Беседы с батюшкой. Притча о блудном сыне

2 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской Епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской Епархии протоиерей Евгений Попиченко.

– На наш телеканал поступают письма от зрителей с вопросами о текущей деятельности телеканала, поздравлениями, а иногда с вопросами для передачи «Беседы с батюшкой». Сегодня мы постараемся ответить на них.

– Хочется поддержать замечательную идею – написание писем рукой. К сожалению, это традиция, уходящая в прошлое, а ведь это удивительная возможность настоящего, глубокого общения. Потому что то, как мы общаемся в наш век скоростей обмена информацией, – это очень поверхностное, пустое общение. Мы пишем эсэмески, пытаемся передавать свои чувства с помощью смайлов, обмениваемся короткими «привет», «пока», «сдабриваем» речь какими-то сокращениями, но контакта часто не происходит. А написание письма предполагает погружение в тему, осмысление, формулирование своих мыслей и открытие человеку части своей души.

Некоторым духовным чадам, когда в их семьях возникает непонимание, например у мужа с женой или у родителей с детьми, детей с родителями, я советую попробовать написать в письме то, что они хотели бы сказать друг другу. Потому что когда мы разговариваем, эмоции захлестывают и не дают правильно обозначить то, что у нас на душе. А в письмах можно ровно и спокойно выразить свои мысли и чувства. Очень важно научиться выражать свои чувства, потому что контакт происходит именно в этой сфере. Не во внешних обсуждениях новостей, слухов, сплетен, а когда люди начинают говорить о самом главном: о том, что на сердце, на душе. А мы совершенно не умеем говорить о своих чувствах, боимся, потому что это открытие себя. То, что чувствует человек, говорит о сегодняшнем реальном состоянии его души. Если человек открывает свою душу, то с одной стороны, это доверие, а с другой вероятность встретить неприятие, поэтому мы и боимся. Действуем, как улитка, у которой рожки едва вылезли, как тут же и свернулись.

Надо еще научиться говорить о своих чувствах правильно, потому что человек часто бывает толстокожим и не понимает, как мы переживаем те или иные обстоятельства. Надо научиться говорить: «я расстроен», «я огорчен», «мне больно слышать эти слова, а у нас часто косвенные выражения: мы стараемся манипулировать, обвинить, упрекнуть человека, как-то сыроинизировать – все это попытки подчинить человека своей воле. А когда открывается то, что на сердце, чувства не оцениваются, потому что это наше сегодняшнее состояние. Мы не умеем правильно выражать их, и поэтому возникает греховное проявление. На самом деле то, что человек переживает, и есть состояние его души. Это целое искусство – как правильно говорить по душам, чтобы человек понял и поберег наше сердце, душу своими словами, поведением. А письма – очень удобный опыт выражения своих чувств и мыслей.

– Думаю, что теме общения можно посвятить целую программу, и, возможно, мы когда-нибудь так и сделаем. А сейчас давайте ответим на те вопросы, которые прислали наши зрители.

Наша зрительница из города Махачкалы рассказывает, что у нее была болезнь и в какой-то момент она начала молиться отцу Софронию (архимандриту Софронию (Сахарову)), духовному чаду старца Силуана Афонского, который еще не прославлен в лике святых. И по молитвам архимандриту Софронию, по молитвам Богу она излечилась. Зрительница спрашивает, как правильно относиться к молитвам тем людям, которые еще не прославлены Церковью в лике святых.

– Безусловно, можно молитвенно обращаться к людям близким по духу, с которыми у нас возникли духовные отношения. Например, некоторые старцы и духовно опытные люди говорили своим чадам: если тебе будет тяжело, обращайся к Богу со словами «Господи, помилуй меня молитвами моего духовного отца». И через такое обращение Господь как-то извещал сердце наставника, и он молился за свое заплутавшее чадо. Точно так же мы можем обращаться к своим преставльшимся близким и родным. Например, если бабушка богоугодно прожила свою жизнь, мы, конечно, можем обратиться к ней: «Дорогая бабушка, помолись обо мне ко Господу».

Здесь мы видим практический опыт, когда человек молился имеющему в Церкви духовный авторитет священнослужителю, трудами и опытом которого назидаются многие, и, как я слышал, собираются материалы для его прославления.

– Наш зритель из деревни Новокулики Инчеровского района спрашивает: «Во время бесед священнослужители наставляют нас читать Иисусову молитву, но ни разу не сказали об ее содержании».

– «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Восемь слов.

– Может быть, сказать о том, как правильно ее читать, ведь это должно быть связано и с внутренним состоянием человека.

– Безусловно, это должно быть связано с состояние души. О том, как молиться, написаны целые книги. Наверное, можно порекомендовать некоторые из них, которые говорят об этом искусстве из искусств и науке из наук – внутреннем делании, то есть молитве именем Иисуса. Николай Михайлович Новиков – мирянин, который, как видно из его трудов, имеет не только теоретический, но и практический опыт Иисусовой молитвы. Его труды, которые выходят под общим названием «Иисусова молитва: опыт двух тысячелетий»– потрясающий сборник святоотеческих и старческих духоносных трудов по поводу молитвы, где последовательно излагается, как человек на уровне книг, теоретически может подготовить себя к практическому вхождению в этот опыт внутреннего делания. Недавно у него вышла книга в формате аудиолекций«Начало молитвы». Мы с прихожанами договорились о том, что в этот Великий пост будем читать две книги.В очередной раз традиционно будем перечитывать святоотеческую книгу аввы Дорофея. А вторая книга как раз «Начало молитвы» Николая Новикова. Наверное, можно посоветовать ищущим людям почитать ее. Прекрасно понимаю, что для того чтобы молитва начала прививаться к сердцу и уму, надо созреть и что это невозможно сделать с наскоку. Желание, жажда молитвы, покаянный опыт, внимательность жизни, опыт начального послушания – все это формирует душу для привития к ней опыта молитвенного труда. Всем без исключения Господом заповедано: «Именем Моим бесы изжденут» и «Просите Отца Небесного во имя Мое, раньше не просили, а теперь все, что ни попросите во имя Мое, дам вам» и так далее. Об этом говорится в прощальной беседе Господа со Своими учениками. Во время Тайной Вечери Он открыл тему духовной борьбы и молитвенного труда именем Иисусовым (отсюда и ее название). Имя Ииуса очень важно для привития любви к Господу, потому что через это имя ум, сердце человека соединяются с Господом, призывают Его. Самый элементарный вид молитвы – когда начинают одолевать помыслы. Помыслы – это всегда бесовские стрелы, и все наши проблемы от неправильных мыслей, от их принятия, неумения воевать с ними. Хотя бы в самые грубые эпизоды жизни, когда нечистые или осуждающие, тревожные или печальные мысли проникают в наш ум и сердце, призывать имя Господа.

Главное условие – молиться внимательно. Вниманием ум должен быть привязан к словам молитвы, а сердце должно сочувствовать уму – такова примерная формула.

– Почему выбраны именно книги аввы Дорофея и Николая Новикова?

– «Душеполезные поучения»– это букварь аскетической жизни. Христианин не может жить без аскетики, опыта воздержания. На мой взгляд, это самая простая, понятная и побуждающая к духовной жизни книга по работе над собой, по исправлению и преображению своей души. Но аскетика – это лишь расчищение поля от сорняков, а молитва – это всевание тех добрых зерен, которые должны принести добрый плод. Молитва именуется матерью всех добродетелей. Когда человек начинает потихонечку – и в покаянном труде, и в молитвенном усердии – возделывать свое сердце, оно начинает постепенно приносить свои плоды.

– Великий пост, как многодневный подвиг, готовит верующих к празднику праздников, торжеству из торжеств – Светлому Христову Воскресению. Также он имеет и подготовительные недели, для чего они нужны?

– Великий пост – величайшее событие нашей жизни: мы проводим ревизию, реабилитацию, возвращаем к жизни, занимаем утраченные позиции в духовной войне, восстанавливаем свой духовный режим. Для того чтобы пост не пришел внезапно, Церковь заранее настраивает на его главную проблематику. Пост – это лишь средство для приведения своей души в порядок. «Постом смирял душу мою, и молитва моя в недра моя возвратися», – говорит пророк Давид. Воздерживается тело, удивительным образом через тело смиряется душа, смиренной душе Господь подает благодать и молитва возвращается внутрь. Это примерно то, о чем мы читаем в евангельском отрывке, под которым проживаем нынешнюю подготовительную неделю. Церковь полагает четыре подготовительных недели на подготовку к подвигу поста. В воскресение всегда читается евангельский отрывок, который задает тон всей седмицы. При внимательной духовной жизни мы должны проживать каждый евангельский отрывок всю неделю, как-то размышлять, находить свое место в той истории, о которой прочитано в воскресенье, и, питаясь этой духовной пищей, как-то воспитывать себя. Сейчас мы в Неделе о блудном сыне. Это удивительный, очень глубокий, многосторонний отрывок, о каждой фразе которого можно сказать целую проповедь.

Очень люблю эту историю, потому что она и про меня, и про каждого из нас, так как все мы блудные дети, которые ушли от Отца на сторону далече и прилепились к «жителю страны той».Человек так устроен, что свято место пусто не бывает, человеческая душа не может быть сама по себе: здесь дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца и души людей, как говорил Федор Михайлович Достоевский. И душа человека наполнена или Духом Святым, или духом лестчим, духом вражиим. Когда человек уходит от отца, то он находится не просто в какой-то пустоте, но обязательно прилепляется к «жителю страны той», страны далече. Наверное, не стоит вспоминать, что это за житель, который посылает сына на поле пасти свиней, питающихся рожками. Рожки – это как раз помыслы, которыми хочется насытить чрево, но «никто не давал ему насытиться»,мкак невозможно душе насытиться ничем, кроме Божией благодати. Человек очень часто живет, пытаясь наполнить душу чем угодно, уходя во всевозможные развлечения, мысли, помыслы, переживания, но душа остается пустой, гладом гибнет.

– Думаю, никогда не будет лишним еще раз раскрыть эту притчу. Несмотря на то, что этот евангельский отрывок читался в воскресенье, мы были бы рады, если бы Вы продолжили для наших телезрителей свой духовный анализ этой притчи.

– В начале каждой недели у нас встречи с сотрудниками «Службы милосердия» и в соборе Пресвятой Богородицы, где мы обычно что-то разбираем. Мы как раз читали этот отрывок, и люди делились какими-то своими переживаниями и мыслями.

Сказано «придя в себя», то есть дойдя до определенного состояния страдания, голода, нужды, на краю пропасти. Так часто бывает, что Господь попускает нам впасть в те или иные потрясения, чтобы потрясти железобетонный состав нашей души и возникли хоть какие-то расколы, в которые могла бы проникнуть благодать милости Божией. Блудный сын стал нуждаться и пришел в себя – это очень важное указание на духовное состояние, с которого начинается восстание от греха. Мы все находимся вне себя, мы вышли из себя, в каком-то смысле мы сшедшие с ума, потерявшие здравый ум, блуждающие. И наш ум, наша энергия души расплескиваются в этом мире, а лукавый очень крепко держит наш ум в своей власти через воображение, помыслы, память и не дает уму вернуться в свое законное место, потому что наша энергия должна быть внутри нашего организма.

И вот блудный сын пришел в себя, вспомнил об отце и готовит исповедь: «Отче, согрешил я на небо и пред тобой уже недостоин нарещись сын твой, прими меня в число наемников твоих». Приготовил исповедь – и здесь в нем происходит то, что зачастую не происходит в нас. Потому что наша жизнь обычно в мечтах: начну новую жизнь с понедельника, брошу курить, только сегодня еще немножко покурю, а вот с понедельника… Все время откладывание решительного восстания от греха. А блудный сын «встал и пошел». Очень непросто отвязаться от «жителя страны той», потому что он крепко держит нашу душу в своей власти.

Кстати будет вспомнить такое заблуждение (которое мы порой встречаем и в Церкви), когда люди не хотят оставлять грех, думая: сейчас еще немного погрешу, а потом согрешу – покаюсь, согрешу – покаюсь. На этой неделе у нас была встреча с психологами, которые несут свое послушание в женских консультациях и беседуют с женщинами, идущими на прерывание беременности. Это тяжелейшее послушание, потому что приходящие женщины, конечно, бесноватые: невозможно в нормальном состоянии пойти на такой поступок, это вещь противоестественная, даже животные так не поступают. Это одержание души, какое-то особое состояние, когда человек перестает быть человеком и поступает демоническим образом. Конечно, требуется очень собранная жизнь, чтобы не погибнуть при контакте с тяжело больными духовно людьми. И вот одна из сотрудниц рассказывает, что приходит как бы верующая женщина, то есть она осознает, что аборт – это грех, убийство, отдает себе в этом отчет, но у нее такая идея: что поделаешь, сейчас такие обстоятельства, но я сделаю сейчас этот шаг, а потом схожу, покаюсь, поставлю свечку, и Бог меня простит. На самом деле, надо серьезно порассуждать об этом: бывают ситуации, когда Господь не прощает. Можно вспомнить эпизод с Иудой, которого Господь неоднократно пытался выправить: что ты делаешь, зачем, куда ты идешь? Но он целенаправленно шел к своей цели – за сребренниками, то есть осознанно выбрал грех, в каком-то смысле это хула на Святого Духа, потому что он понимал, что это предательство, но совершил этот грех.

Другая история – апостол Петр, который с самоуверенностью говорит: «Если даже и все отрекутся, я не отрекусь», и Господь его самоуверенность смирил, попустив ему быть испытанным. Петр смалодушествовал, испугался женщины, отрекся, вышел и горько заплакал. И эти слезы оживили душу, они смогли пробудить покаяние, вернуться к Богу.

Иуда тоже раскаялся, но его покаяние привело его к окончательному отчаянию, и он «шед, удавися». И когда человек осознанно выбирает страшный грех в надежде, что когда-то вернется, может случиться так, что дьявол абсолютно завладеет его душой и понадобится сверх промыслительная забота Бога: может быть, несколько лет поболеть раком, пострадать, вымучиться, переболеть такое сознательное отречение от Бога и каким-то образом вернуться.

Притчу о блудном сыне можно читать всякий раз, когда тоскует душа, когда наступает отчаяние и руки опускаются, потому что как бы далеко мы не ушли, но когда сын был еще далеко, отец увидал его и «мил ему бысть, и текнападе на выю его, и облобыза его». Сын начинает свою исповедь: «Отче согрешил я на небо и пред тобой и уже недостоин назваться сыном твоим...»– и здесь отец его обрывает. Потому что недостойным сыном мы можем быть, а наемником у отца быть не можем, не так нас задумывал Господь – Он для нас уготовал царство. И отец принимает покаяние, возвращает сыну прежнюю одежду, возвращает перстень как знак власти в его доме, вводит в свой дом, то есть бесконечно любит его, каждый день он выходил и всматривался, когда же появится силуэт любимого сына.

Дальше идет тема старшего сына, который пришел с поля, услышал ликование и спросил у слуг, что произошло. Ему ответили, что брат вернулся живым и здоровым и отец его принял и устроил праздник. И старший сын не захотел войти: зависть, неприязнь, злоба стали изъедать его сердце. А когда отец вышел и попросил: «Сын, зайди, порадуйся моей радости, что я обрел сына живым», то упрекает отца: «Этот твой сын – не говорит «мой брат»– который изъел твое имение с любодейцами. Я всю жизнь тебе служил, и ты не дал мне утешиться немногим, а этот вернулся, и ты ему заколол тельца упитанного». И отец напоминаем ему: «Сын, брат твой погибал и ожил, пропадал и нашелся». Надо думать о том, что душа спаслась. Это тема о том, что мытари и блудницы кающиеся восхищают Царствие Божие перед фарисеями и мнимыми праведниками.

Часто бывает, что мы застреваем в самонадеянности и наше покаяние теряет силу, потому что мы считаем, что все делаем правильно. Сейчас начнется пост, и мы будем искоса и свысока смотреть на людей, которые будут кушать мороженое: «Грешники! Мы постимся, мороженое не едим!». Когда человек впервые приходит в храм, то мы думаем: «Вот пришел в неподобающем виде! Как он молится! Как он крестится!» Господь же говорит: надо порадоваться, что пропадал и нашелся, пришел в храм. Это тоже замечательный опыт переживания этой истории.

Всех поздравляем с Неделей о блудном сыне. Перечитайте притчу еще раз, неспешно подумайте, посмотрите, кто мы в этой истории и где находимся. Может быть, мы до сих пор находимся на стороне далече, пасем этих свиней и питаемся рожками насытить свое чрево. Или мы узнаем себя в образе старшего сына: довольны, что все у нас нормально, все мы делаем правильно, и Господь просто обязан облагодетельстововать нас. Конечно, лучший вариант – это сын-грешник, пришедший в себя, осознающий свои немощи, который с покаянием возвращается к отцу.

– Зритель из города Краснотуринска спрашивает о том, как относиться к «лекарям», которые обучают использованию маятников, и как вообще относится к каким-либо оккультным лекарям?

– Вопрос риторический... Наша душа – самое дорогое сокровище, которое дано нам от Бога. Что толку, если человек весь мир приобретет, а душе своей навредит? Или: какой выкуп даст человек за душу свою? Душа человека дороже всего мира. Мир – временный, душа – вечная, следовательно, над душой нельзя экспериментировать, нужно очень ясно и четко представлять себе те знаки на полотне дорожного движения, те красные флажки, за которые переходить нельзя ни при каких условиях. Ни при болезни, ни при стремлении узнать о будущем, ни при проблемах с учебой у детей или внуков – нельзя нарушать те законы, которые Господь вложил в нашу природу.

Лекари бывают трех видов. Самые безобидные – те, которые нашли жилу. Народ у нас очень доверчивый и темный. Скажи человеку, что на нем порча, кто-то ему что-то сделал, и он потеряет покой и сон и будет думать, как бы все это скорее с себя снять, кому бы заплатить, чтобы поскорее избавиться от этой нависшей над ним темной угрозы. На этой дремучей темноте паразитируют определенные специалисты, которые научились «чужую беду руками разводить». Выучить несколько пасов и мудреных слов – и очень неплохо зарабатывать себе на хлеб насущный. Здесь человек будет одурачен, потеряет деньги, но это не так печально.

Следующая категория – это душевно больные люди, которые запутались и смешали Божий дар с яичницей. И душевное повреждение позволяет им говорить, что якобы они имеют какие-то дары. Здесь человек будет введен в заблуждение, но это тоже не так опасно. Конечно, во всех случаях это тяжелейший грех, потому что для духов злобы наша душа – непреодолимая крепость. Господь утроил так, что душа – это очень устойчивая система, и так просто ее не взломаешь. Дверь, которой открывается вход в нашу душу, – это наше доверие. Если человек с доверием открывает свое сердце какому-либо колдуну или целителю, в нее начинают вторгаться полчища нечистых. Поэтому в любом случае доверие шарлатану или больному человеку – это отступление от Бога, Его предательство, измена Ему.

Третья самая опасная категория – это те «лекари», которые через определенные оккультные, магические упражнения вошли в контакт с духовным миром и каким-то образом вводят в эти отношения и несчастных людей, доверивших им свои души. Этот контакт всегда с тяжелейшими последствиями. В первую очередь ложью повреждается дух человека, сердцевина его существа, и этот яд очень трудно выдавливается. Легче блуднику, алкоголику, человеку гневливому или печальному вернуться с покаянием к Богу, чем пораженному прелестью гордости, зараженному этим грехом через контакт с бесовщиной. Поэтому это конечно страшное явление, к которому не надо прибегать ни при каких условиях. Лечится это очень долго и с духовной точки зрения, и с психиатрической, потому что человека очень трудно возвращать из этого «космоса» на здоровую почву. Поэтому, дорогие мои, будьте внимательны и не доверяйте никогда своих душ для каких-то сомнительных экспериментов, не стоит того ни здоровье, ни стремление узнать «любит – не любит...» и так далее.

– В заключение нашей передачи хотелось бы услышать духовное наставление на подготовительные недели к Великому посту.

– Дорогие мои друзья, приближается один из самых прекрасных периодов в жизни Церкви, то, что мы называем «весной души», когда душа реально имеет возможность ожить от гнета грехов, страстей. Время поста пролетит очень быстро, поэтому готовьтесь заранее, чтобы с первой недели, Покаянного канона Андрея Критского, со строго поста, первых литургий Преждеосвященных Даров мы смогли настроиться на серьезный труд. В пост надо по-хорошему похудеть, потому что он должен быть заметным и для нашего физического состояния. Вообще чувство голода очень полезно, так как тренирует наше терпение, обличая наши страсти: голодное состояние нашего тела – это всегда провокация для тех или иных духов злобы, которые живут внутри. Потому что «род сей изгоняется постом и молитвой», если человек постится серьезно, но и разумно: с совета и благословения духовника.Ведь крайности и в ту, и в другую сторону – от лукавого, пренебрежение к посту, как и неразумное воздержание не на пользу, поэтому должна быть средняя дорога, царский путь. Тем не менее пост должен быть ощутим и для тела, и для души. Обязательно должно быть настроено молитвенное правило и по возможности дополнено молитвой преподобного Ефрема Сирина с поклонами, выразить свои покаянные чувства лучше, чем это сделал преподобный Ефрем, наверное, не получится, поэтому молитва должна нас укреплять и настраивать. Во время Поста надо обязательно войти в ритм регулярной исповеди и причастия, ничто не возбраняет нам еженедельно готовиться к этим святым таинствам и таким образом укреплять свою душу и тело в соединении с Господом. И, конечно, пост – это лишь путь, средство для достижения цели. Цель – это Светлое Христово Воскресение, которое очень хочется встретить обновленными, укрепившимися, выправившимися, настроившимися и исцеленными хотя бы в малой степени от наших духовных болячек.

Храни вас Бог! Доброго всем Поста! Даст Бог, увидимся в периоде Великого поста в передаче «Беседы с батюшкой».

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать