Беседы с батюшкой. Почему мы теряем душевный мир?

15 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– В прошлый раз мы говорили о душевном мире и сегодня продолжим разговор на эту тему, поговорим о том, почему мы теряем его. Скажите, что же такое душевный мир, от чего он зависит и почему так нам необходим?

– Душевный мир – это такое внутреннее благодатное состояние, когда у человека мирная совесть. Это не значит, что он абсолютно безгрешен – на земле нет человека, который бы не имел грехов, но он кается в них и стремится по мере сил исполнять Божии заповеди, стараясь тем самым уподобляться Христу в добродетелях. Именно такой человек стяживает в своей душе это благодатное состояние. Не случайно апостол Павел в одном из своих Посланий к Тимофею пишет: «Труждающемуся делателю первому надлежит вкусить от плода. Разумей, еже глаголю» (то есть задумайся, пойми, о чем я говорю). Это значит, что любой правильно подвизающийся человек, который борется со своими страстями и старается по мере сил соблюдать Божии заповеди, несмотря на скорби, болезни, лишения и внутреннюю брань, уже здесь будет понемножку вкушать от плодов правильной духовной жизни.

Душевный мир как раз и является показателем правильного духовного опыта. Интересно отметить, что святые отцы акцентировали свое внимание на том, что тот человек, который стяживает внутренний душевный мир, считает себя хуже всех. Нам всем хорошо известен преподобный Серафим Саровский, который обращался к приходившим к нему с поучением: «Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Называл себя убогим Серафимом, считая самым грешным человеком – впрочем, как и все великие подвижники благочестия. И вот это осознание своей греховности, бесконечной виновности перед Богом помогает не растерять, сохранить внутренний душевный мир.

– От чего зависит духовный мир?

– Такие мудрые подвижники благочестия, как, к примеру, преподобный Паисий Святогорец или наш современник архимандрит Фаддей Витовницкий, уделяли много внимания этому вопросу. Вот что старец Фаддей пишет по поводу душевного мира: «Все начинается с мыслей: и добро и зло. Наши мысли материализуются. По сей день мы видим, что все, что создано и существует на земном шаре и во всей Вселенной, является материализацией во времени и в пространстве Божественной мысли. Мы созданы по образу и подобию Божию. Человеческому роду досталась такая великая награда, но мы не понимаем, как наши мысли влияют на других: ведь мы можем причинить ими как большое добро, так и огромное зло. Все зависит от наших желаний и мыслей. Если наши мысли мирные, тихие, добрые и великодушные, то это влияет не только на наше внутреннее состояние, но мы встречаем этот покой вокруг себя, в своей семье, в своей стране. Значит, тогда мы работники на ниве Божией: мы создаем здесь, на земле, небесную, Божественную гармонию, тишина и покой распространяются повсюду. Когда же в нас живут негативные мысли, то от этого становится плохо всем. Зло, которое находится в нас, мы начинаем изливать вокруг себя, на родных, в семье, в любом кругу, где находимся... Лучше быть добрым ради собственного блага, потому что негативные мысли разрушают наш мир, и нам от этого нет покоя».

У нас всегда стоит неправильная точка отсчета: вместо того чтобы начинать с себя, мы хотим исправлять других, оставляя себя на потом. Начни каждый с себя – вот и будет мир повсюду. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если человек сам себе не навредит, то никто не может причинить ему вреда». Мы сами кузнецы своего счастья. Наш человеческий род своими мыслями нарушил порядок вещей: древнее человечество было уничтожено потопом из-за дурных мыслей и желаний. И у нас сейчас точно так же: наши дурные мысли не приносят доброго плода, а значит, каждому из нас нужно преобразиться, но большая трудность заключается в том, что у нас не было примера ни в семье, ни в обществе». Вот так просто и замечательно пишет подвижник благочестия о душевном мире. Если бы у меня была такая возможность, мне хотелось бы подарить эту книгу каждому нашему телезрителю. Это настоящая духовная сокровищница.

В наших мыслях коренится либо мирное устроение, либо внутреннее зло. Старец Паисий Святогорец говорит, что если в нас кипят злые помыслы, неприязнь, негодование к какому-то человеку, тем более когда мы с ним вместе находимся в одном помещении, например на работе, ему как бы передается наше внутреннее состояние, и он начинает испытывать беспокойство. А представьте себе такое общество, где собрались люди, зараженные мыслями неприязни, вражды и зависти! В таком коллективе вся атмосфера накаляется, и бывает достаточно одной искры, чтобы на пустом месте возник скандал, истерика, взаимная вражда. Потом люди смотрят и думают: «А из-за чего мы спорили, ссорились, ведь и повода-то не было никакого?» Вот почему так важно, по мнению Паисия Святогорца, возделывать в себе добрые помыслы, стараясь находить оправдание любому поступку ближнего. Мир души начинается с помыслов.

– Это точка отсчета и в масштабах страны, и каждого из нас.

– Хотелось бы сказать, что многие наши современники считают, что стать православным означает погрузить себя в атмосферу запретов, что Церковь заставляет совершать какие-то безумные подвиги. А на самом деле подвиг заключается в малом: стяжи в себе добрые помыслы обо всех окружающих. Возделывая их в себе, ты и сам становишься добрее и мягче и твое общение с другими людьми меняется. Это же замечательно, когда вас встречают с добром, теплотой и улыбкой, ведь тогда и у вас настроение поднимается! Или если вы, допустим, были в печали и скорби, а вас поддержали, как-то утешили – сразу стало легче и вам, и тому человеку, который вас встретил. Любой человек может распространять вокруг себя или добро, или один негатив – каждый делает свой выбор.

– Как быть, если в твоем окружении люди с разным настроением, помыслами, когда не у всех есть душевный мир? Как с ними общаться?

– Мы живем с вами в обществе, где люди неодинаковы: у всех разное настроение, образование, состояние души, кто-то из нас испытывает скорбь, кто-то радость. Это естественно. Потому апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что мы, многие, составляем единое Тело Христово, где каждый друг для друга является членом. Как у человека не может всё быть головой или руками, но все члены друг другу помогают и составляют единый организм, так и мы должны так же смотреть друг на друга, мыслить, что мы члены Тела Христова, а потому должны друг другу помогать. Да, у нас разные таланты, возможности, но мы должны думать о том, как помочь и как достигнуть цели.

В том же послании апостол Павел, обращаясь к христианам, справедливо пишет: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Почему он акцентирует на этом внимание? Есть люди, которые не хотят мира, но, если мы хотим взаимопонимания, искренних, дружеских отношений, нам самим необходимо стяживать добрые помыслы. Тогда христианин, находясь в любом обществе, будет подобен маленькому солнышку, которое излучает тепло и свет, а видя это, и другие люди станут понемножку меняться.

– Как себя вести, если два человека поссорились между собой, но один из них хочет примириться, а другой нет?

– В древнем Патерике описывается такой случай. Подвизались вместе два брата. Оба плели циновки, жили в единомыслии, мире и общей молитве. Но враг наш дьявол, которому не хочется, чтобы люди жили в мире и спасались, посеял между ними вражду. Он явился одному из братьев в виде голубя, а другому – вороны. Посмотрел один брат и говорит другому: «Гляди, голубь!», а тот ему отвечает: «Брат, да какой же это голубь, если это ворона!» Вот из-за такого пустяка, к великой радости врага, братья рассорились настолько, что даже не захотели друг с другом разговаривать, мириться и решили разойтись подвизаться в разные места. А потом опомнились и, придя в себя, решили: «Стоит ли ссориться из-за такой мелочи? Какая разница, голубь это был или ворона, зачем терять мир?» Пошли друг к другу, и один из них сказал: «Прости меня, брат, это и вправду была ворона!», а второй ему ответил: «Это ты меня прости, брат! Это точно голубь был!» Так встречное желание примириться и простить победило вражду.

Хотелось бы рассказать еще одну историю, описанную в древнем Патерике. Поссорились два брата, и один из них захотел примириться, а второй нет. Бывает, что одни люди более отходчивые, а другие держат в себе эту внутреннюю обиду, непонимание, чувство ущемленности мнимого достоинства подобно гнойнику. Захотел один из братьев попросить прощения и пошел к брату. Постучал в дверь, а тот даже дверь в свою келью не открыл. Пошел брат к старцу и говорит:

– Отче, захотел я с братом со своим примириться, а он мне даже дверь не открыл.

А старец прозорливый был, взял да и спросил у инока:

– А с какими мыслями ты шел к нему?

– Да когда шел, думал, что ему нужно и то, и это сказать!

Ты шел к нему не со смирением и желанием признать свою ошибку, а чтобы еще раз обличить его.

Если говорить современным языком, это то же самое, когда люди, желая провести «разбор полетов», говорят: «Да, мы с тобой примирились, но давай окончательно со всем разберемся». И вот это желание разобраться до конца, расставить все по полочкам ставит нас на рельсы врага, который с радостью поведет нас по этому пути, и, без конца разбираясь, каждый останется при своей правоте. Только когда у нас будет желание себя обвинить, а ближнего оправдать, у нас будет мир.

– Телезрительница из Подмосковья задает вопрос: «Когда я обижаюсь, то у меня на душе смятение. Мне уже много лет, но я с трудом переношу обиды. Скажите, как избавиться от обидчивости?»

– Помоги, Господи, нам всем преодолеть обидчивость, потому что без преувеличения можно сказать, что это характерно для многих из нас. Если бы у нас была возможность заглянуть в души современных людей, то у большинства из них внутри состояние обиды на начальство, сотрудников, членов семьи – у мужа на жену, у жены на мужа, у детей на родителей и у родителей на детей. Многие люди испытывают чувство неудовлетворенности, недовольства жизнью. А если учесть, что сейчас еще кризис да эпидемия гриппа – возможно, немного и приукрашенные СМИ, но тем не менее повышающие градус напряженности в нашем обществе, то получается, что человек постоянно пребывает в состоянии обидчивости на жизнь, судьбу, в роптании на Бога. А при таком настрое достаточно любого повода, чтобы возникла конфликтная ситуация, и ты, обидевшись, не смог простить другого.

Мне бы хотелось рассказать еще один поучительный случай из Патерика. Один молодой послушник пришел в обитель. Он еще не смог преодолеть до конца в себе мирское, и потому ему казалось, что все в монастыре относятся к нему несправедливо: то один обидит, то другой не так посмотрит, то третий не то скажет. Пришел молодой человек к духовнику и говорит:

– Батюшка, меня все обижают, я как жертва для всех. Скажите, как победить обидчивость?

– Возьми себе такое послушание, – сказал ему старец. – Как только на кого обидишься, иди в трапезную, проси картофелину и клади ее себе за пазуху. И чем больше у тебя будет обида, тем больше картошек клади себе за пазуху.

За неделю этот послушник набрал себе столько картофеля, что ему стало тяжело ходить и даже дышать: перекреститься трудно, на послушании невозможно находиться, спать тоже картошка мешает, а кроме того, некоторые клубни еще и гнить начали. Пришел послушник через неделю к старцу и говорит:

– Отче! Мне так тяжело с этим ходить! Не могу я носить с собой эту гниющую картошку!

– Тебе это не нравится? Так выброси эту гниль, а вместе и гнилую обидчивость, и ты сразу же станет легче!

Конечно же, выполнить это нелегко, но для того чтобы научиться, надо порой переступать через себя, стараясь любому поступку ближнего найти смягчающие обстоятельства. Ведь обидчивость часто возникает потому, что мы хотим, чтобы наш близкий обязательно пошел нам навстречу, поддержал бы и выручил нас, когда нам трудно, был бы нашим единомышленником, но при этом забываем, что человек – существо переменчивое, и у нашего друга могут быть какие-то трудности или просто плохое настроение и тот, кто всегда поддерживал, в этот раз может нас и не поддержать. Поэтому надо стараться строить свою жизнь не на эгоизме, по принципу «мне все должны», а наоборот, идти навстречу другим людям, и тогда станет легче прощать, и для обиды не будет места.

– Почему между людьми возникает недопонимание? Например, когда мы долго не видим своих близких, то скучаем без них, а стоит немного пожить вместе – и начинается раздор?

– Мы особенно рады видеть друг друга, если долго не виделись, но стоит немного пожить вместе, как сразу же начинаем видеть немощи и недостатки друг друга. Все это происходит из-за того, что в каждом из нас живут страсти, и отношение к ним зависит от нас самих. Нужно понимать, что есть люди, которые, осознавая это, стараются бороться со своими страстями, а есть те, кто считают, что это лишь какие-то религиозные предрассудки. Можно представить себе такую образную картину: ползет скорпион и за ним обязательно тянется его ядовитый хвост, вот так и за каждым человеком шлейфом идут его страсти: эгоизм, гордыня, тщеславие...

Очень мудрое наблюдение сделал когда-то известный философ Шопенгауэр, сравнив людей с замерзающими от холода дикобразами: они жмутся друг к другу от холода, но когда соприкасаются, то невольно колются иглами и от этого разбегаются в разные стороны. Это происходит до тех пор, пока они не научатся придерживаться какой-то благоразумной дистанции. Так и наши страсти ранят наших близких, и из-за возникающего недопонимания получается по русской пословице: вместе тесно, а врозь скучно.

– Как тогда быть?

– Путь у нас только один – бороться со своими страстями. Преподобный авва Дорофей привел такой наглядный пример взаимосвязи людей и Бога. Он говорил: «Представьте себе, окружность, в центре которой находится Бог, а радиусами, идущими к Нему, являются люди. Так вот, чем мы ближе к Богу, тем ближе находимся друг к другу». Любой человек, который старается жить по Божьи, и на ближних будет смотреть как на образ Божий, возделывая в себе человеколюбие, милосердие, кротость, терпение и снисходительность. Он становится ближе к любому человеку и уже не делит людей ни по национальности, ни по сословиям, ни на «наших» и «не наших», ни на друзей и врагов, ни на хороших и плохих, ни на родных и чужих, ни на здоровых и больных. Он смотрит на каждого человека как на образ Божий. И чем ближе мы будем к Богу, тем ближе мы станем друг к другу.

– Телезрительница из Москвы спрашивает: «Как не потерять душевный мир, если со своими близкими не находишь взаимопонимания в самом главном? Когда тебе говорят, что христианство – это религия иудеев, а у нас есть свои русские боги, как к этому относиться?»

– Скорее всего, Вы, к сожалению, встретились с представителями «модного» сейчас течения, которое носит название «неоязычество». В основном это молодые люди, черпающие свои знания из Интернета и не имеющие базовых знаний. Порой я им говорю: «Друг мой, это не твои мысли! Я даже знаю, с какого интернет-ресурса ты их взял и мне цитируешь!» Неоязычники призывают вернуться к нашим древним славянским богам – Перуну, Велесу, Сварогу и прочим, отвергнув христианство как веру в иудейского Бога. На самом деле те, кто говорит подобное, Священное Писание не читали и вообще мало что знают. К таким людям надо относиться с любовью и как к младенцам в вере.
Спросите у них сначала, читали ли они Евангелие – эту Книгу, адресованную всему человечеству и переведенную практически на все языки, Божественное явление, открытое всем, Книгу, которую зазорно не прочитать, живя в России. Скорее всего, они ответят, что не читали или читали, но ничего не поняли. Вот тогда и постарайтесь им разложить все по полочкам.

К примеру, в Евангелии часто упоминаются законники, объясните, кто это. Законник – тот, кто знает хорошо ветхозаветные законы. Кроме того, говорится и о старейшинах. Старейшина – человек пожилого возраста, умудренный опытом. В Евангелии иногда встречается, что старейшина и законник представлены в одном лице, а это значит, что перед нами человек, не только имеющий жизненный опыт, но и хорошо знающий законы Ветхого Завета. Кроме того, в Священном Писании говорится и о книжниках, которые были грамотными и богословски подкованными людьми. Так вот, если бы Господь наш Иисус Христос был Богом только одного народа (как, например, у других народов-язычников были свои идолы), то и законники, и книжники, и фарисеи отнеслись бы к Нему совсем по-другому: они были бы первыми среди Его учеников и последователей. Но из Евангелия мы видим, что именно они и стали Его недоброжелателями. Какими только каверзными, с их точки зрения, вопросами ни пытались они подловить Спасителя, поставить в неловкое положение, высмеять Его. Вспомните сюжет, когда Господь пришел к Симону-фарисею, и женщина-блудница помазала Его многоценным миром, омыла слезами и отерла своими волосами Его ноги. И фарисей подумал в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, какая женщина сейчас Его касается и какая она грешница». Этот человек считал: «Я законник и знаю, что она, как грешница, не должна ни входить сюда, ни тем более прикасаться к нам».

Или совсем недавно мы читали Евангелие о том, как Господь вошел в дом Закхея-мытаря. Негодующие книжники снова осудили Его и остались вне, потому что как можно войти к такому грешному человеку? А раз Христос зашел к нему, значит, Он, по мнению фарисеев, ничего не знает и не понимает. В конце концов эти религиозные вожди, четко знающие и соблюдающие закон, стали требовать у Пилата смертной казни для Христа. Пусть Ваши друзья и сомневающиеся собеседники почитают внимательно о том, какие вопросы задает Пилат и что отвечают ему книжники:

– Какую вину вы находите в Сем Человеке?

– Мы имеем законы, – говорят знатоки закона, – и по закону нашему Он должен быть казнен, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Почему Христа ненавидели и гнали? Именно потому, что Он не племенной бог, а Сын Божий, Который пришел ради спасения человеческого рода, чтобы Своей крестной смертью искупить всех людей, поэтому к Нему совершенно неприменимо понятие национальности, как к обычным людям. Апостол Павел говорит: «От них же и Христос по плоти, Сущий над всеми Бог».

– Вам не кажется, что подобные доводы могут повлиять на человека лишь в том случае, если он готов к открытому диалогу и сам находится в душевном мире? А как поступать с тем, кто к такому диалогу не расположен? Может быть, что-то почитать, над чем-нибудь поразмыслить? Какие можно привести беспроигрышные, сильные аргументы, обращенные именно к жизни человека, к его личности?

– Самый беспроигрышный и сильный аргумент – это любить человека и молиться за него. Когда к преподобному Паисию Святогорцу приходили люди самых разных взглядов: и анархисты, и те, кто занимались магией, спиритизмом, восточными единоборствами, то есть люди с обожженными душами, он так встречал каждого из них, что своей любовью растапливал человеческие сердца, съежившиеся от этого холода безверия. Так что самый беспроигрышный способ – это любить и молиться за человека.

– Телезритель из Воронежа задает вопрос: «Современная жизнь течет очень быстро, оказывая большое влияние на внутреннее состояние человека. Нам часто предлагают услуги психологов и тренеров по бизнесу и развитию каких-то личностных качеств, для того чтобы мы стали более совершенными людьми. Хотелось бы понять, насколько все эти программы подходят верующему человеку. Нужно ли углубляться в то, что ведет в конечном счете к материальному земному благополучию, а не к Царствию Небесному?»

– Прежде всего хотелось бы отметить, что когда у нас возникают проблемы в семье или на работе, то для их решения есть два подхода. Верующие люди будут советовать обратиться к священнику, чтобы ты исповедовался, открыв свою душу в таинстве Покаяния, соприкоснулся с Божией благодатью. Атеисты скажут: «Я вижу, что у тебя есть проблемы, ты в депрессии, тебе нужно сходить к психологу». Конечно, если психолог сам верующий человек, то он, оказав тебе помощь, все равно потом отправит к священнику, а неверующий, руководствуясь своими земными профессиональными знаниями, будет помогать уходить все дальше и дальше от полноценного решения своей проблемы.

Хочу рассказать об одном случае. В большой аудитории психолог проводил эксперимент, который преследовал самые высокие и благородные цели – научить людей развивать в себе лидерские качества, умение держаться перед публикой, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Психолог предложил присутствующим рассмотреть такую ситуацию: представить, что они находятся на корабле, который дал течь и тонет, и есть только одна шлюпка, но все в ней не поместятся, и тебе нужно объяснить, почему именно ты должен находиться в этой шлюпке. Люди настолько вошли в роль и прониклись этой идеей, что стали убежденно доказывать свое право на место в лодке. Может, кто-то из них вспоминал последние кадры из фильма «Титаник» и, закрыв глаза, представлял, как он бежит по скользким палубам, расталкивая других и взирая на спасительную шлюпку. Один юноша со слезами на глазах говорил: «У меня мама одна, и если я погибну, то никто о ней не позаботится. Я должен спастись!» Женщина встала и сказала: «У меня трое детей. Я должна быть в этой лодке, а иначе кто воспитает моих детей?» Психолог, как сверкающий айсберг, возвышался над этой людской массой и выслушивал каждого из участников. Наконец встала девушка и сказала: «А я не претендую на место в шлюпке и готова уступить его другому. Я не боюсь умереть, потому что впереди вечная жизнь». Все растерялись и замолчали, она же продолжила: «А давайте помолимся святителю Николаю – он великий чудотворец, который не один раз помогал терпящим бедствие во время бури». Нужно было видеть, что случилось с психологом! Как он помрачнел и переменился в лице! «Прекратите немедленно! – закричал он. – Какие святые? Какая молитва? Не мешайте проводить эксперимент и дайте людям спокойно утонуть! Прочь!» С этими словами он выгнал девушку с терпящего бедствие лекционного корабля, и, по сути, она одна и спаслась, потому что уповала на Бога.

Возможно, что мотивы у психолога, проводившего эксперимент, были хорошие, но он не знал, что, для того чтобы остаться в живых, необязательно идти по головам людей и что ради вечной жизни и любви можно пожертвовать собой. Надо помнить, что, какие бы эксперименты ни проводили психологи, очень важно, чтобы в аудитории появился хотя бы один верующий человек. Да, можно вспомнить пословицу о том, что один в поле не воин. И один воин, если это православный человек, который сразу меняет формат общения между людьми, напоминает о том, что есть вечность, над всеми людьми Бог и даже волос с головы не упадет без Его воли.

Благодарю за этот вопрос и хочу сказать, что если вы будете верующим человеком, вам везде будет хорошо. Но хотелось бы напомнить, что во всем нужна мера, и православному человеку лучше воздерживаться от посещения разного рода сомнительных тренингов, потому что нередко этим прикрываются многие сектантские организации. Так что везде нужны мудрость и благоразумие.

– Этот тонущий корабль представляет модель нашего общества и наглядно показывает нам, кто как на нем себя ведет.

– Одно дело, когда думаешь о других людях, и совсем другое, когда беспокоишься только о себе, о том, что именно ты должен спастись.

– Мне вспомнилась одна история, связанная с преподобным Паисием Святогорцем. Его попросили объяснить, что такое справедливость. Он ответил так: «Представьте, что у двух человек есть десять слив. Если один из них возьмет себе восемь, оставив другому две, это будет справедливо?

– Нет!

– А если он возьмет пять слив себе? – спросил старец.

– Да, это будет справедливо.

– Чисто по-человечески это так, но с точки зрения божественной справедливости такой человек возьмет себе две сливы или вообще все оставит другому, сказав: “Бери себе все сливы, если они тебе так нравятся”».

– Точно так же и в случае с тонущим кораблем.

– Телезритель из Москвы спрашивает: «У меня две дочери семи лет, но так получилось, что живут они на две семьи: несколько дней у мамы в атмосфере безбожия и несколько дней у меня. Скажите, как помочь им вырасти православными христианками, сохранившими душевный мир, если учесть, что живут они в двух противоположных реальностях?»

– У Вас сложилась непростая ситуация, которая сейчас широко распространена, – неполная семья или разногласия. Преподобный авва Дорофей, призывая человека задуматься, описывает такой случай. На невольничьем корабле были две девочки одного возраста. Одну из них выкупила благочестивая женщина, решившая воспитать ее в страхе Божием, молитве и благочестии, так чтобы она стала сосудом Божией благодати. А другую взяла себе блудница, желая сделать ее сосудом дьявола, обучив ее искусству соблазнения. Преподобный авва Дорофей задает вопрос: «Смотри, каков Промысл Божий: обе девочки были в неволе и не знали, что их ожидает, но одну купила благочестивая женщина, а другую блудница. Так неужели, если они обе впадут в блуд, Господь будет судить одинаково? Неужели с воспитанной во грехе Он спросит так же, как с той, которая была воспитана в благочестии и молитве?» Конечно же, Бог будет судить по-разному, Божий Промысл для нас непостижим.

А отвечая непосредственно на Ваш вопрос, хотел бы привести пример из нашей жизни, когда пожилые люди, скажем, бабушка или дедушка, глубоко верующие люди, а их взрослые дети живут, ни о чем не задумываясь, берут от жизни все и далеки от всех этих, как они говорят, религиозных предрассудков. Когда у взрослых детей появляются собственные дети, они стараются ограничивать их общение с бабушкой и дедушкой, делают все для того, чтобы они не научились ничему религиозному. Иногда ведь бывает достаточно одной-двух встреч для того, чтобы зародилось зерно веры. Дети растут в обычной современной семье, далекой от всякой религии, и вдруг удивительным, непостижимым образом приходят к вере и становятся примером благочестия для своих родителей и впоследствии могут их даже вымолить. Как через трещину в асфальте пробивается и тянется к солнечному теплу растение, точно так же и душа человека тянется к Богу. Благодать Божия все может сделать. Главное, чтобы верующая сторона старалась любовью, теплом, благочестием заложить добрый фундамент.

Конечно, дети в таких семьях изначально чувствуют двойственность ситуации и стараются балансировать между родителями: папе они говорят то, что ему хочется услышать, а маме скажут только то, что приятно слышать ей. Наверное, Вам неизбежно придется пройти через это, но если терпеть и молиться о них, Ваша любовь и молитва обязательно принесут свои плоды. И тогда, я искренне уверен в этом, Ваши детки и маму приведут к вере.

– Часто бывает так, что человек, для того чтобы сохранить добрые отношения, душевный мир, не может отказать другому. Скажите, милосердие и безотказность – одно и то же или разные вещи?

– Если мы понаблюдаем за природой, то можем среди растений обнаружить некие аналогии человеческих характеров. Есть люди, похожие на кактусы, усыпанные колючками: к ним невозможно подойти так, чтобы не уколоться. А встречаются растения с широкими листьями, например лопухи, и под их листьями многие находят себе прибежище. Так и безотказный человек готов всех покрывать и принимать. Увидев льстивую улыбку, услышав ласковые слова в свой адрес, он сразу же внутренне смягчается и готов пойти навстречу любой просьбе. Люди с таким характером видны еще в школе, институте, к ним подходят и говорят: «Слушай, напиши за меня сочинение, контрольную! Ты же мой друг! У тебя ума – Верховный совет, а я занят». Чтобы не обидеть, желая, чтобы все ему улыбались и считали своим другом, такой человек соглашается и набирает на свои хрупкие плечи одну работу, вторую, третью... А потом ему самому становится понятно, что он не может со всем этим справиться. И тогда он начинает испытывать чувство глубокой вины перед своими просителями. Вот эти люди, уподобившись такому растению, как лопух, всю свою жизнь окружены любителями легкой наживы, которые постоянно вьются вокруг них, пользуясь их доверчивостью и наивностью. Н а самом деле это состояние души не имеет ничего общего с христианским смирением, кротостью и милосердием. Это безрассудство, которое говорит об отсутствии внутреннего стержня. Если смотреть на это с христианской точки зрения, то такая безотказность вредна тем, что ты создаешь вокруг себя атмосферу для развития паразитизма. Люди превратятся в тунеядцев, которые будут думать, что стоит только заплатить, как за них уже все сделают. Так что повторю еще раз: это вовсе не христианская добродетель, а потворство. Здесь нужны мудрость и понимание того, что подлинное добро – это добро, сделанное для бессмертной человеческой души. Кроме того, стремясь всё за всех сделать, ты все равно не успеешь, но таким образом приучаешь других людей ничего не делать, а тунеядство – это тоже грех.

– Да и добра ты, по сути, так никому не сделаешь.

Хотелось бы задать Вам последний вопрос: возможна ли дружба в современном мире?

– Советский и российский актер Вениамин Смехов в своей книге воспоминаний «Когда я был Атосом», пишет, что уже в 90-е годы среди наиболее популярных в обществе актеров не видел мэтров, на которых все должны ориентироваться, а самыми известными и любимыми в народе были герои фильмов про мушкетеров и гардемаринов. Почему? Потому что там была показана настоящая, бескорыстная дружба, и это было то, чего как раз не хватало в нашей жизни. В лице этих героев люди находили себе пример для подражания.

Настоящая дружба – это большое сокровище, и если кому-то из нас удалось со школьной скамьи или института сохранить и пронести ее в течение всей жизни, он счастливый человек. Дружба – это не просто взаимовыгодное общение. Древние греки говорили, что когда люди только пользуются друг другом, это не дружба. Для того чтобы сохранить дружбу, необходимо думать о том, что ты можешь сделать для других, чем можешь помочь своим ближним. Человек с такой жизненной позицией, искренним желанием любить, готовностью помочь, не требующий к себе благодарности, может быть надежным другом.

– А может быть так, что человек, имея такую установку помогать другому и считая его своим другом, обижается, потому что тот не отвечает ему взаимной дружбой?

– Здесь есть один очень важный нюанс с точки зрения православной аскетики, который заключается в том, что желание помочь, чувство жертвенности должно быть бескорыстным, совершаемым ради Христа.

Бывает, человек ради друга или подруги готов сделать что-то, но внутренне ожидает, что и тот обязан тоже что-то сделать в ответ, ведь он же должен увидеть, сколько для него делается. И если заглянуть в душу этого человека, то внутри у него как струны натянуты: человек вроде бы делает добро, но ждет благодарности здесь, на земле. Бывает, что Господь для духовной пользы человека промыслительно устраивает так, чтобы он увидел свое состояние и понял, что проявления нашей дружбы и помощи зачастую небескорыстны: все мы ждем какой-то отдачи здесь, на земле. Представьте себе, когда человек говорит: «Сколько можно? Никакой от тебя отдачи нет! Я всей душой только добро делаю, а мне все злом платят. Как так?» Такое признание свидетельствует о том, что все построено на гнилой почве эгоизма: делая добро, ты все равно ждешь отдачи. Настоящее добро нужно делать ради Христа и не ждать никакой благодарности в ответ. И дружить тоже надо ради Христа.

В заключение мне хотелось бы сказать небольшое напутствие нашим зрителям: старайтесь быть добрее друг к другу, потому что жизнь проходит быстро, и все эти чины, условности, состояния быстро проходят, а впереди нас ждет вечная жизнь и нам нужно торопиться делать добро и любить друг друга ради Христа.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать