Беседы с батюшкой. Святки. От Рождества до Крещения

12 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Парголово Выборгского района Санкт-Петербурга священник Александр Гинкель.

– Тема нашей сегодняшней беседы – «Святки. От Рождества до Крещения». Расскажите, пожалуйста, о днях, которые мы сейчас проводим, об их начале с праздника Рождества Христова. 

– Сейчас в Русской Православной Церкви святые дни, или, как они именуются по-славянски, святки. Эти святые дни предполагают некое попразднство праздника Рождества Христова. В нашей Церкви существует три праздника, которые имеют подобное попразднство. Прежде всего, конечно, это праздник Пасхи Христовой, когда семь дней, следующие после праздника, именуются Святой седмицей. А сам праздник имеет сорок дней попразднства. Второй по значимости праздник – Рождество Христово, имеющий десять праздничных дней. Отдание праздника будет уже завтра, но святки будут продолжаться до Крещенского сочельника. Третий праздник – это Пятидесятница, после которой тоже в течение семи дней следует сплошная седмица.

Установление это древнейшее, еще с Ветхого Завета. Господь повелевает совершать праздник Пасхи семидневно. Само число семь является числом божественной полноты, числом творения. Бог в шесть дней творит мир, а в седьмой Он почил и управляет этим видимым миром. Поэтому семидневье постоянно присутствует как в богословии, как в Священном Писании, так и, конечно же, в богослужебной традиции нашей Церкви. Если говорить о празднике Рождества Христова, то он, так же как и праздник Святой Пасхи, имеет подготовку – сорокадневный пост. Хотя этот пост по строгости не такой, как Великий, но само сорокадневье этого поста сближает эти два великих праздника.

Как известно нам всем, праздник Рождества Христова в том виде, в котором мы его сейчас совершаем, имеет более позднее происхождение. То есть до IV века Рождество праздновалось в один день с Богоявлением. В IV–V веках, в разных городах в разное время, Рождество Христово отделяется от Богоявления. Десятидневный период, который возникает между ними, объявляется cвятыми днями, наподобие как раз Светлой седмицы. В чем главное значение как Светлой седмицы, так и cвяток? Прежде всего это полная скоромность, то есть поста нет в среду и пятницу. Предполагается, что христиане постились в течение сорока дней, поэтому как в сам день Рождества Христова мы разговляемся от поста, так и в праздничные дни, следующие после, христианин не может поститься, ибо вся Церковь радуется и ликует. Поэтому одно из апостольских правил даже предписывает: «Аще кто постится на Пасху, да будет отлучен от Церкви, потому что всему свое время». Церковь так премудро разделяет наш календарь, указывая время покаяния и время торжества, что если человек не желает жить в этой церковной традиции, получается, он сам себя отлучает своим нежеланием поститься вместе со всей Церковью – или, наоборот, радоваться и торжествовать вместе со всеми.

Еще одна особенность святок – запрещение делать земные поклоны. Земные поклоны – это образ скорби, самоуничижения. Христос воскрес (или родился), и надо об этом прежде всего думать, о Боге, а не о самоуничижении, потому что, повторюсь, на это уже было время. Поэтому Рождественский, Великий посты как два древнейших, имеющих практически одинаковое богословское значение, установлены в напоминание того сорокадневного поста, которым постился Христос, прежде чем приступить к проповеди, прежде чем возвещать людям свет Евангелия. В этом смысле, чтобы войти в святые праздники, необходимо пройти через дни святых постов.

– Позвольте задать вопрос, который нам оставила телезрительница. Она уже десять лет в лоне Церкви. Начиная изучать церковную жизнь, погружаться в нее, все наши праздники она воспринимала как особые события, особенно праздники, предваряемые постами, Рождество в том числе. Но в последнее время  стала замечать, что вот служба праздника Рождества проходит и праздник заканчивается. Она понимает, что святые дни – это дни особой радости и ликования всей Православной Церкви, тем не менее  не чувствует того, что было поначалу, когда она только пришла в Церковь. Телезрительница спрашивает, как вернуть чувство праздника, которое она ощущала, будучи новоначальной.

– У этого вопроса  две стороны. С одной стороны, как я уже сказал, чем лучше мы подготовимся к празднику, тем глубже  его встретим. Но ее ситуация несколько особенная и, скажем так, типовая для людей, которые задерживаются в своем духовном развитии. Мы знаем из Священного Писания и святых отцов о том, что духовная жизнь человека имеет разные возрасты, подобно тому как и физическая жизнь. Так вот, то, что для младенца приносит радость, юношу может уже не радовать, а взрослый муж вообще не будет понимать то, что делает младенец. Так и в духовной жизни. Апостол Павел об этом пишет в Послании к Коринфянам: раньше я кормил вас молоком, теперь же даю вам твердую пищу. В этом смысле нужно относиться и к литургической традиции Церкви. То, что раньше само по себе приносило радость, праздник Рождества для этой женщины, со временем должно переосмысляться. Скажем, возможно, человек не хочет прилагать большие усилия и привык к своему духовному уровню. А нужно расти, идти дальше. Поэтому Сам Господь подталкивает к тому, что с каждым годом нужно больше усилий, больше работы над собой, глубже все изучать.

В этом смысле в древней традиции Церкви существовала подготовка ко крещению, она называлась оглашением. Оглашенному рассказывались истины, азы, то, что необходимо было знать, чтобы принять крещение. Но если человек на этом останавливался, он уже не рос. Поэтому после крещения беседы с ним продолжались, но они носили уже другой характер, назывались по-другому – мистагогия, то есть тайноводство. И человеку не то чтобы что-то новое открывалось, а открывалось это намного глубже, намного объемнее. Так же и в нашей духовной жизни. Как мне кажется, когда мы готовимся к празднику, постимся, уже недостаточно просто не вкушать мясного и молочного. Необходимо духовно питать себя. Я не говорю о чтении Священного Писания, которое каждый христианин хотя бы в меру своего времени, возможностей ежедневно должен совершать. Но в посты уже можно добавлять духовную литературу, назидательную, святоотеческую. И тогда душа будет реагировать намного глубже на то, что происходит в храме.

С другой стороны, есть еще один момент. Кто эта женщина в храме? Если она захожанка, то необходимо переходить в более глубокие отношения, становиться прихожанкой. Если она прихожанка, может быть, следует взять какое-то послушание, подключиться к какому-то служению, чтобы немножко потрудиться для Христа. И Господь, видя стремление человека, никогда не оставит в Своей радости.

И последнее, что хотел бы сказать. Иногда случаются искушения. Иногда дьявол специально портит праздник. В моей жизни несколько раз такое случалось. Для того чтобы внушить такую мысль, что праздника нет и так далее. Но стоит это искушение побороть, и ощущение праздника вернется. Недаром такие великие праздники, как Рождество и Пасха, мы празднуем не один день, но всю седмицу.

– Вопрос телезрителя: «По Уставу перед причастием нужно как минимум три дня поститься, а как причащаться во время святок, когда нет поста?»

– Устав Церкви, во-первых, не определяет точного количества постных дней. Документ, принятый нашей Церковью, о Евхаристии и подготовке к ней, определяет количество этих дней на усмотрение духовника. Устав Церкви определяет так называемый евхаристический пост, то есть пост, которым мы постимся перед причастием с утра – не вкушаем и не пьем ничего. Что касается церковных правил, то я сейчас запамятовал, какой из Соборов предписывает на Светлой седмице обязательно причащаться. О чем это говорит? О том, что пост не всегда предполагается перед причастием. Когда мы находимся в посту, там обязательно нужно поститься. А в сплошные седмицы, когда поста нет, мы причащаемся без поста, соблюдая только установленный Уставом минимум – евхаристический пост, семь часов, когда перед причастием ничего не вкушаем.

Что касается традиции трех дней, она насчитывает всего лишь несколько столетий и появилась в Синодальный период для тех людей, кто постился раз или несколько раз в году. Таким людям Церковь советует – кто редко причащается, давай хотя бы попостись немножко. Но, как я уже сказал, специального поста и количества этих дней не предусмотрено в строгом смысле в канонах. Это духовническая традиция. В этом смысле почитайте обязательно, всем советую, документ о Евхаристии. Там вполне подробно описывается, каким образом готовиться и как причащаться, в том числе как причащаться на святках.

– Традиция святок на Руси тоже достаточно интересна, как и история ее возникновения. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Да, на Руси святки переживались всегда особым образом. Славянский народ – это певческий народ, русские люди любят петь. Поэтому переживание Рождества Христова, особое украшение наших храмов единственной зеленью, которая растет зимой в северных широтах, – все это вылилось в такую святочную традицию – колядование. Пение колядок есть прославление Христа в песнях. На самом деле еще апостол Павел, когда пишет о богослужении первых христиан, советует прославлять Бога в псалмах, гимнах и песнях духовных.

Псалмы – это ветхозаветные псалмы, составленные ветхозаветными праведниками, содержащиеся в Священном Писании; гимны – это, как правило, богослужебные песнопения, которые вошли в состав нашего богослужения. Они различны, некоторые присутствуют в вечернем, утреннем, например гимны «Свете тихий» или «Единородный Сыне». Но большинство из них мы знаем под названиями тропарей, стихир. Третья форма – песни духовные – не имеют уставного богослужебного значения, но тем не менее имеют большой обиход. Прежде всего это акафисты, различные молитвы, и, конечно, сюда же относятся и колядки, которых огромное множество. Они действительно помогают душе раскрыться. После того как христиане на богослужении, на литургии свой дух напитают благодатью и душа раскрывается в песнях, то и тело мы подкрепляем пищей в момент разговления.

В связи с этим, к сожалению, кроме церковных традиций, существует масса языческих, не относящихся к Церкви поверий, связанных со святыми днями.

– Вопрос телезрительницы: «В святые дни так же читается Псалтирь и панихида справляется? Я знаю, что вроде бы на пасхальные святые дни Псалтирь не читают до Радоницы, а сейчас?»

Вопрос понятен, спасибо. Соответственно, Псалтирь о упокоении, раз речь идет о панихиде.

– Да, на Светлой седмице Христос воскрес, соответственно, мы о упокоении не молимся. Даже еще раньше, начиная с Великого Четверга, в Церкви уже не совершаются заупокойные богослужения вплоть до Радоницы, весь этот период. Связано это, конечно, с тем, что, по описанию евангелиста Матфея, вместе с Христом воскресло много праведников, даже многие явились в Иерусалиме, были видимы и потом взошли на небеса. Что касается Рождества Христова и Богоявления, то в эти праздники, в сам день Рождества, в день Богоявления, равно как и в другие двунадесятые праздники, Уставом также не положено совершать заупокойное богослужение. Но уже на следующие святочные дни Устав ничего не говорит. Возможно совершать и панихиды, и читать Псалтирь, если есть в этом нужда и необходимость.

– Вопрос телезрительницы: «Во время святок совершаем утреннее и вечернее молитвенное правило, правило ко Причастию, можно ли делать земные поклоны?»

– Вы, может быть, прослушали, я уже об этом говорил. Типикон предписывает, что в сам день Рождества и до Крещенского сочельника в святые дни класть земные поклоны не положено не только в храме, но и келейно. Поэтому если так хочется поклониться Господу, делаем поясной поклон, но чтобы дотронуться рукой до земли. Такой поклон в определенном смысле заменяет собой земные поклоны.

– Вернемся к теме народных гуляний и колядований…

– Что касается колядований, хождения в гости, поздравления друг друга с праздником Рождества, в этом нет ничего плохого. Хотя в Уставе ничего этого нет, Церковь это все одобряет, тем более колядки часто мы даже слышим в храме после праздничного богослужения. Но, к сожалению, на Руси долгое время царило так называемое двоеверие. Думаю, и до сих пор оно в некоторых моментах существует – двоеверие, суеверие, когда некоторые люди любят что-то выдумывать. Хочется что-то придумать, как им кажется, верное и правильное, и ладно бы они сами для себя это придумывали, они же пытаются это распространять.

Вот откуда-то появилось мнение, что в день Рождества Христова, так как родился Богомладенец, открываются небеса, Бог в этот период святок радуется, что у Него Сын родился, соответственно, нечистая сила расслабляется, отдыхает и что хочет, то и делает на земле. При этом появляется обычай гадать в этот период, потому что нечистая сила рядом и может все рассказать, кому что нужно. Все это разгулье происходит до Крещения. На Крещение вода освящается, и окроплением воды бесы снова загоняются в ад. Такой, так сказать, праздник у них на святых днях – выбраться на простор. И не только у бесов, но и души умерших тоже ходят по земле… Соответственно, некоторые придумали наряжаться в этих демонов и ходить, пугая других. А потом, чтобы не осталось на них никакой скверны, в праздник Крещения совершали купание, чтобы смыть с себя эту нечисть. Конечно, все, что я сейчас сказал, к Православной Церкви отношения никакого не имеет. Это все язычество, причем  приспособленческого к Церкви характера.

Если говорить о последнем дне святок, они заканчиваются 17 января, 18 января – Крещенский сочельник, в который действительно освящается святая вода. Но в древности никто в этой воде не купался. Вода освящалась для других целей – для причащения, то есть питья; это воды для окропления, освящения. Разве что ряженые лезли в прорубь купаться. Соответственно, само освящение воды имеет как раз другой смысл.

Думаю, что о святой воде, о празднике Крещения в нашей студии еще будут разговоры (наверное, на следующей неделе об этом с кем-то поговорим). Я хочу сказать лишь, что в связи с этим появилось еще одно суеверие. Некоторые люди стали разделять крещенскую воду, иорданскую, освященную в сочельник, и крещенскую, освященную в самый день праздника. Более того, еще одно мнение появилось, тоже не относящееся к Церкви, – что в полночь с 18 на 19 января все водоемы сами собою освящаются. На самом деле чтобы вода стала великой святыней, великой агиасмой, совершается один очень важный древнейший чин, который называется Великое освящение воды. И вот только когда совершается этот чин, вода становится святой. А так как в древности водопровода не было, водоемы были чистыми, экология была лучше, чем в ХХ веке, соответственно, этот чин очень часто совершался на водоемах. И до сих пор очень часто делают прорубь в так называемой иордани и совершается чин освящения воды. Люди эту воду черпали и брали с собой.

Но считать, что если туда нырнуть, то с тебя все грехи смоются, – это вообще к Церкви, к церковному учению никакого отношения не имеет. Грехи очищаются только в таинстве Покаяния. А святая вода, равно как и другие святыни, священные стихии, например освященный елей или хлеб, необходимы для нашего освящения, то есть для того, чтобы стать ближе к Богу. Но если в душе лежит ком, то как себя внешне человек ни освящай, пока от грехов он не избавится, пока не покается, смысла не будет. Поэтому я сравниваю процесс покаяния с путешествием. Святая вода в данном случае – это часть снаряжения, необходимого путешественнику для пути. Но каким бы замечательным ни было снаряжение, если он не начнет идти, то все бессмысленно. Если он не начнет путь внутреннего возрождения и смирения перед Богом.

– Вопрос телезрительницы: «Как правильно говорить: „христославы“ или „колядки“? Меня один раз поправили, сказали, что „колядки“ нельзя говорить, потому что Коляда пытался себя прославить… Это прихожане храма сказали, поэтому я засомневалась».

Да, тоже очень много мнений и суеверий относительно самого слова «коляда». Я тоже читал статью по поводу святок; в разных регионах, разных странах этому слову придается различное значение.

– Есть такой термин – христославы. Я, к сожалению, не знаю этимологию слова «колядование», но  я занимался древнеславянским язычеством; там есть такой момент, когда люди, не понимавшие смысла какого-то слова или праздника, начинали ипостазировать, то есть одухотворять какой-то термин, какой-то предмет. Внезапно откуда-то появляется некий Коляда, который вместе с этой нечистью вылазит и ходит по земле. На самом деле, думаю, здесь, если мы не придаем такого значения этому термину, этот термин вполне устоявшийся – колядки, колядование; бояться здесь ничего не нужно. Для меня это синонимы.

– Получается замечание, не подкрепленное фактически…

– Да, необоснованное.

– Вопрос телезрительницы: «У меня дядя умер, 19 января сорок дней. Мне сказали, что 18-го не поминают, потому что сочельник. Как правильно его дома помянуть, 17-го или 20-го? В церкви у нас заказаны сорокоусты».

– В данном случае, если поминальный день выпадает на какой-то великий праздник, то мы руководствуемся принципами Устава. Например, когда родительская суббота выпадает на какой-то праздник, она переносится. Соответственно, думаю, лучше перенести поминание на следующий день после праздника, если это возможно.

– Мы разговаривали о суевериях. Приходилось ли Вам сталкиваться у себя на приходе с какими-то суевериями, связанными со святочными днями,  праздниками,  сочельниками?

– Слава Богу, нет, приход у меня еще молодой, люди стараются прислушиваться к тому, чему я их учу. Конечно, ситуации всякие бывают. Может быть, что-то и было типичное – как, например, со святой водой. Кто-то принципиально набирает ее в сочельник, кто-то в сам день праздника. На самом деле чин совершается один и тот же. Вода одна и та же. Когда-то патриарх Никон попытался запретить совершение этого чина дважды, отменил совершение его в сочельник, оставил только в сам день Богоявления. Буквально через несколько десятилетий Собор снова вернул этот чин как традиционный. Поэтому уже четыреста лет, даже больше, он имеет глубокие корни совершения как раз в эти дни. Но чин этот особый, и вода тоже особая, великая святыня. Она имеет особенность – в эти два праздника эту воду можно пить в течение дня. Если в течение остального года мы пьем святую воду только натощак, не натощак только в крайнем случае, то в эти святые дни воду пить можно целый день. И обязательно окроплять свои жилища, чтобы Дух Святой освятил не только нас самих, но и храмины, наши дома, где мы живем, тех, кто с нами живет. Домашний скот тоже окроплялся в этот день.

– Вопрос телезрительницы: «Крещенская вода осталась с прошлого года. Как с ней теперь быть – разбавить новой водой, использовать, полить цветы?»

– Цветы поливать не нужно, если вода хорошая. Если святая вода испортилась, тогда возможно ее вылить в домашний цветок. Но если вода хорошая, никуда выливать ее не нужно, принесете новую воду на Крещение, а старую просто разбавите. Никаких особых действий с ней делать не нужно. Например, когда мы приносим новую освященную вербу, то старую сжигаем. Ну а воду никаким способом уничтожать не нужно, ее просто можно добавить в новую.

– Расскажите, пожалуйста, о традициях русского празднества на святках, о русских особенностях, которые сложились на Руси. Ведь был период в годы советской власти, когда все связанное с религией у нас всячески порицалось, искоренялось, тем не менее все равно мы имеем наследие, колядование, традиции, тексты духовных песнопений тоже сохранились. В период советской власти оставались ведь какие-то корни, из которых мы сейчас имеем возможность питать наши знания об этих традициях?

– Да, я сейчас вспомнил еще об одной благочестивой святочной традиции – приглашать в дом священника. В период святых дней и после Крещения каждая семья старалась батюшку пригласить, чтобы он своим присутствием еще освятил жилище. Настольная книга священнослужителя предписывала священникам обязательно обходить свою паству, особенно в период после Крещения, чтобы всех окроплять святой водой. К сожалению, эта традиция повсеместно ушла. Не везде даже люди просто колядуют, не говоря уже о том, чтобы батюшка это делал. Но, в общем-то, такая традиция была. Мы все знаем, что существует чин освящения жилища, который, как правило, совершается единично. Освятили – и все. Но мы должны понимать, что обновлять это освящение следует ежегодно. Кто, как не священник, лучше это сделает, хотя бы придя, спев тропарь, помолившись, покропив святой водичкой? Но в некоторых регионах такая традиция возобновляется, в частности в Белгородской епархии, насколько мне известно.

– Интересно, я не слышал о такой традиции.

– Люди заранее записываются, распределяется по часам, к кому батюшка в какой день придет.

– Замечательно, надо восстанавливать традиции!

Спаси Господи за беседу!

– Божие благословение всем нам и духовной радости о родившемся Спасителе!

Ведущий диакон Евгений Фомин

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска. Тема беседы: «Внутренняя жизнь человека (по трудам митрополита Антония Сурожского)».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы