Беседы с батюшкой. В погоне за успехом

15 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Константин Головатский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Санкт-Петербурга.

– Сегодня мы поговорим о молодежи, потому что старшее поколение уже не так сильно стремится куда-то успеть, а вот наше всё бежит и бежит куда-то. Как Вы расцениваете то, что мы сейчас видим?

– На самом деле, сейчас все куда-то бегут. Мне кажется, старшее поколение тоже пытается угнаться за судьбой и схватить ее за хвост. Нужно сказать, что таков ритм современной жизни. Хотя, конечно, нельзя оценивать всё происходящее однозначно, потому что жизнь большого города отличается от того, что мы увидим, если отъедем на сто километров от Петербурга. Говорят, в Москве ритм жизни еще более напряженный. Место, где человек живет, тоже диктует какие-то особенности. В целом, если говорить о мегаполисах, ритм жизни ускоряется, люди стремятся успеть как можно больше, ставя перед собой определенные цели. Не знаю, можно ли оценивать успех положительно или отрицательно, потому что многое зависит не столько от того, удается ли человеку успеть все и сразу, сколько от правильной постановки целей.

– Сейчас часто можно услышать выражение: «Это успешный человек». Что подразумевается под этими словами?

– Это зависит от того, кто говорит, с какой позиции рассуждает и что считает критерием успешности. Успех подразумевает достижение определенной цели. Успешным можно признать человека, который поставил перед собой некую цель (ведь это неплохо), целеустремленно, активно к ней движется,и у него что-то получается в жизни. Мы можем сказать, что для верующего человека залогом успеха в том числе является его духовная жизнь. Если человек поставил перед собой правильные цели, определился с ними, призывает Божие благословение, для того чтобы довести дело до конца, то в итоге его ждет успех. Но приписывает он его не только себе любимому, не своим сверхспособностям, а Божией поддержке, тому, что в нашей жизни совершает Сам Господь. В этом разница христианского и светского отношения к успеху, когда человек полагается исключительно на себя и потом видит именно свои заслуги в том, что у него в жизни что-то сложилось.

– Как Вы считаете, почему мирской успех чаще всего измеряется деньгами, а не профессиональной самореализацией, например?

– Я не считаю, что для думающих, умных людей это так. Ведь человек ставит какие-то конкретные цели в любой сфере деятельности. Без самореализации, достижения определенных профессиональных навыков человек не может сложиться как специалист в той или иной области. Специалист получает какое-то конкретное материальное вознаграждение, поэтому все взаимосвязано.Думаю, что те времена, когда деньги были легкой добычей и их где-то можно было заработать нечестным путем, уходят. Люди больше думают о своей профессиональной состоятельности, о том, чтобы реализоваться в жизни, раскрыть свои способности. Более того, сейчас особую ценность приобретает соответствие того, чем ты занимаешься, твоим желаниям, возможностям и способностям. Проще говоря, чтобы работа была по душе, ей было приятно заниматься, чтобы человек находил для себя внутреннее удовлетворение. Времена, когда на работу шли, чтобы просто заработать денег, невзирая на особенности профессии, тоже постепенно уходят.

– Но, допустим, молодой банковский работник сразу кажется успешным, перспективным, а молодой педагог – каким-то невзрачным, хотя по благородности профессий их и сравнивать нельзя.

– Мы опять пытаемся сравнивать несравниваемое. Нам иногда кажется, что есть некая инстанция, которая вершит суд над всеми людьми и может выносить вердикты. Все зависит от того, кто судит таким человеческим судом, кто рассуждает об успешности и ее критериях. Все-таки есть определенная профессиональная группа, сообщество – тот круг общения, в котором живет человек. Обычно мнения внутри этого круга совпадают. Поэтому среди бизнесменов некий человек будет оценен в зависимости от его успехов на данном поприще, если он педагог, для него будет важно мнение его коллег, учеников, родителей. Если человек посвящает чему-то жизнь, находит себя в своей профессии, то, конечно, для него не будут иметь решающего значения оценки, не относящиеся к сфере его деятельности. Далеко не всё измеряется в денежном эквиваленте. Мы должны потихоньку уходить от этого, и сейчас у большинства людей отношение к этому меняется. Традиционные профессии возвращают свою значимость в обществе.

– Вопрос от телезрительницы из группы «В Контакте»: «Я студентка, сейчас получаю высшее образование. В течение долгого времени думаю о том, что для моей будущей жизни самое главное: успешная карьера или женское счастье? Как правильно сориентироваться?».

– Ответ простой: если человек об этом думает и желает, чтобы это произошло, важно и то, и другое. Но самое главное – быть хорошей христианкой, развиваться в отношении духовной жизни, читать Евангелие, посещать храм, исповедоваться, причащаться, то есть духовная жизнь должна быть основным. Верующий человек в том, что происходит в его жизни, полагается на Бога. Если остаются какие-то вопросы или сомнения, наверное, со временем это как-то определится, Господь подскажет, направит. Однозначного решения нет. Тем более сложно что-то говорить без знакомства с конкретным человеком. Священник хочет, чтобы с духовным чадом случилось что-то хорошее: вышла замуж, нашла хорошую работу. Но это происходит далеко не всегда. Господь имеет на нас с вами какой-то иной план. Надо к этому прислушаться и посмотреть: может быть, у этого есть какой-то смысл и это лучше для нас, чем то, что желаем мы, ставя конкретные цели? Это еще одна сторона отношения к успешности и достижению цели в православии: мы никогда не должны идти напролом. Даже если цель поставлена правильно и, как нам кажется, она праведная и святая, ни в коем случае нельзя добиваться ее, думая: «Раз уж я определил в своей жизни такое соответствие со Священным Писаниеми Преданием Церкви, теперь все будет так, как я решил».

– Тем не менее случается так, что девушка, закончив вуз и имея определенные профессиональные амбиции, выходит замуж. Появляется ребенок – она уходит в декретный отпуск. Потом – второй ребенок, третий. И получается, что работа откладывается на десятилетие. Стоит ли сокрушаться или смириться, принять свое материнство, и попрощаться со своей профессиональной деятельностью?

– Нельзя говорить об общем рецепте для всех. Нужно находить какую-то возможность заниматься тем, к чему лежит душа, что хочется делать в жизни. Если человек видит свою востребованность в какой-то конкретной профессиональной деятельности, то не зря же он учился: наверное, нужно совмещать семейные обязанности с работой, чтобы окончательно не потерять те профессиональные навыки, которые были приобретены. Думаю, правильный ответ на этот вопрос такой: лучше совмещать то и другое. Есть хорошие примеры, когда человек одновременно является профессионалом в своей области и у него хорошая семья. Кстати, хорошо, когда у православного человека все складывается не однобоко, а гармонично, и одно дополняет другое. К этому нужно стремиться.

Такую ситуацию можно понять: конечно, семья и маленькие дети занимают очень много времени. К сожалению, бывает, что старшее поколение не может поддержать: бабушки и дедушки тоже работают или находятся далеко (если молодые люди переехали и создали семью в другом городе, они оказываются со своими проблемами один на один). Но не надо отчаиваться, нужно стараться совмещать. У молодых на это хватит сил.

– Люди хотят все успеть. Они строят планы на год, с трудом влезая в поставленные временные рамки, а всё заканчивается унынием, депрессией, ссорами. Что можно посоветовать молодым людям в таких ситуациях?

– «Хочется всё и сразу» – это юношеский максимализм, который был во все времена. Давайте вспомним Евангелие. Юноша пришел к Господу и спросил Его: «Что нужно сделать, чтобы войти в Царствие Небесное?» Господь ему отвечает: «Исполняй заповеди». Что говорит юноша? «Всё это я исполнил от юности своей». Когда мы пытаемся что-то посоветовать молодым людям, нельзя их отталкивать и опровергать сказанное ими, потому что часто при этом берется менторский тон. Я говорю не о священниках, а о старшем поколении: родителях, старших друзьях, которые могут сказать: «Ты говоришь неправильно, это заблуждение. Как можно за все хвататься и все сразу сделать? У тебя не хватит сил». И будут ссоры, проблемы. Нужно помочь человеку разобраться и что-то понять самому, потому что до того, пока мы не разберемся сами в вопросе, что нам нужно и где предел наших возможностей и усилий, проблема все равно не будет решена. Особенность максимализма – желание все успеть – очень присуща людям. Евангелие это подтверждает. Господь не оттолкнул юношу в той ситуации. Хотя на первый взгляд может показаться, что он ушел опечаленным, потому что Господь сказал ему далее:«Если хочешь быть совершенным – раздай свое имение нищим и следуй за Мной».Поскольку у юноши было большое имение, он увидел предел своих возможностей и ушел опечаленным. Но Господь не отталкивает его, а просто ставит некую сверхзадачу и вместе с тем дает некий жизненный урок: юноша думает, что он все исполнил, все так легко дается и получается, и легко войти в Царство Божие. Но если бы в нашем мире нашелся хотя бы один человек, который исполнил бы заповеди Божии, то, наверное, на землю бы не пришел Христос. Мы бы все были как этот юноша, учились и всё исполняли от «а» до «я». Но это невозможно. И вот Господь показывает данному юноше: впереди совершенство, но чтобы его достичь, нужно быть со Христом, отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Господом. Это посильная задача для этого юноши?Она сложная, но посильная.Сколько мы с вами знаем таких юношей? Сколько было в истории Церкви тех, кто всё оставил, всё перевернул в своей жизни и последовал за Господом, стал служить Богу? Это не только святые, может быть, это люди, живущие рядом с нами, в жизни которых вера в какой-то момент произвела решительный поворот. Это происходит чаще всего в юности, потому что человеку, который уже обогатился опытом, приобрел какие-то привычки, статус, круг обязанностей, что-то перевернуть гораздо сложнее. Задача, которая ставится перед молодым человеком, доступна, это возможно сделать.

Когда речь идет об успехе, все-таки важна правильная постановка целей. А выполнение тех сверхзадач, которые, может быть, даже для юношеского восприятия (или для восприятия человека, не имеющего опыта) кажутся непосильными, возможно. Впереди вся жизнь. Нужно шаг за шагом приближаться к своей цели.

– Вопрос от телезрительницы из Ставропольского края: «Я отдала своих сыновей подросткового возраста (12-ти и 14-ти лет) в казачье кадетское учреждение. Они постоянно там находятся, приезжают домой на выходные. Это решение было принято не спонтанно, я какое-то время молилась, чтобы Господь направил на нужную дорогу. Все устроилось. Было много искушений, в этом корпусе было много проблем, но со временем дети освоились, им нравится. Я довольна, но у меня возникло ощущение, что я сняла с себя ответственность за их воспитание. Понимаю, что в нынешних условиях сложно воспитывать детей одной (в моей семье больше нет мужчин), но сомнения не уходят».

– Обучение ребят в закрытых учебных заведениях – в традициях нашего образования. Поэтому я думаю, что не следует опасаться. Если учебное заведение соответствует Вашим взглядам на жизнь, исходя из тех позиций, которые там озвучивают, если Вы знакомы с атмосферой в учебном заведении, то не должно возникать никаких сомнений. Конечно, это Ваше решение. Могут быть и другие варианты, например, иногда дети воспитываются в домашних условиях.

Сейчас у нас, действительно, есть проблема, которую может решить обучение в закрытых школах,–это проблема неполных семей. Часто бывает так, что матери не могут справиться именно с мальчишками: не могут дать им мужское начало, воспитать в них те качества, которыми должен обладать будущий мужчина.В трудный подростковый период тоже не всегда удается с ними совладать и решить те вопросы, которые отец бы решил с бо́льшим успехом. Я знаю ребят, которые учатся в таких заведениях, и родители довольны.

– Наверное, мать боится потерять эмоциональную связь со своими детьми. Насколько это реально?

– Разлука часто делает людей ближе, потому что все равно, когда есть какие-то побывки, каникулы, они встречаются, и эта радостная встреча многое восполняет. Если между родителями и детьми остается живая связь, в семье есть доверие и любовь, тогда дети понимают, что данное решение возникло не потому, что мама хочет от них освободиться и не заниматься с ними, а потому что хочет сделать то, что для них будет лучше; думаю, что в таком случае все будет хорошо.

– Мы говорим об успехе в профессиональной деятельности, а ведь семья гораздо важнее. Что такое «успешная семья»?

– Успех в семье начинается с момента знакомства, правильного построения отношений еще до брака. Затем, после венчания, ничего не заканчивается. Это лишь сказка – приготовление к тому, чтобы возлюбленные все-таки нашли друг друга, прошли все препятствия, все преодолели, пришли к итоговой точке, поженились и жили долго и счастливо. Венчание и начало семейной жизни – трамплин в будущее, где начинаются настоящие труды и то, что нужно будет пройти супругам, чтобы достичь цели, которая заключается в счастливой, полноценной, сложившейся во всех отношениях семье. Это формируется со временем, именно в процессе семейной жизни.

– Что бы Вы назвали в числе критериев успешной семейной жизни?

– То, что положено в основу семьи: какова схема взаимоотношений, что для семьи главное. Любовь -немного затертое слово, тем более что в русском языке оно многозначное и под ним подразумеваются самые разные вещи. Понятно, что в семье речь идет о глубоком доверии, взаимопонимании. Что касается верующих людей, в основе семьи должна лежать вера – это общий вектор движения, поддержка в вопросах духовной жизни. Семья формирует человека как христианина, который учится исполнять заповеди Божии, она воспитывает жертвенное отношение друг к другу.

Если в основу положена влюбленность или какие-то чувства, эмоции, такая семья оказывается недолговечной, мы это знаем. Потому что пушкинское «любви все возрасты покорны»как раз об этом: не о какой-то глубокой любви, которая складывается годами и составляет основу семейной жизни, а о мимолетных увлечениях, которые иногда, к сожалению, посещают и семейных людей (это уже вопрос для беседы с духовником, чтобы разобраться в самом себе, почему это происходит).Если человек долго и серьезно продолжает думать, насколько он влюблен и какие– яркие или неяркие –эмоции он испытывает в семье, то, конечно,рано или поздно он начнет думать только об этом, и это прежде всего скажется на детях. Ведь, раз уж мы затронули эту тему, дети часто не получают должного воспитания и потом, в подростковом возрасте, разрывается связь между ними и родителями. Часто это происходит в силу того, что родители, может быть, были сильно заняты собой, своей личной жизнью. Не сложились взаимоотношения в первой семье –супруги развелись, создается новая семья,но тоже непонятно, на каких основаниях. И человек все думает, как бы решить свои личные проблемы, а страдают и дети. Эти нестроения сказываются, прежде всего, на них. Не стоит удивляться, когда подростковый протест, естественный для ребят, приобретает крайнюю, тотальную форму, когда дети уходят из семьи, попадают в какие-то дурные сообщества, развращающие добрые нравы и так далее. Молодой человек, подросток, если он «порвал» со своей семьей и его ценностный ряд оказался неустойчивым, даже не столько представляет какую-то опасность для общества, сколько для самого себя, своего будущего, потому что он наделает много глупостей, а потом за это придется расплачиваться.И отсюда неуспешность: если в молодости цели оказываются перевернутыми, то нужно сначала исправлять то, что касается семейной жизни и остального, а потом уже двигаться вперед.

– Вопрос от телезрителя: «Насколько имеет значение размер нательного креста?»

– Я хотел бы дополнить вопрос: влияет ли размер и количество тех или иных внешних православных атрибутов на успех в мирской или духовной жизни?

– Я убежден, что это не имеет значения, потому что когда атрибутов много, в этом есть нечто показное. А показное, внешнее обычно не влияет на происходящее в жизни человека. Скорее, оно является какой-то характеристикой: человек хочет показать себя перед кем-то в определенном свете. В этом может быть какая-то своя цель, но я думаю, что это никак не влияет на жизнь серьезным образом.

– Вопрос от телезрительницы из группы «В Контакте»: «С чего начинать учиться молитве? Как многодетной маме найти время для настоящей молитвы, а не вычитывания правила?»

– Очень хорошо, что семья многодетная. Может быть, молитва более полезна, когда человек что-то преодолевает, когда ему нужно от чего-то отказаться в ущерб своим делам, которые, конечно, неотложные и которые нужно выполнять.Я понимаю многодетную мамочку, которая целый день крутится дома: на ней все семейные вопросы.Но в таких условиях нужно находить время для молитвы. Это, собственно, и будет тем, что необходимо: выкроить время для совершения утренней и вечерней молитвы. Иногда духовники дают определенные послабления тем, кто перегружен домашними обязанностями, у кого, может быть, маленький ребенок, чтобы было полегче молиться. Но мы должны понимать, что молитва – это поддержка для нагруженного человека. А если мы не будем молиться, то легче не станет, а будет, наверное, намного сложнее решать все остальное.

– Вопрос от телезрителя из Екатеринбурга: «Что в выполнении личных целей зависит от человека и человечества? Иеремия сказал: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». А в Ваших выступлениях я слышу оптимизм, что от человека что-то зависит».

– Мы вправе распоряжаться своей жизнью: это наш свободный выбор. Исключить это означало бы лишить нас свободы, дарованной Богом. Мы должны нести ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Значит, вопрос свободы – вопрос ответственности. Если мы ничего не решаем и кто-то, или даже всемогущий Бог делает всё за нас, тогда нам не за что отвечать: мы можем переложить все вопросы на кого-то. А мы все-таки несем личную ответственность, потому что в любом случае то, что мы делаем, соработничество. Мы призываем Бога на помощь, просим Его благословения, стараемся услышать и претворить Божественную волю в своей жизни, стараемся трудиться, прилагая свои усилия и делая свой свободный выбор. Думаю, это нужно понимать именно так и учиться принимать решения в своей жизни, не отгораживаясь от этого. Но это я отношу(может быть, по специфике своего служения) к молодым людям. Решительность, ответственность за свои поступки, сила воли и характера – важнейшие качества, в первую очередь, для молодого человека, но и для девушки тоже, так как всем приходится принимать какие-то важные решения.И вопросы свидетельствует об этом: что важно, как жить, что для себя выбрать?

– Наш телезритель также спрашивал о человечестве в целом. Как Вы считаете, христианство способно когда-нибудь преобразить мир или все-таки князь мира сего будет сохранять свою власть?

– Чтобы давать такие прогнозы, надо обладать пророческим даром, даже если это касается ближайшего будущего. Если мы будем лучше, в нашей жизни будет больше добра. Думаю, нам следует руководствоваться таким пониманием, не размышляя о чем-то глобальном, а смотря на самих себя со стороны: что мы делаем доброго?А добрый пример всегда действует, помогает сделать что-то хорошее другим. Так происходит в молодежных общинах: совместными усилиями делается что-то доброе. Можно кому-то помочь, проявить свою христианскую любовь. На это смотрят другие, заражаются этим и тоже стараются делать добро. Всё зависит от моих конкретных усилий (это можно сказать, обращаясь к каждому). Из этого, как из кубиков, складывается архитектура нашего дома, нашей жизни (например, в Санкт-Петербурге) – какими мы будем: насколько будем уважать друг друга, как будем друг другу помогать. От этого зависит, как всё сложится в нашем городе, как мы будем себя ощущать, легко ли нам будет дышать, жить, работать, трудиться, молиться.

– Вопрос от телезрителя из группы «В Контакте»: «Сейчас в тех или иных корпорациях рисуется идеал успешного человека как активного лидера, который в определенной мере способен управлять другими людьми. Но часто это может переходить границы корректных христианских взаимоотношений. Как быть человеку, которому прививают такие идеалы?»

– Я так понимаю, что речь идет об амбициозности, о том, что человек должен достигать поставленной цели, невзирая на средства. Конечно, это неправильно, потому что средства тоже важны. Они сами могут быть целью, то есть не то, к чему ты движешься, а каким путем идешь, что происходит на этой дороге, как ты себя проявляешь. Может быть, это самая главная цель. Поэтому нужно смотреть не только на цель, но и на средства, всегда это учитывать. А лидерские качества присущи далеко не всем. Не каждый может быть талантливым руководителем, не все могут повести за собой других. Не нужно пытаться делать это тем людям, которые не чувствуют к этому призвания.

Вопрос призвания очень индивидуальный. Человеку самому сложно разобраться с собой, а когда еще общество что-то диктует, тогда рано или поздно человек разочаруется, если он выбрал для себя что-то неправильное. С христианских позиций амбициозности следует избегать, потому что это критическая точка самонадеянности, греховной страсти, когда человек ставит себя в центр. Все начинается с переоценки своих сил и возможностей. А если все начинается с самообмана, то дальнейший процесс не будет позитивным, правильным.

– А конкурентная борьба, которая часто разворачивается в рабочих коллективах? Является ли это нормой, или все-таки нужно уступать другим?

– Снова вспоминается Евангелие. Апостолы спросили у Господа: «Кто сядет по правую руку?» Господь сказал: «Отец Небесный решит». Человек не должен об этом думать, потому что самое лучшее в твоей жизни – при условии твоей веры и доверия Богу – произойдет. Нужно утвердиться в этой мысли, понять ее. «Первые станут последними, последние станут первыми» – это о конкурентной борьбе. Здесь всё неоднозначно. Конечно, есть какая-то честная соревновательность. Но это опять же вопрос о целях и средствах. Если на пути к своей цели человек что-то нарушает, не уважает ближнего, то цель теряет свой смысл.

Может быть, я отвечаю абстрактно, и лучше было бы подтвердить все вышесказанное примерами, но вопрос все-таки философский и требует обобщающего ответа. В отличие от других вопросов, которые мы сегодня слышали, здесь мы видим не конкретный случай, а общие мировоззренческие позиции, которые человек должен правильно уяснить, понять. Что касается мировоззрения,это особенно нужно молодежи. Нельзя жить без ценностей, какой-то системы, внутренних убеждений, а они формируются в молодом возрасте.

Современная молодежь – это не какое-то общее понятие, потому что на самом деле есть определенные молодежные группы и люди, которые живут какой-то своей жизнью, вообще в отрыве от каких-то общественных течений. Например, человек занимается игрой на скрипке – у него всё связано с этим. Есть общественные группы: студенты, учащиеся технических учебных заведений, молодежные субкультуры. У всех людей свои особенности. Но если говорить о том, что сейчас волнует большинство молодых людей в связи с темой успешности, то можно сказать, что они стараются найти себя, определенный взгляд на жизнь. К сожалению, эти поиски для многих оборачиваются сугубо прагматическим взглядом, доходящим до цинизма или гедонизма –формула «бери от жизни всё», когда кажется, что все заключается в удовольствии и приятном времяпрепровождении и чем этого больше, тем лучше, круче.

Система мировоззрения основана на глубоких, серьезных, традиционных понятиях. Хотелось бы, чтобы молодежь воспринимала то, что мы можем до нее донести, не ограничиваясь примитивным взглядом на жизнь, измеряющимся в денежном эквиваленте, новизне гаджетов и прочих безделушках, которые не дают человеку двигаться дальше и реализовывать себя. Это сигнал «стоп»–дальше двигаться некуда. Возможно, человек когда-нибудь будет зарабатывать на семью, если создаст ее и сможет правильно построить семейную жизнь. Это исключительно прагматический взгляд: как лучше устроиться, где больше заработать, что купить и так далее. Все ограничивается этим миром.

Мы живем в пространстве нашей культуры, она богатая, христианская. Поэтому нужно не только подстраиваться под интересы молодежи, когда мы с ней общаемся, но и стараться чему-то ее научить, как Господь в Евангелии научил молодого юношу, поставив перед ним сверхцель, сверхзадачу в жизни, к чему он мог стремиться.Я вспоминаю момент, когда сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, готовы были уничтожить города, которые не приняли Господа, пожелали, чтобы на них сошел огонь, а Христос сказал им в ответ: «Я пришел, чтобы спасти, а не погубить. Не знаете вы, какого вы духа».Но Он их не оттолкнул. А порыв Иакова и Иоанна объясним, понятен нам. Почему они так сказали? Из-за чувства справедливости, доведенного до предела: «Как же так? Так не должно быть, это же совсем неправильно». Но есть высшая правда, которая шире того пространства, которое ты видишь перед собой. Прикоснись к этому, пойми, что Христос пришел для того, чтобы спасти мир, поэтому кара минует грешников. Прикоснувшись к этому, мы входим в другое миропонимание и расширяем свои горизонты.

– Все святые считали себя самыми большими грешниками на земле. Думаю, никто из преподобных никогда бы не смог сказать о себе, что он успешный монах, подвижник и т.д. Но получается, что мир призывает нас декларировать себя именно таким образом. Как же быть?

– Не следовать законам этого мира, потому что тогда мы будем не того духа, будем заблуждаться. Все нужно делать со смирением. Не будем судить о себе сами, так как это ведет к порабощению, внутреннему самообольщению человека.

– Вопрос от телезрительницы из группы «В Контакте»: «Узнала, что знакомый, который посещает церковь, не верит, что Бог создал мир за 7 дней, будто это все сказки, говорит, что ученые доказали обратное и что то время, когда нужно было верить в Господа, прошло. Как поступить, как продолжать общаться с этим человеком, потому что это неизбежно? Подойти к священнику и рассказать ему об этом, влиять на данного знакомого самой или смиряться?»

– Мне в голову пришла идея, что надо посоветовать этому человеку почаще смотреть телеканал «Союз».Он увидит, что сюда приходят достаточно серьезные люди, общаются, беседуют, и сможет открыть для себя много нового. Его скороспешные высказывания в общем-то не имеют под собой никакого основания. Ему просто нужно пополнить багаж своих знаний о христианстве, Священном Писании, традициях Церкви. Как это произойдет, зависит от его личного отношения. Мы с вами не знаем этого человека, но можно за него помолиться. Это можно посоветовать и девушке, которая, судя по всему, неравнодушна к ситуации и не хочет, а, вероятно, и не может (раз они постоянно общаются) пройти мимо. Можно помолиться, а Господь, может быть, подскажет этому человеку, в чем он заблуждается. То, что он ходит в церковь, уже замечательно, потому что церковь – училище благочестия. Если его сердце открыто, оно вместит те ценные сокровища премудрости, которые пребывают в церкви.

– Отец Константин, Вы используете такое выражение как «современная молодежь». Пройдет еще 20 лет, и молодежь останется современной, хотя будет совсем другой. Как Вы считаете, сильно ли меняется от поколения к поколению представление об успехе?

Наверное, судить об этом будет можно, только когда на смену придет другое поколение и мы увидим, какое у него будет отношение к успеху. Конечно, представление о чем-либо прежде всего формирует среда, в которой мы живем, и определенные исторические условия.От того, что произойдет в будущем и как изменится наша жизнь, зависят и взгляды на понимание успеха – целеполагание, если говорить правильным языком. Это зависит от того, как мы сейчас выстроим нашу жизнь, как потрудимся, что сделаем доброго и хорошего, какое основание положим для будущих поколений. Хотелось бы, чтобы мы придерживались нашего христианского понимания – это принципиальная вещь.

Недавно я встретил такое высказывание: «Летом человек бежит из дома (понятно: солнышко светит, птички поют, тепло, хочется погулять), а осенью возвращается (потому что греет камин, в домах уютно светятся окошки, а на улице идет дождик)».Так и в человеческой жизни: есть весенний, летний периоды, а есть осенний. И вот в осенний все как раз возвращаются домой, к тому пониманию, тем отношениям, которыми жили предки, те люди, которые создали этот дом. А летом хочется побегать, погулять. Так и молодежь: они ищут нового, им свойственен поиск новых смыслов, но рано или поздно они возвращаются.

В церкви мы можем увидеть в большей степени старшее поколение, вернувшееся к православию, молодых людей меньше. Хотелось бы, чтобы это возвращение все-таки происходило, чтобы молодежи в наших храмах было больше и в будущем мы старались создавать такие условия, чтобы дети, которых приводят воцерковленные родители, оставались в ней. Чтобы молодые люди были в церкви не потому, что проводится какой-то масштабный, массовый проект и кого-то куда-то позвали (или, как сейчас говорят, «согнали» административным или каким-то иным путем, бывает, такое тоже происходит), но чтобы делали это от души, приходили по велению своего сердца. Как нам это сделать? Это очень важно, об этом нужно думать и молиться, просить Бога, чтобы Он помогал нам решать такую задачу – согревать сердца нашей молодежи в теплом, уютном доме, который и есть наша Церковь. Чтобы молодые ребята не разбегались, не искали чего-то «за бугром», в неведомых странах, а были у себя дома и им было хорошо. Чтобы они могли раскрыть себя, приложить свои усилия и способности и достичь самого лучшего, того, что является успехом и в глазах старшего поколения, и чтобы у них было аналогичное представление об этом.

– У нас осталась буквально пара минут, хотелось бы, чтобы Вы рассказали о клубе «Встреча», руководителем которого Вы являетесь, что у вас нового.

– В Интернете я видел высказывание ребят из другого молодежного клуба, который был создан недавно,они назвали клуб «Встреча» древнейшим молодежным клубом. Вы только вслушайтесь! Как интересно. «Древнейшему» клубу (хотя он все-таки не является старейшим, потому что есть более серьезные общины, которые имеют за своими плечами еще больший опыт) в этом году исполнится 9 лет. Сейчас меняется состав. Раньше было первое поколение, потом еще одно, в данный момент – уже третье поколение участников. Клуб традиционно собирает молодежь прежде всего для дискуссионных встреч, совместного обсуждения вопросов мировоззрения, взглядов на жизнь. Встречи проходят каждый четверг у нас в храме, ребята общаются на выбранные ими самими темы, смотрят фильмы, обсуждают их с участием священника, который тоже вносит свою лепту: высказывается, делает определенные выводы, помогает как наставник. Такое сообщество живет, и в этом нет ничего оригинального. По всей стране много таких молодежных общин.

Кроме этого, «Встреча» занимается различными проектами, которые мы можем увидеть в программе работы Молодежного отдела нашей епархии. Вы можете ознакомиться с ними на сайте, если вас интересуют более конкретные вещи. В настоящее время жизнь православной молодежи нашей Санкт-Петербургской епархии достаточно разнообразна и интересна. Это я говорю не как руководитель отдела, а передаю высказывания молодых людей, вовлеченных в этот процесс.

Божие благословение и самые добрые пожелания всем вам, уважаемые телезрители. Недавно был праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и хочется пожелать, чтобы Божия Матерь покрыла вас Своим небесным Божественным Покровом, защитила от всех бед, напастей нашей жизни и помогла преодолеть те трудности, с которыми вы сталкиваетесь.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать