Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

21 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы. (Повтор от 4 августа 2014г.)

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Добрый вечер. Рад снова быть в вашей студии. Господь всех благословит.

 

- Сегодня мы отвечаем на вопросы наших телезрителей с форума.

Первый вопрос: "Мне бы хотелось спросить, почему при крещении русскому человеку дается греческое или еврейское имя? Другие народы так не поступают. Например, если ребенок родится в день святых Дионисия или Вакха, будет уместным дать ему такое имя, которые в свое время принадлежали языческим богам виноделия. Бог освятил эти языческие имена в ответ на подвиги святых. Почему нельзя освятить такие славянские имена, как Владимир, Вячеслав, Людмила, которые мы совсем забыли?"

 

- Как же мы их забыли? Разве у нас мало Владимиров или Людмил?

В целом вопрос разумный, и на него надо дать правильный ответ. В нем есть фактическая неточность о том, что другие народы так не поступают. Например, сербы носят такие имена, как Мирослав, Миролюб, но каждый из них имеет так называемую славу, то есть святого, в честь которого он крещен.

Основное отличие у русских - наличие одного основного имени. У других народов принято иметь несколько имен. У западных людей может быть несколько имен. Когда мы изменяем имя Мария, как Маша, Маруся, мы просто не отдаем себе отчета, что множим имя.

Когда задается вопрос "почему так?", ответом на него является: потому что таков обычай, практика жизни. Переламывать эту практику через колено было бы просто неразумно. Такая практика давать имена решается не Синодом, не Патриархом, но непосредственно людьми, которые живут на этой земле, говорят на русском языке и составляют собой Русскую Православную Церковь. Если бы это было заблуждение или каноническая ошибка - такое бывало, и Церковь их исправляет. Например, когда ошибки появились после раскола XVII века, и Церковь после нескольких веков исправила их. Но это внутрицерковное дело, а наречение имен людей - это дело бытовое, жизненное, которое идет от самого верующего народа. Так люди привыкли, это их быт, их христианское устройство, которое они сами определяют.

Бывают, конечно, явно не православные традиции, которые пытаются прорасти в нашу жизнь, и в этих случаях приходится отвечать, что это не христианство, а суеверие.

К этому вопросу надо добавить, что Русская Церковь в XX  веке видела святых больше, чем за все предыдущие века, и здесь уже можно сослаться на определение Собора, который призывает к активизации поминовения и почитания этих новых святых, в том числе и через наречение имен. Как священник, когда родители приносят ребенка и хотят наречь ему имя Николай, я предлагаю им посмотреть, какие современные русские святые носили это имя. Часто удается убедить родителей и показать им пользу и важность наречения детей в память кого-то из исповедников и новомучеников Русской Православной Церкви.

 

- Посоветуете ли Вы православным родителям давать своему ребенку имя Ярополк или Ярослав?

 

- Обычай состоит в том, что ребенок нарекается в память кого-то из прославленных святых. Я не помню святого Ярополка, но надо посмотреть по нашим церковным календарям.

Наш первый телезритель упомянул имя Владимира - это древнее, варяжское, германское имя Вольдемар. Когда крестили великого князя Владимира, он получил в крещении имя Василий, но в память русских людей вошел, как Владимир, и вместе с его почитанием имя Владимира вошло в православный обиход точно так же, как когда это произошло с именами Дионисия и Вакха, а также с именами Симона и Павла. Это же происходит и с менее известными святыми, особенно с князьями. Некоторые наши князья вошли в обиход Православной Церкви с несколькими именами, первое из которых варяжское или славянское, второе - православное. Поэтому, когда ребенок или взрослый будет принимать крещение, может быть выбрано одно из этих имен. Если же имя не связано с кем-то из святых, против этого будут законные возражения.

 

- Вопрос: "Мое имя Равиль, мне 29 лет, живу в Башкортостане, в деревне, где нет церкви, мне бы хотелось духовно развиваться, где я могу получать духовное образование?"

 

- Из этого вопроса непонятно, является ли спрашивающий православным, поскольку мы только что говорили об именах, это человек с явно нехристианским именем. Вторым именем должно быть имя христианское.

Если мы будем считать, что этот человек является православным, в этом случае ему открыты огромные возможности: любая духовная семинария, православный духовный институт примет его на заочное или дистанционное обучение, когда человек может учиться, практически не выходя из дома, общаясь с вузом через интернет, web-камеру. И это очень серьезное образование. Свято-Тихоновский университет дает такое образование, но учиться дистанционно не всякому под силу. Этого не надо стесняться: у каждого человека свои способности. Один учиться в аспирантуре университета, другой в провинциальном вузе, но ничего плохого в этом нет, это разные степени нагрузки. Это вопрос личного выбора, знакомство этого молодого человека с разными учебными заведениями Русской Православной Церкви.

Рассмотрим и другой вариант: если этот человек  - мусульманин, он тоже может интересоваться знаниями о христианстве. В таком случае в духовную семинарию он не может быть принят, для этого он должен быть крещен. Но мусульманин может получить сведения о христианстве, так же точно, как православный человек может получать сведения о мусульманстве, если он хочет быть религиоведом или иметь контакты с мусульманским миром. Для такого человека подойдет факультет теологии в любом из гражданских университетов, где будут преподавать те же священнослужители, что и в семинарии. Например, в Ивановском университете есть отделение теологии, где дается качественное образование, хотя оно, конечно, будет отличаться от семинарского, оно очень полезное.

 

- Вопрос: "На одном сайте я прочитал, что православным запрещено заниматься йогой. Так ли это, и если так, то почему?"

 

- Здесь ошибочная посылка: Церковь никому не запрещает заниматься йогой. Большая часть того, что окружает нас в гражданской жизни, не подпадает под категорию запрета. Церковь может только что-то рекомендовать, и то, как правило, не каноническим запретом, а рекомендацией конкретных священнослужителей.

В отношении йоги я припоминаю ответ тогда митрополита, ныне Патриарха Кирилла в телевизионной программе "Слово пастыря". Вы можете найти ответ на этот вопрос в аудиозаписи даже на нашем сайте "Священник отвечает.рф".

Он давал очень сбалансированный ответ, что, как в большинстве жизненных явлений, есть сторона опасная, вредоносная, а есть нейтральная, которую можно принять.

Йога - это телесная практика некоторых видов индуистских религий. Современный индуизм - это сочетание огромного числа разновидных практик. Мы должны понимать, что входя в эту сферу, мы открываем контакт нехристианским воздействиям на нашу душу, на нашу личность. Если мы будем это знать и помнить, видеть, откуда может прийти опасность и даже удар для не слишком опытного человека, тогда мы соответствующим образом защитим себя и, быть может, извлечем какую-то пользу.

Если бы спросили лично меня, то я бы сказал так: разве нет иных форм физических упражнений или оздоровление организма, кроме йоги? Проконсультируйтесь с опытными специалистами по восстановительной медицине, лечебной физкультуре, другими специалистами по телесной гигиене, и вам расскажут, как можно прекрасно обойтись без всякой йоги.

 

- В чем может заключаться "удар", о котором Вы сказали?

 

- "Удар" состоит в том, что у индуизма и христианства противоположные взгляды на мир, бытие и Бога. Профессор Андрей Борисович Зубов, который остается замечательным религиоведом и исследователем, несмотря на нынешние неприятности, составил очень хорошую классификацию трех фундаментально противоположных религиозных сфер: восток, юг и запад.

Восток - это Китай и часть Японии. Запад - это все, что охватывает христианское духовное наследие, мусульманское и иудейское духовные наследия. Все это западный религиозный ареал, в котором мы имеем разные религии. Наконец, юг: Индостан, где существует свой подход к религиозной жизни и взгляду на Бога. Человек и его жизнь рассматриваются, как нечто, подлежащее устранению и уничтожению.

Если Запад, будь то христиане, мусульмане, иудеи, видят в человеке некую непреходящую ценность, Юг не видит в жизни такой ценности. Слово "нирвана", которое у нас любят употреблять в самых неудачных словосочетаниях, означает на санскрите "увядание, исчезновение". Никто из мусульман, христиан не обозначит цель своей жизни, как увядание, наоборот, мы видим некое усовершенствование, подвиг, борьбу. Для индуиста это не так в принципе.

Может быть, не очень уместным будет рассуждение здесь об индуистских понятиях "брахмана" и "атмана". Наше слово атмосфера того же корня, что и атман, потому что наш русский язык и санскрит близки. Основной термин индуизма: атман есть брахман, то есть человек есть бог, человек растворяется в боге. Для христианина иначе: человек должен уподобиться Богу, приблизиться к Нему по благодати, не потеряв при этом своей личности.

Буддизм сделал следующий шаг и утверждает, что атман есть ничто. Увядание, нирвана. Как только мы осознаем, что наша атман есть ничто, тут мы и достигаем цели.

Это принципиальные основы понимания мировоззрения индуистских и буддистских религиозных практик. Какой-нибудь средне грамотный инструктор йоги может этого даже не знать, и если мы будем с ним об этом разговаривать, он даже скажет: все это написано где-то мелким шрифтом, оставьте, все это неинтересно, самое главное, как Вам свернуть ноги и достать до левого уха, и тогда пройдут Ваши внутренние болезни. Может быть, по-своему, чисто субъективно он будет прав, поскольку не имеет никаких религиозных знаний, но, к сожалению, чисто объективно он подключен к этому источнику, который в своей сути не христианский. И здесь христианина может ожидать очень большая неприятность.

 

- Когда Вы говорите об увядании, может сложиться впечатление, что это какая-то унылая и жизнеотрицающая религия или учение.

 

- Оказывается, нет. В силу его древности, богатства, это древнейшая религиозная структура, но имеет совершенно иные основания, нежели мы видим в качестве истинных. И это надо помнить.

Покойный иеромонах Серафим Роуз, который во многом был знатоком Востока и имел непосредственный контакт с восточными мыслителями, называл буддизм - именно буддизм с его отрицанием атмана - высшей точкой, на которую способен подняться человек без Христа. С одной стороны, это звучит, как некий комплимент. С другой стороны, представьте такой образ: склон горы, по которому мы ползем вверх, поднимаемся, устраняем свои ошибки, приобретаем что-то в этом пути и, представьте, что как только мы поднялись на высшую точку, не истинную вершину, а боковую, с которой нам все видно, с нами сразу все в порядке. Это есть не что иное, как гордыня: я на вершине, все остальные ниже меня. Неслучайно знатоки буддистских религий видят в этом очень тонкую и очень опасную гордыню, слезть с которой очень трудно. Слезть с этой гордыни очень трудно. Это высшая точка, но она локальная. Есть Господь. Но чтобы до Него добраться, надо спуститься с этой высшей точки, потом начать подниматься.

 

- Мне кажется, одним из доказательств истинности православия являются нетленные мощи святых, но ведь и в буддизме есть нетленные мощи - знаменитый буддистский дацан.

 

- Поэтому от слова доказательство стоит отказаться и сказать, что это одно из свидетельств. Можно сказать, что свидетельством истинности православия является огромное количество добрых и хороших людей, которых мы встречаем в Церкви, но есть много таких людей и помимо Церкви, и это тоже свидетельство.

Чтобы найти основополагающий критерий, который отличает христианство от всего другого, мы просто смотрим на само наименование и говорим, что христианство отличается от всех других религий самим Христом, Богом, Который стал человеком. Все остальное уже производно от этого.

 

- То есть совершенно иной стержень, совершенно иной ориентир?

 

- Совершенно верно, причем стержень глубинный или потаенный. Какому-нибудь инструктору по йоге или просто доброму человеку он может быть невидим. Они встречают людей, которые говорят, что православие - это сила, потому что есть такая чудотворная икона или чудеса. Это все важно, но очень важно увидеть лес за деревьями и оставаться на этом верном курсе, не удаляясь во второстепенные или производные факты жизни.

Жизнь - это борьба, и борьбу с нами ведет тоже личное существо. Если мы потерям верное направление, то дальше он уведет нас, и мы упадем в яму.

 

- Чем же все-таки отличается добропорядочный, благожелательный, хороший человек от христианина?

 

- Вопрос иной, чем то, что мы обсуждали. Наша вера - вера во Христа-богочеловека. Когда мне кто-то говорит, что у него есть батюшка, которому он доверяет, и он для него авторитет, это уже сигнал, поскольку Авторитетом с большой буквы может быть только Христос.

Каждый человек хороший, добрый, православный или неправославный - это наши спутники на жизненном пути, наши помощники, будем надеяться, которые дают нам ресурсы к нашему восхождению к Богу, но это не цель. Цель - это Христос. "Возлюбишь Господа своего всем сердцем своим, всем пониманием, всей мыслью, всей душею твоею, и ближнего своего, как самого себя". Это дополнение, средство, которое ведет нас к Богу. Цель - это Бог, хотя средство это крайне важное.

 

- Вопрос: "Как-то не получается у меня с личной жизнью: ни жены, ни подруги, никогда не встречался с девушкой. Ходил почти каждое воскресение в церковь, но все равно ничего не изменилось".

 

- Этот вопрос в продолжение предыдущего, и его часто задают и мужчины, и женщины, но здесь дело в следующем недоразумении. Брак - дело хорошее, но не главное. Хорошее дело - играть на скрипке, хотя большинство из нас не играет. Хорошее дело - петь или открыть какое-то дело и хорошо зарабатывать. Но все эти дела вспомогательные, а наше истинное дело - это наша христианская жизнь, наш христианский подвиг.

В брак, наверное, вступает в большинство, но сейчас мы видим, какое большое число браков погибает, становясь жертвами развода, страшной жизненной катастрофы. Почему именно сейчас такое количество жертв? Некоторый ответ получаешь. Если брак сейчас не столь плодотворен, тем более если не складываются обстоятельства, которые подводят человеку к браку, то зачем к нему так рваться?

Вопрос достаточно понятный в богословском смысле. Когда мы открываем Евангелие или какие-то христианские источники, мы видим превосходство безбрачия над браком. Не в смысле отрицания брака, но из этих двух вершин, на которые может подняться человек, безбрачие повыше. Но не каждый может вместить это. Апостол Павел говорит, что хотел бы, чтобы все были, как он, то есть безбрачны, но это дано не всем, поэтому вступайте в брак, рожайте дети. Безбрачие не для всех, но зато имеет определенные преимущества.

На сегодняшний день - в конце XX начале XXI века - впервые за всю историю человечества одинокая женщина, не вступившая в брак, не имеет никаких социальных, гражданских, экономических трудностей, которые она имела в прошлом. Вспомним Деяния апостолов или Послания апостола Павлов, где постоянно поднимается вопрос о вдовицах, что с ними делать? Дело в том, что две тысячи лет  назад вдова вместе с детьми, которые у нее могли быть, это были живые трупы. Конечно, если муж оставил богатое наследство, другое дело. Но если это жена обычного работящего человека, который умер от болезни или на войне, она остается без кормильца, у нее никаких пенсий или пособий, ложись и умирай. И вот Церковь берет на себя заботу об этих женщинах. Если не Церковь, то больше никто.

В наше время любая женщина, замужем она или нет, социально, экономически ничем не хуже, если она способна трудиться. Она может воспитывать своих детей, если нет своих, может удочерить или усыновить детей. Надо сказать, что это достижения современного уровня хозяйства.

Некоторые говорят, что женщина теряет свое место, но если у женщины нет возможности выйти замуж, она прекрасно может быть христианкой, гражданкой своей страны, матерью, без всякого ущерба для себя. Брак -  дело прекрасное, но специально искать мужа или жены, как ищут золото золотоискатели, не приводит к доброму результату. Когда человек одержим идеей, ему будет все время казаться, что он кого-то нашел, это может привести к греху или к неудачному, непродуманному брачному союзу, который с болью и кровью будет рано или поздно расторгнут.

 

- Если, допустим, человек не стремится к браку, но и не стремится в монашество, является ли это порочным?

 

- Почему же? Монашество и брак обладают простым преимуществом - это устойчивое состояние. Вопрос решен, и все внешние факторы могут волновать человека эмоционально, но по существу я уже определился, моя жизнь идет устойчивым образом.

Если я не женат и не монах, этого преимущества у меня нет. Такие вещи происходят, но это жизненные трудности, к преодолению которых человек должен быть готов. Вот единственный недостаток пребывания вне брака и вне монашества. Такие люди сплошь и рядом бывают благочестивыми христианами, прекрасными гражданами, трудящимися и талантливыми. Достаточно часто это бывает с женщинами, которые остались без мужа, но с детьми. Часто женщина начинает думать, не выйти ли ей замуж. Но у детей уже есть мать, так будь матерью, будь христианкой, возглавительницей своей малой Церкви, которая состоит из твоих детей и тебя. Если, конечно, будет какая-то особая возможность без какой-то суеты с твоей стороны, тогда возможно. Ведь часто бывает так, что человек, который хочет жениться на женщине, не может найти общности с ее детьми. Как внимательная мать, женщина должна рассмотреть это, потому что такой человек не может быть членом ее семьи, если он не входит в доброе, полноценное общение с ее детьми.

 

- Вопрос: "Можно ли ходить в храм в шортах или брюках, если я только причащаю своего малыша, а лично сама в таинствах не участвую. Батюшка мне ничего об этом не сказал, но одна из прихожанок сделала мне замечание".

 

- Вопрос достаточно глубокий. Когда происходит таинство, когда я совершаю таинство, канон Православной Церкви требует от меня определенного внешнего вида. Моя одежда составляет элемент составления этого таинства. Трудно сказать, как это происходило в концентрационных лагерях. Но если мы в церкви, то чин совершения таинства происходит в соответствии с правилами, закрепленными в каноне. Если бы священник спросил, может ли он совершать таинство в фелони или может служить в пиджаке? Ответ очевиден. Фелонь символизирует мою отъединенность от мира: "всякое ныне житейское отложим попечение".

Когда миряне приходят в храм молиться и участвовать в таинстве в качестве молящихся, их одежда такой функции не выполняет. Фактор того, причащается сегодня человек или нет, не влияет на одежду. Одежда молящихся должна отвечать другим критериям: благочестия и соответствия этой одежды тому делу, в котором они участвуют.

Надо смотреть на обстановку. Женщина в брюках может участвовать в различных мероприятиях. Женщина в красиво скроенном брючном костюме может, например, прийти на прием к президенту. Это допустимо. По обычаю Русской Православной Церкви предпочтительна юбка, это факт. Но если женщина, тем не менее, придет в брюках, то ей может быть предложено одеть поверх ее некую обертку, которая заменяет юбку. В православных церквах других стран обычай ношения юбки не столь очевиден, и женщина, одетая в приличный брючный костюм, не вызовет никаких эмоций.

Что касается шорт, в этом вопросе они объединены с брюками в одну категорию - это совершенно иное. Шорты - одежда пляжная, не праздничная, не торжественная, то есть не отвечающая моменту. Если они объединены вместе, то женщина не имеет четкого взгляда на функцию своей одежды. Вот где надо остановиться.

Вторая сторона, еще более важная в этом вопросе, заключается в том, что телезрительница говорит о том, что она лишь приносит ребенка, а сама в таинстве не участвует. Ведь ее участие в таинстве - это молитва. Если она заранее настроена на неучастие в таинстве, то причащение ее ребенка оказывается под вопросом. Ведь ребенок принимает участие в таинстве по вере родителей. Выражение "по вере родителей" Вы найдете в различных вопросах и ответах. Ребенок - это часть семьи. Под ребенком мы подразумеваем такого ребенка, которые еще не имеет своей воли, не понимает происходящего. Этот ребенок почти как физическая часть материнско-отцовской семьи. Если же мать и отец заранее говорят, что они служат лишь своего рода таксистами или проводниками, это говорит о том, что их отношение к Таинству Святой Евхаристии крайне дефектно.

Начать надо было с осознания своего места в Церкви, места ребенка в семье. Бывает, когда мать не может причащаться именно в этот день, но пусть она причаститься в следующее воскресение. Но если она сознательно отталкивает от себя святое причастие, то как не одевайся, толку не будет никакого.

 

- Как, по Вашему мнению, надо говорить с детьми о Таинстве причастия, можно ли рассказать о нем простым, доступным языком?

 

- Простым и доступным языком объяснить это крайне сложно и самому себе. Если человек пытается это сделать, то он тоже кандидат "на вылет". Если человек, серьезно мыслящий, интересующийся глубиной православия, пусть возьмет учебник догматического богословия, прочитает страниц пятьсот. Тем не менее, наши предки, даже малограмотные, были христианами, ничуть не хуже, а лучше, чем мы с вами. Почему? Они воспринимали эти таинства интуитивно, не столько познанием, сколько жизнью, благочестием, вниманием, благоговением, ощущением и осознанием этой тайны и передачей всего этого другим.

Когда мы говорим тайны, мы говорим не о том, что пытаемся что-то скрыть. Таинственность в  неполной, а иногда и в полностью отсутствующей рациональной объяснимости, излагаемости этих таинств.

Ребенок должен видеть эти таинства, отраженными в жизни родителей. Когда ребенок еще с вечера видит, что отец и мать ведут себя по-другому, что в обыденной жизни нечто изменилось. Мама с папой изменились, по-другому говорят, занимаются другими делами, по-другому одеты, ребенок не будет задавать, вопросы, как и что пресуществилось, какова материальная субстанция Святых Даров. Он будет смотреть на родителей. И если он будет шуметь в храме, то ему скажут: как же  ты можешь так вести себя в такой день, в таком месте? И этого будет достаточно.

У меня был противоположный пример, когда бабушка, будучи сама не сильно церковной, где-то до года причащала ребеночка, и он принимал это причастие, как ангелочек, поскольку абсолютно еще отключен от внешнего мира. Надо сказать, что родители ребенка абсолютно равнодушны к церкви. Примерно около года ребенок понимает, что что-то не то. Хотя он еще не говорит, это наглядно видно: ребенок начинает протестовать. Бабушка тащит его к чаше, а ребенок начинает биться, как будто его крокодил хочет съесть. И вот такая бабушка, уговаривая ребенка, который упирается, говорит что-то вроде:

- Ну, не бойся, сейчас тебе батюшка просто хлебушек даст.

Когда я это услышал, я сделал два шага назад и сказал:

- Извините, это не "просто хлебушек", развернитесь и идите.

Она была страшно недовольна, но я ничего не мог к этому добавить. Если у этой бабушки язык повернулся произнести такую ересь, ее дело очень плохо.

 

- Вопрос: "Не расценивается ли как дерзновение и эгоизм молитва Господу о том, чтобы Он дал близким возможность как можно дольше пожить на земле. Молюсь за маму и дедушку. Этот вопрос возник от того, что "на все воля Божия" и "просите, и будет вам".

 

- Ответить на это достаточно просто. В сугубой ектенье за богослужением мы постоянно произносим: "И паки молимся о милости, жизни, здравии, спасении всех зде предстоящих и молящихся, и о еже умножити им лета жития их". Действительно, я от имени всего сообщества прошу об умножении их лет жития, и у меня никак не возникает вопроса о том, что я делаю что-то не то. Разумеется, мы просим и о здоровье, и о долгих летах жизни. Это норма.

Сомнение по поводу "на все воля Божия". Посудите сами: заболел человек опасной болезнью, надо вызвать "Скорую помощь", и вдруг мы усомнимся, сказав "на все воля Божия". Если есть воля Божия - выживет, нет воли Божией - помрет, зачем врач? Рассудите сами.

Вся наша земная жизнь - наше содействие, соработничество с Господом в принятии таких мер, действий, которые содействуют наилучшему состоянию нас, наших близких, страны, всего общества. Божия благая воля существует, нам надо увидеть ее и содействовать. Мы исполняем ее, мы трудимся.

 

- Большое спасибо за ответы, отец Макарий. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

 

- Господь всех благословит. Пишите, звоните, будем рады проводить дальнейшие беседы.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать