Беседы с батюшкой. Юбилейные церковные торжества

21 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии, настоятель храма в честь Вознесения Господня. Передача из Екатеринбурга.

– В прошлом году мы отмечали 1025 лет со дня Крещения Руси, нынешний год ознаменован 1000-летием со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, следующий год – 1000-летие русского присутствия на Горе Афон. Вот такие три церковные юбилейные даты, которые идут лейтмотивом, тематикой целого года: проходят съезды, конференции – это является темой, на которую всё обращает свое внимание. И сегодня хотелось бы поговорить о связи этих событий, почему выделяется такое особое отдельное торжество, которое в дальнейшем на протяжении всего года вспоминается, вспоминается и вспоминается. Это основная тема, которую мы с Вами сегодня обсудим.

А начать программу я хочу со следующего: на сайте voznesenka.cerkov.ru (сайт приходского храма, где Вы являетесь настоятелем) 20 октября этого года размещена такая новость: «В праздник святителей московских прихожане с сотрудниками храма Вознесения Господня поздравили своего горячо любимого настоятеля протоиерея Алексия Кульберга с днем ангела. Было сказано много теплых слов и пожеланий. Долгие лета настоятелю». Отец Алексий, мы присоединяемся к этим поздравлениям, желаем Вам долгие и благая лета. Правильно ли я понимаю, что в минувший воскресный день Вы встречали свои именины и святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец, является Вашим небесным покровителем?

– Да, в прошедшее воскресенье (18 октября) Церковь совершала праздник московских святителей. Кстати, напомню, что некогда их было не так много, как сейчас. День назывался днем пяти святителей, то есть в честь пяти московских прославленных архиереев было установлено особое празднование. И святитель Алексий Московский – один из них. С течением времени их число увеличивалось. Если смотреть на икону московских святителей XVIII или XIX века, то мы видим три-пять фигур, а в XX веке – их шесть, девять, двенадцать. В календаре упоминается двенадцать московских святителей, а на иконе, которая у нас лежала на аналое, – пятнадцать московских угодников Божиих, и в их числе небесный покровитель Алексий. Я очень благодарен Богу и родителям, которые эту связь со святителем Московским Алексием установили, и благодарен тем людям, которые вспомнили этот день.

– Я из жития святителя Алексия вспоминаю такое: когда он был еще маленьким, однажды рыбачил и задремал и ему был голос сверху: «Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей».

– Да, только он не рыбачил, а птичек ловил.

– Суть даже не в том, чем он занимался, а в том, что это было не то занятие, к которому он призван, и еще с детских лет он понимал свое особое предназначение. Скажите, для Вас лично какой из фактов больше всего запомнился в жизнеописании этого святого?

– Очень многогранная личность. Для меня очень дорог один факт, связанный с образом святителя Алексия и с храмом, в котором покоятся сейчас его мощи. Этот храм находится на улице, на которой в свое время я родился: буквально в одном километре от этого храма я появился на свет. И прогуливаясь по этой улице, папа придумывал имя для новорожденного сына, сам того не зная, что рядом находятся мощи того небесного покровителя. В Елоховском соборе в Москве напротив раки с мощами святителя Алексия есть фреска, на которой святитель обращается к преподобному Сергию Радонежскому и просит его стать преемником по кафедре – просит, чтобы преподобный Сергий занял Московскую кафедру и мудро управлял Церковью. Из жития преподобного Сергия известно, чем этот диалог закончился: по своей духовной кротости и мудрости преподобный Сергий не принял такого приглашения святителя Алексия и продолжил жизнь в лесах, суровую жизнь подвижника. Вот этот образ (наверное, XIX века написания), увиденный мною в юные годы, когда только происходил процесс моего воцерковления, и этот диалог, а потом – прочитанное житие и ответ на вопрос, что же было изображено, – это присутствие некоей тайны, которую мы в полной мере не откроем никогда. Почему? Ведь это была бы такая польза: мудрый человек, авторитет, духовник великого князя – почему бы ему не стать патриархом для Руси? Но присутствует некая тайна кротости, смирения, молчания. И по слову святого Силуана Афонского, молчальник порой делает для своей души и для мира гораздо больше, чем человек, который находится на вершине власти, у ее рычагов, который считает, что он обладает всем миром. Преподобный Сергий эту тайну очень хорошо знал, и она запечатлена в этом диалоге. Святитель Алексий со смирением принял отказ преподобного Сергия. Конечно, гораздо ярче выглядит сказание об исцелении Тайдулы, супруги хана, от слепоты. Может быть, более яркими являются в описании святителя Алексия события, когда он был, по сути, главой Русского государства, воспитывая будущего князя. Но вот этот диалог святителя с молчальником, с пустынником преподобным Сергием для меня является какой-то особой тайной, к которой, надеюсь, когда-нибудь Господь сподобит приблизиться, прикоснуться и открыть ее. Вот это личное впечатление.

– Вы сказали о том, что отец прогуливался мимо храма, где покоятся мощи. Я правильно понял, что изначально это не было именование ребенка в честь какого-то святого? Это стало приоткрывшейся тайной?

– Да.

– До того момента, пока эта тайна приоткрылась, о ней было неизвестно (на то она, собственно, и тайна). Когда Вы изучали житие, когда узнали о существовании этого святого, о том, что он является Вашим небесным покровителем, Вы приблизились к этому святому, начали ощущать его присутствие как-то глубже? Какое место среди святых занимает святитель Алексий в Вашей жизни?

– Мне бы очень хотелось искренне ответить на этот вопрос так, что он номер один. Но я боюсь так взять и выпалить, как школьник, правильный ответ. Хотя на самом деле – номер один, потому что это был первый святой, с которым как со святым я в жизни встретился. Елоховский собор находился рядом с институтом, в котором я учился, тогда еще будучи молодым студентом, совершенно неверующим, невоцерковленным… Перед сдачей экзамена (а экзамен назывался «математический анализ», который тяжело сдавать, и вопросы не все были известны) я интуитивно подумал, что когда нам сложно, надо у Бога что-то попросить. И мы с близкими людьми пошли в храм для того, чтобы просто поставить на удачу свечку. Зайдя в этот собор, я увидел большой домик, стоящий там, а в нем красивый гробик и совершенно непонятные витиеватые буквы по периметру лицевой части этого домика – это была рака с мощами святителя Алексия. Совершенно не зная и не понимая, кто это, что это, я подивился и поставил свечку перед этой святыней. И не понимая, где я был и перед кем стоял, пошел сдавать экзамен. Слава Богу, экзамен был сдан. Но гораздо больше было приобретено: потом второй и третий приходы в этот храм уже были более осознанными. И действительно, это святой, ставший моим первым святым, с которым произошла вот такая реальная встреча в жизни.

Стараюсь по возможности, бывая в Москве, приходить туда, поклониться; утром же – обратиться, в дни памяти – по возможности почтить. Очень дорого, что святитель Алексий был небесным покровителем цесаревича Алексия и любимым святым преподобномученицы великой княгини Елизаветы, которая перед мощами святителя проводила ночи в Чудовом монастыре в Кремлевском. Все это близко и дорого. Очень хочется когда-нибудь сказать, что я действительно этого святого почитаю достойным образом. «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…» – так мы обращаемся. Обращаемся. Но чтобы дойти до этого достойного поклонения и прославления, надо прожить жизнь. Мне бы очень хотелось в течение жизни приблизиться к тайне этого святого. А так трудно выделять – «звезда от звезды в славе разнится»… И преподобный Серафим Саровский, и преподобный Сергий – трудно сказать, кто из них первый…

– Понятно, что это только лишь условно, то есть нельзя так сказать, что кто-то мне нравится больше, кто-то меньше. Просто в любом случае есть те, кого мы лично выделяем, чувствуем их помощь, заступничество. А с кем-то из других святых мы знакомы меньше: не изучали полноценно житие, не вспоминали... Спасибо Вам за то, что рассказали о своей личной истории. Интересно было бы узнать, как в дальнейшем у Вас происходил процесс воцерковления, как из человека, который получил техническое образование, Вы стали больше гуманитарием в какой-то степени, но тема нашей передачи другая, и мы ее в самом начале нашей программы заявили.

29 октября этого года мощи равноапостольного князя Владимира встретит Екатеринбургская епархия, и с 31 октября по 1 ноября они будут покоиться в Екатеринбурге в Александро-Невском Новотихвинском женском монастыре. Принесение этой святыни, которая Церкви была передана из музейных фондов еще в 2010 году, приурочено к 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Это как раз та дата, которая является лейтмотивом церковных торжеств в течение всего 2015 года. И возвращаясь к 1025-летию со дня Крещения Руси и к 1000-летию русского присутствия на Святой Горе, давайте попробуем порассуждать, какая вообще связь между этими событиями, есть ли она, или это все-таки отдельные события, которые в том или ином году в значительной степени выделяются?

– Есть сама по себе близость дат. Мы понимаем, что это очень короткий исторический период, который мы вспоминаем сейчас, спустя тысячу лет. И сколько личностей способны пережить такой период времени, сколько событий запомниться? Кого мы еще так вспоминаем? Очень немногих людей. И людей, которые действительно совершили тектонические сдвиги в истории русского народа и в истории всего мира. Потому что, если бы не было русского народа, такого, каков он есть, то мир был бы совершенно иным, а может быть, его уже и не было бы.

Что касается удаленности от нас этих людей, этих событий, можно задаться вопросом: «А чего ради вспоминать-то? Было и было, и давно было». Но возвращаясь всякий раз умом, сердцем, возвращая умы и сердца наших современников к этим событиям, мы делаем такое дело, о котором Святейший Патриарх Кирилл очень образно сказал: «Мы перепахиваем почву церковной жизни». Как обычную землю: если ее не вспахивать в течение продолжительного времени (год, два, три, четыре), она зарастает бурьяном и становится нежизнеспособной. Если мы хотим, чтобы что-то выросло, почву надо перепахивать. И вот такое возвращение умом и сердцем к тем событиям, которые были в прошлом нашей дорогой страны, нашего народа, – это перепахивание сердец современников. Мы переоцениваем то, что сегодня имеем. Мы имеем возможность оценить то, что потеряли. И конечно, уроки, уроки и уроки, которые нам преподносят эти люди и эти события, бесценны для нас сегодня. Что такое Крещение Руси? Это передача эстафеты новому народу Руси от Византии, которая к тому времени уже находилась на финишном отрезке своего жизненного пути. Это, конечно, особая перемена, этап в жизни разрозненных славянских и неславянских племен, которые проживали здесь, которые после этого стали единым народом. Это, безусловно, строительство государства, это культурный взрыв, который произошел у нас в стране, – все это относится к тем годам.

Есть территориальная отдаленность: где было крещение Руси, где жил и отошел в мир иной князь Владимир, а где находится Афон, 1000-летие русского присутствия на котором мы будем вспоминать в следующем году? Это тоже тысячи километров. Сейчас они преодолеваются достаточно быстро: сел в самолет, глядишь – уже и там оказался. А в то время Афон – это было что-то далекое, это было практически недостижимо. Но почему-то после того, когда отходит в иной мир святой князь Владимир, на следующий год в книгах Афонской летописи появляются упоминания уже о русских общинах, русских скитах и русском монастыре, который так и назывался Русик, который пронзил толщу в тысячу лет, и по сей день (уже в несколько ином месте на Афонской Горе) он продолжает жить и быть одним из самых значимых монастырей Афонской Горы. Это все имеет отношение к нам. Если мы хотим понять историю, надо вникнуть в то, что сделал князь Владимир, вникнуть и в то, почему на протяжении столетий русские цари заботились об Афоне. Построить храм – это стоит больших усилий, так же как и монастырь. Разве не было заботы на родной русской земле – в Москве, в Твери, во Владимире строить какие-то обители и заботиться о монастырях?.. Но вот до татаро -монгольского нашествия уже процветал на Афоне русский монастырь, он уже был весьма и весьма значимым на той земле. С пришествием татаро-монголов возможность помогать ему исчезает, монастыри на Афоне буквально выживают. Но когда татаро-монгольское иго спадает, тогда (и это очень известная история) святая сербская княгиня Ангелина возвращает русский афонский монастырь (Русик) и все права на него царю Василию III, как бы показывая этим: «пока вы не могли заботиться о монастыре, мы его хранили, а теперь примите обратно». И действительно, тогда начинается новая волна возрождения монашеской жизни. И хочется сказать, что это не односторонняя связь, когда цари, князья, русские императоры вкладывают в Афон и что-то там строится, но это и обратная связь. В ответ с Афона к нам приходит византийская традиция, традиция исихазма, благочестивой жизни, монашеской жизни, которая как соль сохраняет Русь от разложения, дает нам монахов, подвижников, Священное Предание, книги. Это есть совесть, которая там – в первом уделе Божией Матери – сохранялась от всяческих нестроений; этим, собственно, жила Русская земля. Эта связь с Афоном как некое оглашение, как катехизация, просвещение, воцерковление русского народа. Ведь афонские русские монастыри были, можно сказать, таким дипломатическим корпусом, были представительством государства Российского в Византии. Именно через афонские монастыри некоторое время русские князья общались с византийскими императорами. Русский монастырь был ставропигиальным, он даже вне Устава афонских монастырей имел право обращаться непосредственно к византийскому императору. И русские князья этим пользовались, для того чтобы наладить и дипломатические отношения с Византией.

Очень много переплетено, что не должно быть забыто. Тайна русской души формировалась в том числе и в прямой связи со Святой Горой. Сегодня у нас есть возможность побывать не только на Святой Земле в Иерусалиме у Гроба Господня, но и у благочестивых паломников, есть возможность прикоснуться к их монашеской жизни, которая в течение тысячелетия не прекращалась. Конечно, это для души христианской как для растения обильный дождь и яркий солнечный свет, которые дают жизнь. У человека, который приезжает на Афон и проводит там даже короткий период времени, возникает обновление – обновление ума, желаний, стремлений, происходит изменение жизни христианина, который прикасается к тому, что в себе хранит Святой Афон.

– Вопрос телезрительницы: «В 1953 году, когда я родилась, домой был приглашен священник, и я с тех пор считалась погруженной. Когда я в церкви такое сказала, мне ответили, что нужно покреститься. Крещение я приняла уже в 60 лет. Нужно ли теперь на исповеди вспоминать грехи, которые были у меня до моего крещения?»

 

– Я не являюсь пророком, чтобы сейчас пронзить время и рассказать, как там все было. Только по тому, что Вы сказали, я могу предположить, что тогда, в далеком 1953 году, священник, который пришел домой к Вашим родителям, совершил таинство Крещения. Возможно, совершил только крещение, но не совершил таинство Миропомазания. Все-таки тогда были трудности в церковной жизни, и таинство Миропомазания, когда Дух Святой сходит на душу, на сердце человека, он не мог совершить. Он совершил только крещение, то есть троекратное погружение с произнесением тайносовершительных слов. Это было полноценное крещение. Вы были в этот момент рождены для вечной жизни, но не были миропомазаны. И когда впоследствии Вы обратились в церковь и Вам сказали, что надо опять креститься, то это неверно. Потому что если Вы действительно были крещены, то нужно было совершить только таинство Миропомазания и Ваше воцерковление, после чего Вы становитесь уже полноценной христианкой, полноценным членом Церкви. Все-таки таинство Крещения было совершено правильно, даже если бы это был не священник, а мирянин (или мирянка), если было верно совершено последование, правильно произнесены слова и Вы были погружены в воду.

Нужно ли исповедовать грехи? Сколько лет Вам было тогда, когда совершалось это погружение, не знаю, но то, что было до крещения, было смыто, было прощено в этом таинстве. Все, что было после того, как Вас батюшка вынул из этой купели, уже подлежит тому, чтобы Вы внимательно отнеслись и по совести поисповедовались и раскаялись в том, что было сделано осознанно или неосознанно. Таинство Миропомазания было совершено над Вами уже позже. Бывает иногда, когда человек сомневается, был ли он крещен, священник совершает последование таинства Крещения, но при погружении в воду произносятся слова: «Аще не крещен, крещается…» Возможно, так у Вас и было. Но считаю, что следует внимательно Вашим взором эти десятилетия от крещения до миропомазания озарить и в том, что Вы помните, раскаяться. Это будет лучше, чем если Вы махнете рукой и скажете: «Ну ладно… То, что было между первым и вторым Вашим (назовем так) крещением, уже не считается». Вам следует себя считать крещеной с момента Вашего погружения, и те грехи, которые были до этого крещения, прощены тогда по благодати Божией, по дару Христову. А все, что позже, – это уже дело Вашей совести; внимательно к этому отнеситесь.

– Здесь, наверное, недопустим технический подход – из-за того, что есть такие нюансы. А если человек принимает таинство Крещения и Миропомазания уже в таком взрослом возрасте, это же не означает, что он потом на исповеди и в сердце не должен раскаиваться о том, что было до этого в течение всей жизни?

– Слово «покаяние» переводится как «изменение». И предполагается, что человек, который уже во взрослом возрасте принимает решение стать христианином, должен готовиться к этому таинству чтением Священного Писания, обретением веры и изменением образа мысли. И крещение – это не аванс, который дается: «ты сейчас покрестишься и потом начнешь христианскую жизнь», а это скорее печать, которая как на документе ставится и свидетельствует, что твоя жизнь – это уже жизнь христианина. Если вчера человек жил как попало, по какой-то причине просто покрестился (такие случаи бывают, и, к сожалению, их достаточно много) и крестик ему надели, а он продолжает жить точно так же, как и до того, то изменения в его жизни не произошло, покаяния не принесено. Конечно, Господь более щедр, чем мы можем предполагать, и мы не знаем, как Господь посмотрит на то, что было совершено этим человеком до таинства Крещения, простит Он или не простит – это дело Его щедрости или строгости, Его любви, милосердия либо взыскательности. Но испытывать Божие милосердие вот так намеренно, напрасно не стоит. И если человек крестится во взрослом состоянии, используется такая замечательная практика, когда перед крещением совершается исповедальная беседа. Это не есть таинство Исповеди, потому что человек еще не крещен. Но в исповедальной беседе человек, со священником общаясь, имеет возможность раскаяться с сожалением в своей прошедшей жизни. И это дает священнику возможность убедиться в благонамеренности этого человека, в его желании жить по заповедям Божиим, по-христиански, то есть снимает какие-то препятствия, которые могут быть перед принятием крещения, и дает надежду на то, что жизнь у этого человека потом будет жизнью христианской, что она будет продолжением этой исповедальной беседы. В дальнейшем это будет уже исповедь и серьезное отношение к словам и делам, ко всему времени своего жития. Автоматического, магического прощения не бывает. Хотя (повторю мысль) мы рассуждаем, мы предполагаем, а Бог располагает, и в Его силе, власти, по Своему Промыслу человека так принять, так обратить, с такой щедростью одарить его прощением грехов, что об этом мы можем только догадываться и предполагать. Но Вы правильно сказали, что технологичности здесь быть не должно. И есть множество примеров, когда классического таинства Крещения не совершается. Мученики, люди, бывшие язычниками, видели христиан, принимавших смерть с радостью за Христа, и тоже говорили: «Мы тоже христиане». Их никто в воду не погружал. Их просто мучили, убивали, и они в таком состоянии умирали. И Церковь свидетельствует, что эти люди были крещены своею собственною кровью. Их вера была такова, что они свою жизнь отдали за Христа. И нет сомнения, что грехи, которые у них были до этого дня, Господь, конечно же, простил и принял их туда же, куда вошли мученики, вдохновившие их на этот подвиг. Так может быть и в жизни современного человека: даже спустя десятилетия после крещения глубина обращения ко Христу и искренность могут быть таковы, что даже грехи, не исповеданные за время сознательной христианской жизни, Господь также омоет Своим великодушием и Своею благодатью. Но нельзя этим злоупотреблять и рассчитывать на то, что Бог нам все простит…

– Что все сойдет с рук.

– Не нужно думать, что «слишком сильно нас Бог любит, чтобы нам что-то потом поставить в укор». Ничего подобного, святые отцы свидетельствуют о том, что это не так. И надо очень внимательно и серьезно относиться к тому, как мы живем. Хотелось бы этого пожелать себе и нашим дорогим телезрителям.

– Вопрос телезрительницы из Хакасии: «У меня пьет сын. Как матери мне очень больно. Как мне ему помочь и как не навредить? Что я могу сделать – ругаться или не замечать это? Он подумает, что если мама ничего не говорит, значит так правильно. Как правильно мне поступить? Я не знаю, как себя вести. Мне очень больно».

– Конечно, больно – и Вам, и многим матерям, с которыми приходится сталкиваться бесчисленному сонму священников, прихожан. Что делать? Как помочь? Прежде всего вспомнить, о чем говорил преподобный Серафим Саровский. Рецепт очень действенный, как помочь спастись людям, которые рядом с нами находятся. Спасайся сама, живи сама серьезной полноценной христианской жизнью, живи так, чтобы «Христос был посреди», рядом с Вами. Это первое условие. Во-первых, Он будет Вашим утешителем, когда Вы будете молиться, приходить в храм, когда будете творить милостыню, приносить покаяние в своих собственных грехах, которых у каждого человека как песка морского. Все это будет утешать Вас, согревать сердце, давать Вам силы. Это первое и самое главное условие: спасайся сама – и тогда сможешь помочь тому, кто рядом, на кого не действуют ни уговоры, ни какие-то другие средства.

А второе – это, конечно, не терять головы, принести покаяние в том, что не удалось воспитать сына и вложить в него с детства страх Божий, благочестие, стремление к благочестивому житию. Сейчас незабвенный и горячо любимый батюшка отец Димитрий Смирнов в эфире телеканала «Союз» по этому поводу дает достаточно яркие рекомендации. Например, перестать пополнять холодильник, сделать так, чтобы у Вас в доме было пусто: не надо кормить своего сына, которому так комфортно жить. Он приходит пьяный – поел; свою зарплату, если он ее получил, пропил; пенсию или зарплату родителей выклянчивает и соответственно тоже пропивает, а кушает дома, где по своему милосердию ему всегда дают. И получается вот такое поддержание «раковой опухоли». Когда у человека наступает рак, создают такие условия, чтобы для опухоли они были невыносимы. Есть люди, которые начинают голодать, ослабляя организм, при этом ослабляется и раковая опухоль. Создайте дома условия достаточно аскетические – пришел, а в холодильнике пусто, лег спать, утром проснулся, а в холодильнике пусто, протрезвел, хочется кушать, а «голод не тетка»… Об этом состоянии можете прочитать в Евангелии в известной истории о блудном сыне: он начал правильно думать тогда, когда стал голодать, когда жил со свиньями и был хуже, чем скот. Тогда у него родилась первая покаянная мысль: «Пойду к отцу моему и попрошу у него прощения». Вот сделайте что-то подобное – выбейте комфорт из-под ног Вашего сына, если Вы в силах. Я знаю, есть матери, у которых дочери наркоманки, а они не могут ничего сделать: все равно кормят, поят, телевизор включают, Интернет работает. Так вроде и для себя создается комфорт, потому что пока дочь смотрит телевизор, пока она сидит в Интернете, она вроде молчит. А когда выключает, начинает кричать, а потом еще и приходит в таком состоянии. И что делать? Это безвыходная ситуация. Это второе.

И третье: хорошо, если у каждого человека рядом есть мудрый наставник. У Вас в Хакасии, я не сомневаюсь, есть священник, который сможет на месте поддержать Вас в тяжелую минуту, подсказать что-то, ну и просто по-человечески поддержать, чтобы Вы смогли пережить эту ситуацию. Рекомендации – не панацея. Не факт, что если Вы все это сделаете, Ваш сын через две недели станет трезвенником. Но это путь, который может дать надежду. Возложите с любовью такой пост на него и на себя, помолитесь, попоститесь, покайтесь. Господь увидит эти сухие дрова, которые Вы подготовили, и ниспошлет на них Свой огонь – и возгорится этот огонь в сердце Вашего сына. И может быть, через какую-то болезнь, через какой-то внутренний надлом он изменит отношение и к Вам, и к Богу, и к своей жизни. Помоги Вам Господи!

– При многих храмах действует группа «Трезвение». Я уверен, что в Хакасии такие места есть, и может быть, там смогут оказать уже квалифицированную помощь, с точки зрения тех людей, которые сами прошли через этот недуг.

– Есть общество «Трезвение». Я бы Вам порекомендовал зайти на сайт этого общества, это нетрудно найти в Интернете. В это общество входят сотни приходов в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Европе. Посмотрите, возможно, в Вашем городе или селе есть люди, которые входят в это общество. Когда люди объединяются, вместе стараются преодолеть беду, и когда Вы увидите рядом людей, которые либо преодолели, либо подобно Вам преодолевают эту напасть, Вам будет легче вместе с ними найти правильное решение этой проблемы.

– Вопрос из социальной сети «ВКонтакте»: «Я недавно крестилась, с Божией помощью воцерковляюсь. Но родственники и друзья стали подшучивать надо мной. Слава Богу, я не обижаюсь. Вчера моя знакомая задала вопрос, на который мне было сложно ответить. Вопрос был такой: «Где твой Бог, когда тяжело болеют дети, мучаются, страдают. Раз Бог Любовь, раз Бог Всемогущ, тогда почему Он допускает такие муки детям?» Как ей ответить правильно?»

– Задают и подобные вопросы: «Где Бог – почему войны?»

– Или почему есть люди, ограниченные физически в возможностях…

– Да. Такого рода вопросы универсального ответа не имеют, и то, что я сейчас отвечу, дойдет ли до ума, до сознания корреспондентов, которые вопрошают? Я на это не рассчитываю. Но все-таки можно порассуждать на эту тему. Прежде всего в Церкви существует такое толкование, объяснение, что все-таки дети страдают за грехи своих родителей. Например, рождается ребенок-инвалид, у которого практически нет ручек, только какие-то отростки, а потом смотрим на его родителей: оказывается, они пьяницы и наркоманы. И Бог не желал, чтобы родился вот такой страдалец, но родители, которые такую вольницу в своей жизни себе попустили, что все им сходит с рук, получают этого ребенка как некий плод своего греха. Долгой или длинной будет страдальческая жизнь этого ребенка – неизвестно, но то, что Бог его душу бессмертную примет, я не сомневаюсь, если он отойдет в мир иной в младенческом возрасте или более старшем. Вспомните (или прочитайте) притчу о Лазаре и богаче, в которой через уста пророка Господь говорит, что Лазарь страдал в своей жизни безропотно и теперь утешается на лоне Авраамовом. А богач уже все получил в своей жизни, теперь он страдает там, в вечности. И говоря о том, что Бог несправедливо поступает, мы находимся на берегу этой, временной жизни. В той жизни эти дети – невинные страдальцы – будут утешены, и они с болью и горестью будут смотреть на тех людей, за которых они страдали, если, конечно, они не раскаются.

Сколько таких примеров, когда в семье рождается больной ребенок… Или родился здоровый и стал по какой-то причине инвалидом. Мои друзья пережили такую ситуацию, я с этим достаточно тесно соприкоснулся, когда пришел в дом пособоровать и причастить молодую красивую 19-летнюю девушку и застал ее лежащей на кровати, парализованной, у нее только немного двигаются руки. Она попала в аварию за три года до этого, сломала позвоночник, потому так обездвижена. Казалось бы, это ужасно, почему Бог такое допустил? А ответ потом последовал, когда она рассказала, что произошло и что она счастлива своему такому состоянию. Ее семья тоже благодарна Богу за то, что произошло. Девочка пошла по скользкому пути: компании, друзья, выпивка, наркотики. И все было настолько серьезно – семья распадалась, родители были на грани развода; у каждого из них были свои проблемы. Но случается авария: она со своими друзьями разбивается и остается жива с поломанным позвоночником. Вот эта беда дает возможность ей прийти к Богу, она становится глубоко верующей православной христианкой. А родителей, которые получили такую беду в свою семью, беда сблизила, и никакой речи о разводе, о развале семьи теперь уже не идет. Ваша оппонентка рассуждает: «Почему Бог это допустил?» А здесь сами отвечают. Эта девушка говорит: «Я счастливый человек. Если бы Господь меня вот так не помиловал, то я бы со своими подельниками уже давно лежала телом под землей и была бы в аду, потому что я жила тогда в аду. А сейчас я счастлива, потому что живу – и живу как подобает, а не так, как я хотела тогда». Вот такая «иллюстрация», но она о многом говорит.

Когда мы видим страдающих детей, надо смотреть на это не буквально, что Бог такой неправильный: недодумал; Бог гораздо дальше смотрит. И через этого ребенка Он многих и многих может привести к Себе, многих разлюбивших заставить вновь полюбить, многих охладевших сердцем Он согревает. Кстати, поэтому в Церкви сейчас сложилось такое замечательное движение сестер милосердия. Прихожанки, которые ходят в храм, думают, чем наполнить свою духовную жизнь: храмы сейчас многие восстановлены, красить ничего не надо, кирпичи грузить не надо. Уйти в какую-то исихию, в безмолвие они еще не готовы. И они объединяются в общество сестер милосердия, ходят на посты милосердия в больницах, детских домах, домах престарелых, намеренно соприкасаются с болью других людей и через это освящаются, обретают любовь, которой до этого не было, обретают мир, которого до этого не знали. Господь потому дает возможность быть, например, слепым, хромым, убогим, чтобы другие люди увидели как в зеркале свою бесчувственность, как в зеркале увидели свои дары, которые у них есть, и смогли оценить по праву то, что Бог им дал. Здесь такая тайна, о которой рассуждать вот так сразу, с ходу, наверное, не стоит, что Бог чего-то недодумал. Об этом замечательно пишет святитель Николай Сербский. Почитайте его беседы на воскресные Евангелия. Там он рассуждает, почему люди разные, почему кто-то большой, кто-то маленький, кто-то бедный, кто-то богатый. Это говорит о том, что Господь намеренно создал неравенство, чтобы люди могли сами, уравновешивая это, делясь богатством, здоровьем, временем, выражать друг другу любовь. Это как принцип сообщающихся сосудов: реки текут потому, что одни водоемы находятся выше, а другие – ниже, поэтому у нас есть реки, водопады, поэтому вода распространяется по земле. А если бы у нас был один некий абстрактный мировой океан, который лежал бы в одной плоскости, то он бы и лежал в одной плоскости, а кругом была бы безжизненная пустыня, сушь. Вот подобное неравенство создает Господь, чтобы реки милосердия могли от одного человека перетекать к другому и в этом отношении люди уподоблялись бы Богу.

– Вопрос телезрительницы из Пермского края: «Если человек причастился в храме и заканчивается литургия, можно ли после Причастия подойти к праздничной (либо воскресной) иконе, поцеловать ее и поклониться, а потом пойти к батюшке и поцеловать крест?»

– Обратите внимание, батюшки причащаются раньше, чем все остальные прихожане. Сначала они причащаются, потом причащают прихожан, а потом (когда в церкви совершается какой-то праздник) выходят в середину храма и поют молитвы, песнопения тому празднику, который празднуется, и тем святым, которые на иконе изображены. Они себя осеняют крестным знамением и прикладываются к святым иконам. Это ответ на Ваш вопрос: если священники, которые хорошо знают традицию и стараются соблюдать благочестие, прикладываются к иконе, а потом прикладываются к святому кресту, (который им преподает архиерей, если служба архиерейская), то следует этому примеру подражать и не смущаться.

Есть такая традиция: целуя крест, причастники не целуют руку священника, вот к этому стоит присмотреться и действительно, приложившись к кресту, уже к руке не прикладываться. Соблюдайте такой порядок, и будет Вам хорошо и Вашему сердцу спокойно.

– Отец Алексий, благодарю Вас за эту беседу, за то, что пришли в нашу студию, ответили на вопросы. Немного удалось поговорить на тему, которую сегодня мы с Вами задумали обсудить. Может быть, дадите какой-то краткий духовный совет, хотя о делах милосердия и о том, насколько это для человека необходимо, – это очень важный совет. Но, может, еще несколько слов.

– Я хотел искренне поблагодарить зрителей, наших собеседников. Хорошо, что у нас получается такой прямой эфир, мы общаемся по телефону. Но кроме телефона тут и другое общение происходит: когда человек оказывается в студии – это всегда очень волнительно, понимаешь, что по ту сторону действительно большая аудитория, и очень важно сказать не просто какое-то заученное слово, а слово, которое принесло бы пользу для многих людей. Я бы очень хотел поблагодарить тех людей, которых мы не видим, но с которыми мы сейчас общаемся, за то, что когда это общение происходит, я не сомневаюсь, возникает некое таинство общения, поддержки, любви. Переживаете – помолитесь: «Господи, помоги ведущему, батюшке». Чтобы было интересно, содержательно и полезно. Чтобы на вопрос, который неожиданно возникает и на который нельзя ответить формально, Господь положил ответ на сердце и чтобы вы его услышали и потом с пользой применили. Я хотел бы поблагодарить всех благодарных зрителей телеканала «Союз» и попросить ваших святых молитв о рабе Божием Дмитрии, который подвизается на этом непростом поприще служения, и о тех его собеседниках, которые приходят и вот так с вами с любовью общаются. Благодарим вас за молитвы, благодарим и за внимание и надеемся, что Господь даст и телеканалу «Союз», и всем вам еще долгие благие лета этой жизни.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать