Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

22 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

– Батюшка, у нас накопилось достаточно вопросов, касающихся духовной жизни, приближающегося Рождественского поста, подготовки к нему, его духовного значения, того, как провести это время без повседневной суеты.

Сергей пишет: «Ежедневно в храмах на службах читается Евангелие и Апостол. Евангелие читается на непонятном для меня языке, да и для большинства людей тоже, на нем говорили наши предки, но в силу независящих от нас причин язык изменился, стал таким, какой он есть. Таланта переводчика у меня нет, да и времени для изучения языка тоже нет. Может быть, вы – знающие, и от этого исполняющие и сильные, – понесете немощи наши и смилуетесь над нами, немощными. Переубедите меня: раскола здесь нет, нововведения нет, просто благоговейное чтение на русском языке Евангелия и Апостола, чтобы на сердце легло, а потом отозвалось и вспомнилось».

– В общем-то, так и делается во многих храмах, только не сразу читается на русском языке, а позже (например, по запричастном стихе или в конце службы). Например, у нас в храме мы после службы совершаем короткие беседы как раз на эту тему. Священник садится с прихожанами прямо в храме, и читается Евангелие и Апостол уже на русском, а непонятные места разбираются. То есть у нас очень много организационных возможностей, чтобы этот вопрос решать, не ломая существующий богослужебный устав.

Есть давняя мудрость: то дело, которое мы полюбим, то и будет у нас получаться; и мы будем его ценить. Поэтому я бы пожелал и нашему телезрителю, и вообще всем нам полюбить церковнославянский язык, не воспринимать его как чуждый, не бояться его, не ставить на нем крест. Правильно сказано, что современный русский язык изменился, и не сказано, что он продолжает меняться. Но в лучшую ли сторону? Я в этом не очень уверен. Все равно идет некий лингвистический регресс: язык наполняется разными жаргонизмами, словами часто грубыми. Поэтому важно понять, что существует определенный язык, – язык молитвы, на котором мы молимся. Он чистый и этому регрессу как раз не подвержен. Поэтому это сокровище.

Если нашему телезрителю интересно, то один из пунктов духовного завещания нашего патриарха Пимена – сохранить церковнославянский язык. И об этом говорят отцы Церкви. Поэтому приходите, мы почитаем Евангелие на русском языке после службы, разберем. Это совершается во многих храмах, поэтому здесь нет проблемы. А если что-то непонятно, то существует словарь, и некоторые слова будут очень легко усвоены нами.

Кроме утилитарного подхода – что полезно и что неполезно, церковнославянский язык прекрасен, это целая музыка, обращение к самым глубинам нашей души. И если мы получим опыт молитвы на церковнославянском языке, опыт чтения Псалтири, Евангелия, то увидим, что даже русский перевод, которым мы пользуемся для домашнего чтения, в некоторых местах не способен отразить глубину первоначального текста. Например, есть интересный отрывок, при переводе которого даже иногда искажается смысл. Петр предлагает Христу не идти на страдания в Иерусалим, говорит: «Господи, да не будет этого с Тобой». И, как вы помните, ответ Христа останавливающему Его Петру на русском языке звучит как «отойди от Меня, сатано». Может быть, есть в этом что-то даже гневное, чересчур эмоциональное, чувственное. А как в церковнославянском? Там сказано: «Встань за Мной, сатано». Что это значит? Если буквально – не загораживай Мою дорогу, не пытайся остановить Меня, отойди с Моего пути. Что такое – «встань за Мной»? Это не гнев, не обида, это значит – «Я иду Своим путем, а ты не мешай Мне». Таких нюансов очень много, и в Ветхом Завете тоже. Например, Бог дает первым людям заповедь – «раститеся и множитеся». В русском языке это переведено как «плодитесь и размножайтесь». Можно сказать, это примерно одно и то же, но в чем разница? «Раститеся» – это в том числе и растите духовно, возрастайте духовно. Перевод на русский язык не способен передать глубину этого понятия, которое включает в себя в том числе возрастание человека как личности, приближение его к Богу, а также и умножение количества людей. Одно это русское слово не смогло заменить церковнославянское. Тем более когда на службе вместо «вонмем» мы услышим «внимание», это будет немножко...

– ... смешно.

– Может быть, не смешно: святые отцы, наверное, заплакали бы; наверное, было бы нелепо.

– Наверное, если человек не понимает, о чем читается евангельское зачало за богослужением,  ему не будет лишним взять с собой книгу с переводом на русский язык и одновременно пробегать глазами по синодальному переводу.

– Смотря по тому, какую мы ставим задачу. Это вопрос, который будет задаваться все время, столько, сколько будет существовать Церковь. И можно сказать, что чем дальше мы будем жить, чем дальше общество будет двигаться по сегодняшнему пути, тем чаще будет задаваться этот вопрос. В вопросе прозвучало, что на сердце будет легко и просто. Что имелось в виду, не совсем понятно: легко от того, что все понял, или легко потому, что без особого труда удалось познать эту истину? Необязательно должно быть легко и в духовной жизни, и в богослужебной. Есть некоторая необходимость труда и преодоления, в том числе и в нашей литургической жизни, поэтому не стоит бояться, что мы сталкиваемся с какими-то трудностями. Какие цели мы ставим? Чтобы нам было комфортно или чтобы мы хоть чуть-чуть приблизились к осознанию того, чем жили отцы Церкви, которые все это создавали?

– Наша зрительница спрашивает в социальной сети «ВКонтакте»: «Грусть-тоска  снедает, когда слышу от своих друзей: прочитай книгу “Возлюби свою болезнь”. Что творится у них в головах – это ужас, это возвращение в язычество, и это захватывает молодые умы многих знакомых. Как им выбраться из этого, если разум уже зомбирован лжеучением?»

– Как выбраться? Может быть, они и не хотят выбираться. Главное – понять, что человек делает то, что он хочет. И когда мы задаем такой вопрос, то должны в первую очередь подумать: а хотят ли эти люди откуда-то выбраться? Нам, главное, думать о том, чтобы  самим не впасть в какое-то заблуждение. Почему это вообще происходит? Человек часто бывает зациклен на таких проблемах, как здоровье, качество этой, земной, жизни. Человека пугают болезни, пугает смерть, и он хочет продлить свою земную жизнь, сделать ее где-то безмятежной, чтобы не страдать, не болеть. Поэтому он готов нести жертву, готов читать такие книги. О вечной жизни человек не задумывается, а все силы направляет на земную, поэтому готов сделать даже то, что не совсем полезно его душе. Но это выбор человека. А как ему выбраться, знает Господь. Наша зрительница спрашивает, потому что говорит, что не знает как. И я не знаю, потому что для каждого человека у Бога есть своя соломинка, за которую он может схватиться в определенный момент своей жизни.

Недавно почил наш знаменитый писатель Михаил Задорнов, который прожил очень интересную жизнь. Это, безусловно, очень популярный и очень талантливый человек. Он много шутил на эстраде, к нему было приковано внимание миллионов людей, у него была огромная популярность. Насколько я слышал, в какой-то момент он отвратился от христианской веры, в которую был крещен, пришел к различным заблуждениям, в том числе языческим, о которых шла речь. Посмотрите, как Господь смилостивился над ним, и он сам сделал этот шаг – принес покаяние Богу, насколько нам это известно, принял таинство Исповеди и ушел из этого мира, объявив, что он христианин и всей душой хотел бы, чтобы Господь принял его как христианина. Когда это произошло? Вообще на излете жизни. Если говорить образно, измеряя на числовом циферблате, то с точки зрения всей жизни это, наверное, ее несколько последних секунд – и Бог протянул ему эту соломинку; видимо, дал сердцу какой-то знак. Поэтому будем надеяться, что и этим людям, если они далеки от Бога, Господь протянет руку помощи и, желая им спасения, подскажет путь исправления, покаяния, обращения. И человек будет решать: хочет он или не хочет принять это. Поэтому сострадание и заботу, которые испытывает наша телезрительница, можно обратить в молитвы об этих людях. Может быть, и это тоже будет помощью.

– Вопрос телезрительницы из Пензы: «Я изучала Евангелие на русском языке, все было понятно. Десять лет смотрю телеканал “Союз”, передачи “Читаем Апостол”, “Читаем Евангелие вместе с Церковью” (Евангелие читают на старославянском и русском языках) и “Церковный календарь”. И когда я иду в церковь, то уже знаю, о чем читалось; мне там уже очень легко. Вообще, я советую людям: не надо делать революцию в Церкви, а слушайте эти передачи утром, где все идет с пояснением. Постепенно я привыкла, знаю Евангелие на русском языке, и мне уже стал понятен и старославянский. Поэтому благодаря телеканалу “Союз” я понимаю все, что читают в церкви. Поэтому большое спасибо телеканалу. Не надо ничего менять. В то же время как-то была трансляция литургии из Александро-Невской лавры, читали на русском языке, мне тоже очень понравилось».

– Я вспомнил еще такой способ: многие наши соотечественники знали Священное Писание наизусть. Вот еще один способ, чтобы все было понятно. Например, Михаил Васильевич Ломоносов знал и другие писатели, ученые, богословы, не только священники, но и просто миряне. Когда у тебя Евангелие в голове, тогда все уже понятно. Многие знали наизусть Псалтирь. В мусульманском мире сейчас есть направление по популяризации священных мусульманских книг, когда детей учат запоминать все суры из Корана. Хорошо бы, чтобы и мы тоже запоминали Священное Писание, ведь так всегда и делали.

– Бывает, когда приезжают гости из других Православных Церквей, например из Греческой Православной Церкви, за богослужением может читаться Евангелие на греческом языке. В некоторых храмах есть практика, когда за службой прочитывается Евангелие на английском языке. Ведь когда мы слушаем эти слова, у нас не возникает вопросов, что это священные строки, и, как мне кажется, наоборот, мы слушаем с интересом и особенным трепетом и благоговением, пытаясь понять, о чем говорится.

– Свойство языка таково, что сложно достичь абсолютно адекватного перевода на английский язык. Даже греческую фразу «Кирие элейсон» на русский мы перевели как «Господи, помилуй», а «элейсон» от слова «елей», то есть не только «прости», но еще и «исцели». В русском языке нашлось адекватное слово, а в английском нет, там эти слова звучат как «Lord have mercy», или «Господи, сжалься», то есть уже есть утрата. О чем это говорит? Есть такие понятия, как качество, емкость языка. С этой точки зрения русский язык – богатейший, а церковнославянский еще на порядок богаче его (по крайней мере, в разъяснении богослужебных и божественных текстов).

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как найти границу между смирением и попустительством? Насколько надо смиряться, и когда надо уже воспротивиться, остановить кого-то или что-то? Какая-то граница, наверное, существует; или смирение всегда на пользу?»

– Конечно, такая граница существует. Сложность ответа на этот вопрос в том, что для каждого человека и для каждой ситуации существует своя граница, то есть здесь нет универсального ответа. Может быть, универсальным ответом будет такой, что смирением не является то, когда мы соглашаемся на грех. Потому что смирение – это та добродетель, когда мы смиряемся перед волей Божией, принимаем ее. В таком смирении нет греха. Когда нет греха, тогда это добродетель. И когда это добродетель, то это идет на спасение человеку. Но часто бывает, что человек может согласиться на грех, думая, что это смирение. Часто это происходит по малодушию, человекоугодию. Что ты делаешь на самом деле? Но священник из студии не может ответить на этот вопрос, потому что Вы сами должны сделать это для себя в каждый конкретный момент Вашей жизни. По крайней мере, попробовать это сделать. Мы обязаны делать это сами, развивая свою совесть и свое духовное чутье.

Скажу Вам так: наверное, никто, кроме Вас самой, на этот вопрос не ответит. В каждой конкретной ситуации мы призваны делать выбор. Да, мы много раз ошибемся в своей жизни, но память об этом остается и в нашей душе, и в сердце, и я буду понимать, что в такой ситуации я согласилась, потому что испугалась или смалодушничала, а в следующий раз должна быть более крепкой, твердой в принятии каких-то решений. Поэтому есть такая категория вопросов, на которые невозможно ответить общо.

– Таких вопросов большинство.

– В чем и проблема. Об этом и говорят наши духовники: человек хочет получить некий универсальный рецепт, инструкцию.

– Вот батюшка сказал, по каким критериям определить смирение…

– Да, как дешифровка: листочек с отверстиями, который налагается на текст, – и происходит дешифровка текста. Каждый раз наложил – получил ответ. А Богу хочется, чтобы мы развивали свои душевные качества. Проблема в том, что решается это через личный духовный опыт. А это значит, что такой опыт надо накапливать, идти по пути духовной жизни. Я думаю, наша телезрительница это и делает, поэтому у нее и возникают такие вопросы, но ответит она на них чуть позже.

– Два наших зрителя задают вопросы, касающиеся помыслов. Алексей в сети «ВКонтакте» пишет: «Святые отцы и Евангелие учат нас, чтобы мы не пали перед видением небесных сил, ибо это может быть от лукавого, и остерегают нас. Есть ли вероятность того, что можно перепутать эти лукавые силы с силами Божиими? И как их распознать?» И вопрос телезрительницы: «Помогите разобраться: святые отцы учат, что мысли бывают с темной стороны, от бесов (помыслы), и со светлой стороны – от Бога, ангелов и святых. Подробно описано, как различать и то, и другое, про постоянное внимание и трезвение, но есть ведь еще третья категория – собственные мысли человека, которые мало упоминаются. Какие мысли относятся к этой категории, как не переборщить с постоянной фильтрацией помыслов, чтобы не повредиться умом, подозревая, что все, что приходит в голову, – от лукавого? Как обозначить границы собственной личности?»

– Это вопрос примерно из той же серии. К чему приведет тебя помысел? Может быть, к тщеславию или гордыне, а может быть, через этот помысел ты уйдешь от уныния. Это как монета о двух сторонах, каждый помысел может быть повернут для человека определенным положением: или положительным, или отрицательным. Поэтому человек должен внимать себе и своей совести, которую должен развивать, тогда у него появится такой опыт. Этот духовный опыт не передается, человеку нужно стяжать его самому, поэтому и сказано, что Царствие Божие нудится. Всю жизнь человек должен проходить это обучение – познавать себя, познавать свою немощь. И должен через духовную жизнь приобретать необходимый опыт для совершенствования своей души.

Безусловно, есть три вида мыслей. Есть мысли исключительно бесовские. Когда совесть у человека обостренная и развитая, то он видит и ощущает зло этих мыслей. Хотя бывает, что у человека в жизни наступает такой период, когда он не видит, что это зло. Когда совесть у него, как говорят святые отцы, окамененная или выжженная, то есть этот орган человека в душе не работает. А если он развит, если не пускать зло в свою душу, отвергать эти помыслы, тогда совесть будет очень чувствительна и к помыслам, и к действиям – ко всему. Да, есть мысли и нейтральные, человеческие, просто какие-то рассуждения. Здесь есть еще правило меры, которое тоже помогает.

По поводу первого вопроса насчет ангелов я хотел бы сказать, что на жизненном пути человека не так часто бывает такая встреча. Хотя это описано в литературе и встречается в нашей жизни, но общий святоотеческий принцип здесь таков – никогда не желать этих видений, потому что обязательно возникнет мысль, что ты какой-то особенный, и через такие видения человек может впасть в гордыню, самомнение и получить падение. Поэтому все отцы-подвижники молились, чтобы не иметь таких видений. Даже если такие видения у них появлялись, они просили у Бога, чтобы они прекратились. Менее всего они заботились о том, чтобы правильно это отличить.

Сама мысль о том, что это может быть ангел света, означает, что к нему может такое прийти, и, со святоотеческой точки зрения, это уже начало падения. В чем падение? Падение в том, что человек находится в прелести. Прелесть – это когда ложно оцениваешь себя, переоцениваешь свои духовные силы, свою чистоту, добродетель, которой нет и, может быть, никогда и не было, и допускаешь такую мысль. Поэтому святые отцы говорили: Господи, я, конечно, недостоин. И если что-то появлялось, то умоляли Бога, чтобы этого не было.

– В житиях многих святых подвижников мы читаем истории, когда к ним являлись бесы. Думаю, вряд ли кому-нибудь из нас хотелось бы, чтобы во время молитвы виделось что-то подобное. Чтобы тогда, как пишет наша зрительница Анна, не повредиться умом.

– Конечно, на словах это выглядит как некое захватывающее приключение, а на самом деле это тяжелейший опыт, который является потрясением даже для тех, кто был совершенным. Иногда бывает тяжело на сердце, когда увидишь злого человека. Когда показывают какой-нибудь суд и преступника, который совершил много зла, то несчастным родственникам жертв настолько тяжело от созерцания этого человека, посвятившего свою жизнь злодеяниям, что многие из них просто не могут там присутствовать, теряют сознание и находятся буквально на грани.

А здесь источник зла – это просто тот, кто это зло придумал и во все времена вдохновляет на него и других людей. Конечно, лучше этого не желать, все это из области мечтаний. Надо опуститься на землю; умом, сердцем своим погрузиться в конкретную жизненную ситуацию и продолжать жить в ней, оставаясь христианином, проявляя свое христианство в отношениях с людьми.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Последняя вечерняя молитва – исповедование повседневных грехов, где говорится о согрешении скверноприбытчеством, мшелоимством и лихоимством. Пожалуйста, объясните, что это за грехи. И в поддержку церковнославянского языка – очень хорошо, что он звучит в нашей Церкви, просто нам надо быть грамотнее».

– Скверноприбытчество – это обогащение, связанное с каким-нибудь греховным деланием. Мшелоимство – состояние человека, когда он имеет много вещей, которые ему абсолютно не нужны, тем самым он захламляет свое жилище и, самое главное, тратит силы своей души на скапливание и обслуживание ненужных вещей. Есть даже состояния, переходящие в заболевания, когда невозможно даже зайти в квартиру: множество различных кулечков, бутылочек, все это абсолютно нефункционально, но человек не может их выкинуть, потому что есть привязанность души. Привязанность души – это такая страсть, когда человек боится расстаться с такими вещами, думает, что ему это понадобится, и такое состояние его буквально мучает.

– Вопрос телезрительницы: «Что такое Септуагинта? Я знаю, что это перевод IV века до Рождества Христова, но что означает само слово?»

– Это означает «перевод семидесяти толковников», который осуществлялся для Александрийской библиотеки и которым Церковь пользуется до сих пор.

– Наш телезритель из Нижнего Новгорода спрашивает: «В Священном Писании мы то и дело встречаем прямые указания Бога, непосредственное проявление воли Божией. В нашей жизни такого явления, указания мы, к счастью или к сожалению, не встречаем. Как понять волю Божию и как ей не воспротивиться?»

– В Евангелии Христос говорит нам волю Отца Небесного – чтобы всякий человек имел жизнь вечную. У Него есть такие слова: …да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисуса Христа (Ин. 17,3). Вот в чем состоит воля Божия для нас, а в конкретной нашей частной жизни, во всех многообразных ситуациях, которые складываются у нас, необходимо наше духовное усилие для решения данного вопроса. Есть такие вопросы, которые, кроме нас, никто не может решить. В частности, этот вопрос тоже относится к этой категории, о чем мы говорили и ранее.

Давайте поговорим о том, что помогает понять волю Божию, какой надо иметь настрой и как себя готовить. Чтением Евангелия и молитвой. Когда мы читаем Евангелие, мы разговариваем с Отцом Небесным, впитываем Его слова, и они просвещают ум наш и освящают сердце. Тогда мы входим в такое состояние, когда нам удобнее принять волю Божию и, самое главное, захотеть ее узнать. То же самое делает молитва. Если мы приобщаемся благодати Божией, тогда и воля Божия будет нам ближе, понятнее. И, самое главное, мы сможем принять ее в нашей жизни. И, конечно, это в том числе причащение Святых Христовых Таин, то есть наша христианская церковная жизнь поможет решать нам эти вопросы.

Хотя может быть так, что человек определенно опытен, молится, читает Евангелие, но даже в его жизни часто могут быть такие ситуации, когда для того, чтобы правильно принять решение, ему нужно это решение как бы выстрадать. Хорошо, если бы мы понимали, что не должно быть все хорошо, легко, как говорится, по накатанной. Мысль о том, что у нас что-то идет трудно, иногда пугает нас и обескураживает тем, что как будто это происходит не так, как надо. Почему? Нет, наоборот, Богу угодно, чтобы мы прошли через труды, даже через многие труды.

Недавно дети спросили меня, сколько времени Ной строил корабль. Ведь строил он не год и не десять лет. Не поленитесь, откройте Ветхий Завет. Мы удивимся, но строил он огромное количество времени, выполняя волю Божию. Было ли ему легко? Все смеялись над ним, буквально издевались. Почему? Представляете: пустыня, сорок градусов жары, до ближайшей реки несколько сот километров, а до моря еще больше, и в центре этой пустыни человек десятилетиями строит такое уникальное сооружение. Что думали люди? Как он перетащит его на океан, когда на нем поплывет? А объяснять им было бесполезно, потому что Бог призывал людей к покаянию, но они не хотели слышать. И Ной исполнял волю Божию, терпя насмешки и издевательства, но мы знаем, что получилось в конце концов – посрамленным он не оказался.

Так и в нашей жизни: бывает, что мы делаем какое-то дело, длиной в целую жизнь, и только в конце ее получаем какой-то результат. И такая воля Божия может быть.

– Наша зрительница из Екатеринбурга спрашивает, как быть, если советы духовника и мнение мужа разнятся, кого слушать и как разграничить «компетенцию»?

– В идеале было бы хорошо, если бы оба супруга окормлялись у одного священника. Конечно, главный принцип – не возлагать бремена неудобоносимые, те, которые невозможно вынести. К примеру, идут люди в поход, кто всегда идет впереди? Впереди идет тот, кто хуже подготовлен. Почему? Потому что если поставить его сзади, через десять минут все убегут вперед, а он останется один. То есть они зададут такой темп, который для него будет неестественным и непосильным. Поэтому опытные туристы знают, что сзади всегда идут подготовленные, а впереди – новички. То есть мы ориентируемся на самых слабых, на немощных. Поэтому в принятии каких-то советов нужно понимать, чтобы это мог понести и муж, если он, например, неверующий, чтобы этот совет не разорвал бы единство семьи. Главный критерий – это любовь. Любовь делает все так, чтобы всем все было на пользу и по силам, а не так, что один человек уходит в духовный отрыв и возмущается тем, что его не понимает вторая половинка, которая сегодня, возможно, еще не способна к таким проявлениям духовной жизни.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли судить дьявола за все зло, что происходит в мире, ведь он уже осужден Богом?»

– Никакого смысла в осуждении даже дьявола я не вижу. Мне кажется, нам нужно думать о другом – как бы нам не сделать то, чего он хочет от нас добиться. Как я уже говорил в начале, Христос сказал Петру: «Встань за мной, сатано», чтобы даже не видеть то, что мешает на пути к Богу. Поэтому святые отцы, насколько я себе представляю, все силы своей души направляли на то, чтобы идти за Богом и к Богу и не вступать ни в разговор с диаволом, ни в его осуждение. Не нужно проявлять и жалость к нему, потому что это бесполезно. Его выбор является выбором свободного существа, которое не захотело и уже не сможет вернуться к Богу и желает всем нам вечной погибели.

Будем осуждать свои грехи или свои поступки, и дух самоукорения в человеке должен быть направлен на самого себя: что сегодня я сделал неправильно. Кстати, есть такая особенность, которую замечали и наши писатели-славянофилы, и многие мыслители: русский человек так воспитан христианской культурой, что он все время не удовлетворен своим состоянием. Западный образец счастья, мировоззрения и состояния – самоуспокоенность и самоудовлетворенность. Как сказал профессор Осипов, во время опроса 60 процентов американцев сказали, что они святые. Как раз нашему народу это было всегда чуждо. Потому что все время была мысль, которая мучила и терзала, о том, что ты сделал или еще делаешь не так, что еще исправить в своей жизни. Таким образом воспитывались целые поколения наших соотечественников, и через это мы как раз получили такую удивительную ментальность и культуру.

– Близится день покровительницы Екатеринбурга – святой великомученицы Екатерины. Как возродить в народе память об этом дне и, в принципе, о небесной покровительнице города? Почему это важно и что для этого нужно сделать?

– Великомученица Екатерина – уникальная, удивительная святая. Кратко напомню, что эта молодая девушка всей душой полюбила Христа, пошла за Ним, отвергла все земное счастье и, так как была очень образованна и умна, смогла своей проповедью убедить многих мужей, мудрецов того времени. Если мне не изменяет память, около пятидесяти человек были ее оппонентами, для того чтобы каким-то образом разбить ее философские и религиозные убеждения. Но все закончилось тем, что, видя силу ее веры, они приняли Христа как Бога, Спасителя.

Эта святая женщина вошла и в нашу жизнь, и в святцы и так полюбилась многим и многим поколениям наших соотечественников, что многих называли в честь этой великой угодницы Божией,  даже называли в ее честь города. Города Краснодар, Екатеринодар тоже названы в честь святой Екатерины. И, конечно, это наш Екатеринбург. Мы счастливы, что имеем в названии нашего города имя такой угодницы Божией, которую прославляем. Слава Богу, в нашей епархии совершается молитвенное прославление: мы служим литургию и идем крестным ходом, и это, конечно, имеет огромное воспитательное значение. Очень важно, чтобы названия городов и улиц, на которых мы живем, во-первых, были очень благозвучны, а с другой стороны, чтобы в них содержался глубокий смысл. Так, вольно или невольно, человек соприкасается с этой святой угодницей Божией.

Мы знаем, что не только в России, но и в греческих и других европейских городах есть такое понятие, как «патрон города» – главный святой какой-то местности, память которого широко празднуется. За десятилетия безбожной власти мы, к сожалению, охладели, но,  насколько мне известно, на Корфу с мощами святителя Спиридона выходит весь остров; почитают его все: от губернатора до лавочников, электриков, сантехников, работников сферы услуг. Все знают и почитают этого угодника, и он помогает им. Это образ нашей христианской жизни, возможность воспитывать наших детей в исторической памяти и нашей религиозной культуре.

Поэтому день памяти святой Екатерины для нас, конечно, особенный, и все делается для того, чтобы он приобретал для нас все большее и большее значение. Поэтому мы совершаем крестный ход и хотим, чтобы у нас был храм святой Екатерины. Те, кто живет рядом с Екатеринбургом, тоже могут приехать на службу, которую в этом году совершит Патриарх Иерусалимский. Приезд к нам столь высокого гостя – это тоже уникальное событие. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 7 декабря он совершит Божественную литургию.  Великомученица Екатерина, конечно, почитается и в Греции, и на Святой Земле, и, конечно, на Синае, где находятся ее святые мощи.

Всех приглашаем и будем рады видеть всех горожан, потому что это и есть истинный день города, который мы будем вместе праздновать.

– Также ожидается, что на празднование дня памяти святой великомученицы Екатерины прибудет Патриарх Александрийский Феодор II, который уже приезжал на Урал.

– Это какое-то особое явление в нашей жизни, когда у нас будет такая святая неделя. Да простят нас телезрители из других регионов, что мы упомянем сегодня об этом. Но всех, кто находится не так далеко, мы будем рады видеть в Екатеринбурге, потому что в эту святую неделю к нам приедут два патриарха, сперва Иерусалимский, потом Александрийский. И тот, и другой будут служить в нашем городе, и это, безусловно, уникальное, летописное событие, которое останется в нашей памяти на всю жизнь.

– Скорее всего телеканал «Союз» будет осуществлять прямые трансляции этих богослужений 7 и 10 декабря, поэтому приглашаем всех телезрителей к совместной молитве с патриархами других Православных Церквей.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы