Беседы с батюшкой. Евангельские притчи вчера и сегодня

2 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, проректор по учебной работе и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Владимир Хулап.

– Тема нашей сегодняшней беседы совпадает с названием Вашей недавно вышедшей книги «Евангельские притчи вчера и сегодня». На мой взгляд, евангельские притчи – это нескончаемая тема для бесед, так как Господь много говорил притчами, Евангелие насыщено ими, и мы регулярно слышим их за богослужением. Тем не менее в своей книге Вы рассматриваете небольшую часть из них, порядка девяти притч: о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о неверном управителе, о милосердном самарянине, о талантах и другие.

Первый вопрос – почему Господь говорил именно притчами? И второй – почему в своей книге Вы рассматриваете именно названные притчи?

– Если мы посмотрим на проповедь нашего Спасителя, то увидим, что она имела очень разные формы. Иногда это прямое обращение к слушателям (как в Нагорной проповеди). Иногда это проповедь через исцеление, через какие-то чудесные деяния. Иногда это проповедь теми или иными действиями, порой довольно провокационными – нарушение субботы. То есть это должно было вырвать иудея из привычных, удобных для него рамок и заставить по-другому задуматься о смысле закона Божьего, о том, чего же на самом деле хочет от верующего Бог.

Если посмотреть на общий объем тех слов Христа, который сохранился в Евангелии, то где-то треть из них притчи. Это истории, которые могли быть взяты из жизни; некоторые из них представляют собой определенный рассказ. Но притча всегда, помимо основного смысла, который находится перед глазами, пытается сказать нам о чем-то другом. Это некое нравоучение, наставление, поданное в виде рассказа.

Мы видим, что сам жанр притчи был распространен на Ближнем Востоке, в Древнем мире. Например, уже пророк Нафан рассказывает Давиду притчу. У нас есть два термина. Паремия –  короткое изречение, сейчас мы бы, наверное, сказали афоризм (у нас есть Книга Притчей Соломоновых, где собраны короткие высказывания из области жизни, богословского осмысления повседневной жизни, и так далее). И притчи как истории, «параболи» по-гречески, то есть нечто, находящееся рядом, связанное или соединенное… То есть эти истории, обращаясь к человеку на языке понятных ему символов, действий, пытаются сказать ему что-то о Боге, о человеке, вообще о том, как он живет, и призывают задуматься о смысле человеческого бытия. И раввины, учители той эпохи, нередко обращались к людям именно в форме притчи. Поэтому такой жанр был понятен, приемлем. Мы видим его не только в Евангелии. Например, у Эзопа, хотя у него и немного иная форма, но тем не менее те же самые истории принесли ему всемирную известность и до сих пор изучаются детьми в школе.

Поэтому Христос берет какие-то события из окружающего мира. Например, Он идет засеянными полями и рассказывает притчу о сеятеле. Он находится на трапезе и рассказывает притчу о брачном пире. Это, как мне кажется, очень глубокий богословский момент, который показывает, что нельзя разделять нашу человеческую жизнь на две сферы – сферу чего-то маленького и сакрального и большую сферу профанного, светского, того, что якобы не может стать местом встречи с Богом. Христос говорит, что если человек имеет богословский взгляд на мир, то самые элементарные вещи: жемчужина, закваска, потерянная овца, потерянная монета и так далее, –  все это (и все происходящее в его жизни) может стать для него той книгой, тем голосом, через что к нему обращается Творец. Поскольку за каждой реальностью нашего окружающего мира находится Бог, Создатель, любую вещь, любое событие в жизни можно рассмотреть как определенный призыв, на который нужно ответить.

Поэтому настоящее истолкование притчи – это не просто необходимость или желание обозначить какой-то культурный контекст или понять, какие уровни, возможно, в нем существуют. Не просто прочитать оригинальный греческий текст и попытаться перевести его на современный язык, но, наверное, человек может сказать, что понял ту или иную притчу только в том случае, если применил ее в жизни. Потому что любая притча Христа приглашает к размышлению и вместе с тем к какому-то конкретному поступку.

Более того, некоторые из этих притч были известны иудеям той эпохи, но в другом варианте. Например, притча о блудном сыне уже существовала в то время, когда проповедовал Господь, но заканчивалась тем, как блудный сын пришел к отцу и отец сказал ему: «Ну вот, ты живешь со свиньями – возвращайся к ним». Такой ветхозаветный ответ: ты нарушил закон, хотел быть самостоятельным, ты завершил свою жизнь с ритуально нечистыми животными – вот ты отвергнут из числа сынов Израилевых.

Вполне возможно, что многие из тех, кто слушал притчу о блудном сыне от Христа, думали: ну, эту притчу мы знаем, сейчас будет известная концовка. Подобно тому, как мы смотрим фильм, который неоднократно видели; мы знаем, чем все заканчивается. А здесь Христос говорит совершенно о другом. Он представляет абсолютно иной образ отца, который бежит к сыну, принимает его, одевает и так далее, и притча заканчивается совершенно неожиданным образом.

Или притча о мытаре и фарисее. Вроде бы с самого начала все понятно: хороший – плохой, белое – черное, наш – враг и так далее. А в конце притчи оказывается, что все становится совершенно иным в глазах Божьих.

Поэтому, как мне кажется, именно притчи особым образом напоминают человеку, что очень часто наша человеческая логика ограниченна. Мы считаем, что познали что-то своим разумом, что у нас есть некий житейский опыт и что мы в жизни неоднократно получали ответы на те или иные вопросы, выполняя определенные действия... Но очень часто логика Бога совершенно иная. И мы видим, что и логика Евангелия абсолютно иная, она никоим образом не равнозначна человеческой логике. Сам Богочеловек рождается в Вифлееме, в хлеву, в яслях. Нет никакой логики в том, чтобы оставить девяносто девять овец и идти за одной. Лишена человеческой логики и дорога на Голгофу. Лишен логики Крест, жестокие страдания и смерть. Но все это обретает смысл в свете воскресения, в свете личности Христа, Который и является тем Словом Божьим, тем Логосом, основанием Божественной логики, которую нам открывает Бог в Евангелии и усвоить которую, сделать ее неотъемлемой частью нашей повседневности призван каждый христианин.

В этой книге из всех историй, рассказанных Христом, я выбрал, во-первых, так называемые большие, или длинные, притчи (есть короткие: о драхме, о потерянной овце, о закваске и так далее). И эти притчи, мне кажется, являются наиболее репрезентативными, наиболее представительными, поскольку некоторые из них читаются во время церковного богослужебного года. Сейчас вот, в преддверии Великого поста, читается притча о мытаре и фарисее, притча о блудном сыне.  Другие из этих историй в воскресных чтениях не присутствуют, но тем не менее нередко вызывают вопросы у читателей, слушателей, участников катехизационных бесед, каких-то молодежных, приходских групп.

Поэтому я попытался собрать в книге материалы своих проповедей, бесед и обобщить в таком виде. Книга вышла в издательстве «Никея» с прекрасными иллюстрациями. В том числе, мне кажется, книга станет неплохим подарком для самых разных людей: и для воцерковленных, и  для тех, кто делает первые шаги, только открывает Евангелие. Если нам, воцерковленным христианам, эти истории кажутся уже понятными, хотя мы можем открывать в них новые смыслы и аспекты, для многих людей они не говорят ничего, поэтому здесь необходимо истолкование.

Если мы посмотрим на Евангелие, то увидим, что Христос толкует только две притчи: притчу о сеятеле и притчу о пшенице и плевелах. Апостолы Его спрашивают, и Он эти притчи истолковывает. Все остальные притчи остаются без толкования, поэтому Спаситель призывает каждого из нас к тому, чтобы, прочитав историю, задуматься о ней. Возможно, она должна отлежаться: как и в притче о сеятеле, это семя должно пасть на сердце, и, возможно, только через какой-то период оно принесет определенный всход, определенный плод. Но тем не менее личный ответ – это то завершение, которое должен был дать человек две тысячи лет назад, а также призван дать человек и сейчас.

Поскольку мир изменился, притчи нужно объяснять, потому что, во-первых, очень сильно изменились окружающие условия. Большинство наших детей никогда не видели, как растет пшеница, как выращивают хлеб, поэтому нужно объяснить, кто такой сеятель, как сеяли в то время. Многим людям, которые далеки от Церкви, ничего не говорят слова «мытарь» и «фарисей». Им нужно объяснять, кто эти люди, чем они занимались.

С другой стороны, поскольку человек остается тем же самым, несмотря на технический прогресс, несмотря на какие-то новые технологии, тем же самым остается и обращенный к нему голос Божий. Поэтому все вопросы, которые волновали людей две тысячи лет назад в далекой Палестине, где проповедовал Христос, рано или поздно встают перед каждым человеком, если он действительно искренне, по-настоящему относится к своей жизни. Поэтому эти истории помогают нам тем, что мы можем встать на место одного из действующих лиц, посмотреть на свою жизнь со стороны и что-то в ней изменить.

– Вопрос телезрительницы из города Сыктывкар: «Как можно бороться с навязчивым чувством осуждения своих близких и знакомых?»

– Наверное, прежде всего начать молиться за этих людей, поскольку молитва за людей, которые нам неприятны, которых мы осуждаем, становится тем первым шагом, когда Господь дает нам некую иную перспективу. Очень часто, когда мы смотрим на других людей, то смотрим в той перспективе, когда в центре находимся мы сами. Это тот центр, та система координат, которая нам наиболее удобна. Но смотреть на этих людей и на свою собственную жизнь все-таки надо с точки зрения Евангелия, где в центре стоит уже Христос и святые. И тогда, наверное, взгляд на людей, которых мы осуждаем или не можем простить, будет постепенно меняться. Это не означает, что мы просто щелкнем тумблером – и наша жизнь полностью изменится.

Если продолжать говорить о нашей теме, то в Евангелии есть притча о немилосердном должнике, не желающем простить человека, который был ему должен, хотя ему самому было прощено намного больше. Поэтому если мы надеемся на прощение от Бога (а в молитве Господней мы молимся: «Отче наш… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»), то, конечно же, должны тоже стать источником прощения и неосуждения людей, находящихся вокруг нас. Помнить: каким судом судим, таким воздастся и нам.

– Вопрос телезрительницы: «Я часто вижу плохие сны, всякую нечисть. Ограждаю себя молитвой; и когда просыпаюсь, тоже читаю молитву. Что это может означать? Я такой плохой человек и это за грехи? Как мне быть?»

– Прежде всего, не стоит близко принимать к сердцу то, что нам снится. Мне кажется, многие вещи исчезнут сами собой, если мы будем завершать свой день вечерней молитвой, подводя итог прошедшему дню, принося Богу покаяние в тех делах, которые мы совершили в прошедший день, в том числе благодаря Его за те благодеяния, которые Он нам в этот день даровал. Тогда мы увидим, что вся наша жизнь (и отдельный день, и неделя, и месяц, и год) представляет собой не некое нагромождение случайностей, но в ней есть некий план, некая цель. Тогда, мне кажется, в душу начнет приходить покой, который в том числе будет отражаться и на нашем сне, являющемся порой естественным психологическим отражением того, что у нас есть какие-то нерешенные вопросы и проблемы. Если мы с помощью слова Божьего постараемся эти проблемы решить, то Божий мир Иисуса Христа, безусловно, придет и в наше сердце.

Например, мы видим, что после воскресения Христова ученики находятся в закрытой комнате, они боятся, не знают, что будет. Может быть, сейчас придут стражники Иерусалимского храма, их арестуют и тоже отправят на казнь на Голгофу. И Христос проходит через эти закрытые двери наших человеческих страхов, каких-то фобий, нашей неуверенности и говорит: «Мир вам!» То есть Он не осуждает учеников: «Вы маловерные, вы убежали, оставили Меня, Я один остался на кресте». Он произносит совершенно другие слова: «Мир вам!»

Поэтому каждая Божественная литургия и каждое более или менее продолжительное общественное богослужение начинается с великой, или мирной, ектении: «Миром Господу помолимся». Если мы посмотрим на греческий текст, то это: «В мире Господу помолимся». То есть мир (ирини) – это то состояние души, к которому должен стремиться человек. Если этот мир будет воцаряться в душе человека, то, соответственно, он будет распространяться и на самые разные сферы его жизни, заполняя пустоту и вытесняя какие-то страхи и темноту из нашей души.

– Из тех притч, что Вы рассмотрели в своей книге, мне наиболее интересной кажется противоречиво звучащая притча о неверном домоуправителе. Некий богатый господин оставил свое хозяйство домоуправителю, и ему донесли, что тот расточает имение. Он призывает домоуправителя с отчетом, а тот идет на хитрость: призывает должников, предлагая им переписать расписки, уменьшив свой долг. И господин его... хвалит! И Господь говорит, что люди века сего такие же.

Эта часть Вашей книги озаглавлена «Обманщик на пьедестале». Разъясните это, пожалуйста.

– Эта притча является, наверное, одной из самых сложных (может быть, даже искусительной) как для современных читателей, так и, вполне возможно, для людей, которые слушали Христа две тысячи лет назад. Толкований этой притчи довольно много. В книге я привожу некоторые из них. Мне кажется, эта притча призывает нас задуматься или идти путем от противного. Мы видим, что в притчах встречаются не только положительные, но и отрицательные герои. Например, неправедный судья, к которому долго вопиет вдова. Или (хотя это и не притча) когда пришествие Христа сравнивается с появлением татя в нощи, то есть вора, который приходит ночью, чтобы, пока спят хозяева, сделать подкоп и забрать то, что находится дома. Конечно, не представляется в качестве идеала ни та, ни другая профессия. Поэтому здесь речь идет о том же самом…

Управитель – это тот человек, которому в древности богатые люди полностью доверяли свой дом. Мы видим и положительный пример – Иосиф в Египте, которому был поручен весь дом, у него были все ключи, печати, он мог располагать всем имуществом, и предполагалось, что он и его семья от этого имущества в том числе живут (скажем так, в разумных пределах). И, конечно, время от времени могла нагрянуть проверка (аудит, если говорить сегодняшним языком), которая в данный момент выявила большую недостачу. Вместе с тем хозяин дома в этой притче является довольно милосердным, он не сажает управителя в тюрьму, но расторгает с ним контракт, причем оставляет за ним определенное место. То есть не так, как показывают в современных американских фильмах: человека увольняют и сразу выносят коробку с его личными вещами, он сидит на ступеньках и плачет.

В притче управителю дается некий период, во время которого он может задуматься, как ему жить дальше. Мне кажется, это первый момент, призывающий каждого человека задуматься о том, как мы расходуем время, которое нам доверил Бог. Потому что у каждого из нас есть определенный ресурс – каждый из нас на той или иной ступени является таким же управителем, поэтому Господь дает нам время, силы, здоровье. Кто-то является управителем в семье, кто-то – на рабочем месте. Это необязательно какая-то высокая должность. Когда мы оказываемся в обществе даже нескольких окружающих людей, от нас требуется некая ответственность: по отношению к этим людям можно поступить одним или другим образом. Поэтому Господь говорит нам о том, что мы такие управители и рано или поздно дадим ответ Богу. Этот ответ – наш ответ в вечности на Суде. Поэтому мы призваны к тому, чтобы не оказаться в положении этого неверного управляющего, когда настанет наша проверка.

С другой стороны, у него есть определенная отсрочка, которой он пользуется, продолжая иметь свой неправедный, коррумпированный взгляд на мир. Это человек, который совершенно не является образцом добродетели, и Христос в этой притче нигде не говорит, что на него нужно равняться. Поняв, что дело очень серьезно, управитель начинает предпринимать конкретные шаги. Он начинает действовать совершенно по-другому, это уже не какое-то расслабленное состояние, когда он спокойно живет и может неограниченно запускать руку в казну своего хозяина. Нужно что-то делать. И он понимает, что можно что-то сделать только через своих ближних, через тех людей, которые были должны его хозяину. Если пересчитать суммы, которые он списывает, на деньги той эпохи, то это очень большие суммы, по нынешнему курсу это сотни тысяч рублей, а может быть, даже миллионы.

Здесь мы видим житейскую мудрость, или житейскую хитрость, которая также является неким антитезисом, неким зеркальным отражением... То есть Христос в конце этой притчи говорит, что сыны века сего в чем-то более расчетливы, обладают большей смекалкой, чем сыны света, то есть мы, христиане. Этот человек, над которым висит дамоклов меч новой, неизведанной жизни и который, как он говорит, копать не умеет, просить не умеет, пытается каким-то образом выправить свое положение, создавая через общение круг тех людей, которые примут его в свой дом, может быть, дадут ему временную работу. Хотя, конечно, если поставить себя на место этих людей, то вряд ли кто доверит ему какое-то управление, какой-то менеджмент в своих домах, потому что, судя по всему, он может поступить точно так же. Вероятнее всего это некое пропитание, помощь: раз он списал им большой долг, они оказываются его должниками.

Мне кажется, эту притчу можно прочитать таким образом: мы постоянно приближаемся к этому концу. Один прожитый сегодняшний день еще больше приближает нас к смерти, вечности, поэтому Христос как бы говорит: «А почему же вы не задумываетесь?» Даже этот человек начал предпринимать какие-то действия. А мы, христиане, очень часто влачим довольно расслабленное существование: вроде бы все хорошо – мы ходим раз в неделю в храм, может быть, смотрим какие-то церковные телевизионные передачи или слушаем церковное радио и так далее. Но можем ли мы сказать, что мы так же, как этот неверный домоуправитель, горим этим вопросом или понимаем серьезность нашего положения перед лицом вечности? Наверное, никакого второго шанса, к сожалению, не будет.

Посмотрим на людей, которые достигают успеха, – на бизнесмена, менеджера или, например,  спортсмена. У последнего намного больше тренировки и нередко спортивной аскезы, чем у нас, христиан, когда мы вроде бы и постимся, но стараемся найти какие-то лазейки, для того чтобы пост не показался серьезным и изнурительным для нас. Или, например, бизнесмен может работать по шестнадцать часов в день на действительно серьезной работе, для того чтобы сколотить капитал.

Нам же предлагается приобрести совершенно другой капитал и принять участие в совершенно иной «Олимпиаде», или иных «спортивных состязаниях». В тех, где венцы, как говорит апостол Павел, награда не просто какие-то тленные венки из листьев деревьев, как это было в древности, не просто золотые или серебряные медали, а уже венки вечности. Или, напротив, отсутствие этой вечности; тем самым вечность проводится уже в совершенно ином качестве – как безысходность и осуждение.

Тот момент, что этот управитель не просто убегает, а обращается к людям, – это еще одно завершение притчи. Христос говорит, что богатством неправедным можно и нужно приобретать друзей. Это не означает, что мы можем воровать, не платить налоги, заниматься какими-то махинациями, а потом просто подать сто рублей милостыни и считать, что исполнили  долг. Тем не менее все, что мы приобретаем, – это в том числе и средство послужить Богу через служение ближнему. Потому этот неверный управитель показывает, что у каждого из нас в жизни есть определенный ресурс. Это необязательно деньги, но время, силы, которыми можно послужить людям, в том числе, если мы жили или живет неправильно, попытаться изменить нашу собственную судьбу, пытаясь помочь другим людям.

– Вопрос телезрительницы из города Санкт-Петербург: «Когда Господь крестился от Иоанна Крестителя и сорок дней постился в пустыне, в конце Его начал искушать сатана. Какое право он имел так поступать, ведь он знал, что перед ним Господь? Как он мог искушать Христа, ведь Господь Всесилен?»

– Мы исповедуем Господа Иисуса Христа Богочеловеком, то есть это и Бог, и Человек, поэтому, принимая крещение от Иоанна, Он делает то, чего по Своему Божеству не должен был делать. Поэтому первый вопрос, который ему задает Иоанн Креститель: «Почему я должен крестить Тебя? Наоборот, я от Твоей руки должен принимать крещение». Но Христос отвечает, что так необходимо исполнить всякую правду, то есть праведность, – это очень важный библейский термин. Тем самым Христос, претерпевая искушения в пустыне, показывает, что Он берет на Себя путь каждого человека, а этот путь не бывает без искушений.

После крещения покаяния, которое безгрешный Христос не должен был принимать, Он идет в пустыню, для того чтобы подвергнуться искушениям, которые Он тоже не обязан был претерпевать. Но тем самым Он показывает три основных искушения, которые есть в жизни каждого человека, а большинство остальных являются производными от них.  Он не должен был иметь крова, где мог приклонить главу, скитаться по Палестине, жаждать, алкать, претерпевать какие-то гонения от фарисеев, книжников. И уж совсем не должен Он был восходить на крест и умирать этой мучительной смертью. Но все, что делает Христос, показывает, что жизнь каждого человека, моя жизнь, Ему понятна, Им пройдена, и все потенциальные грехи и прегрешения каждого из нас уже прибиты к Кресту. Поэтому когда мы идем по жизни, то знаем, что не одни, рядом с нами Спаситель.

Если мы крещены, если мы действительно являемся верующими, то какое бы искушение нас ни подстерегало, рядом есть Христос, Который в какой-то мере претерпел то же самое, Которому понятны мои вопросы, мои страхи, мое непонимание. Поэтому к Нему, конечно, можно и нужно обратиться с молитвой, и Он обязательно подаст помощь даже в этих искушениях.

– Спасибо за ответ. Вернемся к притчам, поговорим о тех, которые читаются в подготовительные недели. Притча о блудном сыне. В одном источнике я наткнулся на такое деление притч: притчи о Царствии Божьем как раз те самые короткие притчи, о которых Вы упоминали (о сеятеле, о закваске), и притчи о том, как должен жить человек, чтобы достичь Царства Божия. На мой взгляд, притча о блудном сыне двухчастная. Она показывает, что Господь Всемилостив и Всемилосерден и принимает даже грешника, нарушившего все мыслимые и немыслимые законы, если тот обращается к Нему с покаянием. И при этом показывает, каким должен быть человек: он должен покаяться в своих грехах и надеяться на эту милость Божию. В каком свете Вы рассматриваете эту притчу в своей книге?

– Да, мне кажется, что эта притча даже, может быть, трехчастная. Первая ее часть говорит о том, что на свободу человека не посягает даже Сам Бог. Каждый из нас полностью свободен в принципиальных моментах нашей жизни. Нам иногда кажется, и нам нередко внушают, что нас что-то предопределяет: наши родители, предки, наша генетика и так далее. Безусловно, мы живем не в каком-то безвоздушном мире, но, с другой стороны, человек и не камень, который, если отпустить, просто упадет на землю под действием силы тяжести. У каждого человека есть выбор. И Бог этот выбор принимает. Мне кажется, первый посыл этой притчи – Бог принимает даже наш неправильный выбор. Поскольку Ему нужны не какие-то послушные роботы, которых Он хочет запрограммировать. Недавно по телевидению прошел сюжет: робот  уже в человекообразном виде – девушка, которая запрограммирована и может свободно вести беседу. Эта притча говорит о том, что Бог не программирует человека изначально.

У любого человека, от Адама и Евы и до последних людей, которые будут жить в конце истории, на заре эсхатологии, всегда есть свобода выбора. И этот выбор может быть очень болезненным, в том числе и для Бога. Младший сын говорит отцу, который, по разным святоотеческим толкованиям, символизирует Бога или Христа: «Дай принадлежащую мне часть имения». То есть сын как бы говорит: отец, я жду не дождусь, когда ты умрешь. К сожалению, каждый из нас сталкивался с ситуациями вокруг нас, когда дети ждут квартиры или наследства со стороны пожилых родителей. И здесь молодой человек набирается наглости, это настолько хамская просьба, особенно в контексте того патриархального общества, что он практически говорит отцу: «Отец, ты для меня умер. Отдай мне мою часть имущества, и я буду жить сам. Ты для меня не существуешь».

Интересна реакция отца. Он не устраивает скандала, не закрывает его дома, не наказывает каким-то образом, не отправляет на тяжелую работу. Отец принимает его выбор. То есть он делает то, чего, наверное, многие родители не сделали бы. Это те проблемы подросткового возраста, когда молодому человеку семнадцать-восемнадцать лет, у него свой круг общения, он ставит под вопрос мировоззрение родителей, в том числе нередко и православное мировоззрение. Родители часто бывают в шоке: когда он был маленьким ребенком, то ходил в храм, в воскресную школу, было все хорошо, а начинается отрочество, возраст исканий, и молодой человек уходит из дома, нередко уходит из храма. Но здесь мы видим, что Бог не насилует волю человека. Ему нужны те дети, которые добровольно считают себя детьми отца.

Поэтому Бог дает право на ошибку, как отец дает право на ошибку этому молодому человеку, радостная и беззаботная  жизнь которого довольно быстро заканчивается, поскольку заканчиваются деньги. Он ведь не вкладывает их в какое-то собственное предприятие, не начинает свое дело. Деньги для него – это легкая жизнь, какие-то увеселительные заведения, и он очень быстро оказывается рядом со свиньями, с корытами, из которых едят эти нечистые для иудеев животные. Быть вместе со свиньями, тем более есть с ними из одного сосуда – для иудея той эпохи это самое дно, дальше падать уже некуда.

Здесь начинается вторая часть притчи, когда у человека вновь есть выбор. Как бы глубоко человек ни пал, что бы в его жизни ни случилось, Бог готов принять его, если человек добровольно захочет вернуться к Нему. Действительно, бывают в жизни такие периоды, когда у человека вроде бы все плохо, все рушится, никакой дальнейшей перспективы вообще нет. Все плохо: и на работе, и в семье, и со здоровьем. Но если мы посмотрим на нашу предшествующую жизнь, то увидим, что очень часто именно мы сами были источником этих проблем, вначале маленьких, но затем они привели уже к каким-то серьезным моментам в жизни. Но если все уже так трагично и безысходно, это не значит, что надо впасть в уныние или депрессию. Это значит, что надо повернуться назад и совершить то, что Священное Писание называет покаянием: по-гречески это «метанойя» (изменение ума); по-еврейски «шув» (обратиться, возвратиться), то есть возвращение на обратный путь.

Отец принимает сына не как раба, не как наемника. Сын готов вернуться как наемный рабочий, но отец полностью восстанавливает его в том же самом достоинстве, в каком он был раньше. Он дает ему перстень, который в то время был печатью для финансовых документов. Дает ему на ноги сандалии, одевает его, устраивает пир и так далее.

Вместе с тем появляется третий момент – сын, который никуда не уходил. Вроде бы нормальный, верный сын, но оказывается, внутри его все эти годы проходила тяжелая драма – он был недоволен своим пребыванием вместе с любящим отцом. И его взгляд на мир совершенно иной – безысходный. И притча заканчивается как раз ничем – мы не знаем, зашел старший сын на этот радостный пир или рассердился и пошел куда-нибудь один, злясь на отца и своего младшего брата.

Поэтому каждый из нас может идентифицировать себя с одним из этих трех персонажей: с отцом, с блудным сыном, со старшим сыном. Притча остается без концовки, потому что каждый из нас должен ее дописать своей жизнью.

Ведущий диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать