Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

27 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Сегодня у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

– Всех наших зрителей поздравляю с двунадесятым праздником Воздвижения Креста Господня.

– Нередко люди задают такой вопрос: «Почему именно Крест? Не было ли какого-то иного пути спасения человечества, или это было возможно только через Крест?»

– Странный вопрос. Есть разные средства передвижения: например, осел, но есть и самолет. А можно задать такой вопрос: а нет ли иного средства передвижения кроме самолета, вертолета, автобуса, поезда, автомобиля, лошади и осла? Бог избрал крестный путь. Потому что если бы Пресвятая Богородица родилась на тысячу лет позже, была бы и другая казнь. Но Господь пришел именно в это время, потому что смог воплотиться от Пресвятой Богородицы. И самая позорнейшая казнь в это мгновение человеческой истории была вот такой. И Господь избрал ее для Себя, потому что Им же было попущено все происшедшее.

– Господь зовет за Собой каждого верующего в Него, и человеку не очень хочется идти на Голгофу и распинаться, поэтому люди и ищут иного пути…

– Поэтому не все – христиане, это удел совсем немногих. Господь сказал: «Не бойся, малое стадо», обращаясь к Своим ученикам. Так что если не хочешь быть христианином – это твой выбор, как сейчас по-американски говорят. Совсем необязательно быть христианином, совсем необязательно наследовать Царствие Божие. Кто такой христианин? Это человек, который через Сына Божия усыновляется Отцом Небесным. Не хочешь быть наследником Небесного Царя? Не хочешь получить в наследство то, что Он дарует? А Он Своим чадам дарует Свое Царство – Царство Божие, Царство Небесное. Не хочешь? Ну и не надо. Но путь к этому Царству – таков. Первым из людей этим путем прошел Человек Иисус Христос, Который был во всем подобный нам кроме греха.

– Люди говорят: «А я считаю…» – и дальше…

– Пожалуйста, на то и свободная воля. Если ты бухгалтер – ты считаешь, если ты верующий – ты веруешь. Даже разные части человеческого разума и сердца участвуют в этих процессах. Считать можно вполне нейтрально. Недавно мне одна женщина (не старая) говорила: «Когда я слышу слова из Евангелия – всегда плачу». Вот такая реакция.

– А кто-то это вообще пропускает…

– Кого-то больше интересует, какой очередной тренер в ЦСКА, он – фанат. У каждого свой фанатизм.

– Люди часто говорят: «Всё для монахов, а у меня серединка, я среднюю позицию занимаю».

– Почему все для монахов? Вот этот стакан для монахов, что ли? Странно как-то… Даже вот сейчас перед нами (на стене) один из прекраснейших монастырей – Новодевичий, и то там не всё для монахов: в нем уживаются и монахини, и искусствоведы, и епархиальное управление, и даже туристический центр.

– В смысле все Евангелие – для монахов, а для мирянина есть некая серединка…

– «Если тебя ударят в правую щеку, подставь другую» – где тут серединка? Серединка – это удар под дых, что ли? Это значит, что человек просто не понимает, о чем речь. Тут удивляться нечему. Один человек перекраивает себя под Евангелие, а другой – перекраивает Евангелие под себя. Один любит искусство в себе, а другой любит себя в искусстве. Совершенно противоположные ситуации. Никто не скажет, что фарисеи и саддукеи были неверующими людьми. Они были глубоко верующими людьми, только их вера была не христианская, а христоненавистническая. Поэтому когда Мессия пришел, они Его распяли. Очень даже понятно почему: крепко верующие были, аж до убийства невинного человека. Потому что Он Своим пришествием угрожал их вере, их устоям – они это прекрасно почувствовали. Он им не подошел. Поэтому христианство не всем подходит, поэтому и люди говорят: «Вот с этим я не согласен» – и так далее. В этом нет ничего нового. Две тысячи лет прошло – все одно и то же. Глубина поражения ненавистью ко Христу у всех разная.

– Вопрос телезрителя: «Хотел бы задать вопрос по 13-й главе Откровения. Первый вопрос по поводу «зверя, который вышел из моря». Там сказано, что дано ему было вести войну со святыми и победить их. Что это означает? И следующий вопрос по поводу другого «зверя, который вышел из земли». Сказано, что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его. Объясните, пожалуйста».

– Не знаю, что Вам сказать. Из всех толкований, которые я когда-либо читал, я просто об этом не помню. По поводу того, что нельзя будет ни покупать, ни продавать, могу сказать: мы приближаемся сейчас к такому времени, когда деньги вообще отменят. Деньги будут только электронные. Тогда, конечно, люди будут покупать на рынке или в магазине только через электронные деньги. А все электронные деньги управляются из одного центра, поэтому все эти карточки у христиан будут заблокированы, и они не смогут ни продавать, ни покупать. Они смогут выжить, только если кто-то пожелает дать им пищи. Я думаю, мы приходим к такому времени, когда станет возможным то, что бумажные деньги исчезнут совсем. Электронные деньги все больше и больше распространяются и в нашем государстве, и во всех остальных. Может, я ошибаюсь и эти слова из Откровения значат еще что-то, но очень похоже, что будет именно так.

– Говорят, что сейчас, чтобы было удобно, эти карточки могут человеку внедрить под кожу в виде маленького чипа – уже не потеряешь, всегда с собой.

– На самом деле печать на челе и на руке не связана с чипами, а связана с тем, что у человека в голове: либо он принял умом Евангелие (а ум – это рабочая сила сердца, и именно умом человек принимает, а уж потом сердцем), либо антихристианскую пропаганду – сначала умом, а уж потом запечатлеет ее в сердце. Если в голове запечатлелся антихрист, принят его образ мыслей, которые он будет навязывать людям, то и сам он будет принят. Так же и дела человеческие, потому что рука – это символ человеческого делания. Вживление чипа, может, и будет, а может, и нет – это технический момент, а Апокалипсис – это книга духовная, она не может прогнозировать технические вещи; это книга символическая, а не книга по пластической хирургии и вживлению всяких штучек. Нужно бояться, чтобы образ мира не оказался запечатлен в уме и сердце, и стараться жить не по-мирски, а по-евангельски. Моему худоумию сдается, что речь идет именно об этом, а не о каких-то чипах.

– Но отказаться от страсти, борющей человека, труднее, чем от всяких карточек, паспортов.

– Выполнять фарисейские предписания может каждый, а вот из злого, как фарисеи, стать добрым – это возможно только с благодатью Божией. Поэтому фарисеи отвергли путь спасения, путь благодати Божией: казнили заведомо невинного Человека. Причем они не имели власти казнить и фактически заставили Понтия Пилата, вынуждали его, стращали: «Если ты этого не сделаешь – ты не друг кесарю», то есть – «будем жалобы писать». А Понтий Пилат, как всякий чиновник, цеплялся за свою должность, которая была для него всем: с потерей должности он терял все свое относительное благополучие как глава целого региона.

– Следующий вопрос от телезрителя: «Наша матушка приводит детей в храм. Их трое. И в течение всей службы они "мотаются" то в алтарь, то из алтаря и этим самым мешают прихожанам слушать молитвы. Я сделал замечание, сказав: "Матушка, вы совершаете большой грех: приводите детей в храм и не следите за их поведением". Она обиделась и пошла жаловаться батюшке. На выходе батюшка стал меня "склонять": "Какой вы христианин, если детей не любите?" Я попросил у нее прощения, но у Вас хочу спросить: я согрешил? Большой это грех или нет? Можно ли матушке делать замечания? И второй вопрос: красиво ли священнику опаздывать на службу на 10-15 минут?»

– Вопросы чрезвычайно сложные, потому что ответ содержится внутри. Это даже не вопрос, а такая ловушка: Вы хотите, чтобы я встал на чью-то сторону в данном случае, но скажу Вам так, что согрешили обе стороны. Обе. Если детей не учить вести себя в храме, это – согрешать, а если тот, кому не дано учить, – учит, тоже согрешает. Даже старец Силуан Афонский говорил, что кто так поступает, оскорбляет величие Божие. А то, что Вы совершили сейчас, называется доносом. А донос всегда у нас в христианской среде считался не очень приличной вещью. Есть Дмитрий Смирнов, и Вы хотите его, дурака, затащить на свою сторону. Но я тоже кое в чем разбираюсь. Для меня это все «шито белыми нитками». Весь конфликт не стоит выеденного яйца. Делая замечание, надо немного подумать наперед: что я в ответ получу, если подойду и скажу это? Ругань или ведро с помоями мне на голову наденут, или тут же матушка бросится на колени и скажет: «Простите, завтра исправлюсь». Вы хоть думаете, прежде чем делать? Надо обязательно подумать, а потом по тому результату, который совершенно очевиден, должны и поступать. Вот Вы сделали замечание. Какой в этом толк? Толку ноль. И помимо этого нуля еще донос, тоже совершенно бессмысленный, потому что кто меня поставил лечить Ваших матушку и батюшку? Причем я их даже не знаю. Поэтому тут нельзя встать ни на какую сторону. Вы спрашиваете: большой ли грех? Если это самый большой грех в Вашей жизни, тогда считайте, что Вы уже спасены. Так же и у матушки. Что тут большого? Никто никого не убил, не оскорбил, из храма не выгнал, не избил, не обокрал. О чем вообще речь? О таких пустяках. Вы взрослый мужчина – ну что Вы!

– Вопрос был и о поведении прихожанина, когда родители не следят за своими детьми.

– Да здесь речь не о том, что не следят, ведь по тому, как ребенок ведет себя в храме, можно понять, каковы родители. Если понаблюдать за ребенком пристально 30 секунд – это полная характеристика родителей, потому что следить за детьми в храме – это уже конец всему, нужно деток учить ходить в храм. По ребеночку видно – учили его родители этому или нет. Некоторые детки сами учатся, а некоторые нет, поэтому по тому, что детки бегают туда-сюда, ясно, что им никто никогда этого не говорил, то есть их никогда не учили, что, безусловно, плохо, потому что пройдет еще какое-то время – и они перестанут ходить в храм, у них не будет никакого благоговения. Каждого ребеночка нужно научить, что булочная – это одно, детская площадка – другое, консерватория – третье, а храм – четвертое, самое высшее. И везде свои формы и нормы поведения. И нужно добиваться понимания. Можно даже разыграть: мы входим в храм – что мы будем делать? Как мы себя там будем вести? Можно такую викторину устроить: что можно сделать в храме, а что нельзя? А этих деток, видимо, никто не обучает. Батюшке и матушке можно поставить «двойки» по педагогике. Но с другой стороны: они себе на голову собирают эти приключения. Пройдет десяток лет – и будут очень большие проблемы.

– Вопрос от телезрительницы: «Объясните, пожалуйста, что такое прелесть? Как мне в нее не впасть? В чем ее опасность, и можно ли мне ее у себя распознать?»

– Подождите, если Вы не знаете, что такое прелесть, как Вы в нее впадете?

– Вот я и хочу узнать…

– Вам это не грозит, так что успокойтесь. Если хотите почитать о прелести, найдите в Интернете такую брошюру «О прелести» святителя Игнатия (Брянчанинова). Замечательная книга, я ее очень хорошо помню.

Помню, был такой случай: подходит некто к одному священнику, уже умудренному и годами, и своей жизнью, и замечательным образованием (духовным и светским), и говорит: «Мне кажется, что вот этот батюшка в прелести». А он отвечает: «Прелесть – это заболевание духовное, а в этом батюшке ничего духовного нет». Поэтому есть такие мифы, мнимые угрозы, витающие в воздухе, и люди начинают бояться неизвестно чего. Прелесть – вещь довольно редкая, с одной стороны. А если посмотреть с другой стороны – в прелести находятся все люди.

– Чем-то они прельщены, и вот эта степень прельщения определяет…

– Она разная. Но обычно, в классическом хрестоматийном понимании, прелесть – это когда человек по гордости начинает считать, что он что-то важное из себя представляет. По виду это очень похоже на психиатрическое заболевание. Некая мания: человек начинает думать, что он Наполеон Бонапарт. А некоторые, например, не будучи духовными людьми, начинают изображать из себя пророков. Классический пример прелести – люди, занимающиеся астрологией, и те, кто в нее верит. Это люди, прельщенные нечистой силой, если так аккуратно выразиться. А таких у нас по статистике 62 процента населения. Это если взять только одну область астрологии. Некоторые считают, что они разбираются в политике, хотя в ней разбирается всего несколько десятков человек, которые непосредственно политику и устраивают. А остальные люди говорят: «Некие силы…», а фамилии, адреса, явки – какие силы-то? Никто эти пружины не знает, только предполагают.

– Следующий вопрос: «В "Лествице" преподобного Иоанна Лествичника сказано: "Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов, а кто прилепляется к нему – лишается милосердия Божия". Как это – извергает из себя гнев? В каком виде?»

– Был гневливый – стал спокойный, доброжелательный, благодушный. Значит изверг из себя гнев. Гнев – это страсть, болезнь души, проявляется в раздражительности, в недовольстве. Вот, например, телезритель, позвонивший к нам в студию, сильно гневается на этих детей, на матушку, иначе б не стал звонить нам. Как ему избежать гнева? Попытка устранить непорядок не увенчалась успехом. Надо зайти с другой стороны – устранить в себе гнев, тогда будет терпеливо к этому относиться.

– Но гнев – это такая штука, которая, как змея, пролезает в любую щель.

– А сребролюбие не пролезает? Недаром Господь дал возможность пророку Моисею именно через этот образ понять работу дьявола. Это змей «вполз» в уши к Еве, а она уже, как более слабое звено, все это передала Адаму, и началось.

– До сих пор расхлебываем.

– Это навсегда.

– Вопрос от телезрительницы: «Хотела бы задать вопрос по поводу Рождества Христова. Не могу разобраться. В Символе веры написано, что Христос рожден от Бога Отца, а мы празднуем Рождество Христово от Пресвятой Богородицы. Получается два Рождества или одно? Объясните, пожалуйста».

– Я не понял, а где второе Рождество?

– Может, я неправильно понимаю. Получается, что одно мы празднуем во времени – от Пресвятой Богородицы, а в Символе веры сказано «рожденный, несотворенный», но Бог Сын так же безначален, как Бог Отец? Или я путаюсь?

– Да, путаетесь. Дело вот в чем: Господь Иисус Христос стал так именоваться только по Своем рождестве, это есть вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Божественный Логос. А Его рождество на земле от Пречистой Девы Марии есть вочеловечивание – это когда Божество (Божественный Логос) соединилось с человеческим естеством в Пресвятой Богородице. И поэтому Она родила Человека Иисуса Христа, с Которым было соединено и Божество (нераздельно, неразлучно, неизменно) и пребывает вовеки. Это уникальное событие во вселенной, из которого исходит, что нигде во вселенной никакой другой жизни на человеческом уровне не было и быть не может. Это единственное воплощение Сына Божия. Поэтому когда мы говорим «Сын Божий», мы имеем в виду Божественный Логос, когда мы говорим «Иисус Христос» – мы говорим уже о Сыне Божием, Который соединился с человеческим естеством. Поэтому когда говорим «Иисус Христос», имеем в виду, что в Нем две природы – Божественная и человеческая, которые соединены вместе, одна другую не поглощает, не уменьшает, а обе сосуществуют. Поэтому никаких двух рождеств нет, хотя мы и говорим, что Божественный Логос предвечно рождается от Отца до появления всего бытия: «Иже от Отца рожденнаго прежде всех век…»

– Да, я и пыталась это понять: получается, что два естества…

– Вы возьмите «Закон Божий» и почитайте.

– Следующий вопрос: «Что мне делать, если я становлюсь все хуже, злее, мне труднее верить и надеяться на Бога. Я верующий, молюсь Богу, но почему-то стал меняться к худшему, стал уходить от Бога. Как мне повернуть в другую сторону?»

– Это большое заблуждение. Просто человек стал наконец-то видеть, появляется духовное видение: он наконец-то начал понимать, кто он есть на самом деле. Как повернуть? Нет ничего проще: обратиться к Богу. Только Он – Спаситель, и только Он может повернуть, сам человек повернуться не может.

– Молюсь, верую, но чувствую, что лучше не становлюсь.

– Конечно, молиться надо всю жизнь.

– А если человек увидел, что он становится лучше, – это о чем говорит: он к Богу движется или от Него?

– Это будет движение от Бога. Это и есть прелесть. Потому что чем ближе к солнцу, тем больше видно, даже пыль в комнате видна только в луче солнца. Смотришь – вроде чистенько, а луч света сквозь штору попал – пылищи полно. Так же и душа человеческая.

– Чем мы ближе к Богу, тем более несовершенными видим себя.

– Конечно, и видишь свои грехи как песок морской. А когда все нормально и «я не хуже других», значит – ты в прелести, дьявол тебя усыпил.

– Вопрос от телезрителя: «24-я глава Евангелия от Матфея говорит о Втором Пришествии Христа. Сейчас по новостям показывают, что везде воюют. Можно ли считать, что сейчас есть те знамения, которые будут перед Пришествием?»

– Конечно.

– И по поводу чипов говорили… Можно ли это считать своего рода печатью?

– Я уже все объяснил про печать. Я не понимаю, Вы спорите? Я высказываю свое мнение, предлагаю толкования, а так каждый человек волен предлагать что угодно, я не возражаю.

– А по первому вопросу можете что-либо сказать?

– Так я уже ответил: конечно. Был такой случай, зафиксированный в церковной письменности (в VIII веке). К одному великому старцу пришел монах и вопрошает:

– Отче, говорят, что мы живем в последние времена.

А он ему отвечает:

– Ну кто ж не знает, что мы живем в последние времена.

То был VIII век, сейчас XXI – посчитайте, сколько прошло времени с тех пор. И даже еще раньше есть свидетельства: если почитать апостола Павла, то увидим, что он жил в последние времена. И мы живем в последние времена. И войны, и военные слухи, и Чернобыль (звезда Полынь) – всё это знаки, и самый главный знак – всякие объединения людей, войны, землетрясения. Взять погоду: каждый день нам сообщают, что сегодня аномалия – так было 90 лет назад, завтра сообщат об аномалии, что такая же была 120 лет назад. Раньше такие вещи, которые с погодой происходят сейчас, происходили раз в сто лет, а теперь каждый день. Это тоже говорит о том, что наступают последние времена. Наступают. Но когда наступят – мы не знаем. Как некий мальчик, который хулиганит и его ждет ремень, вдруг опомнился и задумался: «А ведь меня ждет ремень…» – и быстро побежал в папину комнату: «Пап, ты прости, я сейчас плохо себя вел, я больше так не буду». Разве папа его выпорет? Нет. Сам пришел и сам просит прощения! Так и человечество эти последние дни может отодвинуть еще лет на пятьсот, на двести или на тысячу.

– Но каждый человек все равно ограничен рамками своей жизни, и последние времена наступают для человека раньше, чем для всего человечества.

– Конечно.

– Тут уж надо заглядывать не в будущее человечества, а в свое…

– В том-то и дело: жизнь коротка.

– Следующий вопрос: «У архимандрита Киприана в лекции "О Евхаристии" написано: "Никакое таинство не бывает совершенно без Причастия". Правильно ли я понимаю, что любое церковное таинство без последующего причащения Святых Христовых Таин является незавершенным?»

– Конечно, совершенно правильно. Я тоже придерживаюсь этого мнения.

– Если человек принял крещение, но так никогда и не исповедовался и не причастился, он является крещеным?

– Безусловно, является. Так же как и человек, который повенчался, но после этого ни разу не причащался – он является венчанным, состоящим в церковном браке. Но…все завершается в Евхаристии. Одно дело – человек получает в церковном таинстве благодать Божию, а другое дело – соединение со Христом. Дело в том, что таинство совершается Церковью внутри Церкви. И завершается таинством таинств – Евхаристией. Поэтому в древности и крещение, и венчание, может быть, и елеосвящение совершались во время литургии. Это совершенно очевидно. Есть такая наука – литургическое богословие, которая об этом свидетельствует, но и сам чин Крещения очень органично входит в Евхаристию, так же и таинство Венчания.

– «Чаша общая сия» – это же была Чаша Христова?

– Конечно. Поэтому хорошо делают те, кто приходит на службу, исповедуется, потом причащается, потом венчается, а потом, как это у нас называется, запивку принимает. Но еще лучше прямо на литургии. Кстати, я венчался именно на литургии. Я считаю, что мне крупно повезло – это очень памятно.

– Вопрос от телезрительницы: «Почему когда я дома читаю молитвы, меня всегда одолевает зевота? В церкви такого нет».

– Дело в том, что церковная молитва – это участие в общем богослужении, там нет такого напряжения. А когда домашняя молитва – все наше тело, ум, сердце напрягаются. По вашему голосу понятно, что вы уже немолоды, и поэтому тело не выдерживает – устает. А как мы отдыхаем? Через сон. Поэтому возникает зевота как начало сна. Если вы сравните утреннюю молитву и вечернюю, то на вечерних будете зевать больше, потому что за день уже устали. Я в шутку всем говорю: это от «молодости». Мы с Вами уже старые люди, и в зевоте нет ничего удивительного – это совершенно естественный процесс. Когда читаешь лекцию, обычно часть аудитории спит, даже очень молодые. Потому что люди начинают следить за словами – и их ум очень быстро устает, они сразу засыпают. Это обычная вещь: они спят не потому, что им скучно, а потому, что для них очень трудно сосредоточиваться – быстро наступает утомление.

– Вопрос от телезрительницы: «Мы часто ездим по храмам. И как только приезжают паломники – убираются дешевые свечи, выкладывают самые дорогие. Могу я, когда еду в другой храм, взять свои свечи? Говорят, что этого делать нельзя, нужно обязательно там покупать?»

– Каждый человек может делать все, что угодно, что не противоречит Уголовному и Административному кодексу. Но что такое свеча? Свеча – это жертва на тот храм, в котором Вы в данный момент находитесь. Поэтому надо приобретать те свечи, которые предлагают. Если Вам дорого, возьмите одну свечу на десять человек, разделите ее ножницами на десять частей или просто поставьте одну от всех – тоже можно. Свеча есть жертва на храм, поэтому смешно: в одном храме взять, в другой отнести – жертва-то в первом храме останется, поэтому возить с собой свечи – это странное действо. Я понимаю, из Москвы на дачу возить свечи как осветительный прибор, если электричества не будет, а в церкви свечи имеют совсем другое значение, они не играют роль осветительного прибора, как это было в Древней Церкви, когда люди собирались исключительно ночью и не было электричества.

– Сколько лет требуется, чтобы познать православие?

– Шаляпин научился пению за год, а кто-то другой – за восемь, у всех разные способности.

– То есть это от способностей зависит? Или от Даров Божиих?

– А Дары тоже трудом приобретаются. Мария Египетская нигде не училась, а Господь Святой Дух научил ее всему. Все люди разные. Один человек – принцесса, а другой – гномик. Ясно, что у них разные возможности: принцессе всё приносят, а гномик сам служит принцессе.

– Как жить без греха? Он повсюду.

– Пусть повсюду, но не в нас. Тоже странный вопрос. Пришел в мир Спаситель, всё сказал. Какие еще могут быть вопросы?

– Не получается…

– Не получается – проси. «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам» – люди поют Богу эту молитву и вечером, и утром, и в день сей, чтобы Господь сподобил. Но надо не просто петь по нотам и следить за текстом и ударениями, а нужно, чтобы это стало твоей просьбой, чтобы ты этого хотел. Если человек хочет, то это будет. А если не хочет – не будет.

– Человек говорит: «Я хочу, но я постоянно проваливаюсь».

– Про это тоже есть: провалился – вставай.

– Наверное, хочется поскорее избавиться…

– Поскорее? Например, вырастить тридцатиметровую сосну за пять лет – это невозможно. Приходит 27-летний человек и говорит, что у него совсем нет смирения. Я говорю: «Ты смеешься, что ли? У кого это в 27 лет было смирение?» Может быть, дюжина людей наберется, которые вот так, смолоду, достигли смирения, а здесь по гордости человек тянется.

– Следующий вопрос: «Что значит ходить во тьме?»

– Просвещение – это о чем речь? Имеется в виду свет Христова учения, о котором Сам Христос говорил: «Я – свет миру», поэтому кто не ходит во свете (который принес Христос), именуемом Евангелие, тот живет во тьме.

– Следующий вопрос: «Имеет ли право человек желать быть любимым другими людьми, или это эгоизм?»

– Что значит «право»? В праве такого нет. Есть аскетика, и есть народная мудрость. Например, «как аукнется, так и откликнется», чем больше ты любишь, тем больше шансов, что будут любить и тебя, потому что любовь, как и ненависть, рождает взаимные чувства.

– Но желать быть любимым – что это?

– Это забегание вперед – человек еще ничего в мир не принес. Но когда человек рождается, чтобы ему почувствовать, что такое любовь, Господь даровал такой инстинкт матери, отцу, бабушке – они все любят, а потом ребенку нужно и самому учиться любить. Это проявляется в послушании воле старших, в облегчении их жизни, в хорошем учении. Есть дети, с которыми родители и братья, сестры мучаются, а есть такие, с которыми нет проблем. Если с ребенком нет проблем, значит он познал, что такое любовь, не хочет огорчать своих ближних. Это и есть любовь.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать