Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня Церковь вспоминает святителя Филиппа, митрополита Московского, который вступил в конфликт с царем Иоанном IV и по его приказу был убит. Какой для нас может быть назидательный урок из его жизни, его подвига, его мученической кончины?
– Бесстрашие. Как говорят, личное мужество и выполнение своего пастырского долга до конца, то есть и до победы, и до смерти. Как Господь однажды призвал всех христиан: станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен есть. Еще Христос сказал: «Я и Отец одно». И вот, совершив этот пастырский подвиг, святитель уподобился Христу.
– Вот мы в чем можем уподобиться Христу в нашей жизни? Потому что Господь не призывает нас до смерти стоять за Него, да и нет сейчас такой ситуации, когда человеку угрожает смерть.
– Эта ситуация может случиться в любой момент. Незачем сейчас в эфире, на ночь глядя, моделировать такие ситуации. Но это всегда может случиться, когда человек делает выбор между собственным благополучием и благоденствием и зовом совести, зовом долга, правды Божией. И поступок, и последующее прославление митрополита Филиппа говорит нам о том, что для Церкви и для Бога предпочтительнее, когда люди, даже ценою жизни, исполняют свой долг.
– То есть в нашей жизни нет пока места такому самопожертвованию…
– Пока нет. Например, совсем недавно одна женщина провалилась под лед. Какой-то мужчина, пренебрегая тем, что лед тонкий, пошел и спас ее. Для него это было так же смертельно, как и для нее, ушедшей в холодную воду. Сколько там можно продержаться? Ну, пять минут живым. И он все-таки пошел, все-таки довел дело до конца, рискуя жизнью страшно. Такая ситуация может же быть каждый раз. И как осуществилось его призвание? Потому что он оказался рядом и видел.
Можно поступить по-разному. Я наблюдал всякие острые ситуации: большинство людей впадают в панику, совершают какие-то несуразные поступки, начинают бегать взад-вперед. Даже в кинофильмах есть такая глупая фраза: «Вызовите кто-нибудь скорую помощь». Ты встречал в сценариях такие странные вещи, которые как бы программируют людей? Потому что если в каждом фильме двадцать раз одно и то же услышишь, человек думает, что нужно будет орать: «вызовите скорую помощь», – вместо того чтобы взять и вызвать.
Поэтому митрополит Филипп совершил геройский поступок. Он мог жить, будучи в государстве вторым лицом, может быть, не припеваючи, а со слезами (потому что христианин не может спокойно смотреть на такую бесчеловечную жестокость служб государевых и тех, кто в этой службе состоит), но тем не менее свое благополучие бы сохранил, однако решил поступить по правде Божией.
– Да, нам бы помнить об этой правде Божией.
– Да. Не впадая в панику, забывая вообще все на свете.
– Вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему со мною так происходит: вера моя то неистовая до самопожертвования, то совсем опустошается? Как будто овца заблудшая – не знаю, куда идти».
– Просто человек не знает, что такое вера. И те чувства, которые его обуревают, – это не вера. Надо почитать у апостола Павла, что вера есть духовное видение. Поэтому это не связано с какими-то вспышками, эмоциональными состояниями. Это близко к чему-то такому истероидному, но никак с верой не связано. Вера, наоборот, дает человеку спокойствие, уверенность, учит его во всем полагаться на Бога, доверять Ему, верить в то, что Он промышляет о тебе, и промышляет благое. Тогда можно и терпеть, и вершить свои дела, и совершать поступки, которые необходимы для нашей совести и даже кажутся рискованными.
– Люди нередко называют себя сильно верующими.
– Я встречал. Мне очень нравится выражение: «я глубоко верующий человек», – потому что вера в человеке так глубоко зарыта, что он даже не видит очертаний, что эта вера изображает; такой мутный рентгеновский снимок: не то на нем море, не то облака, не то туча, не то голова дельфина. То есть вообще ничего не понятно. И когда мне кто-то говорит, что он глубоко верующий человек, я сразу представляю что-то такое глубоководное.
– Так сокрыто, что даже и не видно.
– Да. Потому что непонятно, что значит глубоко верующий человек. Спросишь у него: «Ну хорошо, давай читать Символ веры». Молчит. – «А что такое Символ веры?» Ну, перекрестится. Он думает, что Символ веры – это крестное знамение. Поэтому какая там вера? Вера – это очень четкое видение.
– Святитель Спиридон засвидетельствовал свою веру, когда подставил вторую щеку.
– Да, конечно. И как пропуск – стражник его сразу пропустил: «Да, вижу, что ты епископ, проходи». Стражник какой просвещенный! Ну, раз он охранял помещение, где проходил Собор, значит, неслучайный был человек.
– Так что человек может проверить свою глубокую веру…
–…получив в правую.
– Вопрос: «Несколько раз сталкивался в храмах с хамами: заходят, начинают вести всякую провокационную чушь, ведут себя вызывающе. Слов не понимают. Что делать?»
– Надо найти сторожа и к нему обратиться. Все сторожа знают, что делать.
– То есть самому человеку здесь лучше не выступать…
– Нет, почему? Можно. Я, например, когда вижу какой-то непорядок, чтобы не тратить время на поиски сторожа, раз он не обнаружил непорядок, с удовольствием делаю это сам.
– Но одно дело, когда священник, а другое дело, когда такой же прихожанин, как и этот хам.
– Сторож – это не такой же прихожанин, а человек уполномоченный.
– Нет, имеется в виду, что прихожанин, наблюдая хамское поведение какого-то человека, должен его урезонить.
– Жестом. Словесно бесполезно. Если человек не умеет себя вести, даже если ты его проводишь за шиворот до автобусной остановки, от этого у него воспитания не прибавится; или оно будет распространяться только на периметр этого храма.
– Ну, может быть, в следующий раз он уже будет побаиваться так вести себя?
– Да, побаиваться он будет. Но вообще-то это должно происходить в малолетнем возрасте. Когда родители занимаются своими детьми, дети побаиваются.
– Ну, вот не произошло этого.
– Не произошло, тогда действовать с помощью жестов, которые всем понятны.
– Вопрос телезрителя: «Я женат уже двадцать семь лет. Есть ребенок. Я прелюбодействовал. Жена меня простила, живем вместе дальше. Но у нее каждый раз депрессия: то любовь, то депрессия, скандалы. Духовника у нас нет. Жена переживает, сколько может длиться эта депрессия. Может, нужно к психологу обратиться? Мы не знаем».
– Депрессиями психолог может заниматься, если они легкие. А если затяжная, то нужен психиатр, нужно специальное лечение (может быть, даже в стационаре). Но просто терпеть депрессию, надеясь, что она пройдет, это неправильно; нужно ее обязательно лечить.
– Телезритель: «Потому что бывает два-три дня любовь, все хорошо, а потом вот это воспоминание – и скандал до истерики. И второй момент. Я хочу пойти на работу, а она говорит, что у меня опять будут соблазны. Она не хочет, чтобы я в миру работал, и говорит, чтобы я шел работать в храм или в монастырь на любую зарплату. Сегодня я был в церкви у батюшки, хотел взять благословение. Батюшка говорит, что и в монастыре, и в храме еще больше искушений. Теперь и туда пойти не могу, чтобы она была спокойна... Вот так стоит выбор, и я не знаю, куда деваться».
– Сначала Вашу супругу надо пролечить. А потом уже вместе с доктором обсудить при ней, как Вам поступать с работой. Доктор будет для нее авторитетным человеком, она услышит, и все наладится.
– Телезритель: «Вот мы так и думали о том, что врача, что ли…»
– Не «что ли», а очень даже важно.
– Телезритель: «Ясно. Спасибо большое».
– Вопрос: «Существуют такие места, где чаще, чем где-либо, происходят трагичные события. Это подтверждается статистикой. Как такое можно объяснить, с чем это связано?»
– Например, есть такие пляжи, где люди чаще всего гибнут от акул, потому что акулы там водятся. А может быть, водились чуть поодаль, но когда люди стали часто купаться, акулы видят, «мясо» плавает, и в этом месте учащаются случаи травмирования и поедания людей акулами.
Или, например, некий человек построил себе дом на вулкане, и время от времени вулкан извергается. В этом месте чаще, чем где бы то ни было, случается извержение лавы и пепла, а также случаются землетрясения. Есть такие места, в основном на островах, где излом земной коры, там бывают извержения вулканов под водой, и возникает такое явление, которое во всем мире теперь уже именуется цунами. Где такое место? В Японии. Почему? Потому что там чаще всего бывают цунами. У нас на Москве-реке не случаются, а в Японии случаются. С чем это связано? Это связано с рельефом морского дна и с вулканической активностью морского дна. И так далее.
Или отсутствие светофора на сложном перекрестке. Как только там начинаются регулярные аварии, так после тридцатого столкновения устанавливают светофор, и все обретает порядок.
Расскажу последний эпизод, чтобы закончить эту тему. У нас на Ленинградском проспекте был очень трудный поворот из туннеля на Ленинградку. И боязливые водители, особенно женского пола, долго ждали, пропуская поток, который идет слева. Сейчас установили светофор – вроде бы замедляет движение, а на самом деле нет: как только загорается зеленый светофор, все сразу поехали. Очень сильно увеличился машинооборот. Пробки исчезли. И еще поставили разделительные пластмассовые, наполненные водой коробочки, которые направляют потоки: и безопасно, и быстро. Подъехал, тридцать секунд постоял, дал газ и уехал. А так то одна повернет, то другая полчаса ждет, всех пропускает. Было очень много и всяких столкновений, и милиция там стояла по шесть человек – помогали движению транспорта. А сейчас никого нет, один светофор. Так что, думаю, вот с этим связано. Я привел разные варианты, и можно до следующего вечера рассказывать.
– Вопрос телезрителя: «У нас многодетная семья, семь детей. Мы живем в двухкомнатной квартире (28 квадратных метров). С 2008 года стоим в очереди…»
– Тесновато.
– Телезритель: «Квартира маловата. Дети выросли уже под два метра. Чиновникам пишем, просим оказать помощь в том плане, чтобы расширить жилплощадь каким-то образом. Написали всюду, куда можно было. Вопрос у нас такой: либо дальше продолжать писать в те же инстанции, либо положиться на волю Господа и ждать, что уж будет, то и будет?»
– Есть третий вариант – гораздо лучше. Тем более имеете сыновей под два метра. Мне бы таких сыновей, я бы сейчас такой замечательный дом построил! Тем более сейчас у нас на Дальнем Востоке дают землю по гектару; выбрать красивое место и построить хороший двухэтажный дом. Так что у Вас такие лбы в запасе, а Вы сидите и пишете какие-то письма. Это странная для мужика увлеченность. Если бы Вы хоть стихи писали. Правда, дело тоже неприбыльное; Пушкин немного заработал. Хотя заработал известность.
А вот дом построить… Я сам построил себе дом за два года и очень доволен. Правда, у меня не было таких сыновей. Мне брат помогал, один товарищ помогал строить, потом другой; в общем, все время вдвоем мы строили. Так что я не знаю, что Вы мучаетесь. Я бы продал квартиру, на эти деньги купил прекрасного леса (его сейчас полно): и досок на пол, и на обрешетку. И построил бы дом, сделал печку. Кстати, у меня товарищ, с которым я начинал строить этот дом, вообще ходил по помойкам, искал кирпич. Находил, потом разбивал их кирочкой, очищал от цемента и складывал. И построил себе шикарный двухэтажный с мансардой дом из этого кирпича. Один. Так что Вы действуете как-то не по-русски. Русский человек раньше мечтал только о земле, а остальное все делал сам.
– Телезритель: «А мы считаем, нужно дать соответствующее образование детям, чтобы дети ходили в спортивные секции, чтобы развивались».
– Да разве это развитие – в секцию ходить? Это суррогат. Что такое спорт? Спорт – это топор, молоток, лопата, гвозди, рубанок. Вот самый главный спорт, он пользу приносит. А так спорт – это бессмысленная трата энергии. Вы что, этого не понимаете? Если уж человек занимается спортом, то он, по крайней мере, должен миллион зарабатывать в месяц. Тогда это имеет смысл. Кто спортом занимается как шоу, я это понимаю. А так физкультура: две гантельки – и здоров…
– Телезритель: «А как образование давать детям?»
– Кому оно нужно, если жить в таких условиях? Надо жилье, печь, отопление. У Вас неправильные жизненные установки. Начинать семейную жизнь надо вообще с дома. Потом в дом приводят жену, потом она рожает семерых детей. Понимаете, все должно быть последовательно. Жена девочек учит готовить, шить, штопать, убирать. А папа мальчиков учит строить, стругать, забивать гвозди в два удара, чтобы «сотка» вошла в доску, чтобы быстро все было. Понимаете?
– Телезритель: «Понимаем, конечно».
– Вот, давайте за дело, хватит письма писать.
– Телезритель: «Мы к Вам в храм приедем, пообщаемся. Спасибо Вам большое!»
– На здоровье.
– Раньше как раз от отца к сыну передавалось это умение: и строить, и ремонтировать, и землю обрабатывать.
– Вот образование. А что с этим образованием?
– Образование даст человеку просто возможность заработать.
– Ничего подобного. Я гораздо больше (за девяносто процентов) знаю людей, у которых это образование лежит на комоде сверху в виде корочек. И все. А так кто как устроится: кто в баре шампанское разливает, кто еще что-то. Зачем человек годы тратит? Лучше бы чего-нибудь научился делать.
– Так бывает. В середине жизни человек вдруг начинает что-то делать, плитку класть.
– Вот. Ведь всем нужны плиточники. Сварщики всем нужны, и никогда так не бывает, что сварщиков много, а чего варить – нет. Стань тогда сварщиком номер один. Легче же сварку освоить, чем стать кандидатом наук. Если у тебя папа академик, тогда ты учишься на академика, папа тебя устроит в академики, как мы теперь уже знаем. Это одно. А так все профессии благородны. А уж кто занимается строительством: каменщики, штукатуры, – да они просто на вес золота. А если непьющий? А если не ворует материал?..
– Приходят в храм и спрашивают: «Батюшка, нет ли у вас бригады, которая могла бы в квартире сделать ремонт? Мы уже второй месяц ищем. Двоих уже выгнали и не знаем, что делать».
– Ну вот. А они там письма пишут. За это время из сыновей можно было создать такую бригаду. Если они «безрукие», ничего не знают, не умеют (папа – писатель, поэтому они ничего не умеют), так пойди в ПТУ, поучись пару лет, там всему научат. Сначала себе сделают ремонт в своей двухкомнатной халупке. Ведь прежде чем ее продать, надо привести ее в порядок. Поучиться и начать. А то письма пишут. И спрашивает: «Может быть, ждать?» Ну, даже если Господь захочет, квартира все равно с неба не упадет.
– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Иоанна сказано: кому простите грехи, тому простятся. Он говорит апостолам…»
– Вы всё перепутали. Возьмите текст и почитайте.
– Телезрительница: «Вот я читаю … Дунул и говорит им: примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
– Вот теперь правильно.
– Телезрительница: «У меня вопрос такой. Я слышала, что иерей простит, а Господь не простит на исповеди. Как это понять?»
– Бывает и так.
– Телезрительница: «А почему?»
– А потому что это не механическое действие. Чтобы прощение пришло в сердце человека, от человека должно быть покаяние. Понимаете? Вот маленький ребенок что-нибудь натворит, мама говорит: «Встань в угол». Он секунду постоит: «Мам, прости, я больше не буду». Мама говорит: «Хорошо, прощаю». Через две минуты, он смотрит, мама ушла, и опять продолжает. Никакого покаяния нет. Должно быть покаяние. Тогда священник говорит: «Прощаю и разрешаю…» И тогда Господь прощает этот грех.
– Телезрительница: «Да, когда есть истинное покаяние. Спасибо».
– Пожалуйста, всегда с удовольствием расскажем.
– Но вот повторение греха, несмотря на исповедь, говорит именно о том, что не было покаяния?
– И не было, и нет.
– То есть если есть истинное покаяние, то любой грех, который человек исповедует, стирается; Господь освобождает человека от этого греха.
– Если есть покаяние, то конечно. Он делается не только небывшим, а даже в отдельных случаях человек совершенно перестает помнить о нем.
– Люди носят одни и те же бумажки из раза в раз и говорят: ну почему?..
– Да потому что покаяния нет.
– Либо человек не понимает, что такое покаяние…
– Не понимает. «Покаяние» – очень трудное слово. «Исповедь» – более понятное. «Испо-ведовать» – из себя рассказать.
– Говорят: искренне раскаиваюсь, все понимаю, признаю, виноват…
– Это только слова, особенно «искренне раскаиваюсь». А нужны плоды покаяния. Еще Иоанн Предтеча об этом говорил, до Христа. У покаяния должны быть плоды. Сажают деревья для того, чтобы они принесли плоды (я имею в виду фруктовый сад), а не для того, чтобы они затеняли огород.
– Бесплодную смоковницу мы знаем что постигло.
– Господь не случайно дал этот образ для всех.
– Но есть такие грехи, когда трудно сразу увидеть плод. Например, человек раздражен и кается в раздражительности. Каков должен быть плод покаяния? Он не может удержать в себе это чувство, оно вспыхивает...
– Что значит «не может»? А если рядом положить пистолет Макарова и сказать: «Вот только дернись!..» И он будет тихонько сидеть, хотя внутри будет возмущаться. Вот, собственно, и все. Это просто человеческая распущенность. Или уже психопатия, тогда нужно с помощью таблеток загасить болезнь.
– Вопрос телезрителя: «Я состою на учете в психдиспансере (был на принудительном лечении). Хожу в церковь. Но иногда там бывают такие моменты… Приходят с улицы, и чтобы побыстрее все закончить, лезут без очереди, толкаются, ругаются. У меня начинается предприступное состояние в этот момент…»
– А ты пропускай всех.
– Телезритель: «Я пропускаю, но я не могу этого переносить».
– Если не можешь, значит, попроси доктора, чтобы увеличил тебе дозу таблеток.
– Телезритель: «Я и пью таблетки, и увеличиваю, и что только не делаю!»
– Ну а что делать? У тебя два пути: либо приходить и быть последним, либо приходить за час до службы и быть первым. Как только батюшка выходит исповедовать, ты уже стоишь.
– Телезритель: «Я прихожу и за час. И хочу пропустить, кто пришел вперед».
– Ты приходи первым. Или последним. Ни с кем в конфликт не вступай. Что с женщинами ругаться? Для мужчины это неприлично.
– Телезритель: «Я смотрю на все эти дела, как говорится, и у меня начинается предприступное состояние».
– Надо действовать так, как я сказал.
– Телезритель: «Постараюсь, попробую. Спасибо».
– Вопрос: «Училась в университете, некоторое время работала, вышла замуж, теперь домохозяйка, занимаюсь семьей. Стала ощущать ненависть со стороны некоторых соседей и даже подруги, что, мол, семьей заниматься – чушь, что сижу на шее у мужа, что надо работать. Корректно объясняла – не помогает. Упреки при каждом случае. Как грамотно реагировать на такие выпады?»
– Грамотно – это значит проходить мимо. И не здороваться даже. Ну как коммунисту можно объяснить, что никакого коммунизма в природе нет и не будет, что это такой «предрассудок Карла Маркса и народный самогон», как сказал великий русский писатель Платонов? Это бесполезно. Это люди советские. Для советских людей воспитывать детей – это чушь. Поэтому у нас миллион по тюрьмам, поэтому сирот много. Поэтому мужья не платят алименты. Поэтому и пьянство. Потому что никто не воспитывает. Это дети своей эпохи. Что-то им говорить – грех, по-евангельски это называется: метать бисер перед свиньями.
– То есть каким-то образом защищаться, оправдываться не нужно?
– Ни в коем случае. Просто идешь мимо. Я знаю одну молодую женщину, к которой все время цепляются с какими-то расспросами. Она придумала вот что: вставляет в уши наушники, но ничего в них не слушает. Просто люди видят, что она в наушниках, и думают, что она музыку слушает или погоду. Ей что-то говорят, а она не обращает внимания и идет вперед. Мне кажется, это отличный метод. Наушники, провода должны быть белого цвета – они будут заметны на любой одежде. А если уж большие надеть, они одновременно будут и уши греть, для них есть меховые чехлы (это для зимы). Вот и все.
– Людей это ужасно злит.
– Да на здоровье. Если человек злой, зло же у него внутри. Как можно зло победить разговорами? Только если этот человек сам добровольно придет к психотерапевту и скажет: «Я злой. Что вы мне посоветуете?»
– Поставить себе диагноз – это уже быть на полпути к выздоровлению.
– Допустим, человек уже бросается на всех: на птиц, на котов, собак, на соседей. Потом доходит до полицейских – это уже все, чревато отсидкой. Ну надо же остановиться. Пойти к доктору, который с ним будет говорить. Это стоит денег, но зато что-нибудь ему подскажут.
– Батюшка, а когда человек своей инаковостью, такой жизнью раздражает сослуживцев: не участвует в осуждении, в поношениях начальства…
– Потерпеть надо. Инаковый человек всегда, даже в любом монастыре, если он отличается благочестием, обязательно будет вызывать раздражение. Скорее всего, его будут, как Николу, называть святошей. Был такой князь в средние века (по-моему, Черниговский, если мне память не изменяет) – Никола Святоша. По-моему, дали ему послушание на вратах стоять.
– Так братья его окрестили.
– Братья. Может, паломники. Людей раздражает всякая инаковость. Почему? Потому что люди горды. Что такое гордый человек? Это тот, который считает себя пупком, который на земле самый главный; все он знает, все умеет, всех учит. А если кто-то другой ведет себя как-то иначе, его это раздражает, потому что он не такой, как он. Потому что он считает себя мерилом всех вещей. А на самом деле мерилом всех вещей является Христос. А тот по гордости про это либо забыл, либо не знает.
– Пришел ко мне один человек и говорит: «Я тут на Христа так осерчал, так разозлился, что прямо не удержался и даже высказал Ему. Хорошо хоть вовремя спохватился, как-то испугался сам себя…»
– Ну вот. Начало премудрости – страх Господень. А вообще похвально, очень хорошо. Это лучше, чем равнодушие.
– Вопрос телезрительницы: «Можно ли дома читать молитвы об усопших поздно вечером?»
– Дело в том, что тут одна проблема: когда у вас поздний вечер; у нас в Америке раннее утро. А Земля у нас круглая.
- Телезрительница: «Ага, понятно. А можно ли в текст молитвы, если там, допустим, не предусмотрено перечислять имена усопших, вставлять имена тех, за кого молишься?»
– Можно. Только еще одна проблема есть. Когда всех за упокой помянете, Вы еще меня о здравии помяните.
– Телезрительница: «Обязательно!»
– Договорились. Так и делайте.
– Телезрительница: «Спасибо большое».
– Пожалуйста, всегда к вашим услугам.
– Одна женщина приходит и говорит в ужасе: «Батюшка, записку перепутала. Когда молилась о упокоении, прочитала всех своих живых сродников. Что им теперь будет?» (Смеется.)
– Как? Все умрем. Это обязательно. Это я могу каждому гарантировать.
– Но каждый в свое время.
– Как Господь решит, это же не от нас зависит. Человек прочитал, не прочитал – от этого не зависит. Зависит от того, как Господь призовет. А если человек думает, что что-то зависит от того, что он прочитал, это называется злостное суеверие.
– Иногда так пытаются мстить своим обидчикам.
– Ну, это наивно.
– Вопрос: «Мой муж инвалид. Я тоже не совсем здорова и к тому же не умею приучать детей к порядку. Очень боюсь воспитать грешников, которые погубят свои души. Можно ли мне рожать детей, на Ваш взгляд?»
– Если человек вступил в брак и Господь дает возможность зачать ребенка, значит, Господь решил, что можно.
– То есть если ребенок дан Богом тебе, то отбрось все свои сомнения и страхи…
– И начинай воспитывать: книжки читай, приглядывайся к тем семьям, у которых дети хорошо воспитаны. Я бы даже на некоторое время в такую семью пришел в услужение: «Не хотите ли, я у вас буду дом прибирать?» Научусь убираться, посмотрю, как там, глядишь – и своих научу.
– Ну, батюшка, это нужно положить всю жизнь на то, чтобы воспитать хороших детей.
– Так на что еще жизнь класть? На образование, которое будет на полке лежать, и работы никакой не найдешь? Чтобы образование сыграло роль... например, возьмем музыкальное образование. Пойди спроси у любого музыканта: чтобы с помощью блестящего образования, которое занимает обычно четырнадцать лет, стать музыкантом и просто прокормить семью, для этого все равно нужен человек, который тебя куда-то устроит. Вот как Оскара Фельцмана во время войны не на фронт устроили, а в Сибирь, где он возглавлял какую-то филармонию. И он прожил сто лет почти, все в порядке. Пока другие на фронты ездили, у воинов дух поднимали.
Надо, чтобы кто-то пристроил обязательно, потому что музыкантов гораздо больше, чем возможностей устроиться в хороший оркестр. Или надо быть, извините, каким-то виртуозом, как Наталия Гутман или Нетребко. Я уж не говорю про нашего гения – художественного руководителя, директора Мариинского театра Валерия Гергиева. Я однажды сидел в Большом зале консерватории, а он сидел передо мной: я смотрю на его голову, и видно – голова гения. Он проснется, захочет поехать в Новую Зеландию – и за ним приедут музыканты и будут играть; будет прекрасный оркестр, и все что угодно он сделает. Но гениев не так много. И так в любой области: и гениальный хирург, и гениальный летчик-испытатель. Надо уметь, тогда ты куда-то выбьешься. Или у тебя папа академик – и ты академик; и сынок у тебя будет академик уже с детского сада или, может, со второго класса вспомогательной школы. Папа генерал – и у тебя будет военная карьера. А если папа не генерал, извини – сам в академию поступай.
– Вопрос телезрительницы: «Я недавно похоронила мужа и начала ходить в храм. Читаю вечернее и утреннее правило. Я в храме слышала, что когда прочитаешь вечернее правило, нельзя ни воду пить, ни таблетку запить, что вроде бы получается, как бы зря прочитала…»
– Я Вам хочу дать бесплатный совет: не слушайте дураков.
– Телезрительница: «Вы знаете, это сказала женщина, которая ведет курсы у нас при храме».
– Ну что ж, бывают и профессора дураки.
– Телезрительница: «Я согласна с Вами».
– Вот. Так что дураков не слушайте. Лично я на ночь выпиваю двенадцать таблеток, причем с удовольствием.
– Телезрительница: «Вот и мы старенькие, больные. Но она так сказала, что если прочитали правило, – больше ничего нельзя».
– Все можно. Даже можно в туалет ходить.
– Телезрительница: «Ну, это-то понятно».
– Это понятно, но не всем. Некоторые говорят: терпи до утра. Дураков не надо слушать. Я бы Вам посоветовал вообще ее больше ни о чем не спрашивать и не слушать, потому что даже если она что-то угадает правильное, тогда обязательно Вам придется начать в этом сомневаться. У Вас есть здравый смысл, поэтому Вы и позвонили на телевидение, чтобы проверить. Правильно сделали. Потому что это несусветная глупость.
– Телезрительница: «Я кое-что, конечно, могу читать…»
– Да на здоровье читайте, пейте, ешьте, только немного, а то вредно.
– Телезрительница: «Понятно, спасибо большое».
– Батюшка, спасибо за передачу. Нас просят прощаться.
– На этой замечательной ноте (которая звучит так: не слушайте дураков) мы заканчиваем нашу передачу. Всего вам доброго! С праздником!
Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 1 мая 2024 года
Церковный календарь 1 мая. Великая Среда. Мученик Иоанн Новый
Евангелие 1 мая 2024. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову
Читаем Апостол. 1 мая 2024
Этот день в истории. 1 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!