Беседы с батюшкой. Святые жены-мироносицы

20 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте протоиерей Андрей Панков.

– Батюшка, праздник еще предстоит, тем не менее хочется поговорить о нем уже сейчас, чтобы верующие шли в храм, зная уже историю праздника, события, которое мы вспоминаем в этот день, и его действующих лиц. Это третья неделя по Пасхе. Почему она посвящена именно этим женщинам?

– Грядущее воскресенье, именуемое Неделей жен-мироносиц, посвящено в целом всем верующим женщинам. И как бы возглавляют их в эту Неделю именно жены-мироносицы, те, кто следовал за Господом в течение Его трехлетней проповеди; они стояли у креста и рано пришли ко гробу, чтобы им открылась великая тайна Воскресения Господня.

Вообще, когда мы читаем Евангелие, не замечаем некоторых удивительных особенностей. Одна из них содержится в евангельских событиях, посвященных женам-мироносицам. Особенность заключается в том, что женская природа, как правило, являет собой некую слабость, робость, некую зависимость. Но Евангелие говорит нам о необычайном мужестве  женщин, следовавших за Христом, которое они проявили, во-первых, находясь у креста. Мы знаем исторические подробности этого события: Господь был казнен именно как политический преступник. Во время казни, согласно правилам Римского государства, родственники к кресту не подпускались. И, понимая, что казнь была спровоцирована религиозной элитой Иерусалима, эти женщины многим рисковали, оказывая видимую поддержку своему Господу и Учителю. Особенно на фоне того, что ученики, те, кто принял великий дар чудотворения и исцеления болезней, оставили Его и бежали; и апостол Петр даже отрекся в ночь перед судилищем Господа. А вот женщины, что удивительно, проявляют мужество, непоколебимую верность и твердость следования за Христом.

Второй момент – казнь Господа потрясла многих, и ученики, как говорит Евангелие, пребывали в запертой горнице ради страха иудейского. Проще говоря, они боялись даже выйти на улицу, чтобы их не обвинили в причастности к этому недавно казненному узнику. Но эти женщины опять являют собой необъяснимую твердость, смелость – они идут на рынок, приобретают миро и, согласно еврейской традиции, вопреки всем страхам и угрозам идут ко гробу, для того чтобы совершить обряд погребения, как они думали, и оказать последнюю честь Тому, Кого они любили и за Кем следовали в течение трех с половиной лет.

В чем вообще состоит особенность этого подвига? Мы знаем из Ветхого Завета о том, что не Ева пала через Адама, а Адам пал через Еву. Мы знаем пророчество и слово Господа, которое было обращено к женщине: «Умножу скорби твои в беременности твоей. Ты будешь зависеть от мужа своего». И эта скорбь, которую Бог возложил на первую женщину в результате грехопадения, в связи с тем, что она послужила камнем преткновения для своего собственного супруга, в дальнейшем отразилась на судьбах всех прочих женщин, которые были рождены на земле.

Эта горькая участь не миновала судьбу женщины и в иудейском государстве. Люди, изучающие древность, для того чтобы более полно, объективно понять Евангелие, говорят, что, несмотря на заповедь Моисея, подчеркивающую обязанность мужа к жене, в еврейском обществе времен Иисуса Христа было весьма поверхностное отношение и к браку, и к женщине. Женщина считалась слабой, глубоко вторичной. Одна из особенностей – евреи очень легко относились к браку. Дело в том, что Тора, Закон не регламентировали причин развода. Там говорилось лишь о том, что муж может быть недоволен своей женой, причина же могла быть любой, даже совершенно надуманной. Поэтому разводы, которые подчеркивали это уничижительное отношение к женщине, были весьма распространены. Кстати говоря, именно по этой причине книжники задают Господу лукавый вопрос о том, можно ли разводиться мужу с женой, зная общепринятую практику, которая вошла в обычай народа, – разводиться по всякой пустяковой причине. Проще говоря, когда женщина достигает определенного возраста, мужчина просто ее меняет, либо отсылает в дом родителей, либо просто отказывается от нее и пишет разводное письмо. Поэтому женщина в древнем мире – это существо униженное, что, конечно, связано с той предысторией, о которой нам повествует Священное Писание.

– Вопрос телезрительницы из г. Воронежа: «Хотелось бы знать, какой грех наносит душе больший ущерб: смертельный грех, который мы совершили однажды и в котором раскаялись и больше не совершаем, или каждодневные грехи, которые кажутся нам мелкими  (хотя понимаю, что мелких грехов не бывает), – те, которые мы совершаем каждодневно, раскаиваемся в них и, к сожалению, продолжаем совершать?»

– По этому поводу мне пришла на ум одна история из древних книг – наверное, из «Лавсаика». Умирал некий старец, который с юности провел свою жизнь в обители. Он умирает, вокруг него собираются братия, чтобы помолиться и поддержать его в этот трудный час. И он начинает скорбеть, а братия начинает ужасаться: «Отче, ты же с отроческого возраста в обители, о чем тебе грустить, когда ты отходишь из этого мира? Ты же не совершал тяжких грехов, ты всю жизнь посвятил посту, бдению, послушанию». А он вздохнул и сказал: «Братья мои, нет разницы, от чего утонуть: от одного камня, привязанного к шее, или от мешка с песком».

Этот рассказ повествует об опасности мелкого греха, который накапливается и может оказывать такое же тяжелое воздействие на душу, как и смертные грехи.

Поэтому ответить на вопрос, что хуже, весьма затруднительно. Но я думаю,  православному человеку нужно помнить о том, что нам требуется постоянная исповедь, для того чтобы очищать свою душу от всяких грехов – и от мелких, и (не приведи Господь) от крупных, которые, увы, бывают в жизни. Потому что совершение этого таинства достаточно часто дает душе надежду, что Господь в последний час простит человека.

– Прежде чем мы продолжим, позвольте задать вопрос от наших телезрителей из группы нашего телеканала в социальной сети «ВКонтакте». Наша телезрительница спрашивает: «Правильно ли читать Псалтирь о детях сорок раз?»

– Наверное, это относится к благочестивым традициям, не регламентированным церковным уставом. Потому что, насколько я знаю, богослужебное употребление регламентировано и описано Типиконом. Есть традиция чтения Псалтири по усопшим. Остальное находится в воле верующих людей, в воле пастырского окормления. Я думаю, что худого в этом ничего нет; единственное, что подобного рода вещи нужно делать по благословению своего духовника.

Возвращаемся к нашей теме. Повторю, что эта слабость, эта уничиженность, вторичность, зависимость женщины являются следствием грехопадения, которое распространилось на всю слабую сторону человечества – женскую. Конечно, страшно подумать: женщина, оставшаяся тогда вдовой, – это совсем не то, что вдова сегодня. Это абсолютно бесправное существо, поэтому Господь в Евангелии подчеркивает, что вдовы или женщины, оставшиеся без мужа в результате развода, – это люди, наиболее уязвимые в обществе. Эта жестокость отношения к женщине, в общем-то, стала повседневной нормой.

Но то, что произошло у Креста Господня, и то, что произошло у гроба Воскресения Господа, являет собой возврат к той норме, которая была вложена Богом в женщину при ее сотворении. Первая – это, безусловно, Матерь Божия. Но и эти женщины, следовавшие за Господом: Мария Магдалина, Саломия, Сусанна, Мария и Марфа, сестры Лазаря, и многие другие, как говорит Евангелие, – являют качество, не свойственное падшей женской природе. Не было никакого смысла ожидать от них такой смелости, но тем не менее Евангелие свидетельствует нам о том, что эти жены, движимые великой любовью к своему Учителю, пошли за Ним до конца. Женщина в отличие от мужчины познает мир больше сердцем, свидетельство сердца является для нее абсолютным мерилом, поэтому для нее не требуется каких-то сложных доказательств: ее сердце свидетельствует о том, истина это или нет. Жены-мироносицы являют собой некий возврат женской природы к ее первооснове – к тому образу, который был изначально заложен Богом.

– Вопрос телезрительницы: «Я читаю Псалтирь по усопшим и перечисляю около двадцати имен. Дома я молюсь за этих людей, но не знаю, крещены они или нет. В церкви я не подаю записки по тем, о ком не знаю, а дома их перечисляю. Не опасно ли это?»

– Думаю, то благоговение, с каким раба Божия относится к церковному уставу, и не дерзает писать в церкви записки,  не зная, отошли люди ко Господу или нет, уже говорит о многом. Поэтому я думаю, наверное, надо делать так, как она делает: дома читать имена всех, кто примерно подходит по возрасту, а в церкви молиться соборной молитвой только о тех, о ком она точно знает, что эти люди отошли...

– Вопрос не о том, отошли ли, а о том, что она не знает, крещены ли эти люди.

– Тогда это вдвойне правильно. Безусловно. Помоги Господи!

Вернусь к нашей теме о женах-мироносицах. Это невероятное мужество, невероятная смелость, движимая любовью, чувством, которое наполняет все существо и неложно свидетельствует о том, что эта любовь настоящая. Нет сомнения, что жены-мироносицы следовали за Господом именно по любви.

Дело в том, что христианская любовь, в отличие от светского понимания этого слова, имеет в своей основе любовь Христову и подчиняется принципу, который Господь изложил в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих». Эти женщины рисковали всем, в том числе жизнью. Если так поступили с их Господом и Учителем, то, безусловно, так же могли поступить и с ними. Но подлинная любовь – это жертва. Это великая истина христианства, которую Церковь несет миру.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «У меня преставился муж, не так давно было сорок дней. Я сорок дней читала Псалтирь и молитву за единоумершего. Должна ли я продолжать читать ее до года? Или это уже необязательно? Это первый вопрос. Второй вопрос – мы с мужем венчались, встретимся ли мы с ним в будущей жизни? Как Вы считаете?»

– Мы только что коснулись вопроса о христианской любви, и я верю, что любовь преодолевает все: и время, и обстоятельства, и препятствия. То, что жена молится о супруге, – это великое благо. Не сомневаюсь, что Господь примет эту молитву.

Что касается устава этой молитвы, дело в том, что в церковной традиции есть чтение Псалтири по усопшим. Но, как правило, Псалтирь вычитывается до погребения – это такая древняя христианская традиция, а остальные формы чтения молитв по усопшим находятся в компетенции духовника. Можно читать, можно не читать – что скажет батюшка, как он оценит духовное состояние человека и что сочтет целесообразным. Греха в этом не будет.  Повторюсь: я надеюсь и верю, что то, что приближает нас к Богу, то, что по замыслу Божию должно нас обожить, это, собственно, и есть любовь. В этом смысле, конечно, нужно надеяться, что Господь соединит тех, кто любил друг друга на земле, и в Царствии Небесном.

По поводу жен-мироносиц  хочу добавить еще несколько слов. Это любовь, которая воспринимается сердцем. Конечно, когда мы смотрим на состав людей, которые регулярно ходят в храм Божий, нетрудно заметить, что подавляющее большинство, как правило, женщины. Как правило, это женщины, которые прошли жизненный путь, многое в жизни уже познали, поняли суетность этого мира, и им не требуется каких-то особых доказательств, для того чтобы понять простую вещь – что в храме Божьем содержится великая истина. Точно так же жены-мироносицы следовали за Христом: для них Он был воплощением истины и правды, и все свое сердце, всю свою любовь и заботу они обратили именно на Господа.

Благодаря проповеди Господа, благодаря Его подвигу жены-мироносицы сподобились великой чести, которую мы, читая Евангелие, упускаем. Дело в том, что первая евангельская весть была вручена не апостолам, а именно женам-мироносицам. Первой из жен-мироносиц увидела Господа по Воскресении Мария Магдалина. Обратим внимание, что это не апостолы, проявившие некую растерянность, а именно женщины. Дело в том, что, читая Евангелие, мы, конечно, придем к выводу, что преображение апостолов, то есть окончательное уразумение ими смысла и цели подвига их Учителя, произошло ближе к Пятидесятнице. Трудно представить, что происходило в умах этих людей, когда они пребывали в горнице. Не хочу говорить о том, что они любили Господа меньше, но мужчина  идет к вопросам религиозной веры больше через уразумение. Правда, если мужчина приходит к вере, то его уже не сдвинуть ничем. Таковы и апостол Фома, и апостол Павел. Если мужчина приходит к вере, если это однажды происходит в его жизни, то это уже до смерти и никак иначе.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Первый вопрос. Моя дочь и внуки очень любят просфоры, но едят их не натощак, а матушка в церкви говорит, что их надо обязательно есть натощак; матушки ругаются, что это большой грех. Правда ли это? Я спрашиваю наших батюшек, а они не знают».

– Сколько лет деткам?

– Моей дочери 28 лет, внуку 5 лет и внучке 1 год 8 месяцев. Второй вопрос. Вся моя жизнь – это мой Бог. Батюшка нас всегда просит, чтобы мы читали утренние и вечерние молитвы, а я, честно сказать, ленюсь или устаю, потому что работаю пять ночей, а в выходные сижу с внуками. Грех это или нет? А в течение дня я читаю молитву Иисусову и все, какие знаю. Также стараюсь читать за упокой, а вот утренние и вечерние практически не читаю».

– По поводу первого вопроса. Дочь определенно должна есть просфоры натощак, это некая церковная дисциплина. В отношении пятилетнего ребеночка, наверное, по согласованию с духовником; возможно некое отступление. После семилетнего возраста ребенка тоже надо приучать к церковной дисциплине, так чтобы он принимал просфорки как положено – именно натощак. В пять лет, наверное, возможны послабления. Но, повторяю, это нужно согласовать со своим духовником, чтобы это не было самочинно.

В отношении утренних и вечерних молитв. Что скажешь, проблема понятная, не скажу, что она малораспространенная. Хочу вдохновить и сказать следующее – порой приходишь усталый домой, порой нет сил помолиться, и человек может поступать двояко: либо отступать от канона вроде бы в сторону отдыха, но радости это почему-то не добавляет, говорю по собственному опыту. А с другой стороны, когда подвигнешь себя на молитву, Господь посылает благодать. Чем больше усилий  прилагаешь, для того чтобы выполнить это правило, предписанное Церковью, тем большую радость и благодать Господь дает сердцу молящегося. Чем больше дар, тем больше ответа Господа.

Поэтому, дорогие мои, не хотел бы, чтобы мои слова стали неким дамокловым мечом над вами, но хотел бы вдохновить вас на это. Поймите: чем более вам тяжело, тем большую ценность имеет для Господа ваша молитва.

Повторюсь по поводу апостолов: они не меньше любили Господа, но для мужчины этот путь прихода к Богу всегда несколько длиннее. Потому что путь сердца весьма короткий, женщина ощущает истину сердцем, своими чувствами, и всю свою жизнь обращает на то, чтобы следовать за Господом. Для мужчины нужно что-то понять, уразуметь. Апостолы в тот момент ожидали пришествия Мессии в рамках иудейской традиции – наследника престола Давида, который воссядет, прогонит римлян и явит великое благоденствие для еврейского народа. И в Евангелии говорится, что сыновья Зеведеевы по просьбе матери просили воссесть одесную в этом грядущем царстве. Происходит такая страшная катастрофа – все надежды, которые они возлагали на своего Учителя и знамения которых видели в Его чудесах – воскрешении Лазаря, мгновенно рухнули. Это просто потрясло людей до основания.

– В чем-то разочаровало, несмотря на то, что они знали, Кто Он, признавали Его Сыном Божиим.

– Это очень сложное внутреннее противостояние любви со здравым смыслом. Потому что так называемый мирской здравый смысл говорил о том, что все погибло, ничего не восстановить, а сердце говорило иначе. И пока ученики пребывали в некоем замешательстве, жены-мироносицы смогли совершить этот первый шаг навстречу Богу и явить мужество, силу и твердость – качества, абсолютно не присущие падшей женской природе.

Мне всегда импонирует отношение Церкви к женщине, которое выражается в первую очередь как отношение к Матери Божией. Женщины бывают разные, но природа едина, и Церковь подчеркивает, что если женщина приходит к Богу, ко Христу, то ее глубинная суть начинает меняться.

– Вопрос телезрительницы: «У меня на святой седмице умер от онкоболезни племянник – молодой парень. Дело в том, что он некрещеный. Как за него молиться?»

– Церковь предписывает своим чадам молиться только лишь за крещеных, и соборная молитва в храме совершается только за тех, кто принял таинство Крещения, таинство Миропомазания и является полноценным христианином. Те, кто уходит из этого мира, не приняв таинства Крещения, составляют некую тайну. И есть некое разночтение среди святых отцов. С одной стороны, с точки зрения здравого смысла крещение – это таинство, которое сообщает человеку в том числе способность быть причастником горнего мира. Проще говоря, слепой никогда не увидит заката, потому что у него нет глаз либо они не видят, то же самое с некрещеными, как, с одной стороны, говорят святые отцы. Но, с другой стороны, не надо забывать о том, что Бог превосходит человеческое понимание, любовь Божия простирается на всю Вселенную, и мы не можем понять как, потому что мы ограничены. Поэтому мы молимся за усопших православных христиан в храме Божием, а тех, кто отошел, не сподобившись великого блага крещения, мы оставляем в надежде на милость Божию, которую Он окажет в последний день, когда земля предстанет перед Его очами на Страшном Суде. Надежда – это все, что нам остается. Молиться о таких людях можно только в доме, не в храме, имея в виду те мысли, которые я описал.

Таким образом, Неделя жен-мироносиц имеет свою глубокую радость для женщин, которые приходят в храм Божий. Радость эта заключается в том, что с приходом Христа, совершением Его крестного подвига меняется женская природа, она возвращается к своей первооснове. Господь задумал женщину как помощницу мужчине, но это не совсем полное объяснение замысла Божия. В Евангелии (мы уже касались этой темы) есть фрагмент, когда книжники задают Господу лукавый вопрос о том, позволительно ли разводиться с женщиной. В синодальном переводе ответ Господа – калька с греческого и звучит так: «Разве вы не знаете, что Господь мужчину и женщину сотворил их?» Это не совсем понятно. Если представить ответ в более понятном варианте, то более по смыслу будет так: «Разве вы не знаете, что Бог сотворил человека мужчиной и женщиной?» И их совокупность есть человек – вот в чем состоит замысел Божий.

– Вопрос телезрительницы из Дмитровского района Московской области: «В 17-й кафизме есть 1-я слава, 3-я слава, а в середине ее в квадратных скобках написано “среда”. Как это читать и для чего это?»

– «Среда» – середина. Дело в том, что традиция чтения Псалтири в течение продолжительной истории христианской Церкви была различна, и иногда на богослужении эта кафизма делилась пополам. Это замечание пришло к нам из древности, из рукописей, которые тщательно переписывались, в контексте древних уставов. Просто русский человек, обращаясь к богослужебным книгам, переписывал все подряд. Наверное, это было правильно, для того, чтобы сохранить великую традицию Греческой, Византийской Церкви. Это один артефакт различий устава Церкви в древности.

– Получается, то, что сейчас во время парастаса читаются статии и делятся на три части, – свидетельство того, что раньше они делились на две.

– Касалось ли это именно парастаса, сказать не могу. Это некое богослужебное замечание, которое сохранилось.

Возвращаясь к Неделе жен-мироносиц, хочу подчеркнуть великую благую весть для всякой православной христианки. Женская природа, обращаясь ко Господу, преображается, и в ней начинают присутствовать те качества, которые не были свойственны падшей женской природе. Как я уже сказал, человек – это совокупность женщины и мужчины. Не один мужчина, как это было принято думать в Ветхом Завете, в древней истории, но именно совокупность, в том смысле, что женщина – помощница мужчине постольку, поскольку она его дополняет. То есть она содержит некие качества, которые в мужской природе либо ослаблены, либо отсутствуют. И их союз, «симфония» по-гречески, и есть человек. В этом состоит великий смысл женской природы, которая включает в себя те качества, которые были явлены женами-мироносицами в Евангелии, – это и мужество, и смелость, это и любовь, которая идет до смерти, ради Того, к Кому она обращена, в данном случае – ко Господу.

История с женами-мироносицами в Евангелии, конечно же, не завершилась. Мы знаем, что после Воскресения Господа и распространения христианства по Римской империи и за ее пределами были явлены великие примеры невообразимого мужества и твердости духа в следовании за Христом. Это и великомученица Варвара, и великомученица Екатерина, и многие прочие жены, имена которых, может быть, включены в святцы, а, может быть, и не включены. Они пошли до смерти, прошли муки и пытки и явили собой такую силу, которая недоступна для многих мужчин. Эта мужественная твердость в следовании за Христом поразительна. Как она вызывает удивление при чтении Евангелия, так же и при чтении житий, повествующих о женах, следовавших за Господом нашим Иисусом Христом после Его Воскресения.

Если задуматься, какое отображение евангельское повествование о женах-мироносицах имеет в современности, то, конечно, надо взглянуть на наших замечательных прихожанок. Многие из них имеют, как правило, весьма прискорбные обстоятельства жизни. Не все приходят в Церковь от хорошей жизни, от благополучия, сытости, но, как правило, это некие скорби.

– Вопрос телезрительницы из г. Тольятти: «Нам часто говорят, что когда человек умрет, он уже не имеет своей воли просить прощения и помилования у Бога. То есть там воля у человека уже отсутствует, просить прощения надо именно здесь. Но мне непонятно, почему же нам советуют обращаться к святым, а они уже умершие. И даже говорят, что наши ушедшие родители могут молиться за нас там и просить о нас прощения у Бога так же, как мы молимся здесь, чтобы улучшить их участь. Как понять, имеет ли человек там свою волю о чем-то просить или все-таки не имеет? Мне кажется, здесь противоречие.

И второй вопрос – как после Страшного Суда могут совмещаться и рай, и ад. Ведь тогда мы все, воскреснув, придем к Богу, но уже как бы очищенные после испытаний, которые будем проходить сорок дней. Может быть, прав Алексей Ильич Осипов, когда говорит, что отцы как бы разделились на два лагеря: одни говорят, что будет и рай, и ад, а другие говорят, что этого не будет, потому что мы уже придем очищенные, как золото из руды; предстанем пред Богом, пройдя мытарства. Как любящий Господь будет смотреть на миллионы и миллионы грешников, когда святых к Нему придет только сотни тысяч, и как Он будет смотреть на те муки, которые будут проходить миллионы и миллионы людей, если Он любящий Отец? Опять у меня складывается некое противоречие.

Может быть, у Вас есть какие-то размышления по этим вопросам?»

– Это весьма глубокие богословские вопросы. Ну что ж, по поводу первого. Каким образом меняется участь человека, покинувшего пределы этого мира и не достигнувшего Царствия Небесного? С точки зрения формальной логики действительно в этом содержится великое противоречие. Мы действительно молимся и святым, и сами просим Господа, но не задумываемся об одном обстоятельстве, которое содержит еще более глубокое противоречие: Бог, будучи Всеведущим, прекрасно знает, что нам требуется для нашей жизни, что является для нас благом. Но задумайтесь, что мы ведь молимся Ему – и, что самое удивительное, Он нас слушает. Еще более удивительное – Он иногда творит то, о чем мы просим. Это выходит за рамки формальной логики? С точки зрения прямолинейных логических ходов этого не должно быть.

Но ответ кроется в том, о чем мы сегодня говорим. Есть тайна любви. Главный смысл нашего существования здесь содержится в том, чтобы мы научились этой великой добродетели, потому что она делает нас подобными Богу. И она превосходит и формальную логику, и простые прямолинейные ходы – должно быть или не должно быть. Может быть, и не должно быть. Но любовь это преодолевает, и Господь меняет участь человека.

С другой стороны, надо понимать, что когда человек умирает, это не случайность, это Промысл Божий. Одним из условий научения любви является наша свобода – невозможно заставить человека любить, он должен сам выбрать то, что он хочет. И свобода – это некое конечное состояние, то есть смысл свободы состоит в том, чтобы ее реализовать. В жизни человека наступает момент, когда дальнейшая реализация свободы бессмысленна, потому что он уже сделал выбор для себя. В этом состоит тайна ада – это добровольный выбор человека.

Но не всегда все так однозначно и прямолинейно, бывают ситуации (предполагаю, что они есть), когда по молитвам Церкви человек возносится на небеса. Поэтому ответить на этот вопрос строго логически – невозможно. Но в любви содержится великая тайна – Бог слушает и меняет участь. И творит по нашей воле.

Второй момент заключается в следующем: это противоречие в некотором смысле отражается во втором вопросе. Свобода человека конечна, невозможно насильно привести его к Богу. Человек в течение своей жизни застывает как глиняный сосуд. Когда он умирает, это означает, что процесс творения человека, то, что он сам с собой сотворил, завершен. И Бог не виноват в этих вещах.

Конечно, были мысли великого богослова древности Оригена, который говорил о так называемом апокастасисе, то есть всеобщем восстановлении. Он утверждал, что ада не будет, что грешники будут помилованы Господом. Но Пятый Вселенский Собор осудил не самого Оригена, но его учение об этом всеобщем восстановлении.

Я думаю, что мы рассуждаем о тех вопросах, которые лежат за пределами нашего понимания, поэтому приходим в тупик. Все-таки я склоняюсь к тому, что если Господь сказал в Евангелии, что «червь их не умирает и огонь не угасает», то это было не как стремление родителя напугать ребенка, но в этих словах содержится глубокий смысл. Поэтому я думаю, что надо относиться к этим словам с крайней серьезностью. Повторюсь, свобода человека конечна, и его выбор определяет его будущее, Бог в этом плане ничего не может изменить.

– Опять же мы должны помнить, что Бог есть праведный Судья (и любящий отец, когда ставит ребенка за провинность в угол, все равно любит его, хотя ребенок стоит в углу и страдает). И помнить слова Спасителя, когда Он как раз говорит, как будет проходить Страшный Суд. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» и ««идите от Меня, проклятые...» – это тоже не слова в пустоты, а здесь Он говорил именно о Страшном Суде.

– Господь не шутил в Евангелии, потому что иначе объяснить по-другому всеобщее восстановление невозможно.

Резюмируя нашу сегодняшнюю беседу, я хочу сказать: когда я вижу женщин, которые непреклонно приходят на службу в храм, почти что каждый день, которые причащаются, с благоговением относятся к святыне, любят храм Божий, любят службу, стараются всем сердцем служить Богу, как они это понимают – через исполнение церковного устава, я вижу все тех же жен-мироносиц, все ту же восстановленную женскую природу, которая светится в глазах этих прихожанок. И их немало – тех, кто приходит и поддержать священника, и помолиться. Храмы Божии благодаря нашим современным женам-мироносицам никогда не бывают пустыми.

Конечно же, исход таких душ очевиден. Как священник, я участвовал в отпевании наших прихожанок, и когда совершаешь молитву, провожаешь человека в мир иной, то вне зависимости от времени года – это Пасха, это радость, никакой скорби и печали, а некий новый день рождения.

В свете грядущего дня жен-мироносиц я хотел бы поздравить всех наших дорогих прихожанок, пожелать им терпения, чтобы Господь укрепил их в труде, чтобы они никогда не скорбели и не думали, что труд их напрасен. Думаю, что Господь призирает на их неуклонность, на их мужество в следовании Ему. Но также это видим и мы, священники, совершающие богослужение, и все священнослужители в алтаре.

Думаю, подвиг жен-мироносиц, начавшийся у креста, у Голгофы, продолжается, простирается и достигает наших времен, наших храмов, богослужений, не пресекается и не будет пресекаться до самой последней минуты существования нашего мира.

Ведущий диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Покровского храма при Московской духовной академии священник Андрей Лысевич.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы