Беседы с батюшкой. Сретение Господне и день православной молодежи

17 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

– Отец Сергий, сегодня я предлагаю поговорить о двунадесятом празднике Сретения Господня, который Русская Православная Церковь отметила всего несколько дней назад; о том, почему этот день именуется у нас еще и днем православной молодежи; о юбилее реабилитационного центра «Подвижник», руководителем которого Вы являетесь (29 января ему исполнилось 15 лет, с чем мы вас и поздравляем!). Также не за горами Великий пост (в этом году он начинается 14 марта), можно поговорить о подготовительных неделях перед этим многодневным подвигом.

В эфире нашего телеканала о празднике Сретения говорили, конечно, немало, но все-таки почему этот день назван еще и днем православной молодежи?

– Праздник Сретения Господня – это встреча с Богом, встреча со Христом, с истиной, по слову Самого Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь». Когда молодой человек, уже оторвавшись от своих каких-то детских представлений, послушаний, начинает входить в море буйных страстей, когда в этом буйном море у него вдруг происходит встреча с Богом, – наверное, это самое важное событие, которое может произойти в жизни человека и которое останется с ним на всю жизнь. Мы, священнослужители, всегда стремимся к тому, чтобы так оно и было. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что никто не может предсказать, чем закончится это время буйной молодости, а блаженный Августин писал, что его сердце успокоилось от страстей только тогда, когда он обрел Христа. Поэтому этот день – день Сретения, день встречи с Богом имеет для молодежи очень большое значение. Я вспоминаю свою молодость и представляю, что было бы со мной, не произойди этой встречи с Богом! Но Господь был милостив, и наша встреча оказала благоприятное воздействие на мой выбор и дальнейшее служение. Поэтому, конечно, мы желаем приобщить к этому празднику как можно больше молодежи.

– Судя по группе вашего прихода в социальной сети «ВКонтакте», где выкладываются новости приходской жизни и фотографии, в день Сретения у вас была организована целая праздничная программа для детей и юношества.

– Да, а часть молодежи вместе с иереем Никитой Заболотновым (главным лидером молодежи и подростков на нашем приходе) 14 февраля присутствовала на богослужении в Свято-Троицком кафедральном соборе, где отец Никита сослужил нашему архипастырю митрополиту Кириллу, а молодежь смогла пообщаться с владыкой. Там же состоялась и презентация разных молодежных клубов и сообществ. Но так как праздник Сретения пришелся на понедельник (все дети учатся), все основные мероприятия мы перенесли на выходные дни.

– То есть основная часть еще впереди?

– Да. Отец Никита проводит очень хорошую, нужную работу, интересную нашей молодежи: и всевозможные викторины, и простое общение, и научение чему-то новому. Для подростков у нас есть военно-патриотический клуб «Витязь». В это воскресенье мы как раз проводили соревнование на нашем пейнтбольном полигоне: учились разбирать автомат, что оказалось очень интересным для нашей молодежи. Но, пожалуй, самое главное, что мы можем предложить сегодня нашей молодежи, – это общение, общение и еще раз общение! Там, где есть такая благоприятная среда, такой опытный руководитель, и формируется общение, дружба и взаимопомощь, а также, конечно, происходит укрепление в вере.

– То есть предотвращается некая разрозненность, свойственная, надо сказать, не только молодым, но и взрослым, и создается, наоборот, некая общность?

– Общность и среда, в которой люди могут чувствовать себя действительно полноценными христианами и полноценными людьми.

– Благоприятная среда, в которой плоды могут быть посеяны в нужное время и в нужном месте…

– Именно так.

– Вопрос телезрительницы из Балашихи: «Как относиться к людям, просящим милостыню около церкви, или к людям, разъезжающим в инвалидных колясках с табличками? Подавать милостыню или нет?»

– В основном это проблема больших городов и больших приходов. Например, в нашем приходе всех тех, кто просит милостыню, мы знаем в лицо. По сути дела, они уже срослись с нашим приходом и даже участвуют в богослужениях; иногда садятся и за праздничный стол. А вообще-то я скажу так: очень сложно разобраться, кто является попрошайкой, а кто действительно нуждается, и я бы посоветовал (но это мое личное мнение), если у Вас есть такая возможность: окажите милость каким-либо способом. Необязательно ведь помогать только деньгами, можно купить человеку самые необходимые элементарные продукты; или, например, когда человек действительно просит помочь добраться до города, предложить купить ему билет или как-то еще отреагировать на его просьбу. Не просто денежным эквивалентом, а отреагировать именно на саму просьбу и помочь человеку.

– Отреагировать интересом к просящему…

– Да! И Вы, безусловно, сразу увидите, является ли человек действительно нуждающимся и Ваша помощь для него – настоящее милосердие или это просто попрошайка, который находится «на работе». Но, с другой стороны, даже если так, а Вы можете отделить что-то от своих щедрот или даже просто помолиться о нем, думаю, что и Господь будет к Вам милостив.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Мы с женой являемся прихожанами храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и очень любим телеканал «Союз». Вы молодцы! Всегда приятно смотреть ваши передачи, особенно с участием сегодняшнего ведущего (моей супруге он очень нравится). А вопрос у меня такой: недавно была встреча нашего Патриарха с понтификом – встреча лидеров двух больших конфессий (где-то миллиард – католиков и почти столько же – православных). Отец Сергий, как Вы думаете, насколько значимо это событие? Я, например, думаю, что со стороны нашего Патриарха сделан очень хороший шаг, так же как и со стороны папы. Сделать его было очень тяжело, но необходимо. Как бы Вы как священник это оценили? А то, я знаю, мнения людей сейчас как-то разделились…»

– Эта встреча действительно разделила мнения, но нам надо все-таки прежде всего смотреть на мир, который находится сейчас в страшном зле. Мы видим происходящий геноцид христиан на Ближнем Востоке, разврат и всевозможные так называемые беззакония, и поэтому представители таких больших христианских сообществ, безусловно, должны были определиться с позициями традиционного христианства. Никаких догматических основ на этой встрече не разбиралось, никаких, скажем так, поползновений в этом плане со стороны католиков не было. Это просто действительно знаковое, очень важное событие, и я очень надеюсь, что оно привлечет внимание к тем проблемам, которые сегодня есть у христиан, особенно на Ближнем Востоке и в Африке.

– Отец Сергий, в день православной молодежи организуется множество мероприятий, посвященных молодым людям, а насколько я знаю, на вашем приходе такая работа проводится систематически (взять, к примеру, ваш военно-патриотический отряд). Как Вы считаете, насколько важно сегодня заниматься на приходах деятельностью, направленной не только на духовное просвещение детей и взрослых, но и, так сказать, на околодуховное просвещение?

– Считаю это одной из самых важных и значимых задач, стоящих на сегодняшний день перед нашими приходами. Приобщение молодежи, детей и подростков к вере, разностороннему развитию личности очень важно. Ведь они – наше будущее! Кому, в конце концов, мы будем передавать все то, что накопили сами?

Вот, к примеру, тот же отец Никита, который на сегодняшний день занимается у нас молодежью, – он бывший воспитанник нашей детской воскресной школы; по всем вопросам постоянно помогал нам на приходе, а после окончания воскресной школы поступил в семинарию. Потом, после окончания семинарии и женитьбы, вернулся к нам на приход уже в сане дьякона, организовал и начал развивать здесь работу с молодежью. Вот пожалуйста – преемственность и развитие на одном примере! То же самое можно сказать и о наших православных христианских семьях. Если человек с детства воспитан в православной традиции, безусловно, у него и отношение к семье и воспитанию детей будет другое; сформируется совершенно другое чувство ответственности за свой труд, другое отношение к своим обязанностям на работе, к своему служению в Церкви и так далее. Все будет совершенно по-другому! И разве это не будет способствовать укреплению нашего общества? Поэтому занятия с детьми, молодежью – это важнейшая задача нашего (как и любого другого) прихода. Воскресная школа работает весь учебный год, а летом, когда у детей начинаются каникулы, мы организуем детский лагерь. Все это – и неформальное общение, и совместные молодежные праздники – воспитывает, объединяет и сплачивает нашу молодежь и, конечно, закладывает основание для будущего нашей Церкви.

– Вопрос телезрительницы из Республики Марий Эл: «Читая 145-й псалом, никак не могу понять такие строки: Изыдет дух его, и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его. Надо понимать, что до Второго Пришествия Христа человек будет как бы спать?»

– Когда человек умирает, его душа возвращается к Богу, а тело, сотворенное из праха, в прах и превращается. Об этом и говорится в 145-м псалме. Это естественный путь каждого человека: дух, душа возносится, а тело обращается в прах до Второго Пришествия Христа. После него произойдет воскресение мертвых и соединение души и тела. Почему это соединение является обязательным? Потому что Бог будет судить не отдельно душу от тела, а всего человека. Поэтому мы, православные христиане, и чаем «воскресения мертвых и жизни будущаго века».

– Как мы уже говорили, 29 января Центру медико-социальной реабилитации «Подвижник», руководителем которого Вы являетесь, исполнилось 15 лет. Казалось бы, дата небольшая, но при этом значимая. Можете ли Вы подвести какие-то итоги этого пятнадцатилетия?

– Я хотел бы немного Вас поправить. Дело в том, что этот Центр был создан несколькими единомышленниками, большинство из которых уже ушли в мир иной. Сегодня нас осталось только двое: Вячеслав Владимирович Боровских, доктор-нарколог и психотерапевт (он и является руководителем этого Центра, занимается всеми административными и лечебными делами), и я, на сегодняшний день – исполняющий обязанности духовника этого Центра. Я провожу соответствующие встречи и беседы с ребятами, исповедую их, даю им наставления и благословения, но вся остальная деятельность, в основном руководящая, – на Вячеславе Владимировиче Боровских.

Да, действительно, в этом году у нас произошло долгожданное событие: мы отметили 15 лет существования нашего Центра «Подвижник». Подводя определенные итоги, можно задать себе следующие вопросы: правильно ли мы сделали, что когда-то создали этот Центр; каковы должны быть плоды нашей деятельности и каковы они есть; и что нам делать дальше? Безусловно, нет ни грамма сожаления о том, что в достаточно сложные времена (это был 2001 год) мы с Вячеславом Владимировичем все-таки взялись за это дело. В то время создавать подобный центр было очень и очень сложно, но с Божьей помощью и с помощью очень многих добрых людей нам удалось это сделать. За эти годы через наш реабилитационный центр прошло несколько сотен ребят, которые действительно вернулись к нормальной, человеческой жизни и стали не просто добрыми, хорошими людьми, но и очень хорошими христианами, семьянинами. Достаточно много ребят создали крепкие семьи, а есть те, которые восстановили прежние, родили детей. У нас есть семьи, в которых родилось и по пять, и по шесть детей. С ребятами, которые выпускались пятнадцать лет назад, у нас достаточно тесные, хорошие взаимоотношения, многие из них поддерживают наш Центр.

В то же время мы достаточно критично относимся к каким-то недостаткам в своей работе и стараемся исправляться. В этом, а также в плане дальнейшего развития нам помогает профессиональная подготовка как самого Вячеслава Владимировича, так и многих других его коллег-врачей. На сегодняшний день можно сказать, что наш Центр признан достаточно эффективным учреждением по реабилитации наркозависимых не только со стороны Церкви, но и со стороны профессиональных сообществ, в том числе врачей, медиков и даже силовых структур. И это тоже можно считать нашим достижением. Вот кратко таковы итоги нашей деятельности.

Работа, конечно, очень сложная, и я еще раз, пользуясь нашим эфиром, хочу сказать, что наркомания очень сложное заболевание. Лечение этой зависимости возможно только в индивидуальном порядке. Реабилитация здесь является штучным товаром. Она действительно требует очень много внимания, сил и, конечно же, желания самого пациента. Поэтому никаких общих алгоритмов для исцеления сотен тысяч наркоманов у нас нет. Есть только индивидуальная и очень кропотливая работа, в первую очередь – на духовном уровне.

– Отец Сергий, Вы говорили, что, занимаясь духовным окормлением, приходится сталкиваться с большими сложностями. Я слышал, что в пастырской деятельности очень трудным является принятие исповеди у человека. Одна наша телезрительница спрашивает: «Что является самым тяжелым в Вашей пастырской деятельности и что придает Вам силы?»

– Лично для меня принятие исповеди и является, наверное, самым сложным и тяжелым моментом в пастырском служении (от многих священников я слышал то же самое). Тяжело бывает даже не тогда, когда выслушиваешь человека, а когда хочешь ему помочь, а он не раскрывается. Есть очень много прихожан, которые являются христианами, скажем так, по разуму, но сердца своего Богу не открывают, тем более – пастырю. Поэтому приходится очень долго, тонко, кропотливо стучаться в их сердца, чтобы они открылись, потому что без искреннего, настоящего покаяния не происходит утверждения в вере, восприятия истин Христовых, и человек, по выражению святых отцов, не спасается. Покаяние лежит в основе всей духовной жизни, но побудить человека к такому состоянию очень сложно. Поэтому иногда исповеди превращаются в некое душепопечительство, сеанс психотерапии или простую беседу. У человека часто возникает желание просто высказаться, к кому-то прийти и все рассказать, потому что в семье у него нет понимания. Для этих целей я и стараюсь каждое воскресенье, сразу после литургии, проводить беседы с прихожанами, на которых они могли бы высказать свои проблемы, задать интересующие их вопросы. А кого-то направляю на индивидуальную беседу, на которой мы можем все прояснить, чтобы не задействовать время исповеди. Это, наверное, и есть самая большая сложность в нашем служении.

Но в то же время как велика бывает радость от чуда, когда человек вдруг услышит Бога и начнет меняться: вот был человек раздражительным и злым, а стал внимательным, спокойным и заботливым. И ты понимаешь, что действительно видишь чудо, – чудо преображения человека. Или взять, к примеру, тех же наших ребят наркоманов: обстоятельства их жизни очень сложные, естественно, меняется и их характер, и отношение ко всему – появляется злоба, лукавство (особенно много лукавства), но в процессе духовного становления и особенно покаяния они становятся другими людьми. На сегодняшний день несколько наших алтарников – бывшие наркоманы; много и других ребят, выполняющих на приходе самые сложные работы, они тоже из бывших наркоманов. Надо сказать, что вообще большая часть молодежи нашего прихода состоит из ребят, сумевших преодолеть эту зависимость. Они – основные наши помощники! И когда ты видишь, кем эти ребята были и кем стали, как Господь преобразил их душу, какими прекрасными людьми они стали, наверное, это главное чудо и великая радость для каждого священника и лично для меня как пастыря.

– Можно сказать, Вы ответили и на вторую часть вопроса: где Вы черпаете силы…

– Иногда бывает, что сил уже не остается, а потом служишь литургию, причащаешься, и …будто побываешь на горе Преображения! Это и есть то главное, что укрепляет наши пастырские силы.

– Вопрос телезрительницы: «Мы из глубинки, пенсионеры, строим храм в нашей деревне. Батюшка, дайте совет, как нам проглотить обиду? Мы везде пишем, нам вроде бы и не отказывают, но ниоткуда и помощи нет, никто не хочет нас поддержать. А деревня наша бедная, денег на строительство не хватает. Посоветуйте, как быть».

– Чтобы проглотить обиду, надо начать искренне молиться, просить помощи Божией – это раз. А во-вторых, нужно помнить слова Господа нашего: «Стучите, и отворят вам». Не бойтесь ездить, не бойтесь просить! Приведу пример из своей жизни. В свое время я окормлял небольшой поселок, в котором никогда не было храма. Почти целый год я просто собирался с интересующимися христианской жизнью и верой людьми этого поселка, и в конце концов была создана община. Так получилось, что община смогла встретиться с одним достаточно серьезным предпринимателем, Сергеем Владимировичем Писаревым, который впоследствии помог построить в поселке замечательный храм в честь святого князя Владимира, помогал в его обустройстве. Я думаю, начинать нужно с этого. Конечно, если у вас есть священник, он должен сплотить вас в общину, которая будет молиться и просить Бога о помощи. Но не бойтесь просить и стучать! Одними письмами вы ничего не добьетесь. А вот своим личным присутствием в тех или иных, скажем так, бизнес-структурах вы действительно сможете сдвинуть дело с мертвой точки, потому что при личном общении всегда достигается гораздо больше, чем при написании одних только писем.

– Может быть, посоветовать написать письмо еще и в епархию с подробным описанием истории? Ведь непонятно, существует на сегодняшний день община или нет, выделен ли земельный участок, есть ли какое-нибудь помещение, где люди могут собираться.

– Вообще-то в епархиях у нас существуют благочиния. Может быть, действительно в первую очередь нужно обратиться к своему отцу благочинному, чтобы он составил какое-то представление об этой ситуации. И в дальнейшем уже он подскажет, что делать дальше.

– Вопрос телезрительницы из города Елец: «Отец Сергий, Вы сказали, что у многих прихожан покаяние происходит только в головах. Это я могу сказать и о себе; я очень осознаю это. Но все-таки как добиться того, чтобы покаяние было именно душевным? Ведь покаяние – это дар Божий, как добиться, чтобы оно было настоящим, а не от головы? Да, я осознаю свои поступки, понимаю, что была не права, и приношу это на исповедь священнику. Но это больше как бы анализ действий, а не истинное покаяние».

– Настоящее покаяние рождается тогда, когда Вы искренне увидите свою духовную испорченность, свои грехи. Святые отцы дают очень важный совет: в первую очередь нужно обратить внимание на Ваши взаимоотношения с близкими людьми. У нас у всех есть «талант» нашей испорченной природы: замечать за другими людьми все их проступки, дурные наклонности, плохие привычки и так далее, то есть все то, из чего рождается осуждение. А состояние осуждения другого человека всегда будет препятствовать глубокому искреннему покаянию. Поэтому, по совету отцов, если человек в своем ближнем видит то, что ему не нравится, он должен обратить внимание на самого себя и спросить: а нет ли такого же и во мне? Если он этого не увидит, должен спросить у тех, кому доверяет, нет ли у него тоже этой дурной привычки, привязанности или страсти. Потому что проблема заключается в том, что мы часто бываем нечестны даже с самими собой.

Митрополит Антоний Сурожский учил быть честными в молитве перед Богом – и в первую очередь в нашем покаянии. Потому что Господь и так видит все наши дела и помышления, все наши намерения – насколько честно мы можем признаться в грехе не только сами себе, но и Ему. Поэтому наше ежедневное вечернее покаяние имеет огромное значение. Когда человек после вечерних молитв приносит покаяние, очень важно искренне задуматься, как ты прожил сегодняшний день: кого обидел или осудил, на кого, пусть даже в мыслях, рассердился, что сделал не так. Насколько ты будешь искренен в этом своем личном ежедневном покаянии, настолько и начнешь видеть то, что действительно в тебе есть. Поэтому прежде всего – искреннее личное покаяние, внимание к тому, что Вам не нравится в Ваших ближних, и сразу же – обращение к себе. Тогда постепенно, я думаю, Вы разовьете настоящий внутренний дух покаяния. Помоги Вам Господь!

– Отец Сергий, Вы сказали, что исповедь иногда превращается в некую возможность побеседовать, просто поговорить и что в вашем храме есть практика проведения после богослужения специальных бесед с людьми: либо со всеми вместе, либо с каждым индивидуально. Наша телезрительница спрашивает: «Как найти духовного отца, если в храмах невозможно побеседовать с батюшками? Им просто некогда». А желающих пообщаться действительно очень много! Вопрос этот довольно частый, какой ответ можно на него дать?

– Конечно, говорить я могу только о своем приходе. Действительно, уже больше двадцати лет как я нашел такую форму общения: после воскресного богослужения в наш актовый зал я приглашаю всех желающих поговорить и об Евангелии, и о христианской жизни, и о богослужении. Безусловно, у каждого человека возникают те или иные вопросы, на которые он давно хотел бы получить ответ. И эти беседы действительно помогают найти контакт между священником и прихожанами. Трудно ответить, как найти духовника или священника. Здесь, наверное, действительно должен быть тот человек, который захочет Вас выслушать, захочет помочь Вам советом, проведет с Вами, может быть, не одну исповедь, не одну беседу. Если священник, к сожалению, не хочет общаться, не хочет говорить, не хочет наставлять, значит надо искать другого священника!

– Либо найти людей (например, церковнослужителей, находящихся в церковных лавках), у которых можно спросить, где священник находится, то есть как-то обозначить свое желание пообщаться не на исповеди, а вот так – с глазу на глаз и задать какие-то интересующие вопросы.

– Безусловно.

– Вопрос телезрительницы: «Дети (четырнадцать и шестнадцать лет) стали рабами компьютерных игр. Что делать в такой ситуации?» От этого вопроса можно вернуться к теме мероприятий для молодежи, каких-то интересных, познавательных, полезных игр для них. Но в первую очередь, конечно, как с такой напастью справляться родителям?

– К сожалению, в нашем реабилитационном центре уже появлялись ребята с такой очень серьезной компьютерной зависимостью, которые освобождались от нее не менее трудно, чем все остальные наркозависимые. Если эта зависимость уже такого рода, что ребенка невозможно оторвать от компьютера, а если оторвать, то он начинает очень сильно нервничать, переходит на грубость и даже оскорбления в адрес родителей (то есть у ребенка смещается понятие об иерархии семейных ценностей), безусловно, это уже повод бить тревогу и искать специалиста (такого, например, как наш врач доктор Боровских), который сможет дать соответствующую консультацию.

Но я все время задаю один и тот же вопрос: а куда вы смотрели, когда покупали этот компьютер, эти игры, приобщали к этому своего ребенка? Где был контроль? А если это получилось в результате того, что «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», тогда вы и получили результат – зависимого ребенка.

Если родители ответственные и действительно переживают, как развивается их ребенок, чем он занимается, что на него влияет положительно, а что отрицательно, безусловно, они будут контролировать и время препровождения за играми своего ребенка, и его взаимоотношения со сверстниками, и его учебу, и многие другие вопросы. Поэтому когда мы видим такого рода примеры, в первую очередь это проблема родителей: значит они недостаточно времени и внимания уделяли своему ребенку в его воспитании. Ну и, конечно, любой родитель должен искать время для настоящего, личного общения с ребенком. Ведь если брать даже небольшие города, всегда можно найти массу занятий для своих детей, которые будут им и интересны, и полезны. Кстати, наш военно-патриотический клуб показывает, что дети с удовольствием там занимаются. После занятий в воскресной школе им хочется и побегать, и снежками покидаться, и автомат поразбирать, и по мишеням пострелять, то есть это совершенно нормальные дети! Но главное, у них есть общение, есть своя среда, что, безусловно, очень им помогает.

– И есть активность, которая детям необходима!

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Я сельский священник из Вологодской митрополии. Недавно прихожане принесли мне книжку иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени». Я ее полистал, и что-то меня смущает. Мне хотелось бы знать Ваше мнение об этой книге (может быть, кому-то тоже будет интересно)».

– Я Вас разочарую, книгу эту я не видел и не читал и, к сожалению, не могу высказать свое мнение.

– Продолжение вопроса телезрителя: «Просто здесь присутствует сомнительное благословение митрополита Варсонофия, и в Интернете пишут, что благословения на издание этой книги нет. Священник и иеромонах Трифон пишет очень много о числе 666, о паспортах, чем сильно смущает прихожан».

– В первую очередь следует руководствоваться тем, что уже давным-давно в нашей Церкви существует Издательский совет, и если на книге отсутствует гриф «благословлено Издательским советом Русской Православной Церкви», то это, безусловно, какое-то самочинное издание с самочинными же идеями… Это, наверное, похоже даже на подлог. Я встречался с такими случаями, когда тот или иной епископ говорил, что никаких благословений на издание той или иной книги или какой-то брошюры никогда не давал, а его именем пользуются как благословением. Поэтому если там нет благословения именно Издательского совета Московской Патриархии, значит это какое-то самочиние.

– Вопрос телезрителя: «Почему некоторые православные священники плохо отзываются об Алексее Ильиче Осипове и его учении, которое он преподает будущим священникам в академии, говорят, что он учит ереси?»

– Если есть такие мнения, мне весьма прискорбно это слышать! Мнения, конечно, могут быть разные: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись искусные». Но я скажу так: я всегда с большим и искренним удовольствием слушал в свое время лекции Алексея Ильича Осипова и, безусловно, советую это делать своим прихожанам. На сегодняшний день я не видел ни одного внятного аргумента, который можно было бы вменить в качестве обвинения в ереси в адрес Алексея Ильича Осипова, этого действительно настолько заслуженного человека, умнейшего преподавателя, знающего и владеющего целым арсеналом богословских наук, что у меня кроме улыбки и смеха других эмоций это вызвать не может! Сразу вспоминаю фразу одного нашего юмориста: «Хочешь быть впереди классиков – пиши к ним предисловие». То же самое, наверное, можно сказать и об этой ситуации.

– Отец Сергий, в преддверии Великого поста хочется поговорить еще о тех подготовительных неделях (в православном понимании недели – это не какие-то промежутки времени, а воскресные дни), когда вспоминаются некоторые притчи из Евангелия. Например, 21 февраля – неделя, на которой будет вспоминаться притча о мытаре и фарисее. Скажите, для чего вообще существуют эти подготовительные дни?

– Они имеют очень большое значение. Когда человеку предстоит какое-то серьезное дело, он начинает заранее серьезно к нему готовиться: что-то анализировать, заготавливать и так далее. Церковь как мудрая Мать советует своим чадам сосредоточить свое внимание на тех евангельских сюжетах, по которым и будут названы эти подготовительные недели. Первая из них – Неделя о мытаре и фарисее; затем – о блудном сыне, о Страшном суде; и наконец – Адамово изгнание, прощеное воскресенье. Вот те периоды подготовки к Великому посту, которые у нас имеются. Но Неделя о мытаре и фарисее, безусловно, в первую очередь сосредотачивает наше внимание на том, с каким чувством человек должен приходить в храм, о чем должен думать и как молиться. Сам Господь раскрывает смысл этой притчи, и в ближайшее воскресенье во всех храмах можно будет услышать это евангельское повествование, а также множество проповедей на эту тему. Но самым главным для нас является понимание состояния смирения и сокрушения сердца, которое присутствует у мытаря. Оно является основным, для того чтобы понять, как настроиться на искреннее покаяние (это может быть дополнением к ответу на вопрос о покаянии одной из наших сегодняшних телезрительниц). В эти подготовительные недели внимание всех прихожан настраивается на настоящее покаяние.

– Благодарю Вас, отец Сергий, за этот разговор. И, может быть, небольшое духовное наставление для всех нас…

– Будьте внимательны к своей духовной, внутренней жизни. Будьте внимательны к своим ближним. Обратите внимание на то, что будет читаться в ближайшие воскресные дни, и попробуйте действительно сосредоточить свое внимание на этих сюжетах. Вы извлечете настоящую духовную пользу и для себя, и для своих ближних. Помоги вам Господь!

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать