Беседы с батюшкой. Традиции и суеверия праздника Богоявления

17 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе г.Екатеринбурга, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, преподаватель Екатеринбургской православной духовной семинарии иерей Даниил Рябинин.

– Мы с Вами выходим в прямой эфир накануне Крещенского сочельника, поэтому сегодняшнюю программу предлагаю посвятить этой теме. Продолжаются святки, праздничные дни от Рождества Христова до Крещения Господня. И это время, как мне кажется, для миссионеров Церкви особенно горячее, потому что иной раз на Крещение стекается очень много людей в храмы; столько людей не видишь и на Пасху. Они приходят за святой водой; окунаются, может быть, в иорданях, и это такая золотая жила, в которую нужно вовремя успеть войти. Как это время проходит в Церкви?

– Действительно, праздники, которые мы уже прожили, с большой радостью и любовью встретили, а также которые предстоят нам, всегда являются одними из центральных праздников церковного гражданского года. И огромное количество людей – верующих христиан и тех, кто как-то устремляет свое сердце к Богу, – приходит в эти дни в церковь Божию для того, чтобы помолиться, побыть в этих святых местах и почувствовать прикосновение благодати Божией к своему сердцу. И на самом деле для всех нас, для Церкви (не только для клира) это время очень полезное для того, чтобы сказать вечное доброе слово о Боге, чтобы это слово было услышано теми людьми, которых вот так Господь таинственным образом ведет к Себе.

 И с миссионерской точки зрения, безусловно, подобные праздники  всем нам, тем, кто воцерковлен, кто служит у престола Божия, кто нашел себя в служении в Церкви или в тех или иных миссионерских проектах (как, например, наш телеканал «Союз»), должны помочь наставить, направить человека, пришедшего в храм или интересующегося теми или иными вопросами в эти святые дни. В этом заключается задача всех нас, потому как миссионерское служение – это то служение, на которое благословляет всех нас Господь. И мы должны особенно духовно мобилизоваться во всех смыслах в эти праздничные дни, чтобы ни один из пришедших к нам не остался неутешенным, чтобы всякий просящий действительно получил бы утешение в своей жизни и во всех своих обращениях к Богу.

– Нашим зрителям мы, наверное, каждый год рассказываем о таком интересном примере, который есть в нашей епархии в Екатеринбурге. В храме на Синих камнях в честь святителя Николая Чудотворца есть правило платить за крещенскую воду цену, но она является не материальной ценой в рублях или условных единицах;  эта цена – какой-то ответ на поставленный вопрос. Допустим, как звучит молитва «Отче наш»? Какой сегодня праздник, что он означает? Назовите несколько заповедей… И так далее. Правильный ответ на вопрос дает как бы пропуск получить эту святую воду. И, конечно же, если человек не может ответить, для него есть специальные памятки, ему тут же могут объяснить и рассказать что к чему, чтобы он ушел не только с наполненной бутылкой, а с наполненной душой и с каким-то пониманием. Это один из очень интересных, на мой взгляд, примеров того, как можно задействовать миссионерский механизм. Расскажите еще о каких-нибудь таких интересных вещах.

– Я думаю, что в подобные праздники, когда стекается огромное количество людей, любое доброе и правильное слово священника, которое выражает суть и смысл празднуемого события, принесет свою пользу. Безусловно, тот пример, о котором Вы рассказали, очень интересен, и я думаю, что в небольших храмах, где это возможно реализовать, это действительно принесет большую пользу и вызовет некий интерес, чтобы человека пробудить. Вот он идет ночью в полусонном состоянии, может быть, даже отстояв небольшую очередь, чтобы набрать бутылочку святой воды... Может быть, это как-то пробудит его от этого сна, не только физического, но и духовного. Но бывают случаи, когда на крещенские купания и крещенские праздники приходит огромное количество людей, поэтому не всегда получится реализовать подобный опыт.  Мы готовим разъясняющие материалы о святой воде и стараемся каждому человеку дать это доброе слово, которое требуется. Само чинопоследование богослужений Крещенского сочельника, ночной или утренней службы, освящение иорданей – это такие возможности, когда священнослужитель или же опытные катехизаторы могут сказать слово, которое будет услышано. Я уверен, так и есть. И думаю, все мы будем молиться и в  крещенскую ночь, и в Крещенский сочельник о том, чтобы все пришедшие на этот праздник обрели Христа.

– Вопрос телезрительницы из Челябинской области: «Будет все водное естество освященное, и как же пользоваться водой из крана? Она же святая. Мыть и стирать, конечно, не будем, а как быть? Запасать ее?»

– Действительно, в церковных песнопениях мы можем услышать, что всякое водное естество освящается, но здесь мы должны разумно к этому подойти. Все-таки для того, чтобы набрать святой воды на грядущий год, мы идем в то место, где она действительно освящается, где над чистой водой совершает особую молитву священник или архиерей. Нельзя прийти на грязный источник, из болота почерпнуть кружку воды и выпить ее. В данном случае нужно понимать: под освящением всего водного естества не подразумевается  преобразование его как такового из грязного в чистое, не значит, что вся вода стала абсолютной святыней и мы можем тотчас пить ее из-под крана. Это некий образ.

Вообще сам по себе праздник Крещения Господня, Богоявления, очень многогранен. Понятно, почему речь идет о воде как таковой. Господь Иисус Христос приходит на реку Иордан креститься от Иоанна Крестителя (для всех нас это хорошо известно из Евангелия, и мы завтра много раз услышим эту прекрасную историю), и в том, что это связано с водой, есть свой глубокий смысл. Вода является одним из тех веществ, которое было при сотворении мира. Вода – то вещество, которое очищает человека внешне. И в этом смысле древнеиудейский обряд омовения и погружения в воду символизирует духовную, внутреннюю чистоту через внешнее. Вода имеет животворную силу, она дает жизнь человеку, растениям, животным, она содержит в себе эту внутреннюю силу. Но с грехопадением все существо (не только человеческое, но и вся природа) изменяется и извращается; в человеческую природу, а из нее и во все тварное существо грех вносит разлад, во всем начинаются совершенно иные процессы.

И вот Христос приходит на реку Иордан, где совершается Крещение, Он касается воды, которая является источником жизни (древние видели в ней по-настоящему жизнь), как бы изменяя ее. Не случайно в песнопениях поется о том, что «Иордан возвратися вспять», то есть он течет в одну сторону, а в тот миг, когда Христос крестился на реке Иордан, все изменилось. То есть речь идет о духовном смысле этого праздника. Освящается всякое водное естество, то есть все изменяется, в мир приходит Бог, Который преображает этот мир. Касаясь вод, Он изменяет их, дает нам через это источник жизни, для нас через это открывается Царство Божие.

И в этом смысле мы говорим о том, что освящение воды, великая агиасма есть величайшее таинство Церкви для каждого из нас. А в каждом таинстве мы приобщаемся Царству Небесному, Царству Божьему, ради которого и приходит в мир Господь. Поэтому если вернуться к вопросу, открывать ли кран,  – нужно понять, что дело не в этом, нужно осмыслить праздник, набрать святой воды в храме, в Церкви Божией, а ко всему остальному отнестись так, как  привычно. То есть через осмысление праздника мы поймем, что же происходит с водой и почему она стала святой в эту ночь или в этот день.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 12 лет. Скажите, пожалуйста, почему Петр, который так сильно любил Иисуса, когда Его повели на Голгофу, отрекся от Него три раза, как и предсказывал Иисус? Что им руководило: страх или что-то другое?»

– Конечно, это абсолютно человеческий страх перед смертью. В Древней Церкви мы видим кровавые гонения, которые грозным ужасом свалились на плечи многих и многих христиан. И по-разному паства спрашивала своих святителей о том, как быть, как этот подвиг мученичества воспринять. И у многих святителей и святых того времени мы найдем, что мученичество – это удел немногих, не нужно искать мученичества; когда же Господь так устроит, нужно это будет принять. Кто будет готов это совершить, тот и станет последователем Христа в этом плане до самой смерти. Почему я говорю так об апостоле Петре? Мы легко вспомним события Тайной Вечери, предшествовавшей беседы Иисуса Христа со Своими учениками. Он говорит, что есть среди них тот, кто Его предаст. Апостол Петр говорит, что точно никогда не отречется от Иисуса. И вот здесь оказывается совершенно по-другому. То есть здесь дело в том, что сам характер апостола Петра был  очень горячий, огненный, пламенный, но вместе с тем эта горячность играла с ним очень злую шутку.

Когда он выходит из лодки, чтобы тоже пройтись по водам, говорит Христу, явившемуся где-то там и казавшемуся апостолам привидением или духом: «Господи, если это Ты, скажи мне, я тоже выйду и пойду к Тебе». Но, увидев и убоявшись этого бушующего моря, которое вот-вот захлестнет хилую апостольскую лодочку, он испугался и начал тонуть. Здесь проявился обычный человеческий страх, и мы апостола не осуждаем. Господь нам показывает, что пылкость и горячность нашего характера должны быть обоснованными, мы не должны искать себе подвига. Мы не должны кричать о том, какие мы замечательные христиане, что можем совершить все, что от нас потребуется. И в морозную крещенскую ночь в далеких сибирских краях не стоит лезть в прорубь, крича о том, что тебе это нипочем. Так не надо делать.

В этом смысле горячность апостола Петра сыграла с ним злую шутку, он испугался и отрекся от Христа. И потом он вспомнил те слова, которые говорил ему Господь, когда услышал пение петухов. Это действительно  большая трагедия апостола Петра, которую мы с вами тоже должны переживать. Скоро наступит подготовительная неделя Великого поста и придет праздник Светлой Пасхи, мы будем изо дня в день переживать дни Страстной седмицы. Всеми этими переживаниями, чувствами апостолов, беседами Христа мы должны проникнуться.

Большая трагедия случилась с апостолом Петром, но вместе с тем он находит в себе силы, чтобы вернуться и стать учеником, продолжить свое ревностное служение, учитывая все те ошибки, которые  совершил до этого. А в дальнейшем, как мы знаем из Священного Предания, глаза апостола Петра всегда были красные, потому что он всегда плакал о том, что предал Христа. Но Господь, любящий всех, принимает его. И дальнейшее событие, когда Господь является ученикам по вознесении, называется восстановлением апостола Петра в его апостольском достоинстве.

Апостолы были такие же простые люди, как и мы с вами. И никакие земные вещи им не были чужды: страх, переживания, радость и плач. Это же случилось и с одним из самых великих апостолов, которого мы с особой любовью чтим, в том числе назидаемся и его ошибками.

– Вопрос телезрителя: «Христос перед тем, как исцелять любого человека, всегда интересовался: "Веруешь ли ты?" А потом уже происходило чудо. Может быть, проблема не в количестве святой воды, сколько ее набрать, а в качестве веры человека, тогда и свойства она приобретает другие?»

– Безусловно, дело не в том, чтобы тоннами нести воду домой (и потом с этим возникают какие-то проблемы). Понятно, что все зависит от качества нашей веры. Это, кстати, евангельский принцип в любом смысле и в любом празднике, в любом действии. И в таинстве в том числе. Господь ведь говорит (эти слова, на мой взгляд, всегда звучат очень страшно и очень сложно для понимания): «По вере вашей да будет вам». И часто мы примитивно их воспринимаем: в том смысле, что если у меня слабая вера, то у меня не случается того, чего я хочу; а если вера сильная, – это случится. Конечно, от качества нашей веры зависит многое, поэтому мы и молимся всегда о том, чтобы Господь нашу веру укреплял. В этом заключается наша постоянная, непрестанная молитва – чтобы Господь нашу веру утверждал. Поэтому это можно применить к любым событиям, что происходят в нашей жизни, в том числе к этому светлому празднику. Да, действительно, много из того, что случается, должно утверждать и укреплять нашу веру. Либо, напротив, происходящее человека как-то удаляет от веры, но это тоже негативный опыт, который должен человека  стимулировать к тому, чтобы молиться об укреплении веры в любом случае.

– В средствах массовой информации из-за ярких крещенских купаний появится множество различных статей, фоторепортажей о том, как это все происходило, и многие СМИ о празднике Крещения Господня, или святого Богоявления, рассказывают только исключительно с этой стороны: где была купель, сколько человек окуналось... А все-таки, наверное, больше стоит говорить о сущности этих дней. Я предлагаю немного порассуждать и поговорить на тему того, что мы отмечаем, что в это время самое главное.

– Да, это важно. Действительно, я уже сказал о том, что сам праздник, о котором мы сегодня говорим и говорят вообще все в эти дни, очень многогранен. Он несет в себе глубочайшие духовные, божественные смыслы, и мы к ним должны обратиться. Конечно, вся эта водная суета, как я ее называю, вокруг купелей, которые притягивают огромный интерес различных зрителей, – это интересно. Но это некие внешние факторы, являющиеся важными атрибутами многих праздников. Мы знаем, что многие церковные праздники, как и гражданские, имеют некие народные традиции и обычаи. И это на самом деле хорошо в каком-то смысле, потому как это наша культура. Нельзя  сказать, что это нельзя делать или это неправильно. Это наша культура, она сформировалась в какой-то период, просто мы должны дать ей правильное направление.

В этом смысле и в миссионерском плане, и в любом другом мы должны дать эти четкие, глубокие ответы на вопросы этого праздника. Все-таки мы говорим о празднике Крещения и Богоявления, это событие двойного порядка, и через одно событие мы видим другое, которое вообще меняет представления о Боге абсолютно. Праздник Богоявления – это событие просто колоссального масштаба, космического. То есть мир никогда не знал Бога так, как Он открывается в то событие, когда Иисус Христос приходит к Иоанну Крестителю на Иордан. Миру открывается Божественная полнота, являющаяся во Христе. И миру открывается Троица. Древний человек не знал, каков Бог вообще. Иудеи были строгими монотеистами, жившими в окружении язычников. И вот открывается Бог. Это просто колоссальное событие, которое мы воспринимаем с величайшей радостью. А миру открывается Бог, потому что в мир приходит Бог.

Почему Он приходит на реку Иордан креститься? Что это вообще за Крещение? Кто  такой пророк Иоанн Креститель? Откуда он взялся? Удивительно, да? Иудеи не слышали пророческого голоса, пророческого слова почти 400 лет – не было ничего. И вот ангел пустыни, совершенно таинственный человек, пришедший из забытых мест, в течение тридцати лет подвизавшийся, молившийся Богу, на котором почивала Божественная благодать и сила, приходит и проповедует совершенно удивительные вещи, не укладывающиеся в голове у слушающих. Вспомните, Иоанн Креститель творил чудеса? Ничего подобного, мы не видим никаких чудес, мы читаем Писание – нет там чудес. Но его слово было сказано с такой силой, что слушающие его люди (весь Израиль, Иудея и Иерусалим) приходили к нему креститься, как говорит об этом евангелист. Это был поистине пророк, которого иудеи ждали на протяжении стольких лет. Представляете, какого масштаба это событие?

Завтра Крещенский сочельник, я всем рекомендую прийти на службу: царские часы будут совершаться утром, и мы будем слушать ветхозаветные пророчества, новозаветные чтения и писания апостольские. Эта служба даст нам связь времен. Это колоссальное событие. Иоанн Креститель говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Древние знали обряд омовения, но ведь он был предназначен для язычников, прозелитов, которые приходили и хотели стать иудеями. Как сыны Авраама могут омываться подобно язычникам, которые прокляты и только смерть для них будет очищением? А он предлагает им креститься вместе с ними, омыться в водах. Это удивительнейшая проповедь, удивительнейшее слово Иоанна Крестителя. И к нему шел народ.

И ведь не случайно он обличает саддукеев и фарисеев, говоря: «Не думайте, что вы дети Авраама и наследуете Царствие Божие». А древние как считали? Что заслуг Авраама хватит вообще на всех. Они говорили так, что Авраам сидит у дверей ада и всякого иудея, который туда подходит,  отправляет обратно в рай. И дальше Иисус Христос приходит к Иоанну Крестителю. Ведь Иоанн знает, Кто это, он понимает и чувствует это, и он говорит Христу: «Я недостоин даже развязать шнурки на Твоих ботинках, это я должен от Тебя креститься». К нему приходит Тот, Кто совершенно безгрешен. В чем суть этого события?  Господь говорит: «Так должно исполнить всякую правду». И вот исполнение всякой правды заключается в Божественном кенозисе.  Этот богословский термин означает  самоуничижение Бога, это то смирение, которое являет Господь. И через это смирение совершается служение Божие.

Мы праздновали Рождество Христово. Что мы праздновали? Как рождается, приходит в мир Бог. Есть прекрасные колядки, что Он родился не в царских палатах, не в царских одеждах, но пришел совершенно незаметным образом, Младенцем, Который беззащитен. То же самое мы видим, когда Младенец Иисус приносится на восьмой день для совершения обрезания. И в этом мы видим исполнение всякой правды: вот с чего начинается путь спасения, вот с чего начинается проповедь Христа, вот чем заканчивается служение Христа – распятием на Кресте. Самоуничижение, абсолютное послушание воле Божией и абсолютное смирение – вот где путь спасения.

Вот что мы должны увидеть, мы должны почувствовать в этот праздник, насколько Бог близок к каждому из нас. Он становится таким же, Он становится в ряд с грешниками, которые пришли креститься к Иоанну, они хотят и чувствуют Бога. Вот что в этом празднике открывается нам, и через это открывается Троица – через то, как миру Бог являет высочайшее смирение. Без смирения невозможна никакая добродетель, никакое доброе дело не принесет пользу, только через смирение. Если не будет смирения, любая добродетель будет вообще даже вредной. Поэтому события Крещения и Богоявления просто колоссальны в своих духовных божественных смыслах. Мы это должны воспринять и почувствовать в эту крещенскую ночь, как близок к нам Бог.

Я думаю, те, кто был на празднике Рождества Христова в рождественскую ночь, чувствовали, как Господь касается сердца каждого пришедшего, – пришедшего  с любыми мыслями, просто даже с любыми интересами. Насколько Он близок! Вот Он лежит в вертепе – Младенец, и мы стоим рядом с Ним. То же самое и здесь: Бог становится таким же, как и мы с вами. И есть прекрасное слово святителей о том, что Бог становится человеком, чтобы человек стал богом. Все это воплощается здесь и открывается миру через это удивительнейшее, прекрасное событие Крещения и Богоявления Господня, откровения миру полноты Божией. Это некие смыслы, та суть, которую мы должны воспринять.

Эти смыслы открываются в тех богослужениях, которые уже завтра будут совершаться в Церкви, мы будем читать древние пророчества Ветхого Завета. И если у кого-то будет возможность (а сейчас есть доступ к этому, необязательно иметь книги в печатном виде, а можно  даже открыть последование богослужения в Интернете в любом формате), откройте и почитайте, если это интересно (а это должно быть интересно, настолько это захватывает человеческий дух), как совершились эти пророчества. А через божественные песнопения, которые составлялись боговдохновенными авторами, действительно открываются эти смыслы. Я рекомендую всем, кто готовится прийти на службу, готовится причащаться, вдумчиво посмотреть на последование богослужения, на те песнопения, которые будут исполняться, на ветхозаветные пророчества и новозаветные тексты, которые будут читаться в храме. Все это откроет в нас совершенно новое видение этого праздника, и через это мы поймем, зачем нам нужна святая вода, через это увидим все те народные обычаи и традиции, которые существуют вокруг этого праздника.

– С одной стороны, такая духовная высота праздника, а с другой стороны, вспоминаются огромные очереди людей, стоящих за крещенской водой, что не всегда проходит благоговейно, молитвенно и с праздничным настроем. Иногда и с какой-то руганью: «Вы не туда встали, я здесь стоял, подвиньтесь». А когда дело доходит до того, чтобы набрать воды, особенно если это какое-нибудь очень популярное место, когда там не так много кранов, то начинаются просто какие-то невообразимые вещи. Кажется, что это не церковная ограда, а не пойми что. И то же самое можно сказать про купания, окунания: есть люди, которые скромно, благоговейно и перекрестясь, воспринимая это как подвиг, окунаются, а другие – с криком, ором, увеселительными напитками... Это тоже не вяжется с высотой праздника. Как до людей донести эту высоту праздника?

– Вы знаете, мы до людей никакую высоту не донесем, если это не родится в сердце. Но сеять-то слово Божие мы должны. Действительно, есть какие-то нестроения. К сожалению, это так, мы это можем констатировать как факт. Разные люди приходят. И как-то по-разному все это случается. Но дело-то в том, что люди в это время приходят в храм Божий; люди, даже придя на иордань или на какие-то искусственные источники, которые есть возле храма для купания,  приходят к церкви, к храму, они не идут в какие-то непотребные места. Понятно (и мы об этом говорим без конца), что должно быть благоговение и в храме, и в том месте, где мы совершаем купания. Все-таки употребление горячительных напитков или какие-то иные вещи непотребны в этом месте. Но люди разные, мы это констатируем как факт. Ну что мы с этим можем сделать? Можем назидать, можем говорить, но мы говорим о другом, о том, что вот так, таинственными путями, Господь ведет и этих людей к Себе.

– Вопрос телезрительницы из Брянска: «Я завтра работаю сутки, то есть выйду с работы только утром 19-го числа. Могу я причаститься 19-го числа утром, если не буду на вечернем богослужении или на ночном? Я готовилась, каноны вычитала, но еще не все».

– Я думаю, что нужно готовиться. Завтра все равно день совершенно постный, это Крещенский сочельник, это время нашей духовной подготовки (в богослужебное или небогослужебное время). Завтра день будний, поэтому я думаю, что с этой проблемой могут столкнуться многие наши зрители и вообще христиане. Мы живем в том обществе, где существует свой график, поэтому Вы готовьтесь, а когда придете на службу, думаю, во всех храмах будет специально отведено время, чтобы можно было исповедоваться. Просто священнику объясните, что не было возможности по уважительной причине быть на вечерней службе. Дома почитайте необходимое молитвенное правило в том виде, которое существует. Может быть, если Ваша работа позволяет, почитайте какие-то песнопения вечерней службы, тексты. Разные виды работы бывают, где-то приходится человеку просто дежурить и контролировать какой-то процесс, потому есть возможность немножко отвлечься. Это будет замечательно, и это будет подготовкой. Мы живем в таких условиях, поэтому должны к ним подстраиваться. И я думаю, что любой священник должен это понимать. Если будет достойная подготовка, домашняя молитва, думаю, все это спокойно может разрешиться и получится приступить к Святым Христовым Таинам в эту священную ночь.

– Есть возможность продолжить разговор по теме: «Это тоже путь к Богу».

– Да, это тоже путь к Богу. Нам надо внимательно прочесть Писание. Древние говорили о том, что от незнания Писания всякое зло. Вот чтобы ничего не сочинять, надо открыть Священное Писание, открыть святых отцов. Есть такой замечательный эпизод, когда ко Христу подходит тайным образом кровоточивая женщина и думает так: «Я подойду к Нему, коснусь края Его одежды и получу исцеление». Наверное, все знают этот эпизод. Там была толпа народа, все Христа теснили, каждый хотел ухватиться за Него, прикоснуться к Нему, что-то крикнуть в Его сторону, чтобы Он посмотрел на него. Апостолы пытались сдерживать эту толпу, тем не менее эта женщина пробралась.

По иудейскому закону она не имела права туда вообще заходить, потому что была в нечистоте и своей нечистотой вносила нечистоту в то общество, где находилась. Она делала неправильно, но она принципиально туда шла. С какими мыслями она шла? Что исцелится, прикоснувшись к Его одежде? Но это абсолютное суеверие какое-то. Она не знает, Кто такой Иисус Христос, она где-то что-то слышала, что вот есть какой-то проповедник, который ходит и помогает всем, совершает удивительные чудеса и исцеления. Но она идет туда. И что делает Господь? Он останавливается: «Кто-то коснулся Меня». Апостолы говорят: «Тут такая толпа, все друг друга касаются и толкаются». А Он говорит: «Нет, Я чувствовал, что сила из Меня вышла» (не просто, что кто-то толкнул Его в бок). И тогда эта женщина, услышав Его слова, упала и заплакала, и Господь сказал: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя».

Так вот, чем она была движима? Какими-то совершенно суеверными мыслями и рассуждениями. Разве Христос сказал ей: «Послушай, дорогая, давай-ка ты вначале получи теологическое образование, стань бакалавром теологии, прочитай энное количество трудов Писания, а потом приходи ко Мне, Я тебя приму»? Ничего подобного. Господь принимает каждого. А в этот момент куда Он шел? К начальнику синагоги. А начальником синагоги, в которую шел Христос, чтобы помочь, был в то время человек, который, может, был противником Христа и говорил, что Он не прав, Он плохой, Он злодей. Но Он идет к нему. Вот видите, какие бы ни были у человека взгляды, Господь  удивительным образом ведет этого человека к Себе и помогает ему.

И вот мы видим это нестроение, которое может нас раздражать. Нам это не нравится, что там кто-то как-то себя ведет, но, может быть, вот так Господь действует, вот таким образом, что человек в эту ночь приходит в храм Божий. Но здесь и огромная ответственность на каждом из нас, на тех, кто встречает этих людей в храме. Что они видят в храме? Они должны встретить некую доброту и любовь, которые исходят от нас и должны наполнять это место.

Я думаю, что здесь очень много таких деталей, на которые мы должны обратить наше внимание, как-то мобилизоваться духовно, выйти из этой суеты, понять, что это то стадо, которое сегодня Бог привел к нам. И таких праздников несколько в году, когда огромное количество верующих  и неверующих людей приходит в храм Божий. Это великое чудо, это радость для нас. И мы должны каждого согреть теплым словом, дать ему надежду и сказать о том, что Бог услышит его. И, может быть, в этом моменте Господь коснется его сердца, его души так же, как этой кровоточивой или этого начальника синагоги, враждебного Христу, или каких-то иных людей, которых были толпы, которые ходили за Христом. Он их примет и даст им то, что они хотят. И, может быть, дальше и эти люди станут Его учениками, оставят свои разбойничьи дела, как мытарь Матфей. Скажут: «Не хочу больше этим заниматься» – и пойдут за Христом. Мы будем молиться о том, чтобы такие маленькие чудеса совершались, мы будем молиться в эту ночь, чтобы Господь коснулся сердца каждого, кто придет в эту священную таинственную ночь в храм, на источник взять святой воды, чтобы эта святыня действительно освятила человеческое сердце.

– Несколько вопросов из социальной сети «ВКонтакте».

 «Очень волнует вопрос, как Вы относитесь к обряду окунания? Это все-таки народная традиция или православная? И благословляете ли Вы такое дело?»

– Окунание – это народная традиция. Некоторые люди на некоторые праздники особо радуются и прыгают, например, через костер, но это их греховной сущности не сжигает. Так и окунание в воду, безусловно, человека не освобождает от его личных грехов. Я думаю, что эти вещи понятны, но их следует иногда проговорить. В Восточных Церквах,  где не так холодно, как у нас,  тоже купаются. Палестинские паломники с удовольствием всегда окунаются в реке Иордан. А есть даже такая традиция в Восточных Церквах, когда некоторые хлопцы устраивают заплывы за брошенным в воду деревянным крестом. Но мы не можем кидать в водоем крест и далеко плыть, поэтому, я так понимаю,  люди просто окунаются и в этом тоже что-то получают для себя и видят те обычаи и обряды, которые связаны с этим замечательным, прекрасным праздником.

Человек остается человеком. Абсолютно проникнуться в духовные вещи – это тяжело, всегда есть некое внешнее проявление чего-то религиозного или религиозности. Мы всегда говорим, что внешняя атрибутика – это лишь некая форма, являющаяся не абсолютной, но иногда необходимой. Поэтому я думаю, что если мы совмещаем правильное понимание, осмысление и такое желание, такую ревность и дерзновение, чтобы подобное действо совершить, то что в этом плохого для человека?

– Наша зрительница спрашивает: «Почему рисуют крестики над дверями и окнами в ночь на Крещение?»

– Мы, христиане, освящаем всё крестным знамением. И каждый христианин, который приобретает себе новое жилище или заезжает в новое место, где будет жить, приглашает священника, чтобы освятить это жилище. Священнослужитель оставляет крестное знамение на четырех сторонах  жилища, помазывая святым маслом и окропляя весь дом святой водой. Кстати, это нужно будет сделать и у себя дома в крещенские дни: окропить жилище святой водой.

Есть, когда огнем, который сохраняется после чтения Двенадцати Страстных Евангелий, опаляются косяки и вход в жилище, двери, дверные проемы. Такой обычай действительно существует. Этот огонь мы считаем как бы особенным. Что же касается вопроса, может, в каких-то регионах это есть, но здесь, на Урале, я не слышал о таком.

– Наша зрительница спрашивает по поводу окропления святой водой в дни Крещения: «Как правильно это сделать? Какую молитву читать?»

– Правильно сделать так: окропить все свое жилище святой водой. Даже в храмах иногда продаются маленькие кропильца. Если Вы в своем жилище пропоете тропарь и кондак праздника («Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...»), будет замечательно. Если эту молитву не знаете, найдите ее. Если не сможете найти, то подойдет любое молитвословие, которое Вам известно. Будет прекрасно, если это будет совершено. Это благоговейный, благочестивый обычай, который следует из нашей древней христианской практики. Мы всё освящаем, потому как во всяком деле, во всяком начинании призываем имя Божие. В этом смысл освящения, чтобы призвать имя Божие, благодать Духа Святого на то жилище, где мы проживаем, или на то дело, которым начинаем заниматься. Или просто утром проснулись, сразу перекрестили свой лоб, осенили себя крестным знамением – этим мы тоже призываем имя Божие, чтобы Господь нам помог в предстоящих трудах, предстоящих делах. Поэтому сделайте так, это будет очень хорошо и благодатно.

– В навечерие праздника Крещения Господня и в сам день Крещения будет совершаться великое освящение воды, но большинство людей почему-то идут в храмы за святой водой именно 19-го числа, считая, что вода, освященная накануне,  какая-то не такая, освященная каким-то не таким чином. Давайте развеем этот миф.

– Да, наша русская традиция заключается в том, что освящение воды совершается дважды. Завтра утром, в Крещенский сочельник, будут службы, и после завершения Божественной литургии будет совершен чин великого освящения воды. И также в сам праздник совершается тот же самый чин. То есть это два абсолютно идентичных чинопоследования, соответственно – и вода одинаковая. Некоторые говорят: ночью крещенская вода, а утром богоявленская, они разные. Но это не так, чин абсолютно одинаковый, молитвы совершенно одинаковые, но в нашей русской традиции сложилось именно так.

Есть разные объяснения этому, но я думаю, что здесь нет особой необходимости вдаваться в какие-то практики древних церквей (как это совершалось, приводить ссылки на традиции практики оглашения, потому как в праздник Богоявления и в навечерие совершалось крещение катехуменов, которые готовились к принятию Святого Крещения, и потом совершалось уже это освящение) или в то, каким был вообще богослужебный строй тех служб, которые совершались в Древней Церкви. Или, например, в русской традиции освящение повторялось: то ли не хватало воды, то ли действительно были отдаленные места, куда приезжал архиерей и в сам день праздника вновь совершал этот чин. Так сложилось, но это чинопоследование совершенно одинаковое – что утром, что ночью. Поэтому чтобы не суетиться, можно утречком прийти. Завтра день будний, и, наверное, наполненность храмов будет не такая, как ночью: взять спокойно святой водички, а ночью уже прийти спокойно помолиться. И с благословением Божиим пойти домой, а там святой водой все окропить и уже спокойно встречать праздничные дни.

– Хотелось бы услышать от Вас какое-то назидание и предпраздничное  (по сути, праздничное) поздравление. Все-таки череда дней от Рождества Христова до Крещения Господня – это целый праздничный промежуток.

– Действительно, те дни, которые мы проживаем, совершенно удивительные. Это просто волшебное время. Я думаю, что мы должны почувствовать эту близость Божию ко всем нам. Я бы пожелал нам, чтобы в эти священные дни мы почувствовали присутствие Божие, Его дыхание, Его близость к каждому из нас. Ведь Господь сказал для нас самые прекрасные слова, которые только может услышать человек в своей жизни. Он начинает с этого, когда приходит в этот мир, и заканчивает Свое служение вознесением и этими прекрасными словами: «Я с вами во все дни до скончания века». Дай Бог, чтобы в эти светлые, торжественные дни мы чувствовали Христа, прониклись в те глубокие смыслы, что Господь принес на эту землю. Он принес спасение каждому из нас, Он дал нам величайшие святыни, к которым мы реально можем прикоснуться, благодаря которым мы можем реально изменить свою жизнь и вернуться в то небесное гражданство, от которого  были отринуты. И дай Бог, чтобы все эти священнодействия, наши молитвы были слышимы Богом.

Я сказал, что эти дни совершенно волшебные. А волшебные почему? Потому что  в эти дни исполняются все наши желания. А какое наше самое главное желание? Чтобы все в этом мире были счастливы. И я скажу вам, что это желание исполнено, потому что настоящее и подлинное счастье мы обретаем со Христом. И всем нашим зрителям и слушателям я желаю, чтобы в эти светлые дни мы почувствовали отголосок этого счастья в своем сердце и чтобы оно в нашей жизни, наших семьях, в нашем обществе, нашей Церкви и во всем мире действительно осуществилось бы.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы