Беседы с батюшкой. О знании и вере

12 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

– Сегодня тема нашей передачи: «Знание и вера». Сейчас, в сентябре, в начале учебного года, очень актуальна тема образования и науки. Скажите, как соотносятся между собой знания (наука) и вера (религия)?

– На самом деле, конечно, человек больше в своей жизни руководствуется верой. Например, мы выходим из дома в магазин за хлебом. Разве мы знаем, что точно дойдем, точно купим хлеб, точно вернемся? Мы в это верим. Или человек отправляется за границу на отдых: точно ли он знает, что прибудет в эту страну, что хорошо отдохнет, что благополучно вернется? Человек в это верит. Поэтому вера – это двигатель жизни как таковой. Вышел сеятель сеять – он бы не сеял, если бы не имел веры в то, что будут и всходы. И даже любое научное открытие начинается с предположения, гипотезы, которая принимается на веру или не принимается. А потом только опытным путем пытаются доказать, оправданна эта гипотеза или нет.

Если говорить о вере в религиозном смысле, то, как отмечал один средневековый философ, это среднее между предположением (гипотезой) и знанием. Потому что когда человек испытывает религиозное чувство, это значит – Бог прикоснулся к нему. И он начинает как бы верить в то, что он не может наблюдать с помощью своих глаз. Как сказано, вера есть уверенность в невидимом, но это такая уверенность, такая реальность, которая более реальна, чем окружающий нас мир.

– Как соотносятся между собой философия и вера?

– В период Средневековья были такие очень ожесточенные споры: зачем религия, если есть философия? Это было связано вот с чем: средневековые люди считали, что философы как бы ответили на все жизненные вопросы. Но в конце концов эта дискуссия окончилась тем, что богословы заявили: «Если бы жизнь ограничивалась только земной жизнью, то достаточно было бы знаний философов. Но так как целью мы имеем жизнь вечную, то здесь совершенно необходимо иметь Божественное откровение, то, что мы называем Библией: книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов». И в этом смысле для такой цели философских, логических умозаключений будет явно недостаточно. Необходимо, чтобы было еще Откровение.

Конечно, философы рассуждают на религиозные темы, как и богословы, но их рассуждения гадательные; логическим путем вывести многие истины веры достаточно сложно, они богооткровенного происхождения. То есть Бог открывает Себя нам в той мере, в какой мы можем вместить это откровение Его о Самом Себе. Есть как бы естественная форма откровения Бога о Самом Себе – это мир природы. Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, что мы познаем Бога невидимого через рассматривание творений видимых. Есть Священное Писание, это тоже великое Откровение Бога о Самом Себе, потому что об авторах этих книг сказано, что никогда пророчества не изрекались по воле человеческой, но изрекали их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым.

Но самое великое откровение Бога о Самом Себе – в Его Сыне, Иисусе Христе, Господе нашем, Который есть Глава Церкви, а Церковь суть Его мистическое Тело. Поэтому для того, чтобы иметь полноту откровения, недостаточно только рассматривать красоту природы, поражаться нравственным законам в себе (как Кант делал такое умозаключение) и даже читать Писание. Нужно пережить личную встречу с Иисусом Христом – то, что мы переживаем в Святых Дарах евхаристически, когда причащаемся истинного Тела и истинной Крови Сына Божия.

– Философия помогает вере или может ей мешать?

– Скорее всего философия помогает нам, религиозным людям, в диалоге с людьми неверующими. И в этом смысле философия  как бы служанка у теологии, у богословия, она помогает иногда выстроить правильные отношения с теми, кто сомневается. Ведь вера – это дар Божий. Как я уже сказал, если человек верит, значит – Бог к нему прикоснулся. Но есть люди, не имеющие музыкального слуха, им не понять разницы между Бахом, Моцартом и знаменным пением. Есть дальтоники, которые не различают красок этого мира: они о синем скажут, что это зеленое, о зеленом скажут, что это оранжевое. И так далее. А когда человек обретает дар веры (как Христос сказал апостолу Петру: не кровь и плоть открыли тебе это, но Отец Мой, Который на небесах), тогда он начинает различать краски духовного мира. И он слышит звуки Божественных откровений через библейские тексты. Все это оживает и становится более осязаемой реальностью, чем материальная реальность.

– Вы сказали, что вера – это дар. Человек должен заслужить этот дар?

– Вера – это, конечно, дар Божий, как и сама жизнь тоже дар Божий. И в Писании сказано: Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию веры, но Бог не хочет спасать нас без нас. Поэтому человек всякий раз должен отвечать согласием на Божественный призыв. Например, Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Но реально успокоиться во Христе могут только те, кто ответит согласием на этот призыв и действительно вступит в Святую Церковь, которая является Телом Христа под Его главою, то есть под Его невидимым мистическим управлением.

– Что сказано в Библии о самом процессе обучения?

– На самом деле в Писании об этом говорится достаточно много. Прежде всего в Писании рассказывается о том, что есть обязанности родителей. Родители обязаны воспитывать своих детей  в вере. Так, например, сказано: Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им (то есть этим словам) сыновей своих, говоря о них (то есть об этих словах), когда ты сидишь в доме твоем (то есть заниматься с детьми, сидя за столом), и когда идешь дорогою (то есть какое-то поприще совершаешь вместе с детьми), и когда ложишься, и когда встаешь (Втор. 11, 18–19). А последнее говорит о том, что детей надо обучить еще и вечерним молитвам, когда мы ложимся спать, и утренним молитвам, когда встаем. ...И напиши их на косяках дома твоего (эти заповеди) и на воротах твоих (Втор. 11, 20). «Косяки дома» – это дети; если мы запечатлеваем в их сердцах вот эти словеса Божественного откровения, то укрепляем дом. Потому что дети выйдут из дома, они уйдут когда-то от нас, пойдут в мир и будут создавать свои дома, свои семьи. Поэтому мы должны укреплять их сознание.

И другой текст: Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова (Втор. 33, 4). Оказывается, настоящее наследство, которое мы можем оставить детям, – это закон Божий, которому мы их обучаем. Моисей дал эти заповеди, приняв от Бога, своему народу, а верующие сохраняют это с ветхозаветных  времен до новозаветных. То есть оставить своим детям золото, серебро – это не суть важно, надо понять, что настоящее наследие – это заповеди, которые мы получаем от Бога. И когда это наследие мы передаем следующим поколениям, вот это очень правильное решение.

И в Новом Завете мы тоже находим тексты, где говорится как бы о том, как надо обучать молодых людей. Прежде всего это Послание к Тимофею. Тимофей был юный епископ Церкви. В Первом послании к Тимофею Павел наставляет Тимофея: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1Тим. 4, 16). Также Павел здесь пишет (это хорошее наставление для всей нашей молодежи): Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (1Тим. 4, 13).То есть очень важно, когда молодые люди читают хорошие, правильные книги, это формирует их мировосприятие.

Собственно говоря, когда человек молодой, любые знания, с которыми он соприкасается, впитывает в себя, остаются с ним на всю жизнь. А если человеку уже за сорок лет (может быть, он и больше книг читает, чем в молодости), сознание уже так все не запоминает, как в молодости. Поэтому в Писании сказано, в Книге Притчей: наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится в дни старости. Казалось бы, логичнее было сказать: «... и он не уклонится во все дни жизни своей». Но сказано иначе: наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится в дни старости. Что это значит? Это значит, что он может уклониться в зрелые годы, но если в юный, начальный период он получил какие-то знания, они помогут ему вернуться к истокам веры, когда он войдет в период старости – более осмысленный период в жизни человека.

Поэтому те родители, которые маленьких детей водят в воскресные школы, а потом через какое-то время дети перестают ходить, не должны отчаиваться. То, что в них заложено в ранний период жизни, поможет им с меньшими потерями пройти самый сложный период в жизни человека – молодость, зрелые годы, а потом, годам к пятидесяти-шестидесяти, вернуться…

– Он вернется в воскресную школу.

– Да, вернется в школу для взрослых, такие школы тоже существуют.

– Какая существовала система образования в Древней Руси?

– Если говорить о системе образования Древней Руси, то процесс заключался прежде всего в том, что ребенка учили читать, причем читать по Псалтири. Псалтирь была самым излюбленным чтением наших предков. В советское время археологи находили берестяные грамоты, и хотя на бересте писали на самые разные темы, но всегда можно было обнаружить скрытые цитаты. Например, как сейчас молодежь говорит киноцитатами, какими-то фразами из известных фильмов… И по скрытым цитатам советские ученые определили, что самая читаемая книга Древней Руси – это Псалтирь.

После Псалтири, я уж не знаю почему, это Книга Притчей. Возможно, это связано с тем, что там очень много притч на семейные темы, что позже нашло отражение (в XVI веке) в «Домострое» Сильвестра. И потом, конечно, тексты Евангелия, апостолов. То есть процесс обучения заключался в том, чтобы научить ребенка распознавать буквы, а каждая буква о чем-то говорила. Там не была «АБВГДейка», как в советское время, там каждая буква что-то рассказывала. «Аз» – «я», «буки» – «буквы», «веди» – «знаю»… И весь славянский процесс освоения букв – это вхождение в некие фразы.

– Рци слово твердо...

– Да, это все как бы разговаривало с человеком. И сама древнерусская книга – это же удивительные шедевры, какие были иллюстрации! Потом, рукописные книги, особенность письма, особенность заглавных букв с виньетками – это все было очень красиво. То есть процесс образования не был таким, как сейчас говорят: мы там детей выращиваем... Выращивать можно капусту, картошку, а детей надо именно образовывать. Откуда это слово «образование»? «Образ» по-гречески – «иконос», то есть «икона». Бог создал человека по образу и подобию Своему, сказано в Священном Писании, а в грехопадении люди как бы затуманили образ Божий в себе. И под образованием наши предки понимали восстановление образа Божия в человеке. А так как ребенок по определению чистое существо, у него открытое восприятие, легкое, спокойное, чистое сердце, то глаголы Божии, когда они влагались в детские души, наиболее усваивались ими, и они потом жили этими текстами.

Вот я, например, читаю Библию с двенадцати лет. Когда мне было двенадцать лет, у меня появилась огромная Библия дома, и мне очень повезло, что это была Библия на церковнославянском языке. Мне кажется, если бы она была на русском, моя судьба сложилась бы немного иначе. А я вынужден был пробираться через сложности славянского языка, и он вдруг как бы разбудил во мне генетическую память: славянский язык, язык предков. Собственно говоря, язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык в древнерусском понимании. И тут образность восприятия процесса образования (в религиозном смысле)  –  это действительно воцерковление, когда человек осознает себя храмом, в котором присутствует Дух Святой, когда он каждое воскресенье причащается Тела и Крови Иисуса Христа и с верою и страхом Божиим приступает к Дарам. И каждый день старается насыщать свою душу словесами Божественного откровения, читая Псалтирь, Евангелие, Апостол и другие богодухновенные книги.

Но самый главный процесс обучения в Древней Руси – это присутствие за богослужением. Ведь в Древней Руси не было никаких семинарий, никаких духовных академий, училищ, но в то же время, когда мы читаем авторов того времени, мы не чувствуем недостатка богословского образования. Само богослужение, то, что называется «литургическое богословие»… они жили этими текстами, они вслушивались в эти фразы, в эти догматики, тропари, кондаки, и это для них была настоящая школа.

Кстати, мы заметили, что некоторые московские дети, когда плохо учатся по русскому языку (и мы рекомендуем их записывать в кружок изучения церковнославянского языка), ходят на занятия по церковнославянскому и неожиданно подтягиваются по русскому. Почему? А вся корневая основа русских слов где? В церковнославянском языке, в древнеславянском языке. И когда ребенок пробуждает в себе эти корни, то ситуация начинает меняться.

– Чему могут поучиться современные педагоги, современные ученики у наших предков?

– Я думаю, наши предки процесс образования воспринимали очень естественно. Это не просто взвалить на плечи ребенка некую сумму знаний – и непонятно, что  он с этим будет делать. Как до недавнего времени дети с такими рюкзаками, где было много учебников, горбатились, идя по улицам Москвы… А сейчас у них какие-то планшеты – вроде бы полегче, но подслеповатые тексты, думаю, тоже создают какие-то проблемы.

На самом деле, если говорить об образовании, давайте вспомним фразу отца Павла Флоренского: православие не доказуется, а показуется. Ведь школой Древней Руси являлся православный храм или церковный дом рядом с православным храмом, и весь строй богослужения, вот эта лепота (красота) храма (храм – это как духовный космос) – все это воспитывало ребенка, формировало его мировосприятие. Он жил суточным богослужебным кругом, седмичным, а каждый день – житие нового святого, новые темы для обсуждения, образы, лики, иконы Древней Руси. Сколько красок, сколько света! И все это, конечно, формировало мировосприятие старинных русских людей. Вот этому надо поучиться современным преподавателям, чтобы для детей было больше такого образного мировосприятия, в красках, звуках. Если не колокольный звон – ну подберите нормальную музыку; если не церковное чтение, то пусть это будет нормальное правописание, а не просто какие-то каракули ребенок выводит в тетрадке и никто не обращает на это никакого внимания.

– То есть это не столько информация, сколько чистота образов.

– Да, это называлось обрядом.  Обряд в то время – это порядок. Обряд существовал для политической жизни, взаимоотношений князей с их подданными, обряд домостроя для семейной жизни и обряд системы воспитания. Это слово имело очень много значений.

– Что нужно знать при изучении Библии современному человеку?

– При изучении Священного Писания мы должны понять, что не существует чтения Библии без молитвы и не существует нормальной молитвы без чтения Писания. Ведь если мы, например, молимся, но не соединяем с молитвой чтение слова Божия, то, возможно, такая молитва – это монолог, который выше потолка не поднимается. А когда с чтением молитв мы совмещаем чтение слова Божия, то возникает полноценный диалог. В молитве мы обращаемся к Создателю. И, соединив с молитвой чтение слова Божия, через это слово получаем от Бога ответы на наши вопрошания, моления. Вот тогда это полноценный живой диалог.

То есть Библию нельзя читать как обычную книгу, это не роман, не учебник истории, не учебник по биологии и зоологии, это слово Божие, которое ведет диалог с душой человека, причем на человеческом языке. Так, в Книге пророка Осии сказано, что узами человеческими Бог влечет нас к Себе. То есть, учитывая наш понятийный аппарат, Он говорит с нами просто и понятно через это слово. И простота Библии такова, что ее может и ребенок читать и понимать, разуметь, и человек, умудренный опытом, знаниями; он тоже может читать и получать для себя назидание и откровения. Это действительно Книга книг, и если мы внимательно относимся к исследованию Писания, то это как некий стержень, на котором потом формируется вся наша жизненная позиция.

– То есть, может быть, лучше всего включить чтение Библии в утреннее и вечернее правило?

– На самом деле у нас есть православный календарь, и в каждом православном календаре указывается евангельское чтение дня и Апостол дня. На Руси было принято после чтения утренних молитв открывать зачало утреннего Евангелия и зачало Апостола. Это небольшие отрывки, но они являлись как бы темой для рассуждения в течение дня. Например, человек не был в храме, он не знает, что там читали, но он дома по календарю быстро сориентируется и найдет Евангелие и Апостол дня.

– Как может измениться современный процесс образования, если в него включить молитву?

– Если говорить об общественных школах, здесь немного другая ситуация: у нас Церковь отделена от государства, а государство от Церкви. Но в целом интересная деталь: в Библии нет заповеди о том, что надо молиться, мы не находим этого в Законе Божьем, в Пятикнижии. В Новом Завете говорится о важности молитвы, но чтобы как заповедь – этого нет. И богословы задавались вопросом: а почему в Библии нет заповеди, что надо молиться утром, вечером, что вообще надо молиться? И ответ был такой: в Библии нет заповеди, что надо дышать. Дышать – это же естественно для человека, и молитва относится к категории таких естественных вещей в жизни человека. Как у нас есть потребность дышать, так у каждого религиозного человека есть потребность вести диалог с Создателем в молитве. Собственно говоря, мир и существует только потому, что Бог ведет какой-то внутренний диалог с каждой частью творения. Если бы Бог на мгновение прекратил вести диалог с любой частью творения, она бы сразу прекратила свое существование. Потому что о Боге сказано, что мы Им живем, движемся и существуем.

– Сейчас в программу светского образования входит дисциплина «теология». Что это за наука?

– Теология – это богословие, или слово о Боге. И без теологии, конечно, невозможно понять философию, потому что основной вопрос философии – что первично: материя или сознание, сознание или материя? Это вопрос, не решенный в философии, и каждый пытается ответить на него самостоятельно. А теология – это наука о Боге, и как я уже сказал, Бог открывает Себя людям в той мере, в какой они могут воспринять это откровение. А теология приводит в порядок мир нашего внутреннего религиозного чувства и помогает обустроить наши вероубеждения правильным, церковным образом.

– Вопрос телезрителя: «Я недавно посмотрел “Семейную жизнь ветхозаветных патриархов”, очень интересная вещь. У меня в связи с этим возникает вопрос. Я периодически смотрю эту передачу “Беседы с батюшкой”, и почти у всех один и тот же вопрос, что вечернее или утреннее правило занимает всего двадцать-двадцать пять минут. Дело в том, что я с этим практически не согласен, потому что можно вычитывать молитвы, а можно молиться. Вот когда человек молится, приступают к нему искушения и все время его сталкивают с молитвы. И святые отцы говорят, что надо снова начинать эту молитву. С учетом этого у меня, например, на утреннее правило уходит полтора часа, а то и час сорок. Это действительно молитва, когда человек молится, когда ему мешает что-то, но он преобразует это и снова начинает молиться. Он хочет помолиться Богу, а не вычитать молитвы. Я прошу Вас, ответьте на этот вопрос, как Вы его понимаете?»

– Действительно, бывает так, что человек становится на вечернюю молитву и на него наваливается такая усталость, что он чуть не падает. И он еле читает. Но как только он прочитал вечерние молитвы, вдруг звонок по телефону – и он два часа бодрым голосом разговаривает. И сонливость пропала. Вот это уже должно нас заставить задуматься, что молитва – это действительно некая брань. Потому что силы зла особым образом восстают на молящегося человека, они хотят прервать диалог между человеком и Богом. И обычно дается такой совет. Святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский говорил: если на молитве ты ощутил, что мысль ушла куда-то в сторону, не надо читать все правило заново; вот эту молитву, на которой ты себя поймал, что ушел куда-то в сторону в своем сознании, – ее перечитай.

Потом, некоторые опытные духовники говорят: вечерние молитвы можно читать сразу после ужина. Потому что для некоторых людей бывает это тяжело, они доводят до самого сна и становятся на молитву. Но у нас, собственно говоря, вечернее богослужение  и есть праздничное богослужение того дня, который следует за богослужением. Например, воскресенье мы празднуем уже в субботу вечером. Поэтому после ужина человек может читать вечерние молитвы, оставив определенную часть – окончание этих молитв – на момент, когда он будет ложиться спать.

Точно так же и утренние молитвы. Хотя самое благоприятное время по Библии считается до восхода солнца, а в Книге Плач Иеремии сказано, что каждое утро Бог обновляет Свои благословения. Чисто теоретически мы можем предположить, что до двенадцати дня можно прочитать утренние молитвы, если, например, по каким-то обстоятельствам (детей собирать в школу, жена должна мужа проводить на работу и так далее) как-то немного осуетились и не смогли вычитать молитвы. Поэтому правило дается (вечерняя, утренняя молитва) для того, чтобы человек не пришел в такое состояние, когда он вообще перестает молиться. Но это не значит, что вечерняя молитва должна быть прямо перед сном (можно и после ужина), а утренняя молитва – только утром. Не получилось прочитать рано утром, читай в десять часов, в одиннадцать… Хотя бы до двенадцати, но надо прочитать.

– И все-таки теология – это наука светская?

– Теология – это наука, слово о Боге. Теологом был Аристотель; он писал трактаты о Боге, но с точки зрения языческого понимания. А христианская теология всегда отталкивается от Божественного откровения. Есть как бы естественные процессы поиска Бога, алкание и жаждание Божьей правды заложены в каждом человеке. И все религии, которые существуют, существуют потому, что природа человека религиозная. Но есть богооткровенная религия, когда Бог Сам открывает Себя людям на их взыскание, приходит им на помощь, протягивает руку помощи. И теологические знания в этом смысле могут помочь людям разобраться в очень многих сложных вопросах.

– Каково значение языка в процессе образования личности?

– Мне представляется, это очень важно. Как я уже сказал, в понимании наших предков язык – это народ, а народ – это язык. Я принес интересное издание. Это Новый Завет, по изданию Острожской Библии 1581 года, новым набором, но в полном соответствии с той Библией, которую в 1581 году напечатал Иван Федоров. Чем интересно это издание? Здесь очень архаичный древнеславянский язык. Это издание возникло благодаря православному меценату Чикалину Вячеславу Геннадьевичу, который оплатил весь тираж – три тысячи экземпляров – для безвозмездного распространения среди любителей древнеславянской словесности, среди единоверцев, старообрядцев разных направлений и в наших православных семинариях Московского Патриархата. И мне довелось участвовать в распространении этого тиража, я отвечал за эту часть работы, и почти три тысячи экземпляров мы распространили. И когда люди начинают читать эти архаичные тексты, они говорят, что буквально сознание меняется. Потому что текст наиболее приближен к кирилло-мефодиевской традиции, текст XVI века, он без русификаций, без украинизмов (это тоже было, когда справщики книг из Малороссии пытались по-своему что-то переписать, это уже было во второй половине XVII века). Здесь именно вот такая кирилло-мефодиевская архаичность, как она сохранялась к XVI веку.

– Где можно найти эту книгу?

– Это издание безвозмездно распространяется по православным учебным заведениям, и мы передали часть тиража в Белокриницкое согласие старообрядцев, они очень ценят этот текст, новозыбковским старообрядцам, нашим единоверцам Московского Патриархата и в учебные заведения: в Сретенской семинарии распространяли эти книги для кафедры изучения церковнославянского языка и в Николо-Перервинской семинарии. Сейчас планируем сделать рассылку по другим учебным заведениям.

– То есть в книжных магазинах...

– … нет, не продается; распространяется бесплатно, но не всем подряд, а тем, кто любит и ценит древнеславянский глагол.

– Ясно. Но это еще раз подчеркивает то, что язык формирует сознание.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1).

– Какие образовательные программы существуют на вашем приходе?

– Мы сейчас на приходе (это храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках), по благословению настоятеля отца Вячеслава, возобновили занятия Библейской школы для взрослых. У нас сейчас идут занятия по катехизису. Была лекция по вере, мы изучали Никео-Цареградский Символ веры. В прошедшее воскресенье говорили о христианской надежде, о молитве, изучали молитву «Отче наш». В следующее воскресенье, если будем живы и Господь позволит, будем изучать принципы христианской любви по десяти заповедям Моисея и евангельским заповедям. А потом, в последующее воскресенье, с Божьей помощью, приступим к изучению Евангелия от Луки. Очень мало комментариев на это Евангелие, и я думаю, это будет интересный процесс. Занятия у нас проходят каждое воскресенье, после Божественной литургии совершается водосвятный молебен, служит отец настоятель, а потом я служу литию; вот после этого уже занятия воскресной Библейской школы для взрослых. Мы всех желающих приглашаем, чтобы они посетили наш гостеприимный храм и могли бы поучаствовать в процессе обучения. Как наши предки говорили: век живи – век учись. А когда пророк Моисей поставлял своего преемника Иисуса Навина, он ему говорил: да не отходит книга сия от уст твоих, поучайся из нее день и ночь.

– Занятия ведете Вы?

– Да, я веду занятия по благословению отца настоятеля.

– Что можно пожелать современным студентам и современным школьникам?

– В Библии есть очень красивые слова: остановитесь на путях ваших, рассмотрите, расспросите, где путь древний, чтобы вам идти по нему. Проблема современного мира заключается в том, что информационные потоки перемещаются с такой скоростью, что любая информация теряет хоть какую-то ценность. И молодые люди урывками воспринимают те или иные информационные потоки.

Когда мне приходится видеть, как молодые люди смотрят телевизор или как сидят в Интернете, они не могут смотреть даже художественный фильм, они перепрыгивают с одного канала на другой, пульт в руках щелкают туда-сюда. Точно так же в Интернете: они не могут зайти на православный сайт, который имеет благословение Церкви и только здесь находится, они прыгают с одного информационного пространства на другое. И вот здесь человеку очень трудно собраться  с мыслями, собрать свои чувства в некое  единство.

Мне кажется, возвращение к книге неизбежно, потому что быстрые информационные потоки едва ли могут дать человеку то, что ему даст общение с настоящей книгой, когда человек садится и читает спокойно то или иное произведение. Поэтому совет молодым, которые входят в процесс образования (изначальный смысл этого термина – это восстановить образ Божий в человеке): не надо спешить, не надо пытаться наполнить свое сознание какой-то информацией. Во-первых, не вся информация человеку пригодится. Прежде всего обращать внимание на те информационные потоки, которые несут нам положительный свет, положительную энергию. Хоть дьявол тоже иногда принимает вид ангела света, чтобы нас смутить, но в то же время есть свет Христов, который просвещает все человечество.

И когда я читаю по-старославянски (я стараюсь читать даже дома вслух), это оживляет сознание, это радует душу, действительно мы как бы соприкасаемся с нашими истоками. Поэтому очень важно в этом жизненном потоке иногда останавливаться, находить некие оазисы. Например, ты носишься по городу, почему не зайти в православный храм, не поставить свечку, не помолиться, не зайти в нормальную библиотеку, не выбрать хорошую книгу?

Сейчас при многих храмах, приходах есть приходские библиотеки, где священники руководят даже чтением людей, подсказывают: «Начни с этой книги, потом попробуй эту прочитать»… И так далее. Очень важно, чтобы в эти динамичные времена мы иногда все-таки немного сбавляли темп, потому что человек может потерять самого себя. А это самое страшное, что может произойти с человеком в этих информационных потоках; он может заблудиться, как в каком-то огромном лабиринте, провалиться в этот виртуальный мир. Поэтому призыв Писания: Остановитесь на путях ваших. И совет апостола Павла: вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, так ты спасешь и себя, и слушающих тебя.

– Время нашей передачи подошло к концу, благословите наших телезрителей.

– Да благословит Господь.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать