Беседы с батюшкой. О расслабленных

27 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в деревне Усть-Долыссы Великолукской епархии священник Владимир Флавьянов.

– Сегодняшняя тема навеяна предстоящим воскресным днем – Неделей о расслабленном, но я обозначил ее «о расслабленных», так как хочется поговорить не только о смысле предстоящего дня, но и о том, о чем надо задуматься, когда мы изучаем евангельский отрывок, который будет читаться за богослужением в воскресенье.

– Это евангельское событие настолько огромное, что мне придется буквально тезисно пояснять и рассказывать, чтобы было понятно, о чем шла речь.

Купель Вифезда – это огромное гидросооружение, «пять притвор имущи», где действительно собирались евреи, для того чтобы принять ритуальное очищение: они должны были омыться чистой водой. Эта чистая вода собиралась со всех крыш всех улиц, стекала в цистерны в зимнее время, когда шли дожди. Все приходящие в храм должны были омыться, так как должны были быть ритуально чистыми; и не только они, но и весь скот, который приводили на заклание в жертвоприношение, также омывался этими водами. Вода там оставалась чистой в течение всего лета и использовалась всеми людьми, приходящими в храм на богослужение.

Когда мы освящаем воду, то также освещаем это событие – «ангел Господень каждое лето схождаше в эту купель и возмущаше воду». Я всегда задавался вопросом о том, как все это выглядело. Оказывается, там лежало бревно, на которое вставал ангел; никто его не видел, а бревно начинало вибрировать, как будто кто-то по нему ходил. По этому возмущению начинали понимать, что это не землетрясение – поскольку они бывают в Иерусалиме и люди могут ошибиться; но здесь видно, что кто-то стоит и производит эти волны на воде. И кто первый входил в эту воду, «здрав бываше».

Дальше мы читаем о событии, связанном с человеком, который тридцать восемь лет лежал расслабленный, то есть он не мог есть, его должны были кормить, не мог помыться, его надо было мыть – он не мог за собой ухаживать. Соответственно, этот человек ничего не умел; наверняка он был и безграмотным, потому что кто будет тратить на него свое драгоценное время? Тогда у людей не было возможности сидеть за партой, они работали, поэтому если ты лежишь больной, ты тягость для всей семьи. Таких людей обычно сразу выдворяли на какие-то пространства, где они сообща выживали, буквально как бомжи. Может быть, кто-нибудь им и поможет, принесет  еду, приберется за ним.

Человек пролежал тридцать восемь лет и не потерял уверенности, что рано или поздно он все-таки спустится в купель. Это уже удивительное свойство – человек не потерял целеустремленности, уверенности, не разочаровался, потому что было достаточно посмотреть на окружающих людей, чтобы разочароваться: ты никому не нужен. Однако он ставил цель и добивался ее из года в год.

– Что отличает нас, малосильных: мы начинаем унывать от многих достаточно мелочных причин. И у нас есть вопрос из группы «ВКонтакте» от телезрительницы: «Как не унывать?»

Человек пролежал столько лет и не впал в уныние и отчаяние. Как современному человеку не унывать, не зацикливаться на своих болезнях, неприятностях, быть более радостным?

– Древние люди были более простыми. Мы более сложные, и, как Вы правильно заметили, буквально какие-то мелочи уже выводят нас из равновесия. Древние люди были просты, они не обращали внимания на мелочи, так как понимали, что жизнь очень короткая. В древности жизнь в среднем продолжалась всего 30 лет, и люди только иногда доживали до глубокой старости. Войны, эпидемии, очень высокая детская смертность, поэтому люди дорожили каждым днем, они действительно проживали его. А мы подменили понятия: вместо того чтобы жить, мы существуем.

Поэтому когда появляется такая жалость к себе (я бы назвал это так), то надо вспомнить, что здесь, в Питере, где мы с Вами находимся, в блокаду в день умирало 8-10 тысяч человек. То есть каждый день исчезал как бы целый маленький городок, такой, как у нас на Псковщине, например: Невель, Остров, Дедовичи. Питер выживал три с половиной года. И если бы эти люди унывали?.. Также люди находились под оккупацией, как, например, наша Псковщина. Но эти три с половиной года люди верили, что рано или поздно мы победим. Нам надо учиться у них, даже не у тех, кто жил две тысячи лет назад, а совсем недавно; еще, слава Богу, остались в живых ветераны, пережившие блокаду. Дай Бог им здоровья. Мы с них должны брать пример того, как не унывать и не поддаваться мелочам.

– Спаси Господи. Вернемся к нашему расслабленному.

– Хочу еще раз подчеркнуть, что евангельское событие развивается как целый фильм. Христос исцеляет расслабленного и повелевает ему в знак этого чуда носить свою циновку, небольшой кусок тростника, который можно свернуть (и весил он граммов сто), но который служил ему кроватью. В свидетельство всем он должен был носить эту кровать в знак того, что больше не нуждается в ней. Но по фарисейским традициям он нарушал субботу: в субботу нельзя было носить кровать, какая бы легкая она ни была, – это нарушение заповеди Моисея. Соответственно, он сразу обличил себя этим поступком, и к нему сразу предъявили претензию:

– Почему ты носишь кровать?

Тогда он отвечает:

– Я тут ни при чем. Меня кто-то исцелил, и он мне и сказал: «Носи эту кровать». Вот я и ношу, а сам я ни при чем.

– Вопрос телезрительницы из Пермского края: «Я очень болею, уже нет сил молиться. Плохо мне совсем. Я очень мало молюсь. Как мне быть?»

– В таких случаях, когда человеку очень плохо и физически он не может молиться, то если он сможет произнести хотя бы два слова «Господи, помилуй», – уже достаточно. И апостол Павел говорил: лучше я произнесу пять слов, но со смыслом, чем тьму слов и без смысла.

Поэтому желаем Вам выздоровления, не отчаивайтесь и не унывайте, помните, что Господь слышит не то что Вашу молитву, но каждый Ваш вздох, каждую мысль, которую Вы вкладываете в Вашу болезнь. Главное – не унывайте.

Вернемся к нашему расслабленному: он не знал, что это был Христос, информация о тех исцелениях, что Он совершал, прошла мимо него. Поэтому когда Христос оказался рядом, расслабленный Его не узнал. Мы помним, что фарисеи уже сговорились выгонять из синагоги всех тех, кто будет признавать Иисуса Христом. И когда исцеленный пришел на богослужение в храм, к нему приходит Христос, обозначая, что это Он исцелил его и что Он Христос: «Иди и больше не греши, чтобы с тобой не случилось чего хуже».

И посмотрите на поведение этого человека: он идет и все рассказывает. В данном случае его уже никто не спрашивал, он получил свое исцеление, время прошло, наступил черед молитвы, то есть он уже мог это утаить. О чем много раз говорил и Христос: не рассказывайте, что Я много раз воскрешал, исцелял, не афишируйте Мои чудеса. Потому что у Христа не было задачи делать Себе пиар, у Него была совершенно другая задача – он готовил Себя к распятию. И этот пиар Ему был не нужен.

– Вопрос телезрительницы из г. Новочеркасска Ростовской области: «Если я прослушала вечернее правило, можно ли потом самой его не читать?»

– Для немощных людей, которые не могут читать, заняты или что-то еще, на телеканале «Союз» и создана такая возможность выслушать правило. Поэтому если Вы его честно, не отвлекаясь, прослушали, конечно, имеете право его не перечитывать. Если же Вы отвлекались во время молитв, то, пожалуйста, восстановите те, на которых отвлекались.

Опять же мы расслабленные, поэтому отвлекаемся на наших молитвах. Если говорить о расслабленном, этот человек поступил не совсем красиво – он предал Христа. Трудно понять, чем он мотивировал свой поступок. Дальше мы читаем об евангельских событиях, когда Христос попадает на суд к первосвященнику Анне, Его вопрошают об учении, и Он отвечает: «Я тайно ничему не учил. Здесь полно людей, слышавших Мое учение, спросите их, они всё знают и всё расскажут». И подходит некий человек и начинает бить Его по щекам: «Так ли отвечаешь первосвященнику?» Тогда Христос переспрашивает: «Если Я сказал что-то плохое, то скажи, что плохого Я сказал. Если же нет, за что ты Меня бьешь?» Так вот, по преданию, это один и тот же человек: человек, получивший исцеления, ждавший его тридцать восемь лет, который ничего не умел, вдруг попадает в прислуги не к кому-нибудь, а к первосвященнику. На тот год было два первосвященника: Анна уже потихонечку уходил, и его место постепенно занимал Каиафа. Но Анна еще оставался первосвященником, и у него этот исцелившийся человек и прислуживал. Видимо, благодаря поступку, который он совершил тогда в храме, заметили, что он может пригодиться в качестве профессионального надзирателя за другими людьми. Может быть, он имел талант видеть, наблюдать и доносить.

– Вы сейчас озвучили, если не ошибаюсь, мнение свт. Николая Японского, а Феофилакт Болгарский, толкуя этот отрывок, ставит в заслугу исцеленному, что тот не пошел расслабляться духом, а пошел молиться в храм. И когда увидел Христа, Который его исцелил, в простоте сердца от чувства благодарности сказал: «Вот Человек, Который меня исцелил». Наверное, на тот момент он уже знал, что это не просто человек, и, по мнению свт. Феофилакта, сделал это не с целью навредить и доложить о Нем, а чтобы сказать: «Вот Человек, Который творит чудеса. Он пророк, веруйте в Него».

– Вполне возможно. Поэтому я и говорю, что трудно понять все мотивы, по которым он это сделал. Это уже ведомо одному Богу.

Единственно, что по факту он ударяет Христа, ударяет Того, Кто его исцелил. И здесь мы должны посмотреть глубже – на ту любовь, которая была у Христа. Он знал, что человек, которого Он исцелил, будет его потом бить, однако все равно исцеляет его. То есть тебе дается шанс – здоровье, а как ты дальше будешь распоряжаться им, это уже на твоей совести. Это показатель любви Бога. У нас, к сожалению, духовная расслабленность – мы не очень хорошо видим, что происходит.

Возвращаясь к купели Вифезда, я бы хотел еще раз обратить внимание на бревно, так как это отдельная история о происхождении Креста Господня. В детстве я недоумевал, почему, когда говорят о породе древесины, из которой был сотворен крест, называют три породы: кипарис, кедр и сосну. Я никак не мог этого понять, думал: может быть, там различные перекладины, таблички, подставка для ног. Оказывается, есть предание, связанное с явлением Аврааму Святой Троицы. К нему, как мы помним, пришли три спутника, днем все спали, но Авраам, сам будучи странником в обетованной земле, во время полуденного сна бодрствовал и ждал, кому бы он мог быть полезен. Пришел этот срок – приходят три путника, которых он угощает просто так, поскольку сам странник и прекрасно понимает, насколько сложно быть чужим на чьей-то территории.

Со временем эти странники показывают, что они не простые люди, являя ему, что у Авраама наконец-то родится собственный сын. И Авраам начинает понимать, что, видимо, беседует с какими-то пророками. Далее Господь Бог являет ему всю Свою полноту и говорит, что идет разрушить Содом, Гоморру и еще несколько городов (всего было разрушено пять) по причине их грехов (о которых мы знаем). Но Авраам вспоминает, что в Содоме как раз живет его племянник Лот, и начинает по древней восточной традиции, существующей до сегодняшнего дня, торговаться: будет ли милосердие Божие одинаково, так как в городе есть пятьдесят праведников, а город будет разрушен вместе с ними. И Господь говорит: конечно, Я не разрушу город ради пятидесяти праведников. И дальше Авраам продолжает торговаться: если сорок, тридцать пять праведников? Доходит до десяти, потому что там есть Лот, его жена, четыре дочери, двое из которых успели выйти замуж и уже родить детей; то есть в семье еще двое внуков – и всего десять человек.

Но из Содома убегают только Лот, его жена и две незамужние дочери. Замужние, уже родившие дочки почему-то остаются. Они должны были бросить город, поскольку понимали: Авраам близок к Богу и не шутит сведениями о том, что город будет разрушен до основания. Однако они остаются, и из города выходят не десять человек, а только четверо. Из них еще минус один, потому что жена оборачивается (любая женщина пожалеет ребенка, внука) – и превращается в соляной столб. Их остается уже трое.

– Вопрос телезрительницы: «Мой вопрос духовного характера: я читала очень много духовной литературы; прочитала Евангелие, начала читать Ветхий Завет. Очень много молилась: это утренние и вечерние молитвы и те, о которых написано, чтобы читать их по возможности. Батюшка благословил меня читать в храме часы. А потом у меня получился как бы духовный надлом, как я это понимаю. У меня случилась такая болезнь, что я не вставала с кровати семь недель и потом очень долго восстанавливалась. Потихоньку я начинаю возвращаться ко всему, но одно время практически перестала молиться. Мне очень хочется читать снова, но я боюсь и не знаю, что мне делать. Что Вы посоветуете?»

– Напомню, что Вам  нужен духовник. Например, спортсмен, который приходит в спортивный зал, не имея тренера, может порвать себе связки, получить перелом и оказаться просто инвалидом. Поэтому Вам нужен совет духовника, который знает Вашу духовную жизнь, знает Вашу исповедь и, соответственно, может подсказать, как Вам молиться. Очень прошу Вас – не бойтесь, помните, что все, что Вам было послано, послано не случайно, все это для Вашего вразумления, а не для того, чтобы Вы больше боялись. Не надо бояться. Потихонечку начинайте молиться. С Богом!

– Телезрительница в социальной сети «ВКонтакте» пишет, что в детстве, более сорока лет назад, на Украине ее крестила бабушка, надо полагать, мирским чином. Что ей делать в таком случае?

– Конечно, мы признаем это крещение. В качестве универсального таинства Господь оставил нам возможность крещения любым мужчиной или женщиной. Если он знает, как это делать, то крещение совершается правильным образом. Другое дело, что надо восполнить таинство Миропомазания, которое может совершить только священник. Просто надо прийти к священнику, рассказать ему об этом, и он восполнит недостающие молитвы и недостающее таинство Миропомазания.

– Еще одна телезрительница спрашивает нас в «ВКонтакте»: «Симон Киринеянин нес Крест Господа. Где та мера, которой человеку позволительно переложить тяжесть своего креста на других?»  Она пишет, что она инвалид и часто просит помощь, милостыню, насколько я понимаю, не на то, что ей насущно, а на свои, как она называет, «хотелки». Какой совет дать ей в данном случае?

– В принципе, уже все было произнесено. Если человек прекрасно понимает, что это всего лишь «хотелки», тогда надо по-честному отказываться от той помощи, которую тебе предлагают. Ведь добрых людей много, и здесь надо честно перенаправить их к тем, которые в это время действительно нуждаются. Иначе получается, что мы переключили их на себя, и получается, что человек, который действительно нуждается в помощи, ее не получает, а мне она, оказывается, не нужна. Выходит где-то двойной грех. Поэтому, конечно, надо быть честнее. Если есть нужда, мы пользуемся помощью. Так же, как в рассказе о расслабленном, которого несли четверо, то есть он пользовался их услугой. Они занесли его на крышу, разобрали ее. Сколько всего упало на головы людей в доме, сколько было возмущения! Однако происходит это чудо. То есть Христос смотрит не на варварство, совершенное по отношению к чужой недвижимости, но на веру друзей этого человека, которые рискнули на такое дело, ведь их могли даже избить. Поэтому мы можем пользоваться здесь услугами наших друзей, но все должно быть по-честному.

– Опять же все дело в мере.

– Мера – это наша совесть. К сожалению, она может быть немощна, может быть испорчена. Мы должны понимать это и со временем делать выводы о том, насколько были честны, поскольку через 5-10 лет в нашем духовном понимании многое может поменяться; надо пересматривать какие-то события своей жизни и приносить это на исповедь.

Возвращаясь к Лоту, хочу напомнить, что когда среди вышедших осталось трое, дочки напоили вином отца, довели его до бесчувствия, после чего происходит грех, в результате которого рождаются два очень страшных народа – это моавитяне и амалекитяне. Со временем, когда Моисей с народом будет возвращаться в обетованную землю, они не пропустят их, хотя Моисей будет предлагать выкуп, деньги, говоря, что они пройдут стороной. Нет, они хотят только драться, и все. И происходит очень страшная битва, во время которой еврейский народ проигрывал и только тогда превозмогал противника, когда Моисей стоял с раскрытыми в виде креста руками. Но долго так стоять очень сложно – руки опускались. Тогда Иисус Навин и второй соглядатай, вернувшиеся в обетованную землю, не испугались, хотели туда идти, вдвоем поддерживали руки Моисея, давая ему возможность и дальше молиться с раскрытыми в виде креста руками. Соответственно, народы были побеждены. Еще раз напомню, что это были родственники, но они окончательно деградировали, и им нужна была только кровь и смерть, которую они, собственно говоря, и приняли.

Получается, что среди десяти человек, о которых торговался Авраам, не было ни одного праведника. И Лот это понимал, он побежал к Аврааму, зная, что Бог явился ему во всей Своей полноте – в виде Святой Троицы. «Что делать-то, дядя?» И Авраам отдает ему три посоха, оставленные ангелами и сделанные из трех пород (кедр, кипарис и сосна), с повелением: «Поливай эти высохшие деревяшки водой из Иордана». Все это происходит у подножия горы, на которой стоит Иерусалим, а река Иордан находится от этого места за 30 километров. Получается, для того чтобы поливать, надо ходить весь день, поскольку вокруг Иерусалима пустыня. Не знаю, сколько лет поливал Лот посохи, но совершилось чудо – они проросли, а затем свились и образовали единое дерево. Кстати, на этом месте сейчас стоит грузинский монастырь, одним из игуменов которого был Шота Руставели, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

Предание сохранило сведения о том, откуда берутся три породы дерева Креста Господня. Приходит время Соломона, он строит храм, и это огромное дерево срубают. К сожалению, премудрый Соломон не нашел применения этому стволу, поскольку он был единственным. Было бы две колонны, можно было бы сделать парадную арку. А так колонна одна, для чего она? И ствол лежал до тех пор, пока не приняли решение  сделать из него, что называется, пирс, то есть ступени, которые люди попирали ногами, снимая свою нечистоту, – самое место для про́клятого Лота с про̀клятым деревом.

И когда возникает вопрос, из чего дать крест Христу, то берут это про́клятое дерево, уже мореное, уже не плавающее в воде от тяжести. И это самое тяжелое дерево взваливают на Христа.

– Вопрос телезрительницы из г. Сосновый Бор: «Очень хочу поблагодарить батюшку Владимира. В 2003 году он окормлял нас и подготовил к венчанию. Сегодняшняя тема о расслабленности: я уже 25 лет  на инвалидности. Я очень благодарна отцу Владимиру за его любовь, милость, окормление, как он нас с мужем венчал. Сейчас муж уже умер, я одна, но только Господь заставляет меня не унывать, только Он мне помогает. Хотела просто поблагодарить Вас, отец Владимир. Спасибо Вам за все. Помолитесь, чтобы Господь меня укрепил и чтобы я  никогда не унывала, жила только во имя Иисуса Христа».

У нас есть еще вопросы из нашей группы «ВКонтакте». Первый вопрос: «Если точно знаешь, что человек, просящий милостыню, ее пропьет (и он даже не скрывает это), стоит ли ее давать или лучше купить продуктов?»

– Лучше купить продукты, чтобы не искушать человека выпивкой.

– И еще один вопрос: «Почему в храмах так мало пандусов и тяжело приехать на инвалидной коляске?»

– Дорогие мои, обращайтесь к вашим настоятелям. Прекрасно понимаю, что у нас много инвалидов, и они, конечно, нуждаются в пандусах и прочих приспособлениях, чтобы войти в храм, но, в конце концов, всегда можно попросить помощи у прихожан. И, в принципе, те должны ее оказать. Они и поднимут коляску, и проведут, покажут, где поставить свечи. Просто не надо стесняться просить помощи.

Со временем, может быть, появятся и пандусы, потому что это достаточно серьезное сооружение, требующее больших финансовых затрат, а если приход небогатый, перед священником всегда дилемма, на что потратить деньги в первую очередь. И, может быть, выбор будет не в пользу пандуса, но здесь уже не его вина.

– Господь, подойдя к расслабленному, спрашивает, хочет ли он исцелиться. Тот отвечает: «Да, хочу». Господь проповедует в Иерусалиме и окрестностях уже не первый день, и как бы Он ни просил не разглашать это, невозможно утаить многие чудеса, особенно те, что происходят при огромном стечении людей. Так же зачастую происходит и с нами, современными людьми: мы знаем, что Господь рядом, но почему-то не видим этого, находясь в расслабленном незнании.

– Когда мы говорим о посте, то понимаем, что от нас требуется: ограничения в пище, не смотреть телевизор, не ходить на дни рождения и т.д. Когда возникает праздник, мы расслабляемся, вместо того чтобы не терять ту духовную бодрость, которую приобрели во время поста. Понятно, что праздник есть праздник, но расслабляться все равно нельзя.

Если здесь смотреть глубже, то как радоваться, если у тебя, например, тоска? Как радоваться, если тебя предали, облили грязью или даже хотят тебя убить? Первые христиане, например, радовались. Они настолько были счастливы, что даже сами палачи опускали свои топоры и мечи с непониманием: «Как вы можете радоваться, мы же вас убиваем?» А первые христиане это ни во что не вменяли, для них ничего этого не существовало. Древний девиз первохристиан – «Смерти нет. Мы в это не верим».

У нас потому и возникает расслабленность, что мы видим смерть, видим ее воздействие на нас: она убивает нас, мы ее боимся, даже думать о ней не хотим. Получается, весь подвиг, который был у нас во время поста, мы уже потратили. Но ведь надо двигаться дальше, надо развиваться. Вывод таков, что мы просто не умеем праздновать праздник. Мы неправильно празднуем его, потому что не имеем права расслабляться. Именно поэтому так промыслительно существует эта Неделя о расслабленном.

– Вы предупредили мой вопрос о том, почему именно в период пасхального празднования мы говорим о расслабленном. Толкование о предательстве этого человека, которое Вы рассказали, не очень распространено.

– Потом будет Преполовение Пятидесятницы, то есть мы уже празднуем столько времени и должны праздновать еще дальше. Поэтому Церковь нам и намекает: не расслабляйся, праздник еще в самом разгаре, а ты уже расслабился.

Я всегда привожу в пример героя этого евангельского события, когда мы бываем на Святой Земле, чтобы мы помнили, что, увы, можем не узнать Христа, Который рядом с нами. Можем не узнать Друга, протягивающего мне руку. По каким-то собственным соображениям я почему-то отказываюсь от Его помощи, хотя Он мне Друг и искренне хочет помочь. Получается, в этой расслабленности мы живем пожизненно, и очень сложно попытаться посмотреть на то, как выглядит эта жизнь со стороны. Вроде мы похвалили этого человека, который прожил в таком состоянии тридцать восемь лет и не отчаялся. С другой стороны, как и в любом другом человеке, в нем были грехи, и он не удалил их из своей жизни. Он вступил в нормальную, здоровую жизнь, но при этом имел грехи, как и все прочие люди. И эти грехи, увы, помогли ему совершить преступление – ударить Человека, Который его исцелил. Как это вообще возможно? Но мы тоже делаем так же, только не замечаем этого, как не замечал расслабленный. Мы не замечаем, что делаем друг другу больно, искушаем друг друга, где-то продавливаем: я считаю, что я прав, а ты нет. И продавливаю свою правоту, просто ломая другого человека. И я даже удивляюсь, если он не ломается: «Что ты совсем такой упертый? Ради чего ты упираешься, я же прав?» Мы удивляемся этой расслабленности, но, увы, ее почему-то становится все больше.

– Вопрос телезрительницы: «Моя внучка родилась абсолютно здоровой, а после прививки заболела лейкозом крови...»

– Когда болеют дети, это особая молитва. Надо вымаливать их, просить молиться как можно больше священников, может быть, подавать по монастырям. В любом случае надо просто молиться, а не искать причин, какие бы они ни были. Напомню еще раз, что Господь дает то испытание, которое надо понести. Если же мы начинаем осуждать и искать виноватых, то не получаем Божьей помощи.

Болезни, которые случаются в жизни наших знакомых, близких и друзей, посылаются именно для того, чтобы исцелить нас от этой самой расслабленности. Потому что мы расслаблены, а Господь дает нам возможность: «А ты молись!»

Мы ставим разум превыше всего, а Господь не смотрит на это вообще. Если этот ребеночек заболел настолько, что потерял свой разум, то после смерти Господь возвращает разум, и он попадает в лики святых, потому что ничем не согрешил. Потому что если нет разума, нет и греха. Мы так и говорим «невменяемый». Но мы почему-то ставим это в такую беду, что уже не можем никого простить, забывая о том, что Бог смотрит на эту ситуацию по-другому, Он дает возможность попасть этому человечку в рай, зная, что мы своим воспитанием его испортим, что он может сломаться в этой жизни. А Господь раз – и убрал всю эту ответственность, и этот человек, попадая в рай, может теперь вымолить нас.

– Телезрительница сказала, что ребенок стал умственно отсталым, и спрашивает, есть ли какая-то особая молитва, чтобы молиться за такого ребенка.

– Это же не магия. Напомню еще раз, что Бог все слышит, не важно, какая у Вас будет форма молитвы, важно то, насколько искренне Вы молитесь, насколько не осуждаете. И напомню, что должна быть благодарность: что бы ни посылал нам Бог, если мы находимся в состоянии благодарности, мы находимся в состоянии счастья. Если мы потеряли этот состояние, то никто нам больше не поможет, мы потихонечку уходим в состояние зверинности. Поэтому Господь и проверяет меня, останусь ли я человеком. Многострадальный Иов потерял гораздо больше, чем мы все вместе взятые, но продолжал быть счастливым человеком, продолжал благословлять Бога и благодарить Его.

– Наверное, стоит вспомнить, что когда Господь посылает такие испытания, то это шанс спастись не только этому ребенку, не согрешив, но и родителям.

– Через подвиг молитвы Господь дает им возможность немножко потрудиться, а так бы они и не молились. Сужу и по себе, и по другим, что пока не будет какой-то проблемы, мы даже не молимся. Получается, что Бог дает нам эти проблемы: «На, человек, задумайся: ты же смертен, ты же уязвим».

– Осталось только видеть это и слышать.

– Это особые знаки от Бога. Дай Бог, чтобы мы их видели, как водитель на дороге, не теряли эти ориентиры в нашей духовной жизни и умели с благодарностью воспринимать все, что нам посылает Бог, – этим мы и отличаемся от животных.

Возвращаясь к праведному Лоту, хочу еще раз подчеркнуть, что его подвиг был все-таки не напрасен. Он его действительно совершил и получил свое прощение. Это видно хотя бы потому, что ангел Господень дерзал ступать именно на это бревно, то есть запечатлевал своей святой ступней будущий Крест Господень.

Будем помнить, что Господь видит даже наши маленькие подвиги и, конечно, будет посылать прощение за какие-то наши преступления и грехи.

– Большое спасибо за Ваше повествование о преданиях со Святой Земли, где Вы, насколько я знаю, бывали неоднократно, поэтому так свежо в Вашей памяти то, что Вы там видели и слышали.

– Чего и всем желаю.

– К сожалению, не все имеют такую возможность, и предания, которые так хранятся и почему-то не доходят столь широко до остального мира, очень интересны и важны. Спаси Господи за эти повествования и столь живые картины, что тянет туда съездить.

– Дай Бог каждому побывать там. Бог да благословит всех вас молитвами святого равноапостольного князя Владимира. С Богом!

Ведущий диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать