Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

14 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской Епархии. Передача из Екатеринбурга.

– Я бы хотел начать сегодняшнюю программу с разговора о празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник упоминается еще с XII века. В России он стал очень популярным. Расскажите, что мы отмечаем, почему этот праздник стал настолько важный и родной?

– Большинство крещеных, но не вполне просвещенных христиан считают, что Покров – это снежный покров, и мы отмечаем то, что выпал снег.

– Народный календарь тоже иногда об этом говорит.

– Вспомним церковную историю и события X века: наши не вполне благочестивые предки скифы осадили город Константинополь в надежде поживиться сокровищами, которые были за его стенами, и, как часто бывает, «в минуту жизни трудную» христиане собрались в храме во Влахерне, чтобы обратиться к Богу и Божией Матери за защитой и покровом. И во время службы произошло удивительное событие, которое мы в истории именуем Покров Пресвятой Богородицы: в храм, где молились люди, вошла Божия Матерь с апостолами и святыми, прошла в алтарь, преклонила колена и слезно молилась о жителях Константинополя. Один из молящихся, которого мы сейчас назвали бы бомжом, потому что юродивый Андрей имел вид бездомного человека и по сути был таким, сподобился удивительного видения: он увидел Божию Матерь и сказал своему ученику Епифанию: «Посмотри, ты видишь?» Тот ответил, что видит и ужасается. Божия Матерь встала с колен и, сняв с головы покрывало, распростерла над народом как защитный, благодатный покров. Через какое-то время видение пропало, и пришла благодатная помощь Пресвятой Богородицы: скифы чудесным образом отступили от стен Константинополя, так ничего и не получив.

Как ни странно, в Греции этот праздник не так значим, а на Руси прижился, стал очень любимым, хотя, казалось бы, расстановка сил была обратной. В каком-то смысле это еще и день народного единства. Если мы обратимся к иконе Покрова Божией Матери, увидим, что в храме присутствуют и блаженный Андрей, и митрополит, и великий князь, и Роман Сладкопевец: народное горе объединяет всех. Раньше собирались в храме на общую молитву, и народные бедствия проходили стороной.

– Существовали общие молебны на начало урожайного года, на защиту, когда город нуждался в определенном покровительстве. Скажите, насколько лично для Вас как настоятеля храма в честь Успения Богородицы ощутимо покровительство Божией Матери, Ее Покров?

– Обязательно ощущается присутствие и молитв, и защиты Божией Матери, и Ее благодатной помощи. Вся жизнь переплетается с Богородичными праздниками, какие-то значимые события происходят в эти дни.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда славяне осадили Константинополь, Богородица помогла его жителям, а когда мусульмане захватили его и превратили в Стамбул, почему-то не помогла. Объясните, почему?»

– «Боже-то поможи, но и сам мужик не лежи». Защита и покров Божий зависят не только от любви Бога к человеку, здесь присутствует и Промысл Божий, когда по Божиему замыслу и по Его любви бывает и наказание того или иного народа, страны и т.д. Существует понятие «синергии» – соединения воли Божией и человеческой, в X веке христиане смогли собрать свою энергию в покаянии и молитве и, объединившись всем народом, противостать неприятелю, а в XV веке благочестия, видимо, уже не хватило для того, чтобы призвать благодать Божию, ведь нужно, чтобы Господь захотел помочь. Мы почему-то думаем, что если мы позвали Бога, Он, как мальчишка, сразу же прибежит и сделает. Хотя очень часто Он так и поступает, не взирая на лица и чины: позови Его, и Он придет. Но, как сказано в Евангелии, грешников Бог не слушает, Он слушает тех, кто чтят Его. Не каждому человеку Господь захочет Себя открыть: «Никто не знает Сына, только Отец, ни Отца не знает никто, только Сын и кому Сын захочет открыть». Бог может не захотеть поучаствовать, потому что у Него есть Свое Божественное представление о том, как должна сложиться судьба этого народа или конкретного человека.

– На сайте Успенского собора, от людей, которые работают на нашем телеканале, из каких-то других источников можно узнать, что вместе с прихожанами собора Вы совершаете поездки, проходят какие-то лекции, беседы, встречи…

– Сегодня мы вместе с прихожанами собора Успения и добровольцами службы милосердия побывали в двух тюрьмах, потому что праздник Покрова Божией Матери каким-то образом связан с людьми, находящимися в заключении, и уже несколько лет по инициативе Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и с системой исполнения наказаний этот день стал днем особого попечения над заключенными. И Святейший Патриарх каждый раз призывает всей Церковью поучаствовать в судьбе наших братьев и сестер, оказавшихся в заключении в очень непростых жизненных условиях. Церковь соединяется в милостыни, собирает помощь и передает нуждающимся. Сегодня такой замечательный день, когда несколько добровольцев посетили заключенных, чтобы хоть каким-то образом утешить их, помочь, поддержать, позаботиться.

– Очень часто людям требуется не столько материальная, сколько духовная поддержка: поддержать словом, каким-то добрым советом. Эта поддержка требуется не только подопечным службы милосердия, но и прихожанам храмов и особенно тем, кто еще на пороге церкви. Какая беседа ведется с такими людьми? Может быть, какие-то новые направления открываются в рамках Вашей приходской жизни?

– На сегодняшнюю встречу я приехал с другой встречи, которая была первым камнем в основание семейного клуба. На нее пришло около 60 человек, и не только наших прихожан. Мы приглашали поучаствовать в мероприятии и в первую очередь помолиться: читали акафист Иисусу Сладчайшему, который весь пропитан любовью к имени Божию. Мы помолились вместе и потом за чайком поговорили о вопросах, волнующих семьи. Там были и молодые люди, которые стремятся к созданию семьи и для себя как-то разбираются в этом, и те, кто уже находятся в браке. Получилась семейная встреча с разговором на определенную тему и ответами на волнующие вопросы, потому что часто людей интересует именно практическая сторона: как преодолеть, что делать… Слава Богу, что первый блин получился не комом, наметили следующую встречу, которая будет проходить где-то через месяц. Очень надеюсь, что это будет во исполнение благословения Святейшего Патриарха о приоритетном направлении Церкви – работе с семьей: ее поддержке и сохранении, воспитании у детей правильных отношений до брака, в браке, к своим детям. Ограничений по возрасту для приходящих на эти встречи нет, потому что старшему поколению есть чем поделиться, может быть, даже и каким-то горьким опытом, а молодым есть что послушать и чему поучиться.

– Этот семейный клуб предполагает диалог, где люди делятся своим опытом?

– Я бы очень хотел, чтобы это был диалог, чтобы не только батюшка вещал какие-то правильные вещи, потому что мы все очень хорошие теоретики, очень грамотно можем рассказать, что и как.

– А другое дело разобрать какую-то конкретную ситуацию или проблему…

– Или чтобы какая-то семья или человек поделился своим опытом, это всегда оживляет, как, например, сегодня, когда несколько семей делились своим опытом.

– То есть были докладчиками.

– Они не были докладчиками, это получилось как-то естественно. Вопрос был такой: как человек вымолил у Бога свой брак? И несколько людей рассказали об опыте целенаправленной молитвы. Одна женщина говорила, что поставила себе такую задачу: сформулировать, чего конкретно я хочу от Бога, каким бы хотела видеть своего супруга, но сосредоточилась не на внешних характеристиках (блондин с голубыми глазами, хотя в результате и встретила такого), а на внутренних: чтобы был добрый человек, любил детей. Конкретизировав образ будущего супруга, в буквальном смысле получила все, что просила.

– Какие темы затрагивались на сегодняшнем заседании клуба и какие планируется обсуждать? Какова периодичность этих встреч и как о них узнавать?

– Сегодня с самого начала мы говорили, зачем и как создавать семью? Во-первых, зачем, а во-вторых, как создавать? Важно понять замысел Божий о человеке: зачем Господь задумал человека как семью? «Создадим человека по образу и подобию Нашему» и «сотворил человека по образу Своему». Бог есть Троица – и человек есть троица: муж, жена и дитя – единая природа и разные ипостаси, разные личности.

Поговорили немного о том, что нужно делать для того, чтобы семья родилась. Затем было время для ответов на вопросы. Например, один из вопросов: «Мы готовимся к вступлению в брак, нам предстоит первый год жизни. Какие подводные камни, какие трудности, сложности нас ждут, чтобы заранее быть готовыми?» Не решились сразу ответить на этот вопрос, потому что он большой и глубокий, а договорились сделать ответ частью следующей встречи и поговорить на ней о таком замечательном периоде, как дружба, потому что у нас, как правило, все бывает очень быстро: «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь, и каждый вечер сразу станет удивительно хорош»… Едва познакомившись, вдруг через две недели оказывается, что уже все началось. А этот совершенно прекрасный период жениха и невесты очень ценен и важен: люди, стремящиеся друг к другу, учатся принимать и любить друг друга, но не за внешние характеристики, а за внутренние, потому что очень важно именно в этот период узнать душу близкого человека, ведь жить-то надо будет с душой, а не с телом.

Встречи проходят раз в месяц, следующую мы назначили на 18 ноября в 18.00, сначала так же будет молебен, потом немного пообщаемся о дружбе и о первом годе семейных отношений. А узнавать о встречах можно на нашем сайте собора.

– Когда Вы готовитесь к очередной встрече, то читаете какие-то материалы? В любом случае, это, наверное, не импровизация, а некий план семейной лекции. Когда человек чему-то учит другого, он при этом что-то узнает и для себя, самообразовывается. Какие моменты были неким открытием, может быть, как-то по-другому открылись или стали тем, о чем нельзя не говорить?

– Несколько последних собраний с добровольцами и сотрудниками и последняя воскресная проповедь были под впечатлением проекта, с которым мы уже знакомили наших телезрителей. Священник Дмитрий Ваулин имеет опыт проведения супружеских встреч, на которых парам, уже достаточно прожившим в браке, была дана замечательная возможность по-новому посмотреть на свои отношения, попытаться начать или возобновить диалог. Удивительные принципы ведения диалога, о которых хотелось бы немного поговорить, потому что они важны не только в семье, а во взаимоотношениях вообще с любыми людьми, ведь на самом деле мы не умеем общаться, у нас всё очень формально, без самой сути человеческого общения, всё очень поверхностно.

Первый принцип, который уже звучал на телеканале «Союз» – слушать, прежде чем говорить. На этом хочется остановиться еще раз. Мы ведь абсолютно не умеем слушать, у нас вообще нет терпения и смирения, чтобы выслушать человека. Человек только начинает говорить, а мы уже все понимаем: мы же все умные, знаем, что он скажет.

Была одна пара, которая делились своим опытом. Рассказывали, что как-то они поехали к своим родителям, а для женщины самое любимое место, когда муж за рулем и никуда не денется – и начинается пытка разговором на тему «А давай поговорим». При этом сама женщина говорит, что знает всё, что ему надо, у женщины всё готово, она всё знает заранее, да и мужчины тоже такие: мы все всё знаем.

Этот пример навеял мне один анекдот, я его расскажу, потому что он показателен для того, как мы строим отношения. Анекдот в бо́льшей степени, конечно, про женщин, потому что женщины мыслят не фактами, а выводами, они что-то увидели, услышали – и сразу же делают вывод; у мужчин эти реакции несколько заторможены, они не так спешат с выводами. Но в самом анекдоте фигурирует мужчина.

Понадобился человеку утюг, у него дома нет, и он идет к соседу. Пока поднимается по лестнице, ему приходит мысль: «Я сейчас позвоню к соседу, попрошу утюг, а он мне откажет. И как я буду себя чувствовать? Как у нас потом будут выстраиваться отношения?» Пока он идет, то быстро все это обдумывает, звонит в дверь, а когда сосед открывает, говорит тому: «Да пошел ты со своим утюгом!» На этом все отношения и закончились.

То есть у нас уже готов ответ, мы за человека уже все придумали, решили и уже его обвинили и приговорили. А слышать – это великое искусство. Научиться слушать человека – важнее, чем научиться говорить. Мы же не слушаем ни детей, ни мужей, ни жен, потому что нам всё уже известно. Ребеночек бежит, говорит: «Мама, смотри, что я нарисовал», ему хочется поделиться, а мы сразу в ответ: «Ты почему посуду за собой не убрал? Почему у тебя на коленке дырка?» – и всё отскочило как об стену, диалога не произошло. Или говорят: «Знаешь, мне вчера сказали, я хочу тебе…» А мы отвечаем: «А мне вчера об этом тоже сказали, я это уже знаю» – и всё, самость помешала контакту. Человек же не новостью хотел поделиться, он хотел рассказать что-то о себе, хотел поделиться тем, что его задело, открыть себя, но он наталкивается на нашу значимость – и отлетает. Научиться слышать прежде, чем говорить – это золотой принцип.

– Часто в общении между людьми возникает ситуация, когда человек не делает какого-то вывода, а понимает общение по-своему, то есть когда ему говорят одно, а он это воспринимает совершенно по-другому. Как научиться слышать правильно то, что до тебя пытаются донести?

– В диалоге с самыми близкими людьми, очень важно говорить о чувствах. Мы не умеем говорить о своих чувствах, а они выражают нашу природу, то есть то, из чего мы состоим на сегодняшний день. Наш ум лукавый и может очень хитро сплетать всевозможные построения, а когда человек говорит о чувствах, очень важно доносить их до другого, потому что чувства нельзя нравственно оценивать. Это не значит, что наши чувства чистые, но они говорят нам о том, каковы мы сейчас на самом деле. И на уровне откровения одного человека другому происходят самые близкие контакты, когда человек не боится другого. Ведь мы все время боимся, особенно мужчины (ведь мужчины не плачут, они огорчаются) боятся показаться беззащитными и поделиться. А женщина, не зная, что происходит внутри у мужчины, начинает все это придумывать, додумывать, решать за мужчину и сразу делать вывод: «Ты меня не любишь». Одно цепляется за другое, и уже целая катастрофа разворачивается.

Поэтому очень важно, например сказать о своей тревоге: что меня тревожит, или чего я боюсь, что меня огорчает. Причем говорить надо о себе, потому что в основном мы читаем мораль, переходим на личность, начинаем ее оценивать, воспитывать. Это важно даже в рабочих отношениях. Допустим, мне не нравится, что коллега по работе приходит и при разговоре садится на краешек моего стола. Я это как-то в себе зажимаю: не смиряюсь, а просто это «затираю», а внутри растет недоброжелательство, осуждение, неприязнь, и потом это вырастает в целый конфликт. И всё это вместо того, чтобы со смирением сказать: «Прости меня, но мне это неприятно, не делай этого». Человек, может быть, не исправится, но у него это останется в памяти, что он этим делает неприятно другому. Для того чтобы контакт произошел, нужно в близких отношениях, в семье учиться говорить о том, что ты чувствуешь.

Недавно разговаривал с женщиной, которая очень переживает, что ее отец болеет раком, а контакта у них нет. Он уже при смерти, надо ему помочь, что-то подсказать, как-то успеть, а человек не слышит, не хочет идти навстречу. Иногда очень полезно написать и отослать письмо о том, что я чувствую: в разговоре мы часто уходим в лишние эмоции, а в письме легче выразить свои чувства. Если что-то живое внутри есть, он обязательно откликнется на искреннее послание.

– У нас есть возможность перейти ко второму принципу диалога.

– Следующий принцип – делиться, а не спорить. Мы говорим сейчас о теории, но если применять ее в практической жизни, то эти законы начнут действовать. Не надо настаивать, чтобы человек воспринял твою волю – ты поделись. Авва Дорофей говорил, как подсказать человеку, если видишь, что он согрешает: «Брат, не согрешаем ли мы с тобой, делая то-то и то-то?» То есть не говорить с позиции противника, а поделиться: если человек захочет – он это возьмет, но не надо спорить, в споре истина не рождается, истина родилась в Вифлееме Иудейском при Понтии Пилате.

Третий принцип построения диалога – понимать, а не оценивать. Мы очень боимся открывать себя другим, потому что сразу попадаем под оценку. У нас готовы ярлыки, мы с полуслова всё понимаем. Ты только начинаешь говорить о том, что тебя беспокоит, но уже нет взаимопонимания, потому что тебе сразу начинают давать рекомендации, советы, в то время как надо просто постараться понять, почему человек это говорит, из какого состояния.

И последний, но самый главный принцип – прежде всего прощать. Даже если человек открывает какие-то свои негативные чувства, нужно уметь разделять человека и его чувства. Даже если ты говоришь какие-то обидные и неприятные вещи, это не ты, потому что твоя суть – красота Божия, а твои слова – это гной, что выходит из раны, это боль, которую нужно вместе вытереть, убрать. Это неприятно, заразно, но доверие в том и выражается, что я готов открыть тебе свою боль, доверяя тебе и надеясь на твою безусловную любовь. У нас же всегда условия: если то-то, тогда то – и мы этого боимся. А в семье любовь должна быть безусловной: независимо ни от чего, какой бы тяжелой ни была твоя рана, мы несем тяготы друг друга и исполняем закон Христов. Такое доверие рождает очень близкие отношения, когда один человек открывается, а другой не гнушается его раны, но разделяет, сочувствует, сострадает.

У старцев была удивительная способность: себя они не открывали, но имели поразительное сострадание, они видели человека, слышали его, болели за него сердцем и из этого страдания давали совет или произносили молитвенное воздыхание о человеке – и происходило чудо: Господь приходил в эти отношения.

– То есть старцы относились с сожалением, не клеили ярлыков, что у тебя такой-то грех и ты чем-то не тем занимаешься.

– Они видят суть, а не форму, видят сердцевину, и от этого происходит эффективное исцеление души, дают совет – и он действует.

– Вопрос телезрителя: «Сейчас иностранные СМИ ведут очень большую атаку на молодежь. Как донести до молодежи, что все это иллюзия, неправда?» То есть вопрос телезрителя о том, как дать правильные ориентиры молодежи?

– Дать можно только тогда, когда что-то имеешь. Когда Христос говорил слова к народу, люди в недоумении останавливались и говорили: «Откуда у Него такая власть? Почему Он говорит как власть имеющий?» То есть Его слова имели власть над душами людей: они никогда такого не слышали, никогда так никто не говорил. Власть – это удивительное условие: ты говоришь – и твои слова имеют власть над людьми, они прислушиваются к твоим словам и хотят их исполнить. Главное, чтобы наши слова не расходились с нашими делами. Авторитет будет, только когда человек делами подтвердит то, о чем он говорит и к чему призывает. Поэтому главное условие воздействия на молодежь – создание в своих семьях мира и гармонии, потому что на самом деле каждый человек ищет рая: мы все устали жить в аду. Мы живем в аду, мучаем друг друга и сами мучаемся, а так хочется рая. И когда в каком-то месте образуется этот кусочек рая в виде крепкой семьи, где любят друг друга, воспитывают детей, живут друг для друга и все вместе – ради Бога, это становится очень притягательным, потому что мы все хотим этого сознательно или подсознательно, и дети тоже этого хотят. Вся мишура в какой-то момент опадает, и остается одно желание – стремиться к Богу и бесконечная жажда любви – любить и быть любимыми.

И вот когда появляется хоть одна такая семья, она, как магнитом, притягивает своим примером, который воздействует лучше всяких лекций и пропаганды – просто хочется погреться у этой «печки». Если такие семьи будут, это будет лучшее воздействие, а если таких семей будут сотни, тысячи, то никакие «враждебные вихри» не причинят нам вреда. Хотя СМИ, конечно, оказывают колоссальное разрушающее воздействие, среди десятка вещающих каналов даже такой прекрасный телеканал, как «Союз», как свечка во тьме: «свет во тьме светит и тьма не объяла его». И эта «свечка» привлекает людей, и те, кто слышат и видят этот свет, уже не хотят ходить во тьме, но стремятся к свету.

– Мы говорили чуть раньше о принципах семейного диалога, насколько они применимы в отношениях с другими людьми?

– Это единые законы выстраивания отношений, просто степень проникновения и близости разная: в семье – одна, на работе – другая. На работе мы тоже находимся в отношениях, там так же необходимо учиться слушать, прежде чем говорить, понимать, а не оценивать, делиться, а не спорить, и, конечно, прощать. Часто бывает так, что большую часть жизни человек проводит на работе, то есть 5 дней в неделю по 8 часов мы проводим не с детьми и не с семьей. Для многих рабочие контакты даже более интенсивны, чем отношения с домашними. Поэтому, услышав теорию, тренируйтесь теперь практически.

– Как правильно слышать человека? Очень важно иметь внимание к человеку, с которым разговариваешь, чтобы суметь услышать то, о чем он говорит, вообще иметь внимание ко всем своим действиям, словам, событиям, которые происходят каждый день. Какое место уделяется вопросу внимания в рамках семейного клуба?

– Умение управлять своим вниманием – одна из важнейших задач духовной жизни. Надо научиться собирать себя здесь и сейчас. Общаясь с человеком, мы входим в контакт, и очень важно быть здесь и сейчас. У Святейшего Патриарха есть эта удивительная способность: у него всего три-пять минут для общения с человеком – и он концентрированно, всем своим существом присутствует здесь и сейчас. У нас это очень редко получается, для этого мы должны быть очень сильно заинтересованы чем-то или кем-то, потому что здесь можно быть только при таком условии – «где сокровище ваше, там и сердце ваше». Если тебя это очень интересует, тогда ты максимально концентрируешься. Если это вроде как и не важно для тебя, то ты хотя и пытаешься себя собрать, а на часы смотришь или в окно, а когда есть еще какой-то фон (например, с утра поссорился в семье, и эта ссора «фонит» в течение дня), то с кем бы ты ни общался, не можешь отключиться и собрать внимание; ты очень рассеянный, а люди все равно приходят и ждут от тебя поддержки, помощи, доброго слова.

Если нет способности концентрировать внимание, ты ничего не можешь дать, просто формально изображаешь его, например, киваешь головой и параллельно думаешь о своем. Кивок головы – просто привычка, которая располагает твоего собеседника, и ему кажется, что его слушают, а у тебя на уме совсем другие мысли. Это я, на самом деле, про себя говорю, потому что давно заметил, что когда, глядя в глаза человеку, помогаешь ему кивком головы, он гораздо легче общается. Когда говоришь проповедь в храме, среди десятков людей находишь того, кто кивает головой, и краешком глаза все время на него смотришь, потому что понимаешь, что если он так участвует, значит, интересно, значит есть диалог.

Навык концентрации внимания – это труд молитвенный. Один из вопросов был о том, как читать Псалтирь об усопшем. Технически читается по кафизме в день, после первых двух «Слав» читаются заупокойные молитвы, если молимся об упокоении, и третья «Слава» – о живых. Псалтирь сама по себе – это учебник молитвы, очень непонятный, потому что там переплетены и личные переживания пророка Давида, и какие-то исторические сведения, а с другой стороны, псалмы наполнены молитвенной энергией: эти слова вырывались как крик души к Богу. Но для того чтобы эту энергию воспринять, нужно научиться концентрировать свое внимание.

Принцип молитвенного внимания очень простой – ум должен быть вниманием в словах молитвы, а сердце должно сочувствовать этим словам, это взаимное сообщение ума и сердца. И когда человек пытается внимательно и неспешно читать Псалтирь, у него тренируется этот навык, который может потом проявляться в разных ситуациях. Нам в жизни, на самом деле, больше всего не хватает внимания, не в смысле пребывания друг с другом, потому что можно два часа просидеть вместе, а быть где-то далеко. Проблема в том, что человек приходит с работы, а душа его все равно на работе. Нужно научиться отключаться. Можно на три-пять минут, но всецело и внимательно отдать себя другому, и у человека будет насыщенность души. Отдавать себя – это тоже искусство, которому надо учиться.

– Когда приезжаешь домой и видишь собаку, которая долгое время ждала хозяина, сходу уделяешь ей пять-десять минут, и их хватает, чтобы возникли ощущения человека и друга-животного. Что же говорить о людях? Но мы не привыкли этим делиться, просить побыть рядом.

– Еще Карлсон говорил: «А я? Как же я? Я же лучше собаки!» Ему тоже не хватало внимания Малыша, у которого все ушло в мечту.

В прошлый раз я обещал, что на сайте собора мы настроим регулярное общение, я про это не забыл, этот проект находится в процессе. Очень хочется с вами, дорогие телезрители, многим делиться, это не мое, моего тут ничего нет, Господь дает умение как-то формулировать, находить, чувствовать и отдавать. Пока на сайте собора выкладываются какие-то проповеди, но без системы. Это я говорю к тому, что если вопросы будут, копиться, мы имели бы возможность на них отвечать.

– Вопрос из группы сайта «ВКонтакте»: «Как после совершения богоугодного дела не допустить мысли, что там, на небе, это зачтется? Очень переживаю за подобную бухгалтерию в своих мыслях».

– Очень просто. Нужно четко понимать, что есть два законных повода, когда можно думать: первое – думать о конкретном деле, которое тебе поручено, а второе – думать о Боге. Все остальные мечтания, фантазии, страхования – это всё от лукавого, это попытки втянуть нас в этот диалог. В том, что касается своих добрых дел, все очень просто: нужно думать, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать, мы по закону должны исполнять волю Божию, делать добрые дела – это наша прямая обязанность как христиан. Мы же не ставим себе в зачет то, что мы дышим, нам в голову не придет: это естественный процесс, так же естественны должны быть для нас и добрые дела. Поэтому даже когда весь закон выполним, и тогда можно сказать, что я раб ничего не стоящий, потому что сделал только то, что должен был. И второй момент – совершенно замечательная молитва на все случаи жизни «Слава Богу за всё!»

– В следующем вопросе просят объяснить высказывание «благими намерениями вымощена дорога в ад».

– Речь идет о намерениях, а Господь ждет от нас дела. Можно бесконечно сидеть и мечтать о том, что начну новую жизнь с понедельника, и это ни к чему не приводящее намерение имеет только видимость того, что зачаток есть, но плода-то нет, вроде импульс пошел, а результата нет. Господь ждет от нас следующего: «кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет», то есть сделает, а не будет мечтать о своей любви.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать