Беседы с батюшкой. Святой равноапостольный великий князь Владимир

26 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе имени М.А. Шолохова священник Марк Кравченко. Передача из Москвы.

– Почему князя Владимира называют святым, равноапостольным и великим?

– Все эти три определения связаны с тем великим служением русского народа и государственности в целом, которое было положено краеугольным камнем в основание нашего Отечества и веры православной в Земле Русской. И начато это служение именно трудами князя Владимира.

Равноапостольным он называется в силу того, что был первым человеком, с которым крестился весь народ на Руси. Мы знаем, что ранее была крещена княгиня Ольга и многие другие мученики (Федор и Иоанн, к примеру), люди известные и малоизвестные исповедовали христианство и до крещения Руси, но именно в масштабах государства, когда крестятся и князь, и простолюдины – все от мала до велика, это было только при князе Владимире. Благодаря его трудам распространения веры Христовой в пределах его земель он и назван равноапостольным, потому что, как и апостолы, трудился на ниве проповеди Христова Евангелия, положил ради нее много сил и здоровья. Собственно, крестившись, всю свою жизнь он посвятил Богу и трудился ради того, чтобы, освободившись из языческого плена греховного, стать действительно просвещенным светом Христова учения.

– Поэтому он и святой, и великий?

– Да, в силу того, что он уже до крещения Руси пользовался популярностью (как сказали бы мы сейчас), и эта популярность еще больше усилилась с проповедью Христова Евангелия, с теми заботами по благоустройству государства, которые он взял на себя после крещения Руси. Благодаря всему этому люди и дали ему определения – великий князь, равноапостольный, Красное Солнышко, потому как видели его отеческую любовь, старание, заботу, благодаря которым народ доверял князю (что сейчас подчас немыслимо, когда люди не доверяют власти, к сожалению, а власть не доверяет народу). Такое наименование никому из князей ни до, ни после не давали. Мы видим в князе Владимире пример тех взаимоотношений, которые замечательно возводят наш ум к тому яркому и красочному образу, воспетому в том числе в церковных песнопениях, которые мы поем, когда совершаем богослужение в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. Эти песнопения являются тем избытком чувств, от которого уста глаголют.

– Князь Владимир выбрал для Руси православие. Каков исторический смысл этого выбора?

– Исторический смысл велик. Ведь князю Владимиру можно было выбрать любую веру. И мусульмане приходили к нему, и иудеи, и со стороны немцев было предложено принять крещение князю и его народу, но Владимир принял греческое православие. Хотя тогда, как мы знаем, раскола еще не было, но тенденция устремления к земной власти уже была заметна в римско-католическом ответвлении православной веры. А князю хотелось, чтобы на Руси православие было воспринято немного по-другому. Поэтому, когда мы читаем его житие, и в истории, и в летописях, то понимаем, что он не просто принял православие, а фактически его завоевал, чтобы впоследствии на все будущие столетия русский народ был не зависел ни от греков, ни от немцев, ни от кого-то еще.

Эта независимость и позволила нам сейчас иметь ту Церковь, которая наряду с другими Поместными Церквями по численности уже даже превосходит те, что в древности были более славными. Благодаря князю Владимиру Церковь Русская имеет своего предстоятеля. Конечно, исторически мы отдаем дань Греческой Церкви как той, от которой восприняли крещение. Но в целом заслуга князя Владимира состоит в том, что то, что после крещения он оставил и буйность языческой жизни, и гордость, и прочие свойства, что позволило ему пойти путем, отличным от руководителей многих других, даже христианских, государств, которые и поныне являются зависимыми от других государств и Церквей. Им был выбран иной исторический путь.

Проявленная князем Владимиром независимость, когда он, показав свою силу, завоевал Херсонес и потребовал принцессу Анну, как раз и заложила тот факт равнозначных отношений, которых греки не хотели, но которые Владимир, как говорится, навязал мечом. И когда нас убеждают, что Русь крестили обманом или еще как-то, то это, конечно, ложь и незнание истории. Потому что веру не навязали князю Владимиру, не он находился в какой-то ущербной ситуации, а, наоборот, Византийская империя в тот момент переживала распри, внутренние нестроения, междоусобицы, и Владимир, в том числе и поэтому, Промыслом Божиим смог крестить Русь, так как это невозможно было бы сделать ранее. Поэтому падение Херсонеса, города, считавшегося одним из ключевых для Византийской империи, стало ощутимым ударом, который позволил диктовать условия на равных.

И еще один момент, который следует упомянуть: исторически, если бы (хотя, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения) князь Владимир крестил Русь не в православие, а, к примеру, принял бы мусульманство, то христианская Европа гораздо раньше исчезла бы с лица Земли. И то, что мы видим в Европе сейчас, когда христианские храмы закрываются и превращаются в мечети, произошло бы гораздо раньше. Христианство сохранялось в Европе именно благодаря тому, что Русь приняла православие и князь Владимир укрепил свое государство, расширил его до тех пределов, которые были бы невозможны, если бы он был язычником и покорял бы только с мечом в руках.

Благодаря его равноапостольным трудам земли присоединялись на добровольных началах многими князями, видевшими в князе Владимире человека, который не предаст, а будет действительно надежным братом и защитником. Для язычника это подчас недостижимый идеал: он ожидает удара в спину, а христианская любовь князя Владимира к людям, ко всем, с кем он общался, позволяла укреплять границы Руси, хотя в то же время, как мы знаем, он продолжал делать это и мечом во время набегов, совершаемых другими народами. Поэтому князю Владимиру Европа в общем-то тоже обязана. И то, что сейчас она отдает свои христианские святыни под мечети, тоже свидетельствует нам о многом. С одной стороны, о том, что на Руси нет князя Владимира, который бы защитил Европу. С другой стороны, понятно, что так происходит из-за упадка христианства в Европе. Ее население, утратив христианские ценности, пришло к такому состоянию, что их порабощают – духовно, физически, материально. Конечно, мы видим протест этому, но я думаю, что европейцам надо бы все-таки вспомнить князя Владимира, помолиться ему, чтобы он избавил их от невзгод, междоусобиц, нестроений, того потока греха, который устремляется в том числе из Европы и к нам.

– А каковы те ценности и принципы, которые лежат в основе православия и являются мощным толчком для развития культуры, цивилизации?

– Мы с вами знаем, что любой человек любого вероисповедания, может быть, даже и неверующий, все равно от сотворения мира имеет нравственный закон, данный Богом. И знает, образно говоря, что такое хорошо и что такое плохо. Когда человек эти ценности теряет, что неминуемо происходит, как только он начинает грешить, то начинается смерть человека, его родословной, народа в целом. Недаром святые отцы говорят, что грех есть начало смерти. Поэтому христианство, православие дает нам ту жизнь в Боге и с Богом, благодаря которой человек не превращается в животное и не становится потом еще хуже скота, а, напротив, взращивает в себе образ Божий и, следуя за Христом, спасает и душу, и тело.

Ведь мы знаем, что история, в том числе нашего многострадального государства, неразрывно связана с тем фактом, что как только оскудевала вера, мы терпели унижения от неприятелей. И напротив, подчас даже не имея каких-то материальных возможностей противостоять превосходящим силам противника, с верой в Бога наши воины творили чудеса. Поэтому до сих пор Европа помнит и Ушакова, и Суворова, и многих других наших полководцев, которые спасали неблагодарную Европу от тех многих бедствий, которые она бы претерпевала, если бы не русский штык.

– А Великая Отечественная война – это проявление духа предков? Ведь формально народ был неправославным?

– Знаете, как свидетельствовали многие воины, ряды духовенства, которое было расстреляно, уничтожено, сослано в лагеря и ссылки, восполнило духовенство, пришедшее с полей сражений. Мы знаем и архимандрита Кирилла Павлова, и многих других священнослужителей, славные жизнеописания которых читаем уже как жития святых. На войне неверующих не было, а если они и были, то мы видим, что неверующие люди не возвращались с полей гораздо чаще, чем люди верующие. Об этом говорят воины афганцы и многие другие. То, что люди уверовали в Бога в пламени войны, увидев все самое страшное, привнесло в Церковь ту крепкую веру и крепкое стояние в истине, благодаря которым Церковь выстояла до нынешних дней, невзирая ни на какие хрущевские гонения и другие трагические события, личные или общенациональные. Поэтому здесь мы можем однозначно сказать, что вера утверждает человека во всем. И христианин никогда не будет чего-то бояться, потому что боится он одного – прогневать Бога. Боится греха, а все остальное для него не столь важно.

– Ваш храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира находится при Казачьем кадетском корпусе. Расскажите, как жизнь корпуса связана с жизнью Вашего храма?

– Наш храм был построен три с небольшим года назад, для того чтобы кадеты, которые обучаются с пятого по одиннадцатый классы, не ездили куда-то далеко, тем более что сопровождение группы мальчишек, да и вообще детей представляет большие сложности. В Москве иной раз сложно улицу перейти без риска для жизни, поэтому сопровождающие испытывали трудности. Обучаясь именно в Казачьем кадетском корпусе, кадеты учились в том числе и тем казачьим традициям, которые неразрывно связаны с православием: они посещали Николо-Перервенский монастырь или храм Влахернской иконы Божией Матери, который находится в Кузьминках, но это было и неудобно, и рискованно. Тем более, что расписание у кадет составлено очень и очень плотно: много секций, кружков, и найти какое-то дополнительное время, которое тратилось бы на дорогу, еще более сложно.

Поэтому было решено построить сначала часовню, затем к ней пристроили алтарь, и по благословению Патриарха Кирилла уже храм был освящен епископом Воскресенским Саввой, викарием Святейшего Патриарха. Меня с первых дней назначили его настоятелем. Впоследствии храм и алтарь расширили, пристроили колокольню, потому что кадеты стали приходить в храм-часовню, а она изначально была рассчитана всего на 50 человек, и мы, конечно, не справлялись с тем, чтобы мальчишки не мерзли на улице.

У нас обучается около 380 кадет, и на данный момент храм тоже маловат. Спокойно стоять и молиться в нем могут 150 человек, и когда в начале года брать благословение приходит весь кадетский корпус, то мы вынуждены как-то делить их на группы. Ребята стоят на улице, где мы сделали навес рядом с храмом, чтобы хотя бы не дул ветер и не лил дождь. Ведь на нашей совести и здоровье наших детей. К кадетам я отношусь как к своим детям. Когда меня спрашивают: «Батюшка, сколько у Вас детей?», я говорю, что восемь своих и 380 приемных. Поэтому мы стараемся создать для них все условия. Под уличным навесом положили деревянный настил, чтобы мальчишки, приходящие к нам в храм, не стояли бы совсем на асфальте. И в том числе чтобы не было претензий со стороны родителей, потому что родители у кадет тоже разные и потому что им тоже важно, чтобы дети не простужались. В будущем, я надеюсь, с Божией помощью в Кузьминках будет построен храм еще большего размера, чтобы он мог вмещать больше кадет и местных жителей.

Сейчас наш храм единственный на территории Кузьминок, остальные, даже если рядом, относятся к другим районам. Влахернский храм – к Выхино-Жулебино, храм святителя Тихона – к Люблино, фактически наш храм один на 120 тысяч человек населения. Даже если предположить, что часть людей другой веры или атеистически настроены, все равно наш храм на 150 человек – это капля в море. Конечно, работы непочатый край, особенно, учитывая то, что раньше храма не было, а сейчас храм наш Божиим Промыслом построен так, что в него могут приходить и жители из города, не только кадеты.

Вот сейчас у нас в храме молятся лишь несколько кадет, которые живут рядом, остальные разъехались на каникулы, и к нам приходят местные жители, которые тоже нуждаются в храме Божием и которым далеко добираться куда-то еще. Поэтому наш храм несет служение не только по окормлению Казачьего кадетского корпуса, но и является тем светильником для жителей микрорайона, к которому они могут прийти, затеплить свечу перед иконой Спасителя, помолиться о живых и усопших, и это очень важно. А наши бабушки, когда видят, как к нам на литургию приходят кадеты, иной раз плачут, умиляются или переживают, что их дети, внуки не ходят в храм. И это тоже служит воспитанием: и для старых, и для молодых.

– Как я понимаю, жизнь храма тесно вплетена в жизнь кадетского корпуса?

– Так издревле было на Руси, что при каких-либо более-менее значимых учебных заведениях всегда находился храм, что с молодых корней воспитывало людей не в грехе, а в добродетелях Божиих. Этот свет никогда не должен угасать, и я считаю, что каждое нормальное высшее учебное заведение должно иметь свой храм. К такой традиции на Руси стали возвращаться, мы видим, что и при высших учебных заведениях, и при других устраиваются храмы, молельные комнаты или налаживаются взаимоотношения с храмами, которые находятся рядом, чтобы они окормляли то или иное высшее учебное заведение.

Если мы этого совершать не будем, то свято место пусто не бывает – его займут сектанты, иноверцы, проповедники, может быть, даже те, кто увлекается сатанизмом, и мы можем просто потерять молодежь как будущее нашей страны.

– То есть кадеты ходят на литургию по воскресеньям и, на праздники?

– Нет, кадеты по договоренности ходят среди недели. На субботу и воскресенье они разъезжаются по домам, в короткодневный отпуск к родителям, а с понедельника по пятницу мы выбираем дни, когда чествуются те или иные воины, покровители земли Русской, праздники, связанные с историей казачества. Например, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы всегда на литургии бывают кадеты.

У нас есть договоренность с руководством кадетского корпуса, подписано соглашение, на основании которого осуществляется взаимодействие. Мы даже меняем расписание для тех литургий, на которые приходят кадеты, чтобы это было не в ущерб занятиям, и богослужения начинаются в 7 часов утра, тогда как в обычном расписании – в 8 часов. Для того чтобы кадеты побыли на литургии, а потом смогли спокойно позавтракать и успеть на занятия. Такая договоренность достигнута, ведь если бы они ходили на службу и пропускали занятия, нам бы высказывали претензии те или иные структуры, министерство образования например. А нашей целью является духовное окормление и соработничество в деле воспитания, поэтому каждый идет навстречу, как может.

– Отец Марк, как вера в Бога связана с воспитанием будущего мужчины, защитника Отечества?

– Для любого человека, пока он жив, важно заботиться и о душе, и о теле. Когда человек заботится только о теле, то неминуемо гибнет душа. А гибнет душа – гибнет и тело. Достаточно привести пример с пьянством, курением, наркотиками. Если человек с какой-то страстью не борется, он от нее впоследствии и погибает. Очень примечательный символ есть у сатанистов – змея жрет свой хвост. Собственно, жизнь грешника подобна этому символу, то есть он занимается самоуничтожением. Поэтому воспитание хоть мальчиков, хоть девочек, хоть самовоспитание взрослого человека, который обратился к Богу в зрелом возрасте (как к примеру княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, крестившаяся в 60 лет), всегда связано с тем, чтобы человек заботился и о душе, и о теле. Мы всегда помним слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил о том, что молитва Богу – это живая вода для нашей души, а таинства церковные – это полноценное питание. Каждый помнит, когда он покормил свое тело, но не каждый может сразу ответить на вопрос, когда он кормил душу. И вот это самое печальное в нашем обществе – люди становятся как биороботы, то есть они все потребляют, а если и производят, то тщетное, в силу того что оно направлено только на суетную земную жизнь. А чтобы человек был гармоничен, чтобы он развивался полноценно, он должен быть сыт, обут, одет и духовно, и физически. Чтобы не было никаких перекосов. Чтобы здоровое тело позволяло заботиться о здоровье души. И если этого не будет, мы не сможем воспитать подрастающее поколение. Вера здесь – это краеугольный камень, на котором зиждется жизнь человека, благодаря которому происходит его возрастание.

Господь говорит нам, что кому больше дано, с того больше спросится, поэтому мы стараемся доводить до кадет мысль, что они не маленькие, а взрослые, и с каждым годом спрос с них все больше и ответственность все выше. Только с больных спрос не увеличивают, а если человек здоров, то и учителя, и родители, и воспитатели – все возлагают на него всё больше и больше надежд. Чтобы, достигнув зрелого возраста, ребенок мог послужить и Отечеству, и Церкви, и вере православной, как об этом всегда, принимая присягу, или когда вручается чин, присваиваются награды, казаки свидетельствуют замечательными словами: «Служу вере, Отечеству, казачеству». Поэтому служение вере православной для учащихся нашего Казачьего кадетского корпуса тоже является основополагающим.

Другой вопрос, что не все кадеты выросли в верующей семье, не все это осознали, но наша задача посеять, а дальше кто-то в течение жизни будет поливать посеянное, может быть, даже и Сам Господь, скорбями вразумит этого кадета, который, уже став взрослым человеком, будет знать, куда, в какую гавань, к какому маяку он должен возвратиться. Здесь учение Христово, которое мы проповедуем кадетам, позволяет человеку, как определенному цветку, показать свой цвет, раскрыться, созреть либо весной, либо осенью. Все зависит от человека, от его воспитания, от того, какая родословная, какое воспитание и отношения дома.

К сожалению, иной раз у нас складывается такая печальная ситуация, что ребенок, побыв два дня дома, становится хуже, чем был в предыдущие пять дней. Очень больно видеть, когда папа с сигаретой в зубах, ругаясь матом, забирает ребенка домой – понимаешь, что эти два дня ему не будут говорить ни о Боге, ни о чести, ни о чем-то еще. Вот это самое печальное.

Кроме служб, кадеты посещают встречи со священниками, которые у нас проходят каждую неделю, а дьякон и алтарники преподают основы православной культуры (они имеют богословское образование, что позволяет им преподавать). Чтобы в любом случае кадеты не были лишены беседы с батюшкой, а когда они приходят в храм, то могут побеседовать со мной, и самая важная беседа – исповедь, когда подросток, ребенок может задать какой-то вопрос священнику без стеснения и получить добрый совет. Поэтому очень важно, что у кадет есть такая возможность.

Собственно, между ребятами, которые поступали после того, как уже был открыт храм, и теми, кто учился, когда его еще не было, уже заметна разница. О ней мне свидетельствуют преподаватели и воспитатели кадетского корпуса.

– В чем же эта разница?

– А просто, как сказал наш директор Николай Николаевич, дети светлее становятся. В храм сходят, помолятся – и другие. Они ходят как шелковые, вроде ругать их там никто не ругал, но при этом они как одухотворенные, меньше дерутся, меньше ссорятся, меньше нападают друг на друга. Потому что это же мальчишки: им хочется побегать, посуетиться, а там кто-то кого-то толкнул, а тот не в настроении, всё как в обычной жизни. Обычная, большая семья, где все зависит от того, какую духовную атмосферу создают родители, а в данной нашей ситуации это директор, преподаватели, воспитатели, и в том числе священник с помощниками.

– А преподаватели, воспитатели – верующие люди?

– В основном, да. Тем более, что часть из них прошли службу в боевых точках, участвовали в различных конфликтах, – с такими людьми вообще легко беседовать: они помнят те чудеса, которые Господь дал им на поле брани, что они остались в живых в том числе благодаря помощи Божией. Об этом они тоже рассказывают кадетам, и это очень важно. Есть случаи, когда преподаватель верующий, но не воцерковленный, и это опять же задача на будущее для той работы, которую мы ведем и которая должна неустанно продолжаться в том соработничестве, благодаря которому и формируются личности в кадетском корпусе.

– А как долго учатся кадеты? Сколько лет?

– С пятого по одиннадцатый класс. Они приходят к нам из обычной школы. У нас очень большой конкурс, требуется не только хорошая успеваемость, но и физическая подготовка, и здоровье, потому что кадеты занимаются и строевой подготовкой, и многие кружки требуют таких качеств. Вот сейчас наши кадеты участвуют в конном походе «Москва-Берлин», посвященном событиям Великой Отечественной войны, её 70-летнему юбилею. Для кадета очень важно, чтобы он выдержал. Эта школа закладывает стержень и характер на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, конечно, руководству корпуса очень неприятно отказывать, когда мальчишка, скажем, хороший, но здоровье его подвело, или еще что-то не удалось по оценкам.

В целом, понятно, что на нашем учреждении свет клином не сошелся, наш корпус не единственный в России, есть многие другие корпуса. В Москве наш Казачий корпус один, а по России их много: есть и в Подмосковье, и в других регионах, особенно в исконно казачьих, допустим, на Кубани, на территории Всевеликого войска Донского – в Ростовской области, в Ставропольском крае. Везде сейчас казаки стараются возрождать эту традицию, в том числе при участии администрации Президента и поддержке митрополита Кирилла, который возглавляет Отдел взаимодействия с казачеством. Здесь важно то доброе соработничество, которое наметилось между Церковью и учебными заведениями. Именно духовное окормление кадетских корпусов позволяет дать то воспитание, которое порой есть у других народов (у тех же мусульман, живущих на территории нашей страны), но которого не было до последнего времени у основного народа Русской Земли.

Поэтому важно то, что все эти традиции возрождаются, что они зиждутся на православной вере, и дай Бог, чтобы в будущем это доброе соработничество только развивалось и укреплялось. К этому мы и прилагаем все усилия.

– Отец Марк, а Вы можете наблюдать разницу между тем какие пришли мальчики в пятый класс и какими они выпускаются?

–За три года, которые я тут служу, я еще не проследил от начала до конца, но даже то, что ребята все равно меняются, тоже говорит о многом. Об этом в первую очередь свидетельствуют родители, воспитатели и преподаватели кадетского корпуса. Будет неправильно, если я сам буду оценивать свою работу. Тем более что, как я уже говорил, это доброе соработничество, и нельзя говорить, что кто-то сделал больше, а кто-то – меньше. Ведь душа человеческая открыта только одному Богу. Мы со своей стороны делаем что-то, а все остальное делает Бог. И это остальное больше, чем то, что мы посеяли. Как говорят, «цыплят по осени считают». Результат будет виден, может быть, даже не после выпуска, а когда человек создаст свою семью, родит и воспитает нормальных детей, когда благодаря этому новому поколению появится у России будущее и новые поколения, благодаря которым в историю будут вписаны еще сотни, тысячи и миллионы имен, подобных тем, на которых в старину строились исторические победы и благодаря которым мы имеем независимость и духовную, и телесную.

– А какие именно изменения происходят в мальчишках?

– Стараются меньше курить, если кто-то курит. Стараются меньше ругаться. К сожалению, тот же мат, молитва бесу, проник везде. И очень печально видеть, когда дети не обращают внимания на то, что это плохо. Наша задача в первую очередь дать понять мальчишечкам, где «хорошо», где добро, а где зло. Если бы этого не было, они были бы лишены ориентира. А так даже дети из неблагополучных семей приобретают какое-то представление. Наше дело – делать, а успех, как сказал святитель Филарет, – от Бога.

– А имеет значение то, что в кадетском корпусе раздельное обучение: мальчики учатся в мужской среде, отдельно от девчонок? Какой отпечаток это накладывает?

– Знаете, сравнивая их обучение со своим (а я учился в обычной советской школе, где учились и мальчики, и девочки), скажу, что это возвращение к дореволюционной системе образования имеет свой результат. Мальчишки учатся воспринимать девушку как барышню. На Рождественский и Пасхальный балы, которые у нас проводятся, к нашим кадетам приходят барышни. Девочки тоже обучаются в кадетском корпусе, но только отдельно, и они учатся, тренируются, а потом на балу показывают то, чему их научили преподаватели. А мальчики учатся, так сказать, красивой системе ухаживания, когда не просто схватил за руку и сделал предложение, а чтобы это было сделано без плотского вожделения и прочего, что очень важно.

Когда мальчишки учатся одни, они меньше дерутся. Ведь в школе подчас дерутся, для того чтобы понравиться какой-нибудь однокласснице. Это происходит, может быть, на подсознательном уровне, по крайней мере, когда я учился, люди этого не понимали. Некоторые вещи, о которых я не знал, даже когда из школы выпускался, нынешние мальчишки знают уже в пятом классе и задают такие вопросы, что понимаешь: телевидение и интернет сделали очень многое, в том числе в деле разложения нашей молодежи. Важно, чтобы они хоть в какой-то мере воспитывались как будущие воины, в братской, мужской атмосфере, когда нет повода перед кем-то кичиться, драться. Понятно, что всякие моменты бывают, но это уже ребячество. А в целом складывается положительный образ, тем более не секрет, что блудить, к сожалению, подчас начинают даже выпускники школы. Удержать молодежь так, чтобы в одной части корпуса жили одни мальчики, а в другой – девочки, могло бы быть для администрации и воспитателей гораздо сложнее. У нас, можно сказать, школа-интернат, что позволяет ребятам удержаться от многих грехов, в которые они могли бы быть втянуты. Потому что изначальное семейное воспитание у всех разное.

– Скажите, а как православная вера воспитывает мужские качества в ребятах?

– Самое главное свидетельство мужского характера – это мученичество. Не случайно в старину детей воспитывали на житиях святых, и не случайно часто им было интересно читать жития именно мучеников, а не преподобных, как это ни парадоксально. Потому что здесь есть свидетельство стояния за веру, за истину даже до самой смерти. Для каждого христианина образ твердого стояния в вере, истине, в правде Божией, исполнении заповедей, в своем следовании за Христом является основой, на которой возрастает все остальное.

Мы читаем, что часто, даже служа язычникам, такие воины, как Дмитрий Солунский или Георгий Победоносец исполняли свой ратный подвиг так, что были отмечены язычествующими военачальниками и императорами. При всем этом, когда речь касалась отречения от Христа, они проявили ту твердость, которая удивляла даже мучителей. Поэтому и здесь для кадет, которые приходят на службы в праздник Георгия Победоносца или Дмитрия Солунского, примеры, о которых они слышат на проповеди, в рассказах о житиях этих святых, является основополагающим.

Ведь самое главное, чтобы молодежь имела перед своими глазами не просто кумира (и Господь говорит нам: «Не сотвори себе кумира»), а образ Христа, воплощенный в том числе через мученическую кончину подчас обычных людей, которые засвидетельствовали свою веру и стали для нас образцом для подражания. Если человек будет лишен этих образов, чему будет подражать? Естественно, из тьмы вылезут совсем другие кумиры, те, из-за которых некоторые люди выбрасываются из окон, что-то себе колют, пьют, и жизнь их становится совсем другая.

– В преддверие праздника расскажите, какие планируются богослужения в храме и как добраться желающим?

– Наш храм находится в микрорайоне Кузьминки, ближе к станции метро «Волжская». В принципе, можно добраться и от станции «Кузьминки», но от «Волжской» можно и пешком, а от метро «Кузьминки» надо проехать две остановки на любом транспорте в сторону Люблино до Московского казачьего кадетского корпуса. Остановка так и называется, и любой из местных жителей ее знает. Хотя не все местные жители, к сожалению, знают о том, что в Кузьминках есть храм и он действует. Надеемся, что с помощью вашего телеканала местные жители о нем узнают.

Богослужения у нас будут следующие: накануне праздника в 17 часов состоится Всенощное бдение, исповедь мы начинаем чуть раньше, так как храм маленький: молитву перед исповедью начинаем в 16:40. После Всенощного бдения у нас будет небольшой праздничный концерт для прихожан. Так как праздник во вторник, а это рабочий день и не все смогут остаться после молебна, литургии и крестного хода, мы решили провести праздничный концерт именно вечером. В сам день праздника в 8 часов утра будет отслужен молебен, в 9 часов начало часов и Божественной Литургии, по окончании которой будет совершен крестный ход, так как это наш престольный праздник.

Всех Владимиров хотелось бы поздравить с днем ангела! А также поздравить и всех сотрудников внутренних войск с днем небесного покровителя, которым для них является князь Владимир, и, конечно, пригласить всех, кто будет иметь такую возможность, посетить наш храм.

Несмотря на то, что храм построен относительно недавно, Божиим промыслом у нас есть много различных святынь, собранных с разных частей света. У нас есть частица мощей Феодора Ушакова, Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, святой княгини Ольги, других святых. Есть иконы, которые мы освящали на мощах во время паломнических поездок с прихожанами нашего храма в Иерусалим и Грецию. Многие из приходящих с удивлением обнаруживают, что есть, кому помолиться, причем есть образа даже довольно редких святых, которых не увидишь в большинстве московских храмов. Они привезены со Святой Земли, из Греции. Люди, благодаря СМИ, Интернету, телевидению, узнают об этих святых, хотят приложиться, помолиться. Это замечательно и для наших кадет, и для прихожан.

Так что всех поздравляю с днем памяти святого князя Владимира и приглашаю на нашу торжественную службу, которая будет посвящена 1000-летию со дня преставления великого князя. Дай Бог, чтобы страна наша, воинство и все именинники находились под его особым водительством и всегда подражали равноапостольному князю в добром преображении, которое он принес к алтарю Божиего Царства, благодаря чему были устроены храмы по всей нашей земле.

Всем помощи Божией и успехов в трудах молитвами святого равноапостольного князя Владимира!

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Даша Бецис

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать