Беседы с батюшкой. Зачем читать книги?

20 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Передача из Москвы.

– В наше время, когда у нас есть компьютеры, телевизоры, другие современные электронные устройства, может быть, книга становится не такой популярной, как была раньше, и у издателей уменьшаются тиражи. Скажите, насколько хороша или плоха эта тенденция и что нам дает чтение книги?

– Чем больше мы уходим в экраны домашних компьютерных средств, тем меньше остается у нас времени взять в руки книгу, почувствовать тиснение на корешке, раскрыв ее, обратить внимание на шрифт и неспешно войти в пространство слова, посредством чего нашим собеседником оказывается душа человека, написавшего книгу. Компьютерный вариант книги также приобщает читателя к мыслям, чувствованиям автора, но фосфоресцирующий экран, легкое перелистывание вперед-назад принципиально отличаются от влияния книги не только по физиологическому воздействию, но и по своему душевному качеству: мы знаем, насколько устает глаз, утомляется мозг от мелькания и возможностей быстро пролистывать, забегать с одного сайта на другой, менять наши «книжные лавки» в виртуальном мире. И напротив, всякий раз, когда вы держите в руках настоящую, добрую и высокую книгу, вы чувствуете, что общение с ней вас, во-первых, успокаивает, сосредотачивая внимание на слове, избавляет от напряжения, которое характерно при общении с электронными носителями. Человек отдыхает, если он вошел во вкус слова, и, читая не техническую литературу, а историческую, художественную, духовную, он как будто бы выходит в иное пространство, раздвигает узкие грани времени.

Будем помнить, что книга книг, Откровение Божие, запечатленное в Ветхом и Новом Завете, читается под знаком вечности. И сегодня я сам ловлю себя на том, как редко удается уединиться над книгой где-нибудь во время маленького отпуска вдали от шумного города. Тем не менее, в особенности для юношества, для формирования личностных качеств, для раскрытия талантов, которые заложены в ребенке от рождения, общение с книгой, любовь к чтению – это чрезвычайно важные вещи, в отрыве от которых дитя, подросток, юноша, зрелый человек очень много потеряет.

– Вопрос телезрителя: «Как сподвигнуть взрослого, но совершенно не читающего книг человека на чтение?»

– Тяжелая это работа: из болота мещанства, обывательщины вытаскивать «бегемота» – человека с эклектическим мировоззрением, всеядного, который привык к пище дурного качества: просматриванию иллюстрированных журналов, отрывочных и разнообразных новостных ассорти. Начинается все с детства: береги платье снову. Думается, что все определяется общением. В XIX веке Москва, Петербург имели музыкальные, литературные салоны, куда сходились не кто-нибудь, а Гоголь и Пушкин, юный епископ Игнатий, будущий святитель, и в общении друг с другом люди делились накопленными сокровищами: чем богаты, тем и рады. Речь идет не только об обмене впечатлениями, но и о прочтении вслух поэтических, художественных шедевров, равно как и о прослушивании живой музыки.

Думается, что наше время должно противопоставить этому шквалу индустрии информационных потоков стихии светлые: благородные, интересные, высокие собрания. Но здесь нужен «заводила» в хорошем смысле слова, и я знаю как педагог, что, если родители приучили детей к слушанию литературных произведений (не говорю о Священном Писании), если дети перед отходом ко сну всегда просят бабушку или маму, дай Бог, и отца, прочитать им сказку или что-то из ранее подобранной литературы, это основа раскрытия вкуса слова, основа подлинной просвещенности, интеллигентности, вхождения в словесную культуру своего народа. Но, безусловно, что, если человек уже превратился в цисту, если он воспринял определенный образ мыслей и жизни, будучи отчужден от тысячелетней культуры России, с него все будет скатываться как с гуся вода.

– Вы, как писатель и педагог, можете порекомендовать, какие книги можно читать, а какие нельзя? Есть в этом вопросе какая-то градация?

– Священник – это не инквизитор, и мы не будем сегодня с высокой колокольни говорить «ты должен», «ты не должен»: у каждого из нас есть совесть и разум. Всё, что содействует просвещению ума, умягчению сердца, что укрепляет нравственный стержень в твоей душе и помогает тебе быть человеком, в котором сияет образ Божий, то есть формирует твои личностные качества: благую свободу выбора, укрепленность в добре, стремление к нравственному совершенствованию, различение добра и зла – всё, что помогает тебе ценить красоту, приобщает тебя к корням, вводит в пространство и культуры, и духовного мира, это прекрасно, а жанры многообразны: от Священного Писания до добрых детских сказок. Но то, что тебя разоряет, делает тебя игралищем страстей, возбуждает в тебе действие похоти, гнева, гордыни, разрушает душу, делает тебя жалким рабом гнусных соблазнов, неприемлемо для того, кто хочет именоваться человеком.

Апостол Павел сказал мягко, но твердо: «Все мне можно, но не все полезно, все мне можно, но ничто не должно обладать, владеть мною», поэтому, слава Богу, мы, жители России, являемся наследниками величайшей русской культуры, интегрированной в мировую художественную культуру. Как не вспомнить здесь изречение Нестора Летописца, одного из наших первых национальных писателей, который говорил о том, что великое благо в книжном чтении. Он сравнивал книги с полноводными реками, конечно преимущественно имея в виду Священное Писание и церковную литературу, а иной тогда по существу и не было. Эти реки насыщают благоговейных читателей, содействуют их нравственному просвещению.

– Вопрос телезрительницы из Кемерово: «У меня есть внук, ему пять лет, он знаком уже с Пушкиным. Я бы хотела спросить, как мне читать ему «Сказку о попе и его работнике Балде»? Я задавала эти вопросы нашим священникам, но вразумительного ответа не получила; мне сказали, что как из двенадцати апостолов один был предатель, так и поп здесь такой показан. Но, понимаете, хочется, чтобы о священстве ребенок узнал красивое, правильное, а такое уничижение очень неприятно сейчас мне читать. Мне семьдесят лет, и, когда я была маленькая, я понимала, почему такой поп, нас так воспитывали, а сейчас я не знаю, как мне внуку сказать, о чем эта сказка».

– Возникает резонный вопрос: необходимо ли пятилетнему малышу читать эту сказку? У Пушкина есть «Сказка о золотой рыбке», у Ганса Христиана Андерсена есть много сказок, в которых нравственное чувство воплощено и выражено в прекрасных образах, поэтому, если Вы затрудняетесь дать приличествующее для малыша истолкование этой сказки, может быть, пока и не трогать ее вовсе? Придет время, ваш внук сам станет священником, и, взяв в руки эту сказку, прочитает ее с несомненной пользой для себя, увидев, насколько священнослужителю не приличествует скаредность, бездушие, лукавство, и это будет для него, будущего пастыря, какой-то полезной инъекцией.

Нужно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин, живя в первой трети XIX века, в этой сказке вовсе не думал издеваться над пастырями и не хулил священническое сословие, но наш поэт был чадом своего времени: тогда представители дворянского сословия воспринимали духовенство, особенно сельское, по-своему. Вы заметили, что дух иронии, какого-то превосходства сквозит в этой сказке, и совсем затушевано, а может быть, и отсутствует понимание служения священника как героя нашего времени, как врача народной души. В конце передачи мы кое-что скажем о литературе, посвященной священству.

Думается, что здесь у Вас должен раскрыться талант комментатора, находя какие-то слова о священниках, ведь большинство представителей нашего цеха отдают, а не приобретают, служат верой и правдой русскому народу. Вы вполне могли бы смягчить определенные резкости, правильно поставить акценты и настроить ребенка на добродушное и милое восприятие этого текста. Но, так как это вещь тонкая и я считаю ответ вашего духовенства немного прямолинейным (здесь описан Иуда-предатель, а не апостолы, которые были исполнены любви и милости), думаю, что разумнее было бы отложить в сторону эту сказку. От внука не убудет, если он из Ваших уст услышит повествование о Кае и Герде и будет воодушевлен примерами Герды, Золушки – жертвенной любви.

– Вопрос от телезрительницы: «С какого возраста детям надо читать о вере?»

– Некоторые мамы, воцерковленные православные христианки, знают, что на малыша, находящегося еще под сердцем, благоприятно воздействует музыка Моцарта или церковные неспешные тихие распевы. Когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами. Евангелие в церкви – это источник Божественной благодати, неслучайно мы на всенощной целуем Евангелие, как будто стопы воскресшего Господа Иисуса Христа. Вот почему многие мамы над спящим в колыбельке малышом вслух читают Священное Писание, зная, что через произнесение вечных глаголов жизни Божия благодать золотыми нитями струится и осеняет ребенка. Почитаем об этом в повествованиях известного дореволюционного публициста С.А. Нилуса, он собрал их из быта русской жизни конца XIX века. Вы не ошибетесь, если с самого нежного возраста будете знакомить ребенка со Священным Писанием, при этом вовсе не обязательно читать адаптированную версию. Я прекрасно знаю, как самые маленькие христиане напряженно вслушиваются в подлинный евангельский текст, их духовный мир необозримо расширяется, раскрывается, они чувствуют, что в этот момент Сам Господь с любовью взирает на них со святой иконы.

– Детям можно читать сказки, а взрослым, с церковной точки зрения, полезно читать светскую художественную литературу?

– Мы живем в удивительной стране России, сакральным, священным языком которой является церковнославянский язык богослужения, Священного Писания. Художественная литература у нас посвящена судьбе человека под знаком вечности – об этом говорит академик Д.С. Лихачев применительно не только к произведениям древнерусской литературы, но и к последующей классической великой нашей литературе, которая всегда ставит перед читателем вечные вопросы, пытается насытить человеческий дух, ищущий осмысления своего бытия под этим солнцем.

В этом смысле в наш XXI век, который так много скрадывает, сжевывает, лишая человеческую душу мира, свободы, умения высоко мыслить, ясно говорить, чтение всего корпуса литературы (это могут быть книги исторического жанра, наша классическая литература, дневниковые записи, мемуары наших прадедов), безусловно, обогащает внутренний мир, вводит нас в контекст культуры, делает нас носителями русского литературного языка, учит нас разбираться в самих себе, в окружающих людях. И поэтому, как во времена Пушкина говорили о человеке хорошего воспитания, как сегодня говорят о человеке книжном или некнижном, мы, конечно, призваны вобрать в себя наше великое наследие – и духовное, и литературное – с тем чтобы уметь делиться с нашей аудиторией и с нашими слушателями, а прежде всего с нашими детьми премудростью, истинным ведением Господа Бога, Его заповедей, учиться разбираться в жизни так, чтобы не запутаться в трех соснах самомнения, себялюбия и своеволия, но, войдя в это поле русской культуры, мы должны найти сами золотую дорогу веры и любви и, идучи по ней, увлекать за собой посредством слова наших слушателей.

– Вопрос телезрителя: «Могут ли такие книги, как "Отец Арсений", оттолкнуть человека от желания разбираться в вопросах веры, а, скажем, "Братья Карамазовы" сподвигнуть встать на путь духовного роста?»

– Мир книги объемен и необозрим, каждая книга – это отверстая душа написавшего ее автора, но, читая книгу, каждый воспринимает ее в меру собственной удаленности или приближения к Богу, накопленного жизненного опыта, интеллектуального уровня, эмоциональной жизни. Если мы ищем истину, если книга для нас не пустое развлекательное чтиво, но некий компас, маршрут, который мучительно прокладывает автор иногда ценой собственных ошибок, чтобы ввести за собой читателя в мир абсолютной чистоты, красоты и добра, то в разное время в разные наши возрастные фазы разные книги влияют на нас совершенно неожиданно.

Я помню, что книга «Отец Арсений», прочитанная в студенческом возрасте, когда я уже поступил на филологический факультет Московского университета, буквально перевернула меня. Уже тогда я ходил в храм, и впечатление от этой книги было очень глубоким, оно заставило меня оценить по достоинству дар священства, и думаю, что в какой-то степени привела меня к пастырству как к призванию. То же самое можно сказать и о Федоре Михайловиче Достоевском: сердце его не было гармоничным и спокойным, это был человек, изведавший собственным опытом соблазны революции и азарта, но при этом он полюбил Христа, он нашел его в сумраке прежде усвоенных либеральных понятий юности, он крепко держался, как кающийся грешник, за ризу Спасителя и, пройдя через каторгу сомнений, отрицания, наконец произнес: «Осанна», поклонился стопам Господа и призывал гордую интеллигенцию склонить свою главу перед Христом и Церковью. Поэтому каждому свое, а иногда бывает, что в разные возрастные фазы от каждой книги мы по Божиему Промыслу берем сокрытый в ней «нектар» – нравственную пользу, закрывая глаза на то, что может смущать и соблазнять, если речь идет о художественной литературе.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «У апостола Павла есть такие слова, что сейчас мы видим мир как бы сквозь тусклое стекло, а там он откроется во всей полноте. Но, допустим, если человек прочитает даже вагон книг за всю жизнь, по сравнению с вечностью это будет мизер, а там все равно все уравняются: кто читал книги, кто не читал. Я не думаю, что неграмотных в рай не будут пропускать, ведь сто лет назад у нас больше половины населения было неграмотной. Тогда как получается?»

– Относительно неграмотности не будем спешить с выводами. Сегодня становится достоянием общественности тот факт, что в X столетии северные области Руси, в частности Новгород и его окрестности, были регионом абсолютной грамотности, что доказывается берестяными грамотами, останки которых позволяют нам сделать сенсационное утверждение, что даже крестьянские дети разумели грамоту и писали о своем, запечатлевая какие-то бытовые подробности на бересте. Сколько читал русский народ в конце XIX века, мы можем судить по миллионным тиражам листков для народа, по многократно переиздававшимся произведениям, скажем, святителя Тихона Задонского, писателя XVIII века, вчитаться в наследие которого сегодня не так просто вследствие определенной архаичности его речи.

Но Вы совершенно правы: на Страшном Суде, где мы все встретимся, Господь Бог не спросит с нас, почему мы не изучили испанский язык, и мы сегодня ведем речь о книжном чтении не как о необходимом условии для повышения своего интеллектуального ценза, но мы отвечаем сами себе на заданные вопросы: какая польза в чтении книг, почему так важно окружить себя книгами-друзьями. А важно потому, что нравственное становление, очищение сердца, собирание по крохам добрых нравственных качеств, Христовых добродетелей: смирения, кротости, терпения, любви, такта, мира, радости – совершается через воздействие Божией благодати и сознательные усилия человека.

Книги, если это настоящая литература, не сбивающая с толку, как сбили с толку Татьяну Ларину французские романы, помогают нам получить правильные представления о Боге, о мире, о человеке. Через чтение добрых книг мы вступаем в некое душевное общение с их авторами, если это авторы святые: святитель Феофан Затворник, Оптинские старцы, о. Иоанн Кронштадтский, оставивший нам в наследие свои дневники; если это светские писатели, например, Олег Волков с книгой «Погружение во тьму», замечательным свидетельством о послереволюционной жизни в советской России, свидетельством о страданиях нашего народа, о том, как огоньки веры сияли в душах сотен тысяч людей, столкнувшихся с беспримерными страданиями. Добрые книги укрепляют нас и помогают нам осмыслить земную жизнь под знаком вечности.

– Вы, как пишущий и читающий человек, как педагог, можете сказать, какие книги сейчас востребованы, а какие не востребованы?

– Все зависит от того, кто и что читает. Справедлива грубоватая, но верная пословица: «Свинья грязь везде найдет». И сегодня, проходя у станций метро, смотря на книжные развалы, мы могли бы произвести определенное социологическое исследование, спросив этих книгонош, какие же книги преимущественно пользуются спросом и у кого. Безусловно, мы сейчас находимся в очень благоприятной ситуации, и речь идет не только о нашем оборонном комплексе, благодаря которому Россия вновь становится сверхдержавой, но речь идет о том, что сегодня на прилавках магазинов, в том числе и церковных, можно встретить множество книг как новых писателей, наших современников, которые ставят перед собой задачу нравственного возрождения нашей Родины, так и переиздания тех книг, которые в советское время просто невозможно было увидеть на прилавках. Речь идет о той гонимой великой русской литературе, которая по цензурным соображениям в коммунистическое время находилась под спудом.

И, конечно, сегодня задача педагогов и родителей, как носителей книжной культуры, – приохочивать современных детей, не давать им превращаться в митрофанушек, в неучей, в емелек, которые засыпают с гаджетами в руках, но как в домашнем обиходе, так и на уроках мало-помалу делиться с нашими питомцами сокровищами литературы и поэзии. И если я сам люблю слово, если я являюсь носителем пусть не художественного, но чистого и высокого слова, по закону сообщающихся сосудов произойдет выравнивание жидкости в человеческих сердцах. Сегодня это особый подвиг воспитателей, учителей, наставников: вводить наших детей в пространство живого и письменного слова.

– Библия – самая издаваемая книга всех времен и народов. Несмотря на это, особенно на Западе, интерес к ее изучению падает. Говорят, что все уже изучено. Что еще нового там можно почерпнуть?! Как Вы думаете, так ли это на самом деле?

– Думаю, что виновато не это представление. Мало-мальски сведущему человеку известно, что Библия – это таинственная книга, и, сколько ни вникаешь в нее, все больше уровней понимания в ней находишь. Потеря интереса к ее чтению, мне кажется, объясняется другим – развращенностью современного человечества. Посудите сами: накурившись спайсов, способен ли вообще человек сосредоточить свое внимание на каком-то стоящем предмете? Мы видим по телевизору будоражащие нас слухи о том, что люди забывают голос крови, поднимают руку на невинных детей, по существу превращаются в маньяков через современные средства развращения и омрачения ума и сердца. Вот почему оставляется в небрежении подлинная культура, в том числе и приобщение к слову Божию. Но там, где создается хоть немного благоприятная среда для воспитания, самообразования, Священное Писание может и должно быть положено во главу угла знакомства со словом: это уже не просто человеческое, но Божие слово.

– Вопрос телезрительницы: «Как начать читать Библию так, чтобы понимать ее?»

– Для этого прежде всего нужно осознать свою немощь и ограниченность и приступить к Слову Божию с детской молитвой. Одну из таких молитв дает нам в качестве примера святой Иоанн Златоуст: «Господи, просвети мою душу, открой мне чудеса от закона Твоего, да, разумея читаемое, буду прославлять имя Твое Святое». А во-вторых, чтение Священного Писания предполагает знакомство со Святым Преданием: как истолковывали Библию отец Иоанн Кронштадтский, святой Иоанн Златоуст.

Помню, как на первых шагах своего собственного воцерковления, еще в советское время, будучи юношей, студентом гуманитарного вуза, я открыл для себя толкования на Евангелие от Матфея святого Иоанна Златоуста и настолько увлекся этим благодатным чтением, что стал от руки переписывать и выписывать то, что меня особенно трогало и поражало. Поэтому стоит зайти в церковный книжный магазин и спросить истолковательную литературу святого Иоанна Златоуста или российского духовенства начала XIX века, есть и современные истолкования, размышления пастырей, например отца Алексея Уминского на Евангелие от Марка, и Вы обретете золотой ключ разумения Священного Писания.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У меня есть шестилетний внук, с которым мы читает книгу «Священная Библейская история», я объясняю ему, сколько могу. Мы прочли о том, что Авраам приносит в жертву своего сына Исаака, и внук спрашивает: «Боженька нас всех любит, жалеет, но почему он взял ножик и хочет его убить? Как и что я могу ему объяснить?»

– Вы дочитайте до конца это повествование, из него становится ясным, что Бог не хочет кровавой жертвы Исаака, но Господь, испытывая верность Авраама, посылает ангела, который удерживает руку, уже занесенную над Исааком. Объясните ребенку, что Бог есть Сама Любовь, и в Священном тексте Библии Вы найдете такие слова: «Если ты, Авраам, явил Мне верность, то и Я дам тебе обетование». И именно после того как Авраам был испытан, Бог обещал ему послать в мир Искупителя, Своего собственного Сына, которого вознесли на Крест и распяли.

Случившееся с Исааком было отображением, прообразом того, что именуется евангельской историей. История Авраама и Исаака – это пророчество о том, что в мир должен прийти Искупитель, который, взойдя на Крест, вознесет на древо грехи всего человеческого рода. Но Вы делаете правильные акценты при чтении Библии, поэтому наверняка в Вашей библейской истории так и написано, что Бог испытал Авраама, но не позволил ему прикоснуться к своему сыну и, обнаружив, что Авраам верен Отцу Небесному, даровал ему обещание, что в мир придет Искупитель. Снимайте некоторую остроту библейских текстов, указывая на первопричину, на движущий мотив, на развязку этой истории.

– Как часто стоит обращаться к Священному Писанию, к святоотеческому писанию?

– Как часто нам должно вкушать хлеб и пить воду? Мы вкушаем земную пищу ежедневно: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». В этом смысле каждый христианин может по древней христианской традиции ежедневно читать одну главу евангельского повествования, одну или две главы апостольских посланий и, пользуясь закладочками, прочитывать постепенно весь Новый Завет. Также можно, если хватит времени, знакомиться и с Ветхим Заветом, и это действительно пища, которая насыщает бессмертный человеческий дух.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли читать Евангелие и труды святых отцов вслух некрещеному и мало верующему человеку для его просвещения, например, верующей жене неверующему мужу? Он не против, но не всегда внимателен».

– Если Вы сами благоговейно прочитываете текст, не делаете это машинально, то, безусловно, это очень благое дело, потому что «вера от слышания», и, если человек сам не против слушать Священное Писание, есть надежда, что золотые семена Слова Божия упадут в глубину сердца и мало-помалу прорастут первые росточки. Дай Вам Бог с терпением и любовью вот так проповедовать Вашим ближним, читая им Священное Писание с тайной молитвой: «Господи, просвети умы и сердца слушающих Слово Божие».

– В последнее время распространилось такое явление, как электронная книга, аудиокнига. Как Вы считаете, это явление не ставит под угрозу существование обычной печатной книги, читальных залов?

– Само по себе явление не плохое и не хорошее – всё зависит от наполнения твоей аудиокниги. Россияне – читающий народ. Мне приходится часто летать в самолетах, и я вижу у путешественников аудиокниги, и можно только порадоваться, что наши соотечественники не теряют время и приобщаются к чтению. Что касается библиотек и читальных залов, мне достаточно часто приходится держать там слово в провинциальных городах. Библиотеки у нас не пустуют во многом потому, что школа взаимодействует с ними, есть определенные программы, по которым школьники посещают библиотеку, им там читают лекции, они встречаются с интересными людьми. Безусловно, сегодня по сравнению с 60-ми годами XX века ситуация очень сильно изменилась, поскольку дома можно иметь не только цифровую библиотеку, но даже домашний кинотеатр. Тем не менее в библиотеках особенная атмосфера: они просторные, в них много цветов, библиотечные работницы, преимущественно женщины, – это люди, любящие книгу, любящие детей, и для меня всегда радостно держать там слово. Я вижу, что в библиотеках собираются местные краеведы, поэты, любители художественного слова, и сегодня нужно много трудиться, чтобы наше подрастающее поколение действительно не потеряло вкус к серьезной литературе. Библиотека – это еще и образ общения людей, которые в кои-то веки хотят отдохнуть от электронных носителей, увидеть глаза друг друга, посвятить время серьезным собеседованиям, дискуссиям, а главное – приобщиться к высокому слову.

– Как Вы относитесь к употреблению электронных книг на богослужении вместо Требника и Служебника?

– Мне приходится участвовать в соборных службах духовенства. Иногда, если служит архиерей и праздничная служба, престольное торжество, в алтаре множество священнослужителей, и видишь телефончики: в то время как царствует размеренное богослужение, а иногда и суета, перемещение помощников архиереев, батюшка в тишине читает каноны Ангелу-Хранителю, Богородице, Правило к Причащению, слегка и незаметно переворачивая электронные странички. Что в этом может быть дурного? Важен результат – освящение ума и сердца, богомыслие, собеседование с Богом. И если какой-то современный пастырь, посетив «медвежий угол», где только возникла община, имеет в телефоне и богослужебные Минеи, и проповедническую литературу, то это своего рода удобство, дарованное временем.

– Вопрос телезрительницы из Саранска: «Я живу в Саранске, а внучка с семьей в Москве. Она очень читающая девочка, воцерковленная, поет в церковном хоре, с пеленок очень любит книги. Она читает и классическую литературу, русскую и зарубежную, и для своего возраста, и постарше, и многое другое. Я сама удивляюсь, сколько она прочла! Она хотела бы почитать что-нибудь современное, а я затрудняюсь с выбором. Мне посоветовали в книжном магазине книгу Наринэ Абгарян «Манюня» (лауреат премии), но там такие кощунства про Иисуса Христа и вообще там что-то не совсем подходящее. Что бы Вы посоветовали, что я могла бы отыскать, заказать для ее чтения?»

– Есть целый жанр церковной беллетристики, представленный достаточно известными именами: Юлия Вознесенская (уже почившая писательница), о. Александр Торик, книги которого издаются многотысячными тиражами («Флавиан» и прочие), и в этих книгах ткань современной жизни, поданная еще и с современной интригой, так что книга будит любознательность и вместе с тем утверждает читателя в нравственном чувстве, обращена к совести.

Мне в этом смысле тоже очень отрадно писать для детей. Могу рекомендовать Вам книги воспоминаний о детстве, в частности, у меня есть книга «С высоты птичьего полета» – это первая часть моей трилогии, вторая называется «Мой университет», третья – «Учительство». В книге «С высоты птичьего полета» в небольших невыдуманных рассказах (это не жанр фэнтези) я вспоминаю собственное золотое детство, эпоху второй половины XX века, кажется уже безвозвратно ушедшую; над этой книгой можно и поплакать, и посмеяться. Есть книга «Моя первая исповедь», в которой я пытаюсь помочь подростку заглянуть в собственное сердце. Зайдите в любую книжную лавку, посетите книжные православные ярмарки, которые сейчас путешествуют по городам России (Самара, Саранск, Омск, Томск), и у Вас глаза разбегутся от того, сколько интересного написано и переиздано для современного подростка-христианина.

– Батюшка, у Вас на столе лежат книги, как я понимаю, Вашего авторства?

– Вот книга, выпущенная издательством Московской Патриархии, – «Равный апостолам». Это рассказ о князе Владимире, мы сейчас вспоминаем тысячелетие его преставления, книга богато и интересно иллюстрирована. Интересно, что я получил задание написать о жизненном пути князя Владимира, используя и малоизвестные для обывателя факты, и в качестве прототипа мне передали книгу А.О. Ишимовой, писательницы начала XIX века. Ее книга была последней, которую А.С. Пушкин читал перед дуэлью, она лежала раскрытой, и он оставил запись: «Вот так нужно писать». Конечно, текст госпожи Ишимовой имеет определенный аромат, его строй отличается от современного языка, но я использовал самые факты из этой книги, и получилась достаточно интересная историческая ткань. Эту книгу можно приобрести в издательстве Московской Патриархии и у нас в Алексеевской обители, в книжной лавке.

Следующая книга тоже издательства Московской Патриархии – «Заметки о пастырском служении. Благодать священства». Она адресована не только священнослужителям и не только будущим батюшкам, но и бабушкам, которые размышляют, читать или не читать внукам «Сказку о попе и его работнике Балде». В этой книге я хотел поразмышлять над всеми острыми вопросами, сопряженными со служением современного священника: священник и Интернет, взаимоотношения священника и его собратий, священник и его досуг, священник и его семья, взаимоотношения батюшки и матушки, выбор самого призвания, искушения и соблазны, которые встречаются на пути пастыря.

Мне будет отрадно пригласить вас, дорогие друзья, 29 ноября в 18.00 в концертный зал «Останкино»: там будет представление этой книги, вечер называется «Дар священства», и мы сможем побеседовать с вами о высоком пастырском служении. Эту книгу вы можете приобрести в издательстве Патриархии и у нас, в книжной лавке Алексеевского монастыря. А насчет встречи 29 ноября – билеты будут в этот день в концертном зале «Останкино», их можно заказать и по телефону 916-225-09-62.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в завершение передачи?

– Пожелать хочется и себе, и нашим телезрителям выкраивать, выкрадывать время из мирской суеты, вырывать благословенные полчаса, хотя бы в постели перед сном, для того чтобы раскрыть Священное Писание, раскрыть Ф.И. Тютчева, знакомиться с интересной и стоящей современной литературой, потому что, с чего мы и начинали нашу передачу, общение с книгой сегодня и просвещает, и успокаивает, и возвращает тот мир, который мы так быстро теряем, сидя перед телевизором с его будоражащей манерой подачи новостных сюжетов. Общаясь друг с другом, тоже часто ссоримся, волнуемся, поэтому пусть добрая и высокая книга будет для нас подлинным лекарством, которое возвращает спокойствие и продлевает нашу жизнь.

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать