Беседы с батюшкой. Начало церковного и учебного года

16 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Щукин, помощник руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии. Передача из Екатеринбурга.

– Отец Андрей, готовясь к нашей сегодняшней программе, мы обсудили сразу несколько тем, которые хотелось бы затронуть в рамках беседы. 14 сентября начинается церковное новолетие, индикт. По старому стилю это 1 сентября. По светскому календарю 1 сентября – начало учебного года. Весь сентябрь является подготовительным: в вузах проходят вступительные лекции, после чего наступает пора семинаров, в школах это тоже более спокойное время. Несмотря на то что сегодня уже 16-е число, середина месяца, я предлагаю поговорить о том, как начался учебный год.

– Византийская традиция по-прежнему сохраняется в школьной жизни: год начинается в сентябре. До Петра I в сентябре начинался и гражданский год. С начала XVIII века Новый год отмечается 1 января, а учебный год, по указу императора Петра, остался в пределах осени. В разных странах мира новый учебный год начинается по-разному. Есть такие государства, в которых он начинается в апреле (и это не шутка), например в Японии. У нас же существует очень хороший обычай: начинать осень с образовательных, умственных трудов.

Вообще учебный год начинается не 1 сентября, а в августе, при подготовке к нему: учителя выходят на службу чуть раньше, проходят педагогические совещания, на которых обсуждается предстоящий учебный год. В Екатеринбургской епархии в августе проводится значимый большой образовательный форум Съезд законоучителей. В этом году он собрал много делегатов. На нем тоже обсуждались темы, связанные не только с 2015-2016 учебным годом, но и с образованием в целом, цели и задачи, которые будут ставиться. Можно сказать, что школы готовятся ко многим образовательным мероприятиям этого и следующего учебного года заранее: готовим сани летом. Надо отметить, что в этом году Съезд законоучителей обсуждал тему, которая будет актуальна для Русской Православной Церкви в 2016 году: 1000-летие русского афонского монастыря святого Пантелеимона и 1000-летие присутствия русского народа на Афоне. Кажется, это тема, которая не относится к нашей повседневной жизни напрямую, однако мы плохо знаем о духовных ниточках, связывающих нас с Афонской землей, духовной монашеской традицией Афона. А ведь она сыграла очень важную роль в жизни Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Без данной связи, общения России с греческой землей (в частности, с Афоном), в XVIII – XIX веках в нашей стране и Русской Православной Церкви не состоялось бы духовного подъема, не появились бы важные духовные центры – Саровская и Оптина пустыни, такие подвижники, как преподобный Серафим Саровский, старчество Саровской обители и оптинские старцы. В следующем году эта тема будет широко обсуждаться, мы только приступаем к этому.

Важно сказать о тех трудах законоучителей, присутствовавших на Съезде, которые они на себя возлагают. Преподавание Закона Божьего – очень большая ответственность, ему можно учить только живя по этому Закону, а не просто внешне исполняя те или иные правила или отчасти прикасаясь к данной духовной традиции. Когда проживаешь свою жизнь по заповедям Божиим и евангельские слова являются средоточием твоей внутренней духовной жизни, можно надеяться увидеть те чудеса, обещанные Спасителем, о которых мы читаем в Евангелии. Мы можем достигнуть той радости, того мира, о которых говорит Христос, только тогда, когда мы по-настоящему исполняем заповеди Божии, а не играем. Доказательством этому является жизнь святых: она яркая, она дает почувствовать правду Божию, встроенную в нашу повседневную жизнь. Афонская традиция – традиция непрерываемая. Мало кто осознает и понимает, что тем связям, которые существуют между Русской Православной Церковью и Афонской монашеской традицией, зародившейся много столетий назад, уже тысяча лет. Только представьте себе: тысяча лет единства, которое рождает на Русской земле то, от чего согреваются человеческие сердца и души. Мы уже имеем в нашем Отечестве такие духовные центры, которые продолжают нести евангельский свет таким, каким он был передан от апостолов. Подчеркивать эту непрерываемую связь очень важно. Человек – слабое существо. Иногда мы исполняем заповеди Божии, иногда не исполняем. Жизнь будто разделяется на две части: мы стремимся к тем благам, о которых говорит Господь, но порой не достигаем их.

Для того чтобы понимать всю сложность пути и осознавать, как необходимо поступить в нашей повседневной жизни или тех или иных обстоятельствах духовной жизни, нам важно понимать весь путь, который прошли святые, те люди, которые не играли в заповеди Божии, а именно проживали их, прочувствовали и могли передать другим. Одно дело, когда ты понимаешь и осознаешь что-то для себя, другое – когда ты можешь это передать кому-то еще. Афонская монашеская традиция (прежде всего евангельская) – традиция, которая была способна что-то передать последующим поколениям. Афонская жизнь – это не только святыни: это, в первую очередь, опыт евангельской жизни. Люди получают этот опыт, когда там пребывают, и когда они возвращаются к себе домой, им действительно легче быть верными правде Божией, любить своего ближнего. Каждый человек, который прикасается к святыне, бывает в месте, где евангельская традиция не прерывается, становится носителем этой традиции.

Когда в России мы приезжаем в те места, которые связаны с Афоном (например, в Дивеевский монастырь – наследие преподобного Серафима Саровского; Оптину пустынь), мы видим, что это такие места, где человеческое сердце отогревается. Когда учитель готовится к новому учебному году, он должен осознавать, что то дело, которым он занимается, – дело Божие. И крайне важно отнестись к нему не просто ответственно, а очень внимательно: учитель отогревает человеческие сердца, сердца тех детей, которые к нему приходят. Необходимо быть исполнителем того, что ты говоришь своим слушателям, ученикам. Иначе правда Божия и твоя личная человеческая правда будут отличаться друг от друга, и мы можем не достичь той образовательной цели, к которой стремимся в своем служении. Поэтому в подготовку к учебному году входит обращенность человеческого сердца к Богу в этом мире, наполненном нашими ошибками, промахами. Нужно стать соучастником Божественного Промышления о спасении каждого человека в отдельности. Если учитель подходит к новому учебному году таким образом, готовясь продолжить дело Божие в этом мире, то, думаю, ему будет легче проходить все этапы этого школьного года. Господь венчает внимательного учителя тем, что он видит плоды того просвещения, которое осуществляется через образование.

– На Съезде законоучителей, который прошел в Екатеринбургской епархии в конце августа, обсуждалась тема 1000-летия русского Афона. Это нашло отклик в той информации, которая давалась на Съезде (может быть, был отдельный доклад по этому поводу)?

– Вне всякого сомнения, это вопрос, который связан не столько с учебным годом, сколько с 2016 годом в Русской Православной Церкви в целом. На Съезде обсуждается очень много вопросов. Духовная традиция, значение духовно-нравственной жизни и ее связь с образованием – главная тема, которую надо обсудить перед началом учебного года. С ней связан и обновленный закон «Об образовании». Вопросы духовно-нравственной жизни учащихся из образовательного процесса исключать нельзя. Начало учебного года проходит как обычно: 1 сентября в школу приходят дети, и уже где-то к середине сентября, когда мы включаемся в работу учебных заведений, оставляя за плечами три месяца отдыха, школьная жизнь начинает набирать обороты. В Екатеринбургской епархии начинают работу церковноприходские школы.

– Чуть ранее мы говорили о том, что каждый учитель должен чувствовать ответственность, прежде всего перед Богом, за то, чем он занимается. В принципе, такую ответственность должен ощущать каждый человек. А с каким настроем нужно приходить в школу ученикам, которые идут впитывать знания? Как правильно настроиться на учебу? Я знаю, что во многих епархиях есть благочестивая традиция: в начале учебного года служится особо торжественная литургия с молебном, в которой принимает участие много школьников.

– Обращенность души человека к Богу перед каким-либо важным делом или жизненным этапом – не только традиция учителя, который понимает всю сложность того занятия, к которому приступает. Учащиеся в начале учебного года тоже имеют возможность помолиться Господу, попросить Его о том, чтобы Он укрепил их душевные силы для того, чтобы усвоить преподаваемое им учение, те знания, которые передают учителя, чтобы они принесли пользу, определенный плод. В этом заключается смысл молитвенного обращения к Богу: чтобы мы не только что-то узнали, но и умели во благо применить это в своей жизни. Прежде всего, в утешение своим родителям, которые заботятся о нашей будущей жизни, для пользы Отечества и во славу Божию.

Накануне Дня знаний и в день 1 сентября во всех храмах Русской Православной Церкви проходят молебны, собираются люди, чтобы молитвенно подготовиться к предстоящему учению. Это не просто правильно: это очень важно, потому что наших сил на многое не хватает. Подходя к выполнению определенного труда в нашей жизни, если он выполняется во благо, мы можем понять, что иногда без помощи свыше этого блага достичь невозможно. Это происходит не потому, что Господь так устроил: просто мы должны понять, что благо усваивается человеком, воспринимается его душой только тогда, когда оно соединено с любовью к тому, что ты для себя открываешь. Все, что связано с искренней, истинной любовью, связано с Богом. Таким образом, мы не можем обойти Божественное присутствие в нашей жизни, если хотим настоящего блага, мира, блаженства, о котором говорит Господь, того совершенства, которое предложено Творцом человеческой природе. Мы не можем пройти мимо Источника блага. Поэтому правильное начало учебного года – в том числе обращенность к Богу.

– Насколько мне известно, совсем скоро в Екатеринбургской епархии пройдет крестный ход, посвященный началу учебного года. Насколько традиционны такие мероприятия, насколько они интересны и полезны в образовательном плане?

– Крестный ход – действительно церковная традиция. Это сугубое моление к Богу, которое собирает огромное количество людей. В нашей Екатеринбургской епархии крестный ход связан с небесными покровителями Уральской земли: святыми царственными страстотерпцами. Следование правде Божией в их жизни принесло тот духовный плод, который превратился для них в святость, это то, к чему стремится человеческая душа, потому что в нашей жизни не должно быть ничего греховного. Традиционный крестный ход в Екатеринбурге совершается от храма Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах до монастыря святых царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Не только учащиеся и учителя, но и все желающие проходят малым крестным ходом частью той дороги, которой везли тела святых царственных страстотерпцев на место уничтожения после убиения. Крестный путь их земной жизни заканчивался. Их души были приняты Спасителем и прославлены. Мы воспринимаем глубиной своего сердца все наши труды (в том числе образовательные). Они связаны со святостью, но не оторваны от земной жизни, связаны с тем, что задумано для человека. Господь желает сообщить человеку часть Своей блаженной жизни. И у каждого человека это совершается своим путем. У святых царственных страстотерпцев это было связано с их служением Отечеству (как у царя Николая и его супруги), любовью к Отечеству, следованием правде Божией. У детей царской четы – с родительским послушанием. Прежде всего они были людьми, которые все успевали в своей жизни. Они проживали свою жизнь полностью, не исключая из нее никого, кто им встретился на жизненном пути, и все обстоятельства жизни воспринимали как связанные и с пользой, и со славой Божией.

Крестный ход – молитва Богу и святым царственным страстотерпцам, покровителям земли Уральской, чтобы в нашей жизни все было соединено с настоящей, искренней святостью. У каждого человека святость связана с личным подвигом. Ребенок, который обращается к Богу, проходит как крестным ходом через всю свою жизнь. У каждого из нас будут свои трудности в жизни. Подготовиться к ним – задача, в том числе образования. Мы понимаем, что трудности и какие-то события, может быть, сейчас незаметны, но если Господь прославил любящих Его людей, то всякий человек, который идет своим путем святости, тоже обязательно будет прославлен Богом. Господь не оставит человека, который верен Его святым заповедям: заповедям любви, внимания, попечения, милосердия. Смысл крестного хода заключается в том, что мы всегда, во всех наших делах остаемся под покровительством Божиим. Для церковноприходских школ, которые участвуют в крестном ходе и таким образом начинают свой учебный год, важно следовать заповедям Божиим для того, чтобы достичь святости. В этом году крестный ход пройдет 27 сентября, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Двунадесятый праздник выпадает на воскресенье.

– Середина сентября, ученики только приходят в тонус, привыкают к учебной жизни, получению знаний. Вы являетесь духовником Свято-Симеоновской гимназии Екатеринбурга. Как начинается школьный год в этом уникальном учебном заведении?

– В 2014 году в Екатеринбурге была открыта Свято-Симеоновская православная гимназия. Начался второй учебный год. Сейчас православные гимназии в России проходят через такой период, когда тот малый опыт, который получен после возрождения духовной церковной жизни, начавшегося в 90-х годах, систематизируется. Опыт православного образования приводится к определенному формату, стандарту, и православным гимназиям важно ему соответствовать. Для чего? Для того, чтобы образовательному сообществу и каждому, кто с этим соприкасается, была понятна их деятельность.

В нынешнем учебном году в православной Свято-Симеоновской гимназии пройдет важный этап, связанный с получением аккредитации в Синодальном отделе Московской Патриархии. Все образовательные программы будут приведены к единому стандарту. Для каждого приходящего в православную гимназию будет понятно, что преподается в этом образовательном учреждении. С одной стороны, православная гимназия развивается так же, как и любая другая школа Российской Федерации, она подчинена закону «Об образовании», существующему образовательному стандарту. С другой стороны, православное образование можно получить помимо государственного образовательного стандарта. Но это не означает наличие каких-то дополнительных специальных предметов. Конечно, они преподаются (церковное пение, предметы, связанные с общефизическим и общеэстетическим развитием). Существуют традиции, связанные с религиозной составляющей образовательного процесса, но это не самое важное. Духовно-нравственная среда – вот то, ради чего появляются православные гимназии. Это та образовательная площадка, где можно соединять современную школу и те традиции, которые соблюдались в нашем Отечестве много веков.

Образовательный процесс – очень сложная задача, ведь передача опыта от одного поколения другому связана с тем, насколько ты понимаешь поколения, которые жили до тебя. В православной гимназии много внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию. Сейчас мы имеем возможность продолжать ту традицию, которая существовала до 1917 года и связана с нашими предками, но мы должны осознавать, что наша православная гимназия – учреждение XXI века. Происходит оптимизация тех образовательных средств и форм, которые существуют, и систематизация уже накопленного опыта, его внедрение в повседневную жизнь. Думаю, что для тех людей, которые хотели бы, чтобы их дети обучались в православной гимназии, важно прийти и увидеть процесс таким, какой он есть. Для православных гимназий наступает время, когда можно не только наблюдать, какие усилия приложены для того, чтобы они существовали, но и видеть какой-то итог, накопленный опыт работы.

В России открываются православные гимназии. В Свердловской области гимназия открылась в Нижнем Тагиле. Подобные учебные заведения будут появляться, потому что есть возможность работать в этом направлении, они востребованы. В них можно выстроить учебный процесс таким образом, чтобы каждый имел возможность прикоснуться к той образовательной традиции, которая была и есть в нашем Отечестве, и чтобы эта традиция не была оторвана от культурных и исторических христианских корней, которые являются для нас и культурообразующими, и государствообразующими.

– Вопрос от телезрителя из социальной сети «ВКонтакте»: «Возможно ли в сегодняшнем мире возрождение того уровня веры, который был в царской России, когда дети впитывали основы православия с молоком матери? Ведь он не такой, каким был тогда. И второй вопрос: «Как Вы думаете, для чего в школьные годы изучать «Братьев Карамазовых» Достоевского, произведения Толстого, если понять их может только взрослый, опытный человек?»

– Первая часть вопроса связана с важной евангельской мыслью о том, что исполнять заповеди Божии можно в любые времена. Возрождение той духовно-нравственной традиции, которая была до революции, в XIX веке, зависит от самого человека, его дерзновения. Сейчас прекрасное время, когда мы можем пользоваться всем тем благом, которое накоплено. Доступ к знаниям открыт. Человек всегда имеет возможность сохранять свое благочестие и приумножать его своей праведной жизнью. Духовное возрождение России зависит от нас, потому что евангельская правда, евангельские идеи, которые проходят через века, заложены Богом. А то, что создается Богом, не разрушается никакими человеческими ошибками, грехами или дьявольским лукавством. Об этом писали наши великие русские писатели, например Федор Михайлович Достоевский. Да, я сам помню те произведения, которые в школе мне были непонятны. Но эти произведения (может быть, не все, но, например, «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание») можно воспринимать на том уровне, на котором они должны преподаваться в школе, потому что знакомство с великой русской литературой, которое происходит в старших классах, должно начинаться в это время. Ребенок должен понимать, что есть духовное, литературное наследие предков. Он должен с ним соприкоснуться. От учителя зависит, как он расположит сердце ученика к тому произведению, о котором рассказывает. И в русской образовательной школе, и в советской, и в российской есть правильный опыт передачи знаний и наследия, которое оставлено нам, последующим поколениям.

Можно возвращаться к тем или иным произведениям, став взрослым. И это правильно. Когда я учился в школе, я не совсем понимал, зачем необходимо ходить в музеи. Став взрослым человеком, я посещаю одни и те же музеи (например, Эрмитаж или Русский музей в Санкт-Петербурге) и подхожу к одним и тем же картинам. Для меня важно возвратиться к той картине, которую я давно знаю, и вновь задуматься над той идеей, которую мне пытается сообщить художник. Наверно, в этом суть нашей духовной жизни: мы иногда возвращаемся, чтобы открыть для себя новые грани того, что у нас есть. Когда Федор Михайлович Достоевский писал свои произведения, он писал их как верующий православный христианин: в его произведениях есть отголоски евангельской правды, поэтому они не умрут в поколениях. Если человек создавал что-то своими руками и вкладывал в это Божественную волю, частичку евангельской истины, это произведение не умрет. Каждый человек, соприкасаясь с этим произведением, будет так или иначе двигаться вперед, к преображению.

– Каждый раз, когда мы прочитываем книгу, мы воспринимаем ее по-разному.

– В этом смысл чтения Священного Писания. Оно никогда не перестанет быть актуальным, потому что в нем есть Божественный свет, Божественное присутствие. Господь вкладывает в него Свой взгляд на жизнь человека.

– Таким образом, отвечаем, что читать такие книги можно.

– Можно. Изучать такие произведения в школе действительно необходимо. Конечно, в свое время.

– В завершение хотелось бы услышать от Вас как от исполняющего обязанности руководителя Отдела религиозного образования и катехизации какой-нибудь духовный совет.

– Мы никогда не должны останавливаться в своем развитии. Наше стремление к совершенству, святости, с одной стороны, зависит от Бога, а с другой стороны – от того, насколько мы будем усердны в делах благочестия, в исполнении заповедей Божиих и в делах милосердия.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать