Беседы с батюшкой. Память святителя Николая Чудотворца

19 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о почитании святых и о памяти святителя Николая Чудотворца отвечает клирик храма Троицы Живоначальной у Салтыкова моста г. Москвы священник Николай Конюхов.

– Сегодня наша передача посвящена дню памяти святителя Николая Чудотворца.

Отец Николай, поздравляю Вас с Вашими малыми именинами.

– Спасибо большое.

– Почему так почитается святитель Николай в России, хотя его жизненный подвиг совершался совсем в другой стране?

– Для нас, христиан, расстояние не имеет принципиального значения, потому что Господь наш Иисус Христос жил в современном Израиле, родился в Вифлееме, проповедовал в Иудее, Самарии. Для нас равно остается самым главным событием проповедь Иисуса Христа. Поэтому тут вопрос другой – вопрос помощи.

Святитель Николай жил в городе Миры в Ликии, но на Руси прекрасно знают, что если  обратишься к Николаю Чудотворцу с молитвой, то он заступится, поможет. Его даже называют в народе Николай Угодник. Недаром, потому что он действительно отзывчивый. Он и при жизни был очень добрым человеком. Мы читаем его житие и удивляемся, как он помогал бедным. Один человек ковер хотел продать, чтобы отпраздновать день памяти святителя Николая, так он сам у него этот ковер купил и его же принес обратно в дом. Один раз спас ребенка, который упал с лодки (родители с ним плыли в святой город Иерусалим). Много таких случаев. Главное, что и после своей смерти он очень много кому помогал, и на Руси все знают, что по молитвам святителя Николая действительно Господь творит настоящие чудеса.

– Расскажите о мощах святителя Николая, об истории.

– После смерти святителя его святые останки находились в самом городе Миры. Там они были вплоть до XI века. В XI веке, как мы знаем, были множественные набеги на империю, особенно  турок, и при императоре Константине I ситуация дошла до крайних моментов, потому что город был разграблен, сам храм и мощи охранялись только четырьмя монахами. Многие христиане на Западе очень переживали по этому поводу, потому что турки совершенно по-варварски поступали: врывались в храмы, грабили их, мощи увозили.

Христиане переживали за честные мощи святителя Николая. Купцы из города Бари решили их перенести. Они приехали в город Миры, связали этих четырех монахов (потому что они были против даже за деньги отдать мощи святителя), большую часть (где-то четыре пятых) мощей увезли с собой, в город Бари, где их торжественно встречал местный епископ и народ. Очень большое воодушевление было. Их поместили в церкви, а потом построили отдельный храм святителя Николая, где они до сих пор пребывают под спудом.

– То есть только часть мощей?

– Да. А часть осталась там, небольшие останки, кости, потому что сколько успели вынуть… Когда их открыли, оказалось, что кости плавают в благоухающем мире. И вот что успели взять с собой… Причем у пресвитера, который с ними был, некуда даже было сложить эти кости. Он взял часть своей одежды, завернул в нее эти кости и отвез их в итальянский город Бари. А вот остаток мощей привезли венецианцы. У них тоже есть отдельная церковь святителя Николая, и там над престолом хранится ковчег с оставшимися небольшими фрагментами – где-то одна пятая всех мощей хранится именно там, в Венеции.

– А в Бари они хранятся под спудом?

– Да. Только недавно к нам привозили всечестные мощи святителя Николая, показывали сам этот престол, под престолом небольшое окошечко, откуда вынимают миро. Первый раз мощи святителя Николая покинули это место и прибыли в пределы России, было очень большое событие для всех православных, особенно для жителей Москвы. И не только для них, потому что приезжали со всей России поклониться мощам, помолиться около них.

– Оспаривается ли подлинность мощей святителя Николая?

– Кто-то оспаривает, но я знаю, что были исследования антропологов. Во-первых, они подтвердили, что останки в городе Бари и останки в Венеции  одного человека. Я знаю, воссоздавали по черепу антропологический портрет святителя Николая с характерным высоким лбом, выступающими скулами и так далее. Большинство ученых сходятся во мнении, что это именно подлинные останки.

– То есть он похож на тот образ, который мы видим на иконах?

– Да, характерные черты.

– Интересно, что накануне Нового года мы дарим друг другу подарки. На Западе есть традиция, там есть Санта-Клаус. Есть ли какая-то связь этих традиций с именем святителя Николая?

– Есть непосредственная связь, потому что «Санта-Клаус» переводится как «святой Николай». Это идет от истории о помощи святителя Николая одному человеку. У этого человека было три дочери, которых нужно было выдавать замуж. У него не было денег, а бесприданниц тогда пристроить замуж за хорошего знатного человека было сложно. Поэтому он был в отчаянном положении. Отчаяние – плохой советчик, потому что ему пришла мысль чуть ли не отдать дочерей заниматься плохим делом, для того чтобы какие-то деньги добыть для их замужества. Дочери были очень красивые. Святитель Николай – епископ города, где жил этот человек, тайно ночью прокрался и подкинул ему мешок с золотом в окно. Утром отец проснулся, нашел золото и успешно выдал старшую дочь замуж. В следующий раз опять святитель Николай прокрался ночью, чтобы никто не видел и не знал, и опять подкинул мешок. Отец выдал замуж вторую дочку.

Когда святитель Николай хотел помочь третью выдать замуж, отец подкараулил его. Он не спал ночь, ждал, а когда услышал, что деньги падают на пол, выбежал, упал в ноги святителю, узнал епископа и, конечно, благодарил его. Святитель Николай взял с него обещание, клятву, что тот никому не расскажет о нем. Об этом люди узнали, видимо, только после смерти святителя. Как Господь сказал: когда делаешь милостыню, делай ее тайно, чтобы никто не видел, как ты ее делаешь, чтобы правая твоя рука не знала, что творит левая...  На Западе было предание, что когда святитель кидал этот мешочек, то попал в чулок, который сушился около печки.

– Отсюда и традиция.

– Да, отсюда традиция класть подарки в чулки. И вот на Западе сложилась традиция, чтобы в день памяти святителя Николая детям дарить подарки. И их дарят как бы от имени святителя Николая. Во времена Реформации, в конце XVI – начале XVII века (протестанты, как мы знаем, не почитают святых) была борьба с этим. И традиция дарить подарки переместилась на Рождество, 25 декабря. Считалось, что эти подарки дарит Младенец Христос. Потом наступила контрреформация, Католическая Церковь опять усилила почитание святых, вернулось представление, что дарит подарки святитель Николай. Правда, это уже переместилось не на день его памяти, а на Рождество. Так сложилась традиция. А потом с переселенцами, когда было переселение в Северную Америку, туда перенеслась эта традиция, в будущую Америку, и там уже появился Санта-Клаус, которого мы знаем: с бородой, в красной одежде.

– Вопрос телезрительницы: «В старой квартире сестры была икона. Мне надо ее перенести к себе домой, я должна ее святить в церкви?»

– Это уже зависит от Вашего желания. Если хотите, придите в храм.

– Телезрительница: «Это необязательно делать, да?»

– Думаю, что нет. Обычно освящают новые иконы. Вот Вы заказали или где-то приобрели за пожертвование, тогда, конечно, нужно освятить. А это уже старая, намоленная икона…

– Телезрительница: «Хотела Вас еще с праздником поздравить! И пожелать Вам сил. Ведь теперь столько негатива в день принимаете на исповеди, как у Вас только сил хватает все это наше нытье выслушивать: мы с хорошим-то особенно в церковь не идем, а идем, когда что-то случится. И Вы с таким терпением нас выслушиваете! Из церкви вылетаешь на крыльях, когда исповедуешься, причастишься. Спасибо Вам огромное, всего Вам доброго!»

– Спасибо Вам за Ваши добрые слова!

– Вопрос о почитании святых. В православии очень много святых. Есть даже такие точки зрения, что почитание многих святых похоже на многобожие. Как можно это опровергнуть?

– Да, особенно протестанты говорят: вот, поклоняетесь святым, молитесь им, а сказано, что един Господь Иисус Христос у нас, один Бог. Апостол Павел даже уточняет, что один у нас Наставник Иисус Христос и один Посредник: между Богом Отцом и нами связь – это Господь наш Иисус Христос, один Посредник. Но это он говорит в высшем смысле: действительно, через Христа мы имеем надежду на спасение, потому что Иисус Христос был и Богом, и Человеком. По человечеству Он близок к нам, а по Божественной сущности Он вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым. Нужно просто понимать: поклонение, почитание, молитва, что мы возносим к Богу и святым, – это разные вещи. Мы говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». Мы говорим: «Господи, спаси мя, грешного». Тут идет речь об очень важных вещах, о прощении грехов, о спасении, жизни и смерти.

А святых мы о чем молим? «Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!» Мы просим святого, чтобы он встал рядом с нами и помолился. Мы представляем, какая молитва была у них – у святителя Николая Чудотворца, Василия Великого, Серафима Саровского. Это были люди высокой духовной жизни. Нам, к сожалению, до этого еще идти и идти. И мы хотим попросить их быть нашими сомолитвенниками, чтобы они вместе с нами молились.

Апостол Иаков пишет в своем Послании: молитесь друг за друга, это важно. Это и для христиан, чтобы мы друг за друга молились. И уж тем более если есть такие друзья Христовы, как святые, молитва которых будет действенна, то наша общая молитва будет достигать Господа быстрее. Конечно, если у нас есть такой шанс, мы должны его использовать.

В Ветхом Завете есть интересный пример, когда Господь обращается к друзьям Иова Многострадального, у которого были всякие испытания, но он остался верен Богу. Господь обращается к его друзьям: возьмите свои жертвы – семь овец, семь волов – и пусть Иов помолится за вас, принесет эту жертву. Потому что он праведен перед лицом Моим, так как он праведник. И мы, люди грешные, просим святых. Не за нас. Не получится так, как некоторые, может быть, хотели бы переложить всю ответственность – вот вы за нас молитесь, а мы пойдем дальше своими делами заниматься, тем более у нас их много, нужно и погрешить успеть, и все остальное... А вместе встать – вот ты стоишь и просишь святителя Николая с тобой встать и помолиться Господу Богу.

Поэтому почитание совершенно разное. Мы воздаем славу и поклонение только единому Господу Богу, в Троице славимому Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому. А святым молимся как нашим друзьям и как друзьям Христовым, которые могут вместе с нами помолиться, и мы ощущаем силу их молитвы, их помощь. Это наша привилегия, что мы можем молиться святым. Поэтому у нас в Церкви много святых. Так этому радоваться надо! Ведь если бы была больница, в которой  очень мало выздоравливающих  (люди только умирали бы или опять заболевали), то что это за больница такая? Плохая больница, врачи плохие. Церковь – это духовная лечебница, и очень радостно, что благодать настолько действует в Церкви, что многие люди достигают той цели, которая у каждого из нас. У христиан какая цель? Стать святыми. Каждый христианин должен стать святым. Я прихожанам говорю: у нас с вами цель в жизни – стать святыми. Это очень высокая планка, очень высокая цель. У некоторых людей получилось. В том числе для нас это вдохновение, что святые люди жили вместе с нами, в нашей стране…

– Может быть, даже почти в одно время с нами.

– Да. Посмотрите, целый сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской! Прошло семьдесят лет; может, даже меньше. В этом году мы празднуем столетие революции. Тридцать седьмой год – это время, когда очень много людей были расстреляны, в том числе много мучеников на Бутовском полигоне, других. Восемьдесят лет прошло с расстрела этих людей, которые сейчас прославлены в лике святых. Поэтому для нас это большая радость.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы поделиться радостью, которая со мной сегодня случилась. Я была на утренней службе, посвященной святителю Николаю, и очень молила, усердно просила, чтобы он мне послал работу. Я четыре года не могу найти работу, мыкаюсь. Вышла из храма, поехала домой. И буквально через двадцать минут после того, как закончилась служба, раздается звонок – и мне предлагают работу, на которую я два года назад оставила заявку и об этом совершенно забыла. Это чудо случилось, я очень благодарна святителю Николаю за все!»

– Спасибо за историю! Я даже недавно заходил на сайт «Православие.ру», там таких интересных историй много – о том, что очень многим людям святитель Николай помог по молитвам, по вере в Бога; он за нас молится тоже; помощь явно видно, особенно в таких примерах.

– Вы сказали о живой связи со святыми, что они живут в наше время, живут рядом с нами. Я знаю, что Ваш крест тоже имеет свою историю. Расскажите о нем. Вы перед передачей говорили, я думаю, это будет интересно телезрителям.

– Да, в этом году как раз будет восемьдесят лет. У меня по маминой линии были родственники Романовские. Они жили в Липецкой области. Два брата. Отец Митрофан Романовский (мой прапрадед) служил в поселке Теплое, это рядом с Лебедянью Липецкой области. Он там был больше двадцати лет настоятелем в храме. Его после революции при советской власти начали вызывать на допросы, всячески убеждать, чтобы он отрекся от своего дела, чтобы сказал прихожанам, что он их обманывал, и обещали ему хорошее место. Он был образованный. Чтобы он мог нормально работать, обещали платить ему деньги, и, мол, все твои дети будут в порядке. У него было девять детей,  в том числе моя прабабка, бабушка Соня, я ее до сих пор помню. Четверо из этих детей были совсем маленькие, на руках. Он сказал: «Не вы меня ставили, не вам меня снимать. Меня Бог поставил».  Его водили на допросы, били. Прабабушка вспоминала, как они сидели на пригорке и смотрели: если папа идет бодренько, – значит, не сильно били. Если идет и ногу волочит за собой, – значит, сильно били.

Его арестовали, сослали в лагеря, и там он погиб восемьдесят лет назад, 12 декабря. У него были теплые вещи, ему прабабушка собрала их. Он увидел одного замерзающего заключенного, у которого не было теплых вещей. И он свои вещи отдал ему. Сам простудился, заболел. Все ушли из барака на работы. Когда вернулись, его не было. Потом его сокамерник написал об этом прабабушке.  А мне потом люди из органов рассказывали, что скорее всего его вылечили пулей, так у них это называлось, чтобы не возиться, потому что нужно было его дальше этапировать.

У него был брат, отец Вениамин, который был благочинным в городе Лебедянь, служил там тоже в храме, куда мне также удалось приехать послужить – и у отца Митрофана, и у отца Вениамина. Его тоже арестовали, отправили в ссылку (по-моему, в 1931 году). Его так сильно на допросах били плитой по голове, что он ослеп. Каким-то чудом он выжил в ссылке, вернулся обратно в Лебедянь и жил у своих дочек в чуланчике, прятался. И люди все равно знали, что он там, ходили к нему за советом. Это стало известно местным властям. Конечно, они были против. В 1937 году, когда поднимали все старые дела, за ту же самую статью «контрреволюционная деятельность» его расстреляли. Он был уже совсем старенький, слепой, не понимал, что происходит. Мы даже не знаем, где его похоронили.

И вот отец Вениамин, брат моего прапрадедушки, свой крест отдал; или сам отдал, или сын Николай Вениаминович, известный регент и композитор, его сохранил. А потом (у него не было собственных детей) он отдал его регенту Казанского собора Лебедяни. И этот регент сохранила крест. Он у нее был дома. Когда мы приехали туда, они узнали, что я прямой потомок, единственный в священном сане (других потомков в сане, к сожалению, нет), и она мне крест передала. Это было для меня чудом, потому что я думал, чтобы хоть что-нибудь мне от отца Митрофана или отца Вениамина досталось… Но я понимал, что столько времени прошло! Их же арестовали, все конфисковали, прабабушка моя многое из того, что у нее было, продала, чтобы еду какую-то купить. Вероятность, что мне хоть что-нибудь достанется, была мала. Я уже уезжал, было жалко, молился, молился – и вот мне под конец регент говорит: «Хотела Вам передать фамильный…» Этот крест до сих пор на мне, я его надеваю в дни личных праздников и в Великий пост.

– То есть Ваши предки были прославленные?

– Они не прославленные, канонизации не было тогда. Просто мы недавно только все это раскопали в архивах. Виктор Тихонович, внук отца Митрофана, как раз в архивах сидел в Липецке, и многим, что я сейчас рассказал, он уже поделился.

– Такая живая связь, очень интересно.

– Да. Так что святые люди жили в этом же мире. Не были они инопланетянами, которые неожиданно откуда-то спустились. У них было такое же тело, такая же кровь в них текла. У них были такие же семьи, они их любили. Им было очень сложно делать выбор. Представляю, как было моему прапрадедушке. Вот у меня трое детей маленьких, молодая супруга, и если бы у меня стоял такой выбор?.. Я об этом достаточно задумывался. Потому что видел фотографии совсем молодых священников, которые жили в те годы. У них был выбор: отрекись и сохрани свою семью; либо будет плохо.

– Вопрос телезрительницы: «Поздравляю вас с сегодняшним праздником. Я из Ростовской области, из города Зерноград, у нас престольный праздник. У нас два храма, один из них в честь Николая Чудотворца. Вообще с этим святым очень много связано. В этом храме венчались мои дети, покрестили первого моего внука. И вообще воцерковление мое произошло именно благодаря этому святому. Еще у меня брат 58 лет пробыл на море. Он умер в день Николая Чудотворца, 22 мая. Очень много чудесных вещей с ним происходило на море.

У меня такой вопрос: могу ли я молиться Николаю Чудотворцу, чтобы он помогал моему брату там? Потому что он в Бога как такового не верил, но совершенно неверующих моряков не бывает. Второй вопрос: в праздник Николая Чудотворца, я слышала, детишкам дарят сладкие подарки. Это русская традиция или нет? Я впервые об этом узнала в этом году».

– Спасибо большое за историю. Поздравляю вас с престольным праздником в вашем городе. Ваш брат был моряком, был, может быть, некрещеным, но был человеком верующим – знаете, как не бывает атеистов в окопах под огнем. Конечно, Вы можете молиться и святителя Николая просить, чтобы он помолился вместе с Вами. К сожалению, если Вы не знаете точно, был он крещен или нет, тем более если знаете, что он точно некрещеный, мы не можем совершать церковное поминовение на проскомидии. Но Ваша личная молитва – это, может быть, даже обязанность, потому что это Ваш родной, близкий человек. Может быть, за него особо и некому помолиться. Это будет добрым делом. Святитель Николай, конечно, Вам в помощь.

Насчет второго вопроса – я по своим детям знаю, они готовы сладкое есть круглосуточно, и для них это не очень полезно. Поэтому нужно спросить у родителей, нужно ли им это дарить. Может, они уже с утра съели столько сладкого, что им больше не надо. А традиция дарить детям подарки именно на день святителя Николая, мы уже говорили об этом, идет с Запада. Как святитель Николай кидал мешки с деньгами для отца, чтобы он дочек выдал замуж, так потом стали дарить подарки детям в день святителя Николая. Поэтому уже смотрите. Можно, для того чтобы детям было радостнее, подарить. Но лучше не сладости, а (по практике скажу) фрукты.

– Они даже полезные.

Вы говорили, почему мы молимся святым. Почему мы обращаемся к святым за помощью?

– Святые – это все-таки личности. Некоторые спрашивают, почему одному святому молятся об одном, а другому – о другом. Святителю Николаю молятся, как сказала женщина, за моряков, путешествующих. Всегда, когда мне куда-то нужно ехать, я сам святителя Николая прошу, чтобы он помолился за меня и благословил мою дорогу. Мы знаем, что когда он сам был в путешествиях, плыл на корабле, по его молитве укротилась буря, а моряк, который упал с палубы и расшибся, по его молитве тоже исцелился. И так далее. Из его жития нам знакомы такие эпизоды, поэтому мы знаем, о чем молиться. В этом очень большой смысл. Когда мы знакомимся со святыми лучше, мы узнаем какие-то детали их жития, которые позволяют нам видеть их с новой стороны… Великомученик Пантелеимон был врачом, поэтому мы знаем, что он в курсе, что происходит, поэтому молимся ему об исцелении, просим его помощи.

Но опять же – не он исцеляет. Это очень важно. Святые никогда не творили чудес своим именем. Наоборот, они всячески отходили от почитания, славы. Ни один святой не говорил: вот, я сам сотворил чудо. Это какие-нибудь экстрасенсы говорят для прославления себя. А у нас в христианстве принято: не мне, Господи, но имени Твоему. То есть вся слава, вся хвала Богу. Святой творит чудо не во имя свое, а во имя Господа Иисуса Христа. Он говорит: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги человеку. И Бог по молитвам святых творит чудо. Не святой сам по себе. Поэтому странно смотрится, когда человек говорит: я в Бога не верю, но в Матрону верю (или в Николая). Для некоторых это может быть первым шагом к осознанной вере, а для кого-то это может быть неправильным пониманием христианской веры.

– То есть мы молимся, обращаясь за помощью, как бы посредством святых…

– Да, как нашим друзьям, которые могут нам помочь в деле молитвы.

– И у каждого святого как бы своя область…

– Нет, каждому святому мы можем молиться об одном и том же – чтобы он помолился о нас Богу о самом важном: о прощении наших грехов. Пусть святые помолятся за нас, потому что у нас с грехами бороться получается плохо, а мы хотим больше освободить в жизни места для счастья. Чем больше греха в жизни, тем меньше счастья. Чем меньше греха в нашей жизни, тем больше счастья; и оно яркое. Об этом мы молимся святым.

Плюс к этому – какие-то детали из жития святого, благодаря которым мы просим одного об этом, другого о том. Мы знаем, что Ксения Блаженная помогла одной девушке выйти замуж, и теперь люди ее просят о том, чтобы она сделала то же самое, что при жизни.

– Как понять или почувствовать, какому именно святому нужно мне или другому человеку молиться? Как лично почувствовать близость святого?

– Есть святой покровитель, именем которого назван человек. При крещении человеку дается христианское имя, и у него есть небесный покровитель, святое имя которого он носит. Этот святой имеет особую силу молитвы за этого человека, потому что тот назван его именем. Поэтому уже один святой есть. Есть почитаемые в семье святые. Раньше были даже семейные иконы, в красном углу стояли. Знали, что именно этого святого семья очень почитает, в день его памяти члены семьи всегда приходят в церковь, молятся, исповедуются, причащаются. То есть как-то чтят его, вместе с ним сорадуются его памяти. И есть святые, так сказать, известные, которых русский народ очень почитает в большинстве своем. Например, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, который в учении помогает (не только в этом, конечно, но в том числе в этом), Серафим Саровский и множество других – целый сонм русских святых.

– Вопрос телезрителя: «Я очень давно хотел поблагодарить Дениса за то, как он читает стихи. Низкий Вам поклон, мне очень нравится, как Вы читаете! Пожалуйста, читайте как можно больше! Вас смотрят, слушают и любят многие петербуржцы. Спасибо Вам большое!»

Спасибо большое, очень приятно и неожиданно!

Хотел еще спросить, почему мы поклоняемся мощам святых?

– Мы почитаем мощи святых, святые останки как икону святого. То, что останки святого нетленны, это явное чудо и свидетельство праведности жизни святого. Поэтому мы молимся перед мощами, даже поклоняемся им, целуем их в знак почтения к святому. Не к самим мощам. Тут важно понимать. Когда мы икону целуем, нас же обвиняют, что мы почитаем дерево и краски, что мы идолопоклонники. Но это совершенно разные вещи. Седьмой Вселенский Собор очень четко разъяснил, что мы поклоняемся образу, мысленно восходя к первообразу. То есть молимся Божией Матери – не самой иконе, не дереву и краскам, а Божией Матери, Которая изображена на этом образе. Когда мы почитаем мощи, молимся перед ними, то молимся именно святому, не самим останкам (а явное свидетельство, что человек был праведный, это то, что Господь сохранил его останки в нетлении). Это достаточно древняя традиция. Всегда, когда был храм, под престол полагались мощи мучеников. Сейчас в антиминсы вшивается часть мощей, на которых совершается литургия. Так что это почитание достаточно древнее.

– Почему именно мощи? Почему не предметы, которые окружали святого?

– Предметы тоже. Съездите в Дивеево. Там есть и котелок преподобного Серафима Саровского, и его мотыга, и перчатка, и еще что-то. В храме святителя Мартина Исповедника лежит срачица, рубашка Матроны Московской. У нас в храме находится часть облачения владыки Серафима (Звездинского), священномученика ХХ века, часть его омофора. В этом году как раз 80-летие, большое спасибо городу Дмитрову и лично отцу Афанасию, благочинному Дмитрова, за то, что он поспособствовал этим передачам. Владыка Тихон, наш настоятель, попросил у владыки Ювеналия, и нам передали часть облачения владыки Серафима. Но мы молимся опять же не вещам, а святым, которые использовали их.

– Вопрос телезрительницы.

(Далее диалог с телезрительницей.)

– У меня родился внук, ему уже год и месяц. Мои дети, сын и невестка, пока не хотят его крестить. Говорят: вот вырастет, сам решит, в какую веру ему креститься. Я за них-то молюсь, но хочется еще за внука молиться. Все это время я молюсь за Анну с чадом, но как долго я могу так молиться?»

– Вы можете молиться так, пока они не покрестят ребенка, можете поминать свою невестку с чадом или сына с чадом. Тут чужая душа потемки. В религии не может и не должно быть какого-то понуждения. Вы можете объяснить, рассказать: утверждение, что ребенок вырастет и сам примет решение, не совсем правильное, потому что ребенок с детства должен иметь крышу над головой, хорошо питаться…

– Они все это понимают прекрасно, но у них свои убеждения.

– Тут, я говорю, только мягкой силой. Рассказывать, что ребенок с детства должен питаться не только физически, но и духовно. А полноценное духовное питание возможно только в Церкви, когда человек крещеный. Ребеночек же не может причащаться, пока он не крещен, а Причастие – это очень важно, это духовная пища. Без нее нормального, полноценного духовного развития не получится. Вы можете так сказать родителям. Потом, воспитывать маленького ребеночка с помощью Божией, когда человек уже часть Церкви, это одно дело. А бывает, растет как Маугли в джунглях, и думают, что из него сразу получится что-то такое замечательное… Лучше попросить у Господа, чтобы Он помог в этом деле. Постарайтесь объяснить, как-то смотивировать их. Заставить невозможно.

– Они взрослые люди, их очень трудно переубедить.

– Да. Но для верующего все возможно. Просите Господа.

– А мне-то как молиться?

– Молитесь так, как молитесь. Поминайте невестку с чадом. Пока так. А как только крестят, тогда можно будет полноценно... Это, кстати, тоже мотивация: объяснить, что Вы даже помолиться не можете за внука; давайте, мол, его все-таки покрестим.

– Спасибо!

– Божией помощи!

(Окончание диалога.)

– В Послании к Евреям (13-я глава, стих 7) мы читаем такие слова: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Как соблюдать эту заповедь?

– Тоже очень важно. Святые для нас не просто только лишь друзья и наши помощники, заступники, которые могут вместе с нами помолиться. Это, конечно, некий образец жизни. Апостол Павел пишет: подражайте мне, как я Христу. В этом плане апостол Павел тоже был человеком, таким же, как и мы, в отличие от Христа, Который был Богочеловеком. Поэтому мы должны брать пример со святых, которые к нам ближе. Христос – это самая высокая планка, эталон. Есть люди, которые смогли на этом пути достичь неких успехов. Мы видим, что у апостола Павла интересная судьба. Он был гонителем христиан, у него в жизни были очень разные моменты. Он пишет: что я не хочу делать, то делаю, а что хочу совершать доброго, того не делаю. Это прямо про нас, в точности наше состояние. Не хотим грешить – и все равно совершаем эти вещи. Хотим жизни духовной – и все нам некогда как-то и лень; и в храм идти тяжело, и далеко ехать, в воскресенье поспать хочется и так далее.

Поэтому святые очень близки к нам. Мы, изучая их житие, должны обязательно, вспоминая их, смотреть на их жизнь, на их праведную кончину и брать с них добрый пример. Для нас святые – это некий образец для подражания. Поэтому мы не только потребительски должны относиться к ним, мол, вы нам помогите, святые угодники, а как-то отвечать взаимностью. Хотим сделать приятное святителю Николаю Чудотворцу – постарайтесь подражать тому, как он поступал. Он был милосердным – нужно тоже стараться быть милосердными. Между прочим, в этот день Святейший Патриарх Кирилл благословил совершать милосердные дела тем, кто находится в темницах. Мы знаем, как святитель Николай вступался несколько раз за тех, кто был неправедно осужден, в том числе в темнице находился. Сегодня были молебны во всех храмах, в том числе в нашем, о заключенных, об их укреплении, чтобы общество, все люди проявили к ним милосердие, доброту. Даже собирались пожертвования, чтобы передать на тюремное служение. Так мы сегодня все вместе старались подражать святителю Николаю.

– То есть истинное почитание святых – это подражание им?

– Подражание их жизни, да.

– Какова роль почитания святых для духовной жизни христианина?

– Безусловно, это важно. Потому что если бы это было не настолько важно, Седьмой Вселенский Собор отдельно не вывел бы как догмат почитание святых. Мы молимся им, просим их о помощи, заступничестве, подражаем их святой жизни. Понятно, что для христианина на первом месте стоит Бог, Господь наш Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, Его жизнь, проповедь Христа. Безусловно, это неоспоримый приоритет. Об этом мы в первую очередь должны думать, именно к словам Христа должны прислушиваться. А почитание святых угодников – это логическое продолжение для христианина. Он смотрит, как благодать действует через Церковь. Ведь Церковь – это не просто институт, куда мы можем прийти, попросить о помощи, поставить свечку. Все это, конечно, хорошо, но самое главное, что мы можем получить в Церкви, – это спасение. А спасение возможно только через молитву Господу нашему Иисусу Христу и через духовную жизнь, через покаяние, очищение совести.          

– Спасибо большое за беседу, благословите наших телезрителей.

– Бог благословит, еще раз с праздником.          

– Я благодарю наших телезрителей за звонки, особенно за звонок из Петербурга, за вашу поддержку.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки. Тема беседы: «Причастие как ветер радости».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы