Беседы с батюшкой. Никольский храм при Государственной Третьяковской галерее

22 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее (где и хранится Владимирская икона) протоиерей Николай Соколов.

– Поздравляю Вас с престольным праздником! Давайте начнем нашу передачу с разговора о святителе Николае. Интересно, что это не исконно русский святой, но он очень глубоко и тепло почитается именно в России. Почему так происходит?

– Если мы посмотрим на Святую Русь, то увидим, что во многих храмах есть приделы в честь святителя Николая. Почти в каждом христианском доме, семье есть его икона. Есть города, которые носят его имя, есть Никольские улицы. Святитель Николай своей жизнью органично вошел в жизнь России и стал – как многие считают – именно русским святым, хотя родом он из Греции, из Патары, а потом он был архиепископ в городе Миры Ликийские. Тем не менее его духовное присутствие в России ощущалось всегда, а сегодня как никогда, ибо он заступник всех тех, кто хоть немного старается подражать его жизни.

Видимо, в русском человеке, в его характере, духовной жизни присутствуют те черты, которыми обладал святитель. Это отзывчивость, всепрощение, жертвенность и любовь к людям. Русский человек непростой, в нем сочетается очень много различных предыдущих национальных культур с его личным восприятием мира. Сегодня Россия находится на непростом отрезке времени мировой истории, однако мы знаем и реально ощущаем, что святитель Николай всегда присутствует в России своей молитвой.

Одним из примеров этого всеобщего почитания для меня является последнее исследование величайшей святыни всего христианского мира – иконы Владимирской Божией Матери. В прошлом году были проведены удивительные работы по раскрытию тех слоев, которые до этого были недоступны. И наши художники-реставраторы, исследователи обнаружили, что тыльная сторона иконы раньше была иной. Сегодня там изображается Престол уготованный с орудиями страстей (крест, копие, губка, гвозди) и Евангелие. Но однако раньше было не так. Сейчас установлено: когда икона была принесена в XI веке в Москву, то она была, как и сегодня, двусторонняя, но ее тыльную сторону украшал образ святителя Николая. И, может быть, не случайно сегодня этот дивный образ находится в нашем храме в честь святителя чудотворца Николая при Третьяковской галерее, потому что наш правый придел – Никольский.

Почитание святителя Николая не случайно: он истинно заступник рода христианского. Как говорит акафист: «Ты по Бозе и Богородице все наше упование». Отсюда делайте выводы, что ближайший нам святой – это наш святитель Николай. Не знаю такого случая, чтобы кто-нибудь из обращавшихся к нему не был утешен, обрадован, чтобы он не исполнил ту или иную просьбу, если она угодна Богу.

– В предыдущее воскресенье Церковь праздновала память отцов Первого Вселенского Собора в Никее, одним из которых был святитель Николай. Не могли бы Вы рассказать немного об участии святителя Николая в Первом Вселенском Соборе?

– Это известный факт, что он присутствовал на Соборе и принимал в нем участие. Это его диспут с Арием и защита православия – истинного богопочитания, которое в то время догматически выкристаллизовывалось в свободных деяниях. До этого были очень разные моменты, и ереси II–III веков охватили многие пространства того христианского мира, который был уже доступен. Святитель Николай выступил тогда как поборник православия. Для нас это пример мужества и той веры, которой нам сегодня так не хватает. Он не побоялся ни прещений, ни запрещений, ни заключений, а говорил то, что Господь полагал на его сердце, что подсказывала его христианская душа, о чем он переживал, за что молился, во что непреложно верил.

Мне посчастливилось побывать в самой Никее – том городе, где проходил Первый Вселенский Собор. Город Никея находится сейчас на территории современной Турции. Рядом с ним небольшое озеро, которое раньше соединялось со Средиземным морем, а сегодня это уже большое изолированное озеро. На его берегу находится этот древнейший город, сохранившийся собственно и как город с населением около сорока тысяч жителей, и как удивительный археологический комплекс. В  нем есть раскопки древних театров, амфитеатров, языческих храмов, но самое важное, что в старой Никейской крепости раскопаны и доступны для обозрения руины того собора, где проходил Первый Никейский Собор.

Для меня было очень радостно и трепетно, когда в 1988–1989 годах мы с друзьями из Третьяковской галереи побывали там с экскурсией и ступили на тот пол, по которому ступали наши святые отцы. Воистину трепет и радость были в сердце, и мы пропели там тропари святым отцам и святителю Николаю. Мы увидели этот город. Отчасти он руинирован – это археология, тем не менее там есть и жители. В общем-то, теперь это пыльный турецкий город.

– Сейчас там есть православные храмы?

– Православных храмов нет ни одного, есть руины двух храмов: центрального собора, где мы были, и еще небольшого храма. Но действующих храмов на территории древней Никеи, к сожалению, нет. Ближайшие храмы в Бодруме и еще один небольшой храм в Измире, недалеко от древнего Эфеса, города, где находился храм Божией Матери. Там есть небольшой храм, но находится католическая миссия. Насколько я знаю, на территории Турции крайне мало христианских храмов, исключение составляет только Стамбул.

– Сегодня празднуется день перенесения мощей.

– Да, сегодня праздник перенесения мощей, и мы говорим, что «град Барский радуется, и вся вселенная ликовствует» перенесение дивных чудотворных мощей святителя и чудотворца Николая. В Русской Церкви это событие отмечается как праздник, а Греческая Церковь его не празднует; по разным причинам, пусть в них разбираются греческие богословы. У нас это такой же праздник, и называется он «Весенний Никола». Он связан с расцветом всей природы и той весной, которая благоухает в душе каждого христианина после Пасхи. Святитель Николай как бы присутствует в духовной жизни нашего народа.

Перенесение мощей, которые сегодня находятся в городе Бари в Италии, явилось, на мой взгляд, именно Промыслом Божьим. Ибо если бы эти мощи еще некоторое время оставались в городе Миры Ликийские, то они были бы захвачены теми полчищами, которые пришли в то время и были против христианства. И, возможно, эти люди уничтожили бы мощи, как уничтожили многие мощи других святых. Поэтому промыслительно, что мощи были вывезены, другие говорят – похищены, есть разные версии. Но тем не менее они были спасены и чудесным образом прибыли в город Бари. В музее Анталии осталась маленькая частица мощей – в бархатном футляре лежит одна косточка; это то, что осталось от мощей святителя Николая. Так это или не так, не могу сказать, но, по крайней мере, это выдается за мощи.

Основная часть мощей находится в городе Бари в Италии и часть  в Венеции. Сегодня во многих наших храмах мы тоже видим маленькие частицы святых мощей, которые, видимо, распространялись по миру, когда мощи перекладывали. И сегодня мы имеем очень радостную возможность – все православные, приезжающие в Бари, могут помолиться в православном храме. Католический собор, построенный над мощами, имеет маленький отдел, где находится православный алтарь и совершается богослужение. Также совершаются службы на мощах. Все имеют возможность там помолиться, причаститься Святых Христовых Таин и поклониться святителю Николаю.

– Вопрос телезрителя: «Наша семья особо почитает святителя Николая, и мы назвали нашего первенца Николаем в честь его. В храме я слышал проповедь священника, который сказал, что на самом деле святитель Николай не был на Первом Никейском Соборе, что это выдумка».

– Я бы не сказал прямо, было это или не было. Не знаю, что именно говорил священник, какие он приводил примеры и чем руководствовался, говоря, что это событие не связано с Николаем. Но насколько мы знаем из церковной литургической традиции, закрепленной в каноне, акафисте, песнопениях, – все говорит нам о том, что святитель имел отношение к этому Собору. Может быть, не в той мере и не в тех аспектах, о которых мы сегодня говорим, но то, что он там был, – это непреложная истина. Можно верить в это, можно не верить. Сейчас многие поддаются разным сомнениям. Это не случайно. Хорошо, даже если святителя Николая там не было, разве Собор был бы от этого недействительным? А ведь он в это время жил и, думаю, духовно переживал за Собор. А если переживал, значит, молился. И если молился, значит, его духовное присутствие там всегда было.

Мы знаем, что там был Спиридон Тримифунтский, а также ряд других святителей. Есть ли у нас документы, подтверждающие, что святитель Николай был там? Думаю, сегодня таких документов нет, но есть церковное предание и традиции, которые мы свято чтим и которые нам дороги. Отсюда я делаю выводы, что, несмотря на какие-то сомнения у кого-то, роль святого в этом Соборе не умаляется, поэтому в духовном плане (и, может быть, реально) он там присутствовал.

– Прошу Вас рассказать о вашем храме, который освящен в честь святителя Николая. Храм уникальный, в нем находятся очень почитаемые святыни. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Храм Николы в Толмачах, как его принято называть, при Третьяковской галерее впервые упоминается в летописи в 1625 году. Сначала это был деревянный храм, который, как сегодня доказано, был построен немного раньше, но уже в 1625 году его упоминают как храм Николы, где жили толмачи, то есть переводчики. Храм имеет славную историю, перед нами и радость, и трагедия, и горе, и удивительный свет благодати, который исходит оттуда сегодня.

Волей Божьей мне посчастливилось стать настоятелем этого храма, поэтому его история проходит уже и через мою семью, и лично через меня и тех прихожан, которые сегодня посещают храм. История его насчитывает более трехсот лет.

В 1697 году храм был возведен купцами Добрыниным и Кондратьевым. Этот храм простоял до войны с Наполеоном 1812 года. Во время нашествия французской армии он не сгорел, а стал убежищем для многих жителей Замоскворечья, которые лишились своих домов, чудом спаслись в нем от пожара. После этого они некоторое время жили в этом храме, и храм пришел в ветхость. Когда жители отстроили свои дома и переехали на места своего исконного пребывания, то храм нуждался в реставрации.

В то время в Москве, как вы помните из истории, был великий святитель Филарет (Дроздов). Он принял деятельное участие в восстановлении храма, утвердил эскизы новой большой пристройки – трапезной, которая была построена в 1832–1835 годах. Также была разобрана старая колокольня и построена новая в стиле ампир. К сожалению, храм потерял древние фрески XVII века, но он был расписан художниками, близкими к кругу Павла Михайловича Третьякова, т.к. в 1856 году храм вошел как бы в состав усадьбы Третьякова, которая находилась рядом с ним. И Павел Михайлович Третьяков стал его усердным прихожанином. Его матушка и его брат Сергей Михайлович опекали храм и давали большие средства на его восстановление.

В эти годы храм был расписан художником Малаховым и другими художниками, которые до сегодняшнего дня являют собой пример классической росписи храма XIX века. Проект росписи был утвержден митрополитом Филаретом (Дроздовым), и он сам освятил два придела этого храма – Никольский и Покровский. Центральный придел стал называться в честь Сошествия Святого Духа, где был уникальный иконостас XVII века – это Оружейная палата Московского Кремля.

Из старого храма остались только четыре иконы, потому что храм претерпел тяжелое поругание и закрытие в 1929 году. Как действующий храм он был закрыт, но не был разрушен, а стал депозитарием, запасником Третьяковской галереи – в нем хранилась графика, живопись, иконы. Он был перестроен: два этажа, колокольня и купола были снесены. Помню, что в детстве я ходил мимо него и не знал, что это храм: так, какой-то обрубок, напоминающий церковь.

Иконостас был уничтожен, но из него остались четыре великолепных иконы: Спасителя, с  надписью жертвователей храма, «Духа Святого Сошествие», Смоленской иконы Божией Матери и святителя Николая. Они остались в нашем храме и находятся в центральном иконостасе, все остальные иконы нашего храма – это иконы Третьяковской галереи, которая дает возможность показать их в подлинном, естественном интерьере.

После периода закрытия наш храм восстанавливался в 1985–1992 годах, и в 1992 году я уже был назначен настоятелем. Но очень многое еще было разрушено, не было колокольни, не было интерьера, и только спустя семь лет, в 1998 году, храм приобрел тот вид, который имел при Павле Михайловиче Третьякове. Храм был полностью освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который неоднократно посещал этот храм.

Вообще храм уникальный, его посещали и патриарх Иаким, и митрополит Филарет (Дроздов); патриарх Тихон служил в нашем храме незадолго до своей кончины. Святейший Патриарх Кирилл начал свое служение патриарха в нашем храме с освящения святой воды накануне Богоявления. Такие первоиерархи служили в нашем храме. Сегодня к нам приезжает много людей со всех концов нашей великой Родины. Приезжают иностранные делегации, православные и люди иных конфессий, они с любовью и радостью взирают на шедевр храмового зодчества и живописи, представленный сегодня в образе нашего святого храма.

– Приезжают, наверное, в первую очередь к Владимирской иконе Божией Матери?

– Да, конечно, Владимирская икона Божией Матери, которая с 1999 года находится в постоянной экспозиции храма, привлекает более всего. Это самый великий образ христианского мира. Икона типа образа «Умиление», на котором Божия Матерь запечатлена с Младенцем на руках. Сегодня она находится в центральном приделе в специальном киоте, который создан московским заводом полиметаллов. Он работает на атомную промышленность, но волею Божьей создал такой уникальный киот. Дай Бог всем сотрудникам, кто принимал в этом участие, здоровья, радости и мира.

Во время утренних богослужений с 9 до 12 часов дня можно молиться перед иконой, ставить свечи, служить молебны, а с 12 до 17 часов икона уже находится в режиме экспозиции, тем не менее любой пришедший в галерею может подойти к иконе, молиться перед ней, поставить свечи, только не зажигая, а вечером они будут возжены на вечернем богослужении. С 17 до 19 часов у нас проходит вечернее богослужение, а в 20 часов храм закрывается по режиму галереи. Два раза в году, по согласованию с галереей, мы имеем возможность совершать службу ночью – на Пасху и на Рождество. Так что мы существуем благодаря уникальному сотрудничеству музея и Церкви – это первый подобный опыт. Поэтому все священнослужители и сотрудники храма являются работниками Третьяковской галереи. По штатному расписанию я считаюсь начальником отдела, другие священники заместителями начальника, научные сотрудники, работники, и все мы обеспечиваемся содержанием от государства. Поэтому все наши требы бесплатные, наш храм вообще не требный, к нам люди обычно приходят поставить свечку и уйти. Редко кто венчается или крестится, только свои сотрудники и их знакомые.

Тем не менее в храм постоянно приходят люди, не скажу, что много, но при этом перед иконой постоянно совершается служба. Служат священники нашего храма во время утренних и вечерних служб, а в другое время приходят люди и читают акафисты, молитвы. Постоянно кто-нибудь стоит у иконы и молится. Спрашиваешь, о чем молятся. «У меня больна мама». «Меня бросил муж». «У меня тяжко болеющие дети». «А мы просто приехали издалека, чтобы помолиться перед этой иконой». И никто этому не препятствует, это великая радость для всех.

– Можно пригласить наших телезрителей посетить ваш храм и помолиться у Владимирской иконы Божией Матери.

– Дорогие, напоминаю, что скоро – 3 июня – будет праздник Владимирской иконы Божией Матери, в этот день ее память празднуется первый раз в году. С 17 до 20 часов у нас будет всенощное бдение, утром, в 9 часов, литургия, потом молебны. И далее храм будет открыт не менее чем до 19 часов, поэтому все, кто желает поклониться и приложиться к этой чудотворной иконе, поставить свечку и подать записочку о здравии,  могут прийти к ней беспрепятственно.

– Люди специально приезжают из других стран, чтобы увидеть икону.

– Да, приезжают большие делегации. Вчера встречал делегацию из Франции, были две делегации из Италии. И хотя они католики, хочу отметить, что они так же почитают Божию Матерь, как и мы. Почти во всех католических храмах, которые мне приходилось посещать, есть копии именно Владимирской иконы Божией Матери. Если мы приедем в Нотр-Дам де Пари, то увидим, что там есть великолепная Владимирская икона, которую подарил в этот собор патриарх Алексий II, и на ней написано, что это дар патриарха Московского. И все православные люди молятся перед ней и прикладываются к ней.

– Такое сокровище находится в центре Москвы, а мы его не ценим. Люди специально приезжают из других стран, преодолевают такие расстояния, а мы, жители Москвы, можем просто доехать на метро и приложиться к такой великой иконе. Думаю, стоит напомнить людям, что есть такой храм, такая икона, и призвать людей приходить в ваш храм.

– Многие люди из других городов очень удивляются, потому что, приходя в наш храм, готовятся отстоять очередь. Спрашивают: «А где очередь?» – «Нет очереди. Приходите, пожалуйста». – «А как же такая святыня и без очереди?» – «Знаете, бывает много народу в праздник Владимирской иконы Божией Матери».  Но так как это очень почитаемая икона, почти во всех храмах есть копии, по домам, может быть, люди предпочитают молиться там. Москвичи уже привыкли к тому, что у нас есть такая святыня, мы немножко огрубели. Помню, что творилось в 90-е годы, когда икона выставлялась первые годы, тогда стояла очередь.

Сейчас, во-первых, стало больше храмов. Многие из тех, кто помнил ее и молился о том, чтобы она была доступна, либо скончались, либо уехали в другие города. Многие разъехались, наш приход стал полупустым, потому что из тех, кто начинал приходскую жизнь, осталась всего лишь треть. Это закон жизни, тут ничего не поделаешь.

– Есть еще одна великая икона – «Троица» Андрея Рублева, о которой мы сегодня тоже поговорим. Грядет праздник Пятидесятницы, и я знаю, что в этот день Третьяковская галерея приносит подлинную икону Андрея Рублева в ваш храм. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.

– Дорогие мои, радостными и стремительными шагами мы приближаемся к празднику Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Уже в следующее воскресенье начинается этот праздник.

Икона Троицы преподобного Андрея Рублева находится сейчас в древнерусском отделе Третьяковской галереи в свободном доступе, где к ней всегда можно подойти и помолиться. Специально говорю об этом для тех, кто, может быть, не знает. Недавно была греческая делегация, приезжали с Кипра, из Африки, они приходили прямо на экспозицию и там читали перед иконой молитвы, пели тропарь – кто на греческом, кто на других языках. Если нет экскурсии, никто никому не мешает, всегда можно пропеть тропарь и приложиться к этой иконе.

Конечно, это уникальная икона, пожалуй, самый великий шедевр в галерее после Владимирской иконы. Не случайно она находится на центральном месте экспозиции в зале преподобного Андрея Рублева. Для нас великое счастье, что она дошла в целости и сохранности через годы лихолетий и страшных гонений на Церковь. Потому что это образ пребывания Господа с нами. Святая Троица покровительствует Руси. Напомню, что икона была написана по благословению преподобного Никона в похвалу преподобного Сергия Радонежского. Написана она была уже после его кончины в память его и похвалу, восхваляет всю ту любовь, жизнь и подвиг, что преподобный Сергий положил Святой Троице.

Летописец говорил: «чтобы люди взирали на Святую Троицу и побеждали в себе ненавистную рознь мира всего». То есть мы имеем перед собой образ Божий, образ любви, пребывающий в единстве и гармонии. Кто молится, не забудьте, что прежде всего надо исполнить сердце любовью и миром, и тогда вам откроется вся тайна этой иконы. Эта икона очень непростая, о ней можно говорить очень много, но нам не хватит и нескольких часов, чтобы рассказать про нее. Есть исследования, и искусствоведческие, и иконографические, и духовные…

Три-четыре дня в году эта икона переносится из галереи в наш святой храм. И в эти праздники Святой Троицы (начиная с вечера пятницы до Духова дня) находится в специальном киоте, который сначала был построен для Владимирской иконы Божией Матери, а потом переделан для иконы Святой Троицы. Вы можете невозбранно прийти в любой из этих дней, в субботу и воскресенье храм открыт целый день. И в день Святого Духа, наш престольный праздник.

– Сколько дней икона будет находиться в храме?

– Если милостью Божьей все будет так, как мы предполагаем, то она будет находиться у нас с вечера пятницы: в субботу, которая будет родительской, то есть совершается поминание усопших; в воскресенье – день Святой Троицы – в течение целого дня; и в день Сошествия Святого Духа, в понедельник, тоже целый день. То есть с пятницы до вторника. Во вторник с утра ее у нас забирают.

– Может быть, стоит напомнить, где находится ваш храм.

– Думаю, москвичи все знают наш адрес, для людей из других регионов напоминаю, что наш адрес – Третьяковская галерея. Спросите, и вам все покажут, где она находится. А конкретно – это Малый Толмачевский переулок, дом 9.

Вход в наш храм не через храмовые двери, как принято обычно заходить. Эти двери закрыты, так как храм имеет уникальную атмосферу, где поддерживается определенная влажность, температура, для этого работают специальные приборы. В храм можно пройти через Третьяковскую галерею и зайти через подвальное помещение, таким образом в храме сохраняется режим влажности и температуры, позволяющий сохранять иконы. Приглашаем вас.

– Может быть, стоит поговорить о тех смыслах, которые заложены в самой иконе?

– Если мы посмотрим на икону, то увидим, что это богословское произведение – проповедь Божия нам, сегодняшним людям, о любви Божьей к нам.

Сюжет Святой Троицы преподобного Андрея Рублева известен всем по Библии – явление Бога Аврааму в виде трех странников – Ангелов. Авраам был бездетным, и явление связано с тем, что ему было предсказано, что он станет отцом. Как может у столетнего родиться ребенок? И он, и Сарра внутри засмеялись. Смех – один из моментов жизни, связанный с древним иудейским преданием: когда человек смеется от того, что понимает, что уже ничего невозможно сделать. Однако этот смех, который потом выразился в имени Исаак (как назвали родившегося сына), родился в том, что Господь сказал: «У Бога нет ничего невозможного. Через год у тебя будет сын».

Авраам поклонился этим странникам как одному и сказал: «Владыка, войди ко мне», указывая этим, что он духовно прозрел в этих троих одного Бога. И три этих путника вошли к нему. Он уготовил им трапезу, и они предрекли ему рождение ребенка и дальнейшую участь Содома и Гоморры и его семьи. Это был особый момент жизни, когда Господь является человеку именно в троическом виде. Мы знаем, что потом было явление Троицы на Иордане, когда крестился Господь, помним троическое явление Господа на Фаворе, когда Он преобразился. Это первое ветхозаветное явление человеку после всемирного потопа, когда Господь избирает Авраама и говорит, что в его потомстве благословятся все колена земные, то есть дает благословение всему миру. И эта икона Троицы показывает, что это благословение связано прежде всего с жертвенной ролью Иисуса Христа – второго Лица Святой Троицы, Которому предстоит испить ту чашу, что находится перед ними.

На этой иконе преподобный Андрей Рублев не стал детально изображать тельца… Он показал только, что все они пребывают в одно мгновение в одной мысли и в одном действии. Мы не знаем, давно ли они пришли, собираются ли уходить или будут еще долго сидеть. Время здесь отсутствует – Бог вне времени. Времени нет, тем не менее оно присутствует здесь в виде этой чаши. О чем они думают, о чем говорят или рассуждают? Об этой чаше, которая есть центр мировой истории. Явление Христа, Его Голгофская жертва и есть эта чаша. Поэтому все три Ангела имеют суждение о ней. Один ее благословляет, другой подвигает ее рукой, а третий поднимает руку, чтобы взять эту чашу. Идут богословские споры о том, Кто из них Бог Отец, Кто Бог Сын, Кто Бог Дух Святой. Есть разные мнения. Некоторые считают, что Бог Отец – это центральная фигура, другие – что это правый Ангел. В одном сходятся все: Ангел в зеленом гиматии является Богом Духом Святым… Понимающие иконографию зрители сами могут сказать, что говорят они о чаше. Головы двоих наклонены к одному, значит, они о чем-то просят Его. А взгляд Ангела слева направлен не на них, а на нас – на Голгофу. И Он склоняет голову, чтобы принять этот дар, Он не отказывается и поднимает руку.

Тут можно говорить много. Все они небожители, у всех есть голубой цвет – цвет неба; это объединяет их всех, у всех духовная сущность, Бог есть Дух прежде всего. Зеленый цвет – цвет жизни, начало Духа Святого. Бог сотворил небо и землю. Помните: «В начале сотворил Бог небо и землю...»  Поэтому у этого Ангела земля и небо присутствуют разделенные. А что мы видим в одежде левого Ангела? Здесь смешались небо и земля – духовное и материальное; Бог воплотился нашего ради спасения…

От того, что вы поменяете местами Ангелов, вера не меняется, потому что Бог непознаваем до конца. Просто хотелось бы что-то уяснить для себя. Поэтому молитесь: «Троица Единая, слава Тебе!» – и Господь увидит вашу молитву. И еще читаем: «Царю Небесный». Удивительная молитва, которая впервые будет прочитана вечером перед богослужением на Троицу. И она не покидает нас на протяжении всего года. Перед любым делом молитесь этой молитвой, и Господь всегда услышит.

– Пожалуйста, еще раз скажите нашим телезрителям, в какие дни можно будет увидеть подлинную икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева в вашем храме?

– Приближается праздник Святой Троицы, и (рассказываю по прежним годам) начиная с вечера пятницы икона Троицы переносится в храм Николы в Толмачах при Третьяковской галерее, помещается в правом Никольском приделе и находится там до вторника следующей недели, т.е. во все богослужения вечера пятницы, субботние, самого праздника Святой Троицы и дня Святого Духа она будет доступна для поклонения. Будем рады, если вы придете и помолитесь.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать