Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, отец Михаил! Благослови нас, Господи; пусть наша беседа послужила к тому, чтобы произошла самая главная встреча в жизни каждого человека.
– Дорогие друзья, наша нынешняя тема связана с сегодняшним праздником Сретения – «Встреча с Богом». Батюшка, первый вопрос о том, как произошла Ваша встреча с Богом.
– Моя встреча с Богом произошла чудесным образом, но это не дает мне права относить себя к числу каких-то избранных людей. Святые отцы мне это право не дают. Люди, к разряду которых отношусь я, – дети советского времени, которые не были воспитаны в религиозном плане, довольно огрубевшие в своих земных ошибках. К подобным людям Господь осуществляет такой подход, как чудесное вмешательство в их жизнь, чтобы всем греховным привычкам противопоставить какое-то яркое, новое, незабываемое впечатление. Можно сказать, для того, чтобы пронзить человека этим впечатлением, чтобы тот бросил все, что влекло его раньше, и ушел за Христом, живя этим переживанием и надеясь на получение в вечности этого состояния навсегда.
Когда я только начал ходить в храм, то, конечно, не сразу ощутил это присутствие Божие в жизни. Даже были такие моменты, когда подкрадывалось разочарование: «Ну как же так? Я думал, начну ходить в храм, и все устроится. А тут что-то ничего не устраивается, а даже наоборот». Для начала надо было разрушить то, что у меня еще было, положить новое основание в моей жизни. И я видел, что рушится даже последнее, что было. Однажды после вечерних молитв я засыпал и попал в странное состояние – не сон и не явь; непонятно, что это было. Как пишет апостол Павел: «Вне тела ли я был, в теле ли, не знаю». Но в этот момент я увидел икону Иисуса Христа и услышал голос: «Зачем ты так переживаешь? Твои переживания о том, что ничего не получается, напрасны. Ты теперь будешь со Мной». Это прошло, я почувствовал облегчение, и свет этого посещения оставался во мне еще несколько дней. И сейчас он частично остается, но не так ярко, как тогда. Это вселило в меня надежду, укрепило мою веру и дало силы, чтобы продолжать ту жизнь, которую я начал в Церкви, по церковным правилам.
Конечно, первое время мне было нелегко, опять же были старые привычки. Там, где я родился и вырос, храм – это административное здание, переделанное под церковь. Окошки в нем невысокие, я стою молюсь, а личность моя раздваивается. Молюсь, а от окошка отхожу. Лукавый мне внушал: «Смотри, сейчас твои знакомые будут проходить, увидят тебя в окно, смеяться будут». Храм находился на окраине города, и мои знакомые в тех местах вообще не должны были появляться. Настолько явно было вмешательство этой темной силы, которой я, не понимая того, подчинялся до прихода в церковь. Я поддавался – отходил от окошка, стеснялся, был довольно внушаемый в тот момент.
Но после события, о котором я рассказал, и после других событий я мало-помалу укреплялся. Мне очень помогала и церковная библиотека, и, конечно, церковные таинства. Они меня очень изменили, развернули в совершенно другую сторону. Таинства церковные… до сих пор удивляюсь мудрости Божией, как это создано. Таинства есть таинства – пользуйся и не испытывай умом, что за этим стоит.
– Вы обозначили такой интересный момент – Вы уже были в храме, читали молитвы, но считаете, что встречи не было. Как Вы думаете, возможна встреча с Богом как с Творцом мира, а встреча со Христом отдельно?
– Христос ведь и есть Творец. Если бы Творец не воплотился, мы бы Его никогда не увидели. А во Христе мы Его увидели, ведь Он воплощенный Творец. Поэтому здесь это разделить нельзя, хотя преподобный Максим Исповедник пишет, что в зависимости от человека, его состояния, способности принять Бог является по-разному: кому-то в виде раба, а кому-то в славе. В Евангелии мы читаем, как Господь говорит: «Некоторые из вас, стоящих здесь, не увидят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» (когда апостолы Иаков, Иоанн, Петр на горе Преображения видели Христа, как Он преобразился и показал Свою славу).
Так и здесь, в зависимости от того, насколько это нужно, Бог по Своей мудрости кому-то является так, а кому-то иначе, кому-то каким-то светом. Мы и в Ветхом Завете видим, что пророку Илии Господь является каким-то сквознячком: тот был утомленный, разгоряченный, и Господь его охлаждает. И пророк Илия понимает, что это Божие присутствие. Он утешается в тот момент, когда был очень огорчен, расстроен. В других моментах мы видим, что Господь является «во гласе трубнем» – ярко, грозно. Как врач, который применяет разные лекарства, так и Господь – что нужно, то и делает. Но бывает, кто-то не замечает ни того, ни другого – настолько, к сожалению, человек уже является неспособным увидеть Бога в разных Его проявлениях.
Например, сегодняшний праздник Сретения... Ведь в тот день в Иерусалимском храме было очень много народу: это был единственный храм. Сейчас, чтобы людям было удобно, мы строим храмы в шаговой доступности, а тогда храм был единственным, и людям нужно было ехать в него издалека. Но их религиозные чувства были сильнее, и они шли на всякие издержки, приезжали. Но встретили-то Христа двое – Симеон и Анна. Про других не пишут. Может быть, встретили и другие: кто-то услышал какой-то разговор, остановился, посмотрел, пошел дальше заниматься своими делами. А может быть, и не услышал, но узнал потом: пророчица Анна, живя при храме, продолжала об этом рассказывать. Праведный Симеон преставился, а она еще проповедовала о том, что увидела в день, который мы сегодня вспоминаем.
– Но часто встречается такая ситуация – люди ищут Бога и в этом поиске проходят через другие религии, другие учения, в которых тоже есть представления о Едином Боге, и лишь впоследствии приходят в христианство. Можем ли мы сказать, что в тех учениях и в тех религиях они все-таки в какой-то мере Бога уже встречали?
– Можно сказать (с определенной осторожностью), что в любом народе человек, поступающий по страху и совести, Богу угоден. Но, опять же, к этому надо подходить осторожно.
С другой стороны, чтобы не обременять себя этими рассуждениями, надо жить в своих рамках. Вот мы представители Православной Церкви. Есть ученые люди, которые выходят на какой-то диалог между конфессиями. Бог им как-то это открывает. Нам, людям, которые имеют недостаточно света от Бога, достаточно узнать то, что требуется лично от нас, и не закидывать свои взоры туда. Оправдание, опять же, в Священном Писании: «Не судите, да не судимы будете». Надо быть очень осторожным в этом. Но мое личное мнение (и я встречал это у некоторых святых отцов), что, возможно, люди встречали Бога: Он же Единый. Каким-то образом они интуитивно это чувствуют. В Церкви мы имеем богатейший опыт – Священное Предание, и письменное, и устное, а в других народах – не знаю... Я предполагаю, что – да. И хотел бы, как любой христианин, переживший это благодатное посещение Богом, чтобы и все другие люди могли это пережить. Думаю, и Вы, и все хотели бы, чтобы и другим народам Господь каким-то образом открылся и они были бы с Ним.
– Как молился преподобный Силуан Афонский о том, чтобы освятились все народы земли…
– На самом деле Божественная любовь как раз к этому: «Возлюби ближнего, как себя самого». Это ведь не только участвовать в каких-то его земных, бытовых проблемах (что важно – побыть для человека Богом, помочь ему), но еще и вот это... Но тут надо быть осторожным, чтобы не стать как сектанты, которые ломятся во все двери: «Давай поговорим об этом». Нужно учитывать желание человека, его добрую волю, хочет он или нет, спрашивает нас об этом или мы это ему навязываем.
– Вопрос телезрительницы из города Красноярска: «Меня зовут Нина Васильевна, я медработник и хотела бы рассказать, как у меня произошла встреча с Богом. У нас проходила практика по двенадцать часов в день, и я очень поздно возвращалась домой, с последним автобусом. Было очень темно, и вдруг мне неожиданно пришла мысль, так глубоко-глубоко… Я не слышала, была как бы мысль: «Почему ты живешь на этом свете?» Я была молодая – 17 лет. И не задумываешься: учишься, работаешь, кушаешь – и никогда такой мысли не было. Я испугалась. В то время говорили про НЛО, я подняла глаза к небу, думаю: «Господи, откуда это, что это?» – и бегом домой. И потом я стала задумываться, почему у меня мама так рано умерла, почему у меня никого нет, почему люди умирают. И вдруг мне попалось Евангелие, стала читать… Таким образом я стала верующим человеком. Сейчас мне 60 лет. Мне удалось многое сделать для Господа и с точки зрения своей профессии. Так моя жизнь оказалась с Богом».
– Приятно слышать такие свидетельства людей. На самом деле их много. К сожалению, они не имеют широкой огласки, ведь это важно. Иногда я думаю: если бы все люди жили по заповеди Божией – шесть дней делают свои дела, а на седьмой всё бросают и приходят в храм... Не в супермаркет идут тратить все, что заработали за шесть дней, а в храм. Как было бы хорошо! Машины не ездят, не устраиваются какие-то громкие концерты, все подчинено Богу – как было бы прекрасно на земле! Но это, наверное, утопия, поэтому что имеем...
Хорошо, что есть такие люди, которых мы сегодня услышали. А мы сегодня слышим такой рассказ уже второй раз. Пока готовились к эфиру, одна из Ваших сотрудниц тоже рассказала, что десять лет назад у нее была встреча с Господом: кажется, она в кому впала. На самом деле человек, у которого есть сердечная чуткость, воспринимает явно многие сигналы, знаки из духовного мира. Есть, конечно, перегибы, когда человек на этом слишком заостряется, без конца слышит какие-то голоса – это уже болезнь. Но если все в меру...
Апостол Павел шел арестовывать христиан, он считал, что поступает правильно. Он был очень горячим, был уверен, что служит Богу. И тут Бог является ему и задает вопрос… Вот как мы слышали сегодня об этом от женщины.
– Возникает вопрос из этого звонка. Как Вы считаете, всегда ли встреча с Богом – это и призвание?
– Всегда призвание к перемене. Ведь Господь является не так: «Здрасьте, вот Я есть». Или: «Посмотрите, какой Я». В этом всегда есть какой-то призыв к перемене – покаянию. В Евангелии красной нитью проходит слово «покаяние» – «изменение», «исправление». Изменение ума. Потому это призвание к чему-то. Господь призывает человека к Себе. А что значит – к Себе? Кто любит Меня, говорит Он, тот исполняет Мои заповеди. И дальше апостолы вполне раскрывают, что тот, кто не любит ближнего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видит. Конечно, это призвание. Вот и звонившая женщина сказала, что сделала много для ближних. Она сказала «для Бога», но я думаю, что она имела в виду ближних, ведь она медработник.
В истории Церкви мы видим, что именно врачи, просвещенные Христом, были и наиболее плодовитыми как врачи: святитель Лука, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, великомученик и целитель Пантелеимон и многие другие. Именно просвещение Христом соединяли со своим врачебным умением. Дай Бог, чтобы все врачи у нас были такими. И не только врачи, но и военные, и в любой области, и в ЖКХ...
– Вопрос телезрительницы из города Сочи: «Меня зовут Елена, я бы хотела рассказать о своей истории. До 45 лет у меня не было глубокой веры, хотя я знала, что Христос есть. Я даже ходила в церковь и пыталась причащаться, но не получилось, потому что когда называла свои грехи, батюшка говорил, что я еще не готова, надо что-то почитать и так далее. У меня даже было некоторое отчаяние, но я все равно стала читать «Жития святых». У меня все время была какая-то духовная пустота и некая тяжесть на душе. Вроде бы внешне все хорошо (и на работе, и в семье), а пустота была. И я стала читать «Жития святых», ходить в церковь, и через какое-то время – год или меньше – пустота ушла, душа наконец-то наполнилась радостью. Я поняла, что встреча с Богом произошла, что Господь любит меня и я люблю Господа. Жизнь моя поменялась. Конечно, я грешный человек, много грешила и грешу сейчас, но все-таки стараюсь исправляться, исправлять свою жизнь, свои грехи. Сейчас я очень счастлива: я знаю, что Бог есть, Он рядом, Он любит нас.
Желаю всем людям, которые чувствуют, что у них пусто в душе, что-то в жизни не идет, начать ходить в церковь, начать читать, любить Бога, и Он обязательно будем с вами. Жизнь наполнится радостью, счастьем».
– Помоги Господи. Женщина правильно говорит, что она исполнилась радости, стала счастливым человеком, после того как все-таки потрудилась: молилась, ходила в храм, несмотря ни на что. Хотя и не сразу получилось так, как она хотела – не сразу ее приняли. И она говорит, что хотя и грешит, но старается исправляться. Вот что тоже важно. Нужно обратить внимание, что человек, бывает, настолько глубоко попал в греховную колею, что ему бывает трудно выбраться из нее. И второй круг, третий, десятый – так он и ездит по греховному кругу. Но не нужно отчаиваться, терять надежду. Бывает, что Господь не дает руку помощи, а дает человеку возможность показать свое намерение, доказать: «Господи, вот посмотри». Не именно словами, а своими действиями. Человек не отступает.
Преподобный Марк Афинский прожил в пустыне 90 лет. Бог указал ему место на горе, где он должен был жить в пещере. Он пришел, поселился, а там жили бесы. Тысячу раз в день они сбрасывали его с горы с побоями, а он поднимался опять – тысячу раз в день. В день! Это продолжалось несколько десятков лет. Вот какая у него была сила. Господь ведь знал, какая у него сила, и попускал столько мучить его бесам. Потом бесы отступили от него, и ему стали служить ангелы. Когда к нему в гости пришел один подвижник и увидел, что в пещере никого нет, чудесным образом на столе появилась пища. Преподобный Марк говорит: «Каждый день мне приносят по одному горячему хлебу, прямо из печки, а ради тебя сегодня принесли два хлеба». Но сколько он потерпел, сколько потрудился! Без труда все-таки ничего не бывает.
Бывает труд внешний, бывает внутренний. Человек – инвалид, прикован к постели, внешне трудиться не может, но может внутренне: может молиться, благодарить Бога. Благодарить Бога в этом состоянии трудно, но это единственно правильный выход. Благодарить Бога за то, что у тебя нет возможности грешить. Неизвестно, как ты вел бы себя, будь у тебя деньги, богатство, красота телесная, какие-то умственные способности – как бы ты все это повернул? Трудно бывает справиться человеку с таким «набором». Ведь за все это придется отвечать. Иногда включишь новости – на что люди тратят деньги, причем колоссальные?.. Но Бог им судья.
– Вопрос телезрительницы из города Санкт-Петербурга: «Когда праведный Симеон встретил Марию и Иосифа с Младенцем Христом, он признал в Нем Богомладенца и поблагодарил Бога за эту встречу. Меня смутила следующая фраза в Евангелии: Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. Разве они не знали, что это Богомладенец? Разве для Марии это было богооткровением? Или я что-то неправильно поняла?»
– Не только в этот момент они дивились. Вспомните, в Евангелии есть другой момент, когда родственники Спасителя пришли, чтобы взять Его, потому что они считали, что Он вне ума. При всем том, что мы знаем о Божией Матери, Иосифе, все-таки были вещи, которые свойственны всем людям: у них были какие-то, скажем смело, недостатки. И в этот момент они тоже дивились. Мы дивимся не только тому, что бывает в первый раз; мы дивимся и тому, что в нас уже есть, но как-то недостаточно ярко.
Бывает, дивимся тому, что уже слышали, но когда кто-то еще свидетельствует о том, что мы знаем, удивляемся тому, что услышали это неожиданно. Ведь Симеон пришел в этот день в храм именно движимый Духом Божиим. И я думаю, Матерь Божия и праведный Иосиф не ожидали, что кто-то еще может так встретить. Хотя они и были до этого уже просвещены тем, что ангелы явились при Рождестве Христовом, пастухи и волхвы пришли с Востока. У них уже были такие яркие переживания, и Матерь Божия все это складывала в Своем сердце.
Но это еще можно отнести и к недостатку человеческого слова, потому что все-таки мы читаем перевод – славянский текст. Может быть, стоит поискать в источниках какие-то другие варианты. Например, мы читаем о том, как Спаситель говорит Петру: «Любишь ли Меня паче сих?» Слово «любишь» в греческом языке имеет много разных оттенков. В русском языке одно слово «любовь», а чтобы понять, что за ним, надо добавлять еще какие-то слова. Так и здесь. Думаю, они дивились из-за того, что услышали еще свидетелей; может быть, новому чувству, которое пережили.
Смущаться ни в коем случае не нужно; просто, пока это место непонятно, надо его отложить, Господь со временем его откроет. А бывает, что в какой-то момент Господь просто отодвинет это в сторону. Иногда это совопросничество – какое-то излишнее искание: а вот это как? а вот это что? а вот это зачем? А бывает, что это искушение от противоположной стороны, которое начинает отводить человека от главного. А главное сегодня – это все-таки сретение.
Митрополит Вениамин (Федченков) говорит, что правильнее все-таки говорить не «встреча», а именно «сретение». Славянское слово «сретение» имеет в виду, что меньшие встречают бо́льших – люди встречают Бога. А «встреча» – это все-таки обыденное слово. Поэтому Вам нужно переключить внимание все-таки на то, что Господь явился в мир для спасения людей от грехов – вот это важнее. А все непонятные второстепенные выражения со временем откроются, просто не нужно нисколько смущаться.
– Отец Фома, Вы уже говорили о том, что святой праведный Симеон пришел в храм, движимый Духом Святым. И в Книге Деяний апостольских мы видим, как Дух Святой является в христианскую общину и все это становится очевидной данностью для всех. В наше время мы, принимая крещение, потом миропомазание, не испытываем яркой и очевидной встречи с Богом в этих таинствах. Почему это происходит? Может быть, мы как-то неправильно подходим к таинству, неправильно готовимся?
– В основном все неправильно к этому подходят, потому что написано в Евангелии: «Идите научите всех, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Учиться – это труд. Лично я встречаюсь с таким. Люди приходят крестить ребенка, им говоришь: «Ребенок маленький, не понимает, что происходит, надо подготовить восприемника или восприемницу». И тут начинается: «Ну вот...» Хочется чего-то легкого, светлого, приятного, а тут труд, надо напрячься, надо, оказывается, еще походить в храм. Удивительно, оказывается, надо в храм ходить еще... Вот в чем ошибка – не научившись, люди хотят сразу это получить.
С другой стороны, надо помнить слова Господа апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны те, кто поверил, не увидев». И, как я рассказывал в самом начале о себе, мне нужно было это яркое переживание, потому что иначе я бы вряд ли так укрепился в вере. Но это не похвально. Похвальней, когда человеку рассказывают и он верит, он не испорчен испытанием: «А как это? А водяные знаки есть? А нотариус расписался? А кто докажет? Свидетели есть?» Вот это нехорошо. Но, к сожалению, такова данность нашей теперешней жизни.
В то же время человеку возможно без каких-то ярких показателей принять веру. В первые христианские времена после крещения люди начинали разговаривать на разных языках. Потом это было отнято. А в то время было нужно, так как Церковь была объявлена вне закона. Церковью я называю верующих во Христа людей, которые жили в то время и были объявлены вне закона, их преследовали. Общество было очень огрубевшим. И требовались такие вмешательства: крестили – заговорил на другом языке. Такие чудеса происходили. Но они могут происходить и сегодня: Христос Один и Тот же, мы те же самые люди, которые при зачатии получают от родителей тело, а от Бога душу. От Того же Самого Бога, Который, если захочет, может поменять законы естества. Но Он не делает это просто так. Нам часто непонятно, почему Он делает так и не делает, как хотим мы. Наше дело – научиться смирению.
Христос говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Смирение без терпения невозможно, а терпения без труда не бывает. Даже если ты не можешь трудиться и прикован к постели, нужны какие-то волевые усилия – научиться благодарить Бога. Если ты способен к труду, не болен, нужно понуждать себя на какой-то труд, физический или умственный, в зависимости от того, что можешь.
В общем, необязательно, чтобы были некие признаки, а обязателен сознательный приход ко крещению. Святитель Иоанн Златоуст крестился взрослым человеком. В то время было так, что люди крестились взрослыми. Сейчас об этом тоже говорят: пусть ребенок вырастет и тогда выберет сам. Но тут есть опасность. Во-первых, бывает, что родители ребенка сами далеки от сердца, и от этого обстановка вокруг ребенка не будет располагать его к тому, чтобы он выбрал веру. Если подходить к этому с юмором, то ведь ребенка с детства учат самым элементарным вещам: ходить на горшок, правильно держать ложку и так далее. Давайте этому тоже не будем учить, пусть он вырастет и решит, как он хочет. Как иногда показывают в фильмах древних людей, которые жили в пещерах без ложек и без всего... Но сомневаюсь, что так было; скорее это художественный подход.
– Вопрос телезрительницы из города Сочи: «Как проходила встреча с Богом у наших предков-славян? Я прочитала такие книги, как «Домострой», «Сказание о русском народе», но там больше говорится, как они в поле работали. Может быть, Вы порекомендуете мне почитать православную литературу, где непосредственно говорится о том, как в Древней Руси люди встречались с Богом?»
– Спасибо за вопрос. Далеко ходить не будем – святой благоверный князь Дмитрий Донской. Я думаю, это будет достаточная древность для нашего разговора – XIV век. Возьмите его житие и внимательно почитайте, как он встречался с Богом накануне решающей битвы. Возьмите преподобного Сергия Радонежского, как ему являлась Божия Матерь. И о том, как немного позднее Божия Матерь многократно являлась преподобному Серафиму Саровскому. Такие примеры. Конечно, тут нет разговора о тех, кто работал в поле, но я думаю, не важно, где ты работаешь. В поле ли ты, князь ли, монашествующий или святитель, Бог является любому человеку, если он всем сердцем ищет Бога.
Тут можно посоветовать читать жития святых. «Домострой» – это все-таки книга правил, а в житиях святых достаточно примеров того, как и нашим соотечественникам являлся Господь. Возьмем преподобного Александра Свирского – единственный новозаветный святой, которому Бог явился в виде Троицы. Можете о нем почитать. Хотя он, конечно, не крестьянин, в поле не работал. Но те святые, которых я назвал (преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский), кстати, трудились на своих огородах, у них был некий участок, который они возделывали для себя. Поэтому можно взять их как пример.
С другой стороны, почему из наших соотечественников я назвал монашествующих? Потому что человек, воспитанный в религиозных начатках, которые у него развивались, начинал приходить к пониманию: для спасения ему необходимо удаляться из общества. Монашество вообще появилось в спокойные времена, когда гонения на христиан уже закончились, можно было спокойно исповедовать свою веру, не скрывать ее и ходить в храм. Но появилась и опасность в этой спокойной обстановке – как говорят: «Дай человеку хлеба и зрелищ, и он забудет Бога». В этой спокойной обстановке у человека стирается необходимость в молитве, стирается сердечная, внимательная молитва, она бывает уже по привычке, расслабленная. Потому в те времена появляются монашествующие. Конечно, я никого не призываю к монашеству, это дело каждого, но объясняю, что происходит, когда человек почувствовал, как быть с Богом и без Него.
Если все-таки отвечать строго на вопрос, то есть «Жития святых», есть «Жития русских святых». Можно почитать творения святителя Тихона Задонского, где есть примеры. В общем, надо подружиться с книгой, начать ходить в церковную библиотеку, и сейчас есть много православных сайтов с литературой, например Азбука.ру. Это очень хороший сайт, я сам им пользуюсь, там очень много книг; пожалуйста – читайте их.
– Когда мы говорим о встрече с Богом, то почему-то чаще всего подразумеваем первую встречу. Но ведь для воцерковленного христианина эта встреча происходит регулярно. Наверное, есть три основных способа встречи – молитва, чтение Священного Писания и участие в таинстве Евхаристии. Можно как-то расставить приоритеты в этих трех деланиях, является ли какое-то из них главным?
– Думаю, все они связаны, но возглавляет их все-таки таинство Причастия. Но чтение и молитву убрать нельзя, потому что это подготовка к самому главному. Причастие – это ведь соединение человека с Богом. Думаю, здесь должна быть совокупность, все-таки лучше их не разделять. Сколько я читал, я не встречал ни одного святого, который не молился бы или ему не было известно Священное Писание. Преподобная Мария Египетская никогда этому не училась, но ее горячее покаяние сподобило ее к тому, что Дух Святой научил ее – она цитировала Священное Писание. Нет таких святых, которые угодили бы Богу и обошли бы что-нибудь, поэтому, думаю, надо все воспринимать в совокупности.
Любовь – совокупность добродетелей. Нельзя говорить: «Я хочу научиться только любить». И думать, что это будет легче. На самом деле добродетель любви – самая трудная и самая высокая, и все остальные добродетели, которым ты учишься, подводят тебя к любви. Это совокупность. Так и здесь.
– Батюшка, хотелось бы попросить Вас дать нашим телезрителям некоторые рекомендации, как быть на первой неделе Великого поста.
– Во-первых, начать Великий пост я всем советую с того, чтобы попросить прощения. Я сам, пользуясь случаем, хочу у всех попросить прощения. Хотя Прощеное воскресенье будет на днях, но мы уже не увидимся, поэтому я сегодня прошу у всех прощения. Простите меня, грешного. Эта традиция пошла от монашествующих, они расходились на Великий пост в пустыню, не знали, увидятся ли еще, поэтому просили друг у друга прощения. Тем самым они смиряли себя: человек гордый прощения просить не будет. Он считает, что у него все в порядке, за что просить прощения? Если что-то не так, то виноват кто-то, но не он. Я лично считаю, что мне нужно попросить прощения у всех.
Вот с этого начнем, а дальше Великий покаянный канон, который очень помогает создать правильную атмосферу в сердце на весь Великий пост. И не ослабевать дальше: ходить в церковь на каждое воскресное богослужение, стараться не пропускать какие-то знаковые богослужения. Именно общественная молитва укрепляет человека для домашней молитвы и создает все остальное.
С праздником всех и спасения души!
Ведущий Михаил Кудрявцев
Записала Ксения Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!