Беседы с батюшкой. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

26 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает преподаватель Московской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня тема у нас посвящена Воздвижению Креста Господня, сегодня было отслужено праздничное всенощное бдение с чином воздвижения Креста. И давайте посвятим сегодняшний вечер именно этому празднику. Вначале давайте вспомним об истории этого праздника: как он появился в нашем церковном календаре и какие события с ним связаны?

– Этот праздник появился тогда, когда у христиан (конкретно, если брать свидетельство Предания, речь идет о блаженной Елене, матери императора Константина) возник интерес к собственно своей христианской и святой древности. И были предприняты, наверное, первые в истории христианства археологические раскопки на месте Страданий Христовых, в результате чего и были обнаружены остатки того Древа, на котором был распят Спаситель. Если кратко, то история этого праздника такова. Понятно, что поскольку любая святыня – это не только воспоминания, но она содержит в себе благодать Божию, то обретение этого Креста сопровождалось различного рода чудесами. И в воспоминание этого обретения и тех чудес, которые совершились, установлен был праздник Воздвижения Креста Господня.

– А как-то праздники отличаются? Ведь Великим постом есть целая неделя, которая называется Крестопоклонной, – похожий чин происходит, выносится Крест на поклонение; совсем недавно было Изнесение Честных Древ. Эти праздники как-то соотносятся друг с другом?

– Их объединяет общая тематика Страданий Христовых. Еще апостол Павел говорил, что мы проповедуем Христа распятого, и в центре проповеди христианской веры стоит страдающий и воскресший Христос. Каждую неделю, аж целых два раза, мы вспоминаем Страдания Господа и Крест Христов – это в среду и пятницу. На протяжении всего года есть дни, особо посвященные воспоминанию Страданий Христовых. Это Крестопоклонная неделя, это праздник Воздвижения Креста Господня, тоже связанный с этой тематикой. Изнесение Древ Честного Креста Господня связано именно с почитанием реликвии остатков Креста Господня, но все-таки это празднование установлено в честь избавления Константинополя от различного рода заболеваний, которые в то время губили очень много людей. И традиция изнесения Древ и крестного хода с ними по городу – это был обряд, который люди совершали для того, чтобы избавить город от чумы и прочих болезней, которые в то время постигали людей.

– На Страстной неделе тоже очень много песнопений…

– Само собой, конечно, Страстная неделя как кульминация почитания Страданий Христовых во всем богослужебном годе. 

– И Воздвижение, если не ошибаюсь, это постный день?

– Да, поскольку Воздвижение – это воспоминание Страданий Христовых, это постный день. И, мне кажется, здесь нужно сделать очень важную оговорку, что каждый раз, вспоминая Крест Христов, на самом-то деле мы размышляем о Страданиях Богочеловека на Кресте, а Крест – это уже как святыня, явленная, открытая нам благодаря этому событию. Это тоже важный момент, потому что страдания Христовы были реальны, не абстрактны. И это было именно историческое событие, это не просто идея, поэтому   воспоминание Страданий Господних сопровождает вот такая реликвия, как останки Креста Господня, и почитание самого Креста. Этот момент появляется в силу того, что мы делаем упор на историчность евангельских событий.

– Многие люди говорят, что Крест – это идолопоклонство, Христос не крестился и был распят на нем как на орудии казни. Есть ли свидетельства в Писании и какие прообразы Креста были в Ветхом Завете?

– Конечно, поклонение Кресту – это не идолопоклонство. И здесь, может быть, нам нужно сначала, прежде чем сказать о Писании, сказать об истории Церкви, а именно об учении Седьмого Вселенского Собора, который все-таки ясно изложил это учение, что есть несколько типов поклонения святыням. Есть то, что принято называть «латрия» – это служение. И поклонение-служение воздается только Богу, только Святой Троице, только Ипостасям Святой Троицы. Несколько ниже рангом стоит так называемый «проскинесис», то есть поклонение, которое воздается иконам и Кресту Господню. Но поклонение иконам и Кресту Господню отцы Седьмого Вселенского Собора отличали от служения непосредственно Богу. И самая низшая ступень – почитание различного рода святынь. То есть православные христиане прекрасно понимали разницу между почитанием дорогих нашему сердцу предметов воспоминаний о тех или иных моментах священной истории и поклонением Самому Богу.

Так вот, идолопоклонство – это когда место Бога занимает что-то другое или кто-то другой, но в православном учении такого нет. Если мы будем ссылаться на какие-то злоупотребления – то они были всегда, и, наверное, нет такой области человеческой деятельности, где не вкрались бы те или иные злоупотребления или неправильные мнения. Но эти злоупотребления не могут претендовать на выражение подлинно христианского понимания. Я так понимаю, что этот вопрос об идолопоклонстве адресован все-таки именно христианской вере в ее совокупности, а не каким-то, скажем так, отклонениям, которые, конечно, в те или иные исторические моменты были, есть и, наверное, еще будут.

В Священном Писании есть прообразы Креста Господня, о которых нам говорит и сегодняшнее богослужение в частности. Например, когда израильский народ, который путешествовал по пустыне, стали жалить ядовитые змеи, то Моисей взял древо, сделал изображение медного змея, повесил на это древо, и те ужаленные израильтяне, которые взирали на этот образ, получали исцеление. И именно в духовном осмыслении Священного Писания это был прообраз Креста. Даже переход через Чермное море тоже содержал прообраз Креста, потому что для того, чтобы расступились воды, Моисей жезлом совершил движение сверху вниз, а когда смыкались воды, он совершил движение слева направо. И в этом тоже церковное Предание, литургическое Предание видит символ Креста.

И даже, казалось бы, в таком эпизоде Ветхого Завета, когда Иаков (он же Израиль) благословляет своих сыновей, почему-то он возлагает на них руки крестообразно, то есть одну руку через другую. И эта подробность Священного Писания осмысляется в богослужении. В частности, в каноне сегодняшней службы читалось: именно когда Иаков благословлял своих сыновей, там стоят такие слова, они немного трудные для понимания в силу языка: «Темже подмневся тако испрельститися, не измени жизноноснаго образа». То есть он был заподозрен в ошибке, что сделал что-то не так, потому что, наверное, следовало бы возложить руки на сыновей следующим образом – не скрещивая, но он почему-то руки свои перекрестил. В этом мы тоже видим прообраз Креста Господня, и церковное Предание именно так осмысляет эти события.

– Какую силу имеет крестное знамение? Вообще как получилось, что православные христиане из древности начинают осенять себя крестным знамением? И какие эти крестные знамения были?

– Надо сказать, что осенение себя крестным знамением восходит к глубокой древности. Святитель Василий Великий (кому из наших зрителей интересно, могут прочитать) в его письме к Амфилохию Иконийскому рассматривает различные элементы церковного Предания и свидетельствует, что с глубокой древности осенение крестом (в том числе пищи, как пишет святитель Василий Великий) бытовало в христианской среде как следствие почитания Креста Господня.

С точки зрения человека, не верующего в это или нецерковного, изображение на себе креста – это просто символ, но для нас, христиан, это духовное действие. Можно сказать с определенной оговоркой, что это своего рода таинство. Как есть, допустим, Таинство крещения или другие таинства, то есть такие действия, совершая которые мы приобщаемся благодати Божией. В этом смысле осенение себя крестом – это не просто почитание Креста, а это соприкосновение с той благодатью, которую принес Христос. Эта благодать нас защищает и охраняет. И каждый человек, который так или иначе терпел в своем сердце духовную борьбу с теми или иными страстями и грехами, знает это, что страсти ослабевают, когда человек осеняет себя крестным знамением. Это непостижимо, это нам известно из опыта духовной жизни, это невозможно как-то рационально обосновать, но из практики духовной жизни, духовной борьбы мы знаем, что крестное знамение прогоняет бесов и умиряет страсти, освящает предметы, воду. И даже Святые Дары, преложение которых происходит на литургии, крестообразно осеняются священником во время молитвы.

– Крест – это орудие казни, и в то же самое время Ипполит Римский говорит, что крест – это победа над смертью. Можно ли как-то это понять и раскрыть более широко?

– Можно даже дополнить эти слова, что крест – это символ любви. У нас привыкли, что если хотят изобразить символ любви, рисуют сердечко, что может выглядеть несколько пошло, обыденно, но все-таки крест – это символ любви. Почему? Потому что Господь захотел разделить с нами наши страдания. Неуязвимый Бог, сознательно став Человеком, сделал Себя уязвимым для страданий, для того, чтобы на Своем опыте перетерпеть те мучения, которые может терпеть человек: и физические мучения, и страдания и мучения, связанные со смертью. Господь избирает этот путь, Он как бы во всем пытается разделить нашу жизнь с нами. И на этот шаг Его влечет любовь, которую Он имеет к нам, потому что любящему сердцу невозможно со стороны просто наблюдать.

Как бы мы действовали, если бы какой-то человек страдал и у нас, например, есть возможность его избавить от этого? Мы что-то такое делаем и человека от страданий избавляем. Но Господь, помимо того что избавляет нас от страданий, захотел еще Сам их претерпеть. Представим себе, что врач, одновременно с тем, что он лечит пациента, еще и заболевает той болезнью, которой болеет пациент, вместе с ним эту болезнь на себе несет, а потом исцеляет человека. Но так не бывает в реальной жизни, если только случайно это не произойдет.

А Господь поступает именно так: Он и избавляет нас от греха, от проклятия и смерти, и сопереживает, и соучаствует с нами в наших страданиях. Поэтому я и сказал, что крест – это символ любви. И, конечно, здесь любовь побеждает смерть. Христос умирает и воскресает, и действительно, то орудие, которое по замыслу темных сил, по замыслу дьявола должно было уничтожить Христа, делается орудием воскресения, орудием жизни. В этом смысле, конечно, крест – это символ победы над смертью.  

– Зачем Христос вочеловечился? Зачем нужны были эти жертвы и страдания?

– Вы знаете, человек даже в обычной житейской ситуации, когда желает помочь другому, может прийти сам, а может попросить кого-то другого это сделать. И мы понимаем, что когда мы идем и выручаем товарища сами, то этот поступок, конечно, гораздо выше, чем если мы попросим о помощи кого-то другого. Это исходя из житейских, моральных соображений. На самом деле здесь все гораздо глубже.

Мы знаем, что у Господа был изначальный замысел не просто спасти человека, ведь спасение потребовалось, потому что человек пал. Но у Господа был изначальный замысел обожить человека, то есть жить в единстве с человеком таким образом, чтобы человек постепенно усвоил по благодати те свойства, которые Господь имеет по Своей природе, как бы стал вторым богом после Бога. Задача сделать человека богом по благодати – это тот изначальный замысел, который Господь имеет о человеке. Но этот замысел осуществился не сразу, потому что человек, наделенный свободой воли, внес в этот замысел некоторые изменения: человек пал, отступил, вместо того труда над собой, который Господь ему предложил. А в чем состоял этот труд? «Исполни заповедь, не вкушай от этого древа, возделывай сад» – Господь предлагал человеку путь труда над собой, внутреннего и внешнего делания. Но дьявол оклеветал Бога, при этом предложив человеку как будто бы более простой путь: «Вкуси – и станешь как Бог».

Эти события лежат в основе целого ряда последующих событий, в число которых входят Страдания Господни. Человек пал – и в самой природе человека произошли изменения, с человеческой точки зрения необратимые. В чем заключались эти изменения? Прежде всего, одно из самых главных изменений – это поражение человеческой воли, болезнь воли, которая заключается, в частности, в том, что каждый человек понимает: чтобы сделать добро, необходимо предпринять какие-то усилия, но часто зло дается безо всяких усилий. И вот это первое и, скажем так, самое серьезное и важное последствие падения первых людей – воля человека как будто бы заболела.

И уже как следствие болезни воли, уклонения во зло и в грех возникла с человеком вторая беда – человеческая смерть. Нельзя в строгом смысле сказать, что Господь создал человека сразу бессмертным. Как нас учат святые отцы, Он создал человека способным к бессмертию. Человек это бессмертие мог получить через соблюдение заповедей Божиих. Эта мысль содержится в одной из центральных молитв Божественной литургии святителя Василия Великого: вечная жизнь через соблюдение заповедей. И человек, отойдя от Бога, тем самым разорвав связь с источником жизни, соответственно и потерял эту вечную жизнь. Поэтому существование и жизнь его физической, материальной стороны – его тела – стала ограниченной. И каким-то образом Господь должен был все это исправить, потому что отныне, с этого момента, спасение должно было в себя включать не только обожение, не только выведение человека в некий плюс, но и выведение его из некоего минуса. То есть нужно было человека избавить от власти греха, от мучений и страданий, которые в конце концов приносит грех, и нужно было избавить человека от смерти. То есть человеческая природа, отпавшая и павшая, должна была пройти какой-то новый путь, благодаря которому она бы возродилась.

Но поскольку каждый человек в данном случае входит в число потомков Адама и Евы и является павшим, значит, должен был быть кто-то, в ком бы человеческая природа получила вот это новое, лишенное греха, страданий и смерти существование. Такой Личностью становится Второе Лицо Святой Троицы – Сын Божий. Ведь что происходит в воплощении? Господь не просто воспринимает человеческую природу. Если выражаться более точно, то мы не можем здесь сказать, что как будто бы человеческая природа Христа имела какое-то существование до Него и без Него. Нет, когда плоть и душа Христовы образуются во чреве Девы Марии, они уже получают свое бытие, свое существование в Ипостаси Бога Слова, то есть изначально в абсолютно новых условиях, доселе (с момента грехопадения) неведомых человеку. И, по крайней мере, в Лице Христа мы видим абсолютно нового Человека (как говорит Священное Писание – Нового Адама), в Котором и душа, и плоть человеческие живут в таком состоянии, в каком они должны были бы пребывать в вечной жизни.

Христос является, помимо сказанного нами, совершенно Новым Человеком, Богочеловеком, но тем не менее есть очень важный момент, что человеческая природа Христа единосущна нашей. То есть по природе мы и Богочеловек Христос  – одно. Эта природа имеет новые возрожденные свойства, так же как наша природа, к сожалению, имеет свойства греха. Но это именно свойства, то есть это то, что не касается сути, это некое искажение природы, некая ее болезнь. Поэтому на самом деле, при всей разнице самого существования и состояния, по сути человеческая природа Христа и наша – это одна и та же человеческая природа. Соответственно, помимо новой жизни, которая есть во Христе, есть и глубокая связь между нами, что, по мысли апостола Павла, позволяет говорить следующее: как когда-то через Адама-человека все получили смерть и падение, так и через Нового Адама, Нового Человека Христа, через Его праведность, страдания, смерть и воскресение все получают благодать Божию к жизни. То есть как тогда пал человек, так и тут нужно было, чтобы возродился опять-таки человек. Но поскольку своими усилиями человечество это не могло сделать, это берет на Себя Господь, удивительным образом Сам становясь Человеком.

Может быть, я ушел в некоторые подробности, но эту перспективу от грехопадения до вочеловечивания Господа нужно видеть, только тогда мы будем правильно понимать тему Боговоплощения. Именно потому, что человек отпал в грех, отныне для Господа путь нашего спасения лежит через Крест.

Преподобный Максим Исповедник очень интересно объясняет этот момент: «Обратная сторона греховного наслаждения, которому подверглись первые люди, – это страдания и смерть как возмездие за незаконное наслаждение, которое происходит не от Бога, а которое человек пытается получить от материального мира, как бы пытаясь жизнь получить от этого мира, а не от Бога». Со Христом происходит нечто обратное: Он страдает так, как будто бы Он действительно совершил все грехи этого мира, хотя Он ни одного греха не совершал. И в силу этого те, кто соединяется со Христом через Таинство крещения, также получают освобождение от этого возмездия, этого страдания за грех.

И очень интересно преподобный Максим говорит о смысле страданий христиан. Он говорит, что если обычный человек страдает в некое возмездие за свои грехи, в том числе и умирает, то человек, получивший новую жизнь во Христе через крещение, даже если страдает, его страдания уже не есть возмездие за грехи, а соучастие в спасительных Страданиях Христовых. Поэтому такие удивительные и глубокие мысли предлагает нам Священное Предание и святые отцы, и на самом деле здесь крест как повод вообще осмысления всей духовной истории человечества.

– Напомню еще один эпизод сегодняшнего праздника: помимо Воздвижения,  обретения Креста Константином и Еленой, еще нужно упомянуть возвращение Креста, когда император Ираклий возвращает его из персидского плена, освобождает патриарха Захарию и они идут в Иерусалим возвращать Крест на место. И происходит невероятное: император не может внести Крест в храм. Тогда патриарх Захария говорит Ираклию, что нужно переодеться в ту одежду, в которой Христос его нес, потому что Он нес его в убогом рубище, а не в царских одеждах, не в порфире. И тогда император заносит Крест на его законное место. Отсюда вопрос. Есть такое выражение – «каждый человек несет свой крест по жизни», маленький или сложный. Жизненный крест (правильнее сказать, что это метафора в нашей жизни) – что это такое? Как человек несет свой крест по жизни?

– Вы знаете, в молитве, которая сопровождает Таинство крещения, содержится такая мысль: мы просим, чтобы человек не отрекся от имени Христова. В этом смысле Крест Христов – абсолютно правильно говорят, что это некие трудности, некие жизненные испытания, которые есть у человека. Но мне кажется, что это все-таки уже нечто второстепенное. Потому что на самом деле что такое несение креста? Если мы обратимся к Священному Писанию, попытаемся все-таки понять подлинный смысл этих слов – о чем говорит Христос? Ведь о крестоношении говорит Сам Господь: «Кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня».

О чем это? На самом деле перед этим Христос произносит следующие слова, которые, конечно, многих смущают: «Кто любит сына или дочь больше Меня, тот не достоин Меня. Кто любит отца или мать больше Меня, не достоин Меня…» И дальше: «Кто не берет креста и не следует за Мной, тот не достоин Меня». А о чем здесь идет речь? Почему Христос, Который укорял фарисеев, что они шли на такой хитрый шаг: жертвовали деньги в храм и считали, что родителям уже можно не помогать и не обеспечивать их (вот такая благочестивая отговорка), – обвиняя фарисеев за такое хитроумное проявление неуважения к родителям, вдруг говорит, что, оказывается, нужно делать какой-то выбор между Им и родителями?

Обратимся к исторической обстановке. Что тогда происходило? Ведь действительно Христова вера, с одной стороны, объединила многих, но и многих разделила. Почему? Кто-то в семье принял Христа, кто-то не принял, кто-то стал христианином, кто-то остался убежденным сторонником фарисеев. И поскольку древнее общество – это общество патриархальное, воспитанное в уважении к семье и родителям, человек мог встать перед таким соблазном: «Ведь родители плохого не посоветуют. Раз уж меня воспитали в моей отеческой вере, а Христос говорит что-то новое – разве я могу оставить эту веру? Может быть, я должен остаться именно в том состоянии, в том религиозном воспитании, которое получил с детства?» И поэтому Христос, понимая, что у человека будет такая дилемма, говорит, что истина – самое главное, что никакие другие соображения любви к родителям, уважения к традиции не могут быть оправданием того, чтобы отвергнуть Его. Поэтому в этом смысле нужно делать выбор в пользу Христа, а не в пользу, скажем, того мировоззрения, которое человеку готово навязать его культурное или этническое окружение.

Как сейчас многие рассуждают? «Ты родился в такой религии? Ну и оставайся…»  Мы рассуждаем таким образом, как будто истины не существует, ее не нужно искать, но поиск истины – это всегда выбор, это отказ в том числе и от заблуждений. И, конечно, христиане, делая такой выбор, волей-неволей терпели страдания. Какие? Во-первых, внутренние, ведь не все были согласны на такое: «Знаете, мама, папа, я буду христианином, но при этом буду любящим сыном». Они говорят: «Нет, ты больше нам не сын, если ты принимаешь Христа». Это и внутреннее страдание, это и некий опыт общественного осуждения, отторжения от той среды, в которой было получено изначально воспитание.

Представим себе, что человек, живя в монокультурной, монорелигиозной среде, принимает новую веру – это не пройдет для него бесследно, это будет связано с рядом не только внутренних мучений, но и, может быть, часто и внешних неприятностей. И в этом смысле Крест Христов – это те тяготы жизни, которые мы терпим благодаря исповеданию Христа. То есть не всякая тяга жизни, не всякое страдание будет являться крестоношением в христианском смысле этого слова, а именно то, которое за имя Христово.

– Часто задают вопрос о том, какой крест нужно носить. Есть восьмиугольные, четвероугольные, какие-то католические, когда ноги Христа соединены и один гвоздь, у католиков три гвоздя вбиты в плоть Христа, у нас – четыре. Спрашивают, какой нательный крестик правильно носить.

– Есть Крест Христов, но исторически. В истории Церкви были разные способы изображения креста, разные художественные, ремесленные традиции изготовления крестов. Поэтому если есть крест, который мы почитаем как Крест Христов, то на самом деле все равно, какой крест носить. Потому что если мы будем изучать историю, археологию, мы поймем, что в истории христианской Православной Церкви бытовали всевозможные изображения крестов, поэтому делить в данном случае на католические и православные не всегда правильно даже с исторической точки зрения. Тот же самый восьмиконечный крест – известно, что он имеет уже позднее происхождение. Если говорить о древних формах креста, именно как они изображались в художественном плане, это, как правило, четырехконечные или шестиконечные кресты, но это не принципиальный вопрос. Если есть крест и мы почитаем его как Крест Христов, то мы должны иметь к нему соответственное отношение и не забивать себе голову вопросами, какой крест нужно купить.

– Но обязательно освященный православным священником…

– Здесь есть интересный момент, что все-таки на самом деле крестом освящается все, и омовение креста святой водой – это обряд почитания креста как святыни. То есть мы не можем сказать, что крест, на котором написано имя Христово, изображен Христос, – не крест, а когда мы окропили его святой водой, он становится крестом. Согласитесь, это несколько абсурдно. Если это не крест и мы сделаем с ним что-то неблагоговейное, значит, что – не согрешим? Согрешим. Почему? Потому что это крест Христов. Поэтому освящение креста все-таки имеет значение не столько освящения, посвящения некоего предмета в кресты, а имеет значение как бы благоговейного отношения, почитания этой святыни, которая как раз все собой освящает.

Есть очень распространенное суеверие, о котором, мне кажется, нужно сказать, когда люди боятся получить в собственность какой-то чужой крест: или доставшийся от родственников, или, например, когда человек идет по улице и видит, что на земле, в грязи валяется чей-то крестик. Люди боятся поднять, потому что думают, суеверно полагая, что некий крест другого человека перейдет на него. В основе этого, конечно, лежит страх, суеверие. Ну как же не поднять крест, нашу святыню, которая лежит в грязи? Человек, который сделает это, возьмет этот крест, помоет его, почистит, будет его носить или благоговейно держать дома, наоборот, получит Божье благословение как человек, который проявил почитание к святыне. И крест – это орудие против зла. И если уж использовать, к сожалению, мировоззрение такого рода людей, можно сказать, что через «крест» (в кавычках) ничего плохого передаться не может, как иногда думают.

– У нас очень много разных суеверий в простом народе об этом дне, много пословиц, что если в этот день нарушишь пост, семь смертных грехов на тебя снизойдет; выкладывали крестами около домов, даже там, где животные; если не было крестов, две рябинки скрещивали – очень много информации можно найти на эту тему. Как к этому относится Церковь?

 – Зная, какую силу имеет крестное знамение, Крест Христов, конечно, дьявол пытается как бы всадить в сознание человека различного рода неправильные мнения о кресте, где-то суеверный страх, где-то достаточно странные формы почитания. Хотя я скажу, что, например, Шестой Вселенский Собор запрещает изображение креста на полу, чтобы мы не становились ногами на святыню, поэтому, конечно, если крест где-то вешается, пусть даже и там, где находятся животные, он должен находиться в специальном углу, в некоем чистом месте, где мы могли бы с благоговением взирать на него. Это не бытовой предмет и не предмет решения каких-то бытовых проблем.

– Даже в бане на Руси вешался специальный крест, не многие даже знают о его истории. Сейчас очень много встречается ювелирных украшений, сережек в виде креста. К этому как относиться? А в молодежных движениях, в субкультурах носят перевернутый крест, не совсем осознавая, наверное, или, может, специально это делают. К этому какое отношение у Церкви?

– Мне кажется, всему должно быть свое место. И на самом деле если ты почитаешь Крест Христов и как христианин носишь его на груди – в чем смысл каких-то дополнительных крестов или изображений креста, которые можно вешать так или иначе? Как будто одного креста недостаточно при этом.

С одной стороны, то, что крест становится элементом художественной культуры, некоей ремесленной культуры, в этом ничего плохого нет, то есть это говорит о том, что христианская тема присутствует в человеческой культуре. Но, с другой стороны, наверное, нужно соблюдать какую-то меру, потому что если при употреблении крест теряет свое религиозное значение и становится предметом эпатажа, украшения или надругательства, то, конечно, мы не можем относиться к этому хорошо. Хотя перевернутый крест – это крест, на котором был распят святой апостол Петр, поэтому, может быть, не следует сразу приходить в ужас при виде перевернутого креста, хотя, конечно же, в некоторых субкультурах это используется как некий символ, альтернативный христианству, сатанинский символ в том числе.

– Последний мой вопрос будет касаться богослужения. Те, кто сегодня присутствовал на богослужении, могли видеть особый чин. Можно подробнее рассказать о том, что происходило на вечерней службе?

– На самом деле история этого чина очень простая. У всех людей, которые обрели Честное Древо Креста Господня, в частности у архиепископа Макария, возникло желание благословить народ Крестом, как часто той или иной святыней священники осеняют и благословляют народ. Поэтому это было совершено на четыре стороны света для того, чтобы благословить всех тех, кто собрался тогда почтить Крест Христов. В общем-то, на богослужении в чине воздвижения Креста мы как бы воспроизводим то историческое событие, то благословение, которое преподал архиепископ Макарий верующим, а сейчас, воздвигая Крест Христов, мы тем самым благословляем всех тех, кто собрался в храме.

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать