Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

14 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Вопрос: «Иногда кажется, что очень сложным путем ведет Господь человека к пониманию истины. Как со старцем Симеоном: сколько ему пришлось ждать, жить, чтобы утвердиться в той истине, которую он услышал от ангела… Почему так бывает, почему Господь вразумляет такими порой непростыми путями?»

– Потому что сам человек очень сложен. Поэтому приходится попускать ему разные экзамены, испытания, преподавать всякие уроки. Это зависит исключительно от сложности самого человека.

– То есть простой путь человеку оказывается непонятен?

– Не все, оказывается, человек может усвоить: что-то отвергает или не может понять глубокий смысл того, что Господь ему хочет передать.

– Фарисеи спрашивают Христа: «Скажи нам: Ты Христос или нет? А то как-то все вокруг да около…» Господь удивляется: «Столько явлено вам чудес, а вы все равно не понимаете?» – «Нет, скажи прямо».

– Да, потому что душа должна вызреть. Мне чисто психологически совершенно понятно, что Он ни на вопросы дьявола не отвечал прямо (а цитируя Священное Писание), ни на вопросы слуг его – фарисеев, которые находились, по слову Игнатия (Брянчанинова), просто в прелести. Они думали, что служат Богу, а на самом деле – служили дьяволу.

– То есть таким людям говорить что-то бесполезно?

– Даже вредно. Господь же не может нарушить заповедь и начать метать бисер перед свиньями. А фарисей по отношению к Богу – это самая настоящая свинья, неблагодарная скотина, которая извращает дух Священного Писания, да еще под предлогом, что это, дескать, воля Божия.

– Трудно человеку прийти к истинной вере.

– И трудно, и легко. Если человек прост, как рыбаки галилейские, тогда все просто, такие становятся апостолами.

– Ученому человеку труднее преодолеть этот путь?

– Несколько труднее. Вообще всякому богатому (а ученость – это богатство) трудно войти в Царствие Божие.

– Вопрос: «Как можно укрепиться в вере?»

– Вера дается благодатью, поэтому для укрепления веры те же самые источники: молитва, Священное Писание, таинства и дела веры.

– То есть человек должен идти именно путем приобретения благодати Божией, ее стяжания?

– Да.

– Но для того чтобы идти этим путем, надо же верить в этот путь.

– Тут так: насколько веруешь, настолько и действуй согласно своей вере. Тогда она будет расти, расширяться. Представь, что у тебя много необработанной земли. Вот сколько у тебя есть сил, обработай один участок. На следующий год обработаешь больше, потом еще больше. И урожай будет все больше и больше.

– Наймешь работников, быстрее пойдет…

– Тут другие силы души будут затрачены: в одном случае сам работаешь, а в другом – нервы тратишь на других людей, учишь работников, пример показываешь. Святые отцы говорили, что труднее всего на свете управлять людьми.

– И в чем-то заинтересовывать.

– Поиски мотивации – важное дело.

– Если начальник сумел мотивировать своих подчиненных, дело идет.

– Да. Старец Силуан Афонский мотивировал всех тех трудников, которые были к нему приставлены, тем, что молился за них. И очень хороший был успех, как он сам свидетельствует.

– Вопрос телезрительницы: «Я – крестная мать своему племяннику, ему 30 лет. Он непорядочный человек, ругает всех матом, лентяй, хвастун, врун. Если бы знала, что он таким вырастет, наверное, не стала бы такую ответственность на себя брать, в то время я была еще невоцерковленной. Сейчас хожу в храм. Как мне с ним быть? Наверное, я и в ад из-за него не попаду».

– Не беспокойтесь, это без Вас решат. Конечно, Вы поздновато спохватились. Деточек надо начинать воспитывать, когда они поперек лавки лежат, а не вдоль. Поэтому время упущено. Но молиться можно за всякого заблудшего, и на крестной такая обязанность лежит. «Вразуми его, Господи» – вот так и молиться.

– Апостол говорит: «Много может молитва праведного». Начни праведную жизнь, живи по-божески, и молитва твоя горы свернет.

Вопрос: «В Евангелии от Иоанна Господь говорит Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Но разбойник, покаявшийся на кресте, вошел в рай без крещения. Получается, что таинство в некоторых случаях необязательно совершать?»

– Не то что необязательно, но таинство может совершаться помимо общепринятого и установленного порядка. «Идеже бо хощет Бог», Сам изменяет «естества чин». Может солнце остановиться, чтобы продлить битву; может человек, закончивший свой земной путь, воскреснуть и еще пожить несколько десятков лет. Я знал одного человека, который 36 лет болел раком: не благословлял Господь умирать, он болел и болел, ходил в церковь, причащался и умер уже за 90 лет. Так что всякое бывает, зависит от того, какой ключик Господь подберет к сердцу человека. С разбойником такая же история: он крестился, но – своей кровью, покаявшись на кресте в своих грехах. Более того, он признал свою греховность, сказал: «По делам моим приемлю».

– И признал висящего рядом с ним Господа.

– То есть уверовал в Иисуса Христа как в Сына Божия. Таинство совершилось, но немного необычным порядком. Нельзя же, чтобы человек стал членом Церкви обязательно через то, чтобы его распяли на кресте, это все-таки особый случай. Такой же особый случай с мучеником севастийским. Такое в истории бывало, но это редкие, единичные случаи. Но единичный случай никак не отменяет правило.

– Лишь подчеркивает, что вера способна совершить любой переворот в душе человека.

– Совершенно верно.

– Вопрос: «Если я был вынужден взять заем на жизнь – не на излишества, а чтобы просто прожить, но вернуть не смогу, грешу ли я?»

– Разумеется.

– У человека выбор…

– Никакого выбора нет. В нашу страну приезжают десять миллионов жителей из Средней Азии и все находят работу, еще и отправляют деньги к себе на родину, кормят там деток и внуков. Я разговаривал с нашим дворником, он из Таджикистана, у него восемь внуков. Он говорит: «Надо внуков поднимать». И кидает снег. Ему уже за 50, очень сильный мужчина. Если он нас слышит, я бы хотел передать ему поклон, его зовут Талиб. Поэтому не бывает такого, что человек умирает с голоду, это совершенно невозможная ситуация.

– А если инвалид, который не может снег кидать?

– Каждый инвалид получает пенсию, может обратиться в отдел социальной помощи. Каждый инвалид может попросить в ближайшем храме, чтобы его накормили, не может быть, чтобы ему кто-то отказал. И так далее… У нас в стране не только нет голода, но приезжают миллионы людей и здесь кормятся. Разве обязательно надо занимать деньги, а потом их не отдавать? И потом еще спрашивать, есть ли в этом грех. Сам вопрос человека «грех это или не грех» выдает его с головой. Мы уже несколько лет ведем эту передачу, и еще ни один не спросил, грех ли ездить в трамвае, потому что все знают, что в трамвае ездить не грех, и в троллейбусе тоже. Почему не спрашивают? Потому что это очевидно. А если для человека не так очевидно, значит его уже совесть мучает. Зачем тогда спрашивать?

– Вопрос телезрительницы: «Родилась сестра, прожила пятнадцать дней и умерла. Умерли родители. Я всегда подаю за нее записки как за крещеную, но не знаю, крещеная она или нет. Как быть?»

– Всякое сомнение решается в пользу обвиняемого – есть такая юридическая норма. Господь Сам знает. Поэтому молитесь как можете.

– То есть если нет возможности уточнить факт крещения, но есть хотя бы косвенные факты…

– Если есть основания думать, что человек крещен, мы так и считаем. Вопрос решается в сторону «крещен», если есть сомнения, которые нельзя проверить и удовлетворить, но есть косвенные указания.

– Вопрос: «Почему мы празднуем Пасху каждый год в разные дни?»

– Потому что Господь был распят накануне иудейской пасхи. Иудейская пасха зависит от лунного календаря, который не совпадает с солнечным календарем. Поэтому этот день каждый год вычисляется: есть формула вычисления Пасхи исходя именно из лунного календаря, циклов луны. Поэтому Пасха сдвигается. И мы всегда соблюдаем ее по старому стилю (по юлианскому календарю), празднуем именно так, как должно быть исторически. Что это за формула, можно поискать в Интернете, там есть очень подробные статьи о том, как это вычисляется, когда было установлено и почему.

– Вопрос: «Есть знакомый священник, который молитвы произносит так быстро, что даже когда знаешь их, не успеваешь уловить смысл. А те, которые не знаешь, вообще не понять, какие-то скороговорки. Будут ли Господом услышаны такие молитвы? И как самому не смущаться и воспринимать эти скороговорки как молитву?»

– Проще батюшку попросить говорить помедленнее.

– У некоторых людей уже такой стиль разговора, они медленно не умеют.

– Всегда можно постараться и всегда можно научиться. Конечно, у одних речь быстрая, у других – помедленнее, это зависит и от темперамента, и от опытности. Но попросить можно всегда. По поводу того, слышит ли Господь скороговорку, успокойтесь – слышит. Более того, в Писании сказано, что прежде нашего прошения Господь знает, о чем мы будем просить.

– Вопрос телезрителя: «Как терпеть скорбь, если тяжело и постоянные суицидальные мысли не отпускают?»

– Если у Вас суицидальные мысли, надо обратиться к доктору. Есть достаточно средств, которые в этом помогают. Как терпеть скорбь? Терпеть. Если скорбь терпеть очень легко, то это и не скорбь.

– Кажется, что сил не хватает на терпение.

– Что ж, казаться может разное, но мы должны жить не по совету людей, которые нас окружают, не по тому, что нам кажется. Представим себе, что мне нужно перейти на другую сторону Тверской улицы: я подошел к тротуару, и мне показалось, что дорога совершенно пустая. Я не дойду до другой стороны, а сразу попаду в Институт скорой помощи им. Склифосовского. Нельзя действовать из того, что так кажется, – это путь смертельно опасный в отдельных случаях. Поэтому надо действовать по вере.

– Приходит человек и начинает рассказывать свои обстоятельства жизни, и действительно, даже не знаешь, что сказать: везде тупик.

– Такое у меня часто бывает. Человек скрупулезно в течение нескольких лет создает ситуацию: строит стены, копает рвы, заливает водой, часть взрывает, берет кредиты, «прогорает», устраивает пожар, лишается семьи, а потом говорит: «Как мне быть?» Никак. Нужно перекреститься и сказать: «Господи, дальше твори Свою волю. Все, что Ты со мной сделаешь, – все приму: убьют так убьют, посадят так посадят, забудут меня так забудут, побьют так побьют». Потому что порой люди сами создают эти ситуации, и они совершенно безвыходны. Случаев сколько угодно, особенно семейных драм. Ситуация женщины, которая звонила и рассказывала о своем 30-летнем племяннике, ругающем матом и ее, и всех своих ближних, совершенно тупиковая. Что скажешь взрослому мужчине? «Не ругайся матом»? Так он тут же тебя пошлет. Это тупиковая ситуация, из нее нет выхода.

– Человек пришел в церковь за этим самым выходом и ждет, что ему сейчас предложат некую формулу…

– Это может ему предложить только Сам Господь, потому что Господь видит даже то, что человеку не видно. И если он будет усердно молиться Богу: «Имиже веси судьбами спаси меня, Господи», то спасение, конечно, придет. Я в это верую. Но это не значит, что ему выдадут десяток рецептов, а он выберет что полегче: «мне вот этот оранжевенький, пожалуйста»; такого может и не найтись. В отдельных случаях выход как бы проглядывается. Сегодня я говорил с одной мамой, вдовой, по поводу ее сыновей. И пока я совершал полиелей, у меня сложился ответ, я ей его предложил, и мы сразу начали одну часть проекта исполнять. Ее ситуация в той конфигурации, в которой она живет, нерешаема, но в том, что я ей предложил, как мне кажется, есть перспектива.

– Это не гарантия, но лишь…

– Какая гарантия? Даже Господь не дает гарантий.

– Человек может в любой момент из-под руки Божией вывернуться.

– Так он только этим и занимается. Каждый день приходят люди и говорят: «Батюшка, мы Вас не послушали, а теперь случилось то, что Вы и сказали». Но лучше, если все было бы иначе.

– Вопрос: «Если просят стать крестным, можно ли отказаться?»

– Разумеется.

– Даже не так важен мотив? Человек может просто считать, что не сможет – и всё?

– Все нужно делать по размышлению, то есть каждый поступок должен быть осмыслен, а не просто «не хочу и не буду». Что за капризы? Мы должны помогать тому процессу, который делает Церковь больше. Но если люди не ходят в храм, не удосужились узнать ни одной молитвы, никогда не читали Евангелие, зачем в этом участвовать?

– «Мой вопрос относительно осознанного греха. Проблемы с деньгами, залез в долги, появилась возможность хорошо заработать и решить все проблемы, но уже заранее мучит совесть. Смысл заработка в неком посредничестве между ворами денег. В данный момент не вижу иного выбора. Заработав денег, хочу начать честную жизнь. Заранее раскаиваюсь в том, что собираюсь сделать. Простит ли меня Господь?»

– Это вопрос не ко мне, а к Нему.

– Человек в надежде, что есть опыт таких дел, поступков…

– Опыт есть, но он категорически отрицательный: сначала отсидишь, а потом Бог простит. Если этот вариант устраивает, то речь идет только о сроке.

– Еще не факт, что потом сможешь вернуться к честной жизни.

– Нет, это всегда возможно. А вот ликвидировать последствия своего поступка в виде потери здоровья, зубов, приобретения туберкулеза, потери семьи, всего имущества может не получиться.

– То есть любое осознанное согласие человека с грехом плохо…

– Из этого всегда выйдет грех.

– И никогда из этого никакого блага получиться не может, даже если у человека на «потом» благие намерения?

– Это как раз те намерения, которыми вымощена дорога в ад. Это как сыр в мышеловке: такой хороший, голландский, пахучий...

– Но это будет последний кусочек…

– Нет, может, еще дальше будет, но тут настолько все очевидно. Очень толково вопрошатель все изложил, что мне даже жутко стало.

– Вопрос телезрительницы: «Отец Дмитрий, я хочу Вас поблагодарить за Вашу 3-ю книгу «Проповеди», читаю, и просто невозможно оторваться. Хотела бы найти еще 1-ю и 2-ю книги, постараюсь, но не знаю, найду ли. Перечитываю книгу по нескольку раз. Благодарю Вас, огромное спасибо! Хочу спросить, что такое виртуальная часовня? В Интернете говорится, что можно, не ходя в церковь, помолиться любому святому и поставить свечи. Мне это непонятно».

– Это не самое важное для жизни людей, чтобы обязательно все знать. Александр Сергеевич Пушкин, можно сказать, основоположник нашего литературного языка, тоже ничего не знал о виртуальных часовнях и был одним из самых умных русских людей, а уж поэт недосягаемой высоты! Так что живите спокойно и не мучайтесь, довольствуйтесь храмами, которые прочно стоят на земле.

– Вопрос: «Можно ли женщине, которая родила, появляться в храме раньше чем через 40 дней?»

– Можно, для церковной молитвы это не препятствие.

– Вопрос: «Муж постоянно придирается к старшему сыну девяти лет, кричит по любому поводу, по каждой мелочи. Сначала я молчала, потом стала просить, чтобы он так не кричал, был спокойнее. Он иногда даже раскаивается и говорит, что виноват воспитавший его отец-алкоголик. Но утром все начинается сначала, и опять крик на весь день. Как мне поступить, чтобы это прекратилось, что я могу сделать?»

– Тут масса вариантов. Но мальчика нужно спасать.

– То есть постоянный крик – это пресс на ребенка.

– Дело не только в прессе, это отрицательный пример. Его воспитал отец-алкоголик. Но почему ребенка должен воспитывать человек, который сам воспитан алкоголиком? За что мальчику такое страдание? Надо это прекратить. Либо этот папа перестанет выражать свое антивоспитание, особенно в таком возрасте, либо…

– Либо лишать его родительских прав?

– Просто надо развод оформить папы с сыном, чтобы они не общались, чтобы он на него вредно не влиял. Сказать папе: «Ты приходи домой, когда ребенок спит, и уходи, когда он еще не проснулся»; или: «Вот тебе комната, сиди там и слушай телевизор через наушники». Можно всегда что-то организовать. Но истязать ребенка никак нельзя позволять.

– Но когда влияние отца и положительное, и отрицательное…

– Тут нет положительного момента. Отец может два раза в году вдруг повысить голос по какому-то поводу. Но если он каждый день орет – это больной псих, от него надо ограждать человека, это не мужчина, а истеричная баба. Зачем две бабы в доме: одна нормальная, а другая сумасшедшая? Это многовато на одного ребенка. Мать должна думать о ребенке.

– Но мать сама зависима от супруга.

– Надо эту зависимость прекратить, эта зависимость греховна. Если человек зависит от героина, надо это прекратить? А если зависит от алкоголя? А если зависит от своей болезни, надо ее лечить? Надо. Так же и здесь. Он же психически больной человек: он все понимает, даже раскаивается, но почему же он тогда не может выполнить такую простую вещь – не орать на ребенка? Если не может, значит он уже больной и ему надо лечиться. Есть же очень сильные успокаивающие: будешь плавно ходить, плавно разговаривать, будешь мягким и спокойным.

– Для этого человеку надо признать себя больным и признать необходимость лечения.

– В общем, тут три десятка всяких средств. Но то, что он делает, это просто калечит ребенка.

– То есть здесь маме нужно серьезно задуматься...

– А кто еще мальчонку защитит? Если бы я был рядом, я бы нашел способ защитить: в два касания. Моя мама в таких случаях говорила: «Пораскинь палатой». Это, во-первых, возмутительно, а во-вторых, недопустимо. Некоторые говорят: «Ребенку нужен отец». А как же! Но отец, а не садист.

– Но вот он ими занимается, он бывает добрым…

– Не «бывает добрым», а он должен быть таким. Бывает, человек оступился, накричал несправедливо, потом обнял ребенка, сказал: «Сыночек, прости, я погорячился». Но хорошо, если это раз в году. А если это каждый вечер? В тюрьме и то тише.

– А если семья пьющая, то где лучше ребенку?

– Если семья пьющая, надо немедленно лишать родительских прав, ребенка отправлять в специальное учреждение и срочно искать ему новую приемную семью.

– То есть чем скорее, тем меньше у ребенка будет травм.

– Да. Нельзя здорового ребенка помещать в сумасшедший дом. Тем более когда такая наследственность. Кого мы вырастим? Что такое алкоголизм? Это психическое заболевание. Я совершенно не обвиняю человека, больного алкоголизмом; он несчастный человек. Но в нашем детском доме много ребят, у которых родители алкоголики, и в разной степени все дети травмированы этим.

– И выправлять это очень непросто.

– В большинстве случаев до конца это выправить нельзя.

– А не проявляется ли у них склонность к той болезни, которая у родителей?

– Пока нет, конечно, но в дальнейшем это может проявиться, если будут рискованные ситуации. Например, парень не захочет работать. Им очень трудно вообще влиться в общество, у них воля подавлена. Им очень трудно методически трудиться, сосредотачиваться, у них плохая память, им трудно учиться. Вот бывает три ребенка от одной мамы (папы обычно разные), и с каждым ребенком разные ситуации. Очень все непросто. Можно улучшить ситуацию, что мы и стараемся делать, но чтобы была стерильная реабилитация…

– То есть прошлое невозможно вычеркнуть.

– Полностью – нет.

– А сам ребенок может ли помочь родителям измениться?

– Я допускаю такое, но это когда психика ребенка окрепнет настолько, что он не поддастся вот этой атмосфере. Есть такие дети, даже среди девочек – очень твердые личности.

– Вопрос телезрительницы: «Если умер родственник, но не захотел покаяться перед смертью, как за него подавать записки?»

– Можно вообще не подавать, молитесь сами. Зачем обязательно подавать записки?

– «Но я же сама хожу в церковь».

– Я тоже хожу в церковь, но записки не подаю, сам молюсь. Если Вы желаете – подавайте, пожалуйста, мы почитаем, считаем это своим долгом.

– Но священник, молясь, может на проскомидии поминать, мирянин не может, поэтому подают записки.

– Это все равно не человеческое дело: помянул ты или не помянул – все решает Господь. Человек сам отказался покаяться. Что это значит? Значит он отказался и от Царствия Божия, и от своего спасения. Разбойник, которого мы упоминали в начале передачи, не отказался, а, наоборот, покаялся, Господь сказал: «Сегодня же будешь со Мною в раю». Этот человек отказался. Кто же будет насиловать его волю? Воля человека – это его священное право, данное от Бога. Кто его будет силком заталкивать в Царствие Небесное? Зачем он там нужен?

– Считается, что человек прозрел после смерти, увидел всю свою неправоту…

– Это не считается. Прозрение принимается, когда человек это понял до того, как перешел врата смерти. Все атеисты (Гинзбург, Познер, Ленин) как миленькие прозрели или прозреют в секунду своей смерти. Вот Ленин лежит в мавзолее: он что, не знает про Бога и про ад? Все знает, все вкусил. Но покаяния за гробом уже нет. Он никак не может изменить свою жизнь.

– Вопрос телезрительницы: «У нас на стене висит телевизор. Можно ли в углу у окна на этой же стене сделать домашний иконостас?»

– А почему возник такой вопрос?

– «Потому что от телевизора исходит разная информация, может быть, не всегда полезная. И тут рядом святые лики».

– Если от телевизора идет неполезная информация, зачем Вы питаетесь этой неполезной информацией? Выключайте.

– «Допустим, сейчас я смотрю эту передачу, это же полезная информация?Иногда дети включают».

– Детей надо контролировать.

– «Мои дети уже такие, что их не проконтролируешь, я уже бабушка».

– Бабушка должна быть хозяином положения, а не внуки. Что значит «не проконтролируешь»? Так нельзя. А если дети начнут иконы из окна выбрасывать? А если они начнут постель поджигать? Мы должны контролировать деток, пока они живут на нашем попечении, а не отдельно. Поэтому Вы должны контролировать всю информацию, которая идет от телевизора, и только ту, которую Вы как хозяйка считаете полезной, слушать. Тогда у Вас и не будет никаких вопросов.

– «Но ведь иногда новости нужно посмотреть, а новости сейчас как ужастики. Надо же все-таки жить в современном мире».

– Понятно. Без того, что четыре автомобиля столкнулись вместе, один человек погиб, а двое ранены, нам прожить никак нельзя, мы обязательно должны это узнать.

– «Все понятно. В общем, я иконы в другом месте повешу».

– Как Вам будет угодно и как будет удобно.

– Иконы перевесить легче, чем телевизор снять и убрать.

– В отдельном случае – да, потому что это еще связано с розеткой.

– Люди, которые убрали телевизор совсем, не жалеют. Я как-то даже одного человека спросил: «А как же Вы в плане информации?» Он ответил: «Все, что надо, я узнаю».

– А как без копченой колбасы? Хочешь иметь здоровую печень, не ешь копченой колбасы – это же закон. Либо вкусненько, либо здоровенько – ничего другого не придумаешь. Так же и здесь. Человек просто привыкает к потреблению информации. Вместо того чтобы высунуть нос в форточку, ему надо обязательно посмотреть, какая погода сообщается по телевизору. Хотя можно градусник повесить. Еще древние отцы говорили, что в человеке всё привычка. Если человек привык свой мозг этим питать, он без этого голодает. Но это зависит только от привычки.

– Как ее трудно разрушить…

– Да, трудно.

– Приходят люди и каются в возмущении на телевизионные передачи. Я говорю: «Ты не смотри». Говорят: «Я не могу».

– Я очень люблю, когда мне говорят «не могу». Сегодня ко мне пришел юноша и говорит: «Я не могу работать». Я ему говорю: «Не работай». Он говорит: «Я не могу молиться». Я говорю: «Не молись». То не могу, это не могу… Да и не делай. Я тебя разве заставляю? Не можешь, не надо.

– Понимает, что неправильно делает.

– Не знаю, человеческая душа – дело сложное. Некоторые говорят: «Вот Церковь запрещает…» А как запретить? Люди что хотят, то и делают. А ругают Церковь, что Церковь запрещает. Церковь просто говорит: это грех, а это – не грех. Мы же не можем на грех сказать, что это не грех. Тем более появились новые грехи: на какую стену иконы вешать – на эту нормально, а на другую – грех.

– Что ж, реалии современной жизни…

Вопрос: «Моя знакомая – психолог, работает в организации, которая оформляет усыновление детей-сирот приемными родителями. Случается, что документы у мамы в порядке, но у психолога есть подозрение или косвенные сведения о том, что эта женщина состоит в однополом браке. Скажите, есть ли какие-то возможности для специалистов, которые решают вопрос усыновления, законно не допустить того, чтобы извращенцы становились родителями?»

– Сколько угодно.

– Формально мы должны ребенка ей отдать, а вот какое-то чувство подсказывает, что нельзя. А она же будет судиться.

– Ну что ж, судьи тоже люди.

– То есть пусть судится?

– Конечно. Есть много инстанций: районная, городская, верховная, конституционная, гаагская...

– То есть если все-таки есть такая опасность, то нужно ей воспротивиться?

– Государственный аппарат должен служить защите закона, права и на пользу граждан. А польза детей, как существ беззащитных, должна быть во-первых. Ошибки, к сожалению, неизбежны, но одно дело исключение, а другое дело – правило.

 

Ведущий протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать