Беседы с батюшкой. Образование

18 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает студент 4-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии, секретарь редакции научного журнала духовной академии «Христианское чтение» иеромонах Кирилл (Порубаев). Передача из Санкт-Петербурга.

– Дорогие друзья, поскольку мы совсем недавно встретили праздник Сретения Господня, а вместе с ним и день православной молодежи, то и речь в нашей программе пойдет об образовании вообще и о духовном в частности. Эта, безусловно, очень важная тема касается прежде всего молодых людей. Давайте поговорим о том, какое значение имеет слово «образование».

– Наверное, для того чтобы понять его значение, нужно обратиться к корню этого слова. Образ – это некая форма, которой обладает человек, некое духовное устройство, которое у него есть. Образование служит его созданию, формирует личность. Человек учится сначала в семье, затем в школе, вузе и, быть может, во время всей своей жизни. Конечно, этот процесс включает в себя приобретение различных знаний, которые мы получаем при изучении как технических предметов (к примеру, физики, математики), так и гуманитарных (например, литературы или истории), а также и приобретение необходимых умений и навыков... Но все же самое главное в образовании, на мой взгляд, его духовная сторона, которая способствует формированию личности человека, создает духовный стержень, служит его возрастанию. Именно вот эту задачу призвано решать образование. Оно должно делать человека сильным не только в интеллектуальном, но прежде всего в духовном отношении.

– Говорится ли в Библии об образовании? Может быть, в ней есть какие-то определенные книги, в которых написано о том, как стать цельной личностью? Или все Священное Писание говорит нам об этом?

– Пожалуй, прежде всего нужно обратить свой взор к Первому посланию апостола Петра, где он в 3-й главе, обращаясь к членам Церкви Христовой, говорит о том, что каждый христианин должен быть готов со смирением дать отчет о своем уповании. То есть если к любому из нас подойдет человек, который сегодня еще, возможно, не является христианином, и спросит о том, как мы верим, то мы должны со смирением дать ему ответ. Но для того чтобы мы могли это сделать, нужно хорошо знать, что мы исповедуем. Таким образом, Новый Завет в этом месте ярче всего указывает нам на то, что образование необходимо.

Наверное, каждый из нас знает, что Евангелие от Иоанна начинается со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»; именно через слово мы передаем, приобретаем, сохраняем и приумножаем наши знания, получаем образование. Мы образовываемся через слово. Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что Сам Господь является Словом, и таким образом познание Бога приобретает уже не земную ценность, а божественную. Также и апостол Павел в Послании к Тимофею, наставляя его, говорит, что все Священное Писание богодухновенно, и потому призывает своего ученика держаться Предания. Тем самым апостол косвенно указывает на необходимость образования: нужно знать Писание, в создании которого принимал участие Сам Господь. Таким образом, мы опять приходим к выводу, что всякое образование так или иначе должно быть связано с Богом.

Это мы сейчас с вами поговорили про Новый Завет, а если мы обратимся к книгам Ветхого Завета, то там есть целый раздел, который так и называется «Книги мудрости». Вы знаете, наверное, что книги Ветхого Завета подразделяются на группы: есть книги так называемые законоположительные, исторические, пророческие, и есть книги учительские, или мудрости. Например, Книга Екклесиаста, или Проповедник, Книга Притчей Соломоновых и другие. Эти проповедники, обладая земной мудростью, говорят о том, что нам необходимо для приобретения истинного знания. Таким образом, и в книгах Ветхого Завета подчеркивается важность приобретения образования.

Из Нового Завета мы знаем (об этом говорят все евангелисты), что когда Господь проповедовал в Иудее, то там была целая группа людей, называвшихся книжниками. В Священном Писании они получили преимущественно отрицательную оценку, потому что за своей книжностью, ученостью и чрезмерным стремлением исполнить закон они забыли, что за всем этим стоит Живой Господь, Который требует от человека милости, а не жертвы. Однако Спаситель неоднократно показывается в Священном Писании гораздо лучше знающим его, чем те самые книжники и фарисеи, желающие показать свои знания. А ведь их профессией было именно толкование книг Писания! Именно они учили народ! Но Господь, как нам известно это из описания евангелиста Луки, еще в отроческом возрасте, оставшись в Иерусалимском храме, удивил Своей мудростью учителей и книжников настолько, что они говорили между собой: «Как так? Он нигде не учился, а обладает такой премудростью». Тем самым Господь дает и нам пример: мы должны обладать этими знаниями, быть образованными людьми, но самое главное, знать, что образование не является самоцелью, помнить, что за всем этим стоит Живой Спаситель.

Таким образом, Священное Писание нам говорит о пользе и значимости образования. В конце концов, хочу сказать, что для того чтобы понимать его, нужно быть образованным человеком. К сожалению, бывает очень непросто понять то, о чем говорится в той или иной части Библии, – для этого нужны большие усилия. Именно поэтому мы в академии, в бакалавриате и магистратуре занимаемся изучением Священного Писания, а иначе мы бы не смогли дать ответ о нашем уповании, если бы нас попросили об этом.

Само словосочетание «Священное Писание» подразумевает образование, без которого его невозможно изучить. Хочу пояснить свою мысль. Нам известно, что Новый Завет был написан на древнегреческом языке, а ветхозаветные книги на иврите, и лишь потом они были переведены на древнегреческий язык, поэтому для того, чтобы прочитать текст Священного Писания в оригинале, нам нужно изучить другие языки. Это оказывается чрезвычайно важным, если учесть, что при осуществлении любого перевода смысл слов неизбежно искажается: иногда он утрачивается; бывает, что слова приобретают иные оттенки, которых нет в оригинальном тексте; порой невозможно передать характерную для языка игру слов – для этого и нужно изучать язык, получать образование.

Так что можно сделать вывод, что образование является обязательным условием для изучения Священного Писания.

– Раз уж мы заговорили об изучении Священного Писания, нам обязательно стоит обратиться к тому богатому наследию, которое нам оставили святые отцы. Сам факт наличия их трудов должен служить нам стимулом для того, чтобы мы стремились узнавать нашу веру, занимались самообразованием. Скажите, а пишут ли святые отцы о том, как важно быть усердным в учении, в получении образования?

– Конечно, святые отцы говорят нам об этом. Но прежде чем начать отвечать на Ваш вопрос подробнее, мне бы хотелось сказать, что в христианской Церкви первых веков существовало два течения. Приверженцы первого считали, что верующий человек не должен ничего изучать и заниматься науками ему не нужно. Этих взглядов придерживались, к примеру, Татиан, Тертуллиан, занимавшие ригористическую позицию по отношению к образованию. Так, Тертуллиан говорил: «Что общего есть между Иерусалимом и Афинами?», подразумевая под «Иерусалимом» учение Христово, родившееся в Иудее, а под «Афинами» то языческое образование, которое было распространено в первые века христианства. Дело в том, что тогда образование было языческим, основанным на трудах Аристотеля, Платона и других античных философов, и именно поэтому многие учители Церкви говорили: «Зачем нам углубляться в языческую философию? Это нам вредно, никакой пользы мы для себя здесь не почерпнем». Кроме того, они указывали на то, что многие философы вели неподобающий образ жизни, что и было на самом деле.


Однако была и другая группа учителей Церкви, придерживающихся иной точки зрения, к которой относились и мученик II века Иустин Философ, и Климент Александрийский, и Ориген, а также многие другие – я назвал лишь тех последователей этой теории, кто жил в первые века христианства. Они считали, что христианству следует изучить языческую науку и, взяв из нее полезное для себя, отбросить то, что вредно. Святой мученик Иустин Философ в своем высказывании очень хорошо описал такой подход: «Все лучшее из того, что создано людьми, принадлежит нам, христианам». Так что учиться нужно, но необходимо быть очень аккуратными. Уже в первые века христианства появляются философские школы, и тот же самый Иустин Философ создает такую школу в Риме. Христианство еще не было официально разрешенной религией, а он, будучи философом, имевшим право на ношение плаща, который могли носить только философы, преподавал своим ученикам христианское учение! При этом святой Иустин учил в своей школе языческой философии, которая прошла через призму христианского вероучения.

Известные всем нам учители Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст получили образование. Причем и Василий Великий, и Григорий Богослов, ставшие столпами Церкви, учились в тех самых Афинах, о которых крайне отрицательно отзывался Тертуллиан. Таким образом, в первые века христианства существовали две противоположные точки зрения на образование. Однако с течением времени тех, кто отрицал языческое образование, а вслед за этим и все образование в целом, становилось все меньше и меньше. А сторонники образования стали основоположниками нашего вероучения.

Теперь можно вернуться к Вашему вопросу и перейти к трудам конкретных учителей Церкви. Я уже упомянул цитату Иустина Философа, сказавшего, что все лучшее принадлежит нам, христианам, а сейчас бы мне хотелось обратиться к трудам преподобного Иоанна Дамаскина. В своей книге «Философские главы» он говорит о том, что христианину не подобает быть невежественным и необразованным. Живший по времени гораздо ближе к нам митрополит Московский Филарет Дроздов писал, что не может быть член Церкви Христовой невежественным человеком. Таким образом, и тогда, и сейчас Церковь стремится к тому, чтобы ее члены, прежде всего священнослужители, твердо знали, во что они верят, потому такое внимание уделяется образованию и в Священном Писании, и у святых отцов.

– Хорошо, но вот, допустим, молодой человек заканчивает школу и сталкивается с такой проблемой: куда идти дальше учиться, какой путь для себя избрать? Пока он учится в школе, ему все ясно, но когда он получает аттестат, то перед ним сразу открываются сотни дорог, по каждой из них он может пойти. А как выбрать именно ту дорогу из ста, по которой предстоит идти, возможно, весь свой жизненный путь?

– Наверное, нужно сказать, что на этот вопрос я не смогу ответить относительно каждого молодого человека, однако, как мне думается, есть верный способ, который может помочь привести человека туда, где ему следует быть. Мы, христиане, верим, что Господь заботится о каждом из нас и Своим Промыслом направляет наши пути. Так что Ваш вопрос в отношении к верующему человеку можно переформулировать: как узнать, куда Господь хочет меня направить, или как узнать Божию волю о себе.

Мне сложно ответить на Ваш вопрос в том случае, если человек не является христианином, я не могу сказать, какой путь он должен для себя избрать. Если же речь идет о верующем человеке, то для того, чтобы он нашел свой правильный путь, ему нужно ходить пред Господом всю свою жизнь. Это выражение, которое часто используется в Священном Писании, означает, что человек постоянно пребывает в осознании того, что рядом с ним всегда находится Господь. С одной стороны, такой человек боится сделать что-то противное воле Божией, а с другой – он уверен в том, что с ним Господь, на Которого он может опереться. Но как достичь такого состояния, чувства постоянного пребывания пред Богом? Здесь, наверное, будет уместно вспомнить как раз то, что главным в образовании является формирование личности, человека с сильной волей, направленной к добру. Он знает, что хорошо и что плохо, знает, что ему нужно делать и чего не следует, в том числе и то, куда ему пойти учиться – Господь ему подскажет.

Мы очень часто слышим, что каждое воскресенье нужно предстоять пред Господом в храме. Это на самом деле то, что мы должны делать, потому что в какой-то момент начинаем понимать, что именно из храма мы выносим Божию поддержку. Конечно, посещение храма должно быть не разовым, а постоянным, естественным состоянием нашей жизни. Хорошо, когда человек может вынести это из детства, семьи, но если такого нет, то надо все равно идти в храм, чтобы здесь обрести упование, и когда это произойдет, то уже не будет страшно делать выбор, потому что рядом Господь, Который направит в нужную сторону.

Есть еще один немаловажный момент, о котором мне бы хотелось с вами поговорить. Мне кажется, что каждый молодой человек или девушка должны пройти через это, поскольку это дарует удивительную крепость: очень полезно некоторое время (может, несколько дней или неделю) провести в каком-нибудь монастыре, немного потрудиться там, почувствовать ту жизнь, которой живут монахи или монахини. Однажды оказавшись там, человек ощутит, что он попал в совершенно другой мир, где живут сильные духом люди. Это, конечно, вовсе не означает, что ему нужно, приняв монашество, уйти в монастырь, но, побывав здесь, он испытает на себе размеренную жизнь, наполненную молитвой. Человек начнет ощущать внутри себя стержень, который поможет ему сделать правильный выбор.

Конечно, это немаловажно, но перед тем как сделать такой шаг, человек должен быть сильным духом, получить не только светское образование в школе, но и духовное. Он будет возрастать через это, у него станут лучше получаться вещи, связанные с интеллектуальным трудом.

И еще мне хотелось бы указать на один момент, о котором мы все знаем, но порой им пренебрегаем, – это спрашивать совет у старших, прежде всего у родителей, у людей, чья деятельность нам интересна. Если нас интересуют технические науки, а наши родители с ними связаны, то нам необходимо с ними советоваться.

Выбирая свой путь в жизни, нам нужно понимать, что это должно быть то дело, которое мы любим, и потому оно может стать делом всей нашей жизни. Здесь нам не следует руководствоваться соображениями выгоды или успешности в карьерном росте, ведь в таком случае может оказаться так, что, оглянувшись в конце жизненного пути назад, мы увидим, что, занимаясь нелюбимым делом, ничего не приобрели для себя настоящего и лишь навредили своей душе. Опытный, рассудительный человек даст совет исходя из того, что подходит именно для нас.

Хотелось бы привести пример, связанный с жизнью святителя Луки Войно-Ясенецкого – нашего современника, который скончался в конце ХХ века и был причислен совсем недавно к лику святых. Он чувствовал особую тягу к рисованию и даже собирался поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, однако уже перед экзаменами вдруг понял, что не сможет заниматься всю жизнь тем делом, которое ему так нравится, но не приносит пользы окружающим. Именно исходя из этого убеждения, святитель Лука решил заняться медициной и впоследствии стал удивительным врачом-хирургом. Мы знаем, что находясь в ссылке, он написал книгу «Очерки по гнойной хирургии», где применил и свой талант художника. За свой труд он получил Сталинскую премию, даже несмотря на то, что был репрессирован. Это еще один пример того, как важно уметь делать правильный выбор. Святитель Лука, конечно, обладал тем внутренним стержнем, который помог ему выбрать верный путь в жизни, благодаря чему он как талантливый врач смог спасти многих людей, обратившихся к нему за помощью.

Таким образом, хочу сказать, что выбор – это действительно очень ответственное дело, и нам нужно прежде всего положиться на Бога, Который укажет нам верный путь, учесть мнение тех людей, которым мы доверяем. В любом случае мы должны руководствоваться пониманием того, что то дело, которым мы хотим заниматься, обязательно поможет другим, а раз это принесет пользу нашим ближним, то значит и Господу: ведь тот, кто любит ближнего, стараясь помочь ему, тот любит и Бога, и по-другому не может быть.

– Хотелось бы продолжить дальше эту тему. Когда речь идет о получении духовного образования, то для молодого человека это значит потом стать священником, а для этого нужна особая решимость. Вы, как студент духовной академии, знаете это. Конечно, все, что Вы перечислили, годится для того, чтобы понять, стоит ли идти по этой дороге или лучше все-таки выбрать для себя что-то другое. Понятно, когда поступают выпускники, а совсем другое дело, когда приходят люди, много лет отработавшие в иной сфере, получившие когда-то высшее образование. Я знаю, что у Вас первое образование техническое. Скажите, каким образом Вы сделали свой выбор? Может быть, на Вашем примере мы сможем сделать выводы и для себя?

– Вы сейчас спрашиваете про священнический путь. Немного отвлекусь и скажу, что каждый человек в той или иной мере должен быть религиозно образованным. В свое время, когда я переступил порог духовной школы (это было не здесь, а на подворье Оптиной пустыни, где находится Институт церковных искусств), то у меня возникло ощущение, что передо мной «открывается Америка». Действительно, я как будто бы окунулся в неведомый глубокий и прекрасный мир. Я стал совершенно по-другому смотреть на вещи. Это было удивительное ощущение, после которого мне захотелось, чтобы каждый человек тоже смог такое пережить. Это точно так же, как и мое пожелание всем пожить в монастыре. Помню, когда я приезжал из монастыря, то говорил себе: «Здесь нужно бывать хотя бы раз в год! Нужно, чтобы каждый ощутил то, что я чувствую сейчас!»

Духовное, или религиозное, образование должен получить каждый человек, поскольку без него он не обладает тем важным сокровищем, которое так доступно для нас всех. Что же касается священнического пути, то, учась в семинарии, я вижу, что хотя люди приходят сюда разными путями, всех их объединяет одно – благословение священника и правящего архиерея той епархии, откуда они приехали. Собственно, я уже говорил об этом, когда речь шла о светском образовании, и я призывал обращаться за советом к родителям – ведь это тоже родительское благословение. При выборе священнического пути очень важно получить благословение именно того священника, который хорошо вас знает, которому вы, возможно, на протяжении многих лет помогаете в храме. Вы подходите и говорите ему: «Прошу Вашего благословения, потому что у меня есть такое внутреннее стремление».

Многие становятся священниками, потому что их родители были связаны с Церковью: у кого-то отец священнослужитель; или мать является регентом в хоре. Впрочем, в наше время нет такой четкой связи. Раньше, до революции, после Петра I это четко соблюдалось и только сын священника мог стать священником. Хотя, еще раз повторюсь, пример родителей порой подвигает человека не просто прийти в Церковь, но и стать священнослужителем.

Мне неоднократно говорили о том, что священником нужно становиться лишь по призванию, однако мне было непонятно, что это такое. Потребовалось время, чтобы ко мне пришло осознание этого. Я пытался поступить сразу же после школы в духовную академию и не смог этого сделать. Тогда я пошел учиться в технический вуз, но, учась там, я все время думал: «Мне нравится учиться, это хорошо, но я хочу поступить в семинарию». На протяжении пяти лет я нес это чувство в сердце, и после того, как поступил наконец в духовную академию, я понял, что такое призвание. Оказавшись тут, я осознал, какую радость испытываю от того, что учусь здесь. Вот это и есть призвание, ради которого ты готов терпеть все, ждать, трудиться, стремиться к нему. Это, наверное, очень важно в любом деле, но в священническом особенно.

Нужно сказать, что человек, который приходит в Церковь, должен понимать, что он уже не будет жить для себя. Если священника позовут к тяжелобольному человеку причастить, то ему нужно будет оставить свою семью, дела и пойти к нему, поскольку он уже не принадлежит себе, а является служителем Христа, Его инструментом. Жизненной целью такого человека является не достижение материального благополучия или какое-то научное открытие, к примеру, а благовестие Христово. Он должен учить, проповедовать, дарить людям свет, силу, дух, которые он как священник несет из Церкви людям.

Священнослужитель призван делиться с нами той радостью, которую нам дает прежде всего Господь, потому что именно Он является источником нашей радости. И человек, приходящий в Церковь, должен это понимать. Это жизнь без отпусков. Как не может мать оставить свое дитя и уехать в отпуск, а должна заботиться о нем, так же и священник все время является инструментом Христовым, призванным нести Божию благодать, проповедовать учение Господне, являясь Его свидетелем. Это особенный путь, но он содержит в себе удивительную радость. Таким образом, священнический труд – это и призвание, и особое благословение, и путь отказа от своих интересов, вот чем он отличается от светской работы. Никто из священников никогда не скажет: «Я пошел на работу». Нет, он говорит: «Я пошел на службу... Я пошел причастить человека, провести занятия в школе...» Это выражение «я пошел на работу» немыслимо, потому что это не работа, а наша жизнь, наше служение. Именно этим и отличается церковная деятельность от светской.

– Думаю, что Ваши ответы послужили ориентиром для многих молодых людей и их родителей, которые смотрят нашу передачу, и может быть, кто-то из них захочет избрать для себя священнический путь.

– Мне бы хотелось сказать напоследок, что сейчас, пожалуй, в нашей церковной жизни больше всего не хватает образования. Есть многие вещи, которые могли бы человеку дать радость. Нам же порой кажется, что образование – это нечто такое скучное, нечто неинтересное, что-то трудное, но если мы так думаем, то это потому, что нам пока еще не встретился хороший учитель, наставник, руководитель, священник, или, быть может, потому, что мы не открыли интересную, хорошую книгу, которая подарила бы нам радость... Нам следует отказаться от этого ложного мнения и начать стремиться получать знания, с одной стороны, интеллектуальные, а с другой – духовные, и тогда мы сможем обрести для себя радость в образовании.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать