Беседы с батюшкой. Воздвижение Креста Господня. Богословский смысл праздника

25 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Воздвижение Креста Господня. Богословский смысл праздника». Расскажите, пожалуйста, о смысле этого праздника.

– Смысл его действительно очень красивый, уникальный, глубоко богословский, потому что заставляет каждого человека задуматься, что сделал для нас Христос, какие последствия и какая историческая ценность того жертвенника, на котором была принесена величайшая Жертва в мире – распятие, Жертва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Часто приходится слышать: почему крест, почему такое позорное орудие казни становится центром нашей христианской православной жизни? Почему священники носят на груди крест? Почему мы его делаем из драгоценных металлов, украшаем драгоценными камнями? Почему так пытаемся запечатлеть крестное знамение в умах и сердцах людей? Потому что крест – тот ключ, который открывает Царские врата, чтобы человек, согрешивший, павший, потерявший связь с Богом, наконец нашел ее через личность Господа Иисуса Христа, воссоединился с Богом, научился жить с Ним. Когда мы проходим жизненный искус, учимся жить с Богом. Мы познаем Бога, открываем свое сердце для Бога.

И вот при помощи этого ключа, этого величайшего символа и орудия нашего спасения мы можем войти в Царствие Божие. Другим путем туда войти было невозможно. Невозможно было войти путем любви к ближнему (любовь эта была без Бога), путем соблюдения всех предписаний и установлений, которые находятся в Священном Писании Ветхого Завета. Даже если мы будем исполнять все, что написано в Новом Завете, но не будем иметь любви к Богу, к спасительным страданиям, ко Кресту Христову, то войти в Царствие Небесное, кажется мне, тоже невозможно. Потому что когда Господь дает нам эти видимые символы, видимые орудия, Он хочет, чтобы человек чему-то научился, каким-то образом исправился, обновился и сделался пригодным для Царствия Небесного. Поэтому Крест Христов имеет для нас особенное значение, значение первостепенной важности: чтобы спастись, прикасаясь к  величию святыни, чтобы быть рядом с Богом, сделаться новым человеком, чтобы научиться по-настоящему любить и радоваться.

– Крест связан со страданиями. Без страданий человек не может войти в Царствие Небесное?

– Дело в том, что страдания Христовы и страдания человеческие – разные. Мы помним, как страшно страдал Христос на кресте. Действительно, если вдуматься в то, что произошло в то время, когда тело Господа нашего Иисуса Христа было прибито к этому орудию, становится страшно. Но физиологически люди могут страдать и более страшными, как нам кажется, страданиями. Хотя было бы, конечно, неэтично сравнивать типы, формы страдания. Любой страдающий человек вызывает у нас определенные эмоции, определенное расположение сердца, духа.

Страдания Христа должны в нас вызывать определенный трепет перед тем, что произошло. Мы должны научить себя смотреть на все происходящее через призму духовного видения. Мы должны понимать, что Господь исправляет ошибку человека. Господь искупляет человеческий род, Он готов принять человека, хотя по всем остальным характеристикам, качествам и действиям такого человека следовало бы выкинуть и, может быть, создать нового. Но здесь мы видим особое качество Божие, проявление любви к человеку. Он не избавляется от человека, не выкидывает его на обочину, не создает более совершенное существо. Но при помощи Своей искупительной Жертвы Он опять соединяется с человеком, приближается к человеку, дает человеку возможность приблизиться к Себе настолько, насколько это возможно. При помощи крестной Жертвы, спасительной, искупительной, Он опять делает, если хотите, перезагрузку (это, конечно, не духовный язык, мирской), чтобы человек получил радость богообщения, был рядом с Богом, был совершенным, был человеком, которого замыслил Бог.

Поэтому здесь мы должны смотреть на орудие страдания Христа именно через призму духовного видения, духовного понимания, а не как язычники или упорствующие иудеи. А апостол говорит, что для многих крест является преткновением в понимании Бога, Иисуса Христа, многие ставят вопрос: для чего это было нужно? Ведь Бог может все, почему именно крест? Потому что Господь прописал, если хотите, такой алгоритм. Господь сделал так, что спастись можно только таким путем. Человек может сколько угодно спрашивать Бога, можно ли было спастись другим путем, сделать этот искупительный акт не таким позорным, не таким страшным, кровоточащим… Но Господь создал этот путь, создал этот Промысл, создал этот путь спасения именно через Крест Христов, и мы должны это принять, с этим смириться. Мы должны полюбить этот алгоритм нашего спасения и верить, знать, что только через Крест Христов мы можем войти в Царствие Небесное.

– Почему некоторые люди не принимают креста? Как апостол говорит, для иудеев крест является юродством, для эллинов – безумием.

– Действительно, так. Я объясню это явление. Оно носит и психологический оттенок, и духовный, конечно. Духовное явление: человек не может быть рожден сразу для Царствия Небесного; он должен пройти определенное горнило искушений, этап своего духовного становления.

Вы, наверное, помните, в школе бывали предметы, в которых  вообще ничего не понимал, а находились люди, понимавшие этот предмет очень хорошо. И они настолько виртуозно, профессионально познавали этот предмет и пользовались им в своей жизни, что задаешься вопросом: почему так? Примерно то же самое происходит и в нашем обществе. Люди духовные, рожденные Духом, уже знают, что это спасительное древо, спасительное явление, что этот жертвенник обладает такими духовными качествами; его реальные функции заложены Богом. Эти заложенные Богом функции, качества и свойства этого жертвенника мы можем найти и в Ветхом Завете. Ведь все, что произошло со Христом, было прописано в Священном Писании. Все было заложено в Священном Предании. Для нас, людей духовных, нет необходимости все это проверять. Мы можем указать, где это написано. А если нас спросят, зачем, почему, у нас один ответ: так хочет Бог, так нужно для нашего спасения.

Человек, который был создан по образу и подобию Божию, на определенное время поставлен ниже ангелов, для того чтобы совершенствоваться, чтобы познавать волю Божию, чтобы пройти ту программу Божественного Промысла, которую Бог заложил для нас; для того, чтобы человек научился чему-то новому, при помощи определенных знаний и духовного состояния избавился от страстей, от того, что неугодно Богу; чтобы человек знал на собственном опыте, что одно угодно Богу, а другое – неугодно. Господь, как мы уже говорили, проводит таким образом, может быть, духовную селекцию, чтобы такие люди были пригодны для Царствия Небесного, чтобы в них проявилась вся полнота и красота Божественного замысла о человеке.

– Вопрос телезрительницы: «В среду большой праздник. А можно ли причаститься в этот день, важно ли это?»

– Дело в том, что каждый церковный праздник имеет колоссальную духовную нагрузку, силу и важность. Когда мы приходим в храм Божий на какой-нибудь праздник – а здесь праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста, – то мы должны погружаться в атмосферу этого события. Мы должны прийти в храм Божий и иметь определенное представление об этом. Допустим, можно почитать календарь, выпускаемый Издательским советом Русской Православной Церкви, с приложением праздников, священных текстов, которые каждому православному человеку необходимо прочитывать перед тем, как он приходит в храм Божий, чтобы примерно знать, о чем будет идти речь, какая будет духовная нагрузка воздействовать на сердца и умы людей в храме. Поэтому такой человек должен подготовить себя определенным образом.

Придя в святой храм, человек слышит тексты, тропари, кондаки, каноны, акафисты, песнопения, чтения, для того чтобы более полно погрузиться в атмосферу этого праздника, чтобы духовными очами увидеть то событие, о котором нам говорит Святая Церковь. Когда мы вместе приходим в храм Божий, то обязательно завершением этого величайшего поучительного круга является квинтэссенция духовного события – принять участие в трапезе Господней, в Божественной литургии. Поэтому если у Вас будет возможность подготовиться, попоститься, подумать о своей душе, своем сердце, своих поступках, своей жизни, Вы, пожалуйста, сделайте то, что требует Святая Православная Церковь: поисповедуйтесь, поговейте, понесите определенную духовную нагрузку, покайтесь – и приобщитесь Святых Христовых Таин, чтобы получить ту радость, которую мы будем получать в день Воздвижения Креста Господня.

– Вы сказали, что нужно подготовиться к празднику, узнать о нем побольше. Не могли бы Вы напомнить нашим телезрителям историю праздника Воздвижения?

– Христианство, как мы помним, распространялось, можно сказать, с большим скрипом. Дело это важное, и Христос сказал Своим ученикам: идите и проповедуйте учение, которое Я принес вам, всему миру. Идите на перепутье всех дорог, становитесь на крышах и зовите всех в Царствие Небесное, в Царствие Божие. Говорите о том, что Господь всех ждет – не избранных людей, к которым пришел Христос (к иудеям, а они Его не приняли, убили, распяли), а всех, кто живет по всей поверхности земли, всех людей. Апостолы выполняют поставленную Господом задачу.

Мы должны вместе с вами пользоваться всеми историческими артефактами, имевшими отношение к личности Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны знать, где Он ходил, и хорошо бы видеть это на страницах иллюстрированных журналов или книг. Неплохо, если человек съездит и своими стопами пройдется по тем местам, где хаживали стопы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, приложится к святыням, прикасавшимся к Божественному телу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, подумает о своей жизни, о Царствии Небесном. Поэтому такие явления имели первоначальное значение. Человек  хочет познавать мир через созерцание, видение, соприкосновение, ощущение того тепла и духовного качества предметов, которые соприкасались с личностью Господа, учеников, святых людей. Поэтому царем Константином (вернее, его родственницей царицей Еленой) в IV веке была поставлена задача найти больше артефактов (научным языком), а духовным языком – духовных реликвий, святынь, которые действительно имеют историческое значение, а также важное значение в жизни православного человека.

Поэтому Елена снарядила экспедицию и поехала в те места, где находился Крест Христов. Знали, что он в Иерусалиме, знали, где примерно находится место, где был распят Христос. Мы помним, что в 70-х годах Веспасиан – римский военачальник и император, как и предсказывал Господь Иисус Христос, камня на камне не оставил в Иерусалиме. Потому что там возникали различные движения (зилотские), которые все время провозглашали, что иудейский народ независимый, имеющий к Богу непосредственное отношение, и подчиняться никому не будет – ни римской власти, ни какой-либо другой. Поэтому во время римского меча, железного римского сапога Иерусалим был разрушен. Ничего святого для иудеев в этом месте не было оставлено, все было разрушено, камня на камне не осталось. Римские воины знали, что у иудеев была традиция – прятать сокровища в расщелинах между кирпичами, закапывать где-то в фундаменте, и римские власти распотрошили этот город до основания. Как Господь плакал об этом городе, помните?

После того как Иерусалим уничтожили, а также все культурные ценности, имевшие какое-то значение для иудейского народа, на этом месте построили иудейский город. Примерно на том месте, где был распят Христос, где стоял Крест Господень, был поставлен храм Венеры. Римляне были язычниками, и в этом храме проходили различные языческие торжества. Храм Венеры… Даже если вдаться в курс дерматовенерологических заболеваний, увидишь, что это все имеет корень именно от этого богопротивного «божества» Венеры. Понятно, чем там занимались люди, когда предавались этим торжествам. Святыня, как они думали, была попрана, потому что христианство и для иудеев, и для язычников тем более было бомбой замедленного действия.

Христианство набирало обороты, люди очень часто начинали осмысливать свою жизнь, понимать, что живут неправильно, без Бога. Различные римские законы были построены на инстинктах человека – на запугивании, на поклонении языческим богам. Государственность рушилась, потому что эти принципы приходили в ничто. Поэтому христианская религия, христианство имели угрожающие масштабы для языческого мира. А представьте: место, где родился Христос; неужели не знали христиане, примерно в каком месте это находилось? Знали. Но им туда запрещали ходить. Мы помним, как в годы атеистического лихолетья нам запрещали ходить в храм Божий, как храмы рушились, закрывались, как там делались картофельные склады, как купола золотые уничтожались, колокольни переплавлялись на статуи. Мы это помним. Наверное, Господь  дал нам на себе прочувствовать, как христиане жили в первое время, как они пытались жить со Христом, прикоснуться к этим величайшим святыням и как враг рода человеческого не давал им этого сделать.

Но святыню невозможно осквернить. Что такое осквернить? Это испачкать ее, сделать грязной, надругаться над ней, оплевать ее, привести  в ничтожное состояние – и люди не будут идти к этому месту для поклонения. Но Господь, имея промысел о человеке, о человеческом спасении, сделал так, что все это небрежение воспитывало в людях только еще большее благоговение, еще большее желание поклониться этой святыне, прикоснуться к ней.

И вот царица Елена едет и находит эти святыни. Святыни, среди которых основная была – Крест Христов. Она знала, какие параметры этого креста, из чего он состоит, из какого дерева,  где примерно его искать. Есть три исторические версии (и это история, это наука), доказано, где и каким образом она его нашла. Церковь придерживается основной версии – когда иудей, который впоследствии крестился…

– …Иуда.

– Да, его звали Иуда. Он не хотел сначала говорить. Потому что иудеи и сейчас имеют интересную способность некоторые факты о Христе, о личности Христа умалчивать или говорить, что они не знают, хотя прекрасно знают о Христе, о том, Кто такой Христос, но в силу определенных положений о своем вероучении не хотят об этом вспоминать. То же самое было и в то время. И вот когда Иуде задавали вопросы, он очень по-иудейски отвечал то, что было не совсем угодно слышать царскому уху Елены. И она отдает приказание, чтобы его немножечко «придавили» психологическим образом. Тогда он раскрыл тайну. Представьте себе, иудеи в течение трехсот лет знали, где находится святыня. У них даже была привычка ходить и плевать в это место. Вы знаете, что особо ортодоксальные и в наше время, бывает, делают такие неблаговидные поступки в отношении изображения Христа, плюют в эту сторону.

И вот царица Елена  при помощи рабочих раскапывает это место под капищем богомерзкого храма – и при епископе Иерусалимском Макарии обретает это святое древо. Чтобы доказать людям, что это святое древо, Господь все устраивает определенным промыслительным образом. В нашем предании есть факт, что несли умершего человека. А на Востоке, в жарком климате, людей очень быстро хоронят. Не знаем, каким образом, но человек умер. Возникло желание доказать силу Божию. Каким образом? Это в литературе не описывается, но тело покойного соприкасается с древом Креста Господня, и человек воскресает. Какие физиологические реакции проходили, мы не знаем, но произошло это чудо. При помощи этого чуда мы знаем, что Крест Христов обладает животворящей силой. Мы говорим: Крест Христов Животворящий. Молитву Кресту Господню мы читаем каждый день, каждый вечер – перед тем, как отойти ко сну.

Таким чудесным образом обретается этот Крест. Древо поднимается, показывается всем людям. На иконе видно: при благоверных царе Константине и царице Елене происходит это духовное, церковное, спасительное действие для всего рода человеческого, когда каждый человек, каждый христианин может лицезреть эту спасительную функцию Креста, видеть его, какой он есть на самом деле.

Не нужно думать, что в то время все было так просто. Его поместили в определенный саркофаг, ложе для креста, и опечатали. В Санкт-Петербурге есть один священник, который занимается изучением печатей, опечатываний по святым мощам, различным старинным реликвиям, которые относятся к первым векам христианства. Это протоиерей Иулиан Лаврентьев. У него даже есть книга, где он об этом очень хорошо рассказывает. Там приводится такой факт.

Иерусалим пал, был захвачен, по-моему, Хозроем, и он забрал все святыни Иерусалима, опустошил Иерусалим еще раз. Тридцать лет эти святыни были в исламском мире, где им не воздавалось почестей, но  историческую миссию эти святыни имели. Ведь у мусульман в их священных книгах о Христе тоже сказано, что Его распяли, убили. Поэтому косвенно это как бы подтверждают и тексты их священного писания. Эти святыни были захвачены, им не было такого молитвенного поклонения, как у нас в православии, но находились они в достаточно почитаемом, если хотите, хозяйственном месте, где беднота не могла их расхитить. Как указывает батюшка, они были опечатаны. Наложены императорские печати, чтобы верифицировать, идентифицировать эти святыни. То есть по отношению к ним был применен протокол. То, что относится к аутентичности этих святынь, даже в наше время не вызывает никакого сомнения, потому что в то время так сохранялось, а в наше время при помощи технологий, компьютера, различных реестров, регистров также существует учет этих святынь. Кто-то даже сказал, что если собрать все святыни Древа Господнего, то можно якобы вагон собрать. Вранье это. Соберите все святыни – и получится Крест, которому поклоняются все христиане.

– Вопрос телезрителя: «Почему у апостолов, которые видели живого Христа, не появилось даже мысли обрести животворящий Крест и то место, где он похоронен, было брошено и никому не нужно? Получается, что крест не имел такого значения и святости для них, как сейчас, и только через триста лет все прозрели?»

– Дело в том, что это очень интересная история, очень много людей спотыкается на этом. Мы помним, сказано о некоей фелони апостола Павла. А церковное Предание говорит о том, что уже на этой фелони были изображения Креста Господнего. Мы помним, что такое катакомбная христианская жизнь, помним, что там были священные изображения. Говорят, почему бы не обрести крест в то время? Да потому, что если на гроб Христов римская и иудейская власти наложили кустодии, то есть свои печати, то в Священном Писании сказано об этом: то, что произошло, будет горше первого. То есть горше того, что Христос называет Себя Сыном Божиим. Когда тело Его было взято и запечатано, они думали, что справятся с проблемой того, что написано в Священном Писании, – можно вымарать, что-то переписать, людей научить, как бы посмеяться над тем, что сказал Господь. А не тут-то было. Господь воскресает, тела нет. Что они говорят? Что ученики пришли и выкрали тело. И то, о чем они тогда говорили, даже в наше время есть – такие мотивы, чтобы очернить воскресение Христово, чтобы сказать, что это неправда, что нет никакого воскресения, никакого Бога и что все попы врут. Это и раньше было так.

Теперь что касается Креста Господня. Мы помним, приходил апостол Андрей Первозванный в наши земли. Чем он благословил? Каменным крестом. То есть были и каменные кресты. Есть такой предмет – библейская археология, которая ясно рассказывает нам, что почитание креста было уже с момента первых дней после воскресения Христа. Апостолы говорят: все это правда. Христос является апостолам и говорит: все это правда. А потом слова апостола о Христе… Для язычников что такое крест? А для иудеев? Неужели он просто так говорит об этом, неужели говорит о Кресте Господнем просто так? Христиане почитают крест как особый символ. Нам не надо объяснять, что такое крест, для нас крест – это символ нашего спасения, ключ в Царствие Небесное. Апостол констатирует. Пожалуйста, первый век христианства. Апостол сам говорит о Кресте Господнем, что христиане носят при себе крестики, прячут их. Их находят под подушкой, под матрасом дома у первых христиан. И что делают с этими христианами? Казнят их за крестное знамение. А как крестились христиане первых веков? Бог один. (Крестится.) Это крестное знамение, что Бог один, Бог Истинный, они накладывали, мазали большим пальцем на лбу, больные места – и люди исцелялись.

Потом, не надо забывать, что до 70-х годов было время, когда про христиан очень часто считали, что это секта, выходцы из иудеев. То есть христиане и иудеи – это, в принципе, было одно и то же для язычников и многих других народов, которые мало знали о христианах и иудеях. Но здесь была битва на нескольких фронтах. Иудеи тоже ко Кресту Христовому относились с презрением! Они его спрятали, запаковали так, чтобы о нем не было ни слуху, ни духу. Христианство не могло себя проявить в то время в красоте и  расцвете. Мы видим, что Промысл Божий именно на царице Елене и царе Константине проявляется тем, что возникает эдикт о веротерпимости, христианство становится государственной религией, когда можно искать все эти святыни. До этого невозможно было. Диоклетиановы гонения помним? Помним. Нероновы гонения помним? Помним. Скажите, как можно найти святыни, когда идет такая политика государства? А Иерусалим – это провинция Римской империи. Попробуй там что-то сделай.

А Москва в советское время? Попробуй поставь свечку там, где не положено. Сейчас поставишь – а вечером стук в дверь, «воронок»… Многие священники помнят о том, как их деды, знакомые, родственники проводили время в лагерях особого назначения, как их судили за то, что они были христианами. А в то время головы снимали за это. А в Сирии как головы отрубают православным людям? Как они страдают за то, что исповедуют Христа и проявляют свое мученическое христианское качество? Живо это? Живо. В то время было еще хуже. Поэтому невозможно было найти, обрести в то время Крест Господень, невозможно было показать всю красоту, все свойства и качества этого животворящего древа. Невозможно было людям дать прикоснуться к этой святыне, потому что не было возможности. Люди хотели, тянулись, но как только человек протягивал руки, эти руки отрубали. Как только человек преклонял голову перед святыней, голова катилась вниз, в корзину.

Поэтому трудно говорить об этом, но Крест Христов всегда был в почете, даже в таких изображениях, когда над первыми христианами смеялись, когда на кресте пытались изобразить нечистое животное, то есть показать, что наша вера ничтожная, не имеет ничего общего со спасением и  Богом. Но ошибались эти люди. И слова апостола Павла ясно прослеживаются: что такое для иудеев крест и что такое для язычников крест. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что крест имел особое значение и в Ветхом Завете как особое орудие страдания Христа. Там говорилось, что Христос родится, пострадает, будет первосвященником, царем, пророком, будет распят на кресте, вознесен. Что Он примет позорную смерть на позорном древе. Все это написано в Ветхом Завете. Когда это происходит, враг рода человеческого человека опять пытается отвадить от этого. Попробуй, допустим, дома крест большой поставить – скажут: дурак. Попробуй где-нибудь на машине сделать изображение креста – скажут: больной. Да и меня, чего греха таить, когда ходил в храм Божий, когда учился в военном заведении, заставили пройти психиатрическую экспертизу. Как это, курсант военной академии имеет у себя иконки, Священное Писание? Наверное, что-то с головой не в порядке. Я даже провел в психиатрической клинике некоторое время, проходил тесты, исследования, для того чтобы показать свою пригодность и получить заключение: «психиатрически здоров».

Так что каждый человек, который хочет прикоснуться к христианству, должен приготовиться к определенным действиям внешнего мира. Он будет враждебным. И Христос нас предупреждает. Но когда Христос предупреждает, что змея ядовитая, мы уже начинаем понимать, с какой стороны к этой змее подойти. Христос предупредил, и на самом деле слова Господа живы. Действительно, кто хочет возносить имя Христово, следовать за Христом, должен приготовиться к некоторым лишениям, страданиям. Но Господь говорит, Он все это возместит.

– Как сложилась история самого древа после воздвижения его в IV веке?

– История сложилась очень интересным образом. Крест был помещен во вместилище, запечатан. До 610 года на нем были эти печати, когда Иерусалим был взят. Через тридцать-сорок лет святыня возвращается, эти императорские печати были на этом кресте. Откуда мы знаем? Не секрет, когда завоевывают город, кого-то убивают, а кого-то берут в плен. В плен было взято несколько монахов, которые смотрели за этими реликвиями. Они знали, как ухаживать за ними, чтобы все это находилось на достаточном уровне, чтобы не осквернять, потому что эти люди тоже боялись, что навлекут на себя гнев Божий. И вот монахи были взяты, чтобы ухаживать за этими святынями. Они ухаживали, и есть свидетельства, подлинники свидетельств. Они записаны, переданы, где говорится, что крест находился в определенном месте, сохранялся в то время. В наше время он тоже сохраняется, тоже находится в определенном месте. Стоит он мерой и подобием у нас в Москве, в Крапивинском переулке напротив Высокопетровского монастыря. Патриарх Никон привез этот крест мерой и подобием, он находится в этом храме. Люди приходят и поклоняются. Также в Новоиерусалимском монастыре есть крест мерой и подобием, в Иерусалиме на месте Голгофы, где был распят Иисус Христос, тоже есть крест мерой и подобием. У нас есть исторические свидетельства, какой был крест, из какого дерева сделан, что произошло.

Все видят, что православный крест – восьмиконечный. Основная перекладина, три поперечные. На верхней перекладине был титул – надпись, на которой Пилат (это историческое свидетельство; в Священном Писании сказано) показал причину казни, убийства Господа и Спасителя Иисуса Христа: «Царь Иудейский». Первосвященники-иудеи говорили ему: не надо. А он говорил: что написал, то написал, не буду ничего исправлять, как написал, так и прибейте. Прибили. И вот нам в монастырь один епископ передал нашему архиепископу Крест Христов, где есть частичка этого титула и частичка Креста Господня. Это святыня для нас. Все это запечатывается сургучной печатью епископа, есть подразделение, где хранится святыня; и дается сертификат, бумага, чтобы иметь подтверждение. Это было прописано даже на первых Архиерейских соборах, на одном из Вселенских Соборов было прописано, чтобы эти святыни сохранять, передавать определенным образом. Поэтому в Западной Церкви, да и у нас сохранилось очень много святынь. Когда Святейший Патриарх Кирилл передает мощи для поклонения, он всегда запечатывает их, накладывает свою патриаршую печать, дает удостоверение, свидетельство о том, что святыня имеет определенный духовный вес, имеет отношение к тому или иному событию или святому. Здесь все формальности тоже должны быть соблюдены.

И в Москве, и в Украине, и в Белоруссии в некоторых храмах есть частицы Животворящего Креста, которые также имеют подтверждение. И вы можете видеть, что сама святыня – щепочки, которые также  с любовью уложены, сделаны в серебряном кресте, мощевике и находятся в хранилище, чтобы каждый православный человек видел эту святыню, мог соприкоснуться с ней и порадоваться этому священному Древу и спасительному орудию, через которое можно войти в Царствие Небесное. Не этим ключом открыть, а тем духовным смыслом, который он несет. Этим ключом можно открыть Царствие Небесное, постучаться к Богу и попросить у Него о великих и спасительных дарах и милостях.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы