Беседы с батюшкой. Эфир от 24 декабря

24 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Завтра праздник  – память святителя Спиридона. Батюшка, Вы были на Корфу, а также в Вашем храме есть икона Спиридона Тримифунтского.

– Она написана на Святой Горе афонскими монахами, и это один из самых чтимых образов в нашем храме. На оборотной стороне иконы надпись: «Сия икона написана на Святой Афонской Горе…» И есть указание: для такого-то храма в Саратовской области. Поэтому для нас это памятно. И еще сегодня половина христианского мира встречает Рождество Христово: греки служат по новому стилю. Сегодня у них тоже событие. А мы сегодня начинаем, а заканчиваем 7 января, у нас сплошные праздники: святитель Спиридон, наступающий Новый год (как некий этап, черта) и Рождество Христово. Поэтому, дорогие братья и сестры, всем желаю, чтобы мы в оставшиеся дни незавершенное доделали; если что не прочитали – надо прочитать, с кем не помирились – помириться, кого не навестили – навестить; кому что-то должны отдать – отдайте. Когда ехал на передачу, прочитал очень интересную мысль: «Отдавая – не запоминай, а принимая – не забывай».

– Это же фундаментальная, мне кажется, мысль всей нашей жизни!

– Вообще вся наша жизнь очень простая, мы сами ее усложняем. Если бы мы пользовались этой простотой и ей следовали, тогда все было бы в нашей жизни гораздо проще. Старец Амвросий рассказывает одну историю. Зимний вечер, сидят три подруги, пряжу прядут…И вдруг кошка на печке начала шевелиться, а там бревна сушились… Бревно падает на ведро, грохот... Одна крестится и говорит: «Слава Тебе, Господи, что я не замужем, что у меня нет сына Сереженьки. А то он здесь лежал бы – и бревно точно бы по голове ему попало!» И вот старец Амвросий приводит этот курьезный случай, безудержную фантазию, когда люди сами что-то надумывают, создают проблемы, а потом мужественно начинают с этими проблемами бороться. Поэтому всегда надо проще смотреть на жизнь.

Мы сегодня греков вспоминаем – святитель Спиридон был греком. Мудрые греки говорили: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо». Позитив должен начаться у нас хотя бы с нового года. Потому что новый год – всегда какой-то этап, какая-то веха. Ближе к делу начнется: «С Новым годом, с новым счастьем! Здоровья, здоровья, здоровья!» Однажды я в Битцевском парке гулял, свежего воздуха набирался. Вдруг идет какой-то пожилой человек, чувствуется,  советской еще формации, и говорит: «Здоровья, здоровья, здоровья, все остальное – в “Ашане”». Я эту шутку запомнил… Но не в здоровье счастье, и ни один «Ашан» с этим не справится. Потому что счастье не вокруг, а внутри. Оно или есть, или его нет. Кстати, счастье улыбается. Кто-то говорит: счастье всем улыбается; только одним навстречу, а другим вослед.

– Вопрос телезрителя Кирилла из Самарской области, город Тольятти: «Как правильно соблюдать посты?»

– Теперь уже надо говорить не о том, как соблюдать посты, а как нам из поста выходить. Из поста надо выходить постепенно, сразу накидываться на все не надо. Самое главное, не есть людей, потому что мы чаще всего думаем о содержании в батонах или пряниках сливочного масла или маргарина, но вовсе не задумываемся о том, как мы общаемся, что говорим, что думаем, как друг друга называем, какими словами. Есть такая поговорка: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Я знаю людей, которые сыновей или дочерей ругают и какие-то им эпитеты дают. Надо всегда говорить: «Мой дорогой, мой любимый, умненький, сладенький». Он таким и будет.

– Есть пословица: девяносто девять раз человека свиньей назови, на сотый раз он и станет свиньей.

– Надо за своими словами следить, у нас в жизни все время позитив должен быть. Поэтому называй Солнышком – и человек будет стараться светиться.

–  А избалованным он не вырастет?

– Да нет. У нас, во-первых, такая погода: три месяца лето и девять месяцев зима. Алексей Мечев говорил: «В нашей унылой и пасмурной Москве будьте друг для друга солнышками». Поэтому чему учиться в пост? Более внимательной молитве, более внимательному отношению к себе. Или, как говорили отцы, трезвению… Пост – это особое время для трезвения. Потому что не только одна диета должна быть в нашей жизни, перемена блюд на столе, не в этом дело. Должен перемениться ум, душа и мысли – вот что самое главное. А когда настроились на трезвение,  бросать его не надо после окончания поста. А что такое трезвение? Отцы сказали: «Следи за своими мыслями, словами и поступками, насколько они соответствуют Евангелию».  Потому «уклонись от зла и сотвори благо».

Время поста – особое время уклонения от зла и творения блага. Поэтому как из поста выходить? Из него лучше вообще не выходить, если главная цель  – жизнь с Богом и трезвение. А цель никогда не должна теряться, просто время поста – особое ускорение. Я как-то на одном сайте прочитал о занятиях плаванием и случайно нашел статью, где говорится: четыре бассейна – в спокойном режиме, а пятый бассейн – на пределе. Потом – опять в спокойном режиме, а потом – опять на пределе. И я сейчас подумал, что время поста – это как раз движение на пределе, а выход из поста не означает прекращения плавания, нет. Он – в спокойном режиме. И если у нас будет такая поступательная христианская жизнь – мы будем всегда в движении. Куда? На небо, навстречу Богу, людям. А пост – на пределе духовных возможностей. Тогда это будет правильное движение на небо, а не так: пять шагов вперед, а потом на десять шагов назад откатились. Вот это будет неправильно.

– Это и тяжело.

– Это бессмысленно: мы строим, а потом разбираем. Поэтому всем желаю доброго поста и сейчас с ускорением духовным пройти те домашние задания, те обещания, которые давали себе и людям, Богу, Церкви. А в начале поста многие давали обещания стать лучше, стать другими, стать ближе к людям, ближе к Богу и Церкви. Помните, авва Дорофей говорил: Бог – это центр, а мы все радиусы, отходящие от этого центра. Если мы, как радиусы, сближаемся друг с другом (умеем дружить, имеем человечность), то постепенно приближаемся и к центру. А также если человек хочет быть ближе Богу, он движется Ему навстречу и невольно сближается и с людьми. Поэтому первый признак успеха в духовной жизни – умение ладить с людьми. Если ты с людьми не ладишь, значит…

– …значит, у тебя проблемы какие-то есть.

– Конечно. А время поста – это как раз время начать ладить со своей совестью, с людьми и с Богом. То есть не делать того, чего не надо; наоборот, «уклонись от зла и сотвори благо». Вот квинтэссенция всей нашей духовной жизни. Особенно наблюдаем за собой как раз во время постов. То есть движемся на пределе своих духовных возможностей.

– Интересные мысли, что не нужно помнить, когда …

– …когда даешь – не запоминай, когда принимаешь – запоминай.

– Но когда ты работаешь в коллективе, когда все время с одними и теми же людьми и ситуации разные, ты невольно можешь и запомнить, что тебя где-то обидели либо чем-то обделили. Как здесь быть? Нужно ладить с людьми, а ведь иногда это бывает сложно. Бывает, нужно принять решение вопреки чему-то.

– Старец Амвросий Оптинский говорил: «Кто уступает, тот больше приобретает». Победа над ближним всегда твое поражение. Да – по-твоему, убедил, заставил поклониться, попросить прощения, настоял на своем. И что? Остался при своей гордыне, при своем самомнении, при своей самоуверенности. Вот и все.

– Ну и осадок нехороший...

– И все вроде стало по-твоему, но не по любви. Есть такое: «Насильно мил не будешь». И поэтому всегда близкого человека надо не победить, а убедить. Потому что если ты победишь, то это будет твое поражение, об этом нам надо всегда, конечно, думать. Нельзя в отношениях искать свои победы, это бессмысленно и неправильно. И не нужно бояться, что потом типа сядут на голову, если уступишь. Но если каждый будет бояться…

– …значит, слабый.

– Делай свое дело, думая не только о себе, но и о том человеке, который рядом с тобой.  Но, с другой стороны, ты – это не я; я – это не ты. «Он должен был сделать то-то, то-то» – а откуда я знаю, что я должен был это сделать? У тебя нет языка? Ты не можешь сказать, не можешь объяснить? «А пусть он сам догадается. Разве у него нет соображения?» Иногда нет. Потому что сытый голодного не разумеет, больной не разумеет здорового, здоровый – больного. Надо говорить, общаться, уметь попросить, объяснить. И не стесняться этого.

Старец Паисий Афонский говорит, что Бог очень любит, когда его дети разговаривают друг с другом, но еще больше любит, когда они разговаривают с Ним. То есть общение все время приветствуется; апостол Павел говорит: «Не забывайте благотворения и общительности, ибо такими жертвами благоугождается Бог». В этом общении тоже какие-то вопросы снимаются. Например, супруга дуется, а ты не знаешь – на что. А она не говорит, на что дуется. «Пусть он догадается сам». И уходит масса времени.

– Надо сразу же дожимать: а что случилось-то?

– Конечно. Еще есть такой небольшой способ, прием. Иногда мы не можем сказать что-то словами, потому лучше бы и не говорить. Потому что сказанное не так, не тем тоном результата иметь не будет. Сейчас есть благодатные возможности,  бумага и ручка или эсэмэска. Напиши тогда: то-то, то-то, то-то. Никто эпистолярный жанр еще не отменял.

– Это же редкость, батюшка.

– Я говорю о том, что это возможно. Это позитивный прием – человек не может сказать, но хотя бы написать может?.. Напиши, а встретитесь потом. И написанное человек может перечитать раза два-три: сначала прочитал в возбужденном состоянии, потом – в спокойном, потом прочитал между строк. И что-то понял, что-то дошло. Поэтому общаться надо, а зла держать не надо. Уже все знают – все болезни от нервов. Как одна говорит: «А что вы нервничаете? Нервные клетки не восстанавливаются». А другая отвечает: «А они мне и не нужны, нервные-то». Нервничать не надо – надо всегда думать наперед.

– Вопрос телезрительницы: «Я – пожилой человек, хожу в храм по будням. И если  схожу и не причащусь, это для меня уже не служба. Так я нарушаю что-то? Мне надо обязательно ходить в воскресенье? Или по старости в будние дни можно?»

Просто есть правило, что воскресные дни пропускать нельзя.

–  Дело в том, что это Ваш образ жизни, Вам так удобно, для Вас доступно. В конце концов, Оптинские старцы говорят: «Все красит мера». Если это Ваша мера, то и слава Богу, Вы нашли для себя какой-то вариант. Ну и пожалуйста. Только все-таки выбирайтесь хоть раз в месяц на большие праздники, чтобы почтить праздник своим присутствием. Ничего страшного здесь нет, каждая душа индивидуальна, но все-таки надо стараться хотя бы раз в месяц на воскресенье выбираться. А так уже здоровье что-то и диктует нам. Отец Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах пишет: «Теперь уже не я диктую себе, а мой возраст диктует мне». И здесь, так сказать, надо успевать поворачиваться: давление, сердце, стенокардия, духота, гипотония – чего только в жизни нет! Поэтому желаю Вам здравия, помощи Божией, пусть те редкие посещения храма и Причастие укрепляют Вас на Вашем жизненном пути. Помоги Господи.

– Батюшка, скоро светский праздник – Новый год. А как отмечают Новый год монахи?

– Очень интересно. В 1997 году наместник Оптиной пустыни, архимандрит Венедикт (Царствие Небесное нашему приснопоминаемому наместнику) послал меня в командировку в Москву. Когда наступил Новый год, я про себя подумал: я просто его проигнорирую, и все. Шла вечерняя служба, мы по благословению патриарха отслужили новогодний молебен (это была всенощная), я думаю – ну все, ночью лягу спать. Не тут-то было: в одиннадцать часов взрывы, фейерверки… И так полночи прошло, провалялся на кровати. Вот так прошла первая новогодняя ночь в Москве. Я подумал: нет, на следующий год надо в это время, в двенадцать часов ночи, служить новогодний молебен. И стали служить новогодний молебен. Он недолгий; потом собрались в трапезной, и там продолжился праздник: чай, воспоминания, духовные разговоры. Мне все это очень понравилось… А потом подумал: «А почему только один молебен?» И на следующий год, то есть через два года, как началось подворье, уже решили служить ночную литургию. И в первую же литургию пришло около пятидесяти человек.

Я где-то подсмотрел (или кто-то подсказал) замечательный такой малюсенький момент. Все же привыкли перед телевизором… Бой курантов, бокалы шампанского, звон хрусталя. И чтобы не лишить этого людей, что мы стали делать? Часы читаются заранее, литургия ровно в 24:00; часы прочитали за пять минут до двенадцати часов ночи. И пять минут в тишине. В полночь выносятся куранты, двенадцать раз они бьют – и возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа; ныне, присно и вовеки веков. Аминь». Все! Незабываемое начало. Мы в новый год входим под осенением благодати Господней. А потом опять – встречи, чай. Это незабываемо.

Владыка Александр Саратовский (Тимофеев), который меня рукополагал в диаконы и  священники, про пост говорил: «Как мы начнем первую неделю поста, так проведем весь пост. Как проведем пост, так проведем весь год». Есть такие мерные дни, которые являются какими-то вехами, каким-то фундаментом. Я думаю, Новый год – это тоже какой-то фундамент. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Последний раз, когда было это всенощное бдение, в храме было двести пятьдесят восемь человек, которые променяли телевизор, оливье и шампанское на службу в храме Божием. Кстати, приглашаю с 31-го на 1-е в наш храм в Ясеневе в 23:00 на молебен мученику Вонифатию с акафистом; в 24:00 – начало литургии. Метро «Новоясеневская», храм Петра и Павла в Ясеневе, подворье Оптиной пустыни. Думаю, это лучшее начало Нового года.

Кстати, все говорят: новый год. А с чего он новый? Надо же как-то креативно относиться к жизни? Давайте по-новому? Без телевизора и трезвыми, вот это будет по-новому. Надо же что-то делать… Можно купить самое дешевое Евангелие в лавке и 30-го, 31-го в течение дня провести такую миссию возле метро: «Хотите начать Новый год по-новому? Прочитайте Новый Завет». И даришь человеку. Из десяти девять не возьмут, пронесутся мимо, как будто ничего не слышали. А один из десяти возьмет. Пусть даже человек его положит на полку, но он к нему вернется. Вот это тоже начало твоего нового года… Можно и в храме это сделать, это тоже будет начало нового года по-новому. Надо всегда стремиться к обновлению духовной жизни.  

– Вопрос телезрительницы: «Я считаю себя гордой. Скажите, пожалуйста, как победить гордость и гнев?»

Коротко и ясно, батюшка. Вечный вопрос.

– Человек себя назвал гордым – это уже неплохо, уже начало. Но скорее всего от этой болезни, которая всем нам свойственна, будет лечить жизнь. Поэтому попроси: «Господи, из меня, упрямого барана, сделай овцу, которая будет не бодаться, а шерсть приносить и этим служить, доставляя людям пользу и помощь». И будут те обстоятельства жизни, принимая которые, ты станешь постепенно врачеваться от этого ненужного духовного состояния.

Вообще-то состояние не очень хорошее. Старец Амвросий про гордых людей, которые считают себя умнее всех, совета ни у кого не спрашивают, никого не слушаются, все делают по-своему, говорил: «Обычай бычий, а ум телячий. Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит – потом чему-нибудь научит». Справляться с гордостью помогает жизнь по совету. По совету с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, со старшими, равными,  братьями, сестрами. Это тоже один из признаков врачевания гордыни. Иоанн Лествичник говорит, что гордый бес в послушниках не имеет где главу приклонить. И греческие старцы говорили: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг». Поэтому надо начать хотя бы с элементарного: начать советоваться. Потому что все знает только невежда. И кто много якает, тот в конце концов как раз и попадает в самые неприятные переделки. Поэтому всегда переспрашивайте, всегда спросите мнение людей по этому поводу. И потом где-то посередине можно это уже разделить. И, конечно, молясь...

Вспомнился еще один момент. Мы ропщем на людей, которые рядом с нами: мама на сына, сын на маму, бабушка на внука, внук на бабушку, жена на мужа, муж на жену, родители на ребенка. Все вокруг ропщут друг на друга, и это – наша повседневная жизнь. Если в семье даже два человека, то уже будет ропот и недовольство. Потому что человек всегда думает, что причина вовне. А причина не вовне, а в нас самих. И это тоже надо понимать: дело не в другом, а во мне самом. Так будет гораздо спокойнее и правильнее.

Мы ропщем на людей, которые рядом с нами, а Иоанн Златоуст сказал потрясающую вещь: «Бог по жизни посылает нам именно тех людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня». Мы очень гордые, потому вокруг нас такие люди. Были бы мы чуть-чуть спокойнее, тогда было бы все по-другому. Когда мы начнем меняться,  произойдет фокус, метаморфоза – и люди вокруг начнут меняться. Греки говорили: «Куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой». Плохой везде найдет плохое, хороший – хорошее. Поэтому люди, которые вас окружают, тоже будут в вашей судьбе принимать участие, только вы их воспринимайте не как наказание, а как врачевателей. Как таблетки, которые вы должны не выплюнуть, а проглотить, переварить; тогда эти таблетки (эти люди) начнут действовать. Когда вы примете обстоятельства и людей такими, какие они есть, не пытаясь что-то или кого-то переделать под себя, а сами переделываясь, тогда обстоятельства жизни поменяются – и люди станут хорошими, все станет совсем по-другому. Начни с себя – это принцип духовный и даже нашей простой человеческой жизни. Пока проблема вовне, мы вовне мало что можем изменить. Самое главное, кого мы можем изменить, это самих себя. Вот с этого надо нам всем и начинать.

– Вопрос телезрительницы: «Меня зовут Людмила, мне семьдесят лет, я ухаживаю за больной матерью, лежачей, ей девяносто два года. Это милосердие к ближнему или я просто выполняю свой долг как дочь?»

– А какая разница?.. Кстати, чем дольше живет она, тем дольше живете и Вы. Старец Паисий Афонский сказал: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». Пока есть мама, Вы еще чья-то дочка, еще мамин ребенок. Приятно быть ребенком, когда семьдесят лет, нормально. Поэтому благодарите Бога, что мама жива, что Вы живы. Вы друг другу нужны. Все, что можно, делайте, а Господь ни ее, ни Вас не оставит. Это и дело милосердия, и долг. Разное настроение бывает: когда-то это делается по долгу, а когда-то по любви. Как ни делай, а все равно это делать надо. Но когда с настроением, тогда все гораздо легче. А когда человек только по долгу и по обязанности, тогда может присутствовать и ропот, и уныние, и из рук все валится. Надо всегда думать: и я могу тоже в таком состоянии оказаться. И все, что в нашей жизни происходит, – это наша жизнь, другой не будет. А фантазировать не надо: «а вот если бы…» Что есть, то есть – это наша жизнь. И принимай ее такой, какая есть. Самое главное – ничего не переделывай вокруг, в обстоятельствах жизни. Переделывать надо только самих себя. Желаю Вам долготерпения, а самое главное – доброжелательности. С ней можно решить все, без нее не решишь ничего.

Меня потряс один факт, который случился в моей жизни в 2016 году. Случайно я попал в 64-ю больницу, в сердечную реанимацию, и там наблюдал следующую картину. Была ночь…

– Поясните, как Вы туда попали.

– У меня есть анатомическая особенность сердца, которую зафиксировала электрокардиограмма, а врачи прочитали, что это инфаркт. Приехала скорая, читают: инфаркт. Отвозят в 64-ю, там тоже: инфаркт. Ну и прочие манипуляции, вплоть до исследования сердца через коронарографию. Но там ничего плохого не оказалось, кроме самого сердца. Правда, камень на сердце нашли, посоветовали его дробить – любовью, делами милосердия. (Смеется.) Но инфаркта не нашли. Оказалось, что сердце лежит анатомически под каким-то своеобразным углом, и на электрокардиограмме это прочитывается как инфаркт.

Я после этой коронарографии оказался в реанимации; два часа ночи – и вдруг слышу, что больная на кого-то кричит: «Иди отсюда! Иди отсюда, я тебе сказала!» И я понимаю, что она ругается на медицинскую сестру. Та говорит ей: «Татьяна Павловна, что же Вы на меня ругаетесь? И зачем вы без конца вырываете катетер?» (Катетер – это мягкая игла в вене.) –  «Иди отсюда? Вообще кто ты такая?» И она сказала потрясающую вещь: «Я? Добрая фея». Это сказала уставшая, голодная, холодная медсестра, которая не теряла чувства юмора и доброжелательности. И я подумал: уникальный человек. Редко в нашей жизни на такое зложелательство человеку будут так отвечать. И разговор состоялся. Больная перестала вытаскивать катетер. А я про себя подумал: не знаю, христианка эта медсестра или нет, но устроение ее очень христианское. Если бы мы все были такими доброжелательными, так воспринимали обстоятельства жизни, порой суровые! Вот ты говоришь с сотрудниками, а тебя «куда-то посылают». Кстати, когда тебя пошлют далеко, «иди на юг», там теплее. А если вдруг подумаешь, что по жизни черная полоса, –  надо приглядеться: может, она взлетная. Наша жизнь как зебра: черная – белая; черная – белая. Поэтому белое – с благодарностью принимаем, а когда черное – с терпением ждем, когда сменится на белое. Но что-то для этого делаем, потому что под лежачий камень вода не течет.

Я у одного батюшки спросил: «Как у тебя дела?» – «Ты знаешь, подозрительно затянувшаяся белая полоса». Я думаю: «О, батюшка с правильными мыслями живет». Нас наместник учил в монастыре: «Будь готов ко всякой скорби – и избежишь всякой скорби». Он ждал каких-то обстоятельств жизни, которые покажутся черными, и был готов их принять. И когда они приходили, он думал: «А разве это черные? Может, это и не черные?» То есть они наверняка были, но он их не заметил, не придал им значения. Он не понял, что они черные! Может, они были как «подозрительно затянувшаяся белая полоса»... Вот это интересно. А другие, наоборот, только и говорят, что жизнь только черная и черная. Но это все внутри.

– А правильно ли для православного христианина всегда ждать скорбей?

– Не об этом речь. Будь готов.

– Допустим, начиная какое-то дело, понимаешь, что обязательно будут проблемы, – это и есть та самая готовность?

– Духовный пример наместника нам показывал: просчитывай ситуацию, ничего не делай на авось, ты должен быть ко всему готов. Например, едешь на телеканал «Союз» – полчаса закладывай. Начало в восемь, ты должен быть в половине восьмого. А если ты не заложил на пробки, не был готов – обязательно опоздаешь. Надо всегда думать о том, что может случиться то-то и то-то; готовься. Люди говорят: «Ой, я опоздал».  Сейчас у меня на подворье все работники говорят: «Ой, а по Москве пробки». Я в таких случаях говорю: «Вот здесь пробка – мозговая непроходимость». Почему ты на работу приехал не на полчаса раньше, а на полчаса позже? Почему ты так рассчитал в свою пользу? А что случилось бы, если бы ты приехал на полчаса раньше? Значит, начать работу на полчаса раньше – неохота. А позже приехать – вполне возможно.

– Это по лености, я сам по себе замечаю. Я помню, выехал на пять минут позже, опоздал на те же самые пять минут.

– «Уготовихся и не смутихся»… Один батюшка увидел: девушка зашла, взяла пучок свечей, к одной иконе приложилась, свечку поставила, к другой, пятой, десятой, одиннадцатой и двенадцатой. Обошла весь храм. Он посмотрел: не прихожанка, незнакомый человек. И вдруг та увидела батюшку: «Ой, батюшка, у меня к Вам вопрос! К какой бы еще иконе приложиться, чтобы экзамен хорошо сдать?» Тогда он ей руку положил на голову и говорит: «Детка, а ты не пробовала учиться?» И свечки ставить надо, и в храм ходить, но несколько билетов все-таки выучить надо. Хотя бы честно половину выучи и скажи: «Господи! Помоги взять из той половины, которую я знаю». У меня так бывало. Но половина-то хоть должна быть честно выучена.

– Один мой знакомый как раз приехал из Бари (сейчас память святителя Николая была), а ему зачет по какой-то специальности особенной как-то взяли и простили. Он же не готовился, в Бари был. Говорит: ну вот, может, все-таки работает…

– С другой стороны, если человек учится специальности, то так было бы неправильно и неверно. Тебе нужны зачеты в студенческой книжке? Оценки? Или все-таки нужны знания и специальность, которая потом тебя будет кормить? Ну хорошо – тут простили, тут не делал, но время учебы – это единственное время, когда есть шанс чему-то научиться. На работе – понятно, там тоже что-то будет, но в таком объеме, такими темпами, с таким энтузиазмом больше этого не будет никогда! Я сейчас вспоминаю семинарию – столько там приходилось читать, откуда-то находилось время, готовились, не спали, не ели. Было время – а сейчас его нет. Оно есть, но бездарно тратится, сквозь пальцы утекает. Поэтому время учебы – это уникальное время, не надо его бездарно тратить в надежде: пусть только зачет поставят.

«Многие из наших молодых греков, – говорит старец Паисий,  –  хотели бы, сидя в кафе, попивая кофе и покуривая сигарету, звонить в деканат и узнавать, какую оценку они получили за экзамены, которые не сдавали». Важна не оценка, а важен сам процесс учения. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Мы, православные христиане, во всем должны быть отличниками». Мы должны быть отличными врачами, режиссерами, компьютерщиками, таксистами, электриками, сантехниками. Отличными! Потому что если ты в своей специальности будешь отличным и отличником, эта специальность тебя прокормит. К тебе лишний раз будут обращаться, потому что ты делаешь отлично.

Апостол Павел так и говорит: «Все, что делаете, делайте от души, как для Бога, а не для людей». И когда человек так относится к своему делу, по жизни у него все будет складываться. Почему? А он отлично сделал. Отличный парикмахер, отличный часовщик, иконописец. Всегда нужно по высшему разряду. И внутреннее удовлетворение будет, что ты профессионал своего дела. Есть такое мудрое выражение: «Человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь». Пусть какое-то маленькое дело, но ты его знаешь досконально, максимально. И в конце концов получится, что это твое знание станет востребованным. И оно по жизни будет тебе помогать. В чем-нибудь, но должен быть специалистом. Хобби, интерес какой-то, внутреннее какое-то стремление должны быть.

– Это правда. Батюшка, обратитесь к нашим телезрителям с какими-то важными словами в преддверии 2019 года.

– Все будут желать счастья, и это будет звучать так: «Счастья! Здоровья! Здоровья! Счастья!»

– Банально?

– Но все же доброе пожелание. Но всем, дорогие братья и сестры, дарю одно четверостишие: «В чем счастье? В жизненном пути. Куда твой долг велит – идти. Врагов не знать, преград не мерить, любить, надеяться и верить!» Вот в этом счастье. От всей души желаю вам любить, надеяться и верить. С Новым годом! А истинное счастье для христианина неизменно – это жизнь с Богом.

  Ведущий Сергей Платонов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы