Беседы с батюшкой. Принесение мощей великомученика Димитрия Солунского в Екатеринбург

13 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

– Храм-на-Крови всегда является местом, куда привозят величайшие святыни. Он находится в центре города, это знаковое место Екатеринбурга и исторически, и визуально. 19 сентября в столицу Урала из Греции будут привезены мощи великомученика Димитрия Солунского. Мощи будут находиться в столице Урала до 1 октября. О том, как будет организована встреча святыни, и вообще о правильном отношении к святыне я предлагаю сегодня поговорить в нашей программе.

Отец Максим, для начала расскажите об этой святыне и о святом великомученике Димитрии Солунском.

– Действительно, мы ожидаем прибытие святых мощей великомученика Димитрия Солунского. Мощи прибывают вместе с делегацией из города Салоники во главе с правящим архиереем той местности, владыкой Пантелеимоном. Мощи будут находиться в Храме-на-Крови с 19 сентября по 1 октября. Все желающие смогут поучаствовать в богослужениях, помолиться у этой великой святыни. Безусловно, мы будем служить молебны между Божественной литургией и вечерней службой, также и после вечерней службы. Храм будет открыт до поздней ночи, как минимум до 23.00 или 24.00 часов, в зависимости от того, как много придет людей. Утром храм у нас всегда открыт с 7.00 часов.

Это замечательный святой. Он нам близок; в том числе и тем, что, по некоторым данным, его родители были славянами. Он жил в городе Салоники и был назначен императором руководителем (как сегодня можно сказать – губернатором) этой области. Император не хотел бы распространения христианства, но великомученик Димитрий, будущий святой, был христианином, воспитан своими родителями в православной вере. Поэтому  когда получил это высокое назначение, смело открыл всю правду о своей вере, исповедовал Христа, за что претерпел страшные мучения, не отказавшись от своей веры, от Христа, и был погребен.

Еще этого святого называют Мироточивый, потому что от его мощей обильно истекало целебное и благовонное миро. И через прикосновение к этим мощам проходили многие болезни, совершались исцеления.

Великомученик Димитрий изображается на иконах с оружием, обычно с копьем, ибо он был смелым, доблестным воином. Он является покровителем и нашего славного воинства. Поэтому мы пригласили всех наших военных и связанных со службой Отечеству: и сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям, и действующих солдат и офицеров Центрального военного округа, где располагается наш город. Мы ожидаем, что к нам придут и суворовцы. Вообще те, кто как-то связан с воинской службой, наверно, получили бы особое благословение, если бы помолились у святых мощей этого великого угодника Божия.

Стоит отметить, что для нас это большая милость и замечательное событие. У некоторых людей есть возможность посещать святыни за рубежом нашего Отечества, но для многих это недоступно. Великомученик Димитрий сам прибывает к нам, и нам не нужно куда-то направлять свои стопы, куда-то ехать, можно прийти в Храм-на-Крови в эти дни и помолиться этому угоднику Божьему. Особенно тем, кто носит имя Дмитрий, в честь какого бы Дмитрия они ни были названы: Дмитрия Донского или великомученика Димитрия. Я думаю, найдутся среди тех, кто посетит наш храм, и те, кто назван именно в честь этого святого. Всех ждем.

– Отец Максим, наша съемочная группа (будь то в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге или Москве) в то время, когда приносятся святыни, к которым стоит множество людей, беседует с теми паломниками, которые приехали поклониться святым мощам (или чудотворной иконе); мы узнаем, кто откуда приехал, с какими намерениями, на что испросить благословение. Среди людей можно встретить тех, кто четко осознает, к кому он идет, что привезли, о чем попросить. А есть люди, которые просто знают, что привезли мощи (икону), но не вдаются в подробности и четко не осознают, что это, почему и зачем.

Поскольку большинство наших телезрителей все-таки находятся не в Екатеринбурге, я предлагаю поговорить о том, каково должно быть правильное отношение к святыне.

– Конечно, к святыне отношение должно быть благоговейное. Мы должны понимать, что в святых угодниках Божиих  прославляется Бог. И угодники Божии не сами по себе подают исцеление или помощь человеку, а именно той силой Божией, которую они стяжали через уподобление Христу. Господь вознаградил их такой силой, такой благодатью, что их святые мощи, даже некоторые вещи, к которым они прикасались и которые носили, как будто бы пропитаны Божественной благодатью. Как, например, горшочек, в котором преподобный Серафим варил свою нехитрую похлебку. И все, что окружало этого человека, было пропитано Божественной благодатью.

И когда мы прикасаемся с верой, обращаясь именно к Богу, святой угодник ходатайствует о нас, просит за нас Отца Небесного. И мы получаем душевную пользу. Тут очень важный вопрос, как мне кажется, что мы часто просим именно то, что нам нужно, но не хотим узнать: а что бы Бог хотел, чтобы мы сделали в этой жизни, чтобы наша жизнь и мы сами стали лучше? И здесь как раз, как мне кажется, языческий подход: он заключается в том, что человек сам ставит цели в своей жизни, определяет какой-то круг ценностей, а святой (или мощи, или какая-то икона) нужен ему постольку, поскольку он хочет осуществить свои мечты.

– Люди ждут какого-то чуда, причем определенного.

– Бывает даже, что мечты человека идут вразрез с Евангелием, вразрез с волей Божией. Поэтому часто бывает так, что человек приходит к святыне или к священнику спрашивать благословение на греховное дело. Почему? Потому что находится в таком состоянии, что не понимает, что это зло. Когда Господь говорит про Своих мучителей, Он говорит, что они «не ведают, что творят», то есть не понимают сути и ужаса тех действий, которые сами осуществляют.

Поэтому нам важно не просто просить, что нам надо – нам, конечно, много надо в нашей жизни, – но больше просить у Бога просвещения нашего ума и сердца, чтобы наше сердце стало чище, чтобы ум наш просветлел, чтобы мы научились отличать добро от зла. Потому что все наши несчастья и последствия, когда мы потом бежим к святыне и умоляем Бога помочь нам, возникают часто из-за того, что мы встаем не на тот путь в нашей жизни и даже не видим, какой путь правильный. А этот путь открывает Евангелие.

И конечно, когда приезжают какие-то святыни, самая глубинная задача, которую мы ставим, – чтобы люди просветились светом Евангелия, чтобы обратились к Отцу Небесному, чтобы начали просить у Бога то, что им нужно для спасения. И научились благодарить Бога, даже когда им тяжело в этой жизни. А это уже глубокое состояние, когда человек понимает, что Господь его не оставляет никогда, что даже в этих трудностях есть определенный смысл.

– Чтобы мы и в печали, и в радости не забывали говорить: «Слава Богу за все!»

– Конечно. Как Димитрий Солунский: благодарил Бога за то, что его мучили. Это же аномально для сегодняшнего человека; сегодняшний человек скажет, что это ненормально. Но он понимал, для чего это, потому что взамен этих страданий он получал очищение, приближался к Богу, и он таким образом был счастлив послужить Богу. Дай Бог, чтобы мы в нашей жизни ставили такую задачу вообще – послужить Богу.

– Чтобы не Бог или святые служили нам.

– Конечно, у нас все наоборот: нам все время что-то надо, мы когда-то просим, когда-то умоляем, а когда-то даже требуем. И мы недовольны, мы обижаемся, мы хотим... То есть мы не видим, что нам полезно, а что – вредно.

А прикосновение к святыне просвещает человека, помогает очистить его ум. И конечно, таинства. К мощам люди идут с удовольствием, они чувствуют определенную силу Божию, которая исходит от святых мощей. Но если бы люди попробовали молиться… Преподобный Серафим, о котором мы сегодня уже немножко говорили, указывал, что молитва помогает стяжать благодать Святого Духа, а также добрые дела, участие в церковных таинствах. Поэтому мы надеемся, что через приближение к этим святыням люди приблизятся к самому главному – к Христу, Церкви Божией и своему спасению.

– Вопрос телезрительницы из Ивановской области: «Мне 60 лет. Я хочу попросить отца Максима разрешить одну мою ситуацию. В прошлое воскресенье я ходила в храм, исповедовалась у батюшки. В храм я хожу всю свою сознательную жизнь, исповедуюсь постоянно. Наш батюшка в отпуске, и к нам прислали другого батюшку. Я у него исповедовалась, он в конце исповеди меня спросил, имею ли я сберкнижку. Я ответила, что имею. Он сказал, что тогда причащать меня не будет. Открыл книгу и показал в перечне смертных грехов лихоимство. Я спросила: “Разве в нашем храме никто не имеет сберкнижки?” Он предложил выбирать: “Или буду причащать, или убирай сберкнижку”. Я растерялась: Никогда причащать не будете? Никогда не буду. И он с меня взял слово, что я уберу сберкнижку. И я дала слово. И теперь не знаю, что делать».

– Дорогая наша телезрительница, я даже не знаю, чем руководствовался священник. Сложно судить, потому что не знаем всего этого разговора. Но, честно говоря, я не совсем  понял мотивы, по которым он Вам советовал избавиться от сберкнижки. С моей точки зрения, никакого зла в том нет, что Вы имеете какие-то накопления. Я думаю, Вам надо дождаться своего священника, который Вас знает, и обязательно рассказать ему это. Священник разрешит Вашу ситуацию и, безусловно, Вас причастит и поможет Вам.

Но если этот вопрос и в дальнейшем встанет ребром, есть благочинный в вашем округе, есть правящий архиерей. Я думаю, если Вы обратитесь за советом, Вам обязательно подскажут, поддержат Вас в Вашем вопросе. Думаю, что ничего такого в наличии сберкнижки нет.

Другое дело, важно наше отношение к сберкнижке, но это уже другой, более тонкий вопрос. Даже у Христа Спасителя была «сберкнижка», чтобы Вы немножко успокоились. У Него был маленький ящичек (не только у Него, а у всех апостолов, это была общая «сберкнижка»).

– Просто называлось это не так.

– Да. Это был ящичек, шкатулка, туда опускали пожертвования, и потом Господь повелевал кому-то помочь, распределить их. Подойдите к своему батюшке; думаю, он Вас утешит.

– Конечно, сберкнижка – это уже некий пережиток прошлого, потому что сейчас у большинства людей есть банковские карты и счета привязаны к этим банковским картам. Если руководствоваться такой логикой, то семьдесят процентов прихожан современных храмов не допускали бы к Причастию.

– Дело в том, что есть такое понятие: наложить бремя неудобоносимое. Господь говорил: будьте осторожны, не нужно возлагать что-то на человека. Одно дело монахи: у них своя, монашеская жизнь; если человек дал обеты, то, конечно, он должен руководствоваться этими обетами. Есть схимники, там совсем другая ситуация. Есть монашество рясофорное, мантия (малая схима) и великая схима; то есть три степени (иночество, схима и великая схима), и у каждой свои особенности. Если, например, на первой ступени (иночество) человек еще не дает обеты, то схимники все посвящены Богу, молитве.

А есть миряне, в частности наша слушательница, или кто-то другой, кто живет совершенно по-другому; то есть человек живет во Христе, но замужем (женат), работает, получает зарплату. Он же не может всю зарплату потратить в один день? И зачем это нужно? Человек часть тратит сегодня, часть – завтра. Мне кажется, православие – это все-таки вера здравого смысла. Потому что Господь просвещает, Он не может требовать чего-то неразумного от нас.

– Отец Максим, продолжим тему об отношении к святыням. Православных людей упрекают, и особенно часто это любят делать протестанты, говоря: у нас есть отношения только с Творцом, мы молимся только Ему, общаемся только с Ним, нам не нужны посредники в виде святых, которых Вы почитаете. Что на это можно возразить, ответить?

– Им не нужны, а нам нужны. И мы видим, что Господь через угодников Божиих творит великие дела; и явно творит Сам, и через людей творит. Мы помним из Ветхого Завета, что сила Божия действовала через Моисея: из него исходил свет, и с ним общались, накрыв его лицо покрывалом. Поэтому есть те люди, которые являются предводителями, они ведут нас к Богу своей благочестивой жизнью. И при жизни, и после того, как они отходят из этого мира. Они наши родственники, наши земляки (как мне один священник сказал недавно). Даже если они жили в других местах, по духу они нам земляки, близкие нам люди. Поэтому это общение естественно, и оно не прерывается. И такое отрицание связи с небесным миром православным не очень понятно, чуждо.

То же самое загробный мир. Известен замечательный случай со святителем Филаретом, когда в августе ему явился его отец и сказал: храни такое-то число. Он в сентябре готовился, в октябре готовился и в ноябре этого числа  скончался. Его родной отец принес ему весть о приближающейся кончине. То есть мы очень связаны: и с Богом, и друг с другом. Люди очень связаны друг с другом. Поэтому это есть свидетельство такой связи через любовь.

– Чуть ранее мы говорили о том, что мы должны благодарить Бога, просить вразумления от Бога, а мы приходим к святыням со своими какими-то невзгодами, просьбами, надеясь на то, что эта просьба тут же разрешится, удовлетворится и произойдет некое чудо, которого, в общем-то, все ждут от святыни. А как не разочароваться в чуде (все-таки чудеса в нашей жизни, так или иначе, случаются) и смириться перед волей Божией? То есть прийти с осознанием: если не получил, это в любом случае не твое.

– Нам надо укреплять нашу веру, потому что через нашу веру, во-первых, Господь творит чудеса. Он ожидает нашей веры. И когда какое-то чудо происходит, нам, может быть, даже легче понять, что это не мы сделали, что это Господь открывает нам Свои объятья через такие знаки, дает нам направление нашей жизни, подбадривает нас, утешает. Поэтому человеку нужно научиться быть благодарным. Мы всегда зависим от многих людей в этой жизни: родителей, близких, учителей. В конечном итоге жизнь и все остальное нам дает Бог через людей и Сам непосредственно. Поэтому очень важно всегда помнить об этом и ощущать эту благую, добрую зависимость от Отца Небесного. Тогда с этим чувством мы, конечно, не присвоим себе те добродетели, которые в нас начинают прозябать, или те успехи, которые совершаются в нашей жизни; мы будем понимать, что это Отец Небесный дал нам силы для того, чтобы это получилось.

– Вопрос телезрительницы из Чехии: «Говорят, что день Причастия – постный день. Когда я была в Киеве, причащалась по пятницам, а здесь у нас служба только по воскресеньям и по большим праздникам. Как быть? Например, я причащусь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы; мне держать постный день?»

– У нас в Церкви есть такие установления, что постные дни – это среда и пятница, день Усекновения главы Иоанна Предтечи, многодневные посты. Есть, конечно, у святых отцов такой совет тем, кто ревнует о благочестии, – в день причастия продолжать пост. Но это для желающих. Для тех, кто желает и может, думаю, это не возбраняется. Есть такие случаи в святоотеческой практике, у афонитов. Есть рассказ про отца Тихона, который съедал одну селедку почему-то на Рождество и потом совершенно не разговлялся. Почти не разговлялся даже на Пасху. Но это великий подвиг великих людей.

Если Вы желаете пойти этим путем, спросите у своего священника совета. Думаю, что, благословясь, можно и так поступить. Хотя это по Вашему желанию и по Вашим возможностям. Если бы мы совершали хотя бы пост многодневный и в среду и пятницу, то было бы замечательно.

– Отец Максим, еще хотелось бы поговорить вот о чем. Иногда, анонсируя принесение святыни или вообще рассказывая о святыне, говорят, что, например, перед этим образом Богородицы молятся о том-то и о том-то; а перед этим образом – о том-то и о том-то. Или: вот к этому святому надо обращаться воинам, потому что он покровитель воинства, вот к этому святому – врачам... Появляется некая «специализация» святых. Правильно ли это? И как это вообще понимать?

– Просто появляется определенная статистика, когда есть какая-то помощь святого угодника. Например, праведный Симеон: так получилось, что одним из первых чудес было исцеление от болезни глаз через его молитву, еще тогда, когда были обретены его мощи. Это запомнилось, и люди посчитали, что он помогает при таких недугах. Хотя, конечно, праведный Симеон любую нашу добрую просьбу Господу принесет, своим ходатайством подкрепит. Поэтому когда какой-то угодник Божий каким-то образом помогает человеку, то те, у кого есть такая же проблема, тоже ждут, что он и им поможет. Вот какое-то такое явление.

Конечно, нет особой специализации, потому что главная задача угодников Божиих, которую они решали в своей жизни, – это спасение души, очищение своей души для наследования Царства Небесного. И главное, в чем они могли бы нам помочь, – чтобы мы, взирая на пример их жизни, старались поступать так же.

Хотя, конечно, есть и так: например, образ «Неупиваемая Чаша» – почему перед ним молятся об исцелении недугов? Потому что в самой иконе заключен этот смысл. Человек приходит не просто помолиться, но еще и пробует умом своим понять: что насыщает человека? А в этой иконе как раз живописно это изображено: не могу насытиться в своей жизни, мне всё мало, я подвержен страстям, служу им, а на иконе показана Чаша – и в ней стоит Христос. И на человеческий ум, на его сознание влияет этот живописный образ. И, конечно, благодать, которая исходит от этой иконы.

Недавно одна женщина мне рассказывала, что она просила Иоанна Воина о том, чтобы сын благополучно вернулся из армии (в то время, когда шла война в Афганистане). Обычно молятся Николаю Чудотворцу, Божией Матери, а она молилась Иоанну Воину и считает, что он ей помог, потому что, во-первых, сын пришел из армии. Но что самое интересное, он потом, не сказав ей, решил построить храм Иоанну Воину. Так она поняла, что это действительно он помог. Приходит сын и говорит: «Мама, я хочу построить храм в честь Иоанна Воина». Вот пожалуйста...

– Настоящее чудо.

– Много чудес Господь дает, и сколько книг об этом написано…

– И не счесть.

– Вопрос телезрительницы: «Когда я выхожу из дома (например, иду в магазин), у меня начинается мысленное осуждение людей. Просто кого увижу, на кого глаза смотрят – и сразу начинается осуждение, причем настолько сильнейшее, что я даже применяю какое-то усилие над собой. А потом отпускает, будто бы становится легче. Или дома (например, мою посуду) почему-то возникает злость именно на людей, осуждение какое-то появляется. Как мне к этому относиться и что делать?»

– Почему на полную луну у людей возникали эти искушения? Как говорят святые отцы, чтобы человек связывал это с небесным телом, с творением Божиим. Потому что Луна – это творение Божие для пользы человека (лампочка ночная). Но дьявол именно в дни полнолуния пытался искушать людей (и пытается, может быть, до сих пор), чтобы люди связывали свои несчастья не с источником этого зла, не с провокатором, врагом своим, а с небесным телом.

Поэтому я хотел бы сказать Вам, что это не Ваши мысли; это мысли, которые Вам вкладывает враг рода человеческого, и он хочет, чтобы Вы эти мысли приняли за свои. А Вы постарайтесь отделиться от них, отделить эти мысли, молиться Богу и Божией Матери. Есть даже правило от злых помыслов, есть специальные молитвы, есть крестное знамение, есть святая вода. И, конечно, исповедь. Таким образом Вы сможете победить это бесовское нападение. Нужно потерпеть в этой борьбе; может быть, она будет не такой быстрой, мы не знаем... Например, Силуан Афонский десятилетиями боролся с разными помыслами. Почитайте его житие и увидите, как Господь дал ему благодать, а потом он проходил путь страшной борьбы (конечно, в меру своих сил и возможностей).

И Вам сколько-то потерпеть придется, но с Божьей помощью Вы обязательно победите и увидите, что это помыслы не Ваши, они пришли к Вам. Говорят: мне мысль пришла. А откуда она пришла? Извне. Это правда, так и есть. И надо подумать: это хорошая мысль или плохая? Если это нехорошая мысль, то мне ее пытаются навязать. Тогда нужно просто от нее отказаться, отринуть ее, не принимать ее.

– Противовесом злости, осуждению людей (близких и дальних) является любовь к ближнему. И речь о ближнем не как о человеке, с которым мы знакомы, дружим, или нашим родным, а вообще о любом человеке. Это такое абстрактное понятие «любовь к людям», к которому мы все, в общем-то, должны стремиться. Что подразумевает под собой любовь к людям? Как это должно проявляться?

– Это необязательно чувство, и даже не столько чувство, а именно поступок. Мы живем рядом с людьми, и с тем, кто нам оказался ближним человеком, как по притче, мы должны стараться вести себя так, как хотели бы, чтобы вели себя с нами. То есть делать ему добро, не делать зла. Даже если он делает зло, постараться не делать зло в ответ; Господь нас просит об этом. Вот такое наше поведение, которое выражается больше не в ощущениях, не в чувствах, а именно в делах, и есть любовь. Помог, донес, уступил... Слово доброе – тоже милостыня. Человек унывает, а кто-то взял и сказал: «Да не переживай, все решится, все будет хорошо». И человек получает надежду, веру. Это же действительно так: со стороны посоветовали – и легче стало. Любовь как раз – это не рыдания, не объятия, а добрый разговор, какое-то утешение; я уж не говорю про дела.

– Отец Максим, Вы являетесь старшим священником храма, построенного на месте трагической гибели святой царской семьи. На этом месте в свое время был дом инженера Ипатьева, дом особого назначения, в подвале которого была убита святая царская семья и их верные слуги. Каждый год все мы являемся свидетелями того, насколько много людей приезжает в Екатеринбург для того, чтобы помолиться святой царской семье, почтить их память и засвидетельствовать свое почитание царской семье непосредственным присутствием на богослужениях и в крестном ходе.

В последнее время в информационном пространстве очень много шума по поводу фильма «Матильда», премьера которого назначена на конец октября. Есть какие-то постоянные обвинения, угрозы, в противостоянии создается какая-то совершенно нездоровая ситуация для нашего общества. Как избежать этой нездоровой атмосферы и утихомирить стороны? Как нам всем быть в этой ситуации?

– Как нам быть? Мое мнение такое. Когда была зверски убита царская семья, то патриарх Тихон обратился с посланием и сказал, что мы должны осудить это беззаконное деяние, иначе мы станем его соучастниками. Поэтому я очень был рад услышать оценку наших иерархов, в частности владыки Илариона, который сказал, что этот фильм (который он видел) – апофеоз пошлости. Приехавший к нам недавно епископ Егорьевский Тихон сказал о том же: что у создателей этого фильма почему-то не возникло желания посоветоваться и услышать мнение тех людей, для которых святой царь Николай дорогой и близкий человек. Он канонизирован нашей Церковью; так или иначе, в нашем государстве православных людей подавляющее большинство, и для всех этих людей царь Николай является близким человеком.

Поэтому нежелание слышать друг друга породило вот такой накал. Очевидно, что людям непонятно, как так получилось. Сейчас всем народом мы размышляем о той трагедии, которая произошла сто лет назад, когда мы потеряли наше Отечество (чуть было совсем не потеряли), потеряли столько людей, почему вообще это произошло, и в годовщину этих страшных событий мы встречаемся с этим фильмом (или не фильмом, даже не знаю, как его назвать). Это полнейшее безобразие, конечно. Если бы правоохранительные органы реагировали более оперативно и видели угрозу, прочувствовали бы и осознали провокационность этой картины, я думаю, можно было бы этого накала избежать.

Сказать, что нам все равно, что этот фильм выходит, – это неправда. Я, например, как гражданин России скорблю безмерно. О чем? О том, что, во-первых, не снято ничего другого. Где наши кинематографисты? Где наши таланты, гении? Где наш голос: голос православных, голос патриотов, голос любящих свою Родину и, по крайней мере, уважающих свою историю людей? Этот голос не прозвучал. И, может быть, потому, что этот голос не прозвучал, мы имеем в годовщину вот такой опус...

– Такой «подарок» в кавычках.

– Буквально это называется издевательством над всем русским народом. Я бы сказал, что это плевок в сердце каждого русского человека, как бы кто, кстати, ни относился к царю Николаю. Потому что есть те, которые говорят, что исторически они не согласны...

Но мы можем посмотреть: ведь наши, как мы говорим, друзья, партнеры почему-то себя ведут по-другому. Они снимают вроде бы даже о провальных фактах своей истории буквально героические фильмы, то есть показывая участников событий с самой положительной стороны. Мне довелось посмотреть один фильм, где рассказывается, как корабль американских ВВС доставил атомную бомбу для бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а на обратном пути был сбит японским подводным флотом. И в фильме показана геройская команда. То есть обстоятельства, в общем-то, неказистые, но с каким пафосом подается командир корабля, его страдания, борьба за экипаж, за людей...

Или англичане тоже сняли фильм, где король (можно сказать, инвалид), не умеющий поговорить, заикается. Но ради того, чтобы его голос прозвучал, чтобы он был услышан, чтобы сплотить нацию перед лицом свершившейся войны, он делает шаг, усилие над собой… И воспевается его подвиг. То есть берется какой-то недостаток и показывается движение человека над собой: борьба, преодоление, идет определенная героизация.

А мы берем самого замечательного монарха, горячо любимого нами, которого почитают тысячи людей... В Санкт-Петербурге сто тысяч человек вышло на крестный ход по случаю перенесения мощей благоверного князя Александра Невского, и в крестном ходе несли плакаты за царя, потому что люди видят несправедливость, видят нечестность, видят подлость. Мы не можем замолчать, потому что если мы будем молчать, люди все равно скажут; людей не обманешь, люди у нас далеко не глупые.

Как, например, был случай, когда по каналу НТВ хотели показать фильм «Последнее искушение Христа». Святейший патриарх Алексий обратился и сказал, что это грех, нельзя этого делать, это беззаконие. Он не сказал, что нужно запретить. Он обратился к их совести. Поэтому и сегодня наши священники, епископы, духовенство обращаются: остановитесь, вы же видите, какая реакция! Зачем?.. Мне кажется, так. Мы должны научиться слышать друг друга.

– И уметь хотя бы вести диалог.

– Да. И не провоцировать. Если это нам дорого, то, наверно, это должно заслуживать внимания определенных кругов.

– Кто-то из наших телезрителей, может быть, смотрел лекцию епископа Егорьевского Тихона, прямая трансляция которой была на нашем телеканале. Те, кто не смотрел, могут посмотреть на видеохостинге YouTube. Я приготовил небольшую цитату владыки Тихона, но прочитаю ее чуть позже, потому что у нас есть звонок телезрителя.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, какую молитву читать от колдунов и сколько раз в день?»

– Я искренне скажу, что я как-то не верю в колдунов. Точнее, я, конечно, понимаю, что они есть. Что есть такие люди, которые хотели бы, чтобы другим было плохо. И, возможно, они пытаются произвести какие-то действия, которые, как им кажется, приведут к тому, что человеку станет плохо. Но мы, христиане, понимаем, что Христос создал Вселенную, звезды, галактики и нас с вами, что могущественнее Богочеловека, нашего Отца Небесного, нет никого. Он Своим Промыслом обнимает всех нас и не дает злу, которое сможет нас растоптать и уничтожить, достигнуть нас. Поэтому мы, как мне кажется, и думать-то не должны о злом.

Если они есть, то, по Евангелию, нужно их благословлять, молиться за них. За тех, кто нам хочет зла. Для чего? Чтобы их не ненавидеть, чтобы зло, которое есть в людях, которое направлено против нас, нас не изменило к худшему. Чтобы мы не встали на тот же путь противостояния, могли человека хотя бы не ненавидеть за то, что он ненавидит нас.

– Хотя бы начать с этого.

– Да. А вообще-то Христос за тех, кто Его ненавидел, еще и умер на Кресте, чтобы и они имели возможность (если покаются) спастись.

– Обещанные слова владыки Тихона. Владыка, отвечая на вопрос, касающийся фильма «Матильда», рассказал историю о том, что его приглашали быть консультантом этого фильма, но выяснилось, что сценарий этого фильма уже был написан и сам фильм был уже почти готов. Он привел слова этого разговора.

«– Сценарий? – А я по первой своей институтской профессии сценарист. – Так вначале же дают заявку консультантам, и только потом разрабатываем сценарий.

– Так уже и фильм почти готов.

– О, как здорово!  Хотите консультанта на уже готовый фильм? Зачем?

 – Ну, вот надо... – И так далее».

И в конце своего ответа владыка Тихон сказал: «Но рассказывать о правде истории мы должны, и мы оставляем за собой это право – высказаться так, как я сейчас и сказал: это ложь о царской семье, об обстоятельствах их жизни, ложь о нашей истории. А с художественной точки зрения это просто невыносимая пошлость. А дальше кто как хочет. Кому-то нравится заниматься экзерсисами по развешиванию лапши на уши, но это уже индивидуально, здесь мы ничего сделать не можем»...

– Да, я был на этой лекции.

– Как Вам лекция, как Вам парк «Россия – моя история»?

– Замечательная лекция, замечательный комментарий…  Владыка Иларион смотрел уже готовый фильм, ему тоже не удалось быть консультантом фильма, потому что никто не хотел слушать их мнение; и владыке Тихону тоже принесли уже готовый сценарий.

А парк, который был открыт, как раз является тем созидательным делом, которое способно изменить сознание наших людей, способно вернуть самоуважение к себе, своей истории, своей стране. Через что? Через познание этой истории. Думаю, в этом парке тысячи людей будут просвещаться и проникнутся искренней любовью к своему Отечеству. История нашей страны станет родной, понятной.  Через то, что люди ее (историю) хотя бы узнают. Сейчас, может быть, возникновение некоторой моды на исторические знания, и пусть этот парк, этот проект как раз способствует развитию этого интереса.

– Для тех зрителей, кто, может быть, не понимает, что это за парк, причем здесь история: мультимедийный Исторический парк «Россия – моя история» с выставками «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе», «1945–2016 годы» (то есть современная история России). Та выставка, которая действовала в Москве, сейчас постепенно открывается в различных городах нашей необъятной России, создаются филиалы этого парка. На официальном сайте myhistorypark.ru вы можете найти все подробности. В начале сентября такой парк милостью Божией в Екатеринбурге был открыт, и екатеринбуржцы и гости города могут просвещаться, укреплять свои знания в истории нашего Отечества.

– Могут и, в общем-то, должны. Потому что это наш долг.

– Этого можно и пожелать.

– Дай Бог нам знать историю, знать себя, знать свое Отечество, иметь уважение к самим себе, своей истории, своему Отечеству и не давать это на попрание, не давать в обиду тем людям, которые ненавидят наш народ и нашу историю, свое Отечество и свою Церковь.

– Благодарю Вас, отец Максим, за сегодняшний разговор, за беседу.

Дорогие друзья, напоминаю, что 19 сентября в Храм-на-Крови прибудет величайшая святыня из Греции – мощи великомученика Димитрия Солунского. Святыня будет доставлена к всенощному бдению...

– Да, к всенощному бдению 19 сентября в 16.30 и пребудет в храме до 1 октября. Дорогие братья и сестры, ждем всех, приходите; помолимся великомученику Димитрию.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы