Великий пост и дела милосердия

19 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседы с батюшкой. Великий пост и дела милосердия. Выпуск от 19 марта 2014 г. На вопросы отвечает  настоятель Собора во имя Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга протоиерей Евгений Попиченко.

 

- Отец Евгений, здравствуйте! Благословите наших телезрителей.

- Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Бог всех нас пусть благословит.

- Отец Евгений, сегодня предлагаю нам с вами поговорить  на тему Великого поста и дел милосердия во время этого благодатного периода. Но, прежде чем начать беседу, хотел бы у вас спросить, как пережили зиму? Все-таки Екатеринбург – это Урал, а Урал это не тропики, а храм, в котором вы сейчас служите настоятелем, все-таки не в самом хорошем техническом состоянии вам достался. И мы уже говорили с вами о том, как вы создавали внутри тепловой контур, что до сих пор храм отапливается печками, дровами, углем – как в старые добрые времена.

- Слава Богу, зиму пережили. Было такое замечательное ощущение, когда в очередное воскресенье в самом начале марта вернулись с крестного хода... Мы каждое воскресенье после службы совершаем крестный ход вокруг собора, останавливаемся у четырех стен, молимся, кропим святой водой. Это такая замечательная русская забава. У нас несколько замечательных русских забав и для русских мужиков в том числе – можно поколоть дрова, можно вдоволь поубирать снега. Вот и крестный ход – это такое удивительное священнодействие, когда в 30о мороза выходишь после литургии, и прихожане, дети (дети очень любят крестный ход) вместе. Останавливаешься, на 4 стороны света благословляешь крестом, и потом кропишь также на 4 стороны света. А детишки как стайка воробушков: окропил их, разворачиваешь, а они тебя оббегают и снова перед тобой становятся и самые первые получают эту «дозу» святой воды. А когда 30 градусов, то вода уже в полете превращается в маленькие льдинки, видно, что на курточке она так белым слоем застывает, и детки радостные и счастливые.

И поэтому, когда в начале марта мы вернулись, говорю: «Ну, вот, слава Богу, дожили до весны». Слава Богу, никто не замерз. Простудные заболевания, они и в Африке простудные заболевания. Сейчас уже смотрим по весне к лету.

- Но работы много?

- Работы всегда много. И работы с людьми, и работы по хозяйству. Кроме того, Собор был передан с таким благословением, с такой резолюцией, что «отделу социального служения Екатеринбургской епархии для базирования передается Собор Успения» и для его дальнейшей реконструкции и строительства. Очень хочется начать в этом году демонтаж хлебозавода, который закрывает стены храма. Поэтому, дорогие братья и сестры, я прошу ваших молитв и за владыку Кирилла, и за раба Божия Анатолия со сподвижниками, и за строителей, и за прихожан, чтобы процесс двинулся. Потому что проект уже завершен, но для этого нужен какой-то специальный Божественный импульс. И, конечно же, если есть возможность, то помогайте, кто чем может.

- Отец Евгений, у нас уже есть телефонный звонок, поэтому предлагаю принять его, а потом продолжить разговор.

 

- Здравствуйте! Я из Екатеринбурга, меня зовут Елена. У меня такой вопрос: сестра моего мужа – человек скучающий и до поста мы созванивались часто. А сейчас идет Великий пост. Как начинающий христианин я следую правилам ограничения, в том числе ограничения пустых разговоров, и я ограничила эти звонки. И сразу пошли обиды. Посоветуйте, что мне делать: оправдываться перед ней, или объяснять (она старше меня на 10 лет). Как мне быть? Сестра – она не церковный человек.

- Всегда хорошо договариваться, всегда можно обозначить, что мы выходим на Великий пост. Великий пост – это воздержание, воздержание в первую очередь от греха, и поэтому мы не случайно с самого начала Великого поста просим, умоляем Бога, что «Господи, Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть святая церковь выделает из множества грехов и пороков эти четыре, по-видимому какие-то ключевые, и в них вставляет в том числе и празднословие. Поэтому можно поговорить, попросить, что «давай попробуем поговорить в меньшей степени». А для себя всегда можно сделать ограничение, что я сестре свои новости могу рассказать в течении 5 минут, а после 5 минут сказать «извини, мне нужно срочно заняться другим делом» и деликатно, вежливо, но отойти в сторону. И сестре внимание уделила, и слишком много не наговорила.

 

- Ну, что же, давайте перейдем к нашей теме, к делам милосердия. Потому что  в предыдущей передаче в гостях был отец Анатолий Куликов, который очень хотел, чтобы мы отошли от темы диеты во время поста и поговорили о самом главном – о молитве, и в том числе о делах милосердия. Но вот о делах милосердия мы не успели поговорить, поэтому предлагаю нам с вами на эту тему поговорить. Все-таки Великий пост – это период, когда человек должен думать не только о том, что он ест и что не ест.

- Давайте. Вспомнилось к слову «слово преподобного Ефрема Сирина»: «дорогие христиане, пусть вся ваша жизнь будет богослужением». Не делить так, что богослужение – это на вечерне или на утрене, в храме на воскресной литургии. А вся жизнь должна быть богослужением. Как говорит апостол: «едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию». Каждое дело может быть совершено во славу Божию. И не случайно церковь дела милосердия называет литургией после литургии. То есть, если мы называем литургией общее дело – мы собираемся на общее дело помолиться – то, помолившись, мы идем вместе на следующее общее дело – на служение ближним. Это дела милосердия.

- По воскресеньям после литургии у вас каждую неделю собираются добровольцы.

- Да, мы всех приглашаем в добровольцы, дорогие екатеринбуржцы. Потому что из других городов дистанционно, наверное, как-то сложнее это сделать. Хотя можно, по крайней мере, для обмена опытом приехать и посмотреть, как этот процесс вообще настраивается. Каждое воскресенье в час дня у нас проходят встречи с добровольцами. На сегодняшний момент в нашем полку уже более 400 человек, которые реально включены в служение милосердия. И каждую неделю приходит от 5 до 10 новых человек на собеседование – у нас предварительное знакомство. Мы с ними знакомимся, выясняем, нет ли тяжело душевнобольных людей – цель первой встречи посмотреть насколько человек адекватно и в добром уме и твердой памяти принимает решение о добровольческом служении. Потому что дальше мы уже планируем, куда человек пойдет: или в дом ребенка, или в дом престарелых, или в детский дом-интернат. И мы должны отвечать за тех людей, которых мы через службу милосердия туда приводим. Поэтому и нужна такая первичная диагностика. Знакомимся, выясняем, что человек может, хочет, любит, что ему интересно и направляем в тот или иной отдел или проект. Далее в течение нескольких дней с человеком связывается координатор добровольцев, который знает, что нужно в том или ином направлении, и уже более четко обозначает задачи, которые стоят перед человеком.

- У нас есть телефонный звонок. Примем его. Здравствуйте, мы вас внимательно слушаем!

 

- Здравствуйте! Меня зовут Александр, я звоню из Уфы. У меня такой вопрос, батюшка: если на Великий пост, да и не только на Великий, выпадает какое-нибудь спортивное мероприятие, соревнование, можно ли его смотреть? Не целый день, конечно, а полтора-два часа. Не будит ли это праздностью? Спасибо.

- Вообще я советовал бы христиан время Великого поста сделать максимально свободным от информационных технологий. Выйти из сетевых групп на это время, с различных форумов и, конечно, с телевидения. В одной из передач я делал подсчет, что если человек 2 часа в день смотрит телевизор, не важно что. Два часа в день, 14 часов в неделю и так дальше. За жизнь из 50 лет человек просто вычеркивает, выбрасывает из своей жизни времени более 4 лет, без сна, без еды – это время, которое человек проводит лицом к лицу с телевидением. Мне кажется, здесь надо разумно подходить. Два часа в день – это много. Два часа в выходной день – как некоторое поощрение – это допустимо. Чтобы человек понимал, что есть время для работы, время для школы, время для занятий, для чтения, и есть время для отдыха. Ну, например, 2 часа в субботу или воскресенье посмотреть мероприятие. Так это будет и ожидаемо, потому что поскучаем, чтоб радостней была минута нашей встречи, и с другой стороны это разумно. А так жалко времени. Нужно посоветовать перечитать «Сказку о потерянном времени».

 

- Замечательная сказка.

- Да.

- Отец Евгений, еще один телефонный звонок и потом продолжаем разговор. Здравствуйте, мы вас внимательно слушаем!

 

- Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, ведущий. У меня такой вопрос: я сама мусульманка, а дети у меня православные. Старшего сына я схоронила. И получается, что я молюсь и по мусульмански, и по православному. Хожу в церковь и стою на молитвах, когда батюшка служит, а вечерами молюсь по мусульмански. Это неправильно? Это грех?

- Молиться никогда не грех. Обязательно надо молиться и просить Господа, чтобы Он дал свое внимание, свою заботу и свою благодать сыну. Но надо понимать, что самое главное единство, которое есть в жизни, это единство веры и единство духа. Потому что каждый из нас рано или поздно перейдет этот порог вечности, и очень хочется, чтобы мы оказались в одном месте, чтобы наша встреча с Богом была совместная и радостная. А для этого, конечно, нужно быть в одной вере. Помоги Господи вам.

 

- Спасибо большое, батюшка, за ответ. Вот когда мы говорим о делах милосердия и вообще о епархиальной службе милосердия, вспоминается сестричество, сестры милосердия. Очень много они трудятся, работают над самыми разными проектами. Обязательно и об этом поговорим. Но мы все равно как-то в меньшей степени говорим о мужчинах. Но ведь при храме, насколько я знаю, создается и уже создано братство. Расскажите, батюшка, чем занимаются люди, куда двигаются, что вместе делают, с какими вообще целями создается братство при православном храме?

-  Если сказать точнее, оно создано при службе милосердия, потому что в него входят братья из разных приходов, из разных храмов. Поэтому мы не ставим цель всех собрать в один приход, чтобы сохранять добрые взаимоотношения и с духовниками у которых окормляются братья. Объединяют дела милосердия, объединяет совместное служение, объединяет добровольчество. И, если мы уж заговорили об этом, у нас на следующей неделе замечательное братское мероприятие: складываются обстоятельства жизни так, что 14 человек из братства, очень надеюсь, побывают в течение недели на святой горе Афон. Такое будет у нас замечательное паломничество. Помолимся, побываем у святынь Свято-Пантелеимоновского монастыря, других монастырей Афона. И, если Господь и Пресвятая Богородица разрешат, то очень хочется подняться в храм Преображения, который находится на вершине горы Афон и, если будет такая возможность, там помолиться. Братья собираются для служения.

И мне вспомнилась встреча добровольцев, вообще первая самая встреча, организованная года три назад, на которую пришло 20 человек и 17 из них это были крепкие, здоровые русские мужики. Это было настолько потрясающе, что сидят трезвые, здоровые, красивые, где-то моего возраста, чуть помладше, 30-40 лет мужчины, которые являются людьми верующими, церковными и активно участвующими в службе милосердия.

И вот потихонечку мы стали организовывать совместные дела и в службе, и в приходе, и в паломнических поездках. Это очень замечательная возможность объединять добровольцев и прихожан в таких несколько дневных поездках. И потихонечку пришла идея, что должно быть братство. Братство – как дополнительная возможность на пути ко спасению. Потому что любая организация дает ресурс: ресурс совместной молитвы, братского общения, братского плеча, помощи, когда человек понимает, что у него есть за спиной несколько десятков братьев, тогда и жить становится легче.

- А как быть с ребятами молодыми, которые еще не воцерковленные? Я знаю, что есть пара человек, которые к вам примкнули.

- Пара человек – это руководители других. Там около десяти человек во главе с рабом Божиим Антонием, дай Бог ему доброго здоровья.

- Ребята очень активные, и спортом занимаются, и участвуют в приходской жизни...

- Накануне поста они организовали часть праздника масленицы. Было очень здорово смотреть, когда пару десятков мужчин тягают гири, подушками друг друга мутузят, канат перетягивают... Как-то это очень радостно. Знакомимся. Начинаем этап оглашения, воцерковления, узнавания о вере. Потому что любой путь к церкви должен начинаться поэтапно, по ступеням. И первая ступенька – это надо узнать, что такое православие и вообще зачем человек ходит в храм, зачем человек вообще живет. Для этого необходимо пообщаться, поговорить. Вот, слава Богу, такие занятия у нас начинаются с молодыми мужчинами, молодыми бойцами, будущими братьями. Потихонечку подрастут, зарекомендуют себя как надежные христиане, прихожане, и дальше придут в братство.

- Мы можем продолжить разговор об огласительных беседах, но прежде у нас снова есть телефонный звонок. Здравствуйте, мы вас внимательно слушаем! Давайте познакомимся. Как вас зовут?

 

- Добрый вечер. Вы меня знаете наверное.

- Да, Евгений Александрович, здравствуйте!

- У меня вопрос о прощении, как к этому относиться. В Евангелии Христос говорит четко: «если твой брат согрешил против тебя – выговори ему, если он покается – прости». Но есть же моменты, когда он не собирается каяться, ситуация может быть разная. Допустим, пример: человек совершил подлость, и мы его автоматически прощаем. Не способствуем ли мы большей подлости этим? Простить может быть и надо, внутри себя, но внешне хотя бы не показывать ему этого. А то мы только будем поощрять это!

-Евгений Александрович, а в чем ваш вопрос?

- Прощать или не прощать? Давайте попробуем ответить. В Евангелии говориться, что если человек согрешит против тебя и, обратившись, скажет «каюсь!», то прости ему. Но покаяние это не слова, покаяние это дела. Как говорит апостол Иаков: «покажи мне веру со слов твоих, а я тебе явлю веру с дел своих. Как тело без духа мертвое, так и вера без дел мертва есть». Покаяние – это одно из дел веры, покаяние всегда должно выражаться делами: изменением ситуации, изменением отношения, жизни. Если человек просто болтает о прощении, но никак не меняется, то в этом нет никакого покаяния. А прощение подразумевается, когда человек обратился и сказал: «каюсь, прости меня!» или как обычно говорят «прости, я больше не буду». И если седьмижды семьдесят раз так произойдет, то «остави ему» - говорит Господь. Потому что нам важно мир в своем сердце сохранить. Как человек живет со своим не исправлением – это его ответственность. Но если мы не прощаем, то нас Отец Небесный не простит. Поэтому нам надо научиться прощать. Господь говорит: «Мне отмщение и Аз воздам», то есть не нужно на себя брать суд Божий. Если человек «злостный неисправляльщик», благослови его, помолись за него, поделай ему доброго здоровья и можешь не вступать с ним в общение, потому что «будет тебе яко язычник и мытарь». Ведь совсем не обязательно быть с человеком в контакте. Просто надо к нему доброжелательно относиться. Как, например, мы доброжелательно относимся к уссурийскому тигру, мы его очень любим, очень замечательное живое существо, красивое, но лучше его в тайге обходить километра за три. так порой надо общаться и с некоторыми нашими собратьями: любить, но на расстоянии, километра за три.

 

- Спасибо большое, батюшка. Еще один телефонный звонок. Здравствуйте! Мы вас внимательно слушаем! Давайте будем с вами знакомиться.

 

-  Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, ведущий. Звать меня Алексей, я из Саратова. Вопрос у меня такой: Господь говорит, что «делай добро так, чтобы правая рука не знала, что делает левая», но бывают случаи, когда нужно помочь человеку, действительно нуждающемуся, и потихоньку сделать этого не получается, приходится передавать деньги из рук в руки. И человек это знает. Не противоречат ли друг другу слова Господа и такое дело?

- Да, спасибо большое за вопрос.

- Когда у нас правая рука не знает, что делает левая? В каких ситуациях? Интересный такой акцент делает Господь: «пусть не знает правая рука, что делает левая». Например, когда мы зубы чистим у нас правая рука не знает, что делает левая, потому что человек встает и не задумываясь о руках он делает привычное движение. Когда за стол садится, он какой рукой привык ложку брать, такой и берет. Вот точно так же с милостынею.  Милостыня должна быть доведена до такого навыка, что человек к нам обращается и мы, видя его нужду, трезво рассуждая, чтобы не навредить, потому что в некоторых случаях денежные знаки человеку вредят и гораздо полезнее оказать ему милостыню в виде товаров материальной помощи. Речь идет о том, чтобы мы так реагировали, чтобы не ставили себе это в зачет, чтобы особо не вдавались в глубь: как человек использует эти средства, что он там с ними будет делать, - рассудили, сделали и не пожалели. Отдали и забыли. А то, что это делается на виду – так это не о том.

 

- Отец Евгений, еще один телефонный звонок. Здравствуйте! Мы вас внимательно слушаем! Откуда вы нам дозвонились? Давайте знакомиться.

 

- Здравствуйте, ведущий, здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос к вам: я сейчас читала евангелие от Матфея, и меня заинтересовало, что это обозначает – перед тем, как Христа распяли на кресте, Он проповедовал в храме и он сказал такие слова, когда уходил из храма: «Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!». Что это обозначает? Какой храм Он оставит – то ли храм в сердце каждого человека и Он оставляет его, когда человек не с Богом, то ли Он храм оставит. О каком храме идет речь? Объясните мне, пожалуйста.

- Речь в данном случае идет о народе иудейском. Господь обращается к Иерусалиму: «Иерусалим! Иерусалим! Сколько раз Я хотел собрать тебя, как птица собирает птенцов под крылья свои. Я посылал к тебе пророков. Но Иерусалим, избивающий пророков и прогоняющий посланных к тебе! Хотел собрать, но вы не собираетесь на Мою проповедь, вы ее не слышите, вы не следуете за Мною. Се, оставляется вам дом ваш пуст...» И Господь обращается и призывает язычников. А говорил Он это накануне своего восшествия в Иерусалим, то, что мы называем Входом Господним в Иерусалим, накануне Вербного воскресенья. И уходя из города Иерусалима здесь Он говорит про конкретное событие, что не «увидите Меня, пока не воскликните: благословен Грядущий во имя Господне!» И когда через несколько дней Он вошел в город, весь Иерусалим встречал его «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!».

 

- Батюшка, вернемся к разговору об огласительных беседах, и в том числе о встречах добровольцев. Вы ведете такую еженедельную, ежедневную работу по привлечению новых людей в свои ряды. Неужели «из полка» выбывает или просто их не хватает? С чем это связано? И, во-вторых, в продолжении об огласительных беседах. Насколько я знаю, у вас нет какого-то курса, что набрали какую-то группу и вот она должна пройти обучение в течении определенного количества времени. Беседы построены так, что всегда к этой группе можно присоединиться. Поговорим и об этом.

- Да, одно из первых дел, которое мы положили в основание развития прихода, это обучение вере. Поэтому были организованы огласительные беседы. Они состоят из двух этапов. Первое – это вероучительные беседы, состоящие из 12 встреч, в которых рассматриваются самые начальные азы веры, Евангельская  история, разговоры о таинствах, о церкви. А второй этап – это разговор о страстях. Потому что важно, чтобы человек не только теоретически узнал основы веры, но и попытался практически к себе применить. Следующий цикл – разбор святоотеческого учения о страстях. Потому что очень важно человеку понять, что он из себя представляет, посмотреть в зеркало Святых Отцов и сделать себе предварительную начальную диагностику. Для того, чтобы сделать первые, а может и не первые шаги, а более глубокие, для подготовки к исповеди. Занятия построены таким образом, что присоединиться можно с любого из них. Поэтому человек желающий начать изучать веру  начиная, например, с пятого занятия приходит и дослушивает потом со следующей группой. Это очень удобно, потому что нет необходимости ждать 3-4 недели и группа поддерживается всегда в определенном количественном составе.

Что касается добровольцев. Спрос рождает предложение. Каждый день в службу милосердия обращаются люди за помощью: и за помощью на дому одиноким и престарелым, и в учреждениях возникает нужда. Получается постоянный такой процесс. Приходят люди и для них находятся новые послушания. Усиливаются, дополняются. Кто-то действительно устает, кто-то на какое-то время уходит в отпуск. Это живой организм, живой процесс. Это интересно.

- На самом деле подготовлено много вопросов. Хотелось бы спросить и про детскую школу, и про реальные проекты. Например, в эту субботу будет проект, организованный службой милосердия при вашем храме. Речь идет о том, чтобы накормить... Или подготовить?

- 22 марта в субботу в 12 часов будет очередная встреча (ежемесячная) с добровольцами. Мы решили ее провести немножко в другом формате. Буквально 8 марта впервые в Екатеринбурге был презентован проект «Народный стол». Мы где-то месяц назад познакомились с руководителями «Фудс банка» - это в переводе на русский язык «Банк еды». Для тех кто не знает: ежегодно выбрасывается хорошей качественной еды (не реализовано) на один триллион долларов. То есть это колоссальные цифры. Причем эта еда не просроченная. Просто каждая корпорация готовит в прок. Из магазинов часть продуктов раскупают, а часть остается, а часть остается на складах. И вот эти огромные залежи нужно куда-то девать.  Обычно их просто уничтожают. А руководители этого проекта «Фудс банк» организовали замечательную систему: они вовремя берут продукты и распространяют нуждающимся. В течение года это порядка 5 тысяч тонн хорошей, качественное еды. В том смысле, что не просроченной.

Во-первых, они пришли в службу милосердия от московской службы милосердия с этим предложением – настроить распространение нуждающимся. И пришли со вторым предложением – организовать народный стол. То есть это замечательная возможность совместной фасовки продуктовых наборов для малообеспеченных людей. Собирается группа людей и начинается такой технологический процесс. Длится два-три часа, за которые нафасовывается порядка шести тысяч порций еды. В данном случае – гречневой каши по рецепту повара Свято-Данилова московского монастыря. Потом уже эти продуктовые наборы развозятся нуждающимся. И в область, и нашим коллегам некоммерческим организациям. И в субботу собрание добровольцев будет проведено таким образом: соберемся и будем фасовать эти наборы.

- Еще один телефонный звонок. Здравствуйте, мы вас внимательно слушаем. Представьтесь, пожалуйста. Откуда вы к нам дозвонились?

 

- Здравствуйте, ведущий. Здравствуйте, батюшка. Это Алексей Серов вам звонит. Понимаете, я сейчас в таком состоянии, что я не могу настроиться на молитву. То меня что-то отвлекает, то какое-то искушение происходит, то в сон клонит. Как мне настроиться подскажите, пожалуйста.

- Очень просто. Есть замечательное духовное упражнение. Называется земные поклончики. Можно вообще на какое-то время молитвенное правило заменить на земные поклоны с короткими молитвами. Можно взять, например, в вечерних молитвах 7-ю, по-моему. Молитва Иоанна Златоуста. Там 24 воззвания на каждый час. Выбрать короткие воззвания, порядка 10, которые более всего трогают. И вот – 20 земных поклонов это 10 молитв. С каждой молитвой по два земных поклончика. Не спеша, вдумчиво, с сокрушением сердца. Это будет и хорошее физическое упражнение – не заснете, и покаяние может пробудиться в душе. Попробуйте так. Очень помогает.

 

- Батюшка, еще один телефонный звонок и потом тогда продолжим Здравствуйте, мы вас внимательно слушаем. Давайте познакомимся. Откуда к нам дозвонились?

 

- Меня зовут Вероника, я из Чебоксар. Я постоянно слушаю батюшку Евгения Попиченко и очень благодарна за все го советы. И у меня такой вопрос по поводу Евангелия: нужно ли читать Евангелие по одной главе или можно больше? И по-порядку ли читать или можно, когда захочешь, открыть любую страницу и почитать. Как это сделать правильно? расскажите, пожалуйста. Очень меня интересует правило чтения Евангелия. Спасибо.

- Спасибо, Вероника. Евангелие читать надо. Потому что это один из замечательных источников Божией благодати. И слава Богу, что вы это дело любите. Любовь приходит не сразу, она воспитывается, воспитывается через труд, через молитву ко Господу. Очень хочется пожелать всем нашим телезрителям, чтобы они научились любить Евангелие, научились любить читать Евангелие. Что касается порядка. Обычно, такая обще церковная практика, читать по одной главе в хронологическом порядке. Глава за главой, один евангелист, другой, третий, четвертый. И потихонечку формируется представление о том, как Господь хронологически во времени и проповедовал, и шел к цели своего жизненного земного пути. Но когда выпадает минутка свободного времени, можно открыть Евангелие на любом месте, можно открыть любимое место Евангелия, например, 8-я глава от Иоанна с 3 по 11 стих (это мое любимое место), где говорится о том, как ко Христу была приведена женщина, взятая в прелюбодеянии, и как Христос ее спас от народной казни. И почитать, свое сердце укрепить. А можно взять и прочитать за один присест сколько по времени получится. Лишь бы читали внимательно, с любовью, с благоговением. Прочитали, перекрестились, поцеловали страницу дорогой книги и благоговейно ее закрыв положили на  святое место к иконам или рядом с молитвенным уголком.

 

- Батюшка, спасибо большое за ответ. Продолжаем говорить о храме. Вот мне сказали о том, что у вас начался выпуск «Успенского листочка», такая миссионерская работа. Уже три «листочка» вышло при храме.

- Ну, да. Потому что люди приходят постоянно, постоянно возникают одни и те же вопросы. Чтобы не мозолить язык, лучше один раз сделать какой-то хороший внятный листочек, простой, красивый, симпатичный, на самые популярные темы: зачем мы молимся, как правильно ставить свечу, зачем нужно таинство соборования, что такое крещенская вода, как правильно подготовиться к причастию. Этих вопросов очень много. Но когда будет стенд, на котором в порядке стоят листочки с ответами на вопрос, это будет очень удобно. Киоскер, или любой батюшка, или катехизатор может на какие-то простые вопросы, но которые требуют минут 20 ответа, порекомендовать взять листочек. Человеку это будет доступно и понятно. На самом деле очень хорошо, когда есть пример. И сейчас я особо нового ничего не изобретаю, а все то, что видел у своего отца духовного, у отца Димитрия. Одним из первых дел в Свято-Пантелеимоновском храме было как раз издание приходского листка, который потом вырос в целый епархиальный журнал «Православный вестник». То есть на сегодня это полноцветный журнал с замечательными и содержанием и выполнением. Журнал «православный вестник». У него есть сайт. Конечно, ему нужна помощь. Вот так удивительно «Успенский листок» вывели на «Православный вестник». На счет помощи можно посмотреть на ekbmiloserdie.ru, в том числе там есть и о «Православном вестнике», и, что касается Собора Успения, мы потихонечку готовим сайт, то есть он уже сделан, просто его сейчас нужно наполнять,  – sobor-uspenie.ru.

- «Православный вестник» это ведь тоже журнал, который делается добровольцами. Люди не получают жалованье за то, что каждый месяц создают такое интересное издание и трудятся.

- Это тоже своего рода уникальный проект, потому что там порядка 25 человек трудятся. И корреспонденты, и фотографы, и корректоры...

- И редакторы, и вы.

- И я тоже доброволец в этом проекте. И это дает какую-то «незамыленность» и живость журналу. Потому что все равно, когда это делается за зарплату, когда это в каком-то регламенте, то это накладывает определенные рамки и определенные стереотипы. А тут свобода творчества.

- А тут получается пожертвованные деньги идут в помощь вашим нуждающимся.

- Вырученные средства с реализации журнала идут вновь в службу милосердия. То есть получается такой «круговорот в природе»: человек, приобретая «Вестник», сразу становится благотворителем службы милосердия. Приятное с полезным совмещает.

- Батюшка, у нас не так много времени. И поэтому я попрошу все-таки рассказать несколько таких вот примеров, историй из вашей работы и жизни. Мне говорили о том, что замечательная есть притча или рассказ о Мамином-Сибиряке.

- Это не притча, это история из жизни. Обычно, когда с детьми общаешься, да и со взрослыми тоже, у взрослых тоже все в порядке с их прихотями и гораздо даже больше, чем у детей. Мы живем в такое время, что с одной стороны вроде как благополучное, а с другой в каком-то смысле несчастное, потому что человек настолько «раздерган» между рекламами, между тем, что хочется и тем, что можется. В наше время, когда я был ребенком, мы даже когда очень хотели кушать, у нас и было-то бутылочка газировки «Буратино» и бублик за 5 рублей. И вот так очень скромно, фактически аскетически мы могли перекусить. А сейчас у любого подростка такой искус, такое искушение: и чипсы, и орешки, и сухарики, и соки, и все, что поврежденной грехом душе угодно. Любую прихоть за ваши средства.

Дмитрий Мамин-Сибиряк когда был маленький, он также чего-то там захотел. Но к его счастью у него папа был священником. Да, у нашего русского уральского писателя папа был священником. И когда он услышал от Димочки такое пожелание, он не забыл, не затер, а вечерком посадил своего малыша на коленки: «Ну, давай, Димочка, с тобой поговорим».

- У тебя обувь на ножках есть?

- Есть.

- Не жмет?

- Не жмет.

- Не дырявая? Хорошо. У тебя хлеб на столе есть?

- Есть.

- Не голодаешь?

- Нет.

- Сыт?

- Сыт.

- Крыша над головой есть? Хорошо. Не капает?

- Не капает.

- Не мерзнешь?

- Нет.

- Ну, вот, дорогой мой сын. То, что у тебя есть, это необходимое, то, что тебе нужно. А то, что ты попросил, это прихоть.

Так вот, время Великого поста это в том числе и время работы над собой, время разбираться со своими прихотями. Потому что у нас настолько развращена душа, которая хочет всего подряд и не в меру, и совершенно во вред своему здоровью телесному, что вот эти прихоти лишают человека свободы. Свободы выбора в том, что человеку необходимо.

- Отец Евгений, а вот еще одна история, которая тоже связана с вашими добровольцами, с семьей. Семейная пара, которая пришла к вам несколько лет назад, у них уже был взрослый ребенок. И пришли они на грани развода.

- Они какое-то время были в разводе. Наступил период кризисной ситуации в семье. Но на этой волне они пришли в церковь, они пришли к Богу. Сначала супруга, потом за ней муж. Это удивительная история, как-то они друг друга поддерживали и за женой в храм пришел муж. Исправив ошибки и стой и с другой стороны, они восстановили семью, повенчались и через какое-то время пришли в добровольцы. Действительно у них уже взрослый сын. Пришли они в добровольцы: она в сестричество, в очень ответственное направление – помощь онкологически больным детям, он золотыми руками пришел по хозяйству помогать – и гуманитарный центр, и отдел социального служения ремонтировать. А потом потихонечку пришла такая идея, Господь слышит наши запросы и дает то, что мы можем понести и сделать. Один из благодетелей отдал свой загородный дом под детский приют. Детский приют «Радость моя». Потихонечку стал формироваться образ проекта. И эта семья оказалась на передовой. То есть семья будет жить в этом доме, наши добровольцы, уже сотрудники в течение года. Они буквально на днях закончили школу приемных родителей. Будут приемными родителями. То есть будут папой и мамой тех детишек, которых Господь пошлет в этот приют. Приют или Дом семьи, как мы назовем. И они будут папой и мамой детей, даст Бог, может многодетными будут. Как-то очень радостно и надежно поручить им это направление. А вокруг них уже будут формироваться другие сотрудники, приходить и воспитатели и т.д. Но они будут передовым отрядом, «разведкой боем». Прошу ваших молитв за рабов Божиих Вячеслава и Елены, чтобы Господь дал им сил, дал решимости и все устроил по Своей святой воле.

- Отец Евгений, мы еще хотели поговорить с вами о том, что помимо детской воскресной школы, которая действует при храме, помимо тех направлений и проектов о которых мы уже поговорили, хотелось бы напомнить о том, что у вас совсем скоро откроется библиотека при приходе.

- Библиотека уже открылась. Сейчас мы формируем библиотечный фонд. Поэтому, дорогие друзья, опять же екатеринбуржцы, у кого на полочках стоят книги, которые вы уже прочитали, которые могли бы быть полезны братьям и сестрам (очень много людей пришло через книгу к вере во Христа), приносите. Это тоже своего рода милостыня, потому что есть такой закон, что обративший человека с пути греховного спасет душу и покроет множество грехов.  Может быть та или иная духовная книга поможет кому-то изменить свой жизненный путь в сторону церкви, в сторону спасения. Пожалуйста, поделитесь кто чем может. Художественных книг не нужно, нужны православные, святоотеческие книги. Они могут хорошо пригодиться в библиотеке. Потому что очень хочется, чтобы люди читали, чтобы учились читать, любили читать.

- Еще будет и видиотека действовать.

- Да, видиотека, аудиотека. Видиотека – это не видеокассеты, а более современные диски с видеофильмами. Адрес Собора: ул. Кирова, 65, Собор Успения Пресвятой Богородицы.

- Можно приходить и в субботу, и в воскресенье, приносить книги?

- В любой день. Собор работает ежедневно с восьми до восьми.

- Отец Евгений, ну и на последок не могу вас не попросить рассказать замечательную историю об одной из ваших добровольцев, Наталье.

- История действительно замечательная. Замечательная тем, что она характеризует жизнеспособность сестричества. Насколько я знаю из опыта, сестричество – такая организация, которую непросто порой развивать. Во многих сестричествах когда-то первый поток энтузиастов, добровольцев пришел, и потом на этом все остановилось. И сестры в основном такого средне-пожилого возраста. А здесь при очередном собеседовании с добровольцами заходит молодая женщина, девушка. Дело было летом, она пришла такая вся светлая, в белой одежде. Заходит, скромно садится и говорит: «А я хочу быть сестрой милосердия». Настолько приятно, что молодая женщина не куда-то там хочет свои таланты применить, и жизнь свою изждить, а хочет научиться быть сестрой милосердия. Сейчас она уже в сестричестве, несет определенное послушание, проходит испытательный срок. Обычно у нас около года дается время, чтобы сориентироваться мое - не мое. А работает она в военкомате по поиску уклонистов. такая хрупкая девушка ищет и возвращает в ряды вооруженных сил тех, кто так или иначе пытается отлынить.

- Совсем не похожа на персонажа, которых показывают в рекламе или в фильмах.

- Военкомы лично приходят за уклонистами в фильмах. А тут раба Божия Наталья,  дай Бог доброго здоровья.

- Отец Евгений, мы сегодня постарались с вами поговорить не просто о Великом посте и не просто общими словами о делах милосердия, но и нас получились такие «дела милосердия в лицах». Конечно, спасибо вам большое, что пришли. И в окончании программы попрошу несколько слов наставлений для наших зрителей.

- Дорогие мои друзья, очень радостно вновь вам напомнить, что продолжается Великий пост – время особое, время для воспитания своей души. Для сотрудников, добровольцев, сестер мы проговорили какие-то дополнительные духовные упражнения, которыми хочется также с вами поделиться. В первую очередь, я предложил почитать «Лествицу». Замечательное духовное произведение преподобного Иоанна Лествичника. Оно является уже более-менее взрослой пищей для тех, кто привык к святоотеческому чтению. Хорошо поразбираться, подумать, вместе почитать это удивительное духовное произведение, которое воспитало тысячи и тысячи святых преподобных отцов. Также к молитвенному правилу можно присоединить молитву преподобного Ефрема Сирина, взяв такое дополнительное духовное упражнение, вместе с поклонами. И конечно обязательно, дорогие мои, организуйтесь так, чтобы хотя бы несколько раз за время Великого поста побывать на литургии преждеосвященных даров. Потому что без понимания этой службы, без её осмысления, вообще трудно себе представить богослужения Великого поста. Потому что в субботу и воскресенье службы абсолютно такие же, как и в обычное время. Вот литургия преждеосвященных даров – это нечто особо удивительное. И помогай нам всем Господь.

- Отец Евгений, спасибо вам большое за столь добрые слова.

 

Расшифровка: Анна Поздняк.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать