Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

21 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Завершилась поездка Святейшего Патриарха по странам Латинской Америки, и центральное место в этой поездке занимала встреча Патриарха с Папой Римским. Уже немало комментариев об этой встрече дано в разных средствах массовой информации, но все равно есть люди, которые с удивлением, смущением и даже с возмущением говорят, что встреча с Папой как бы предательство православия. Есть ли по этому поводу волнения? Как Вы оцениваете вообще сам факт этой встречи, насколько она была нужна? Может быть, как-то немножко успокоить наших слушателей…

– Я не знаю, как тут успокоить, это зависит от многих вещей. Определенные наши слушатели боятся чипов, например, испытывают перед ними мистический ужас, и что им ни говори, ужас уже вселился. Есть такая же фобия и по поводу католиков, и по поводу Папы. Это связано с объективными вещами, например с тысячелетней историей взаимоотношений двух Церквей: много всего было, и надо сказать, больше отрицательного, чем положительного. Еще очень важным, что поддерживает всякие фобии, является полное невежество в вопросах веры, культуры, истории большинства нашего церковного народа. И это тоже понятно, потому что где советским людям было почерпнуть знания? А когда нет твердых знаний, основанных, скажем, на документах, исторических реалиях, то есть люди, которые с охотой что-то сочиняют и свои страхи отливают в определенные формы. Это все умножается на маловерие и недоверие, и возникают такие странные ситуации.

Наш Патриарх – один из самых умнейших людей Церкви. Когда он сам на протяжении десятилетий являлся руководителем Отдела внешних церковных связей, то не был сторонником этой встречи в силу того, что предыдущие понтифики этой встрече придавали значение пиара. И только Папа Франциск впервые заговорил о проблемах христианского мира. Святейший Патриарх очень правильно сделал, что согласился на эту встречу, и она шла не по римскому сценарию, а по обоюдной договоренности о тех темах, которых должны были касаться. Поэтому нет никаких оснований беспокоиться. А когда я слышу, что говорят такие смешные вещи, как «предательство православия», то возникает, во-первых, вопрос: кто кого предает? Святейший Патриарх именно за православную позицию сражался не один десяток лет, и я просто не могу себе представить, что он может предать. Поэтому речь идет о том, что люди не понимают ни что такое «православие», ни что такое «предать». Но очень многим хочется быть святее, чем Папа Римский (есть такая поговорка, которая пришла к нам с Запада).

Надо сказать, в Европе и Америке (в Латинской Америке в том числе) есть люди, которые выражают свое неудовольствие, в частности, Папой Римским, потому что имеют весьма смутное представление о том, кто такой Святейший Патриарх Кирилл, хотя имя его известное. То есть абсолютно зеркальная критика. Ее нельзя сбрасывать со счетов, потому что это наш христианский народ. Но с другой стороны, не стоит придавать этому какое-то большое значение. Есть такие сферы жизни человека (по-моему, их четыре), в которых каждый считает себя специалистом. Это, во-первых, политика. Обожаю слушать высказывания каких-нибудь дам с шестью классами образования о политике и политических персонажах. Вторая сфера – медицина. Например, у нас в храме один прихожанин впал в обморочное состояние и упал на пол. К нему тут же подбежали человек восемь женщин, и каждая из своей сумочки начала доставать какое-то свое лекарство... Пришлось на них прикрикнуть, потому что это было, конечно, потрясающее зрелище: каждая тут же начала лечить, то есть они не только «разбираются» в медицине, они еще являются и «практикующими врачами». Третья сфера – религия. Религия начинается со слов «я считаю…», дальше кавычки открываются, идет абсолютно бредовый текст, потом кавычки закрываются, слава Богу. Каждый человек специалист по религии, и каждый с апломбом. Четвертая сфера – искусство. Не разбираясь в искусстве, люди судят направо и налево. На выставках, когда начинается какая-нибудь дискуссия, полемика, я обязательно подойду и послушаю. Получаю удовольствие – оно другое, чем от созерцания картин, скульптур или еще каких-то объектов: очень интересные суждения.

Здесь то же самое. Люди не знают ни истории вопроса, ни что такое католицизм. А я считаю, что это вообще потрясающий акт абсолютно в нужное время, в нужном месте земного шара. Это совпадает с миссионерской поездкой Святейшего Патриарха в Парагвай. Не так давно была очень интересная передача о Парагвае (не помню, на каком из наших каналов), о роли русских в парагвайской войне, о том, как там приняли русских, там даже улицы есть с русскими именами. И, посещая парагвайский приход, Святейший Патриарх тем самым поддерживает этих людей. Ведь что такое Патриарх? Это этнарх, это глава народа всей Руси. И вот он приезжает к ним. То есть они праправнукам об этом будут рассказывать и фотографии показывать этого события. Я уже не говорю о поездке Патриарха в Антарктиду. Это серьезнейшая акция, которая говорит о том, что Патриарх к себе просто беспощадно относится: чтобы преподать благословение, он отваживается на такие путешествия, абсолютно не щадя себя. Вместо того чтобы грубо, как мне кажется, выражать свое непонимание, лучше гордиться, что у нас такой Патриарх.

Я уже не говорю о Декларации, которую я проштудировал. Дверь к сотрудничеству в защите христианства открыта. Понятно, что ни о каком объединении даже и речи быть не может, я уже не говорю о том, что кто-то куда-то переходит, потому что за тысячу лет возникли совершенно непреодолимые препятствия. Даже если кто-то из иерархов захочет такое преодолеть, это просто невозможно, и этому есть десятки тысяч причин. Но чтобы защитить христиан и вывести частную проблему России и Сирии на уровень всего мира, каждый христианин (лютеранин, кальвинист, католик, православный), по крайней мере, должен молиться в своем храме о том, чтобы это все прекратилось. Это важнейшее дело.

– Когда даже возникает на уровне одного дома какая-то проблема, люди, живущие в этом доме, объединяются для ее решения. И неважно, какой ты веры, национальности, – это твой дом.

– Да. Особенно во время войны: 180 российских народов объединились. Причем как объединились? Наибольшее количество Героев Советского Союза на душу населения показали осетины. Конечно, вклад их небольшой, главный вклад совершили русские. Но количество Героев на душу населения больше у осетин, это же прекрасно.

Так же и здесь. Идет война: война антихриста против Христа в этой горячей точке, где людей убивают просто за то, что они христиане. Людей заставляют принимать ислам, причем в том виде, в котором предлагает ИГИЛ, а это никакой не ислам, а шайтанизм какой-то. Этим молодым людям внушили, что Аллаху угодно, чтобы людей резали. Но не может такого быть, это только сатанинские культы могут предлагать убивать совершенно ни в чем не повинных людей. Потому что ислам как раз зиждется на справедливом подходе. А какая же справедливость в том, когда десятилетнего мальчонку заставляют отрезать голову взрослому мужчине, а он с гордостью это делает? Они же еще и уродуют людей!

И вот чтобы этому противостоять, два иерарха встречаются обсудить эту проблему и о многом другом поговорить (встреча продолжалась, по-моему, два часа). А люди этого и не видят, и не слышат. Вот взять человека, который говорит, что это предательство, и спросить: «Предательство в чем? Кто кого предал?» Сказать нечего. Это как есть такое выражение: «ОББ – одна баба болтнула». И мне даже немного стыдно на эту тему по телевизору говорить, стыдно за этих людей.

Я сегодня в храме показал живого католика, чтобы люди увидели, какой это симпатичный парень. Мы дружим с ним много лет, и ни он меня не обращает в католицизм, ни я его в православие; живем каждый в своей Церкви. Но у нас есть общий интерес: помощь бедным, старикам. Я заимствую их опыт, потому что они в этом деле ушли далеко вперед. Но у них и возможностей больше. Я изучаю, аккумулирую это, книги читаю.

– А есть ли (или может ли быть) опасность в общении с католиками?

– Опасность есть даже при общении с милиционером. Могу сочинить такую ситуацию: Папа Римский приглашает тебя в Ватикан. И ты у меня спрашиваешь: ехать или нет? Конечно, это не моя прерогатива, благословение должен давать Святейший Патриарх, но если бы это от меня зависело, я бы сказал: «Поезжай». Я тоже участвовал в аудиенции с Папой, очень внимательно смотрел, слушал его доклад, его речь – это для кругозора очень даже полезно. В Риме я тогда встретил много друзей, которых в Москве годами не видел. «Все дороги ведут в Рим»… Какая может быть опасность, для кого? Это просто такие психологические (не скажу «психические») фобии.

– Люди находят даже у святых указание на то, что с католиками общаться нельзя, как и с иноверцами, с теми, кто исказил истинную веру.

– Да. Но если взять, например, Феодосия Печерского, то в ту эпоху была совершенно иная ситуация. Или, например, в период взятия поляками нашего Кремля…

– Тогда отношение к католикам было определенным.

– Да, потому что была такая задача, это практически была задача крестового похода против схизматиков. Так преподавалось польскому войску их пришествие в Москву. Это совершенно другая история. Поэтому никакой опасности нет, во всяком случае, такой, чтобы это нас приводило в трепет и ужас. А то получается так, что мы вроде трусим. Но, наоборот, православие – это неповрежденная истина. Наоборот, мы должны, по слову Писания, свидетельствовать о своей вере, «давать отчет о нашем уповании», как говорит Апостол. У нас что, есть какие-то эзотерические тайны, которые мы должны хранить? Нет. Наше учение идет от Христа, святых апостолов, Вселенских Соборов. Чего нам бояться? Что нас кто-то тайком от нас куда-то обратит? Тогда грош цена нашей вере.

– Знаете, чего боятся? Что Господь обидится на человека, который пообщается с иноверцем.

– Я читал статистику в одном журнале, что 62 процента нашего крещеного населения верят в гороскопы. С этими людьми тоже нельзя общаться?

– Но они больше безбожники, чем католики.

– Это во-первых. Во-вторых, вчера на всенощную приходила женщина, рассказывала, что ее родственница попала в секту и уехала из дома, а женщина хочет наладить с ней отношения. Секта зловредная, тоталитарная, с каким-то экзотическим названием. Чего же она не боится, что ее в секту затащат? Нет никакой логики…

Поэтому, с одной стороны, мне понятно, как это происходит в голове человека, а с другой стороны, немножко обидно, потому что какие же мы русские церковные люди, если не доверяем нашему Патриарху? Где вообще наша вера?

– Она с каждым человеком, его собственная вера. Вы же сами сказали, что человек способен спорить с Церковью.

– Вот это очень печально, потому что тот строй, который есть у Церкви, идет от апостолов. Если ты хочешь обличить, обличи не абстрактно, а конкретно, скажи, в чем неправда. Такое в истории Церкви бывало, когда патриарх не прав, а кто-то из святых прав. Вот и всё. Где Марк Эфесский, который обличает эту встречу?

– Что ж, я надеюсь, что страсти по поводу этой встречи улягутся…

– Это само собой. Кажется, вот такое внутреннее противодействие своему Первоиерарху, Предстоятелю своей Церкви – это уже предательство православия. Есть такая духовная закономерность: против кого борешься, очень часто на того становишься похож. Далеко ходить не надо: что происходит в Киеве? Это борьба на религиозной почве. Люди готовы убивать друг друга, жечь и считают, что они правы, и на устах с именем Христовым это делают. Уничтожили 50 храмов, убили священников. Недавно показывали по телевизору батюшку, монаха: что он такого сделал? Раздавал гуманитарную помощь – и полгода просидел в тюрьме… Вот это к чему приводит. В Писании сказано: «Не будь вельми прав». Если ты не понимаешь – смирись или начинай изучать, читать книги.

– Людям даже кто-то внушает, что Церковь уже давно потеряла благодать и антихристу предалась…

– Священное Писание, которое говорит, что врата адовы Церковь не одолеют, – «ошиблось», а вот тот, кто это людям внушает, – тот прав?

– И удивительно, это созвучно почему-то человеку верующему.

– Очень просто: потому что Христа распяли тоже очень верующие люди. Кричали: «Распни, распни!» не атеисты, а люди, которые не понимали духа Священного Писания.

– Нашли к чему придраться…

– А там все совершенно очевидно, вся драма расписана: видно, что людей просто настроили. Это очень просто, потому что большинство людей, к сожалению, в силу своих психофизических свойств даже не способны самостоятельно мыслить, такие вот двоечники. По-русски это называется «огульно охаивать». И эта черта совершенно не христианская.

– Как легко, оказывается, бросить в верующий люд семя сомнения.

– Так это и делается. Так ереси и зарождаются. Некий человек начинает считать, что он прав, а Церковь не права. И он дает свою интерпретацию тому, Кто есть Христос, например, или сколько воль во Христе, и ему совершенно не страшно от того, что он Церковь раскалывает. Потому что гордость понукает человека сделать нечто противное замыслу Божию. Очень печально, но именно для этого человека это такое умственное заболевание. А ум – рабочая сила сердца, он управляет всей жизнью человека. И куда он его управит?

– И это несмотря на то, что есть официальное заявление церковного священноначалия обо всех этих событиях, есть разъяснения. Декларация выложена на сайте Патриархии, где каждый может с ней ознакомиться. Каждое слово доступно, ничто не скрыто.

– Отец Александр, ты привык читать письменные тексты: сколько их поступает из Патриархии, викариатства, благочиния… А основная масса людей уже давно и газет-то не читает, нет навыка.

– Что услышал, тому поверил.

– А услышат, конечно, кого? «Шу-шу-шу»… После того как я всех познакомил с настоящим католиком, хоть бы один подошел ко мне и что-то сказал именно мне. Нет. Если выражают какое-то недовольство, то где-то за углом. Чего бояться, если ты такой правый? Иди обличи. Давай поговорим, устроим диспут. У нас есть евангельский кружок: туда и можно это вынести.

– Вопрос: «Нынче исповедовался супруге, полегчало. Можем ли мы с супругой исповедовать друг другу грехи? Потом, конечно, и батюшке в церкви, перед Христом. Но исповедовать друг другу насколько полезно?»

– Если два человека испытывают от этого пользу, тогда можно. Но это не заменяет церковного таинства, это надо твердо помнить.

– Вопрос: «Как мне укрепить веру, как стать уверенным, что Бог существует?»

– Только через молитву.

– «Господи, укрепи мою веру».

– Нет, не только. Читать молитвы утренние, на сон грядущим, читать канон покаянный. Очень поможет пост и вдумчивое чтение Священного Писания во время поста, старание понять, что нам Господь говорит через Священное Писание. Вот это веру и укрепит.

– Вопрос: «Каким образом вести себя, чтобы ненавязчиво привести своего супруга к вере? Какие молитвы помогут в этом?»

– Молитва помогает только та, которая идет от сердца, а не сам текст, который человек читает. Лучше всего успех миссии по распространению христианства дает христианская жизнь. Если жена будет относиться к мужу по-христиански, скорее всего будет успех.

– То есть не навязывать какие-то правила церковной жизни?

– Правила вообще мало что значат. Всякое правило – для удобства: правила дорожного движения, законодательство, всякие процедуры для того, чтобы не было свалки.

– Одна прихожанка спрашивает: «Могу ли я настоять, чтобы муж шел со мной в церковь?»

– Настоять-то можно, но это вредно для души и того, кто настаивает, и на кого направлена эта сила.

– То есть результат будет со знаком «минус»?

– Безусловно. А так – каждый человек может делать что хочет, у нас свобода.

– Ох, как ею пользуются! Потом, правда, приходят с вопросом: «Что теперь делать?»

– Да, создаются такие запутанные ситуации, из которых вообще выхода нет. Нужно просто ждать, как Господь накажет за все эти деяния.

– Вопрос: «Мне нравится одна девушка, но она не обращает на меня никакого внимания. Как мне добиться ее расположения?»

– Если человек не знает, то пусть даже и не пытается. Значит человек вне этой культуры. В каждом народе есть определенная культура, обладая которой человек может как-то обратиться к другому, познакомиться и прочее. Я не собираюсь этому учить. Пусть он обратится к своему папе.

– Вопрос: «Что такое молитвенное стояние души?»

– Не знаю, что тот человек имеет в виду. Слова красивые.

– Видно, где-то он прочитал такое выражение.

– Тут очень широкое поле: это может быть и то и другое.

– Вопрос: «Иисус Христос молился втайне, когда ученики спали. Разве ночная молитва сильнее и приносит особую благодать?»

– Нет. Просто ночью тихо, мало что мешает молитве. Никакой особой благодати не бывает. Но ночная тишина способствует молитве. Старцу Силуану даже тиканье часов мешало молиться. И я это очень хорошо понимаю, потому что человек хочет сосредоточиться, а это мешает. Что значит «молитва сильнее»? Ее динамометром мерить? Значит если я сейчас помолюсь, стакан передвинется сюда, а если молитва сильнее, то он вообще упадет со стола, разобьется и вода прольется? Что значит «молитва сильнее»?

– Но такое понятие в народе крепко засело.

– Христос ни о какой силе молитве не говорил. И как мы можем рассуждать о силе молитвы Господа Иисуса Христа? Не смешно ли это? И что, у Христа ночью молитва была сильнее, чем днем?.. На горе Фаворской была сильнее, чем на горе Искушений… Это художественный вымысел. Оставляем это на совести автора.

– Вопрос: «Один мой знакомый исповедует славянское язычество. Как мне его убедить отказаться от этой сектантской веры?»

– Да никак. Это метать бисер перед свиньями…

– Человек выбрал, чему ему верить.

– Да. Это человек, который не читал ни одной научной книги, он верит на слово всяким проходимцам, которые сами сочиняют какую-то «родноверу» и не могут предоставить ни одного памятника письменности. И потом, язычество – это вообще мерзость перед Богом и Создателем. Это изобретение, суррогат. Он что, общается с языческими богами, молится им, жертвы приносит?

– Жертвы – вряд ли…

– Тогда в чем состоит вера? Чего он хочет достичь? В сухом остатке что останется? Допустим, представитель этой славянской секты сегодня умрет. Что дальше? Куда пойдет его душа, в чьи объятия упадет?

– Но это если человек задумывается о будущей жизни.

– Конечно, не задумывается. Это вообще даже не религия, это такой клуб с патриотическим акцентом.

– Танцевальный клуб.

– Я бы сказал – псевдоэтнографический клуб: они делают псевдославянские прически, потому что никто не знает, как люди выглядели и в чем ходили. Одежда известна только с XVII века, остались некоторые вещи: льняные рубахи, например, очень прочные. Но XVII век – это уже христианство. А что они сочиняют про язычество – это просто скучный примитив.

– Нравится людям сочинять. Вы же говорите, что русский народ творческий.

– А я же не борюсь, мне просто как-то жалко, когда, например, человек из всех видов спорта выбирает игру «Чижик». Или из всех музыкальных произведений фортепианных выбирает «Чижик-пыжик» или «Собачий вальс» и сам считает, что он – Пятницкий. Что тут говорить…

– Вопрос: «Что значит входить в разговор с помыслами?»

– Вообще это буквально. Дьявол всевает некий помысел в человеческое сознание, а человек, вместо того чтобы обратиться к Богу и отсечь этот помысел, начинает вступать с ним во взаимоотношения, начинает с ним беседовать. Вообще всякое обращение к нечистой силе (например, язычники обращаются к нечистой силе) – это очень душевредная вещь. В пределе это заканчивается сумасшедшим домом.

– А когда человек как раз спорит с какой-то мыслью, которую он признает дьявольской?

– Это и называется беседа с помыслами.

– Он с ней не соглашается, он, наоборот, ее отвергает…

– Дьявол – самый хитрый и опытный полемист, с ним спорить бессмысленно. Христианин должен призывать имя Божие и отсекать прилог этого помысла.

– Человек призван к общению с Богом, а не с дьяволом.

– Конечно. И с ангелами: мы же молимся ангелам-хранителям постоянно.

– Вопрос: «Сколько времени, на Ваш взгляд, верующий человек должен уделять своему внешнему виду? И как-то следить за ним, посещая парикмахера или пользуясь косметикой, – это хорошо?»

– Про это сказано у апостола Петра, советую почитать его соборное Послание. Ничего к этому добавить не могу.

– Вопрос: «Подскажите, можно ли выходить замуж за любимого человека, если уже доподлинно известно, что он бесплоден?»

– Можно, потому что цель брака – это не только рождение детей. Детей можно взять и сирот.

– То есть если люди готовы воспитывать чужих детей…

– Почему чужих? Мы все – дети Адама. Поэтому все дети – не чужие.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли неправедно заработанные деньги пускать на праведное дело? Вот Юрий Деточкин из фильма «Берегись автомобиля» совершал грех или все-таки благое дело?»

– Дело в том, что Юрия Деточкина никогда не было на свете, а были Иннокентий Смоктуновский, сценарист и режиссер. Поэтому зачем же нам это обсуждать? Такое бывает только в кино и романах. Всякие Робин Гуды – это фольклорные или книжные вещи. Зачем на это тратить время?

– По жизни люди, порой совершая некий нечестный поступок и мучимые совестью, половину или какую-то часть денег тратят на благотворительность или кладут в церковную кружку.

– Каждый человек волен делать все, что он пожелает. Но для очистки совести этого недостаточно, хотя это шаг к очищению совести. А кто хочет спасения, тот должен сказать: «Половину имения моего, Господи, отдам нищим, а если кого чем обидел – возвращу вчетверо». Вот тогда это уже будут плоды покаяния. А если половину из того, что украл, отдал кому-то, – это неплохо, но недостаточно.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать