Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

19 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Батюшка, добрый вечер!

– Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Всех поздравляю с Крестопоклонной неделей.

– В сегодняшнем Евангелии есть такие слова: «Какой выкуп даст человек за душу свою?» О каком выкупе говорится и какой выкуп ждет Господь от человека?

– Существует не одно толкование, но главное – не многочисленные интерпретации, а смысл этих слов, который утверждает, что душа самое дорогое, что есть у человека. Ее духовное, нравственное состояние – самая большая ценность. Это важней и образования, и устройства собственного дома, и любимой работы, и всяких материальных благ, как то: деньги и всякие другие активы. Потому что так часто бывает: человек, допустим, чтобы получить какую-то медаль, ставит ножку своему сопернику по борьбе, а другой спортсмен употребляет допинг, чтобы активизировать свои жизненные силы, и этим самым вредит своей душе. Почему? Потому что действует нечестно, а получает дивиденды, как будто он  действовал честно. Многие люди из-за денег совершают поступки, за которые полагается тюрьма. Хорошо, если сядешь, а если не сядешь, так с этим и будешь жить?

Сегодня одна женщина пришла и говорит: «Я сделала два аборта». Я спрашиваю: «А почему так?» Она отвечает: «Меня заставил муж». Представляешь, человек заставляет свою жену убить его собственных детей. Как же человек может с этим жить? Только за счет смерти своей души. Что-то приобретая (потому что для чего детей убивают? чтобы себя не лишать жизненного комфорта, не стеснять свою жилплощадь, то есть материальные блага), человек в результате вредит своей душе. В этих словах главное: получается, человек уничтожает самое важное в себе, самое дорогое. Это его бессмертная душа. И вот к этому слова Господни призывают.

– Следующий вопрос: «Разъясните, пожалуйста, стих из Евангелия от Луки: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».

– Речь идет о том, что большинство людей, приходящих в церковь, приходят не ко Христу. Хотя некоторые знают имя Христос, но для них это такое абстрактное имя, которое ничего не означает, просто они знают, что у Бога есть такое имя. А хотят они от Бога какой-то помощи...

– ...в решении своих житейских проблем.

– Не только своих. Очень часто хотят помощи в решении проблем детей, мужей. «Вот, муж пьет, и мне это не нравится, я хочу, чтобы он не пил». Вот такая нужда до Бога. А то, что говорил Христос, что Он делал, чему учил, – это вообще неинтересно. Вот это – самая главная беда. Поэтому во-первых – Христос, а во-вторых – уже мужья, дети, внуки, племянники...

Сегодня одна женщина пришла: папа умер восемь лет назад, а она все рыдает. Я очень понимаю, я тоже очень по папе скучаю (двадцать пять лет назад умер), но что выражает рыдание? Ничего. Если б она так же рыдала о том, что она не знает Христа, Бога нашего и не ведает спасения. Получается так: любовь к отцу, уже усопшему (через десять лет уже можно в эту могилку опять хоронить, все санитарные нормы соблюдены), а человек убивается. Вот  эту жизнь, в которой человек так себя проявляет, надо возненавидеть, потому что эта жизнь уводит человека от спасения...

Эти слова Христа обращены только к тем, кто хотят быть христианами. Только к ним, больше ни к кому. А всех остальных это вообще не касается, они, собственно, и понять это не могут. Если бы Христос сказал: «Приходите ко Мне, я вас сделаю здоровыми, счастливыми, богатыми; у вас будут рождаться хорошие, крепкие, вежливые дети; и всегда вам будут на Восьмое марта подарки дарить», – тогда вообще толпы народа пошли бы и в церковь, и вообще куда скажут. А тут что? Зовет на Голгофу, говорит: «Если тебя ударят в правую щеку, подставь другую, люби своих врагов и благословляй проклинающих тебя». То есть он меня проклинает, а я его буду благословлять. Обычно приходят в церковь, глаза квадратные: «Вот, она меня прокляла». Ну, прокляла, а такой ужас нападает: «Вот, прокляла, что теперь со мной будет?»

– А что значит «возненавидеть»?

– Это просто такое сильное выражение. Наша привязанность столь велика, наша любовь столь слепа и безумна (потому что в такой форме проявляется любовь к детям), что в итоге дети абсолютно не воспитаны, полностью властвуют над своими родителями, и эта любовь делает их самыми настоящими уродами.

– Вот эта «ненависть» в чем должна выражаться по отношению к отцу, матери, детям, к своей жизни?

– В том, что их жизнь и твое отношение должны соотноситься с твоим отношением ко Христу-Богу и к спасению. Христос в другом месте сказал нечто подобное: «А кто Мне брат, сестра и матерь? Только тот, кто слушает слово Божие». А вот это кровное родство, «ты моя кровиночка» – это язычество, в лучшем случае иудейство. Потому что у иудеев было поверье, что душа вообще в крови. То есть все равно источником было духовное родство изначально, пусть и понималось так биологически.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Будет ли принята Богом исповедь, если я ее пишу на бумажке, а священник забирает этот листочек и, посмотрев его (не всегда у него есть время прочитать его до конца), разрывает и говорит: «Каешься в том, что написала?» Я говорю: «Да, каюсь». Как Вы считаете, Бог примет такую исповедь? Или нужно все-таки стараться прочитывать самой все, что написала? А без листочка очень теряюсь».

– Дело в том, что исповедь принимает не Бог, а священник. А Бог принимает покаяние. А будет ли у Вас в тот момент, когда Вы передаете Вашу исповедь священнику, покаяние – это уже ...

– Телезрительница: «...от меня зависит».

– И от Бога: примет Он это Ваше покаяние или сочтет его лицемерным, недостаточным. Понимаете? Священник принимает исповедь, она дает возможность каждому человеку, который пришел для совершения таинства Покаяния, такую помощь: я перечисляю свои грехи, как бы еще раз себе напоминаю; можно и на бумаге написать, можно напечатать, можно на гранитной плите выбить эти слова... Это к исповеди относится. А вот покаяние, чтобы действительно человек всей душой отвергся от этого греха, – этого ждет Господь. А то, что касается исповеди, здесь могут быть разные формы. То, что Вы написали, Вы уже этот труд совершили, Вы для себя знаете. Всякая шпаргалка помогает при экзамене. А как ведет себя экзаменатор, вообще не наше дело. Вы со своей стороны всё сделали. Просто хорошенечко запомните, что Бог исповедь не принимает, и в Писании  сказано: «Исповедайтесь друг другу». А Богу нужно только покаяние, что есть изменение жизни, наших чувств, мыслей.

– Телезрительница: «Спасибо».

(Конец диалога с телезрительницей.)

– Принесите достойный плод покаяния. И вот этот плод есть изменение нашей жизни.

– Да. Плод какой? Допустим, был человек жадный; покаялся – и стал щедрым. Щедрость есть достойный плод его покаяния. А если он никак не изменился?.. Некоторые говорят: «Вот, я тридцать лет одно и то же пишу...» Поздравляю. «На исповеди был?» – «Был». «Покаялся?» – «Нет». Никакого покаяния нет.

– Вы сейчас сказали: «Покаялся – и стал...» Что значит «стал»?

– Это значит, когда Бог принял покаяние человека, Он дает ему благодать Божию, она приходит в его сердце и этот грех делает как не бывшим.

– То есть человек так возжелал другой жизни, что Господь дал ему?

– Да, Он увидел, что его намерения действительно серьезны.

– Именно намерения, а не сожаления о том, что...

– Все люди сожалеют. «Согрешила себялюбием, осуждением, забывчивостью...» – и все, завтра то же самое. Человек думает, что перечислил что-то и освободился, то есть юридический такой подход: «Я признался во всем, и меня сейчас помилуют». Нет, браток, тебе могут срок скинуть, но все равно ты сядешь. Ну, или условно.

– Вопрос телезрительницы: «Моя мама уже двадцать лет живет в секте Торопа, которую называют сектой Виссариона. Я десять лет назад тоже там жила вместе с ней, но уехала. Теперь у меня семья, и мама просит, чтобы я к ней приехала в гости, но муж мне не разрешает. Раз в год мама приезжает к нам. И вот у меня вопрос: «Можно ли, чтобы она ко мне приезжала? И как мне себя вести, когда она говорит, что там ей хорошо, и зовет меня к себе в гости?»

– Рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Одному хорошо с семьей и детьми, а другому хорошо в пивном ларьке; одному хорошо в Церкви Божией, а другому хорошо у Сереги Торопа. Поэтому каждый сам себе выбирает жизнь. Какое наше дело?

– Телезритель: «А как мне с ней общаться? Она приезжает...»

– Как? «Здравствуй, мама».

– Телезрительница: «Ну да».

– А как еще? «Про Серегу и его писания, которые за него там один мужик написал, его евангелие – вот это не надо; я там была, все знаю, все помню, так что я же тебя назад не приглашаю. Хочешь проведать? Ну, проведай. А все остальное, свою агитацию оставь там, в Минусинске».

– Телезрительница: «Да, поняла, спасибо». 

– Следующий вопрос: «Без исповеди и причастия уже жить не могу, но муж категорически против моего хождения в храм. Как мне быть?»

– Ну что ж, против так против. А сколько жен против, что мужья выпивают, а сколько мужей против, что у некоторых жен остаются подруги смолоду и она с ними дружит, а он хочет, чтобы ему постоянно носки ботинок полировали… Мало ли кто против чего-либо? Скажите: «Тебя жена не устраивает? Ну так какие проблемы? Пошел да развелся».

– То есть пойти на такой буквально конфликт с ним?

– А какой конфликт? Конфликта-то нет.

– Но он предъявляет требования.

– Так это требование абсурдное. А если она предъявит, чтобы он машину продал и лошадь купил? И вот давай теперь ездить на работу на лошади. Пусть она там прямо около конторы лошадь привяжет, еще и навоз убирает к вечеру. Лопату купит, с мешком будет приезжать, мешок на себе увозить на дачу, чтоб потом картошку выращивать на этом навозе. Во-первых, экологично, во-вторых, животных надо любить, а не автомобили, они только отравляют и без того отравленную атмосферу, дети ею дышат. Ну это же абсурд. Не нравится жена? Можно даже объявление в газете дать: «Ищу неверующую жену, которая церковь обходит за три версты». Ну и все, и сразу двадцать напишут… Мол, давно такого найти мечтала, со своим развелась из-за того, что в церковь стал ходить, вот ты мне такой и нужен.

– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, что значит быть неблагонадежным для Царствия Небесного, если оно внутри самого человека?»

– Когда человек оборачивается назад, то есть начинает жалеть о чем-то... Допустим, эта женщина, которая спрашивала, выберет Христа, а муж, вместо того чтобы радоваться, что жена в церковь ходит, окажется такой болван, что действительно возьмет и разведется. А она будет жалеть. Значит, ей вот этот безбожный мужик дороже Самого Христа, это и значит неблагонадежность для Царствия Божия.

– То есть все-таки человек должен выбрать окончательно, раз и навсегда…

– Ну, потому что абсурдные требования. Если бы он попросил: «Милая, ну давай так: одно воскресенье ты со мной, а другое иди к своему Христу Богу». Уже можно пойти навстречу. А потом сказать: «Через некоторое время будет Благовещение, дай я схожу, а вот в воскресенье тогда уж не пойду». Как-то по-человечески, а то –  «он против». А я против, что ты бреешься, хочу, чтоб у тебя борода была до пупка. Что значит против?

– Муж считает, что жена должна...

– С какой стати она ему должна? Он что – Писания читал?

– Кто что должен…

– Да.

– Это все знают.

– В основном – что мне должны, а что сам должен...

– Вопрос телезрителя: «Я многодетный отец и часто бывал в женской консультации. У меня предложение: может, все-таки повесить какие-нибудь плакаты против абортов там, куда ходят будущие мамы и потенциальные прерыватели беременности?»

– Спасибо, мы такие глупые люди, что никогда об этом не догадывались.

– Телезритель: «Я просто нигде не встречал».

– Вот, Вы просто не встречали. Я Вам вот что советую: создайте такой плакат на компьютере размером А4 и попробуйте повесить в женской консультации. Он у Вас до обеда не довисит.

– Телезритель: «Кошмар».

– Никакой не кошмар, потому что это бизнес тех людей, которые вьются вокруг этих консультаций. И от того, куда направят беременную (в одну или в другую клинику), им существует доплата. Человек в белой форме скажет беременной мамаше: вот это блестящий врач, никуда не ходите, там немножко подороже, но зато качество, уже через полчаса будете дома… Это бизнес на убийстве детей, поэтому плакатов таких уже сотни. И с министром договаривались, и с Департаментом образования, но деньги есть деньги. Люди за деньги готовы убивать себе подобных. Я очень рад, что Вы хоть сами в этом не участвуете, что Ваши руки не в крови.

– Телезритель: «Можно еще вопрос задать? Я слышал много интерпретаций фразы из Нагорной проповеди “блаженны нищие духом”. Все-таки кто они?»

– Нищета духовная  есть смирение, как учили святые отцы древности. И поясняли, что нищий – это тот человек, который просит. Что он просит? То, чего у него нет. Тут сказано: «нищета духовная». Это значит, человек просит Духа Святого, потому что Его у него нет. Но Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Поэтому когда человек просит у Бога Духа Святого, Бог обязательно ему даст, если тот просит со смирением и всю жизнь свою окрасит смирением.

– Следующий вопрос: «Супруг при общении постоянно использует нецензурную лексику, все просьбы изменить манеру разговора остаются не услышанными, в семье двое сыновей. Прошу Вас, посоветуйте, что можно сделать в этой ситуации?»

– Есть хороший метод. Каждое нецензурное слово – и бьем тарелку о батарею. Еще раз – и еще. И третья тарелка уже не понадобится...

– Скажет: «Ты что, с ума сошла?»

– «Нет, это ты с ума сошел, а я перебью все. Когда тарелки закончатся, перейду к люстрам; когда плафоны перебью, – к осветительным приборам; а в завершение, мой родной, буду бить окна. Начну с форточек. Так что давай... А если тронешь меня пальцем, вызову милицию».  Вот и все, вопрос будет исчерпан, только надо делать это последовательно. Если случайно вырвется – опять иду за тарелкой. Бам... Можно даже пойти на рынок заранее и подешевле купить целую стопку, поставить в сервант, и прямо удобно: отодвигаешь, берешь... И до стекол в серванте тоже могут руки дойти. Так что попробуйте. Во всяком случае, всем, кому советовал, у всех это заканчивалось. Причем именно после второй тарелки. Потому что первая ошеломляет, а вторая тарелка – реакция на первую. И когда муж видит такую последовательность (уже третьей замахивается жена), он говорит: «Ну все, все...» Так что Бог в помощь.

– Приходит один офицер и говорит: «У нас многие разговаривают на нецензурной лексике. Я уж и прошу; тем, кто в моем подчинении,  запретил, но всем не могу. Я нахожусь в такой среде, в постоянном сквернословии. И порой это застревает в моей душе. Как мне быть?»

– Есть разные пути. Можно покинуть военную службу, например. Можно попроситься у начальства перевестись в военную часть, где не ругаются или с этим борются. А можно начать действовать через военную прокуратуру, потому что сквернословие  есть административное преступление. За это есть наказание.

– Так восстать против этой системы?

– Да. Вы знаете, сколько набежит всяких корреспондентов, на суде все телевидение на ушах будет стоять от удовольствия, что есть тема. И пусть военный прокурор Фридинский этим занимается, это по его части. А если его как-то будут репрессировать, скажет: «Вот, пострадал за правду». Это всегда трудно – идти против системы, но тоже такой есть метод, все в рамках закона, все вежливо.

– Следующий вопрос: «Есть ли какая-то связь между покорностью начальству и покорностью Богу?»

– Есть, потому что те же самые механизмы. Человек и перед начальством смиряется, и перед Богом, кроме тех случаев, когда начальство призывает действовать против Бога. Например, вместо свинины есть людей.

– Мы этим возвращаемся к началу нашей передачи. Если есть выбор между тем, кого ублажать, мы выбираем Бога.

– При условии, что человек хочет быть христианином. Потому что некоторые ко мне обращаются вот зачем: «Батюшка, не придумаете ли Вы какой-нибудь хитрый ход, чтобы мне и уху поесть, и денег заработать и чтобы за это ничего не было?»

– Пришел к батюшке. (Смеется.)

– А мы-то можем совет давать исключительно от Евангелия. У нас такая специальность. Ты же не можешь к судье прийти и сказать: «Не научите ли Вы меня, как тут нарушить получше закон?..»

– ...Вы его хорошо знаете. (Смеется.)

– «Да, вот мне нужен Ваш консалтинг, будьте любезны. Вот я денег Вам принес, Ваша честь (как теперь стали по-старинному говорить). Окажите мне услугу».

– Вопрос телезрителя: «Мы открываем Евангелие, Первое послание Иоанна (глава 3, 2-й стих): Возлюбленные, мы теперь дети Божии. В Евангелии от Иоанна (глава 1, 12-й стих): А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Евангелие от Иоанна (глава 15, 14-й стих): Христос говорит: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. А когда мы идем перед Причастием, нас называют «рабами Божиими», но в Евангелии Господь нас называет «детьми Божиими». Хотел бы, чтобы Вы разъяснили это нам».

– Вспомните, кому писал апостол любви Иоанн. Он писал для Церкви, состоящей из людей, которые практически все отдали жизнь за Христа. Сейчас ни в одном приходе таких нет, хорошо еще – один-два найдутся. Поэтому остальные только идут к тому, что хотят быть соработниками Божиими. «Раб» – от слова «работа», то есть люди над собой трудятся, чтобы в дальнейшем стать чадами Божиими, а так они пока еще совсем не чада Божии. Я уж не буду говорить, чьи они, чтобы не обижать и не охлаждать стремления. Минимально пост соблюдают, немного молятся, матом не ругаются – и все. А какие чада Божии? Спросишь: «А где твой сынок?» – «Ой, да он у меня пьет». «А твой?» – «А мой вот не работает, лежит, телевизор смотрит». «А твой?» – «А мой какую-то музыку слушает дурацкую в своем телефоне ночами напролет». Спрашивается: «Если ты чадо Божие, кого ты воспитал?» Поэтому здесь речь идет о разных людях разного духовного устроения. И когда говорят «рабы Божии», это еще поощрение, потому что у многих эта работа выражается в вещах, подобных для детского сада. Творожок не кушает постом. Это для детей.

– Телезритель: «У нас сейчас мода: очень много молодежи уходит в неоязычество.  Еще многие ходили в воскресные школы, а сейчас те, кому по 14-15 лет, говорят, что это им навязали, что мы должны вернуться к своим предкам...»

– То, что говорят язычники, когда вербуют себе сторонников, я знаю, мне не надо это говорить. Я это знаю наизусть. Дело вот в чем. Язычество для дураков, а христианство –для интеллектуалов. Человеку, чтобы освоить христианство, нужно книги читать, а чтобы стать язычником, нужны несколько лозунгов, причем лживых. Поэтому всегда проще стать язычником, коммунистом, еще кем-нибудь. Потому что это очень простая религия, примитивная. От язычника, собственно, ничего не требуется. Естественно, что для человека ограниченного умственно и ограниченного в своем образовании это проще, чем взять почитать о христианстве или Новый Завет. Даже сравнивать тут нечего.

Язычество ничего не может предложить, кроме кожаного ремешка на волосах. Больше ничего. От язычества ничего у нас ни в культуре, ни в истории не осталось. Ничего, есть только следы: в орнаментах, в резьбе при украшении домов, и то к этому уже христиане относились как к некоторым традиционным образам. А сама суть,  языческая нравственность – какая она? Да это ж кошмар: поклоняться деревянным пенькам; многоженство; вплоть до человеческих жертв. Язычество – это такое обыкновенное тупое зверство, поэтому недаром люди, у которых жестокие специальности, повально прут в язычество (всякие там силовые структуры). Культ силы и так далее…

– Следующий вопрос: «Богу угодно, чтобы спасение человекам приходило через человеков. Объясните, пожалуйста,  почему именно так?»

– Потому что Богу нужны рабы – те люди, которые будут трудиться для Бога. А как трудиться для Бога? Это значит – для ближнего. Господь как сказал? «То, что ты сделал одному из малых сих, ты сделал Мне». Поэтому Богу угодно, чтобы одни оказывали любовь другим, и в этом есть служение Ему. И через твою любовь к ним они обратятся к Богу, Который тебя научил такой любви. Поэтому это богоугодно. Более того, Богу ничего, кроме этого, не надо. Если ты музыкант, ты должен играть ради Христа; если композитор, должен сочинять ради Христа, чтобы через звуки, которые ты сочинил, люди приходили ко Христу. Если строишь здание, – ради Христа, чтобы люди видели твои добрые дела и прославляли Отца, Который есть на небесах. Только в этом смысл, а больше ни в чем.

– Может быть, когда-то это было, в расцвет христианства...

– Ну конечно, было. Было вообще тысячелетнее царство Христа с IV по XIV век. А потом, в эпоху Возрождения того самого язычества (эпоха Возрождения, только не говорят чего), все это потихонечку стало закатываться. Мы, конечно, уже живем на закате. Те дома, в которых мы живем, эти страшные аквариумы, они о чем-то свидетельствуют? Только о ничтожном и хрупком эфемерном нашем мире. О некоей иллюзии нашего бытия. Мы как рыбки в аквариуме.

– И все равно Господь призывает нас к любви, любви христианской, хотя все труднее и труднее ее реализовывать.

– Нет, не труднее. Если человек христианин, он всегда может относиться с любовью к своему ближнему, даже к врагам своим. Любовь-то в сердце, всегда можешь быть и незлобивым, и кротким, и готовым простить, и на помощь прийти. Врагу тоже нужна бывает помощь. Если враг твой голоден, накорми его. Какие тут трудности?

– Люди с восхищением говорят о тех качествах наших предков, которые позволяли им кормить пленных и ухаживать за больными, ранеными, хотя они были враги.

– Ну да, русские моряки бросались в море и спасали от потопления турок. Полчаса до этого они в них стреляли с кораблей ядрами.

– Люди сейчас восхищаются этим как чем-то недостижимым в наше время.

– Почему недостижимым? Недавно один милиционер женщину спас из-подо льда. Никто не скажет, что по уставу он должен был раздеться догола и броситься в ледяную воду ее спасать.

– Такие эпизоды есть.

– Пожалуйста, сколько угодно таких. Маленькие дети спасают из огня братьев, сестер, даже дошкольники.

– Они настолько редки, мне кажется!.. О них как раз и говорят, и пишут.

– Все равно это же есть, значит – у него сердечко христианское. Душа человека вообще по природе христианка, даже если он в Казахстане живет. Просто надо следовать этому призванию.

– Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, если просим Бога, чтобы не болели дети, а они все равно болеют, то это попущено за наши грехи им страдать?»

– Не только за наши, ведь это не только наши грехи превратили наши города, атмосферу, реки, продукты питания в помойку. Это всеобщее, а все отражается и на иммунитете, и на атмосфере, и на воде, которую пьем.

– То есть все, что человек успел в жизни натворить...

– Лучше сказать: «нагадить». Это более точно. Человек творит и прекрасное здание, и прекрасные музыкальные произведения.

– Люди говорят, что конец света буквально виден уже, судя по развитию нашего общества.

– Ну, конец света видели и оптинские старцы; и один русский поэт сказал: «Апокалипсис на дворе». Меньше чем сто лет назад, но уже давно. Все признаки такого многие видели в действиях наполеоновских солдат, которые из храмов делали конюшни. Даже считали, что Наполеон и есть антихрист. Он, собственно, и был им, но просто такой еще маленький, не самый главный. А кто его знает? Если б ему удалось весь мир покорить, к этому бы и пришло. Себя бы поставил вместо Бога в храме – и пошло-поехало. Не дотянул. Так же и Гитлер. Цель-то какая? Захватить весь мир.

– Будем молиться, чтобы Господь и не только нам, но и нашим детям...

– ... дал время. Это зависит от того, сколько будет среди людей желания быть рабами Божиими. Захотят поработать для Господа, Он может еще на тысячу лет отодвинуть конец... Все и в руках Божиих, и в руках человеческих.

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протодиакон Константин Маркович. Тема беседы: «Богословие праздника Преображения Господня».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы