Беседы с батюшкой. Эфир от 19 декабря

19 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина и строящегося Благовещенского храма Святых Божиих строителей в Академическом районе города Екатеринбурга, ключарь Архиерейских подворий и преподаватель Екатеринбургской православной духовной семинарии священник Даниил Рябинин.

– Предлагаю начать программу с разговора об удивительном святом, память которого сегодня совершалась Церковью. Мы отмечали зимний день памяти святителя Николая Чудотворца, святого, который не служил на нашей земле, но почему-то архиепископ Мир Ликийских стал нам настолько близок, что даже есть шутка про то, что Святая Троица – это Христос, Пресвятая Богородица и Николай Угодник. Почему этот святой стал так близок русскому народу?

– Действительно, святитель Николай имеет какое-то особое значение, особую любовь среди русского народа и вообще среди всего христианского мира. Парадокс еще в том, что мы ведь о нем практически ничего не знаем. Есть житийная литература, некое предание, но по факту мы о святителе Николае знаем не особо много. Если говорить о других святителях этого времени (III–IV века), то до нас дошли их письма, проповеди. Мы можем читать того же Иоанна Златоустого, великих каппадокийцев, других святителей. А вот от Николая Чудотворца не осталось ни одного слова, мы даже не знаем, о чем он говорил.

Но все его творчество, если так можно сказать, для нас открывается в сугубом преломлении после его смерти и прославления. Первое его житие было составлено в Х веке – спустя шесть веков. И до нас доходит уже поздняя редакция этого жития. Мы понимаем, что житийная литература составлена в общем направлении, в общей канве: вот был святитель, был мученик – мы можем взять с десяток житий, и они будут похожи, потому что так представлялось благочестивым человеком предание.

То же самое со святителем Николаем. Мне кажется, в этом его уникальность и заключается. Есть предание о том, как он помог трем девицам сохранить их честь, подбросив ночью деньги их отцу, чтобы они могли вступить в законный брак. На основе этой благочестивой истории вырисовываются поздние европейские традиции, связанные с именем святого Николая. Какая-то его простота привлекает русский народ и вообще весь христианский мир. И Николая Чудотворца знают не только в христианском мире, но и вообще, наверно, все люди. Можно выйти на улицу, спросить прохожих, кого они знают из святых, – думаю, в первую очередь назовут именно его имя. В этом-то, наверно, и открывается какой-то удивительный Божественный смысл того, как Бог Своих праведников прославляет.

А ведь нам, уральцам, он близок еще и потому, что его память близка к памяти нашего подвижника, праведного Симеона Верхотурского. Они близки и по внутреннему содержанию духовной жизни, мне так кажется. Знаете, когда мы собираемся помолиться святителю Николаю – в эти зимние дни или в другую его дату, я всегда провожу такую аналогию. Почему? О Симеоне Верхотурском мы тоже фактически мало знаем. Даже его имя еле вспомнили; еле вспомнили, что это был за человек. Но Господь явил его нетленные мощи чудесным образом, и дальше уже, после его прославления, совершались и совершаются самые разные чудеса.

Тоже яркий пример того, как Господь прославляет Своих угодников. Мне кажется, здесь для нас очень мощный мотивационный импульс – чтобы мы никогда не отчаивались в своем христианском деле, но знали, что если ведем добрую и порядочную христианскую жизнь, трудимся, то никогда не лишимся Божественного благословения, а может быть, даже сами станем источниками этих благословенных даров, которые изобильно Господь будет давать.

В жизни святителя Николая открывается именно эта черта. На фоне отцов IV века, которые действительно были светилами и столпами и остаются для нас мощным фундаментом христианской веры, святитель Николай выделяется своей простотой. Опять же, скоро будет совершаться память Спиридона Тримифунтского. Он пастух. Но также получается, что он и богослов, хотя сравнивать его с великими отцами того времени тоже сложно.

Существует некое предание, что Николай Чудотворец тоже был на Первом Вселенском Соборе, хотя в житии, которое в Х веке составлено, об этом не упоминается. Но предание существует, и мы не против этого, это нормально. Спиридон Тримифунтский тоже занимает свое место среди святителей, его христианский мир тоже почитает, и он как-то по-простому входит в сердце русского человека.

Образ святителя Николая – это образ, в котором открываются самые понятные, самые искренние черты человеческой души: помощь страждущим, милосердие, доброта. Вырисовывается образ старца с седой бородой, яркий, запоминающийся; он, мне кажется, тоже несет в себе эти черты. Русский человек о чем мечтает? Тоже о простом, но о возвышенном – о правде, милости, доброте. И образ святого Николая легко и сильно западает в душу человека.

При этом мы видим, как святитель Николай и помогает всякому обращающемуся к нему. В простонародном варианте его даже видят русским святым. Я вот сегодня нашим прихожанам говорил, что это хорошо – пусть он для нас будет русским святым, если мы так считаем, если это так близко нашим сердцам...

– Несмотря на расстояние и время, несмотря ни на что, как говорится.

Вопрос телезрительницы: «Церковь отрицательно относится к отчитке, а что же человеку делать в таком случае, если ему плохо?»

– Если человеку плохо, надо лечиться. В каком плане плохо? В духовном плане плохо – так есть духовная лечебница, Церковь Христова. Понимаете, практика совершения подобного чина – отчитки – в Восточной Церкви с течением времени упраздняется. Я думаю, это связано с глубоким пониманием того, какими дарами Церковь обладает в плане наших таинств и в плане подхода к тому, что такое темная, бесовская сила. Давайте внимательно читать Священное Писание, а не сразу же, когда нам становится плохо  (скрутило живот или начинает подташнивать), искать какого-то старца, который бы тотчас начал проводить отчитку. Это все похоже на какие-то заклинания, на магию.

Еще раз повторю: в Восточной Церкви эта практика уходит на второй план. Хотя если мы откроем обычный Требник, там есть молитва Василия Великого над человеком, страдающим таким недугом. Но опять же как понять: человек одержим бесом или он просто вне себя? Приведу в пример два фрагмента из Евангелия. Первый – когда апостолы не могут исцелить бесноватого отрока. Это событие, которое происходит после Преображения Господня. Тогда Господь совершает это действие, а потом уже наедине они Его спрашивают, почему у них это не получилось. Помните, Он говорит: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом». Это первый момент, на который Вы должны обратить внимание и понять, как у нас ведется противодействие злой силе. Ведь беснование – это крайняя форма одержимости.

Потом смотрим евангельский рассказ о том, как Господь исцеляет глухого и немого – когда человек был одержим духом; говорится, что бес вышел из него. Нам сейчас всех людей с этим недугом считать бесноватыми? Или мы считаем бесноватыми только тех, кто корчится и валяется на полу? И вообще может ли человек, как ему кажется, одержимый злым духом, приобщиться к таинствам, которые совершаются в храме Божьем? На фоне всего этого возникает огромное количество вопросов. Мне кажется, именно поэтому Восточная Церковь стала под другим углом смотреть на все эти вещи.

– Наша Церковь относится к Восточной… Я к тому, что, насколько понимаю, отчитки проводятся и в храмах Русской Православной Церкви.

– Такой чин совершается. Мы сейчас говорим о том, что этот чин не является распространенной практикой, которую может совершать по любому случаю любой священник. Хотя прямого запрета на это нет. Но существует чинопоследование, которое совершают по высокому благословению редкие священнослужители в монастырях, и не только. Но надо понимать, почему нет «повального» совершения этого последования.

Если мы попытаемся разобраться в том, что происходит во время таинства Крещения, то увидим, что первые молитвы чина оглашения так и называются – запретительными. В них священник обращается к Богу с просьбой, чтобы Он запретил злому духу воздействовать на этого человека. Фактически они тоже имеют заклинательную форму, так что некий экзорцизм здесь происходит, если так можно выразиться.

В целом нам надо понимать, что всякий грех есть беснование. И когда мы живем любой страстью, руководствуясь ею, то совершаем не Божье дело, а бесовское. Конечно, не надо ждать, когда человек начнет корчиться. И вообще непонятно, почему он корчится, надо бы его проверить сначала по медицинской части, а дальше уже серьезно рассуждать о том, как ему можно помочь. Ведь это явление сейчас приобрело иную форму. Когда мы читаем Священное Писание, то видим, что Господь много ходит по Израилю и исцеляет страждущих различными болезнями, в том числе многих бесноватых. Есть даже подробные описания беснования. Но это была уже крайняя форма отступления человека от Бога, это был показатель того, насколько это все «наэлектризовалось» к Пришествию Христа – бесовский мир уже вылезал из всех щелей.

Сейчас мы говорим уже о другом. Конечно, в первую очередь нам нужно обращаться в храм Божий, чтобы исповедоваться, причаститься, чтобы всячески побеждать злую, темную силу, молиться и соблюдать посты, предписанные Церковью. Тогда мы исполним слова Христа о том, что род сей побеждается молитвой и постом. Не надо искать никаких специальных заклинательных формул и самих заклинателей, которые, на мой сугубый взгляд, только этим и пользуются, чтобы направить все это в несколько другое русло.

Но если это совершается по благословению Божьему, по благословению священноначалия, то нужно внимательно пообщаться с духовником, который это все совершает, чтобы он мог дать вам полное разъяснение – требуется вам или вашему знакомому сейчас это или у человека иной недуг, требующий иного вмешательства.

– Вопрос телезрителя: «Я человек православный. У меня дедушка всю войну прошел, но он был коммунистом – ни икон не видел, ни молился. Он умер в 1983 году, мне было 13 лет. Его не отпевали, так как он состоял пятьдесят лет в партии. Он был преподавателем истории и очень порядочным человеком, его уважали. Я от него никогда мата не слышал, он не гулял, не пил.

У меня вопрос: можно ли его отпеть заочно? И еще: я спрашивал батюшек в церкви кто-то говорит, что можно за него записки подавать, кто-то говорит: дома поминай; кто-то говорит, что можно свечку поставить, но записку в алтарь не подавать. Но, понимаете, душа болит. На том свете покойники уже не могут за себя молиться, только мы можем их отмаливать. Как поступить правильно?»

– Понятно. Если душа болит, молитесь. В этом нет проблемы, это возможно, доступно каждому человеку в любом месте – не только в храме, но и дома. Человек не был отпет. И отпеть заочно его нельзя, потому что он не был крещеным. Порядок здесь именно такой: человек должен быть крещеным. В алтаре вынимаются частицы просфоры за усопших и за живых, но находящихся в Церкви, людей крещеных. Что же касается молитвы в храме и того, чтобы поставить свечу (свеча – это все-таки наша жертва Богу), то это делать можно, это никем не воспрещается.

Утешайте свое сердце, свою душу молитвой за покойного именно таким образом: молитесь дома, подавайте милостыню в память об усопшем человеке, даже если он не был крещен. Мы ведь уповаем на милость Божью, что, может быть, и нашим добрым делом Господь его бессмертную душу упокоит, разрешит его от какой-то неправды, совершенной им вольно или невольно. Все, что связано с церковными таинствами, относится к человеку, который находится в Церкви. Как бы это ни было прискорбно, но это так. Но еще раз повторю: думаю, что и свою душу, и душу покойного можно утешить своей личной молитвой, личным добрым делом в его память; это будет правильно и полезно всем.

– Вернемся к дню памяти святителя Николая Чудотворца. Прообразом  рождественского персонажа Санта-Клауса является святой Николай. «Санта» святой, Клаус Николай. В жизнеописании святителя Николая встречается история, как он помог трем девушкам и их отцу. А поскольку Дед Мороз это Санта-Клаус на русский манер, то получается, что и Дед Мороз это святитель Николай Чудотворец. Так ли это? Стоит ли это рассказывать детям?

– Можно рассказать, почему нет? Дед Мороз и Снегурочка – это больше советское изобретение, но придумано оно было по типу существующего в Европе Санта-Клауса, доброго старца, хотя он немножко по-другому выглядит. Где-то это связано с языческим мифотворчеством. Я сегодня почему-то обратил внимание на этот вопрос и даже посмотрел в Интернете, но там так много всего пишут, что мне стало от этого чтения тяжело. Не знаю, надо ли на этот счет сильно заморачиваться. Да, Санта-Клаус – это святой Николай, напрямую существует такой образ доброго старца, который дарит детям и взрослым подарки. Может быть, со временем он трансформировался... Но Дед Мороз – хороший персонаж.

Если это связано со светлыми, добрыми чувствами, если это не опошлять и не вдаваться в глубинные подробности, откуда это все взялось, то почему нет? Думаю, это нормально и полезно – рассказать детям, что недавно была память святителя Николая, что была такая история и существует такой прообраз. Это замечательно. Вообще рождественское время чудесное, праздник Рождества совершенно удивительный. Эти образы между собой переплетаются. И хорошо, что в нашу уже современную российскую культуру проникают мотивы, связанные с Рождеством; именно в светскую традицию.

Как я понимаю, для европейцев праздник Рождества стоит на первом месте – Новый год и Рождество. Но все-таки эта тема продвигается: и вертеп, и ясли – все это там существует, хотя, может быть, все это «свалено в кучу», но это именно рождественская тема. У нас как-то больше советское наследие, связанное с Новым годом, и Дед Мороз – это некий именно новогодний персонаж, такой интересный дедушка. Тем не менее в нашу новогоднюю тематику проникают рождественские смыслы. Мне кажется, хорошо, когда это переплетается, хотя от Нового года до Рождества еще целая неделя.

Тем не менее праздничная, нерабочая неделя для многих – это как раз тоже хорошо, можно, продолжая начало Нового года, хорошо встретить праздник Рождества Христова. Это нормально с миссионерской точки зрения, если хотите. Почему нет? Пусть это сейчас будет так. Это позитивно, в этом чувствуется свет, доброта. Если наши дети будут даже через таких «смежных» персонажей узнавать о самых добрых, светлых вещах, почему нет? Пусть это будет, пусть это радует нас и наших детишек, пусть люди больше узнают о Христе, пусть больше доброго будет совершаться. Мне вот это очень нравится.

– В группе «ВКонтакте» Екатерина спрашивает: «Можно ли молиться за самоубийц? Читала, что для этого нужно брать благословение у священника. Так ли это?»

– Понятно, что христианину можно и нужно молиться в любом случае. Молитву нельзя запретить, нельзя сказать: «Молиться нельзя». Молитва – наше самое первое, главное дело. Молитва есть обращение ума и сердца человека к Богу. Нужно ли благословение священника, когда мы хотим взять на себя тот или иной труд? Думаю, да. Тем более что здесь случай, выходящий за рамки привычного, экстраординарный.

Вот наш зритель звонил и спрашивал по поводу некрещеного человека, прошедшего всю войну, состоявшего в партии. То есть вот такой коммунист – как за него молиться? Молиться можно. Единственное, что мы ограничены в том, чтобы поминать этих людей как людей церковных, потому что они не находились в лоне Церкви. А взять благословение всегда полезно. Мы начинаем любое дело с того, что призываем имя Божье, заручаемся поддержкой.

Может быть, священник, который знает вас, или ваш духовник, если таковой имеется, видит ваше высокое духовное состояние и даст вам хороший духовный подвиг, в котором вы будете совершать свою молитву. Или, напротив, он знает, что с делом, к которому вы приступаете, могут быть связаны разные соблазны, искушения. Мы знаем, что человек может на себя взять труд, например, каждый день вычитывать всю Псалтирь и еще 13 акафистов в 12 часов ночи, но после одного дня он понимает, что делать этого не может. Потом вспоминает, что он на это не благословлялся, у него начинается внутреннее борение, сатана приступил, искусил, соблазнил его, и он отчаялся, «посыпался».

Чтобы таких ситуаций не было, мы должны подойти к священнику и сказать: «Батюшка, вот такая проблема существует, я хотел бы молиться. Как лучше это делать? И могу ли я это сейчас делать?» Думаю, священник даст Вам ответ на этот вопрос, даст свое благословение или, может быть, зная Вас, порекомендует, как правильно будет в Вашей ситуации молиться, чтобы не навредить себе и, самое главное, получить пользу для души усопшего человека, как бы он ни завершил свою жизнь. Понятно, что самоубийство – это большой грех, но мы в любом случае уповаем на милосердие Божье и прилагаем все усилия, чтобы Господь Свою любовь открыл и этим усопшим, которые, к сожалению, может быть, находясь в состоянии аффекта, совершили такое страшное дело.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Не могу в храм идти – ноги больные. Мне 88 лет, я инвалид; не могу, а надо…»

Понятно: как исповедоваться, если больные ноги и человек не может идти в храм?

– Матушка, слава Богу, в Санкт-Петербурге храмов  много и много священников. Если Вам помогают Ваши родные, близкие или, может быть, к Вам заходят Ваши соседи, скажите им, чтобы зашли в ближайший храм, попросили батюшку прийти к Вам домой. Может быть, Вы пользуетесь услугами какой-то службы помощи пожилым людям... Главное, чтобы это сделали. И священник придет к Вам домой, исповедует Вас. Если Вы имеете намерение причаститься Святых Христовых Таин – он Вас причастит.

Это все легко и просто решается. Такая практика существует, только надо найти ближайший к Вам храм. И Вы получите утешение своему сердцу, с Божьим благословением будете продолжать трудиться, молиться, чтобы Вам Господь дал поддержку в Ваших немощах в таком уже почтенном возрасте. Пусть молитвами святителя Николая нашей зрительнице Господь поможет, может быть, найдет доброго священника, который нас сейчас слышит или услышит позже по зову близких и родных, откликнется. Это будет очень хорошо, замечательно.

– Поскольку у нас чуть более двух недель осталось до празднования Рождества Христова, продолжается Рождественский пост, то я предлагаю поговорить еще немножко о том, чему посвятить это время.

– Думаю, всему тому же, чему посвятили и начало поста. Конечно, если мы не успели начать как-то поститься, трудиться, то можно за это дело взяться. Впереди Новый год – именно праздник.  Вообще Рождественский пост приходится на завершение старого календарного года и начало нового – мне кажется, в этом тоже есть свой глубокий смысл. Я еще, знаете, думаю, что рождественское время – это время чудес, вообще оно очень вдохновенное. И мне кажется, нам можно «поделать» какие-то чудеса – но не в смысле «чудить», а в смысле «совершать добрые дела». Это самое отличное время, когда такое можно делать, и это будет хороший плод нашего обращения к Богу, наших молитв.

Конечно, неделя, предшествующая Рождеству Христову, будет для многих выходной – в это время можно посетить богослужения. В это время атмосфера внутри храма дышит предчувствием рождественской ночи, рождественского чуда. Думаю, это остается в сердце всякого христианина. Вот этим надо заняться: подумать, как мы провели этот год, действительно ли мы принесли какую-то пользу этому миру... Может быть, пожелать, чтобы в следующем году в нашей жизни совершилось больше добрых дел, а мы бы приложили к этому свои труды, чтобы самим стать людьми добрыми, порядочными... Как-то о таких позитивных вещах стоит подумать, чтобы провести с пользой выходные дни.

Сейчас, в конце года, будет много суеты: на работе у многих людей, когда завершается календарный год, нужно делать какие-то отчеты, завершать дела перед длинными праздниками, какая-то суматоха вокруг подарков, распродажи и прочее. И вот за всем этим накрыванием столов, безудержным весельем можно вообще все потерять, очнуться уже 8 января, не понимая, что произошло, – а уже надо быть на работе. Вот чтобы такой суеты и беспечности не было, нужно подумать о вечном, добром и постараться осуществить это в своей семье, в своей жизни. А пост этому будет хорошим подспорьем, он всегда нас настраивает на положительные вещи. Это отличное, замечательное средство, как мы сегодня сказали, им прогоняется всякое бесовство. К этому средству мы должны максимально прибегать в своей жизни, чтобы у всех у нас это рождественское чудо свершилось и принесло хороший плод.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Матфея, где Христос говорит, чему подобно Царство Небесное, Он рассказывает притчу про царя и должника, который задолжал ему десять тысяч талантов. Мне интересно, кто подразумевается под образом царя.

– Бог.

Телезритель:Но тогда дальше читаем. Он сначала приказывает продать этого должника в рабство вместе с женой и детьми. Должник, понятно, виноват. А жена и дети за что должны страдать? Вечное рабство такую сумму отдать невозможно. Получается какая-то жестокость. Как это может быть Бог?»

– Замечательный вопрос, евангельский. Но вот такие, знаете, были времена, такие нравы – так задолжал, что в ответе, видимо, вообще все. Евангельские притчи ведь были рассказаны именно в контексте того времени. Надо понимать, что образы, которые приводятся в евангельских притчах, понятны человеку, жившему в то время. Здесь речь идет не о том, что такой гневный, строгий Бог, а об образе, который представлен в этой притче.

Там есть и другие замечательные притчи. Например, о том, как человек свою мину закопал, а не приумножил, и господин говорит о том, что надо от него избавиться. Или другому должнику господин прощает огромную сумму, а тот уходит, спрашивает со своего товарища какую-то мелочь и тащит его в суд. Тогда хозяин этого человека бросает его в темницу и говорит, что пока он не отдаст все, будет там сидеть. Образ интересный, потому что, сидя в тюрьме, сложно отдать огромный долг. Шить валенки – так человек много не заработает.

То есть это яркие образы, которые были понятны тем людям в тот конкретный момент. Когда мы сегодня читаем эти притчи, нам нужно немножко понимать культуру, среду, в которой они произносились. Для этого мы и читаем толкования на Священное Писание, комментарии к этим притчам, изучаем культуру той эпохи, чтобы понять, например, кто такой сеятель, почему о нем идет речь, что это за таланты или почему нужно делать то-то и то-то, кто такие фарисей и мытарь... Эти образы ведь были живыми для людей, которые их слышали.

Да, вот такие были времена и нравы – за все нужно было отдать стократ. В притче о талантах, когда господин упрекает человека, закопавшего свой талант в землю, он говорит: «Ты же знал, что я человек такой – собираю там, где не сеял, беру там, где не рассыпал. И ты, зная это, решил ничего не делать. Вот в чем твоя беда». А для нас назидание, чтобы мы максимально трудились, потому что знаем, что за все дадим ответ, за всякое наше действие и бездействие. Важно не только думать о том, что я сделал, важно рассуждать и о том, что я не сделал в своей жизни.

И вот сейчас это в тему – подумать над этим. Календарный год завершается, и надо подумать: «Сколько мне было дано возможностей что-то сделать, а я не сделал. Я должник перед Богом»… А притчи и образы, которые для нас открыты, очень яркие, над ними надо размышлять, их нужно принимать в свое сердце и понимать, в какой культурной среде они были произнесены.

– Спасибо, батюшка, за то, что сегодня пришли в нашу студию.

Ведущий  Дмитрий Бродовиков

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать