Беседы с батюшкой. Ответственность

17 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает публицист и миссионер, настоятель храма Иваново-Вознесенских святых города Иваново иеромонах Макарий (Маркиш). Передача из Москвы.

– Отец Макарий, существуют разные взгляды на ответственность. Ответы на вопрос, что такое ответственность, тоже разные: для кого-то это прежде всего подлинность – соответствие поступков и слов внутренней сути, для кого-то – способность ответственно выстраивать свою личную жизнь (ставить цели и достигать их), а для кого-то – служение. Что такое ответственность с христианской точки зрения?

– Я бы не стал пытаться дать какое-то философское или математическое определение, но, думаю, надо выделить основное направление темы нашей беседы – это межличностные отношения. Если я один, сам по себе, то вряд ли можно говорить о какой-то ответственности. Сижу, у меня есть вода, чай или кофе. Нельзя рассуждать об ответственности, что мне пить или есть, если я существую сам по себе. Но как только возникают межличностные отношения, отношения между людьми (человеком и другим человеком) и человеком и Богом, сразу возникает и тема ответственности: перед кем, за что и как я отвечаю. Если меня кто-то попросил поучаствовать в получении кредита, стать соучастником кредитной операции, значит я отвечаю за того, кто взял кредит: этот дядя взял деньги, а в случае чего выплачивать их буду я. Вот вам типичный пример ответственности. Или безответственности, когда человек берет кредит и говорит: «А мне нечем платить. И вообще, почему Вы у меня просите, я обязан, что ли?». Да, обязан: взял деньги в долг – плати.

– То есть ответственность – это ответ за что-либо. Даже в корне слова «ответственность» заложен данный смысл.

– Совершенно верно. И подразумевается вопрос, кому давать этот ответ. Господу и людям, начиная с вашей жены или мужа, детей, родителей, сограждан и заканчивая всем человечеством. Если вы из окна машины вышвыриваете мусор, вы несете ответственность перед всеми поколениями потомков, которые будут в этом мусоре жить или вынуждены собрать его вместо вас.

– Может, это и ответ на какой-то вызов, а не только на вопрос? Например, на вызов времени.

– Да, дело в том, что ответственность неотделима от свободы. Если я не беру на себя ответственность, у меня ее нет. Вернемся к нашему примеру о кредите. Когда взрослые дети просят (или требуют) у своих родителей, чтобы те поддержали их кредитную заявку, обычно я советую родителям не делать этого: «Ваши дети взрослые. Хотят взять деньги в долг у банка, пусть берут сами, а вы не присоединяйтесь к их ответственности». Это следует из рекомендаций Книги Притч, Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Из соображений здравого смысла и разумной педагогики не надо брать на себя эту ответственность. Если вы хотите помочь своим детям, выньте из кармана деньги и дайте им. А присоединяться к кредитным обязательствам, на мой взгляд, нет смысла. Мы все свободны, но в чем-то и не свободны: если я крещеный православный христианин, я несу некую ответственность уже этим фактом, а в других вещах я остаюсь свободным и могу выбрать, принять ответственность или отказаться от нее. И это тоже вполне законно.

– Зачем человеку нужна ответственность? Может быть, лучше жить без нее, пожалеть себя и свои нервы?

– Знаете, вопрос звучит немного странно, а между тем на практике приходится встречаться с такой позицией. Ответственность неотделима от человека по той причине, что он человек. Человек – образ Божий, в него в качестве едва ли не ведущего компонента входит свобода, а если есть свобода, значит, есть и ответственность. Иногда люди говорят парадоксальные слова: «Меня крестили в детстве, а я не хочу. Почему меня заставляют быть христианином?».Ответ очень жесткий и трезвый: вас не заставляют быть христианином. Если вы по своей свободной воле отказываетесь от Христа, христианства, это отношения между вами и Господом Богом. Вас никто ни к чему не принуждает.

У нас есть некая ответственность, связанная с нашим гражданским существованием. Мы ответственны перед лицом общества, которое представляет государство, за исполнение государственного закона. Это факт. Но если вы не хотите исполнять законы (надеюсь, что среди наших зрителей таких нет), то, понятное дело, поневоле будете отвечать перед судом. Как у Пушкина: «Не пойдешь – поведут поневоле».В подавляющем большинстве ситуаций,помимо абсурдных историй, когда человек не желает исполнять законов в повседневной жизни, свобода дает нам возможность выбрать ответственность или не выбирать ее.

Допустим, у Вас есть сын, а у него есть приятель. И мама этого приятеля приводит его к вам и говорит: «Возьмите моего ребенка, присмотрите за ним, поезжайте в парк или еще куда-нибудь». Казалось бы, мелочь, типичная, простейшая ситуация. А вы подумайте трижды, что это за человек, знаете ли вы маму этого неизвестного приятеля. Если этот приятель сына придет с прогулки с разбитым носом, что вы будете говорить его маме, если она нравственно не слишком полноценна?Да вас по судам затаскают за разбитый нос ребенка, не говоря уже о чем-то более серьезном.

– Расскажите подробнее, как взаимодействуют ответственность и свобода? Как они дополняют друг друга?

– Они просто неотделимы друг от друга. Свобода воли предусматривает ответственность человека за свой выбор. Лучше объяснять на примерах. Вы решили взять чужого ребенка, как у нас говорят, под свою ответственность. Родители (отец или мать) ребенка отдают вам своего сына или свою дочь. Значит, вы действительно отвечаете, вплоть до каких-то юридических норм, за то, что с ним произойдет. Я привел гипотетическую ситуацию, когда с вас начинают спрашивать и скандалить из-за какой-то мелочи. А если это ваш друг, которому вы доверяете?Не дай Бог, что-то случится(мало ли какие бывают неприятности), нравственно целостный человек не будет требовать от вас ни финансовых, ни других компенсаций. Но это зависит от обычаев. Одно дело, когда ваш племянник, который разбил колено, другое – когда вы едете на автомобиле или маневрируете на стоянке – и бац! зацепили (не говорю уже про тяжелые ДТП) соседний автомобиль. Будьте любезны найти хозяина и расплатиться с ним за причиненный ущерб. Вы управляли машиной и были свободны в своих действиях. Но если был ураган и дерево упало и раздавило машину – это иная ситуация. Скажут: «А почему Иванов не позаботился, чтобы это дерево спилили?». Нужно ответить: «Это не моя ответственность, я тут ни при чем».

– Получается, что свобода – это выбор, а выбор сразу влечет за собой ответственность. А возможна ли ответственность без любви?

– Придется сказать, что да. Особенно в государственной, гражданской сфере. Мы, будучи гражданами России или другой страны, имеем нравственные, религиозные основы. Ими никто не интересуется. Гражданин – будь любезен. Например, элементарная вещь – призыв на военную службу, это твоя обязанность, которая в личной жизни определяется твоей свободой, а в общественной свободы не имеет.

– Может ли в браке быть ответственность без любви?

– Это интересный и важный для всех нас пример. Мы должны вспомнить, что такое брак. Многие путаются в понятиях. Я серьезно говорю, что такое обычное дело, как семья и брак в современных условиях затуманенности мозгов и нравственных норм многим кажется каким-то коммерческим договором. Вот вы заключили договор о том, чтобы вам привезли дрова. Их привезли ­– вы расплатились, не понравились дрова – все, расторгаем договор. Так же они подходят и к браку: «Надоело, у меня есть какие-то основания считать этот брак нехорошим, поэтому я расторгаю этот контракт и женюсь на другой». Такой подход абсолютно губителен и демонстрирует полное непонимание того, что такое брак на самом деле. Брак – взаимная жертва любви. Муж и жена по любви друг к другу отдают себя, жертвуют собой, как Господь пожертвовал Собой ради любви к людям (Ср. Первое послание апостола Иоанна).Естественно, они несут ответственность за тот выбор, который сделали. Поэтому ответственности без любви не получится, потому что без любви нет брака. А если он возник, то это не брак, а какое-то мертворожденное существо.

– Вопрос телезрителя: «Когда человек причащается, Господь прощает ему и воровство, и прелюбодеяние, и другие преступления. Но он выходит из церкви, проходит время, и он опять совершает эти грехи. Как быть?».

– Мы не можем судить за Господа Бога. Мы видим, что человек ведет себя странным образом, уклоняется от христианского пути. Мы приводим известную святоотеческую фразу: «Упасть – дело человеческое, а лежать в грязи – уже дьявольское». Может быть много разных вариантов.Злонамеренный человек, нагло пренебрегающий христианскими нормами жизни, совершает грехи, потом приносит покаяние, священник не знает его внутренней сущности и совершает чин Исповеди, отпущения грехов, человек причащается Святых Христовых Таин и продолжает делать то же самое. Конечно, жизненный путь такого человека очень печален. Можно сказать, что он совершенно безответственен. И бывает, что человек пытается вести борьбу со своими грехами.

– Телезритель уточняет: «Я постоянно ворую».

– Так не надо воровать!Ни постоянно, ни переменно – никак. Будете воровать – попадете в тюрьму, получите срок. Вот и весь ответ. Господь на Вас смотрит и ждет Вашего покаяния. Как говорится, терпеливо ждет, но больно бьет. Каждый человек уникален, как и жизненный путь каждого из нас, и движение от зла к добру у каждого свое. Кому-то достаточно одного вразумления, чтобы он исправил свое поведение, а кто-то находится в долгой тяжелой борьбе. Мы встречаем таких людей. Мне как священнику не раз приходилось бывать в местах заключения, исправительных колониях, где люди отбывают уголовное наказание за совершенные грехи. В наше время редко кто попадает в места заключения за первый проступок. Подавляющее большинство тех, кто там находится, – люди, которые прошли определенный путь греха от беды к беде, от зла к злу. До тех пор пока жареный петух не клюнул, они не сочли нужным исправиться. Осознание ответственности, о которой мы сегодня говорим, пришло к ним,лишь когда судья огласил приговор. Желательно, чтобы они раньше осознали ответственность за исполнение нравственных и уголовных, гражданских законов. Опять же все люди разные,что сделаешь?

– Вопрос телезрителя: «Можно ли причащаться, если человек закодирован?».

– Определенного закона (если ты закодирован от алкоголизма, тебя выгоняют вон) нет. Даже Святейший Патриарх Кирилл, отвечая на аналогичный вопрос в программе «Слово пастыря», воздержался от однозначных суждений. Бывает, кодирование – и кодирование. Люди разные. Под кодированием понимаются различные процедуры: от очень серьезной, тонкой психотерапевтической работы до шарлатанства, когда у вас забирают деньги и делают вид, что с вами что-то произошло. Я слышал разные истории. Не старайтесь мазать все одной краской. Верующему православному человеку можно сказать, что подчинение своей воли гипнотизеру или психотерапевту может удержать от алкогольного безумия, но куда лучше, надежнее и вернее подчинить свою волю Христу. Если вы веруете в Бога (а у нас основная аудитория – верующие люди), то вы подчинитесь Ему и вам не понадобится никакое кодирование. Другое дело, если вам нужна помощь. Ее может оказать православный священник, хотя, возможно, и не любой: у кого-то нет опыта в этом деле.

В последние годы, особенно в 2014-2015 годах, в Православной Церкви разворачивается серьезная антиалкогольная работа, распространяются группы и общества трезвости, священнослужители могут дать вам возможность принести обет трезвости. Под трезвостью понимается не просто трезвость. Я трезвый человек и не помню, когда в последний раз был пьяным, но не уклоняюсь от некоторого количества алкоголя. Есть люди, которые прошли через эту опасность, и им надо строго воздерживаться от алкоголя в любых дозах. Такое воздержание от алкоголя и становится предметом обета, обещания, или, как у нас говорится, зарока. Человек прекрасно осознает свою ответственность за его исполнение. Это уже не межличностные отношения: он обещает это не гипнотизеру, который ему грозит какими-то карами, а Самому Христу. И человек говорит: «Да, я хотел бы стакан или рюмочку водочки, у меня есть такое желание. Но у Тебя, Господи, его нет, Ты не желаешь, чтобы я пил – и я исполняю Твою волю. Я это ответственно заявляю и действую как ответственный человек, уклоняясь от приема алкоголя». Как вы, дорогие телезрители, наверное, знаете, алкоголизм неизлечим. Это печальный факт. Но в то же время радостный факт состоит в том, что человек, прекративший принимать алкогольные напитки, переходит в стадию устойчивой ремиссии, то есть ему алкоголизм не вредит. Да, он остается алкоголиком, но когда все сели, налили по стаканчику, он говорит: «А мне не надо». И все прекрасно: он остается в трезвом состоянии, ему хорошо, весело, приятно. Он ничуть не страдает от своего наследия алкогольной зависимости. Мы знаем таких людей, видим, знакомы с ними. Это достигается ответственным отношением к своей жизни, которую мне дал Спаситель, и Который потребовал, чтобы я не принимал алкоголь. Человек перестает принимать алкоголь и тем самым становится свободным.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Несу ли я ответственность за аборты или рождение детей в незаконном браке своих бабушки и дедушки? В Писании сказано, что род таких людей будет истреблен в четвертом-пятом поколениях».

– Там не сказано, что род будет истреблен, не надо делать нравственно-богословских выводов. Разумеется, Вы не несете ответственности за поступки кого бы то ни было, кроме себя самой, но, к сожалению, могут быть последствия этого.

Возьмем элементарный пример. Представим, что я живу в многоквартирном доме, мой сосед устроил пожар, и дом сгорел. Несу ли я ответственность за поступок своего соседа? Нет. Но результат ощущаю? Конечно: я остался без крыши над головой. Так вот, увы, по законам материальной жизни мы вынуждены испытывать на себе последствия грехов наших предков (или наши потомки – последствия наших грехов).

Что касается слов Священного Писания, надо внимательнее почитать его. У пророка Исаии говорится, что настанет время, когда дети перестанут отвечать за грехи своих родителей. Пророк цитирует пословицу: отцы ели кислый виноград, а у детей – оскомина. «Ибо кто ел кислый виноград – у того на зубах будет оскомина» (цитирую Писание Ветхого Завета) – эта пословица перестанет применяться. В практике христианской жизни мы это ясно видим. Никакой ответственности (в том смысле, о котором мы говорим) за грехи или поступки родителей дети нести не могут, поскольку человек отвечает сам за себя. Однако мы до сих пор ощущаем и еще долго будем ощущать последствия тех несчастий, которые перенесла в XX веке наша Родина от рук наших собственных предков и сограждан. Развалили храм, уничтожили церковную общину, расстреляли священника, епископа – эти события сегодня сказываются на нас, но это не значит, что мы несем за них вину. Вину несут те, кто это совершил. А мы несем ответственность за исправление тех бед, зол и грехов, которые были совершены нашими предками. Если вы пришли в гости и ваш ребенок разбил чашку, вы скажете хозяину: «Давай, я куплю новую чашку». То есть вы не несете ответственность за поступок вашего ребенка, но исправляете ситуацию. Может быть, про ребенка я не очень точно выразился, потому что за несовершеннолетних детей родители юридически отвечают. Но в данном случае хозяин, к которому вы пришли в гости, скажет: «Да что Вы, не надо. Ребенок маленький: что с него взять». А вы ответите: «Нет уж, позвольте, я возмещу этот ущерб», не из юридических соображений, а из чисто товарищеских, согласно своей совести.

– Должен ли человек каяться за грехи своих предков?

– Слово «покаяние» здесь ключевое. Каяться – значит исправляться. Я не могу исправить грех своих родителей, но могу исправить, осознать свое положение. Представим, что человек знает, что его предки участвовали в некоем безбожном деле. Он может осознать необходимость участия в каком-то добром деле, которое компенсирует то зло, которое причинили его родители, предки или сограждане. В конце концов, все мы граждане одной страны, мы один народ, и мы участвуем в работе по исправлению тех бед, которые были совершены нашими предками. Вряд ли это стоит называть покаянием, потому что нас не спрашивали, когда все это происходило, но поскольку я сын своего народа, то должен прилагать усилия для исправления той ситуации, которая была вызвана ошибками этого народа. Мы видим это в Священном Писании.

– Вопрос телезрительницы: «Как объяснить ребенку, что такое бес, дьявол, чтобы он не боялся и пришел к вере? Бесы – падшие ангелы? Чем отличаются падшие ангелы от бесов? Это одно и то же или нет?»

– На второй вопрос можно ответить определенно: поскольку Бог не создает зла, мы должны сделать вывод, что все зловредные силы невидимого мира некогда были добрыми силами, ангелами, это нематериальные существа, которых создал Господь, и которые силой своего волевого устремления перешли от добра к злу. Это просто наш логический вывод. Но это рассуждение для взрослых людей.

Что касается ребенка, здесь вопрос более сложный и требует больших размышлений применительно к конкретному ребенку. Если речь идет о маленьком ребенке, а не о подростке, который уже способен рассуждать, я бы сказал, что про дьявола никак не надо рассказывать. Есть силы зла, но мы не хотим иметь с ними ничего общего, и знать их не хотим, и не должны их знать. Напомню Вам слова чина Крещения: «отрекохся еси сатаны и дуни, и плюни на него». Это наше эмоциональное и, может быть, даже рациональное, сознательное отношение к силам зла.

Когда юноша или девушка вырастает, имеет некий интеллект, познания, читает книги (православную, художественную литературу), приходится вести эти разговоры. Но этот разговор должен приводить к отторжению человека от бесовских сил, к неприязни к ним. Приведу аналогию с совсем маленьким ребенком (в какой-то из передач я ее уже приводил). Когда мальчик или девочка в возрасте полутора-двух лет начинают делать первые шаги, у них еще нет чувства брезгливости. Ребенок гуляет с вами по двору, вы держите его за руку и, пока считаете ворон, видите, как он уже встал на коленки, соскабливает с асфальта какую-то дрянь и тянет ее в рот. Ну, ребенок – что вы хотите!Родители должны ему сказать: «Нельзя, это гадость, отбрось! Не надо этого касаться». Такое же эмоциональное отношение должно быть к бесовской силе со стороны каждого из нас. Иногда требуется какое-то исследование, рассуждение, но только для тех, кто к этому способен, о ком говорится «дети старшего подросткового возраста». А до этого не надо, не мучайте своих детей, не перегружайте их чистое детское сознание всякого рода историями, которые им совершенно не нужны.

– Как человеку определить свою меру ответственности? Ведь чрезмерная ответственность может навредить не только человеку, но и его ближним.

– Согласен. Думаю, ответ будет исходить из понятия норм. Мы говорили, что ответственность всегда характеризует межличностные отношения. Мы живем не в вакууме и не по книжкам и руководствам. Мы живем в среде себе подобных. Среда должна быть благотворной. В нашем случае это Церковь или околоцерковное сообщество. Нужно наблюдать за тем, как живут окружающие: нормальные, благочестивые, благонамеренные люди. Возможно, это позволит молодому человеку, имеющему сомнения на эту тему, определить ту меру ответственности, которую следует на себя брать.

Возвратимся к нашему примеру: я сказал, что не надо брать на себя ответственность за выплату кредитов своих взрослых детей, что это вредно. Но если взрослый сын или дочь придет и просто попросит у мамы 100, 200 или даже 500 рублей в виде единовременного пожертвования, думаю, ни один нормальный родитель не откажется дать эти средства, накормить обедом, помочь одеться и обуться своему ребенку. А если откажется, это будет достаточно нестандартный, нехороший поступок. Но разное бывает. Взрослый сын или дочь скажет: «Мам, ты мне 500 рублей дала? Дала. Подпиши мне теперь кредитное обязательство на 500 тысяч». Тогда мама скажет: «Нет, не получится. Не надо».

– Вопрос телезрительницы из Тулы: «Какова ответственность мужа перед женой и жены перед мужем? Насколько я отвечаю перед Богом за то, что мы живем в невенчанном браке?».

– Это распространенный вопрос, он разумный, но сложный. И сложность заключается в индивидуальности подхода. Вот звонит девушка из Тулы, а я про нее ровным счетом ничего не знаю, кроме того, что она сказала. В подобных ситуациях священник знакомится с мужем, женой, семьей, условиями их жизни, выясняет, почему происходят такие вещи, и дает соответствующие советы.

Рассмотрим практическую ситуацию. Скажем, женщина замужем, но в муже не утвердилась христианская вера. Он любит свою жену, хороший муж и отец, но по совести говорит: «Ты знаешь, если тебе так хочется, пойдем, повенчаемся. Но моей веры в Бога не хватает для того, чтобы воспринять это таинство». Такого человека не надо венчать ни в коем случае. Разумный священник не будет этого делать. По-моему, нашими церковными документами воспрещается подавать таинство тем, кто сознательно к нему не стремится. Но это не значит, что это не муж и что вам нужно портить с ним отношения. Наоборот, усиливайте вашу супружескую любовь, благодать, которую Господь дает вашей семье. Пройдет какое-то время, и Ваш супруг увидит Христа в Вас, вашей семье. Вы приведете Христа в ваш дом, муж Его увидит, поверит, и венчание совершится. Мне самому неоднократно приходилось венчать людей, которые прожили в нормальном браке много-много лет и в конце концов пришли к венчанию. Бывало по-разному: либо обе стороны, муж и жена, укрепили свою веру, либо одна из сторон избавилась от недостаточности веры – и они повенчались.

А порой жена устраивает мужу такую «зеленую» жизнь, так отравляет ему существование, что он не то что думает венчаться, а думает, где бы поскорее повеситься. Тут уже надо принимать другие меры.

– Есть такое выражение: «груз ответственности». Может ли человек быть свободным и счастливым под грузом ответственности?

– Можно вспомнить слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Груз ответственности существует, причем с полной определенностью можно сказать, что наши начальники, начиная от бригадира у строителей и заканчивая губернатором, правящим архиереем или президентом Российской Федерации несут колоссальный груз ответственности. И от этого никуда не денешься, с белой ручки не стряхнешь. Но избавление от этой тяжести состоит в том, чтобы она стала тяжестью Христа, чтобы это было Его бремя, Его иго, а человек ясно осознавал тот факт, что эта ответственность возложена на него Спасителем, Христом, Богом. И тогда она перестает быть тяжкой и становится естественным элементом христианской жизни каждого из нас, как школьника, которому надо написать контрольную работу, так и лиц, которых я уже упомянул. Все выполняют свою задачу, то, что нужно и чего от них ждет Господь. Иногда эта ответственность у людей, не слишком глубоко мыслящих,входит в конфликт со смирением. Вроде бы христианин должен быть смиренным, не должен принимать каких-то решений (кого уволить, кого принять на работу, а кому урезать финансирование) и вот он живет как листок, что несется по речке. Ничего подобного. Это не христианский подход к делу. Христианский подход – воспринять ответственность как свою обязанность по отношению к окружающему миру. Если это начальник отдела, он принимает какие-то решения не потому, что ему что-то нравится или не нравится, а потому, что несет ответственность за всех подчиненных и выполнение той задачи, которую на него возложил либо его начальник, либо Сам Господь. Его решительные и, может быть, не всем приятные действия выполняются не по его хотению, а исходя из той ответственности, которую он несет перед людьми и Богом. Человек христианского образа жизни вполне может принимать какие-то ответственные решения и соответствующие меры, действовать. Например, это может быть военнослужащий, мы видим нынешние военные операции. Или сотрудник правоохранительных органов, который ставит себя на линию огня и не стесняется каких-то насильственных мер по отношению в тех ситуациях, когда это необходимо. Не потому что я «хочу» или «не хочу», а потому что этим я обязан братьям по оружию, начальству, командиру, избирателям (если это избранная демократическая власть) и так далее.

– Вопрос телезрительницы из Челябинска: «Я живу с мужем уже 40 с лишним лет. Он постоянно матерится, сквернословит. Ему говоришь – он ничего не понимает. Я хожу в церковь, а он препятствует этому».

– Только что я объяснял, что сколько людей, семей, столько и ситуаций. Если бы мне удалось познакомиться с Вашим мужем, может быть, удалось бы выяснить, почему он так себя ведет. А так трудно сказать. Исходя из моего священнического опыта, скажу, что от того, как Вы относитесь к своему супругу, очень зависит обстановка в семье. Сначала налаживается обстановка в семье, устраняются внутренние конфликты, а потом Ваш супруг может познакомиться со священником, увидеть, что Церковь ведет людей к счастью, миру, благополучию и тогда изменить свое отношение к ней. Я излагаю благоприятный сценарий, а уже как будут развиваться дела у вас, кто знает. Но старайтесь делать то, что зависит от Вас, добивайтесь, чтобы Ваша совесть была чиста перед Господом. Вы описываете неприятности в Вашей семье. Вы ходите на исповедь, а если Господь спросит, что конкретно Вы сделали для того, чтобы от них избавиться, облегчить положение, убрать повод для конфликта?Отвечайте на этот вопрос – исправляйте свое поведение, а там увидите. Конечно, муж и жена – пример наиболее близких отношений между людьми. Более близких отношений, чем отношения супругов, на этой земле,пожалуй, не существует. Так сказано во многих источниках. Поэтому муж и жена в наибольшей мере несут ответственность друг за друга и за то, что происходит в их семье.

– Может ли ответственность подавлять индивидуальность человека? Например, в школе есть ответственный человек, который добросовестно занимается по всем предметам, получает хорошие оценки, но при этом никак не проявляет индивидуальности и к концу обучения у него не возникает желания поступать в какой-то конкретный институт, потому что у него не сформировалось собственных интересов и увлечений. Получается, ответственность подавила человека?

– Правильно. Вы нарисовали очень четкую картину, изображающую ребенка, человека формирующегося. Да, иногда мы встречаем таких отличников, которые учатся очень хорошо, но академические достижения им достаются слишком дорогой ценой. Задача родителей и, может быть, педагогов – глядя на такого ребенка (разумеется, не с первого класса, а класса с пятого, во время перехода из начальной школы в среднюю),начать как-то выяснять, что ему интересно, о чем он думает, что ему нравится больше, а что меньше, что-то посоветовать ему. Можно задать элементарный вопрос: сколько времени ты тратишь на выполнение домашних заданий? Существует простой критерий: если ребенок пришел из школы, сел и сидит, пока не свалится, а потом родители тащат его в постель (к сожалению, я знаю таких детей и такие семьи), – это очень плохо. Вам, конечно, скажут: «Мы ко всему ответственно относимся, все делаем». Надо пересмотреть ситуацию,вплоть до того, чтобы перевести ребенка в другую школу, где более слабая программа. А детям постарше, подросткам, папа с мамой должны сказать: «Тебе дали 20 задач, реши 15 и получишь четверку. Но после этого пойди погуляй, поиграй в футбол, поделай что-нибудь». Если родители будут всерьез говорить об этом со своими выросшими детьми, тогда те смогут себя реализовать и нормально развиваться.

Есть взрослые люди, которые обладают качеством повышенной ответственности, доскональностью. Это индивидуально. Хозяйка не ляжет спать, пока она не пропылесосит всю квартиру. Ну, что с ней сделаешь. Свободный человек.

– Как воспитать в человеке ответственность?

– Личным примером. Это универсальный ответ. Воспитание человека на 80% происходит в семье и на 20% в других местах, включая школу. К большому сожалению, не каждая семья соответствует своему призванию. Те дефекты, которые существуют в семейной жизни, усиливаются и ретранслируются на процесс воспитания. Не надо впадать в пессимизм, наоборот, родители должны спокойно смотреть на то, что происходит с их детьми. Чем больше детей, тем их легче воспитывать. Одно из частых заблуждений: «Ой, у нас двое детей, их трудно воспитывать. Как можно рожать больше детей?». А чем больше вы их родите, тем легче будет их воспитывать. Вам это скажет любой педагог. Родители, глядя на то, что происходит с их детьми, должны корректировать свое поведение. Если мама и папа услышат в голосах детей те же самые нотки, что они слышат в голосах друг друга, – это сигнал тревоги. Надо каяться, исповедоваться, исправлять свои ошибки. А если ребенок старшего возраста, можно прямо сказать: «Да, мы с папой поссорились, у нас была неприятная история. Но после этого мы помирились, принесли Господу покаяние и обещаем, что у нас больше не будет таких безобразий. Потому что каждый человек может совершать ошибки, но каждый должен их исправлять и каяться. И тебе советуем делать то же самое».Если ребенок увидит честность, откровенность и смелость своих родителей в признании своих ошибок, уверенность в необходимости их исправления, он тоже будет их исправлять и развивать в себе чувство общности, причастности, ответственности. Ответственность в семье – общность семейной жизни. Когда ребенка сажают перед телевизором или компьютером и говорят: «На тебе, играйся, делай, что хочешь, только не мешай», это наихудший вариант из всех возможных, потому что ребенок вырастает с осознанием непричастности к своей семье, независимости (в дурном смысле этого слова), отсутствия связи между ним и родителями, братьями и сестрами и тем самым не ощущает никакой ответственности. Когда же он причастен к семейной жизни, с младшего возраста все понимает, когда с ним обращаются не как в армии: «Рядовой Иванов, давай, чисти картошку», и он чистит, делает он это потому, что он любит родителей и хочет сделать что-то совместное. Тогда в нем вырабатывается ответственность за общее дело, благополучие семьи, мир, любовь и все остальное, что требуется в семейной жизни.

– Ответственен ли простой человек за события, происходящие в мире?

– Это философский вопрос. Мы сидим в городе Москве, а в это время на Ближнем Востоке происходят известные события. Несем мы ответственность или нет?Вопросительный знак остается... Я боюсь сказать «нет» и не произнесу это слово, потому что какая-то связь, безусловно, существует. Но здесь нужен здравый смысл. Мы должны быть гражданами России, верными детьми своего Отечества, верными христианами и добрыми людьми. Мы не должны допускать всяких гадостей и пустых зловредных разговоров, которые иногда разводят на эту тему. Это наша ответственность в связи с международными событиями. Но, может быть, некоторые из нас, молодые люди, ознакомившись с новостями и осознав свою ответственность, примут решение и вместо того, чтобы пойти в ветеринарный институт, пойдут в военное училище.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать