Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

27 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии  телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

– Хочу начать с такого вопроса: «Еще в 1869 году Федор Михайлович Достоевский писал: «[ … ] у нас, по России, больше, чем во всех землях, таких, что в Бога не веруют»; и также: «Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире!» В чем причина такого  неверия?

– Не знаю. Это уж надо было у Федора Михайловича спрашивать. Насколько я знаю, он ответа на этот вопрос не давал. И потом, я думаю, что писатель несколько преувеличивает. Думаю, в его времена неверующих было процентов тридцать.

– Не везде одинаково: где-то больше, где-то меньше. Может быть, вокруг него была такая среда.

– Возможно. Его молодость прошла среди людей, настроенных революционно. Он вполне мог оказаться в кругу людей безбожных. Но это высказывание было сделано все-таки в более поздний период. Тем не менее, думаю, оно связано с тем, что Достоевский мало общался с простым людом, кроме как на каторге или с извозчиками, а это тоже не самый благочестивый народ. Они уже опролетаризировались, а это связано и с выпивкой, и с руганью. Достоевский ведь не занимался статистикой. Но дело даже не в статистике, а в том, что XIX век – это время наступления безбожия, которое, собственно, и привело к революции. Но это, в общем, очевидно, вся русская литература об этом свидетельствует.

– Безбожие всегда приводит к сатанизму, к выплеску этих сил.

– Да, это просто такое яркое проявление.

– Вопрос от телезрительницы Наталии из Санкт-Петербурга: «Во время домашних утренних и вечерних молитв правильно ли молиться наизусть, не пользуясь молитвословом? Мне легче молиться, не смотря в текст. Или это по гордости?»

– Безусловно, с этим у вас есть проблемы. Гордость примешивается ко всему, и к этому процессу – самым безобидным образом. За 36 лет впервые сталкиваюсь с таким вопросом. Видимо, гордость понуждает Вас задать его нам. Гордость тут скорее в том, что Вы об этом спрашиваете, а не в том, как молитесь… Сто лет назад неграмотных людей было гораздо больше, чем сейчас. Как они молились? Либо читали Иисусову молитву, чему Церковь уже научила народ, либо то, что знали наизусть, – «Царю Небесный», с «Трисвятого» по «Отче наш», может быть, «Царице моя Преблагая».

Еще преподобный Серафим в начале XIX века говорил: чтобы спастись, надо читать три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз – Символ веры. Речь идет о том, что многие люди из народа эти молитвы пели в церкви и поэтому знали их наизусть. Мы вполне можем сказать, что из тех людей, что в России молились, больше половины молились именно так. Поэтому вопрос о том, можно ли так молиться, – вопрос в высшей степени чудной, так как это обычная практика прошлых веков. Странно даже спрашивать о таком. Но так бывает: человек понуждает себя названивать несколько лет, чтобы спросить о том, что и так лежит на поверхности. Это сродни вопросу, можно ли соблюдать правила уличного движения. Можно. Но, видимо, очень хочется заявить о том, что знаешь молитвы наизусть. Хочу Вас успокоить: все-таки это не проявление гордости. У гордости есть маленькая, но противная доченька – тщеславица. Даже не тщеславие. Она и понуждает нас к таким мыслям. Как бы человек ни молился – все приятно Богу, если это только не молитва о чем-то дурном или если человек не пребывает в дьявольской прелести. Все остальное – наизусть ли, по бумаге – большой роли не играет. Главное, чтобы сердце открывалось навстречу Богу. Поэтому Бог Вам в помощь, ни о чем не беспокойтесь.

– Апостолы даже без молитвослова молились …

– Я вообще не представляю, как это – пошел апостол Петр рыбки половить, а потом как-то молился. Мне трудно себе представить, что Петр хотя бы 50-й псалом знал наизусть. Может быть, после Пятидесятницы Господь как-то вложил ему в сердце это знание, такое возможно. А вот чтобы он мог прочесть его, рыбача на Тивериадском озере, – сомневаюсь.

– Вопрос от телезрительницы: «Моя подруга ходит на разные передачи в качестве зрителя, и ей за это платят деньги. У меня сомнения, работа ли это?»

– Конечно, работа! Там же деньги платят. Пусть и небольшие, но платят. Зрители сидят, хлопают по команде в ладоши. Потом и по телевизору могут себя увидеть. Да и работа непростая, отсидеть сложно. Такая работа раньше была и в кино (в Москве в основном на «Мосфильме» или киностудии имени Горького), ею занимались и молодые люди, и пенсионеры, и давно забытые артисты. Я счастлив, что разрушил ваши сомнения. Если честно, даже не представляю, как Вы с такими сомнениями могли жить.

– Как легко сделать человека счастливым!

– В данном случае да, слава Тебе, Господи!

– Вопрос: «Что такое грех? Почему желания человека, которые происходят от его естества, например влечение к противоположному полу, мы называем грехом?»

– Напрасно Вы называете это грехом. В этом нет никакого греха. Грех – любодеяние, прелюбодеяние, вожделение...

– То есть искажение Божиего замысла о человеке?

– Ну да. Человек призван Богом к самоограничению. Бог же не запрещает человеку устроить семью, рожать детей. Первая заповедь человеку была – плодитесь и размножайтесь. Зачем же клеветать? В самом стремлении к противоположному полу нет греха. Более того, само название «противоположный пол» неверно: ничего противоположного в нем нет, это одно естество. Господь это подчеркивает повествованием о том, как Он создал из ребра Адама Еву. А разделение их выразилось в том, что Адам, увидев Еву, говорит: сия есть плоть от плоти моей и кость от костей моих. Он с восторгом увидел это! Это и говорит о влечении, о любви к Еве, причем о любви той, что Бог стремится посеять в сердце человека: чтобы полюбить ближнего, как самого себя. Ева тогда была единственная ближняя Адаму, и он ее в раю именно так любил – как самого себя.

– А потом грех все перевернул.

– Грех все исказил. Любовь превратилась в себялюбие. Любовь должна идти вовне, а у греховного человека идет внутрь. Помощь и сострадание ближнему превратились в эксплуатацию ближнего; человек живет за госсчет.

– Потребности превратились в страсти.

– Да.

– Вопрос от телезрительницы: «У нас в деревне церковь работает только в теплое время года, зимой мы ездим в другую. Когда же летом приезжает батюшка, он исповедует нас, затем выходит к аналою и не читает молитвы перед Причастием. Почему так происходит?»

– Так Вы у него и спросите. Как я могу ответить, если я с ним даже не знаком? А кабы был знаком, где мне найти время искать его адрес и телефон, чтобы задать этот вопрос? Сделайте два шага и у него спросите.

– Вопрос: «В храм на службу могу попасть только обманом. Если скажу правду, дома будет скандал. Не хочу обманывать и без храма жить не могу. Дайте совет, как быть».

– Тут надо изучать ситуацию. Мало данных. У меня, конечно, большой опыт в придумывании разных семейных «комбинаций», но здесь нужно поспрашивать подробнее, какие повадки у жильцов в этом доме. Есть разные варианты, «торг» уместен.

– Вопрос: «Как «собирать сокровища на небесах?» Что это означает?»

– Это значит собирать духовные сокровища, имеющие цену на небесах. Есть вещи, имеющие ценность на земле – деньги, недвижимость, должность, ордена, звания, известность, слава. Это сокровища земные. Слава, если она подлинная, будет жить довольно долго. Ордена – до похорон. Деньги можно вообще в середине жизни все потерять. А слава на небесах – другое. Это сокровища, с которыми человек уйдет на небо: кротость, смирение, любовь, милосердие, вера, воздержание. Эти вещи вечны. Если человек стяжал их, они становятся сокровищами его души, и когда душа покидает тело, она по этим сокровищам идет на небеса. И потом, даже если человек воскреснет, душа соединится с новым, воскресшим телом и эти духовные сокровища останутся в ней. К этому Господь призывает нас.

– Вопрос от телезрительницы: «У моей подруги дочка вышла замуж за мусульманина, и его родственники хотят, чтобы она приняла эту религию, срывали с нее крест. Она этого не хочет. У них постоянно скандалы».

– Естественно! А скажите, какое наше с вами дело? Человек нарушает слова Священного Писания, апостола Павла, где сказано: брак ваш должен быть в Господе. Она решила поступить по-своему, естественно, сразу получила такие последствия. А бывают и позже последствия, потому что вообще по закону шариата мусульманам можно жениться на христианках, а вот переходить в христианство категорически нельзя. Поэтому ее муж, дай ему Бог здоровья, поступает правильно – так, как ему предписывает его вера. Ей же надо было, прежде чем выходить замуж, сначала так же благоговейно чтить свою веру. Вот, собственно, и все, что-то делать поздновато. Поэтому я бы на Вашем месте в это дело вообще не ввязывался, это совершенно другая семья. Они сами создали ситуацию, из которой нет выхода.

– Но душа болит, хочется помочь человеку.

– Бывает, идешь по улице – человек на коляске без ног. Болит душа, но, как бы она ни болела, ноги не вырастут. Так же и здесь. Ничего сделать нельзя.

– То есть ей, этой девушке, самой решать, как тут быть?

– Да.

– Вопрос: «Мой знакомый, которому изменила жена, хотел принять сан священника, но митрополит ему не разрешил, объяснив тем, что он осквернен грехом жены. Действительно ли муж оскверняется изменой жены, а жена – изменой мужа?»

– Строго по правилам – конечно. Есть же каноны, пусть знакомый почитает правила.

– Получается, сам человек греха не совершил, но несет теперь такую ответственность?

– Тут надо выбирать: либо разводиться и принимать монашество, либо оставаться с супругой, но тогда дальше чем псаломщиком и иподьяконом в церковной иерархии продвинуться не получится.

– Вопрос от телезрительницы: «Я учитель русского языка и литературы. Мой ученик не пишет букву «с» на конце приставки «бес», делает там пробел. Когда я ему сделала замечание, он мне сказал, что его так благословил духовный отец. Но ему же придется сдавать экзамены, разве будет он там делать пробелы?»

– Орфография, которую «коммуняне» и зобрели для русского языка, конечно, странная. В русском языке никогда не было правила «как слышится, так и пишется». Слышится «карова», а пишется «корова». Всегда было так: «беЗполезный», «беЗсмысленный», «беЗумный» (последнее осталось)… Так что люди, которые придерживаются старой, добольшевистской орфографии, правы. А уж экзаменаторы посмотрят. Я знаю одного достойного человека – он уже седой, многодетный отец, профессор; он до сих пор пишет по старой орфографии с ятями и ижицами, твердым знаком, йотированной i. И ни у кого это не вызывает отрицательных реакций. Когда-то в молодости он окончил филологический факультет МГУ и знает русский язык получше любого экзаменатора, который будет у вашего ученика. Всегда с наслаждением читаю от него послания – с ятями и остальными буквами русского языка, принятыми до этой реформы, проведенной большевиками. Провели ее с определенной целью. Клика, захватившая власть, была совершенно антирусской. Больше у них не было забот, как только начать с искажения нашего великого и могучего русского языка. Ну а потом уже и слово «Бог» стали писать с маленькой буквы и делать прочие мелкие пакости. Может быть, духовником вашего мальчика является тот самый профессор.

– Вопрос: «Мой муж имеет десятилетнего сына от первого брака. Мальчик, как и его одноклассники, увлекается темой ведьм, демонов, вампиров, монстров. Недавно он заявил отцу, что Бога нет. Какие аргументы отец может привести ему, чтобы направить сына в правильное русло? Может, стоит показать ему какой-то полезный фильм?»

– Один немец в XIX веке нашел такой выход. На своем участке рядом с домом он с помощью семян написал имя своего сына. Когда взошли цветы, сын спросил у отца, он ли это сделал. Тот отвечал: нет, это выросло само. Сын не мог поверить. Отец развил это рассуждение: если цветы не могли сами вырасти и образовать имя человека, то как мог сам появиться цветок? Как могла сама по себе Луна повиснуть над Землей? Как возникло Солнце? Почему от Солнца до Земли такое расстояние, чтоб не выкипали моря и была смена времен года? Почему все вещества при охлаждении сжимаются, а вода – расширяется? Разве это все само возникло? Если да, тогда нужно признать, что и цветы в форме имени выросли сами.

– Что ж, будем надеяться, что этот пример поможет.

– Это не мной придумано, но пример очень понравился.

– Вопрос: «Почему здоровые молодые мужчины бросают свою страну, дома и едут в Европу, вместо того чтобы защищать свою землю?»

– Уже давно люди воспитываются в бескорыстной любви к деньгам. Едут они исключительно за зарплатой. Но бывает и по-другому. Один наш прихожанин уехал, потому что искал безопасного для его здоровья климата. Сначала пожил в Израиле, теперь переехал в Канаду и там хорошо себя чувствует. Так что мотивы бывают разные, но главный – деньги. Бывает и третий мотив. В нашей стране многие люди с уникальными специальностями в областях науки, культуры долгое время были невостребованными. Физики, математики, биологи, филологи, артисты балета, певцы – многие уезжали. Человек ведь не только имел талант, он вложил средства в свое образование и, грубо говоря, больше ничего не умеет. И когда у него исчезает возможность, к примеру, петь или публиковаться, ему остается только уехать.

Сейчас, в связи с изменением отношения к военно-промышленному комплексу, какие-то научные специальности стали вновь востребованы, и процесс оттока замедлился. И потом, наше драгоценное Министерство образования специально переводит нас на Болонскую систему, чтобы люди с нашим дипломом без проблем могли трудиться на Америку и Европу. Поэтому тут у меня никакого осуждения нет, если Родине они не нужны.

– Вопрос от телезрительницы: «Почему в каждой подворотне продаются крестики, печатаются на футболках, сумках, нельзя ли что-то сделать, чтобы такого безобразия не было? В наши годы не было такого…»

– Погодите, в какие «Ваши годы»? А мы сейчас живем не в Ваши годы?

– «Сейчас молодежь совсем другая!»

– В советские годы и комсомольские значки носили некоторые граждане...

– «Носили, но ведь их выдавала партия, и носили их не все. А сейчас везде торгуют крестиками!»

– Вот в нашей студии сейчас не торгуют.

«Имею в виду, в магазинах, на базарах, в метро, печатают на футболках…»

– Я могу это объяснить: чтобы каждый человек, если он вдруг уверовал во Христа Спасителя, мог приобрести себе крестик. Бывает, потерял, оставил дома.

– «Но ведь они неосвященные! Освященное продается только в церкви».

– Да, так оно и есть. Но что мы можем сделать? Разве у Церкви есть какие-то рычаги, чтобы эту торговлю прекратить? Этот вопрос можно задать только городским властям. Есть Департамент торговли. Как мы можем с отцом Александром в нашей студии на этот процесс повлиять?

– «У вас ведь проходят какие-то собрания в городе…»

– Проходят. Много всего говорится об этом, но ничего сделать не получается.

– Вопрос: «Как мы можем повлиять на загробную участь наших предков? Только молитвой и милостыней или еще как-то?»

– А что, этого недостаточно? Милостыня ведь столь многообразна! Например, навестить кого-то в тюрьме и сказать: Господи, я понес эти труды, Ты прими их как милостыню за того человека, об упокоении которого я молюсь. Милостыня – это не только несколько монет.

– Человек может всю свою жизнь превратить в милостыню.

– Конечно. Поэтому нет нужды изобретать никаких дополнительных алгоритмов.

– Вопрос: «Если человек достиг смирения, может ли он его потерять? Если да, как это происходит?»

– Возгордится, потщеславится, превознесется над кем-то – и все, в этот же момент и потеряет.

– И смиренный может превознестись?

– Да, если потеряет трезвение.

– Если человек подумает: я смиренный…

– Тогда всё, приехали.

– Вопрос: «Является ли грехом то, что я люблю, когда меня жалеют?»

– Вообще я видел: те, которые говорят, что не любят, чтобы их жалели, на самом деле любят, просто хотят, чтобы это делалось менее нарочито.

– То есть почти все это любят?

– Жалеть в переводе со славянского языка и значит «любить». Каждый человек хочет, чтобы его любили.

– Некоторые провоцируют других на жалость к себе.

– Потому что так легче всего получить эту любовь. Люди, которым не хватает любви, постоянно жалуются.

– А ребенок капризничает, например…

– Да. Ему надо, чтобы его приласкали.

– Вопрос: «Какие качества в людях Господь ценит больше всего?»

– Те, которые суть плоды Духа Святого. Большинство из них я уже перечислял сегодня: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание.

– Путь показан. Трудись, молись, следи за собой.

Вопрос: «Как понимать слова Спасителя: не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6 – 34)? Мы ведь не можем не планировать свое время на будущее?»

– Не можете – не надо. Стройте планы, но надо относиться к этому с пониманием. Настроил планов, а тут война началась. Планировала быть принцессой, а оказалась медвежонком. Думала, что будешь жить в столице, во дворце, а живешь в лесу, в берлоге. Такое тоже может быть.

– То есть Господь говорит о том, чтобы мы не зависели от наших планов и были готовы принять любое изменение их безропотно.

– Разумеется. Ведь русская пословица говорит: «Человек предполагает, а Бог располагает».

– В этом вся наша жизнь. Человек на вечер планирует одно…

– Да, а тут вдруг надо срочно куда-то ехать или вспомнил о срочном деле. Самый частый случай: человек что-то запланировал на выходные, а в пятницу умер родственник, и приходится все свои планы заменять похоронами. Свадьбы-то назначают заранее, а похороны... У мусульман вообще стремятся похоронить в этот же день или на следующий.

– Вопрос: «Бывают ли в наше время Христа ради юродивые, и как отличить юродство ради Бога от юродства по глупости или болезни?»

– Сто процентов юродивых сейчас либо больны, либо из кружка «малохудожественной» самодеятельности.

– То есть даже появление их сейчас невозможно?

– А возможно ли сегодня появление святого благоверного князя Александра Невского? Чтобы можно было за него замуж выйти, детей ему принести? Чисто технически – нет, Рюриковичей уже нет. Может ли появиться в нашем подлом мире подобный ему благородный рыцарь?

– Может. Господь может воздвигнуть такой пример.

– Может, но только как более-менее схожую копию. Князь Александр ведь стал Невским в 18 лет. Найди сейчас среди 18-летних парней во всей нашей, прости Господи, Федерации такого. Нет его. Не смог бы ни один провести такую битву и получить звание Невский (ну или Ангарский, Ленский, Камский, Окский, даже Осетровский). Эпоха не та. Хотя когда мы взираем на славных мужей прошлого, мы восхищаемся ими, хотим быть похожими на них. Но стать такими же – это мечты.

– Разве не может человек, глядя на такой пример, попытаться в себе воспитать такие качества?

– Конечно, может. Для этого и пишутся жития святых. Для этого некоторые отцы читают своим сыновьям жития таких святых.

– Дай Бог, чтобы не оскудела наша Русь такими людьми.

– Появляются и другие. Например, прекрасные парни, которые бомбили квазигосударство (ИГИЛ), пять человек погибло на этом поприще. Они отдали жизнь, чтобы не лилась христианская кровь, чтобы хотя бы часть христиан могли вернуться в свои, пусть разрушенные, но дома. Это высшая ступень благородства – в другой стране отдать свою жизнь за чужую. Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя. В этом акте они уподобляются Александру Ярославичу.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать