Церковь и армия

15 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Васильев, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Передача из Москвы. Эфир 15 июля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель Патриарших подворий при штабах ВДВ и РВСН протоиерей Михаил Васильев протоиерей Михаил Васильев.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. Господь вас благословит.

 

- Тема нашей передачи сегодня "Церковь и армия".

Отец Михаил, я знаю, что Вы родились в семье военного. Было ли у Вас желание пойти по стопам отца, и почему Вы стали священником?

 

- Желание было, но не у меня, а у отца. Находясь в далеком северном поселке, в воинской части в Арктике, я с раннего возраста узнал, что в России есть Московский государственный университет, который когда-то основал вышедший из наших мест Михаил Васильевич Ломоносов. И я решил пойти по стопам своего земляка. Промыслом Божиим поступил на философский факультет МГУ, окончил там аспирантуру, преподавал, закончил военную кафедру, прошел военные сборы, получил звание лейтенанта запаса. После чего по благословению своего духовника с преподавательской работы на факультете пошел служить в Церковь.

 

- Как получилось, что Вы стали работать именно с Вооруженными силами?

 

- Очень просто: мой духовник протоиерей Дмитрий Смирнов благословил меня на это служение, и я исключительно за послушание взялся за него.

 

- На Ваш взгляд, есть ли сходство между Церковью и армией?

 

- Конечно. Форма одежды, правда, у нас она более архаична и не менялась примерно с VI века. В те времена при императоре Юстиниана сословиям были предписаны свои цвета одежды, духовенству - черный цвет. Пусть она несколько устарела, зато очень хорошо подчеркивает традиционность и неотмирность той Церкви, которой мы, по милости Божией, принадлежим. То, что форма нашей одежды не меняется при смене времен, лишь подчеркивает суетность этих перемен и их неважность.

Также и в армии, и в Церкви существует система отличий. Например, по форме креста можно определить, сколько служит священнослужитель. Кресты бывают белые, желтые, с украшениями.

 

- Как Вы считаете, есть ли сходство в таком явлении: есть люди, не желающие идти служить в армию, также как есть люди, которые не хотят идти в храм, креститься. Может быть, существуют какие-то общие корни этих явлений?

 

- Нет, просто это говорит о том, что современный человек не хочет очень много, что требует от него труда. То есть, если нужно себя, любимого, чем-то утрудить, многие этого не хотят. Неважно, что это: зарядка или выполнение своего долга по заботе о своих престарелых родителях. Многие люди, как мы видим, стараются делать не как правильно, или по-церковнославянски, праведно, а как легче. Как мне кажется, в этом общность: нежелание трудиться, лень, которые разрушают все, за что берется человек, одержимый этой греховной немощью.

Перед лицом реальной опасности для твоей Родины, твоих близких, слава Богу, очень многие мобилизуются. Мы видели это на примерах нашей истории: те, кто с иронией или откровенным нежеланием относились к тому, чтобы служить своему Отечеству, шли добровольцами. Люди, которые не задумывались о Боге, становились верующими под пулями и бомбами. Господь, Отец наш Небесный, приемлет всякого, поэтому надмеваться над человеком, пока он жив, преждевременно. Господь терпит, и мы потерпим.

Очень многие люди в нашем Отечестве имеют живой интерес и к православной вере и церкви. Думаю, многое зависит от того, сможем ли мы достучаться до этих сердец, о которых древний писатель Тертуллиан: душа у каждого по природе христианка.

 

- Может быть, есть какие-то порочные представления о Церкви, которые отталкивают людей?

 

- Конечно, есть. Есть порочные представления даже о супружеской жизни, хотя она установлена Богом. Есть множество штампов, почему люди предпочитают жить в блудном сожительстве, почему люди не идут в армию или почему люди не должны доверять друг другу. Такие штампы, как: "человек человеку волк", "работа не волк, в лес не убежит" и множество других. Все они рождаются из того же принципа "как легче".

Еще апостол Павел говорил: то злое, что не хочу делать, делаю, а то доброе, что хочу делать, не делаю. Это природа человека после грехопадения. Господь для того и пришел в мир, чтобы преодолеть эту дурную закономерность Своей смертью и Своим честным, преславным воскресением.

В том и смысл евангельского благовестия, чтобы преодолеть эту дурную закономерность в человеке. Мы священники видим это и радуемся, когда человек приходит один, а благодатью Божией и, конечно, собственным трудом, постом и молитвой за несколько лет становится совсем другим. Тот же паспорт, та же прописка, а человек другой! Радуешься, видя радостные глаза человека, который милосердием Божиим освобождается от страстей. Думаю, очень многие наши телезрители на себе почувствовали благодать Божию и уже дорожат принадлежностью к Церкви, удивительному Таинству Святой Евхаристии.

 

- Какие именно штампы могут оттолкнуть человека от Церкви?

 

- Любые, потому что это зависит исключительно от самого человека. Из доброго сердца исходит доброе, а из злого злое.

В одном из Древних Патериков приводится история о том, как игумен одного из монастырей спрашивает одного монаха о человеке, рано входящем в городские ворота, и тот отвечает: наверное, блудник, всю ночь блудил и сейчас возвращается. Другой брат на этот же вопрос отвечает: это, наверное, пьяница, у которого похмелье. А третий монах ответил: это благочестивый человек, который идет к ранней заутрене, чтобы помолиться. В зависимости от собственных установлений сердца одному и тому же человеку, одному и тому же видимому действию были даны совершенно разные характеристики и оценки.

Как говорили наши предки, на каждый роток не накинешь платок. Не надо специально заниматься какой-то контрпропагандой. Мне кажется, все уже давно придумано: и видевши дела ваши добрые, прославят Отца Небесного, иже на Небеси. Мы должны делать больше добрых дел.

Бывает, что говоришь новобранцу очень простые вещи: время скоротечно, ты не ценил раньше маму с ее пирогами, а теперь в разлуке ты понял, как мамочка тебе дорога, научился ценить нехитрые бытовые условия, тебе стал дорог вид из родного окошка. Вернешься домой, веди себя не борзяся, говоря по-церковнославянски. Очень важно, чтобы мы извлекали опыт из любого жизненного обстоятельства, ведь без промысла Божьего ничего не бывает.

 

- Вопрос телезрительницы из Новосибирска: Сегодня из армии вернулся внук моей подруги. Парень сам очень хотел в армию, пошел в нее по своему желанию в 18 лет. Похудел на 36 килограмм, рассказывал такие вещи, что не могу успокоиться до сих пор: как у него отбирали деньги, телефон, как приходилось пить воду из батареи. Парень стал совсем больной.

 

- Матушка, Вы можете назвать имя, отчество, фамилию бывшего военнослужащего и номер воинской части. Без этих данных то, что Вы говорите, исходя из моего опыта, звучит не очень убедительно. Бывает всякое, но лучше излагать конкретнее.

 

- Очень прошу Вас обратить внимание. Какие защитники наши парни, их самих надо защищать, ведь они выходят из нее инвалидами.

 

- Действительно работая с военнослужащими, находясь в воинской части изо дня в день. Безусловно, все зависит от командира. Те вещи, которые Вы рассказываете, должны быть предметом рассмотрения специальных надзорных органов, прежде всего, военной прокуратуры. Если это действительно произошло и нанесен ущерб здоровью, не надо никого покрывать, а виновный человек должен понести за это ответственность.

Думаю, что у каждого солдата, который идет в армию, есть по несколько сим-карт. Если даже отбирают, не дай Бог, телефон, он находит, куда вставить симку, на которую родственники положили деньги, и может всегда позвонить.

В каждой воинской части есть такое понятие, как телесный осмотр, который проводится должностными лицами несколько раз в неделю. Даже те, кто находятся в изрядном удалении на каких-то дальних позициях, регулярно сменяются и прибывают в часть, чтобы помыться, снять деньги с пластиковой карточки, наличные деньги солдатам не дают. Не хочу никого оправдывать, просто здесь надо разбираться, поскольку это случай, выходящий из ряда.

Я регулярно бываю в различных воинских частях и могу сказать, что такие вещи однозначно осуждаются, и за это несут уголовную ответственность. Поэтому прошу уважаемую телезрительницу, никого не покрывать, но указать номер воинской части, фамилии должностных лиц, чтобы разобраться в этом. Если солдата не кормят, солдата избивают, для этого есть система уголовных наказаний. И во многих колониях, куда попадают за дедовщину, сами уголовники таких осужденных называют "автоматчиками", и он становится низшей группой в среде уголовников. За то, что он воровал, обижал товарищей в армии, к нему относятся даже там крайне негативно. Не дай Бог, за такое преступление попасть в тюрьму.

Рекомендую Вам и другим в подобных случаях обращаться в органы Военной прокуратуры. Во многих частях есть батюшки, можно обращаться к ним. Священническая совесть не позволит ему молчать, он найдет способы остановить обидчиков. У нас бывают инциденты, но они не соотносимы по степени жестокости с тем, что я услышал сейчас, правда, в форме эмоционального рассказа, без каких-либо конкретных данных.

 

- Меняется ли атмосфера воинской части, если там появляется священник?

 

- Атмосфера меняется в любом месте, где появляется священник. Пока батюшка, скажем, едет в электричке или автобусе, вокруг него стараются матом не ругаться. Другое дело, что многие наши батюшки по разным причинам не ходят в церковной одежде, а предпочитают гражданскую.

Там, где в воинской части присутствует священник, совершенно очевидно, нравственная атмосфера становится чище, по крайней мере, от сквернословия. Вчера, например, я проводил беседу с несколькими сотнями военнослужащих и могу сказать, что среди военнослужащих есть искренний и неподдельный интерес к православной вере.

В течение года вместе с клириками нашего храма совершаются 50-70 Божественных литургий только для солдат и офицеров, помимо основного расписания в нашем храме. Служим и в полевых условиях, и практических в разных концах нашей страны. В этом году, например, мы совершали уже Литургию на острове Котельный в Якутии. Сейчас у меня будет командировка в Забайкалье, в части ВДВ.

Бывая в разных частях, я вижу, что многое меняется к лучшему. Возможно, это не везде, но у нас в воздушно-десантных войсках и в ракетных войсках стратегического назначения, самых интеллектуальных войсках, ситуация воинской дисциплины совсем неплохая. Случаи дедовщины случаются, но они единичны и связаны с отношениями между самими солдатами. Ведь армия - часть общества, люди приходят самые разные. Бывают разные случаи, но на основании этих случаев невозможно говорить о том, что надо распустить армию, отменить призыв. Если мы сталкиваемся с жуликом адвокатом, нам не приходит в голову отказываться от самой формы защиты в виде адвокатуры.

Например, не дай Бог, пилот ошибся, и произошла авиакатастрофа, давайте отменим гражданскую авиацию. В случае с армией это именно такая логика, но здесь с ней, к сожалению, встречаешься довольно часто. Если в армии есть недостатки, давайте откажемся от нее. Но кто тогда будет защищать Родину?

 

- Всякий христианин должен быть воином Христовым. Что это означает?

 

- Это значит, что ты воинствуешь на духов злобы поднебесной, борешься с грехом. Церковь Небесная называется торжествующей, а Церковь земная воинствующей. Именно к воинствующей Церкви мы и принадлежим. Но наша брань не с плотью и кровью, но с духами поднебесной. Мы боремся с грехом в сердце, боремся с дьяволом, стремясь разрушить его козни благодатью Божьей и своими трудами.

При этом мы не видим врага в каждом человеке, который отличается от нас своим мнением или цветом кожи, даже вероисповедованием. Если человек поступает иначе, делает иной жизненный выбор - это его выбор, и он сам стоит перед Богом или падает. Мы не вправе кому-то что-то навязывать или заставлять: невольник не богомольник.

Конечно, на определенных этапах нашей истории приходилось воевать с оружием, защищая свой дом, свою семью, свое Отечество. Это вынужденные обстоятельства, и Церковь сформулировала на одном из Соборов IV века: аще христианин, даже в мирное время, не идет на воинскую службу, да будет отлучен. То есть речь шла о римском государстве, где христианство было преследуемо, и, тем не менее, воины шли защищать свое земное Отечество. Среди сонма мучеников не менее трети римских легионеров и рядовых воинов, совсем молодых, как например Федор Тирон, и начальников римской армии, таких как Димитрий Солунский, который командовал на Балканах группой римских легионов. Такой замечательный офицер, как мы сказали бы сейчас подразделений ФСО, то есть личной охраны императора, как Георгий Победоносец.  А также Евстафий Плакида, замечательный генерал Феодор Стратилат, старший военачальник Андрей Стратилат и целый сонм цельных, мужественных людей, которые исповедовали свою веру.

На днях была память Терентия и его братьев, которые во главе римского воинства с удивительным мужеством встретили нашествие скифов, по всей видимости, даков в начале III века. Убив в поединке представителя скифского войска, Терентий и шесть его братьев, которые служили в римском войске, на торжествах по поводу этой победы, которые устроил сам император, отказались принести жертвы языческим богам, сказав, что победу над этим супостатом он одержал, призывая на помощь Господа нашего Иисуса Христа. За что все семь братьев были зверски замучены, но от веры во Христа не отказались. Эти герои запечатлели свое ратное мужество и христианскую доблесть через мученический крест.

Таких примеров очень много, и сейчас я, как пастырь, сталкиваюсь с такими формами благочестия у наших современных солдат, офицеров, даже генералов. И мне сложно поверить, что эти люди далеки от спасения, потому что они живут внутренней цельной жизнью, некоторые из них имеют весьма благочестивые семьи, что также является свидетельством их благочестия.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Христос в одном месте Евангелия говорит своим ученикам, чтобы они продали, что у них есть, чтобы купить мечи. Но когда Петр обнажает меч, Он повелевает ему убрать меч в ножны. Для чего тогда оружие, если им нельзя воспользоваться, ведь оружие не для того, чтобы с ним баловаться?

 

- Если говорить не о евангельском отрывке, а именно о том, чтобы не баловаться оружием, то можно привести пословицу "хочешь мира, готовься к войне". Один из основных факторов международной безопасности - это так называемый "фактор ядерного сдерживания", когда, имея ядерные потенциалы, ведущие государства на планете этим самым обеспечивают паритет и защиту от возможности, даже гипотетической, любому из них стать агрессором. Потому что неотвратимость последующего удара сделает бессмысленными любые агрессивные намерения: победителей точно не будет, могу сказать это точно, как священник ракетных войск стратегического назначения.

Что касается евангельского отрывка, не дерзну говорить здесь за Господа, но, на мой взгляд, это место Евангелия свидетельствует о той удивительной цельности, которую хотел видеть в Своих учениках Господь. Исповедовать свою верность и готовность идти за своим Божественным Учителем даже на смерть. В их руках было оружие, но только для апостола Петра оно стало в Гефсиманском саду оружием действия. Господь, увидев готовность Петра начинать кровавую и, по сути, братоубийственную войну, остановил его.

В Евангелии говорится о том, как Иоанн Креститель, крестя в Иордане римских воинов, вовсе не призывает их сложить оружие, но лишь говорит, чтобы они никого не обижали и довольствовались платой за службой, а не мародерствовали с оружием в руках.

Из другого места Евангелия мы знаем, что Господь с удивительной любовью отнесся к римскому сотнику, который с удивительной верой обратился к Нему об исцелении больного слуги. И Господь пошел ему навстречу и, даже не входя под кров его дома, исцелил слугу.

Мы знаем совершенно удивительные отрывки из Евангелия, когда воинское служение понималось как христианское и не противоречащее Христову учению. Там, где человек идет защищать свое Отечество, где он чужд хищения, мародерства и насилия, наверное, было основанием того, что Церковь сейчас и во все века благословляла всякую оборонительную войну и не благословляет любую междоусобную, братоубийственную войну. Поэтому происходящее сейчас на юго-востоке Украины является для нас страшной трагедией нашего народа, разделенного на разные новые государственные образования, но по-прежнему единого народа: и русского, и украинского, и белорусского. Поэтому Церковь призывает к миру обе противоборствующие стороны. Для меня очевидно, что в этой войне не может быть победителей, потому что в любом случае проиграют все: погибнут люди.

 

- Каким образом качество кротости может быть присуще воину?

 

- Филарет, митрополит Московский очень четко и кратко сформулировал это: гнушайся врагами Божиими, прощай врагов своих и бей врагов Отечества. Все очень просто и логично. Своего врага мы должны простить, не воздавая злом за зло. Если речь идет о защите чести и достоинства супруги, других женщин, детей, стариков, конечно, не грех выйти с оружием в руках на их защиту. Это обязанность каждого человека, тем паче давшего присягу о защите Отечества.

И, конечно, нам необходимо гнушаться врагами Божиими, то есть не видеть в людях, которые богохульствуют или святотатствуют, людей, которых надо убивать. Церковь отнюдь не призывает к этому. Но совершенно очевидно, что «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе». На мой личный взгляд, не стоит пытаться выстраивать с такими людьми какие-то отношения в надежде, что они смогут услышать наши аргументы. Мне кажется, что стоит постараться воздерживаться общения с людьми, которые через слово сквернословят. В армейской среде, к сожалению, это не редкость, но милостью Божией мне удается находить такие слова, которые останавливали бы этот грех, объяснять и офицерам, и солдатам, что на грехе, как на болоте, ничего не построишь. Мне кажется, что многим из них уже очевидно, что это грех, непотребство, которое будет разрушать твою душу.

 

- Что, на Ваш взгляд, означает - быть настоящим мужчиной? Как следует воспитывать эти качества?

 

- Настоящий мужчина, в моем понимании, человек, который может делать не то, что хочется, а то, что надо. Способность заставить себя, когда лень, когда не хочется, когда тебе кажется, что можно отложить это на потом. От самых простых бытовых вещей и вплоть до способности рисковать своей жизнью и даже отдавать ее за других: за плохих и за хороших, за всех, кто составляет твой народ и нуждается в твоей защите, потому что это ты сейчас молодой и сильный, в то время как другие уже обременены семьями или болезнями, или возрастом.

Человек, который обладает мужеством, почитается в каждом народе, у всех вы найдете эпические сказания о национальных героях, людях, которые жили не для себя, а для других. И у нас есть сказания о русских богатырях, которые именуются былины, то есть имеют исторические прообразы в виде святых богатырей, которые были очень почитаемы в традиционном обществе. И сейчас почти каждый триллер в массовой культуре, нашей или иностранной, заканчивается совершенно понятным финалом, где добро побеждает зло. Как бы в формате экшен не назывались добрые сказки, в каких бы формах и на каких носителях не создавались бы, всем хочется увидеть мужество.

Сейчас на киноэкраны вышел отечественный фильм "Поддубный", на который я собираюсь пойти с сыновьями, о человеке, силаче, который проявлял мужество в очень непростой период нашей истории XX века и остался человеком чести. Мне кажется, это достойный пример для подражания.

 

- Вопрос телезрительницы: Я мать военнослужащего, срочника. Мой сын сам выразил пойти желание в армию и даже не стал поступать в вуз после окончания школы. К сожалению, он попал в воинскую часть, командир которой человек неверующий, поэтому воспринимает его просьбы о посещении богослужения, как попытки уклоняться от своих воинских обязанностей. Предусмотрено ли в армии время на посещение храма? Как можно помочь сыну посетить богослужение?

 

- Для этого в российской армии и возрождается институт священнослужителей, и 90% из них православные пастыри. Есть представители и других религий,  но пропорционально численности мусульман, буддистов, иудеев.

Никто не препятствует приходить священнослужителям в воинские части, но реальность такова, что некоторые священнослужители в силу разных причин, где-то большой загруженности, где-то непонимания того, как это важно для наших молодых ребят, находящихся в армии, еще не пришли в расположение той части, о которой Вы говорите.

Очевидно, что задача Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и епархиальных отделов обеспечение коммуникации между всеми воинскими частями и близлежащими приходами или обителями.

Что касается меня, постоянно я работаю в 7-ми воинских частях и более или менее регулярно бываю еще в 50-ти. Там, в свою очередь, есть свои священники, которые работают там постоянно.

Надо сказать, что на сегодняшний день заполнено только около половины вакантных мест священнослужителей. Православных ребят от призыва к призыву становится все больше. Уже сейчас их около 2/3, не все из них, конечно, воцерковлены и хотят участвовать в евхаристической жизни, но большинство носит крестик, осеняют себя крестными знамением, читают молитвы, скажем, перед прыжком с парашютом или ответственным этапом учений. В таких обстоятельствах и просыпается вера, и потому мы, пастыри, стараемся приходить в армию. Пока нас очень мало, но мы надеемся, что мудростью нашего священноначалия ситуация будет меняться.

В том, что касается Министерства обороны, есть четкое понимание, и никаких препятствий с его стороны нет, лишь самое доброе благоприятствование. По разным причинам есть организационные моменты, и есть недостаток пастырей с нашей стороны.

Если командир тот или иной части не понимает важность такого решения главнокомандования, то найдутся такие вышестоящие начальники, которые объяснят ему важность этого решения.

В этой конкретной ситуации надо указать место дислокации и номер воинской части, передать мне, и я попрошу организовать богослужение на территории части священнослужителями близлежащих храмов. Если по какой-то причине это будет невозможно, пригласить желающих на богослужение в свой храм. В свою очередь, это будет духовный опыт для этого паренька, благодаря которому в своей гражданской жизни он еще больше будет ценить богослужение.

В советское время и крестик носить было опасно, и многие из нынешних священнослужителей в свое время отслужили в армии два года в совершенно атеистических условиях, тем не менее, Господь сподобил их стать и пастырями, и архипастырями, и верными чадами Русской Православной Церкви.

 

- Вопрос телезрителя из Москвы: У нас с супругой семеро детей, четверо из них сыновья, которые готовят себя к тому, чтобы стать офицерами Российской армии, готовятся серьезно и давно. Сам я служил в армии, принимал участие в соревнованиях, и знаю, что часто заставляют снимать крестик из опасения, что он может кому-то повредить. Мои сыновья твердо решили для себя ни при каких условиях не снимать с себя креста. Как им поступать в ситуации, когда в училище или во время службы, их будут заставлять снять крестики не из злонамеренности, но из соображений техники безопасности? Для меня очень важно мнение Церкви в этом вопросе и лично Ваше мнение.

 

- Могу сказать, что один из моих сыновей, который занимается в секции по дзюдо, регулярно во время соревнований снимает с себя крестик по просьбе тренера. Ни я, ни он не считаем это актом вероотступничества. Здесь мы проявляем уважение к тому тренеру, который просит об этом с целью, чтобы не поранился ребенок. При этом тренер является православным и достаточно воцерковленным человеком. Хотя Вы совершенно правы, что эти страхи надуманны, но таковы общие требования.

Не хочу ни к чему призывать, Вы и Ваши дети должны подумать, как поступать в каждой конкретной ситуации, и ответ не очевиден.

Хочу лишь сказать, что в первые триста лет нательный крест не был необходимым атрибутом христианина. Такая традиция еще не была массовой. Если сейчас человек не носит креста по каким-то причинам, этого недостаточно, для того чтобы назвать его вероотступником. Бывают медицинские обследования, когда приходится снимать все металлические предметы, мне, например, проводили такое обследование позвоночника после прыжка с парашютом. Может быть, по моей жестоковыйности, но я не считаю это актом отречения от веры, а уважением к специфическим требованиям. Ничтоже сумняшася, поцеловав крест, я вновь одевал его.

Наверное, в каждой подобной ситуации мы должны начинать с молитвы: Господи, Ты меня умудри, помоги, наставь меня. И каждый человек, опираясь на свою христианскую совесть, должен принимать решение. Если же это акт сомнительный и прямо или косвенно пахнет отречением от веры, нужно умирать, но крест с себя не снимать.

По ходу беседы вспоминаю, как албанцы заставляли снимать нательные крестики сербов, когда в 1999 году под Косово, где мы находились в составе миротворческого контингента с войсками ВДВ. Албанцы буквально охотились на людей с крестиками на шее, и православные сербы, выезжая на заправку, чтобы заправить трактор или автомобиль, снимали крестики, а потом приезжали и опять одевали. У меня язык не повернулся осудить их, хотя я понимал, что это малодушие. В ситуации, когда я видел большое количество убитых православных людей, в этой ситуации геноцида православных я не дерзнул осуждать тех, кто, может быть, думал о своих родных, женах, детях больше, чем о своей вере.

 

- Вопрос телезрителя из Анапы: Я уже офицер запаса ракетных войск стратегического назначения, рад Вас видеть, батюшка. Неоднократно встречался с Вами в гарнизонах. Спасибо большое Вам за Вашу нелегкую работу, за Ваши беседы!

 

- Спаси Господи!

 

- Вы сказали, что Ваш сын занимается дзюдо, между тем, некоторые священники не одобряют занятия восточными видами борьбы. Как Вы думаете, с чем это связано?

 

- Я не могу говорить о чьих-то фобиях, у меня такой фобии нет. В данном случае я полагаю, что спорт - это такое же полезное дело, как и правильное питание, как нормальный распорядок дня. Мужчина должен обладать мужеством, и в какой-то мере оно формируется регулярными занятиями спортом, это важно. Мои детки стараются заниматься, и для меня очевидно, что это те базовые вещи, на которых будет легче вырасти таким христианским добродетелям, как терпение, послушание. Когда есть полезный навык, приобретенный многими годами регулярного усердного труда.

На мой взгляд, совершенно правильно, чтобы наши детки занимались спортом, чтобы мальчики выбирали виды спорта, в том числе единоборства, без, упаси Бог, медитативных практик или каких-то идеологических окрасок. Сами упражнения не могут быть грехом. Я знаю православных священнослужителей, которые занимаются единоборствами сами и с детьми в православных клубах, при этом начинают и заканчивают занятия молитвой, а упражнения берутся из разных видов единоборств: и восточных, и наших. В том же самбо есть многие приемы из восточных единоборств. В состав армейского рукопашного боя также входят приемы из разных систем. Мне кажется, что "воцерковляются" даже восточные единоборства.

 

- Во время Великой Отечественной войны не было полковых священников?

 

- Мы знаем, по крайней мере, отца Михаила Цветаева (или Цветова), который был назначен священником с присвоением звания майора Красной Армии в отдельную югославскую бригаду, которая формировалась в 1943 году на территории Советского Союза. Один факт с фамилией, именем и конкретной частью я могу привести. Я слышал и о других, но боюсь создавать апокрифы. Конечно, случаи эти могли быть только единичными и серьезно не отражались на ситуации в целом. Государство было атеистическим, где было необходимо, цинично использовало Православную Церковь, но рассказывать сказки о православном Сталине после тех злодейств были совершены в то страшное время, когда Церковь потеряла около двух тысяч своих самых верных чад, многие из которых стали мучениками, мне кажется невозможным.

 

- Откуда же были такие подвиги самопожертвования в Великой Отечественной войне, о которых нам известно?

 

- От воспитания в семье, которое по преимуществу было еще христианским, от тех вековых традиций самопожертвования, которые были сформированы в нашем народе под влиянием веры Христовой. Чем дальше мы от этого исторического периода, тем сложнее воспроизводить эти христианские поведенческие архетипы. Тем больше желания удовольствия, греха, ничегонеделания. К сожалению, мы видим, как сбываются слова Федора Михайловича Достоевского: русский человек без веры в Бога становится дрянь.

Даже на примерах одного-двух поколений мы видим стремительность этой деградации. В крупных мегаполисах уже нельзя оставлять детей одних в песочнице. Хотя в традиционной культуре ребеночек - это святое, ребеночка не обижали никогда. К сожалению, сейчас это стало реальностью.

В недавнее время железные двери были только в сбербанке, никому не приходило в голову сделать дверь в дом железной, это было некрасиво. Никому раньше не пришло бы в голову сдавать в металлолом электрические провода, оставляя без электричества целые населенные пункты, сейчас это, к сожалению, стало реальностью. Такое количество примеров видимой деградации можно привести множество. Мы видим, что грех, как ржавчина, все разрушает, и наш народ без веры в Бога деградирует и вымирает.

Потому совершенно очевидна необходимость возрождать веру и благочестие, прежде всего, в своих сердцах, никому ничего не навязывая. Потом уже создавая христианские семьи и по-христиански относясь ко всему вокруг и дома, и на работе, голосуя за людей, которые являются христианами и исповедуют веру, формировать в нашем народе такой необходимый пласт. Способствуя его увеличению многодетностью, для того чтобы наш русский народ возрождался. Впрочем, как и другие народы, с которыми мы испокон веков проживаем бок о бок на территории нашего Отечества.

У нас нет предрассудков, я часто сталкивался с тем, что создаются совместные браки, православную веру принимают из самых разных народов. Даже среди военнослужащих мы крестим все народности: и татар, и азербайджанцев, и узбеков. В армии я постоянно сталкиваюсь с тем, что православную веру принимают с огромным благоговением люди самых разных народностей, даже самых редких, таких как шортцы, алтайцы.

 

- Большое Вам спасибо, отец Михаил. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Господь вас, мои дорогие, благословит. Всего доброго.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать