Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Батюшка, добрый вечер!
– Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Всех поздравляю с Крестопоклонной неделей.
– В сегодняшнем Евангелии есть такие слова: «Какой выкуп даст человек за душу свою?» О каком выкупе говорится и какой выкуп ждет Господь от человека?
– Существует не одно толкование, но главное – не многочисленные интерпретации, а смысл этих слов, который утверждает, что душа самое дорогое, что есть у человека. Ее духовное, нравственное состояние – самая большая ценность. Это важней и образования, и устройства собственного дома, и любимой работы, и всяких материальных благ, как то: деньги и всякие другие активы. Потому что так часто бывает: человек, допустим, чтобы получить какую-то медаль, ставит ножку своему сопернику по борьбе, а другой спортсмен употребляет допинг, чтобы активизировать свои жизненные силы, и этим самым вредит своей душе. Почему? Потому что действует нечестно, а получает дивиденды, как будто он действовал честно. Многие люди из-за денег совершают поступки, за которые полагается тюрьма. Хорошо, если сядешь, а если не сядешь, так с этим и будешь жить?
Сегодня одна женщина пришла и говорит: «Я сделала два аборта». Я спрашиваю: «А почему так?» Она отвечает: «Меня заставил муж». Представляешь, человек заставляет свою жену убить его собственных детей. Как же человек может с этим жить? Только за счет смерти своей души. Что-то приобретая (потому что для чего детей убивают? чтобы себя не лишать жизненного комфорта, не стеснять свою жилплощадь, то есть материальные блага), человек в результате вредит своей душе. В этих словах главное: получается, человек уничтожает самое важное в себе, самое дорогое. Это его бессмертная душа. И вот к этому слова Господни призывают.
– Следующий вопрос: «Разъясните, пожалуйста, стих из Евангелия от Луки: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».
– Речь идет о том, что большинство людей, приходящих в церковь, приходят не ко Христу. Хотя некоторые знают имя Христос, но для них это такое абстрактное имя, которое ничего не означает, просто они знают, что у Бога есть такое имя. А хотят они от Бога какой-то помощи...
– ...в решении своих житейских проблем.
– Не только своих. Очень часто хотят помощи в решении проблем детей, мужей. «Вот, муж пьет, и мне это не нравится, я хочу, чтобы он не пил». Вот такая нужда до Бога. А то, что говорил Христос, что Он делал, чему учил, – это вообще неинтересно. Вот это – самая главная беда. Поэтому во-первых – Христос, а во-вторых – уже мужья, дети, внуки, племянники...
Сегодня одна женщина пришла: папа умер восемь лет назад, а она все рыдает. Я очень понимаю, я тоже очень по папе скучаю (двадцать пять лет назад умер), но что выражает рыдание? Ничего. Если б она так же рыдала о том, что она не знает Христа, Бога нашего и не ведает спасения. Получается так: любовь к отцу, уже усопшему (через десять лет уже можно в эту могилку опять хоронить, все санитарные нормы соблюдены), а человек убивается. Вот эту жизнь, в которой человек так себя проявляет, надо возненавидеть, потому что эта жизнь уводит человека от спасения...
Эти слова Христа обращены только к тем, кто хотят быть христианами. Только к ним, больше ни к кому. А всех остальных это вообще не касается, они, собственно, и понять это не могут. Если бы Христос сказал: «Приходите ко Мне, я вас сделаю здоровыми, счастливыми, богатыми; у вас будут рождаться хорошие, крепкие, вежливые дети; и всегда вам будут на Восьмое марта подарки дарить», – тогда вообще толпы народа пошли бы и в церковь, и вообще куда скажут. А тут что? Зовет на Голгофу, говорит: «Если тебя ударят в правую щеку, подставь другую, люби своих врагов и благословляй проклинающих тебя». То есть он меня проклинает, а я его буду благословлять. Обычно приходят в церковь, глаза квадратные: «Вот, она меня прокляла». Ну, прокляла, а такой ужас нападает: «Вот, прокляла, что теперь со мной будет?»
– А что значит «возненавидеть»?
– Это просто такое сильное выражение. Наша привязанность столь велика, наша любовь столь слепа и безумна (потому что в такой форме проявляется любовь к детям), что в итоге дети абсолютно не воспитаны, полностью властвуют над своими родителями, и эта любовь делает их самыми настоящими уродами.
– Вот эта «ненависть» в чем должна выражаться по отношению к отцу, матери, детям, к своей жизни?
– В том, что их жизнь и твое отношение должны соотноситься с твоим отношением ко Христу-Богу и к спасению. Христос в другом месте сказал нечто подобное: «А кто Мне брат, сестра и матерь? Только тот, кто слушает слово Божие». А вот это кровное родство, «ты моя кровиночка» – это язычество, в лучшем случае иудейство. Потому что у иудеев было поверье, что душа вообще в крови. То есть все равно источником было духовное родство изначально, пусть и понималось так биологически.
– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Будет ли принята Богом исповедь, если я ее пишу на бумажке, а священник забирает этот листочек и, посмотрев его (не всегда у него есть время прочитать его до конца), разрывает и говорит: «Каешься в том, что написала?» Я говорю: «Да, каюсь». Как Вы считаете, Бог примет такую исповедь? Или нужно все-таки стараться прочитывать самой все, что написала? А без листочка очень теряюсь».
– Дело в том, что исповедь принимает не Бог, а священник. А Бог принимает покаяние. А будет ли у Вас в тот момент, когда Вы передаете Вашу исповедь священнику, покаяние – это уже ...
– Телезрительница: «...от меня зависит».
– И от Бога: примет Он это Ваше покаяние или сочтет его лицемерным, недостаточным. Понимаете? Священник принимает исповедь, она дает возможность каждому человеку, который пришел для совершения таинства Покаяния, такую помощь: я перечисляю свои грехи, как бы еще раз себе напоминаю; можно и на бумаге написать, можно напечатать, можно на гранитной плите выбить эти слова... Это к исповеди относится. А вот покаяние, чтобы действительно человек всей душой отвергся от этого греха, – этого ждет Господь. А то, что касается исповеди, здесь могут быть разные формы. То, что Вы написали, Вы уже этот труд совершили, Вы для себя знаете. Всякая шпаргалка помогает при экзамене. А как ведет себя экзаменатор, вообще не наше дело. Вы со своей стороны всё сделали. Просто хорошенечко запомните, что Бог исповедь не принимает, и в Писании сказано: «Исповедайтесь друг другу». А Богу нужно только покаяние, что есть изменение жизни, наших чувств, мыслей.
– Телезрительница: «Спасибо».
(Конец диалога с телезрительницей.)
– Принесите достойный плод покаяния. И вот этот плод есть изменение нашей жизни.
– Да. Плод какой? Допустим, был человек жадный; покаялся – и стал щедрым. Щедрость есть достойный плод его покаяния. А если он никак не изменился?.. Некоторые говорят: «Вот, я тридцать лет одно и то же пишу...» Поздравляю. «На исповеди был?» – «Был». «Покаялся?» – «Нет». Никакого покаяния нет.
– Вы сейчас сказали: «Покаялся – и стал...» Что значит «стал»?
– Это значит, когда Бог принял покаяние человека, Он дает ему благодать Божию, она приходит в его сердце и этот грех делает как не бывшим.
– То есть человек так возжелал другой жизни, что Господь дал ему?
– Да, Он увидел, что его намерения действительно серьезны.
– Именно намерения, а не сожаления о том, что...
– Все люди сожалеют. «Согрешила себялюбием, осуждением, забывчивостью...» – и все, завтра то же самое. Человек думает, что перечислил что-то и освободился, то есть юридический такой подход: «Я признался во всем, и меня сейчас помилуют». Нет, браток, тебе могут срок скинуть, но все равно ты сядешь. Ну, или условно.
– Вопрос телезрительницы: «Моя мама уже двадцать лет живет в секте Торопа, которую называют сектой Виссариона. Я десять лет назад тоже там жила вместе с ней, но уехала. Теперь у меня семья, и мама просит, чтобы я к ней приехала в гости, но муж мне не разрешает. Раз в год мама приезжает к нам. И вот у меня вопрос: «Можно ли, чтобы она ко мне приезжала? И как мне себя вести, когда она говорит, что там ей хорошо, и зовет меня к себе в гости?»
– Рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Одному хорошо с семьей и детьми, а другому хорошо в пивном ларьке; одному хорошо в Церкви Божией, а другому хорошо у Сереги Торопа. Поэтому каждый сам себе выбирает жизнь. Какое наше дело?
– Телезритель: «А как мне с ней общаться? Она приезжает...»
– Как? «Здравствуй, мама».
– Телезрительница: «Ну да».
– А как еще? «Про Серегу и его писания, которые за него там один мужик написал, его евангелие – вот это не надо; я там была, все знаю, все помню, так что я же тебя назад не приглашаю. Хочешь проведать? Ну, проведай. А все остальное, свою агитацию оставь там, в Минусинске».
– Телезрительница: «Да, поняла, спасибо».
– Следующий вопрос: «Без исповеди и причастия уже жить не могу, но муж категорически против моего хождения в храм. Как мне быть?»
– Ну что ж, против так против. А сколько жен против, что мужья выпивают, а сколько мужей против, что у некоторых жен остаются подруги смолоду и она с ними дружит, а он хочет, чтобы ему постоянно носки ботинок полировали… Мало ли кто против чего-либо? Скажите: «Тебя жена не устраивает? Ну так какие проблемы? Пошел да развелся».
– То есть пойти на такой буквально конфликт с ним?
– А какой конфликт? Конфликта-то нет.
– Но он предъявляет требования.
– Так это требование абсурдное. А если она предъявит, чтобы он машину продал и лошадь купил? И вот давай теперь ездить на работу на лошади. Пусть она там прямо около конторы лошадь привяжет, еще и навоз убирает к вечеру. Лопату купит, с мешком будет приезжать, мешок на себе увозить на дачу, чтоб потом картошку выращивать на этом навозе. Во-первых, экологично, во-вторых, животных надо любить, а не автомобили, они только отравляют и без того отравленную атмосферу, дети ею дышат. Ну это же абсурд. Не нравится жена? Можно даже объявление в газете дать: «Ищу неверующую жену, которая церковь обходит за три версты». Ну и все, и сразу двадцать напишут… Мол, давно такого найти мечтала, со своим развелась из-за того, что в церковь стал ходить, вот ты мне такой и нужен.
– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, что значит быть неблагонадежным для Царствия Небесного, если оно внутри самого человека?»
– Когда человек оборачивается назад, то есть начинает жалеть о чем-то... Допустим, эта женщина, которая спрашивала, выберет Христа, а муж, вместо того чтобы радоваться, что жена в церковь ходит, окажется такой болван, что действительно возьмет и разведется. А она будет жалеть. Значит, ей вот этот безбожный мужик дороже Самого Христа, это и значит неблагонадежность для Царствия Божия.
– То есть все-таки человек должен выбрать окончательно, раз и навсегда…
– Ну, потому что абсурдные требования. Если бы он попросил: «Милая, ну давай так: одно воскресенье ты со мной, а другое иди к своему Христу Богу». Уже можно пойти навстречу. А потом сказать: «Через некоторое время будет Благовещение, дай я схожу, а вот в воскресенье тогда уж не пойду». Как-то по-человечески, а то – «он против». А я против, что ты бреешься, хочу, чтоб у тебя борода была до пупка. Что значит против?
– Муж считает, что жена должна...
– С какой стати она ему должна? Он что – Писания читал?
– Кто что должен…
– Да.
– Это все знают.
– В основном – что мне должны, а что сам должен...
– Вопрос телезрителя: «Я многодетный отец и часто бывал в женской консультации. У меня предложение: может, все-таки повесить какие-нибудь плакаты против абортов там, куда ходят будущие мамы и потенциальные прерыватели беременности?»
– Спасибо, мы такие глупые люди, что никогда об этом не догадывались.
– Телезритель: «Я просто нигде не встречал».
– Вот, Вы просто не встречали. Я Вам вот что советую: создайте такой плакат на компьютере размером А4 и попробуйте повесить в женской консультации. Он у Вас до обеда не довисит.
– Телезритель: «Кошмар».
– Никакой не кошмар, потому что это бизнес тех людей, которые вьются вокруг этих консультаций. И от того, куда направят беременную (в одну или в другую клинику), им существует доплата. Человек в белой форме скажет беременной мамаше: вот это блестящий врач, никуда не ходите, там немножко подороже, но зато качество, уже через полчаса будете дома… Это бизнес на убийстве детей, поэтому плакатов таких уже сотни. И с министром договаривались, и с Департаментом образования, но деньги есть деньги. Люди за деньги готовы убивать себе подобных. Я очень рад, что Вы хоть сами в этом не участвуете, что Ваши руки не в крови.
– Телезритель: «Можно еще вопрос задать? Я слышал много интерпретаций фразы из Нагорной проповеди “блаженны нищие духом”. Все-таки кто они?»
– Нищета духовная есть смирение, как учили святые отцы древности. И поясняли, что нищий – это тот человек, который просит. Что он просит? То, чего у него нет. Тут сказано: «нищета духовная». Это значит, человек просит Духа Святого, потому что Его у него нет. Но Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Поэтому когда человек просит у Бога Духа Святого, Бог обязательно ему даст, если тот просит со смирением и всю жизнь свою окрасит смирением.
– Следующий вопрос: «Супруг при общении постоянно использует нецензурную лексику, все просьбы изменить манеру разговора остаются не услышанными, в семье двое сыновей. Прошу Вас, посоветуйте, что можно сделать в этой ситуации?»
– Есть хороший метод. Каждое нецензурное слово – и бьем тарелку о батарею. Еще раз – и еще. И третья тарелка уже не понадобится...
– Скажет: «Ты что, с ума сошла?»
– «Нет, это ты с ума сошел, а я перебью все. Когда тарелки закончатся, перейду к люстрам; когда плафоны перебью, – к осветительным приборам; а в завершение, мой родной, буду бить окна. Начну с форточек. Так что давай... А если тронешь меня пальцем, вызову милицию». Вот и все, вопрос будет исчерпан, только надо делать это последовательно. Если случайно вырвется – опять иду за тарелкой. Бам... Можно даже пойти на рынок заранее и подешевле купить целую стопку, поставить в сервант, и прямо удобно: отодвигаешь, берешь... И до стекол в серванте тоже могут руки дойти. Так что попробуйте. Во всяком случае, всем, кому советовал, у всех это заканчивалось. Причем именно после второй тарелки. Потому что первая ошеломляет, а вторая тарелка – реакция на первую. И когда муж видит такую последовательность (уже третьей замахивается жена), он говорит: «Ну все, все...» Так что Бог в помощь.
– Приходит один офицер и говорит: «У нас многие разговаривают на нецензурной лексике. Я уж и прошу; тем, кто в моем подчинении, запретил, но всем не могу. Я нахожусь в такой среде, в постоянном сквернословии. И порой это застревает в моей душе. Как мне быть?»
– Есть разные пути. Можно покинуть военную службу, например. Можно попроситься у начальства перевестись в военную часть, где не ругаются или с этим борются. А можно начать действовать через военную прокуратуру, потому что сквернословие есть административное преступление. За это есть наказание.
– Так восстать против этой системы?
– Да. Вы знаете, сколько набежит всяких корреспондентов, на суде все телевидение на ушах будет стоять от удовольствия, что есть тема. И пусть военный прокурор Фридинский этим занимается, это по его части. А если его как-то будут репрессировать, скажет: «Вот, пострадал за правду». Это всегда трудно – идти против системы, но тоже такой есть метод, все в рамках закона, все вежливо.
– Следующий вопрос: «Есть ли какая-то связь между покорностью начальству и покорностью Богу?»
– Есть, потому что те же самые механизмы. Человек и перед начальством смиряется, и перед Богом, кроме тех случаев, когда начальство призывает действовать против Бога. Например, вместо свинины есть людей.
– Мы этим возвращаемся к началу нашей передачи. Если есть выбор между тем, кого ублажать, мы выбираем Бога.
– При условии, что человек хочет быть христианином. Потому что некоторые ко мне обращаются вот зачем: «Батюшка, не придумаете ли Вы какой-нибудь хитрый ход, чтобы мне и уху поесть, и денег заработать и чтобы за это ничего не было?»
– Пришел к батюшке. (Смеется.)
– А мы-то можем совет давать исключительно от Евангелия. У нас такая специальность. Ты же не можешь к судье прийти и сказать: «Не научите ли Вы меня, как тут нарушить получше закон?..»
– ...Вы его хорошо знаете. (Смеется.)
– «Да, вот мне нужен Ваш консалтинг, будьте любезны. Вот я денег Вам принес, Ваша честь (как теперь стали по-старинному говорить). Окажите мне услугу».
– Вопрос телезрителя: «Мы открываем Евангелие, Первое послание Иоанна (глава 3, 2-й стих): Возлюбленные, мы теперь дети Божии. В Евангелии от Иоанна (глава 1, 12-й стих): А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Евангелие от Иоанна (глава 15, 14-й стих): Христос говорит: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. А когда мы идем перед Причастием, нас называют «рабами Божиими», но в Евангелии Господь нас называет «детьми Божиими». Хотел бы, чтобы Вы разъяснили это нам».
– Вспомните, кому писал апостол любви Иоанн. Он писал для Церкви, состоящей из людей, которые практически все отдали жизнь за Христа. Сейчас ни в одном приходе таких нет, хорошо еще – один-два найдутся. Поэтому остальные только идут к тому, что хотят быть соработниками Божиими. «Раб» – от слова «работа», то есть люди над собой трудятся, чтобы в дальнейшем стать чадами Божиими, а так они пока еще совсем не чада Божии. Я уж не буду говорить, чьи они, чтобы не обижать и не охлаждать стремления. Минимально пост соблюдают, немного молятся, матом не ругаются – и все. А какие чада Божии? Спросишь: «А где твой сынок?» – «Ой, да он у меня пьет». «А твой?» – «А мой вот не работает, лежит, телевизор смотрит». «А твой?» – «А мой какую-то музыку слушает дурацкую в своем телефоне ночами напролет». Спрашивается: «Если ты чадо Божие, кого ты воспитал?» Поэтому здесь речь идет о разных людях разного духовного устроения. И когда говорят «рабы Божии», это еще поощрение, потому что у многих эта работа выражается в вещах, подобных для детского сада. Творожок не кушает постом. Это для детей.
– Телезритель: «У нас сейчас мода: очень много молодежи уходит в неоязычество. Еще многие ходили в воскресные школы, а сейчас те, кому по 14-15 лет, говорят, что это им навязали, что мы должны вернуться к своим предкам...»
– То, что говорят язычники, когда вербуют себе сторонников, я знаю, мне не надо это говорить. Я это знаю наизусть. Дело вот в чем. Язычество для дураков, а христианство –для интеллектуалов. Человеку, чтобы освоить христианство, нужно книги читать, а чтобы стать язычником, нужны несколько лозунгов, причем лживых. Поэтому всегда проще стать язычником, коммунистом, еще кем-нибудь. Потому что это очень простая религия, примитивная. От язычника, собственно, ничего не требуется. Естественно, что для человека ограниченного умственно и ограниченного в своем образовании это проще, чем взять почитать о христианстве или Новый Завет. Даже сравнивать тут нечего.
Язычество ничего не может предложить, кроме кожаного ремешка на волосах. Больше ничего. От язычества ничего у нас ни в культуре, ни в истории не осталось. Ничего, есть только следы: в орнаментах, в резьбе при украшении домов, и то к этому уже христиане относились как к некоторым традиционным образам. А сама суть, языческая нравственность – какая она? Да это ж кошмар: поклоняться деревянным пенькам; многоженство; вплоть до человеческих жертв. Язычество – это такое обыкновенное тупое зверство, поэтому недаром люди, у которых жестокие специальности, повально прут в язычество (всякие там силовые структуры). Культ силы и так далее…
– Следующий вопрос: «Богу угодно, чтобы спасение человекам приходило через человеков. Объясните, пожалуйста, почему именно так?»
– Потому что Богу нужны рабы – те люди, которые будут трудиться для Бога. А как трудиться для Бога? Это значит – для ближнего. Господь как сказал? «То, что ты сделал одному из малых сих, ты сделал Мне». Поэтому Богу угодно, чтобы одни оказывали любовь другим, и в этом есть служение Ему. И через твою любовь к ним они обратятся к Богу, Который тебя научил такой любви. Поэтому это богоугодно. Более того, Богу ничего, кроме этого, не надо. Если ты музыкант, ты должен играть ради Христа; если композитор, должен сочинять ради Христа, чтобы через звуки, которые ты сочинил, люди приходили ко Христу. Если строишь здание, – ради Христа, чтобы люди видели твои добрые дела и прославляли Отца, Который есть на небесах. Только в этом смысл, а больше ни в чем.
– Может быть, когда-то это было, в расцвет христианства...
– Ну конечно, было. Было вообще тысячелетнее царство Христа с IV по XIV век. А потом, в эпоху Возрождения того самого язычества (эпоха Возрождения, только не говорят чего), все это потихонечку стало закатываться. Мы, конечно, уже живем на закате. Те дома, в которых мы живем, эти страшные аквариумы, они о чем-то свидетельствуют? Только о ничтожном и хрупком эфемерном нашем мире. О некоей иллюзии нашего бытия. Мы как рыбки в аквариуме.
– И все равно Господь призывает нас к любви, любви христианской, хотя все труднее и труднее ее реализовывать.
– Нет, не труднее. Если человек христианин, он всегда может относиться с любовью к своему ближнему, даже к врагам своим. Любовь-то в сердце, всегда можешь быть и незлобивым, и кротким, и готовым простить, и на помощь прийти. Врагу тоже нужна бывает помощь. Если враг твой голоден, накорми его. Какие тут трудности?
– Люди с восхищением говорят о тех качествах наших предков, которые позволяли им кормить пленных и ухаживать за больными, ранеными, хотя они были враги.
– Ну да, русские моряки бросались в море и спасали от потопления турок. Полчаса до этого они в них стреляли с кораблей ядрами.
– Люди сейчас восхищаются этим как чем-то недостижимым в наше время.
– Почему недостижимым? Недавно один милиционер женщину спас из-подо льда. Никто не скажет, что по уставу он должен был раздеться догола и броситься в ледяную воду ее спасать.
– Такие эпизоды есть.
– Пожалуйста, сколько угодно таких. Маленькие дети спасают из огня братьев, сестер, даже дошкольники.
– Они настолько редки, мне кажется!.. О них как раз и говорят, и пишут.
– Все равно это же есть, значит – у него сердечко христианское. Душа человека вообще по природе христианка, даже если он в Казахстане живет. Просто надо следовать этому призванию.
– Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, если просим Бога, чтобы не болели дети, а они все равно болеют, то это попущено за наши грехи им страдать?»
– Не только за наши, ведь это не только наши грехи превратили наши города, атмосферу, реки, продукты питания в помойку. Это всеобщее, а все отражается и на иммунитете, и на атмосфере, и на воде, которую пьем.
– То есть все, что человек успел в жизни натворить...
– Лучше сказать: «нагадить». Это более точно. Человек творит и прекрасное здание, и прекрасные музыкальные произведения.
– Люди говорят, что конец света буквально виден уже, судя по развитию нашего общества.
– Ну, конец света видели и оптинские старцы; и один русский поэт сказал: «Апокалипсис на дворе». Меньше чем сто лет назад, но уже давно. Все признаки такого многие видели в действиях наполеоновских солдат, которые из храмов делали конюшни. Даже считали, что Наполеон и есть антихрист. Он, собственно, и был им, но просто такой еще маленький, не самый главный. А кто его знает? Если б ему удалось весь мир покорить, к этому бы и пришло. Себя бы поставил вместо Бога в храме – и пошло-поехало. Не дотянул. Так же и Гитлер. Цель-то какая? Захватить весь мир.
– Будем молиться, чтобы Господь и не только нам, но и нашим детям...
– ... дал время. Это зависит от того, сколько будет среди людей желания быть рабами Божиими. Захотят поработать для Господа, Он может еще на тысячу лет отодвинуть конец... Все и в руках Божиих, и в руках человеческих.
Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Елена Кузоро
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!