Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

25 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Немало вопросов к нам приходит от молодых людей, которые только начинают входить в церковную жизнь и видят диссонанс между церковной жизнью и светской. И вот с такого вопроса хочу начать: «Мне 21 год, у меня бывает резкое отношение к современному миру. Никак не могу определиться: как же правильно относиться к этому миру с его культурой, которая несет в себе порой антихристианский дух?»

– Не совсем мне понятно выражение «как относиться». Потому что у каждого человека в каждый момент жизни, своего развития отношение меняется из-за многого, например из-за возраста. Одно и то же явление, с точки зрения четырехлетнего ребенка и с точки зрения сорокалетнего человека, разное. Всем это совершенно понятно. Бывает развитие опережающее, бывает развитие запаздывающее. Сказать человеку: «Вот ты должен относиться так (например, считать самым красивым цветом оранжевый)», а человек говорит: «Благословите» – и так и считает, это же невозможно. Поэтому человек всегда относится к чему-то так или иначе благодаря своему внутреннему миру: какую дистанцию он прошел до Царствия Небесного, какова предыдущая история его жизни, сколько книг прочитал, сколько стихотворений знает наизусть, каких знает полководцев и ученых своей страны, а каких – Германии и Великобритании, каких знает французских философов, а каких древнегреческих – все влияет на его отношение к миру, даже знание языков. Потому что когда он знает язык, например самый распространенный английский, ему многое становится понятным. Потому что очень много терминов по непонятной причине заимствуется оттуда. В результате носители языка часто смеются над тем, как мы переводим эти слова. Например, у нас в русском языке английское слово «коттедж» – это что-то такое величественное и понимается так, что когда человеку говоришь «коттедж», он представляет себе особняк. А в английском «коттедж» – это ничтожное сооружение. Поэтому если русский человек англичанину говорит: «Я имею коттедж», это равносильно тому, что я имею не до конца использованный коробок со спичками; англичанин начинает недоумевать. А у нас, если имеешь коттедж, значит ты состоятельный человек, у тебя появилось несколько миллионов рублей свободных – и ты можешь купить землю и строить коттедж или в готовом виде его приобрести.

Поэтому ответа на Ваш вопрос нет. Я могу только рассказать, как я отношусь. Я стараюсь относиться так, как мне рекомендовал Господь Иисус Христос. Он сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире, в котором есть похоть очей, похоть плоти и гордость житейская». Поэтому если что-то в человеке есть от неразумных пожеланий материальной части его трехсоставного естества, то, что диктуют ему глаза завидущие и гордость житейская, то это надо стараться с порога отметать. Так же и в мире надо различать: читаем автора какого-то и смотрим, какие там следы оставило христианство, воспитание его как человека, принадлежащего европейской христианской культуре, а что там противно христианскому духу. Брать одно и отвергать другое.

– Но для этого человек должен напитаться христианским духом, чтобы научиться различать это.

– Конечно, совершенно верно. Но чтобы напитаться, надо знать источники этого питания. И научиться, как Иоанн Богослов говорит, различать духов. Потому что можно не тем напитаться.

– Да. Часто человек воспринимает хорошее как зло и, наоборот, злое как хорошее.

– Да. Особенно молодой человек: он подозрителен. Потому что если молодого человека родители не воспитывали, он берет из мира то, что ему понравилось, например какое-то выражение, какую-нибудь насмешку, и ставит ее для себя руководством к действию. Недавно один гражданин в Швеции оделся как персонаж фильма «Звездные войны» и зарезал двоих человек; сыграл такую роль. Его застрелили полицейские, хотя не сразу: он был ранен, но через несколько часов умер. Он пропитался духом «Звездных войн» и стал себя идентифицировать с персонажем Дартом. И вот к чему это привело. Поэтому человек, который попал под такое сильное влияние, может прийти вот к таким вещам. Но если сказать какому-то молодому человеку: «Вот это хорошо, вот это плохо», как он может меня послушать? Он может меня послушать только в одном случае – если я для него являюсь каким-то авторитетом. А если мы с ним даже не знакомы? Обратись к нему: «Вот папа Римский сказал …», а он ответит: «Ну и что? А я не согласен. У всех свое мнение и своя точка зрения», не понимая того, что никаких точек зрения у него вообще нет. Просто у него голова плотно забита тем, что его окружает. А что его окружает? Его окружают всякие игрушки из компьютера и беседы его одноклассников: кто круче, кто не круче, хи-хи, ха-ха, насмешки... А то, что мама и папа говорят или какой-то дядя Митя, особенно с экрана телевизора, так это вообще для него непонятно, для него это скукота, это никак не связано со «стрелялками», значит это вообще не жизнь. Он находится в своем мире. И как тут относиться? Допустим, сказал я, как относиться. Вот сколько я уже служу (и до того миссионерской деятельностью занимался, еще учась в институте), ни разу еще не встречал такого, чтобы что-то кому-то сказал, а человек сразу стал это делать.

– А иногда просят: «Батюшка, можно я к Вам сына приведу? Вы с ним поговорите. Он меня не слушает, может, Вас послушает».

– Никогда такого еще не было. Это совершенно исключено. Потому что надо заниматься воспитанием. В чем оно заключается? Чтобы дитя все время слышало, что такое хорошо и что такое плохо, а родители были непогрешимым авторитетом. Чтобы ребенок видел, что мои папа с мамой не врут, они всегда говорят правду, они меня любят больше всех на свете, они меня никогда не предают, как друзья-товарищи (как бывает – сегодня один со мной играет, а завтра матом посылает и в компанию меня не берет). Как очень часто мальчики на исповеди говорят: «Я подрался с другом». Это же абсурдная ситуация. Но они живут в таком мире, где подраться с другом – это вообще даже никакой не разрыв и не инцидент. Они только помнят, что все взрослые им рассказывают, что драться нехорошо. Но это на них никак не влияет. Иногда приходит юноша (с меня ростом) и каждый раз мне говорит: «Подрался…» То есть он пока еще не человек; он ведет себя как молодое, сильное животное. То, что ему говорят, и то, что он об этом говорит на исповеди, показывает, что он понимает, что это нехорошо; понимает, но не принимает.

– Вопрос телезрителя из Тюмени: «Не пора ли антихриста Ульянова-Ленина (мумию его) захоронить и убрать из сердца России, города Москвы?»

– Пора это было сделать еще в 1917 году. Так что совсем не пора, а давным-давно опоздали. Если бы нашлись два человека с лопатой тогда, в 1917 году, когда он только появился в Петрограде, нужно было бы его сразу и похоронить на могиле его мамы. А сейчас, собственно, уже ничего не сделаешь, приходится терпеть. Я очень сочувствую Вам, но очень давно пора.

– Вопрос о том, как понимать слова: «Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся»?

– Что ж, замечательные слова. И что хочет автор про эти слова услышать?

– О чем идет речь? Почему такой запрет?

– Как почему? Например, можно сказать, что это о том, чтобы человек водился только с хорошей компанией. Потому что если водиться с хорошими мальчиками и одновременно с плохими, это все равно что поле засеять ячменем и рожью. Рожь с ячменем будет конкурировать, урожая не будет. Поэтому такие художественные образы взяты из сельской жизни, потому что большинство людей на планете в нашей культуре занимались сельским хозяйством. Им было понятно. Даже ткани выделывались из льна, хлопка, шерсти. И понятно, что никто не сочетает в одной ткани хлопковую нить и шерстяную; изделия либо шерстяные, либо хлопковые.

– А как хочется порой человеку смешать в своей жизни и заповеди Божии, и другое…

– Если мешать, то будет потом голова болеть. Народ это очень хорошо знает. Поэтому мало ли что хочется! Есть вещи, которые хорошо сочетаются – допустим, мясо с тушеными овощами. А есть вещи, которые плохо сочетаются, даже у евреев на это существует строгий запрет, который из Ветхого Завета. Как у нас сэндвич: свинина, а сверху сыр; эти два продукта плохо сочетаются. Как будто люди нарочно делают то, что вредно. И может быть, от этого возникает ощущение сытости, потому что это плохо переваривается, желудок заполнен, и человек испытывает состояние сытости искусственно, себе во вред. Я не уверен, я не специалист по диетологии, но странно, что так придумали, что в сэндвиче одновременно и сыр, и мясо. Заведомо вредная вещь.

– Но вкус все перебивает: раз вкусно, то можно. О последствиях мало кто думает.

– Для этого и существует наука, а в древности религия. Почему Ветхий Завет запрещает готовить мясо ягненка в молоке его матери? Это тоже такой образ, для того чтобы это запомнилось, чтобы не было этого сочетания мясного и молочного, именно потому, что вредно. Потому что никаких книг по гигиене пищи не было, этот запрет связан с тем, чтобы народ Божий избранный сохранял свое физическое здоровье. То есть это очень трогательная забота Бога о Своем народе.

– Вопрос: «Когда прочитал житие святого Филарета Милостивого, возникло недоумение: действительно ли должен христианин быть настолько милосердным, чтобы отдавать последнее нуждающимся за счет того, чтобы довести до нищеты и голода свою собственную семью? Разрешите мои недоумения, ведь житие этого святого признано как образец милосердия».

– Есть старинная латинская пословица: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Случай с этим святым, его жизнь связаны с тем, что он упражнялся в милосердии многие десятки лет и не сразу пришел к тому, к чему пришел, что пугает читающего. Таких святых угодников за всю двухтысячелетнюю историю христианства было меньше, чем пальцев на одной руке. Поэтому опасности тут никакой нет. Даяние должно быть доброхотным. И подражание должно идти по этому направлению, а не по буквальному исполнению. Чтобы достичь такого милосердия, нужно очень долго упражняться и расти в этом, когда для человека это будет не насилие над собой, а естественное проявление, которое связано с тем, что «рука дающего не оскудеет». Бог очень хочет продолжать Свою миссию, например помогать вдовам. В сегодняшнем Евангелии это замечательным образом показано, Он на все времена дал пример. И также ни один из людей не может воскресить умершего сына, которого уже хоронят, но каждый человек может помочь тем, чем он может, матери, потерявшей единственного сына. Каждый может подумать о помощи, а можно к ней прийти с цветами, может быть, спустя 40 дней и спросить: «Милая, чем тебе помочь? У меня есть такая потребность. Я человек небогатый, но если хочешь, я оплачу тебе, допустим, автошколу, подарю тебе автомобиль с гаражом и буду обслуживать этот автомобиль и заправлять бензином, чтобы ты могла по своим делам передвигаться и даже работу найти. Одного отвезла, другого – у тебя будет копеечка на жизнь». Может так сделать человек? Конечно, может. Пусть не воскресить сына, но некоторым образом ее отвлечь от этого горя. Можно? Можно. И так далее, и так далее. Но милосердие растет в человеке не сразу, а постепенно. Это начинается с конфетки, которой маленький ребеночек угостил своего дедушку или двоюродного брата. Родители должны этому учить, а когда он сделал это сам, уже без подсказки, его еще и похвалить: «Молодец, ты хороший, добрый мальчик». Так потихонечку пройдет сорок лет, и он будет способен к дарению. И вот Господь, Который хочет, чтобы все Его чада были милосердны, всегда такого человека награждает. Поэтому такой человек никогда не разорит свою семью, Господь ему восполнит. Наоборот, Господь через него действует. Рука дающего не оскудевает, потому что Господь в этом всегда участвует. Но чтобы иметь возможность отдать последнее, для этого нужно очень крепко веровать в Бога и десятки тысяч раз убедиться в том, что Господь не только восполнит, но даже и даст вдвое больше. И тогда человеку вообще нечего бояться. Сам Господь учил: «Ты о завтрашнем дне не заботься. Вот у тебя есть, а ему – надо. Если ты веришь слову Писания, то действуй. Если жалко все отдать, отдай половину». И Господь обязательно восполнит. Никогда еще щедрый человек не голодал. Я такого не встречал.

– То есть человек должен упражняться всю жизнь в милосердии.

– Да. Прежде чем он достигнет того, что достигли святые, которые прославились своим милосердием. Их и именуют «милостивый»: Филарет Милостивый, Павлин Милостивый, Иулиания Лазаревская – многодетная мать творила огромную милостыню.

– Так показывает это Господь на святых людях…

– Да, но веры такой нет. Все дело в вере, а не в том, что эти люди очень опрометчивые, нерасчетливые или сумасшедшие. Всегда таких людей укоряют, потому что у них есть опыт общения с Богом: «Ничего, Господь воздаст». А другим это неведомо, потому что им Господь не воздает, так как они никому ничего не дают, они жадные. И они с носом-то и остаются.

– Вопрос телезрительницы: «Батюшка, простите, благословите…»

– А за что простить? Что Вы натворили?

– Телезрительница: «Да много чего натворила, батюшка».

– Скажите хотя бы пять пунктов.

– Телезрительница: «Прямо сейчас?»

– А когда еще у нас с Вами будет возможность поговорить? Вы же первая начали, сказав: «Простите». Я интересуюсь – за что? Вы говорите: «Многое». Но это очень хитренько, это только Горбачев отвечает: «Все знают, что в Гвинее никаких кубинских войск нет», когда ему говорят: «Почему в Анголе русские войска?» Если Ваша фамилия не Горбачев, тогда рассказывайте, за что Вас простить.

– Телезрительница: «Много ненужного я делаю в жизни: и завидую, и помыслы у меня нечистые бывают. Когда это происходит со мной, не всегда получается контролировать себя».

– А Вы знаете, что такое простить? Хотите, я Вам расскажу? Я могу Вам простить только то, что Вы сделали против меня. А против меня Вы ничего не сделали. И мне Вас прощать очень легко, мне это ничего не стоит. Простить может только тот человек, против которого Вы согрешили. Или допустим, Вы согрешили против Бога – Он может простить. И вот это самое интересное, как бы так сделать, чтобы Бог простил. А Бог прощает только таким образом, и на самом деле мы говорим условно: «Бог простил» или «Бог простит», но в действительности такого механизма у Бога нет, Он совершенен, поэтому Он на нас не обижается, Он нас насквозь видит. Если был у нас какой-то грех, например зависть, и вдруг мы смотрим внутрь себя и видим, что уже целый месяц никакой зависти в нас нет, это и называется «Бог простил». А если мы каждый раз на исповеди говорим, что завидуем, и священник над нами читает молитвы, а зависть как была, так и есть, значит пока нас Бог и не простил, значит мы недостаточно молились Богу о том, чтобы Он нас от зависти избавил. Потому что простить Бог может только так, если некий человек будет слезно просить избавить его от этого греха. Обычный человек ищет оправдания своей зависти, а христианин ищет помощи от Бога. И вот условно это называется прощением. Допустим, с кем-нибудь поругаешься и у этого человека прощения попросишь, он говорит: «Я тебя прощаю». И слава Тебе, Господи, мир воцарился, и грех делается несуществующим. Так же и в отношениях с Богом – если грех совсем ушел, это говорит о том, что Бог тебя от этого греха очистил, или как мы в обиходе говорим: «Бог простил».

– Вопрос телезрительницы: «Как быть в такой ситуации: мне уже 31 год, и никак не получается устроить личную жизнь. Вроде знакомлюсь, встречаюсь с ребятами, но сердце молчит, не дает никаких признаков каких-то чувств. И знакомства проходят, время идет, а семьи нет, дитя нет. Порою впадаю в какое-то отчаяние».

– Надо очень внимательно выбрать хорошего верующего человека. Каждый человек может определить: перед ним хороший человек или плохой. Надо его изучить. Если он хороший, надо сделать так, чтобы он тебе сделал предложение, как это называется – «женить его на себе». Сейчас бывают такие мужчины, и их много – они очень робкие, они как девочки, потому что их воспитывала мамочка. Но если хороший человек, можно сделать ему предложение, сказать: «Я прошу тебя стать моим мужем». Он очень обрадуется, что теперь ему не грозит такая страшная вещь, как делать предложение девушке, как за ней ухаживать – он этого всего боится до смерти. Он обрадуется. Дальше договорились про свадьбу, кто с кем будет жить, где – с его мамой или с Вашим папой. Сыграть скромную свадебку и начать рожать детей. И все. Дело вот в чем: очень многие девушки ждут каких-то особенных душевных переживаний, потому что у них о любви всякие представления из кино: чтобы искра пробежала... Я вдвое Вас старше и все эти штуки знаю – романы, кино. И у девушек сложился стереотип, что так должно быть. Совсем ничего подобного. Брак есть очень серьезное дело. Большинство браков по чувству очень быстро распадается, потому что чувства очень склонны к переменчивости: сегодня одно чувство, а завтра может возникнуть другое. Поэтому основываться только на чувствах недостаточно. Есть такое выражение: аппетит приходит во время еды. Это первое.

Второе: по тому, как задумана Богом вся история (сейчас люди многое поменяли), замуж выходят девицы, а замужем живет женщина. Девица и женщина – это два разных существа, с совершенно разной психологией, особенно если появляются дети. Очень многие замечают, что когда дети появляются, чувства, которые когда-то были, улетучиваются как пар, и все внимание женщины переключается на детей, потому что у нее начинает действовать материнский инстинкт. Поэтому если мужчина на ней женился не для того, чтобы создать семью, родить и воспитать детей, а женился по чувствам, то он видит, что чувства в ней иссякли. А на самом деле они не иссякли, просто на время, пока она кормит детей грудью, для нее это сильнейшее переживание, даже можно сказать стресс, это переход совершенно в другое качество в жизни: она была девушка, а теперь женщина – и у нее совершенно другое к этому отношение. А того, который женился на ней из чувств, это не устраивает: он хочет, чтобы она была стройненькая до 70 лет, молодая и все время были бы бесконечные чувства, то есть бесконечная свадьба. Это совершенно не задача семьи и не задача брака. Поэтому Вы с такими установками действительно до пенсии доживете. А надо очень серьезно выбирать. Все разумные женщины себе мужчин выбирают и женят их на себе. Надо его изучить: что ему нравится, какие у него предпочтения. И стать такой, которую он ждет. И он будет в вас души не чаять. И все. Потом, когда Вы найдете, жените его на себе, позвоните и расскажите, как идут дела.

– Телезрительница: «Хорошо, батюшка. Я позвоню».

– Но надо, чтобы он был верующим человеком, потому что очень важно, когда семья – домашняя церковь. У супруга и супруги одни и те же перед Богом задачи. Если этого не будет, то брак тоже будет непрочным.

– Но хотя бы чувство симпатии должно быть у человека? Или чистый расчет?

– Если девушка юноше говорит: «Делаю тебе предложение, я тебя выбрала из тех юношей, которые вокруг меня; мне кажется, ты самый лучший», то я думаю, что такая девушка его обязательно заинтересует. Это не значит, что сразу обнялись – и в койку. Нет. Наоборот: «ты со мной познакомься: хочешь, я покажу тебе свою комнату, мы поговорим о книгах, которые мы читаем, как я работаю…» Я знаю одну девушку, которая узнавала, как относятся к ее будущему мужу на работе. И первая сотрудница, с которой она столкнулась, сказала: «Я лучше человека, чем он, в жизни не встречала». Вот это научный подход, потому что на работе человек проводит большую часть своей жизни, кроме сна, конечно. Вот такая характеристика. На работе все прекрасно знают: кто хороший, кто плохой, кто жулик, кто честный, кто справедливый…

– У звонившей девушки проблема в том, что у нее нет никаких чувств к молодым людям, а у них есть к ней.

– Я же говорю, что эти чувства появятся, когда она выйдет замуж, когда состоится первая брачная ночь. Тогда она обязательно почувствует, что он – это тот человек, которого она искала всю жизнь, а он почувствует, что она и есть его принцесса и лучше ее на свете нет.

– А если появляется такое чувство, что совсем разные? Иногда люди соединились в браке, а получается, что интересов общих нет.

– Так же нельзя: соединяться в браке, когда вы совсем разные. Адам, когда на Еву посмотрел, сказал: «Сия есть плоть от плоти моей и кость от костей моих». То есть он на нее смотрел как на часть себя. Но часть уже, к сожалению, отсутствующая. И он ее за это полюбил – за то, что в ней есть то, чего нет в нем. Они же не должны быть одинаковыми: «Давай я тебя по комнате поношу на руках, а ты меня потом отнесешь в магазин». У каждого своя функция в семье: мужчина приносит еду и носит жену на руках, она из этой еды готовит пищу, его кормит. Он ее благодарит, от счастья по комнате кружит, носит ее на руках и целует каждые пять минут, потому что ему вкусно. А путь к его сердцу лежит через его чрево. И для нее радость то, что она смогла выбрать лучшее блюдо, встала пораньше, потрудилась, красиво сервировала, ему преподнесла, и он ахнул! Родная мать так никогда не делала.

Я помню, кому-то посоветовал из наших слушателей несколько лет назад: «Муж придет, а ты подай ему тапочки». Она говорит: «Я так и сделала, и после этого наши отношения вообще изменились». Потому что настолько трогает душу такая забота! Подумаешь, тапочки. А для него – это целое событие, потому что обычно одна тапка под диваном, а вторая – под полкой для обуви. И чтобы их достать, надо на колени вставать. А тут приходишь – и они рядом с дверью слева стоят. Ботинки снимает, бросает их направо, а слева аккуратненько стоят тапочки, да еще пяточками повернуты к нему. Это есть любовь – не чувства, а поданные тапочки. Потому что чувства – это «ля-ля», а вот выражение чувств только в реальном деле…

Поэтому это неплохо, когда есть расположение к человеку, но это не должно быть чисто эротическое восприятие человека противоположного пола. Надо сквозь его, может быть, и красоту увидеть прежде всего душу – какой хороший человек, какое у него сердечко, какой он доброжелательный, какой он любящий, ответственный, просто хороший человек. Вот что важно.

– А на любовь хочется отвечать любовью. И вот уже начались отношения любви.

– Да. И не надо спешить: годик присмотреться, в разных режимах. Потихонечку, потихонечку – и за свадебку.

– Вопрос: «Оформил на жену машину, купил серьги с бриллиантами, подарил норковую шубу, выполнил Ваши наставления по ухаживанию за женой. Если будет воля Божия, скоро родится четвертый ребенок. Что дальше для жены сделать? Может, пора переключить свое внимание на детей?»

– Дело в том, что внимание от детей со дня зачатия нельзя даже отвлекать. Муж должен обязательно целовать чрево жены, обязательно его крестить, обязательно гладить, разговаривая с ребенком. Он должен устранить всякие шумные разговоры дома, должен ставить хорошую музыку, чтобы ребеночек слушал. Чтобы дома была тишина, покой, любовь по отношению к жене. Он должен быть как аист: эти птицы из яиц высиживают птенцов вместе, по-моему, и у пингвинов так же. Это общее дело. Поэтому чего же он опоздал со вниманием? Это очень важно.

И потом: что дальше? Я совершенно не собираюсь инструктировать. Это человек должен делать уже сам. У него есть опыт: шуба, бриллианты, машина – это хорошее дело. Мужчина, пусть он даже самый маленький гномик, но если он уже подарил своей женщине машину, шубу, бриллианты, то должен еще подарить загородный домик, для того чтобы ей там хорошо дышалось, чтобы она могла отдыхать. Еще нужно давать своей жене погулять: «Вот тебе билет на концерт, а я останусь с детьми. Оставь еду, я их покормлю, уложу их спать. Я видел сто раз, как ты это делаешь, я попробую, «понюхаю» твои женские труды, а ты просто отдохни, расслабься». Она будет чрезвычайно благодарна. Если хотя бы раз в месяц такое для жены делать, это очень укрепит семейную жизнь и укрепит любовь мужа к детям. А уж дети будут счастливы вне всякой меры. Более того, из всего детства они запомнят именно это.

– Как с ними папа оставался...

– Да, как папа с ними оставался. Они будут слушаться, они будут очень хорошо себя вести.

– Да, для них это необычная ситуация.

– Необычная. И они постараются извлечь из нее самую важную выгоду. Но для этого нужно сначала потренироваться: сделать несколько таких вечеров, может быть, раз в неделю, когда мама просто приглядывает за всем процессом. Допустим, сядет на диванчике и будет читать книжку; или в наушниках слушать музыку и приглядывать, что там папа делает. Потом, когда детки уснут, дать ему несколько советов: «Вот с ним так не надо… С этой надо так…» Он намотает на ус... То есть нужно творчески это решать. У мужчины самая главная роль – это не полеты в космос. Самая главная роль – воспитать своих сыновей и дочерей. А уже потом, когда их воспитал, можно и в космос слетать, и даже на полгода – ущерба для воспитания детей уже не будет. Наоборот, для них это будет очень вдохновляющее – увидеть папу-космонавта по телевизору, он им ручкой помашет: «Вася, Петя, Маша, Кузьма, я с вами». Но четверо – это, конечно, мало детей. Минимум должно быть пятеро, потому что когда четверо детей, всегда одного не хватает. А вообще детки обычно хотят, чтобы в семье был младенец. Если мы хотим воспитать будущих отцов и матерей, должен быть младенец всегда в доме и дети должны (они сами захотят) за ним ухаживать, его пеленать, за ним выносить, стирать, и это все очень замечательно. И уже к 13 годам вырастут обученные будущие родители. Что и всегда было во всех странах. И сейчас это есть на Востоке, а у нас совсем исчезло. У нас мужчины боятся детей, не знают, как когда поступить, потому что они родились единственным ребенком в семье. Для нации это трагедия. Поэтому четверо хорошо, но мало. Как минимум нужен пятый.

– Вопрос телезрительницы: «У меня в семье очень сложная ситуация: мой сын ушел в протестанты, у него теперь своя вера. Он очень болезненно относится к тому, что я никак не приду к Господу. Плачет, переживает, каждый вечер молится за меня. А гражданский муж вообще не верит в Бога. Я разрываюсь между ними. Я и в протестанты уйти не могу, потому что у меня своя вера – православие. То есть мне очень сложно. Помогите».

– Какая-то странная у Вас вера. У Вас, конечно, вера никакая не православная – вот в чем трагедия. Что же в Вашей вере православного? Вы глубоко заблуждаетесь. Потому что православная вера не предполагает незаконное сожительство с человеком противоположного пола. Это называется блуд. И этот блуд отлучает человека от Церкви. А раз человек отлучен от Церкви, как он может считать себя православным?

– Может, она просто оговорилась? Может, они расписаны, но не венчаны?

– Нет, не надо мне «парить мозги». Я прекрасно знаю, что такое гражданский муж. Я прекрасно знаю, что такое гражданская жена. Что такое гражданская жена? Это женщина, за которую я вообще никакой ответственности не несу, просто ею пользуюсь в свое удовольствие. Я получаю от нее все радости, которые я получал бы от жены, но не имею по отношению к ней никаких обязанностей. Могу подбрасывать денег ей на жизнь, опять же если хочу. А так это просто элементарный блуд, как у всех животных, у них же нет брака. Поэтому гражданский брак – это вообще не брак. Брак как институт есть определенные, даже юридические отношения двух человек, это есть ответственность не только перед человеком, с которым брак заключен, а ответственность и перед всем народом в лице государства. Государство защищает от всякого произвола, а гражданский брак к ак защитит? Взял гражданскую жену, чего-то она наскучила – и «спустил ее с лестницы». Если нет телесных повреждений средней тяжести, то и вообще ничего не докажешь. А жену не выгонишь, она имеет половину прав на все имущество: на «заводы, фабрики, автомобили, недвижимость в Испании, половина яхт ее». Это совсем другое дело. Если человек хочет одарить любовницу, например квартиру купить, то это – пожалуйста, а обязательств – никаких. Поэтому это не есть брак, можно называть его хоть гражданским браком, хоть межгалактическим, можно даже самому себе написать какой-нибудь сертификат или заказать у дизайнера, заплатить деньги, все золотом расписать, можно даже повенчать, но все равно это недействительно.

– И живущий в таком сожительстве человек – не христианин?

– Конечно, нет.

– Хотя он и крещен…

– Гитлер тоже крещен, но неужели Гитлер – христианин? Или Лаврентий Павлович Берия? Он стирал своих соотечественников в лагерную пыль. Это христианские чувства? Нет. Хотя Лаврентий Павлович, естественно, крещеный, но его христианином никак нельзя назвать. Так же и здесь. Михаил Денисенко, так называемый в кавычках Патриарх Украинский, он что – христианин? Нет. Его даже отпевать нельзя. А всех, кого он крестит, рукополагает, благодать же не касается никак. Это просто такой цирк. Он от Церкви отлучен. Так же и человек, если он отлучил себя от Церкви. Христианства нет вне Церкви. Поэтому нет ничего удивительного, что у этой женщины муж совершенно неверующий. Если она выходит замуж (как она говорит) за человека, который совершенно неверующий, значит она не представляет, для чего существует христианский брак. А зачем ей представлять, если она не является христианкой? Я даже не понимаю, почему у нее сердце разрывается. Допустим, кошка сегодня спит с сиамским котом, а завтра будет с каким-то английским, у нее почему-то сердце не разрывается. Так и здесь. Она живет как хочет, ее сожитель живет как хочет, и сын живет как хочет – плачет, молится. Но ни один из троих не является членом Церкви. Сын, по крайней мере, молится. Пусть он вне Церкви, но он плачет – может быть, придет к покаянию.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать