Беседы с батюшкой. Крест Христов

27 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, магистр богословия, кандидат педагогических наук протоиерей Игорь Бачинин.

– Сегодня мы отмечаем день Крестовоздвижения, поэтому предлагаю начать нашу программу с разговора о Кресте Господнем, его значении в нашей жизни и о кресте, который несем мы. С чем связано торжество Крестовоздвижения?

– Я думаю, не буду пересказывать известные исторические события, которые  связаны с обретением Креста, его воздвижением, как установилась эта традиция. Думаю, об этом все знают; по крайней мере, те, кто интересуется этой проблематикой. Конечно, здесь в большей степени мы видим не только внешнюю форму произошедшего, а нам, наверное, было бы полезно поговорить в первую очередь о духовном смысле, значении Крестовоздвижения в жизни каждого человека...

– ...и почему это торжество относится к числу двенадцати важнейших торжеств года.

– Безусловно. Мне в свое время попалась замечательная книга о священномученике Философе Орнатском «Крестом отверзается небо», и в этом есть очень глубокий смысл. С одной стороны, небо, или Царствие Небесное, в которое мы стремимся, находится внутри человека, и Крест отверзает это небо для человека. То есть те страдания, основоположником которых был Христос (Он первым взошел на небо через Крест),  вероятнее всего, не теряют духовного смысла и своего значения и в жизни каждого человека. Мужественное прохождение скорбей, страданий, трудностей, каких-то болезней, которые выпадают на долю человека, безусловно, имеет очень важную благую цель: открыть человеку небо; в первую очередь внутри самого человека. И как это сделать? Удивительность Промысла Божия в этом как раз и заключается: Господь каждому из нас, приуготовляя нас к вечной жизни, дает тот путь, попускает именно такие обстоятельства жизни, которые для каждого из нас могут быть полезными. Но уже зависит от самого человека, как он к этому относится, будут ли полезны те обстоятельства жизни, которые Господь попускает человеку, или человек искусится этим и не приобретет той пользы, которую Господь ему хотел бы преподнести.

– Для еврейского народа с момента римского владычества крест являлся методом позорной, одной из самых жесточайших казней и вызывал непреодолимый страх и ужас. Как так получилось, что символ этого жесточайшего наказания стал символом, по сути, победы над смертью?

– Я бы сказал об этом таким образом, что должно было этому произойти. И, конечно же, орудие казни Спасителя стало орудием Его победы. Как говорится в Писании, Он уничижил Себя до крайней степени уничижения, то есть Его снисхождение и милость к роду человеческому явились в том, что Господь не погнушался этим, унизил Себя. И вот это уничижение, снисхождение Творца до Своего творения явилось в том промыслительном действии, которое стало для человека душеспасительным.

Конечно, можно об этом говорить очень много с исторической точки зрения, с точки зрения тех традиций, которые существовали: какой смысл крест, христианская символика имеют в жизни православного христианина, в нашей церковной жизни. Самое главное, наверное, мы должны понимать, что это оружие казни стало орудием нашего спасения. И в этом заключается главный смысл праздника: Церковь, как заботливая мать, напоминает нам о крестоношении, о том, что суть нашей христианской жизни как раз в этом и заключается, чтобы мы никогда не теряли этот главный смысл в нашей с вами жизни, в тех повседневных обстоятельствах, в которых нам с вами приходится оказываться.

– С одной стороны, крестоношение можно понимать как несение тягот и невзгод и вообще тех дел, которые есть у человека каждый день, а с другой стороны, это еще и в прямом смысле крестоношение – крест мы носим у себя на шее.

– На теле. Мы и называем его нательный крест.

– Почему этот символ православные христиане носят на теле с момента крещения?

– Можно сказать, что это традиция. А на самом деле крест как духовное оружие, безусловно, должен быть всегда с воином. В свое время мне попался рассказ о силе крестного знамения. Даже была издана небольшая книжечка, в которой рассказывалось о некотором христианине. Когда тяжесть его жизни, с его точки зрения, стала настолько неимоверной, он решил свести счеты с жизнью, но выбрал для этого весьма сомнительный путь. Пришел к тогдашнему врачевателю и говорит: «Дайте мне какое-нибудь зелье, чтобы я выпил и меня не стало, мне очень тяжело жить». Тот дал ему зелье. И как водится у православных христиан, прежде чем принимать какую-то пищу, он осенил себя крестным знамением, выпил – и средство не подействовало. Он приходит к врачу и говорит: «Что-то твои чары здесь не действуют». Тот отвечает: «Нет, это проверенное средство». – «Давай наливай еще раз». Осенил себя крестным знамением, выпил – остался жив. Тот говорит: «Ничего не понимаю, как так могло быть». Налил,  выпил сам – и произошло то, что должно было произойти. Конечно, это очень простой и, может быть, реальный жизненный случай, рассказывающий о силе, которую имеет это духовное оружие, но это, наверное, невозможно передать какими-то словами, пока сам человек этого не испытает.

Есть современный случай, мне рассказывал о нем один из священников, когда он проводил занятия, оказывал помощь пьющим людям. Один человек хотел получить эту помощь, пришел в церковь, помолился, дал зарок, что он так делать больше не будет, но после этого все хорошо «отметил». «Ночью, – говорит, – просыпаюсь, на мне сидит здоровенный бес: "Правильно сделал, что нарушил зарок, давай пойдем сейчас с тобой еще отметим это дело". Я оцепенел, никогда не думал, что такое может произойти. Вспомнил, что у меня на теле есть бабушкин крест, бабушка в свое время мне этот крест надела и сказала, что его нужно всегда носить. Я взялся за этот крест, вцепился за него, а он мне и говорит: "Ну, ты что – умный, что ли? Что сразу за крест-то взялся?" И сразу это видение исчезло». Человек в одно мгновение исцелился от атеизма.

Наверное, у каждого христианина в жизни есть такие примеры, когда он лично столкнулся с животворящей силой Креста Господня. И то, что мы празднуем в сегодняшний день, как раз является для нас напоминанием (и дай-то Бог, чтобы мы никогда об этом не забывали), насколько важно для нас крестоношение. Оружие, которое мы носим на своем теле как символ Христа, ограждает нас от всевозможных духовных вторжений в нашу душу. И действительно, еще с первых веков христианства это является нашей благочестивой традицией.

– Непосредственно в Вашей жизни бывали такие случаи, когда явно, зримо была ощутима сила Креста Господня?

– Я думаю, в жизни каждого человека, тем более священника, есть такие случаи. Безусловно, в моей жизни они тоже были. Знаете, было столько случаев, когда это явно проявляется… Вспоминается один из таковых. Разные люди приходят к священникам, с разными вопросами, с разным духовным состоянием. И вот был у меня в жизни такой случай: я разговариваю с человеком и чувствую, что мне как-то нехорошо от этого становится. Я чисто автоматически осенил себя крестным знамением, и мне стало от этого намного легче… Лично у меня нет абсолютно никаких сомнений в действенности крестного знамения, в ограждении им человека от каких-то  духовных вторжений в его душу. Думаю, очень важно действительно всегда при себе иметь это духовное оружие, никогда с ним не расставаться. Об этом, собственно, и говорит практика нашей христианской жизни.

– Скажите, что означает фраза Спасителя: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной»? Каково ее значение и что в данном случае подразумевается под своим крестом?

– Господь промышляет о каждом человеке. И в зависимости от нашего внутреннего устроения, от тех задач, которые Господь ставит перед каждым из нас Своим Промыслом, Он и попускает нам те обстоятельства жизни, которые могут быть для нас душеспасительными. Отвергнуться себя – это отвергнуться того, что человека держит здесь, на земле. Взять на себя крест – это поверить Христу, довериться Ему во всех обстоятельствах жизни, какими бы они ни были. Потому что действительно не всегда в жизни бывает так, как бы мы хотели, не всегда нам, в том числе и моим собратьям священникам, бывает в жизни легко. И отвергнуться себя – это довериться Богу, взять свой крест – принять вот эти обстоятельства, которые тебе Господь попускает. Я бы к этому еще добавил, что верхом принятия Христа является то, чтобы научиться в этом радоваться. То есть не просто мужественно, терпеливо, стиснув зубы...

– ... смиренно и поникнув головой…

– … пройти через те или иные обстоятельства, а понять, ради чего тебе Господь это попускает, какой плод от этого всего ты должен приобрести в своей собственной душе, в  жизни. Вот это, наверное, является очень важным. И, конечно, Господь никогда никому не попускает искушений выше сил, Он нам Сам явил пример этого крестоношения и победы добра над злом, без которого не было бы нашего спасения.

И, конечно же, когда Крест Господень мы выносим и водружаем посреди храма для поклонения и почитания, напоминания каждому из нас, это является очень важным событием просто даже с чисто душевной точки зрения: чтобы мы в своей мирской суете, житейских заботах не забывали о самом главном в нашей жизни.

– Хотелось поинтересоваться, почему в католической традиции используется четырехконечный крест, а в православной – восьмиконечный; в чем эта символика заключается?

– Я бы не смотрел так очень узко на эти отличия...

– Понятно, что отличия здесь не только в количестве граней, а в значении, в том, какая символика...

– Есть чисто геометрическая форма, но на самом деле я бы не проводил какой-то разницы между православным и католическом крестом, потому что крест является крестом. Мы были на Афоне. В том месте, где обретена икона Божией Матери «Иверская», есть источник, и к нему паломники приносят кресты. Безусловно, этот крест, когда две, три или четыре палочки связаны между собой… Потому что человек в это верит. Я полагаю, что любой крест несет человеку духовную силу и является оружием. Думаю, это известный случай, когда к статуе Спасителя (казалось бы, может, даже и не канонической) в годы Великой Отечественной войны приходили люди, обращались к Нему за помощью и таковую получали. Полагаю, что и крест как таковой, символ христианства, наверное, не имеет каких-то конфессиональных отличий, а имеет в первую очередь духовную силу именно как оружие.

– Еще ранним символом христианства была рыба, с греческого «ихтис». С чем это связано?

– «Иисус Христос» и буквы, из которых состоит это слово «ихтис», означают, что Иисус Христос – победитель, Спаситель мира. Из истории известно, что в первые века Церковь была гонима. И вот был этот символ, когда христиане могли им обмениваться между собой, узнавать друг друга, общаться друг с другом. И не только тогда. Мне как водителю приятно сейчас видеть, когда  на каком-то автомобильном транспорте есть вот эта рыба, этот символ Христа, именно тот древний христианский символ. Правда, сейчас встречаются и другие символы, и я думаю, что это, безусловно, имеет очень глубокое историческое, но опять-таки то же самое духовное значение.

– Вопрос телезрительницы: «А где тот Крест, который воздвигли в 326 году? Где он сейчас, этот подлинный Крест?»

– Я не готов ответить точно, с исторической точки зрения. Думаю, частички этого Креста есть во многих храмах, были поделены. Где конкретно находится этот Крест, к сожалению, я такой информацией не располагаю.

– Мне кажется, стремление найти именно тот Крест, наверное, немного неправильное, потому что каждый крест, в том числе и тот, который на нашем теле, является тем самым крестом, спасительным оружием в наших руках. Хотя знаю, что тот Крест, если бы был явленный, был бы величайшей святыней.

– Да. Но думаю, что за такой период времени для нас не столь важно, где само Древо этого Креста находится, хотя, конечно, где-то же оно находится, если Господь его сохранил с тех пор. Но как нередко у нас бывает, даже святые мощи мы стараемся как-то поделить. Поделиться этой благодатью. И я бы не дерзнул с какой-то определенной точностью сказать, что вот этот Крест находится здесь, он истинный, а этот крест имеет меньшее отношение к истине или к тому самому Кресту. Все-таки для нас важнее другое, и если мы будем в эту часть углубляться, можем далеко зайти и сказать: вот тот Крест истинный, животворящий, а остальные кресты какое имеют к этому отношение? Они имеют то же самое духовное значение, ту же самую силу и оказывают человеку точно такую же духовную помощь.

– Когда я спрашивал про ранний символ христианства «рыбу», Вы сказали про общественный транспорт, я немного Вас недопонял...

– Личный транспорт… В свое время для меня это тоже было неожиданно, но автомобилисты прикрепляют сзади такой знак. Когда мы были в Америке, христиане-евангелисты, для того чтобы друг друга как-то узнавать, прикрепляют сзади на бампере этот символ. А уж какое значение они в это вкладывают, думаю, не так важно. Тем не менее наша христианская символика живет, люди стараются ею пользоваться...

– Так сказать, открыто исповедуют.

– Конечно.

– Хорошо, что Вы уточнили про Америку, потому что в России...

– … встречается.

– Встречается, допустим, на рекламе радио «Вера»...

– Да, и у автомобилистов тоже. Я не раз видел, и мне это в какой-то степени напоминает о необходимости лишний раз осенить себя крестным знамением. Ты видишь, что едет человек, который тоже христианин, имеет этот символ… Таким образом, это в какой-то степени форма проповеди.

– Это так же, когда люди приезжают в чужой регион и видят автомобильные номера своего региона, думают: о, что-то родное и близкое в этом есть.

– Земля-то одна.

– Хотя люди живут в миллионном городе и какого-то единства особо не ощущают, но зато где-нибудь за тысячу километров сразу видно, что свой человек; только здесь с «рыбой» он еще ближе.

Вопрос телезрительницы из Псковской области: «Девять месяцев назад внезапно ушел из жизни мой муж (71 год, инфаркт). Я всегда предполагала, что вперед уйду…  Несу свой крест. Я человек верующий, православный, даже воцерковленный, но муж был мне не просто муж, это был мой друг. У нас четверо детей, они отдельно, я осталась одна в деревне. И вот вопрос к батюшке: каков смысл моего теперешнего креста? Что мне делать и как доживать? Каждый день живу так, как будто он у меня последний, и это меня радует, потому что рада тому, что скоро уйду туда, где мой муж, где Господь ждет нас. По крайней мере, надеюсь, что попаду туда, куда надо. Но  вот как жить? Практически я сейчас монахиня в деревне. Плюс храм – и все».

– Безусловно, утрата близкого человека для нас всегда очень болезненна. Но не мы решаем, сколько нам жить на этой земле и когда уходить. Действительно, осталась память, остались дети, есть церковь, где Вы можете найти утешение, помощь и поддержку. И, наверное, это обстоятельство, что так Господь попустил вам расстаться, напоминает в первую очередь о необходимости личной памяти исхода из этой жизни.  Когда, в какое время нам суждено будет уйти, мы не знаем. Но мы помолимся за Вас, за Вашего супруга. И надеюсь, что Ваше чаяние, стремление встретиться там, на небесах, исполнится по милости Божией.

– Телезрительница спрашивала нас о том, какой сейчас ее крест и правильное ли это ощущение – считать дни, которые остались, чтобы уйти?

– А считать с какой целью? Если считать и ждать, предвкушая радость встречи, – это одно, а если считать и ждать, когда же это все закончится, то это ожидание будет очень тяжелым и утомительным для человека. Мы не выбираем обстоятельства жизни, которые Господь нам попускает, но от нас уже зависит, как мы к этому относимся. Да, такой крест попустил Господь, и Он считает именно эти обстоятельства (преждевременная кончина супруга, эти трудности) нужными, чтобы мы приобрели определенные качества в своей душе, которые в последующем пригодятся в жизни вечной. Это, наверное, испытание нашей веры и упования на Бога.

Безусловно, нет никакого сомнения в том, что действительно тяжело и трудно потерять близкого человека, тем более если прожили с ним душа в душу, если он был не просто мужем, а другом, главой и с воспоминаниями о нем связано очень много теплых внутренних переживаний. Чисто с душевной точки зрения эта утрата очень тяжела, но с духовной точки зрения это неизбежность, через которую каждому из  нас придется пройти. Я желаю Вам мужественно пройти через эти обстоятельства.  И то, к чему стремится Ваше сердце, о чем Вы, может, вместе думали и чем жили, что вдохновляло Вас во время Вашего совместного пребывания здесь, когда Вы были рядом, чтобы эта радость не оставила Вас, чтобы Вы в эту радость вошли после окончания Ваших земных дней. Конечно, сидя в мягком кресле, в эфире, легко говорить о кончине, о том, что проживает человек, но я прекрасно понимаю состояние любящего сердца, любящей души, и хотелось бы, чтобы Вы действительно достойно прошли через это испытание, мужественно донесли свой крест и не роптали.

– Чуть ранее Вы говорили о том, что символы христианства, которые есть в какой-то внешней атрибутике, Вы всегда встречаете с теплотой. Насколько я помню, копты, в Коптской Православной Церкви, выражают свою принадлежность к Церкви тем, что делают татуировки на запястье руки; я встречал даже людей, у которых на лбу татуировка в виде креста. В нашем понимании это не какой-то рисунок, чем красуются, – нет, это то, чем люди обозначают свою принадлежность к той или иной Церкви.

В нашем обществе я не встречал людей, которые это делают с такой целью. Но, с другой стороны, бывает, что крест появляется на футболках. В свое время был даже такой модный тренд, как говорится, когда иконы Богородицы отображали на футболке и так далее, делали татуировки в виде креста. Хотя люди, может быть, даже не являлись христианами, просто делали это для красоты. Насколько это вообще опасно, уместно и полезно ли, если, допустим, православный человек решит себе сделать какую-то татуировку в виде креста?

– Действительно, существует такая традиция, особенно в «горячих точках», в боевых условиях, когда человек, являющийся христианином, для того чтобы его погребли по-христиански, старается где-то на себе оставить христианский символ для своих собратьев, чтобы (когда его не станет) они сразу же поняли, что это за человек. Тем более когда эти люди живут среди других религиозных традиций, когда не все мирно, как, к примеру, это сейчас происходит на Ближнем Востоке и в Сирии…

Но при этом нужно сказать, что всевозможные татуировки, которые сейчас становятся элементом современной моды, являются осквернением человеческого тела как храма, в котором обитает Дух Святой. И, конечно же, такая традиция в том виде, в каком она распространена сейчас, к христианству не имеет никакого отношения. Если человек, желая, чтобы его тело погребли по-христиански, наносит на себя этот символ Христа, то это имеет одно значение. Но когда, простите, христианские символы наносят на ноги и делают это напоказ, думаю, это как минимум непонимание того, что человек делает.

С другой стороны, безусловно, кресту от этого ничего не будет, а вот человек, который таким непочтительным образом относится к этому духовному оружию, сам от него повреждается. Это, как говорится, меч обоюдоострый. То есть, с одной стороны, человек может защититься от духовного зла, а с другой стороны, если он без должного почитания к этому относится, то может и повредиться. Важно, с каким значением, с каким внутренним смыслом человек это носит на себе (или надевает ту же самую майку). Если там есть православный крест и он понимает, что занимается какой-то формой проповеди, несет некое миссионерское служение, тогда, наверное, это можно как-то понять и оправдать. Но если это делается с каким-то другим смыслом?.. Тем более есть отнюдь не благочестивые символы, они не имеют какой-то правильной формы или сознательно искажаются... То есть, наверное, авторы, которые разрабатывают такую символику или используют наши христианские символы в других неблагочестивых целях, или не понимают, что делают, или, наоборот, может быть, хорошо понимают и стараются таким образом намеренно оскорбить наши религиозные чувства.

– Вопрос от телезрительницы: «Я бы хотела принять обет трезвости. Но дело в том, что если я приму этот обет, то мои родственники, страдающие от пьянства, спасутся ли за счет этого? И вообще, если кагор один из источников алкогольного опьянения, греха, хотя и считается священным напитком, будет ли употребление его рассматриваться как нарушение обета трезвости? Какие еще есть пороки, которые могут стать нарушением обета трезвости?»

– В Послании к Римлянам есть такая фраза: если соблазняется или претыкается брат мой, то не буду есть мяса, пить вина и делать то, от чего он соблазняется и претыкается. Действительно, существует такая практика, благочестивая традиция, когда обещание Богу жить трезво дают не только те люди, которые имеют зависимость, но и их близкие и родственники. Они дают такое обещание Богу не потому, что сами от этого страдают, а потому, что берут на себя духовный труд, чтобы быть примером трезвой жизни для страждущего человека. Потому что, к сожалению, мне приходится сталкиваться с зависимым человеком, и нередко бывает такая ситуация, что человек сам про себя говорит: «Какие ко мне претензии? Я делаю точно так же, как делают и другие люди». И в этом отношении ему трудно что-то возразить. Почему? Потому что действительно вокруг него это все делают. И для того чтобы показать человеку пример иной жизни, взять на себя этот благочестивый подвиг трезвости, есть практика, когда родственники, друзья дают обещание Богу жить трезво не потому, что сами от этого страдают, а потому, что они верят, что Господь может помочь их ближнему.

Что касается кагора или какого-то церковного вина... Еще в 1910 году вышла  замечательная книжка, которую написал Исаакий Петрович Мордвинов: «Общество трезвости. Жизнь и работа в нем». Он рассказывает о том, что не является нарушением обета, когда человек обещает сам не употреблять вина и не склонять к этому других,  употребляя вино не для того, чтобы опьянеть, а чтобы освятиться. Потому что это вино освященное и имеет совершенно иные качества... Не является нарушением обета трезвости то, когда в таинстве Венчания присутствует чаша вина; она имеет вполне определенный смысл, соединяя в единую плоть мужа и жену. И, безусловно, даже если человек по незнанию тем или иным образом невольно для себя пригубит где-то вина, это тоже не будет являться нарушением обета трезвости. Другое дело, если он это делает сознательно, да еще и склоняет к этому других. Совесть его за это обличает, а он переступает через свою совесть и тем не менее совершает этот поступок. Тогда, безусловно, это будет нарушением обета трезвости.

Обет трезвости – это духовное оружие борьбы не только со страстью пьянства и винопития; вообще в нашей христианской жизни человек, дающий обет трезвости, со многими другими страстями может бороться. Потому что нетрезвый человек вряд ли все это будет делать. И вряд ли он будет здесь победителем; он будет скорее всего в этой духовной брани побежденным.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Почему крест называется Животворящим?»

– В начале передачи мы сказали, что не будем обращаться к истории, но, видимо, это необходимо сделать. Царица Елена, когда обрела Крест Господень, вместе с этим обрела еще два креста, на которых были распяты разбойники. И для нее была задача определить, какой крест является действительно тем, на котором был распят Спаситель. Как нам  говорит церковное Предание, поочередно эти три креста прикладывались к телу умершего человека. И когда к нему был приложен Крест, на котором действительно был распят Христос, этот человек ожил. Потому мы и называем крест Животворящим. Но не только по этому событию, связанному с конкретными историческими фактами, а потому, что крест дает нам жизнь, он возвращает нас к жизни, вдохновляет на жизнь.

– Телезрительница в социальной сети «ВКонтакте» пишет: «К вопросу о символике на одежде. Последнее время появилась мода везде рисовать череп с костями, на одежде и бижутерии. Батюшка, какое мнение на этот счет?»

– Мода так скоротечна, и батюшке сложно за всем этим уследить. Но если говорить о христианской символике, то для нас череп тоже имеет определенный смысл, он изображается на ряде христианских крестов и означает как раз голову Адама, на которую упали капли крови Спасителя. И это соединение ветхого Адама и Нового имеет очень глубокое значение.  С какой целью и что вкладывают производители в эту символику и люди, которые ее на себя надевают? Вероятно, это тоже имеет для них какое-то определенное значение. Каковым конкретно оно является, для меня это неведомо; для меня такие символы ассоциируются с какой-то разбойничьей шайкой, которая тоже берет на себя такую символику и, может быть, вкладывает в это совершенно иной смысл.

– У меня еще осталась к Вам пара вопросов как к председателю Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, как к председателю Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви. Касаются они рекламы безалкогольных напитков днем. Несколько раз я встречал на федеральных каналах, когда в дневное время суток с плашкой «0+» появляется реклама безалкогольного пива или иного напитка, в том числе даже и сока, под видом бутылки из-под пива и с той же маркой, которая продается в магазине.

В свое время очень долго боролись за то, чтобы реклама алкогольных напитков перекочевала в ночной эфир и дети ее не смотрели. Но вот со временем это изменение и этот успех в итоге выразились в какое-то такое кривое зеркало, когда мы, по сути, видим рекламу алкогольных напитков днем с рекомендацией их детям. Как Вы к этому относитесь? Вообще для чего тогда вводили это ограничение, если получается всем без разницы?

– Это не само по себе появляется, есть те, кто оплачивает подобную рекламу, те, кто в этом заинтересован. И не настолько важно, алкогольные напитки или безалкогольные. Реклама такого рода, безусловно, рассчитана на детей.

Я пример просто-напросто приведу. Не далее чем сегодня я разговаривал с одним православным христианином. Он говорит: «У меня заболела поясница, и мне посоветовали делать определенные упражнения. Но когда я пришел к батюшке благословиться, он мне всячески эти упражнения запретил, не благословил мне этим делом заниматься, назвав это оккультной практикой. Я не могу понять почему». Я отвечаю: «Вот посмотри, какая ситуация: ты используешь эти упражнения, ты об этом прочитал, оперируешь этими терминами, начинаешь этими категориями мыслить. Если  где-то в тексте встретишь эти символы, обязательно обратишь на это внимание. Если у тебя заболит что-то еще, ты можешь обратиться к той же  самой практике. Так у тебя появляется в нее вера. И так, как бы невольно, эта символика входит в твою жизнь, ты начинаешь ею жить».

Примерно та же самая технология с безалкогольным пивом. Почему? Потому что эти зрительные образы попадают в сознание ребенка, они откладываются у него в подсознании и там начинают жить. Когда он повзрослеет, он увидит где-то эти символы, эти предметы в окружающей его жизни. И они у него не встретят никакого внутреннего противления, он не увидит в этом никакой опасности. Безусловно, такого рода реклама (проводились в свое время исследования) отнюдь не влияет на продвижение того или иного бренда, она играет другую роль, формирует определенный образ. И на этом образе в последующем уже строится личное отношение человека к этому предмету, определяющее его выбор, когда он уже приобретает в магазине тот или иной продукт.

Я лично считаю, что это вещи совершенно недопустимые. Во-первых, у нас есть заповедь: кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше, чтобы в день Страшного Суда ему повесили на шею мельничный жернов и утопили его в пучине морской. И вот те люди, которые этим занимаются, наверное, не читали этих слов. Или, по крайней мере, если слышали, не относили их лично к себе. Но я думаю, что вот это имеет непосредственное и прямое отношение к этой заповеди.

Мое глубокое убеждение, что такая реклама совершенно недопустима и не нужна. Но при этом хотел бы сказать: как бы эти производители и рекламодатели ни трудились, все-таки ситуация в стране начинает меняться. Если в 2009 году ВЦИОМ давал такие цифры, что 24% россиян вообще не употребляли алкоголь, то в августе этого года цифра уже 39%. То есть очень радует, что десяти лет еще не прошло, а уже существенно изменилась  ситуация. Как раз в пользу полной трезвости и отказа человека от употребления каких бы то ни было опьяняющих напитков. И я думаю, это та же самая брань. Кто-то формирует такую идеологию, кто-то продвигает эти бренды, но наша задача не смиренно смотреть на все это. Мы должны говорить совершенно о другой нашей традиции: о том, что для нас в первую очередь важна трезвость как христианская добродетель. Я бы даже сказал, что это базовая национальная ценность для тех народов, которые населяют нашу страну.

– В завершение нашей программы хочется сообщить зрителям, что в храме Николая Чудотворца при Горном университете с этой недели стартовали традиционные встречи со страждущими – теми людьми, которые хотят побороться с зависимостью, научиться жить трезво. Поэтому приглашаем вас в храм Николая Чудотворца.

– Начались они с 25-го числа, будут проходить на протяжении двух недель, до 8 октября, в вечернее время (с 18.30). У кого есть желание – пожалуйста, мы рады всем и в меру своих возможностей готовы оказать посильную помощь.

– Благодарю Вас, что сегодня после вечерней встречи Вы смогли к нам приехать и побеседовать, ответить на вопросы зрителей, поговорить о празднике Крестовоздвижения и немного затронуть тему трезвого образа жизни.

– Я просто не мог этого не сделать и благодарен Господу, что так случилось. Надеюсь,  наш разговор принесет кому-то духовную пользу. Спаси Бог.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать