Беседы с батюшкой. Окормление военнослужащих

19 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя благоверного князя Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор.

– Сегодня в нашей студии особенный гость, он здесь впервые, – протоиерей Олег Тэор. Батюшка, Вы руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, настоятель воинского храма святого благоверного Александра Невского, помощник командира 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии по работе с верующими военнослужащими. У Вас такие сложные послушания, связанные с военными. Расскажите, пожалуйста, откуда Вы к нам приехали и в чем заключается Ваша работа с военнослужащими.

– Я вчера выехал из Пскова после мероприятий, которые мы проводили в День воинской славы России –День победы Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище. – Прим. ред.).Мы проводили этот праздник среди военнослужащих, курсантов, молодежи. Я приехал на православную выставку в Сокольники, там находится продукция из Пскова, которую мы представляем всем посетителям. Также я часто посещаю воинский храм Благовещения Пресвятой Богородицы на улице Матросской Тишины. Он, также как и наш храм в Пскове, окормляет военнослужащих.

– В чем заключается окормление военнослужащих?

– Оно заключается в том, что мы удовлетворяем духовные потребности военнослужащих. Совершаем таинства Исповеди, Причастия, Крещения и другие; служим молебны, панихиды по погибшим. К нам приходят многие ветераны, родственники военнослужащих, их дети посещают нашу воскресную школу, поют в хоре.

– Много ли таких людей? Вы непосредственно приходите в расположение воинской части?

– Да, у людей не всегда есть возможность прийти в храм, поэтому мы служим в воинских частях, иногда в полях и лесах. У нас есть походный иконостас, на богослужения приходит много военнослужащих –от нескольких десятков до тысячи. Порой исповедников и причастников бывает по семьсот и более человек.

– Я слышал, что у Вас есть так называемые воинские литургии. В них реально участвуют тысячи военнослужащих?

– Да, бывает.

– И сколько причащается?

– Примерно семьсот человек, иногда и больше.

– И все солдаты-срочники?

– И срочники, и офицеры – все, кто могут, приходят.

– Псковская дивизия, которую Вы окормляете, прошла немалый боевой путь. Скажите, имеете ли Вы какое-то отношение к погибшим, как вы чтите память воинов,павших в различных локальных конфликтах на территории Российской Федерации?

– Я самый первый встречал в Пскове гробы погибших из 6-й роты (6-я рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, совершившая подвиг во время Второй чеченской войны. – Прим. ред.). Мы служили панихиду прямо в самолете со студентами духовного училища и десантниками. Выносили гробы, а мы в это время служили панихиду. Самый первый список погибших 6-й роты был вывешен в нашем храме;жены, родственники приходили и с тревогой смотрели, нет ли их близких в этом списке. Потом мы оформили доски памяти(как это было в старину и как сейчас есть в Храме Христа Спасителя), где написали имена, фамилии погибших. Наверное, мы первые в советское время полностью указали имя и фамилию, а отчество – буквой. Обычно писали фамилию и инициалы. Но это важно, чтобы и прихожанам, и друзьям воинов было понятно: Александр или Алексей… Мы составили синодик с именами погибших из 6-й роты и других десантников. У нас хранятся письма усопших, газетные вырезки со статьями о них. К Пасхе, Рождеству мы рассылаем поздравления родственникам.

– Так жива память павших русских воинов.

– Да. Ежегодно мы совершаем панихиду на кладбище, в Троицком кафедральном соборе, где отпевали погибших,часто служим с владыкой на местах воинских захоронений. В честь погибших 6-й роты и других воинов построена часовня Георгия Победоносца в Черёхе, откуда, как говорят, ушла в бессмертие 6-я рота 104-го полка. Ежегодно приезжают родственники, чтят память павших.

– Как я уже сказал, Вы настоятель воинского храма. Насколько я знаю, таких храмов всего два – в Москве и Пскове. Расскажите об этом.

– Сейчас у нас больше храмов. Воинский храм Александра Невского в Пскове был и до революции. Его построили за 14 месяцев. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, почти точная его копия, находится в Москве, на улице Матросской Тишины.

– Многие Ваши духовные чада говорят: заходишь туда – будто в Пскове очутился.

– Да-да.

– Как получилось, что Вы имеете отношение к военным? Вы наверняка служили в советское время?

– Да, я сюда ходил, у меня были знакомые на Пятницкой улице. Там проводили занятия с офицерами, военнослужащими. Затем в Москве появился воинский храм Вознесения Господня, который тоже окормляет военнослужащих. И вот однажды отец Александр Салтыков сказал: у нас уже есть готовый воинский храм в Пскове. Потом как-то раз среди священников и военнослужащих зашел разговор, что нужно, чтобы в Пскове тоже был батюшка, окормляющий военнослужащих. Я сказал об этом владыке Евсевию, митрополиту Псковскому и Порховскому, и он ответил: вот ты и будешь. Так я стал служить в воинском храме.

– Как Вы справляетесь? Семьсот причастников – это же огромное число людей!

– Мы исповедуем накануне.

– Если не секрет, сколько человек вам помогают?

– Около десяти священников – иногда больше, иногда меньше. Несколько дьяконов. Порой причащаем из десяти Чаш, потому что приходится рано служить, чтобы военнослужащие успели на завтрак и на свои учебные дела.

– Знаю, в армии бывает, что заставляют из-под палки. Тысяча человек приходит добровольно или командование отдает им приказ?

– Командование объявляет, и мы накануне говорим.

– То есть это добровольно?

– Да, и им в храме нравится. Это же наша история, наша вера, которую они защищают. А чтобы шли из-под палки – такого нет. Часто бывают индивидуальные беседы.

– То есть работа идет непосредственно в воинских частях?

– Да. Наш военный священник отец Герман Голяев обязательно с каждым, кто приходит, успевает поговорить.

– Вы были первым,кого наградили Георгиевским облачением.

– Да.

– Что это за облачение?

– Георгиевское облачение вручалось еще до революции наиболее отличившимся священникам. В постсоветское время меня наградили первым, это произошло в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Владыка Антоний из Сербии (епископ Моравичский Антоний, викарий Святейшего Патриарха Сербского.–Прим. ред.) также разрабатывает облачение.

– Много духовных чад отзываются о Вас как об активном деятеле. Как построена жизнь на вашем приходе? Мне кажется, было бы очень интересно, если бы Вы поделились своим опытом с нашими телезрителями.

– В здании нашего храма был медицинский склад, и я добивался, чтобы он был открыт и возвращен верующим для молитвы. Здание было запущено, купола и колокольня разрушены. Это единственный в Пскове храм в честь Александра Невского. Мы добивались его возвращения около трех лет. Совершали богослужения на улице. Каждое воскресенье вечером служили около стен храма вечерню с акафистом Спасителю. У нас был образ Спасителя, где вместе с Господом изображен Александр Невский в схиме.

Однажды в день поминовения воинов, 11 сентября, служили панихиду под дождем, как-то раз совершали литургию в мороз… И люди приходили, погоды не боялись. Если ветер дул с одной стороны храма, мы стояли с другой. А в храме был склад. Конечно, кто-то посмеивался, особенно приезжие, иностранцы. А многие сочувствовали, в том числе ветераны. Один ветеран, которому было более 90 лет, всегда вспоминал, как я служил на улице.

– Военные помогали восстанавливать храм?

– Да, потом помогали. Восстанавливать нужно было многое: штукатурка обваливалась; крыша была плохая, ее перекрывали;для стен изготавливали специальный кирпич. Реставрировали все.

– Слышал, в Вашем храме целых четыре хора.

– У нас есть большой хор, хор алтарников…

– Это очень интересно!

– Есть детский хор и юношеский (или хор молодежи). Еще народ поет некоторые песнопения.

– То есть у вас в храме все заняты делом во время службы.

– Да.

– А как же алтарники? Вот они читают, свечки носят…

– Читают, свечи носят и поют.

– Что же они поют?

– Всегда на литургии поют кондак «Взбранной Воеводе».

– Они готовятся, делают спевки?

– Да, готовятся. Поют в начале литургии «Придите, поклонимся», также поют мирную ектению.

– Прямо в алтаре?

– Нет, на хорах. Еще, если литургия, поют ектению об оглашенных.

– То, что попроще.

– Да, так. Спелись.

– Вопрос от телезрителя из Самары: «Как поминать военнослужащего, погибшего при выполнении воинских обязанностей, если я не знаю, крещеный он или нет?»

– Если мы не знаем, крещеный он или нет, то, как в древности считалось, этот человек крещен кровью. Так говорил почивший Патриарх Алексий II и другие. Поэтому поминать в храме можно. И все павшие военнослужащие погибли за Родину, которая хранит нашу православную веру, православные храмы, могилы наших родственников, культуру, письменность, музыку, искусство. Государство заинтересовано в том, чтобы у нас была вера, храмы, а военные защищали нашу страну, в том числе в те моменты, которые для нас, верующих, православных, дороги.

– Возвращаясь к нашей беседе о военных. Как Вы можете охарактеризовать нашу современную русскую армию?

– Современная армия в большей степени добровольная. Те, кто заключают контракт, то есть служат дольше одного года, идут добровольно. Конечно, с ними беседуют, говорят, что армия нам необходима. Есть даже поговорка: «Кто не хочет содержать или кормить свою армию, потом может кормить чужую армию».

– Кажется, это сказал Наполеон Бонапарт.

– Возможно, да. Но его войска от нас быстро ушли, меньше года воевали.

– Телезритель Георгий из Ростова-на-Дону: «Низкий поклон Вам и здоровья! В 2012 году Господь управил, и мы были у Вас на приходе. На всю жизнь остались воспоминания о великолепном богослужении. Вы сослужили батюшке Александру Михайлову. Нижайший Вам поклон, любим Вас и молимся о Вас, здравия и долгих лет жизни, спасибо Вам огромное за Ваши молитвы!»

– Спасибо! Отец Александр Михайлов – ветеран Великой Отечественной войны, был в партизанах и после войны еще семь лет служил в морфлоте. Сейчас он приходит, служит в нашем храме. Не каждую службу, не каждый праздник, но приходит. Дай ему Господь здоровья.

– Вас окружает много интересных людей, которые, может быть, не очень известны, но своим подвигом действительно внесли достойную лепту в жизнь нашего государства. Можете ли Вы рассказать о ком-нибудь из них?

– Таких у нас много. Люди всех возрастов, сфер деятельности.

– Вы знаете и отца Иоанна (Крестьянкина)?

– Да, я его знал, очень часто приходил, как домой, в его келью. Он был бескорыстным священником. Часто говорят: все попы жадные, любят деньги, ездят на машинах. Я сам тоже езжу, но не на своей машине: добрые люди меня подвозят. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) я ездил на приход, который восстанавливал пятипрестольный храм в селе. Это в двадцати или в сорока километрах от станции Дно.

– А где находится станция?

– Станция Дно – это историческое место, там императора Николая II заставили повернуть вагон на Псков, а не на Петербург. Поэтому там установлен памятный крест.

В селе был такой бедный храм, что отец Иоанн (Крестьянкин)взял для него сосуды из Псково-Печерского монастыря, из Лазаревского храма (их дал ризничий отец Серафим). Вдвоем они ездили с этими сосудами. У них была комната отдыха, где надо было переждать часть ночи. И пока они искали эту комнату, обошли вокруг вокзала, и отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: вот, мы с этими священными сосудами совершили крестный ход вокруг вокзала. Так он помогал всем – и облачением, и даже историческими вещами. Отец Иоанн (Крестьянкин) подарил мне потир – чашу, которая пережила Отечественную войну 1812 года (она примерно 1804 года).

– Сейчас служите на ней?

– Да, служим на этой чаше.

– Вопрос от телезрительницы: «Когда я стала приходить к вере, мой бывший муж не разделил со мной веру и ушел к другой женщине, создал свою семью. А недавно у него случился инфаркт, была операция, а жена его не поддерживает, и он обращается ко мне за помощью. Как мне быть? Я говорю ему, что сейчас у него другая семья. Как не совершить грех и не разрушить ту семью? Хотя он говорит, что живет там только из-за сынишки и возможных проблем с квартирой. Не знаю, как мне быть»

– А у него другая квартира?

– Телезрительница: «Другая».

– А у вас как с жильем?

– Телезрительница: «У меня с Божьей помощью все в порядке».

– Как сказано в Евангелии, милосердный самарянин помог избитому, хотя тот был другой конфессии. Может быть, не совсем другой, но из группы тех людей, которых обычно не любили. Но самарянин оказал милость, и Господь принял это доброе дело и обещал в будущем наградить. Так сказано в толкованиях Евангелия. Потому что самарянин помазал избитого, отправил в гостиницу на своем транспорте, а хозяину гостиницы сказал, что если будет истрачено больше, чем он дал, то он вернется и доплатит. Это означает, что Господь в будущем наградит того человека, который понес убытки. Поэтому надо помогать и бывшему мужу.

– Телезрительница: «А если узнает его жена? Я стану причиной их раздора».

– Надо сделать так, чтобы не узнала, или знала бы, что Вы делаете доброе дело.

– Телезрительница: «Боюсь оказаться виновницей их раздора».

– Через кого-нибудь можно это сделать.

– Телезрительница: «Он мне предложил общаться через смс и забрать деньги втайне от супруги. Можно ли?»

– Смотрите, если действительно эти деньги пойдут на лекарства. А то есть и бесплатные лекарства, на полях растут травушки, в лесах– разные ягоды.

– Телезрительница: «Спаси Господи, батюшка!»

– Во славу Божию!

– По поводу Вашего общения с различными духовниками. Вы еще общались с отцом Николаем Гурьяновым?

– Я к нему ходил и не раз ночевал у него. Это тоже был бескорыстный старец. Он, можно сказать, был трезвенник; хотя на заброшенном острове Залит пьяные тоже были, но все батюшку уважали. Отец Николай Гурьянов был очень экономный, каждую бумажку берег, письма писал чуть ли не на обрывках. Очень берег природу, каждую травку, каждое деревце, веточку. Ко всем животным относился с любовью – к живым и мертвым.

– Мы сейчас говорили о великих духовниках Русской Церкви. Скажите, пожалуйста, как важно человеку найти духовного отца, иметь духовное попечение о своей жизни? Многие противятся этому по какой-то гордости, говоря, что сами всего могут добиться.

– Совет нужен, а духовник имеет опыт. Например, священник имеет больше опыта, чем психолог. Обыкновенному священнику, как иногда бывает, приходится за один день видеть и горе, и радости человеческие. Например, рано утром я причащал больного, потом вернулся в храм, служил панихиду, затем литургию, где были разные люди, затем венчание. После венчания опять поехал на кладбище или причащал больного, а потом благословлял свадебный стол. То есть в течение дня я видел разных людей – кто-то горевал, кто-то отправлялся в путь, кто-то приехал – поэтому появляется опыт. Когда преодолеваешь трудности, получаешь опыт. Поэтому священник нужен, он может посоветовать. Так принято в нашей Русской Православной Церкви. А духовником может быть любой священник из ближайшего храма.

– Необязательно старца искать…

– Да, и простой священник может удовлетворить просьбу человека. У нас раньше ездили(конечно, не все) к старцам – к отцу Симеону(Желнину), который сейчас прославлен как преподобный, к другим. А если священник ошибался, что-то не то делал, то предшествующие поколения верующих говорили так: священник сам ответит перед Богом, – и все равно шли к нему на исповедь, причастие,просили его совершать требы. Вот так у нас рассуждали: священник сам ответит перед Богом. Иногда бывало,батюшку осуждали, что он полный. А вот святитель Иоанн Шанхайский тоже ходил будто с животиком, а на самом деле он носил икону своего родственника. Так что мы не всегда все знаем. К примеру, схиархимандрит Гавриил болел, поэтому был полным. А блаженный монах Корнилий Крыпецкий был юродивым, делал вид, что пьяный. Был такой рассказ в дореволюционной книге «Не все то золото, что блестит». Считали, что у помещика есть богатство, и ему легко. А когда он обнажил свою грудь, увидели большую открытую язву, рак. Так что не всегда можно судить о человеке по наружности.

– Вопрос от телезрительницы из Республики Коми: «Это было в 70-м году, я была еще молодая, 18 лет. Я родила ребеночка, и мы его крестили в Нижнем Новгороде, так как у нас в республике не было таких храмов. Моего сына зовут Эдуард, а при крещении ему дали другое имя, я забыла это имя и не знаю, как за него молиться».

– В те времена часто давали имя Элизбар. Но на Западе есть и святой Эдуард, он не занесен в православный календарь. Поэтому обычно давали имя Элизбар, которое есть в календаре. Но может быть, дали и другое.

– Как же быть в этой ситуации? Не перекрестишь же.

– Нет, у нас едино крещение… Можно подойти к батюшке, он прочитает молитву наречения имени, и того святого, чьим именем нарекут, считать небесным покровителем, молиться ему. Если дадут имя, отличное от того, что было при крещении,небесный покровитель все равно будет, сокрытый от нас.

– В вечности можно будет узнать.

– Да.

– У вас в храме есть музей. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Я всегда собирал редкие предметы и те сосуды, вещи, которые уже не употребляются при богослужении, но достойны того, чтобы их увидели. Например, у них необычная резьба, особый стиль или они были в местах гонения. У нас есть простые сосуды, с которыми священники в свое время служили на дому. В прошлом веке они не могли служить открыто, поэтому использовали самодельные звездицу, лжицу и чашу (мне их передали верующие люди). У нас есть ряса отца Иоанна Кронштадтского, она уже ветхая. Хранится Евангелие, которое 28 лет лежало на груди у святителя Иоанна Шанхайского в гробу. Есть также походный Ветхий Завет императора Николая II и другие вещи.

– Молочный зуб царевича Алексия…

– Да, мы часто его выносим с частицей мощей Александра Невского и другими почитаемыми мощами, например Петра и Февронии. У нас есть частицы мощей Николая Чудотворца и других святых. Правда, не всегда есть возможность хранить мощи в ковчегах. Конечно, мы собираем средства, чтоб хранение святых мощей было достойным.

– В Вашем храме есть один особенный подсвечник. Расскажите о нем.

– Это из Республики Коми. Стреляли на полигоне, где была 6-я рота. Была зима, я собирал гильзы от патронов, чтобы потом сделать подсвечник в память о 6-й роте.

– Ими стреляла именно 6-я рота?

– Нет, при мне стреляли на том полигоне, где когда-то стреляла 6-я рота 104-го полка, и я собирал гильзы. Сделали два подсвечника: один стоит нашем храме, а второй – в Черёхе, в часовне Георгия Победоносца.

– Вы сами были в Чечне?

– Да, был.

– Часто Вы бывали там?

– Нет. Вообще-то там наши земли, там были наши казаки на реке Терек, где жил Лермонтов. Конечно, там было опасно: бои, фугасы. Нельзя было даже отойти в сторону, чтобы сфотографироваться, потому что снаряды могли взрываться и взрывались... Мы встречались с местными жителями, с детьми.

– Скажите, как Вы вообще пришли к Богу?

– С детства. У нас все были верующие.

– А Ваш отец был священником?

– Нет. Он погиб на войне. Мать была эвакуирована. Она встретила первые бомбежки в Пскове, а потом была эвакуирована на Волгу,в Рыбинск. Там я и родился.

– Как в это тяжелое время, в том числе ив хрущевские гонения, Вы сохраняли веру?

– Я в округе один ходил в церковь. Учителям попадало за то, что я хожу. Агитировали против Церкви.

– Как Вы пришли к тому, чтобы стать священником?

– Мне нравилось в церковь ходить, она красивая. Убранство, люди… Часто люди, пережившие 20-е, 30-е годы, лагеря, тяжелые работы, делились со мной. В те времена я даже у одной бабушки, Ирины, в комнате видел портреты царя и царицы. Так что люди дорожили прежним. Они называли это «мирные времена».

– А в какие годы Вы видели царский портрет?

– Где-то во времена Хрущева или после.

– Мы сейчас живем в очень благоприятное время. Как Вы думаете, годы гонений могут повториться?

– Может все повториться по грехам нашим. Господь нас предупреждает очень часто, а мы не обращаем на это внимания,не рассматриваем это и очень быстро забываем, что обещали: Богу служить, или быть благочестивыми, или от грехов избавляться. Господь напоминает, предупреждает какими-то знаками или бедствиями. Мы должны учесть это и жить лучше, то есть благочестивее.

– Чего сейчас не хватает современному, так сказать, рядовому православному христианину? По статистике, около 90 процентов россиян называют себя верующими, православными, и только 5-6 процентов посещают церковь.

– Это тоже небрежение к своей вере и заповедям Божиим: шесть дней работай, седьмой – посвяти Господу. А мы у Господа отбираем седьмой день, на себя работаем или ленимся. Исполнение заповедей есть закон Божий, это наша жизнь, этим мы должны руководствоваться.

– У нас достаточно большая аудитория, прошу Вас дать какое-то краткое назидание нашим телезрителям.

– Желаю жить по закону Божиему, делать добро, удалиться от зла. И, конечно, надо читать, изучать правильные книги: Священное Писание и его толкование. Например, толкование святого Феофилакта Болгарского, Иоанна Златоустого, Василия Великого. Сейчас в мире знают очень много, а святого Василия Великого, Иоанна Златоустого и других святых не прочитали. Иоанн Кронштадтский очень просто читается.

 

Ведущий: Сергей Платонов
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать