились на тот момент. На сегодняшний день все православные люди призваны к этому великому апостольскому служению, каждый на том месте, на котором призвал его Господь. Кто-то является епископом, кто-то – священником, а кто-то – простым мирянином. Мы должны осознавать, что с нас многое спросится: как мы смогли рассказать о нашей вере, показать всю радость жизни со Христом, радость бытия жизни человека в Церкви. Это и должно стать основой социальной активности приходов – радость жизни в Церкви. Эта активность позволит сломать устоявшиеся за советское время мифы, связанные с отношением к Церкви и верующим людям. Я недавно в университете проходил избрание на должность доцента, и у ученого совета возник вопрос: «Как Вы можете совмещать преподавательскую деятельность и священный сан?» Ответ на него вроде бы очевиден: а что здесь особенного? Тем не менее этот вопрос будоражит умы людей. Это говорит о том, что мы в области религии и жизни Церкви не понимаем чего-то элементарного, поэтому ломание этих, к сожалению, устоявшихся социальных мифов как раз и связано с социальной деятельностью Церкви.

– Обратимся к комментариям и тем вопросам, которые написала в нашей группе ВКонтакте подписчица: «Мне бы хотелось, чтобы мой приход организовывал акции помощи нуждающимся людям, активнее проводил акции привлечения людей на лекции о вере, Боге, спасении, а также на крестные ходы, но не вокруг храма, а в соседние поселки». Она пишет, что готова в этом участвовать. «В Церкви – бабушки и несколько взрослых людей из соседних домов. Я проживаю в Московской области, в поселке с населением четырнадцать тысяч человек, но на службе нет людей из моего поселка. Почему так? Ведь ближайшая церковь находится в пяти минутах езды на автомашине! Мне обидно за спящий и равнодушный народ». Даже не отвечая на это конкретное письмо, а обобщая, что можно сказать людям, которые хотят проявить себя, с чего им начать? Вот человек говорит, что готов участвовать, а в чем же тогда проблема и как ее решать?

– Проблема очевидна и, по всей видимости, характеризуется старой и, к сожалению, очень жизненной пословицей: каков поп – таков и приход. Ведь что греха таить, эта активность, о которой говорит прихожанка: и крестные ходы, и богослужебная, и образовательная деятельность прихода – всему этому должен задавать тон сам священник, насколько сам он к этому готов. Порой священнику в силу разных причин очень сложно сделать первый шаг, но, если он увидит, что есть люди, которые его поддерживают, готовы помочь ему в этом начинании, будет очень хорошо. Что касается крестных ходов, то это очень хорошее, важное духовное начинание, но оно не может раз – и возникнуть: все должно быть, конечно, с благословения священноначалия. Благочинный и настоятель должны испросить благословение у правящего архиерея, а получив одобрение священноначалия, можно приурочить крестный ход к тому или иному важному событию в истории Церкви, к каким-то памятным датам. Через неделю мы будем совершать память Казанской иконы Божией Матери. В государственном календаре это выходной день – День народного единства. В нашем Первоуральском благочинии Екатеринбургской епархии в этот день будет проходить крестный ход, который должен показать, что история нашего Отечества тесно связана с православием, с Казанским образом Пресвятой Богородицы. Освещая данный крестный ход, средства массовой информации впервые в рамках местных СМИ будут говорить о чудотворном образе, о том, что народ наш в тягостные минуты обращался к заступничеству Пресвятой Богородицы. Наступает уже совершенно иной вектор освещения данных мероприятий. Безусловно, крестные ходы укрепляют нашу веру; они нас объединяют, имеют духовное врачевание для всех тех, кто созерцает и молитвенно участвует в крестных ходах. Подготовка к такому крестному ходу, конечно же, дает свои положительные духовные и просветительские плоды. Матушке надо подойти к настоятелю, проявить активное начинание, и совместно с настоятелем ее храма многое можно будет решить.

– Раз уж Вы заговорили о том, что совсем скоро мы отметим день памяти Казанской иконы Божией Матери, я, пользуясь случаем, хочу напомнить нашим зрителям, и в частности гостям и жителям Москвы, о том, что 4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в 16:00 состоится открытие выставки «Моя история». Приглашаются все желающие. Вход на эту выставку свободный, и, как всегда, она обещает быть очень познавательной и интересной, с использованием самых современных технологий.

– Вот видите, это как раз то, о чем мы сегодня с Вами говорим! Это и есть открытость приходов Церкви обществу с использованием новых, современных технологий, и, если хотя бы один человек придет через это в Церковь, цель будет достигнута и более чем оправдана. Это очень важно!

– Звонок от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У нас очень хороший храм, добрые и внимательные батюшки, но у них не хватает времени подолгу пообщаться с прихожанами. Хотелось бы, чтобы у них было время таким «заблудшим овцам», как мы, все-таки уделять больше внимания. Потому что я вижу людей, которые ходят по храму, не понимают, что им делать, куда свечи поставить. Подходить к ним, как Вы понимаете, нам нельзя, не положено в храме; это должен делать батюшка. А как это сделать лучше? Мне порой не хватает даже времени сказать на исповеди все, что я хотела, а бывает, что если я и говорю то, что мне надо, то батюшка наш, молодой еще человек, говорит: «Вы знаете, Вы намного старше меня, я, наверное, на Ваш вопрос и не отвечу».

– Спасибо, мы Вас услышали. Здесь получается сразу несколько вопросов. Во-первых, вопрос о том, как получить вот эту близость со священством, сделать так, чтобы можно было побеседовать, поговорить обо всем, чтобы священник был не каким-то недосягаемым человеком, который находится выше над всеми, а чтобы это был наш, родной человек. Ну и второй вопрос: можно ли самому как-то во всем участвовать, можно ли прихожанам того или иного храма проявлять инициативу и предлагать что-то батюшке? И как лучше это сделать?

– Безусловно, обозначить эту проблему можно и нужно. Мне все-таки думается, что, если бы Вы подошли к любому священнику Вашего храма и попросили поговорить, он бы уделил Вам внимание. Скорее всего, речь здесь идет немного о другом, а именно о научении в вере, катехизации, приобретении в дальнейшем неких вероучительных знаний. Здесь нам нужно говорить о возможности и даже необходимости создания на приходе воскресной школы для взрослых, которая в последующем вполне может трансформироваться в некое катехизаторское училище. Такой опыт мы имеем в нашем Первоуральском благочинии. В Петропавловском храме, на базе духовного просветительского центра, открыто катехизаторское училище, где люди два раза в неделю, во вторник и четверг вечером после работы, приходят и изучают основы православного вероучения, дисциплины, связанные с историей Церкви, – догматику, историю развития христианского искусства и еще целый ряд дисциплин. Обучение в училище рассчитано на три года, и прихожане достаточно активно пользуются возможностью получить данные знания. Я думаю, если Вы обозначите данную необходимость, настоятель обязательно примет ее во внимание и со временем, может быть в следующем году, это будет посильно сделано. Другая проблема, которую Вы отметили, связана с поведением людей в храме. Действительно, это проблема как больших городов, так и малых. И вот здесь уместно было бы ввести (а в ряде приходов данная служба работает очень эффективно) приходское консультирование. Приходской консультант – это тот человек, который может ответить на элементарные вопросы человека, впервые переступившего порог храма. Да, священник в силу различных причин просто не может уделить должного внимания каждому, но если есть подготовленный консультант, который деликатно и тактично может ответить на многие вопросы, – это колоссальнейшая находка для прихода. Но служба приходского консультирования на сегодняшний день только начинает формироваться, и только в ряде больших городов. Наверное, сложно, да и нереально иметь такого приходского консультанта где-то в глубинке, но большие города, большие приходы в качестве некоего дежурства вполне могут себе это позволить. Такую активность могут проявить молодые прихожане, уже имеющие опыт жизни в Церкви. Они вполне адекватно и грамотно могут ответить людям, впервые переступившим церковный порог, на многие вопросы. Подключить бы их к этому служению, и была бы соответствующая польза!

– В храме существуют и священнослужители, и чтецы, и алтарники; люди, которые помогают в трапезной и в церковной лавке, где они могут рассказать о той или иной продукции, которую можно приобрести, о смысле приобретаемого; люди, занимающиеся катехизацией или огласительными беседами. А какие люди, по Вашему представлению, еще необходимы в приходах? Возвращаясь к предыдущему вопросу, кроме приходских консультантов, должен ли быть такой человек, который возьмет тебя за руку и скажет: «Здравствуйте!» Чтобы девушке, первый раз зашедшей в храм не в юбке или без головного убора, вместо того, чтобы спросить: «Как Вас зовут? Откуда Вы приехали? Может, Вы из другого города?», не говорили: «Выйдите в притвор, наденьте платок и прикройте брюки!» Нужен ли такой человек, который по-доброму, с любовью и лаской расскажет о местных святынях, о том, куда поставить свечу, и не просто поставить, а расскажет еще и зачем; расскажет, что такое церковная свеча, что это не какой-то магический обряд, когда достаточно поставить свечу – и твоя молитва будет услышана, а совсем другое, и так далее. Все это должен делать приходской консультант или некий человек, который отвечает за гостеприимство? И нужен ли такой человек?

– Это приходской консультант, который отвечает за гостеприимство в храме, назовем это так. Поле деятельности здесь огромное. Человек, переступивший порог храма, приходит с разными вопросами и проблемами, и, чтобы сориентировать его в храмово-богослужебной жизни, такой консультант, безусловно, необходим.

– Но почему тогда редко встречаешь таких людей?

– Разные бывают причины. Не каждый возьмет на себя такое церковное послушание. Вот Вы бы взяли?

– Затрудняюсь ответить…

– Вот видите! Действительно, не каждый за это возьмется, поскольку это не так просто: нужно быть расположенным к людям и владеть определенной информацией. Ведь сейчас очень много вопрошающих – по многим вопросам нужно чувствовать себя более-менее компетентным. Понятно, что если ты не знаешь, как ответить на самый простой вопрос, ты можешь посоветовать обратиться к батюшке, но где-то это сработает, а где-то и нет. Но если такого грамотного консультанта нет, то любой приход сегодня может сделать так называемые приходские листовки, в которых говорится о поведении в храме, о том или ином празднике, если эти листовки выпущены и приурочены к празднику. Их прихожане или «захожане» могут взять и прочитать. Ведь мы говорим не только о необходимости встречать людей, которые делают первые шаги в храме, но и о просвещении людей воцерковленных, об их элементарной катехизации.

– Да, но эти листовки обезличены, то есть это уже не общение с конкретным человеком.

– Да, это, конечно же, некий суррогат общения.

– Но, безусловно, информационно-продуктивный: можно узнать, когда состоится крестный ход, когда прибывает такая-то святыня, когда начинается исповедь, когда можно с тем-то побеседовать и так далее. Для людей, которые только пришли в храм, это, конечно, нужно, но необходимо и живое, личное общение!

– Живое общение, безусловно, необходимо, и расписание таких встреч с прихожанами на уровне бесед, которые может себе позволить каждый священник на приходе в субботний или воскресный день (пусть это будет хотя бы час), должно быть помещено на доску объявлений в храме в каждом приходе. Но я хотел бы затронуть еще один аспект. На сегодняшний день молодежь очень активно проводит время в интернет-пространстве, поэтому в идеале хотелось бы, чтобы у каждого прихода был свой интернет-сайт. Вот сюда-то молодые люди, владеющие технологиями конструирования сайта, его оформлением, могли бы вложить свои силы. Они вели бы этот сайт, отслеживали новости приходской жизни, размещали их на сайте и тем самым жили бы активной приходской жизнью, являясь членами общины. Почему бы и нет? На сегодняшний день существуют различные формы взаимодействия людей. Главное не упустить эти возможности и найти то, что для данного прихода будет приемлемо и даст свои положительные результаты.

– Для того чтобы знать, какие будут результаты, надо пробовать!

– Безусловно, пробовать, но не забывать испрашивать на все благословение у священноначалия – настоятеля, священника, который занимается этими вопросами.

– К вопросу об использовании Интернета. Наш зритель из социальной сети ВКонтакте пишет: «Я думаю, что сегодняшний приход – это в первую очередь современное образование священников: интеграция в интернет-пространство, возможность оперативно отвечать прихожанам на возникшие вопросы, интернет-проповеди. Сегодня мы не всегда имеем возможность прийти в храм, но всегда имеем под рукой телефон с выходом во всемирную сеть».

– Ну, я думаю, таинство исповеди через Интернет совершаться не будет, как и другие таинства. А то, что молодой человек обозначил, важно и востребованно в молодежной среде на сегодняшний день – виртуальное общение. Поскольку наш век быстротечен и очень динамичен, то какие-то вопросы, связанные с сиюминутными проблемами, и стоит решать через Интернет, но непосредственное общение со священником не может быть подменено ничем. Интернет – интернетом, вопросы – вопросами, а добро еще никто не отменял, так же как и непосредственное общение: никуда оно не денется!

– Безусловно. У нас есть еще вопрос телезрителя из группы ВКонтакте: «Батюшка, Вы говорили о том, что на приходе должна вестись образовательная деятельность. Кто этим должен заниматься: человек из приходской общины или все-таки сам священник?» Практический вопрос…

– Да, вопрос практический, и на него можно ответить так: необходимо исходить из возможностей самого прихода. Если священник имеет возможность заниматься образовательной деятельностью, очень хорошо. Но не каждый священник может вести воскресную школу, ну вот не каждый! Есть, конечно, таланты с педагогическим образованием, и это очень хорошо, но если находятся миряне, готовые взять на себя преподавание в воскресной школе для детей или для взрослых, имеют на то соответствующее образование и благословение, почему бы и нет! Все зависит от тех реальных возможностей, которыми располагает сам приход.

– Насколько я знаю, в Православной Церкви Греции есть священники, которые имеют благословение на принятие исповеди, а есть те, у кого такого благословения нет. Здесь нужны определенные знания в области психоаналитики и психологии, да и определенный духовный опыт надо иметь.

– Духовный опыт прежде всего.

– Я сердечно благодарю Вас за то, что сегодня Вы пришли в нашу студию и мы побеседовали на такую интересную тему. Но главное, конечно, чтобы все это приносило свои плоды, чтобы люди, которые имеют социальную активность и хотят эту активность привнести в тот приход, где они находятся, могли ее проявить и чтобы наши священники это понимали и принимали, если это действительно того стоит и если эта задумка интересна и необходима. И напоследок хотелось бы услышать от Вас несколько слов напутствия телезрителям.

– Хотелось бы пожелать, чтобы, являясь прихожанином своего храма, вы проявляли некую активность в тех социальных начинаниях, которые есть на приходе. Поверьте, это принесет свои положительные духовные плоды: укрепит вас в вере, сделает сопричастниками великой духовной традиции, связанной с научением в вере, делами милосердия, распространением евангельской проповеди, – всем тем, чем жили наши благочестивые предки. Исполняя данные заветы, мы возьмем на себя это великое, благодатное, спасительное бремя апостольского призвания – просвещать мир светом Евангелия. Помогай вам Господь в этом нелегком, но благодатном деле!

– Спасибо!

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать